Правовые основы осуществления налоговых проверок в россии

Опубликовано: 14.05.2024

Васильева Ю.В., соискатель Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ внес кардинальные изменения в статьи, которые регулируют порядок проведения проверок. Теперь, по заверениям депутатов, исключена возможность произвола со стороны чиновников налоговых органов и детально прописаны действующие процедуры налогового контроля.

Проверки, проводимые сотрудниками налоговой инспекции, бывают двух видов: камеральные и документальные выездные.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка - это проверка документов, представленных организацией в налоговую инспекцию. Такая проверка проводится непосредственно в самой инспекции без выезда на предприятие. Срок такой проверки составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

В старой редакции ст. 88 Налогового кодекса РФ было сказано, что камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В новой редакции указанной статьи теперь отсутствует ссылка "служащих основанием для исчисления и уплаты налога". Сделано это потому, что теперь в ст. 88 Налогового кодекса РФ установлен закрытый перечень документов, которые налоговики могут истребовать у налогоплательщика при проведении "камералок". Так, согласно п. 4 обновленной редакции статьи налогоплательщик, в декларации которого нашли ошибку или выявили противоречия между сведениями, вправе дополнительно представить в налоговую инспекцию выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Сейчас Кодекс предписывает запрашивать лишь те документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога. То есть цель камеральной проверки - проверить, как заполнены налоговые декларации, соответствуют ли они данным бухгалтерского учета. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок. Это подтверждает и сложившаяся арбитражная практика.

Примеры: Постановления ФАС Уральского округа от 17 марта 2004 г. N Ф09-939/04-АК, ФАС Волго-Вятского округа от 14 апреля 2005 г. по делу N А29-6147/2004а, от 11 июля 2005 г. по делу N А29-10784/2004а и от 27 мая 2005 г. по делу N А29-6937/2004а; ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 июля 2005 г. по делам N А33-31284/04-С4-Ф02-3285/05-С1, N А33-31147/04-С4-Ф02-3283/05-С1 и от 19 июля 2005 г. по делу N А33-815/05-Ф02-3338/05-С1.

Если налоговики нашли в налоговой декларации или расчете ошибки или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявили, что сведения, представленные налогоплательщиком, не соответствуют тем, что есть у инспекции, или полученным в ходе налогового контроля, то об этом сообщается налогоплательщику. Он должен представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. В обновленной редакции ст. 88 сказано, что сделать это нужно в течение пяти дней.

А проверяющие должны рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если представители фирмы или предприниматель не могут внятно пояснить причины ошибок или несоответствий либо налоговики установят факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, то составляется акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Налогового кодекса РФ.

Как и во многих других вопросах, связанных с проведением налоговых проверок, мнения специалистов здесь расходятся. Налоговые органы упрямо твердят о том, что раз ст. 88 Налогового кодекса РФ (раскрывающей понятие камеральной проверки) составление акта налоговой проверки не предусмотрено, то оно и не обязательно. В том случае, если налоговый орган по итогам проверки выносит решение только о доначислении налогов и пеней, то суждение это верное, и никаких противоречий здесь не возникает.

Однако картина меняется, если в решении фигурирует штраф. Налоговые органы настаивают на том, что акт налоговой проверки составлять все равно не требуется. Юристы же налогоплательщиков настаивают на том, что в этом случае речь идет о привлечении к налоговой ответственности, а оно производится в соответствии с порядком, определенным ст. 101 Налогового кодекса РФ. Пункт 1 этой статьи устанавливает, что в случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы налоговой проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

Как видно из текста статьи, при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности он имеет право на:

  • представление в налоговый орган объяснений и возражений на акт налоговой проверки;
  • участие в рассмотрении материалов проверки.

При этом Кодекс не делает различия между выездной и камеральной проверками, он говорит только о налоговых проверках, родовом для предыдущих понятии. Поэтому, если исходить из общего перечня требований, предъявляемых к оформлению результатов налоговых проверок, то следует признать, что в том случае, если результаты камеральной проверки не дают оснований полагать, что имело место налоговое правонарушение, то акт камеральной проверки может не составляться. Если же инспектор полагает, что основания для привлечения к налоговой ответственности имеются, то акт, безусловно, должен составляться, а затем рассматриваться по общим правилам, предусмотренным ст. 101 Налогового кодекса РФ.

Арбитражные суды не имеют единой точки зрения на проблему. Некоторые из них считают несоставление акта камеральной проверки и непривлечение налогоплательщика к рассмотрению материалов проверки нарушением со стороны налогового органа, другие судьи нередко напрямую говорят: "Процессуальные нарушения нас не интересуют, будем рассматривать дело по существу". Как и прежде, все зависит от территориальной подведомственности суда, как и в других случаях, ФАС Северо-Западного округа поддерживает налогоплательщика. Примеры - Постановления от 14 января 2002 г. по делу N А56-23931/01, от 5 июня 2001 г. по делу N А26-500/01-02-04/41. А, скажем, ФАС Московского округа горой стоит за налоговиков (см., например, Постановление от 28 января 2004 г. по делу N КА-А40/11472-03).

Теперь все противоречия устранены. В ст. 88 Налогового кодекса РФ четко сказано, что, в случае если в результате камеральной проверки выявлены налоговые правонарушения, составляется акт проверки.

Согласно п. 6 обновленной редакции указанной статьи Кодекса при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на соответствующие налоговые льготы.

Проводя камеральную проверку, налоговая инспекция не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей статьей или представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Как видите, в новой редакции статьи, регулирующей порядок проведения налоговых проверок, прямо предусмотрен запрет налоговиков требовать дополнительные сведения.

Однако в ст. 93 Налогового кодекса РФ, которая посвящена истребованию документов при проверках, по-прежнему предусмотрено право налоговиков запрашивать любые документы. И здесь не уточняется, во время каких проверок - выездных или камеральных. Да и в обновленном тексте ст. 88 Налогового кодекса РФ непонятно, могут ли проверяющие требовать дополнительные документы, если в отчетности ошибок не найдено.

Сейчас проверяющие считают, что они вправе запрашивать любые документы, в любых количествах, при этом они зачастую не утруждают себя подробным перечислением этих документов. Нередко в запросе говорится просто: "представить все первичные документы по представленной декларации". Непредставление документов в указанный в требовании срок наказывается штрафом в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ), а отказ в представлении документов наказывается штрафом в размере 5000 руб. При этом конкретного перечня документов, которые могут запрашивать налоговые органы, не существует. Теперь это устранено.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

В новой редакции ст. 89 Налогового кодекса РФ уточнено, что выездная проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. И только в том случае, когда у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки, такая ревизия может проходить в налоговой инспекции.

До 2007 г. выездная проверка могла быть проведена только по местонахождению фирмы.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит та налоговая инспекция, в ведении которой находится организация или предприниматель. В отношении крупнейших налогоплательщиков решение о проведении выездной налоговой проверки принимает налоговая инспекция, которая ставила организацию на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Поэтому ее несоблюдение в принципе может повлечь за собой отмену итогов проверки, проведенной на основании такого решения. Форма решения утверждена Приказом МНС РФ от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318. Решение о проверке налоговый орган обязан оформить соответствующим образом, то есть указать все предусмотренные реквизиты, поскольку в дальнейшем этот документ будет являться основанием для всех последующих действий ревизоров.

Уточнения по поводу того, что должен содержать акт проверки, понадобились потому, что отсутствие необходимых реквизитов в тексте решения в некоторых случаях было причиной для отказа проверяющим в доступе для проведения проверки.

Анализируя судебную практику, следует сказать о том, что суды достаточно четко определяют, отсутствие каких реквизитов в решении о проведении проверки может привести к отмене решения инспектора, а каких - нет.

Так, по мнению судей ФАС Московского округа, если в решении не указано, какие именно налоги подлежат проверке, то это не влечет отмену проверки. Суд сослался на положения п. 2 ст. 4 Налогового кодекса. Данная норма указывает на то, что приказы МНС России не относятся к актам налогового законодательства. Следовательно, их нарушение не является основанием для признания решения о проведении проверки недействительным (см. Постановление от 22 мая 2003 г. по делу N КА-А40/2953-03).

В другом деле нарушение формы в совокупности с другими обстоятельствами привело к отмене решения налогового органа (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 мая 2005 г. по делу N А42-8818/03-27). Налоговый орган принял решение о проведении повторной налоговой проверки, не указав в нем причину ее проведения, что является одним из обязательных реквизитов решения. Поскольку решение о назначении проверки не было мотивировано, вкупе с другими обстоятельствами суд признал требования налоговиков незаконными.

Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика.

Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговые органы проводят указанный контроль в форме налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим кодексом.

Функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов.

Согласно ст. 87 НК РФ они бывают следующих видов:

– повторные выездные налоговые проверки.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора – организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований НК РФ.

Статья 87 НК РФ установила период в деятельности предприятия, который может стать предметом камеральных и выездных проверок. Этот период – три календарных года, предшествующих дате проверки.

Срок давности для ответственности за налоговое правонарушение определен четко (ст.113 НК РФ). Он составляет три года и исчисляется со следующего дня после совершения правонарушения. Если же было допущено и подтверждено грубое нарушение – неуплата или неполная уплата налога, игнорирование правил учета доходов и расходов (объектов налогообложения), – срок давности ответственности исчисляется со следующего дня после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение.

Выездная налоговая проверка

Выездные налоговые проверки проводятся в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей на основании решения руководителя налогового органа (его заместителя) не чаще одного раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренномст. 94 НК РФ, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов.

Налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Налоговые органы Российской Федерации, действуя в соответствии с законодательством, осуществляют несколько видов проверок. Налоговые органы могут проводить проверки в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами.

К проверкам, проводимым в соответствии с иными законодательными актами, относится достаточно большое число проверок соблюдения законодательства, в т.ч.:

– по применению контрольно-кассовой техники в денежных расчетах;

– по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и табачной продукции;

– по кассовой дисциплине и т.д.

Действия налоговых органов при проведении таких проверок регламентируются, как правило, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверки, проводимые в соответствии с НК РФ (или собственно налоговые проверки), можно классифицировать по нескольким признакам.

Так, ст. 87 НК РФ определено, что налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными (третьими) лицами, то налоговые органы могут истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Это так называемая встречная проверка.

Таким образом, НК РФ установлена следующая основная классификация налоговых проверок:

Камеральная налоговая проверка (в соответствии со ст. 88 НК РФ) – это налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка (в соответствии со ст. 89 НК РФ) – это налоговая проверка, которая проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Форма решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается МНС России.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).

Статьей 87 НК РФ установлен запрет на проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период. Из этого правила сделано два исключения – повторная проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Таким образом, налоговые проверки подразделяются по признаку повторности:

Первичные проверки могут быть камеральными и выездными. Определяющим критерием здесь является то, что такая проверка по конкретному налоговому периоду, по конкретному налогу у данного налогоплательщика не проводилась.

Повторные проверки, чисто теоретически, также могут быть камеральными и выездными. Однако с учетом установленного ст. 88 НК РФ ограничения на срок камеральной проверки – 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, проведение повторной камеральной проверки представляется маловероятным. Таким образом, на практике повторные проверки могут быть только выездными. Их проведение допускается лишь в двух названных выше случаях.

Как правило, налогоплательщики сталкиваются с повторными проверками в случаях проведения вышестоящим налоговым органом проверки деятельности налоговой инспекции, проводившей первичную проверку. В этом случае фактически проверяется деятельность налоговой инспекции, но в случае обнаружения ошибок к налогоплательщику могут быть применены налоговые санкции.

Статьей 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Таким образом, по степени охвата проверкой уплачиваемых плательщиком налогов выделяются:

Под комплексной налоговой проверкой понимается проверка, которой охватываются вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов, уплачиваемых налогоплательщиком. В ходе данной проверки ревизуются все счета предприятия, играющие роль в формировании налоговых обязательств.

Тематическая налоговая проверка – это проверка, охватывающая вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

В настоящее время в связи с высокой нагрузкой и острой нехваткой квалифицированных кадров налоговые органы в большинстве случаев проводят тематические проверки. Этими проверками охватываются, как правило, НДС, налог на прибыль и еще один-два налога, являющиеся наиболее значимыми для данного налогоплательщика.

По категории участников налоговых правоотношений выделяются:

– проверки налоговых агентов;

– проверки плательщиков сборов.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов на основании ст. 19 НК РФ признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Статьей 24 НК РФ дано определение налоговых агентов. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Эта классификация влияет на перечень вопросов, которые могут быть подвергнуты проверке. В ходе проверок у налогоплательщиков проверяется правильность исчисления и уплаты всех или некоторых налогов, которые они обязаны уплачивать. У плательщиков сборов проверяется правильность взимания и своевременность перечисления в бюджет соответствующих сборов. У налоговых агентов проверяется правильность исчисления и удержания у плательщиков таких налогов, как налог на доходы физических лиц и т.п.

По статусу объектов проверок можно выделить:

– проверки юридических лиц;

– проверки юридических лиц по вопросам исчисления и уплаты налогов филиалами и обособленными подразделениями;

– проверки индивидуальных предпринимателей;

– проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Каждая проверка из этих категорий имеет свою специфику в части состава проверяемых налогов и соблюдения отдельных формальностей.

Так, проверка филиала или представительства юридического лица может быть инициирована и проведена как налоговым органом, в котором состоит на учете данное юридическое лицо, так и налоговым органом по месту нахождения этого филиала (представительства) обособленного подразделения.

По методу проведения проверки можно выделить:

– проверки, проводимые сплошным методом;

– проверки, проводимые выборочным методом.

При сплошной проверке проверяются все документы налогоплательщика за все налоговые (отчетные) периоды, охваченные проверкой. Выборочной проверкой охватывается, как правило, часть документации (если плательщик работает по типовым договорам, схемам и т.п.) или часть налоговых (отчетных) периодов. При этом, если в ходе выборочной проверки выявляются нарушения налогового законодательства, рекомендуется проводить сплошную проверку. Данная классификация относится к выездным проверкам.

В настоящее время большинство проверок проводится с применением выборочного метода. Сотрудники налоговой инспекции тщательно проверяют один-два налоговых (отчетных) периода, выявляют нарушения, носящие систематический характер. Это позволяет несколько сократить затраты рабочего времени на проведение проверки, хотя и увеличивает риск необнаружения ошибок плательщика.

По составу участников проверки можно выделить:

– проверки, проводимые силами налоговой инспекции;

Совместные проверки проводятся силами сотрудников инспекции и иных контролирующих органов.

В первую очередь речь идет о правоохранительных органах, об органах государственных внебюджетных фондов и финансовых органах. Возможно взаимодействие и с другими государст­венными и муниципальными организациями.

По отношению к плану проверок можно выделить:

Ежеквартально инспекцией составляется план проведения выездных проверок, в который включаются те налогоплательщики, деятельность которых инспекция обязана или считает необходимым проверить в течение очередного квартала. В то же время имеют место случаи, когда инспекции приходится проводить проверки налогоплательщиков, не включенных в план. К ним относятся: проведение проверок по постановлению следователя, расследующего уголовное дело; проведение проверок по срочным заданиям вышестоящих налоговых органов и т.п.

"Налоги" (журнал), 2007, N 2

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ внес кардинальные изменения в статьи, которые регулируют порядок проведения проверок. Теперь, по заверениям депутатов, исключена возможность произвола со стороны чиновников налоговых органов и детально прописаны действующие процедуры налогового контроля.

Проверки, проводимые сотрудниками налоговой инспекции, бывают двух видов: камеральные и документальные выездные.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка - это проверка документов, представленных организацией в налоговую инспекцию. Такая проверка проводится непосредственно в самой инспекции без выезда на предприятие. Срок такой проверки составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

В старой редакции ст. 88 Налогового кодекса РФ было сказано, что камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В новой редакции указанной статьи теперь отсутствует ссылка "служащих основанием для исчисления и уплаты налога". Сделано это потому, что теперь в ст. 88 Налогового кодекса РФ установлен закрытый перечень документов, которые налоговики могут истребовать у налогоплательщика при проведении "камералок". Так, согласно п. 4 обновленной редакции статьи налогоплательщик, в декларации которого нашли ошибку или выявили противоречия между сведениями, вправе дополнительно представить в налоговую инспекцию выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Сейчас Кодекс предписывает запрашивать лишь те документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога. То есть цель камеральной проверки - проверить, как заполнены налоговые декларации, соответствуют ли они данным бухгалтерского учета. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок. Это подтверждает и сложившаяся арбитражная практика.

Примеры: Постановления ФАС Уральского округа от 17 марта 2004 г. N Ф09-939/04-АК, ФАС Волго-Вятского округа от 14 апреля 2005 г. по делу N А29-6147/2004а, от 11 июля 2005 г. по делу N А29-10784/2004а и от 27 мая 2005 г. по делу N А29-6937/2004а; ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 июля 2005 г. по делам N А33-31284/04-С4-Ф02-3285/05-С1, N А33-31147/04-С4-Ф02-3283/05-С1 и от 19 июля 2005 г. по делу N А33-815/05-Ф02-3338-05/С1.

Если налоговики нашли в налоговой декларации или расчете ошибки или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявили, что сведения, представленные налогоплательщиком, не соответствуют тем, что есть у инспекции или полученным в ходе налогового контроля, то об этом сообщается налогоплательщику. Он должен представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. В обновленной редакции ст. 88 сказано, что сделать это нужно в течение пяти дней.

А проверяющие должны рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если представители фирмы или предприниматель не могут внятно пояснить причины ошибок или несоответствий либо налоговики установят факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, то составляется акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Налогового кодекса РФ.

Как и во многих других вопросах, связанных с проведением налоговых проверок, мнения специалистов здесь расходятся. Налоговые органы упрямо твердят о том, что раз ст. 88 Налогового кодекса РФ (раскрывающей понятие камеральной проверки) составление акта налоговой проверки не предусмотрено, то оно и не обязательно. В том случае, если налоговый орган по итогам проверки выносит решение только о доначислении налогов и пеней, то суждение это верное, и никаких противоречий здесь не возникает.

Однако картина меняется, если в решении фигурирует штраф. Налоговые органы настаивают на том, что акт налоговой проверки составлять все равно не требуется. Юристы же налогоплательщиков настаивают на том, что в этом случае речь идет о привлечении к налоговой ответственности, а оно производится в соответствии с порядком, определенным ст. 101 Налогового кодекса РФ. Пункт 1 этой статьи устанавливает, что в случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы налоговой проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

Как видно из текста статьи, при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности он имеет право на:

  • представление в налоговый орган объяснений и возражений на акт налоговой проверки;
  • участие в рассмотрении материалов проверки.

При этом Кодекс не делает различия между выездной и камеральной проверками, он говорит только о налоговых проверках, родовом для предыдущих понятии. Поэтому если исходить из общего перечня требований, предъявляемых к оформлению результатов налоговых проверок, то следует признать, что в том случае, если результаты камеральной проверки не дают оснований полагать, что имело место налоговое правонарушение, то акт камеральной проверки может не составляться. Если же инспектор полагает, что основания для привлечения к налоговой ответственности имеются, то акт, безусловно, должен составляться, а затем рассматриваться по общим правилам, предусмотренным ст. 101 Налогового кодекса РФ.

Арбитражные суды не имеют единой точки зрения на проблему. Некоторые из них считают несоставление акта камеральной проверки и непривлечение налогоплательщика к рассмотрению материалов проверки нарушением со стороны налогового органа, другие судьи нередко напрямую говорят: "Процессуальные нарушения нас не интересуют, будем рассматривать дело по существу". Как и прежде, все зависит от территориальной подведомственности суда, как и в других случаях, ФАС Северо-Западного округа поддерживает налогоплательщика. Примеры: Постановления от 14 января 2002 г. по делу N А56-23931/01, от 5 июня 2001 г. по делу N А26-500/01-02-04/41. А, скажем, ФАС Московского округа горой стоит за налоговиков (см., например, Постановление от 28 января 2004 г. по делу N КА-А40/11472-03).

Теперь все противоречия устранены. В ст. 88 Налогового кодекса РФ четко сказано, что, в случае если в результате камеральной проверки выявлены налоговые правонарушения, составляется акт проверки.

Согласно п. 6 обновленной редакции указанной статьи Кодекса при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на соответствующие налоговые льготы.

Проводя камеральную проверку, налоговая инспекция не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей статьей или представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Как видите, в новой редакции статьи, регулирующей порядок проведения налоговых проверок, прямо предусмотрен запрет налоговиков требовать дополнительные сведения.

Однако в ст. 93 Налогового кодекса РФ, которая посвящена истребованию документов при проверках, по-прежнему предусмотрено право налоговиков запрашивать любые документы. И здесь не уточняется, во время каких проверок - выездных или камеральных. Да и в обновленном тексте ст. 88 Налогового кодекса РФ непонятно, могут ли проверяющие требовать дополнительные документы, если в отчетности ошибок не найдено.

Сейчас проверяющие считают, что они вправе запрашивать любые документы в любых количествах, при этом они зачастую не утруждают себя подробным перечислением этих документов. Нередко в запросе говорится просто: "представить все первичные документы по представленной декларации". Непредставление документов в указанный в требовании срок наказывается штрафом в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ), а отказ в представлении документов наказывается штрафом в размере 5000 руб. При этом конкретного перечня документов, которые могут запрашивать налоговые органы, не существует. Теперь это устранено.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

В новой редакции ст. 89 Налогового кодекса РФ уточнено, что выездная проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. И только в том случае, когда у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки, такая ревизия может проходить в налоговой инспекции.

До 2007 г. выездная проверка могла быть проведена только по местонахождению фирмы.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит та налоговая инспекция, в ведении которой находится организация или предприниматель. В отношении крупнейших налогоплательщиков решение о проведении выездной налоговой проверки принимает налоговая инспекция, которая ставила организацию на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Поэтому ее несоблюдение в принципе может повлечь за собой отмену итогов проверки, проведенной на основании такого решения. Форма решения утверждена Приказом МНС России от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318. Решение о проверке налоговый орган обязан оформить соответствующим образом, то есть указать все предусмотренные реквизиты, поскольку в дальнейшем этот документ будет являться основанием для всех последующих действий ревизоров.

Уточнения по поводу того, что должен содержать акт проверки, понадобились потому, что отсутствие необходимых реквизитов в тексте решения в некоторых случаях было причиной для отказа проверяющим в доступе для проведения проверки.

Анализируя судебную практику, следует сказать о том, что суды достаточно четко определяют, отсутствие каких реквизитов в решении о проведении проверки может привести к отмене решения инспектора, а каких - нет.

Так, по мнению судей ФАС Московского округа, если в решении не указано, какие именно налоги подлежат проверке, то это не влечет отмену проверки. Суд сослался на положения п. 2 ст. 4 Налогового кодекса. Данная норма указывает на то, что приказы МНС России не относятся к актам налогового законодательства. Следовательно, их нарушение не является основанием для признания решения о проведении проверки недействительным (см. Постановление от 22 мая 2003 г. по делу N КА-А40/2953-03).

В другом деле нарушение формы в совокупности с другими обстоятельствами привело к отмене решения налогового органа (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 мая 2005 г. по делу N А42-8818/03-27). Налоговый орган принял решение о проведении повторной налоговой проверки, не указав в нем причину ее проведения, что является одним из обязательных реквизитов решения. Поскольку решение о назначении проверки не было мотивировано, вкупе с другими обстоятельствами суд признал требования налоговиков незаконными.

Сист. налогов РФ представлена 3-мя уровнями.

Правовые основы организации системы налогов и сборов РФ. Специальные налоговые режимы.

Налоговая система – совокуп.всех налогов, сборов и пошлин, действующих на определ. территории, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодат. порядке.

1. Федеральные налоги (8): НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, водный налог, налог на добычу пол.ископаемых, сбор за польз. объектами жив. мира и водными биологич. ресурсами, гос.пошлина.

2. Региональные налоги (3): транспортный налог, налог на имущ-во организ-ий, налог на игорный бизнес.

3. Местные налоги (2): земельный налог, налог на имущ-во физ.лиц.

Помимо перечисл.налогов в РФ примен-ся спец.налоговые режимы – особый порядок н/обложения для отд.категорий н/плат.

Спец.налоговые режимы в РФ:

1. Единый с/хоз.налог (гл.26 НК РФ) – налоги для юр.лиц заменяются на налог ПФ – 14%ФОТ + ед.с/х налог =6%*(Д-Р)

2. Упрощ.система н/обложения: ПФ – 14%ФОТ + 6%*Д или 15%*(Д-Р) (не менее 1% от Д).

3. Сист.н/облож.в виде ед.налога на вмененный доход (ЕНДВ): ПФ – 14%ФОТ + 15% ВД (ЕНДВ-ПФ не более 50% суммы ЕН).

4. Система н/облож.при действии соглашений о разделе продукции.

Налоговая система РФ включает в себя 4 взаимосвязанных звена:

1.совокупн.налогов и сборов, действующих на территории,

3.законодат-во по налогам и сборам,

4.система налог.администрирования (планирование и контроль за поступлением налог.платежей).

Осн.законодат-м актом по налогам и сборам явл-ся НК РФ.

Часть 1 вступила в силу с 1.01.99г. и содержит след.положения:

- перечень налогов и сборов, действ-х на территории РФ,

- права, обязанности и отвеств-ть н/плательщ., нал.органов и их должн.лиц,

- виды и сроки налог-х проверок и пр.общие положения.

Часть 2 НК принималась по главам с 2001 г.

Содержит мех-м исчисления и уплаты налогов, действующих на террит.РФ.

Осн.законодат-м актом по налогам и сборам явл-ся НК РФ.

Часть 1 вступила в силу с 1.01.99г. и содержит след.положения:

- перечень налогов и сборов, действ-х на территории РФ,

- права, обязанности и отвеств-ть н/плательщ., нал.органов и их должн.лиц,

- виды и сроки налог-х проверок и пр.общие положения.

Часть 2 НК принималась по главам с 2001 г.

Содержит мех-м исчисления и уплаты налогов, действующих на террит.РФ.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевремен-ю внесения налогов в бюджет осущ-ет ФНС и ее территориал.подразделения.

ФНС России входит в состав Мин.финансов РФ.

Права налоговых органов (ст. 31 ч. 1 НК РФ):требовать от налогоплательщика документы и пояснения, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов; проводить налоговые проверки, производить выемку документов, приостанавливать операции по счетам в банках, осматривать любые используемые налогоплательщиком складские, торговые и иные помещения; требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений, взыскивать недоимки и пени по налогам и сборам и др. права в соответствии со ст. 31ч. 1.

Обязанности налоговых органов (ст.32ч.1 НК РФ):соблюдать законодательство о налогах и сборах; осущ. контроль за соблюдением законодательства; вести в установленном порядке учет организаций и физ-их лиц; осуществлять своевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов; соблюдать налоговую тайну; направлять налогоплательщику копии актов налоговой проверки; не унижать честь и достоинство налогоплательщика.

Налоговые проверки подраздел-ся на:

Камеральные (ст.88 ч.1 НК)

Выездные (ст.89 ч.1 НК)

Камеральная проверка пров-ся в рамках должн-х обязан-ей работников нал.органов и предст.собой проверку деклараций и докум-в, представленных н/плат.в налоговый орган. Срок камер.проверки не более 3 месяцев.

Выездная проводится на основ.решения руководителя налог.органа в кот.указаны сроки проведения проверки, период, кот охватывает проверка и вопрос, по кот.осущ-ся проверка.

Срок выездн.проверки – не более 2 месяцев, в искл.случаях м.б. увеличен до 4-6 мес.

Охватывает период не более 3-х лет, предшест-х проверке.

Не разрешено проводить на 1 предприятии более 2-х выездных проверок в год, в искл.случаях число проверок м.б. увеличено

Читайте также: