Налог др руси 4

Опубликовано: 29.04.2024

главная
Выведено слов: 50 из 1043

  • Вид спортивной мужской причёски
  • Зверь с яблоком на спине
  • Колючий, но симпатичный зверёк
  • Короткая "колючая" причёска
  • Короткая причёска
  • Короткая причёска с колючим названием
  • Котлетка или причёска
  • Почти лысая стрижка
  • Симпатичный колючий зверёк
  • Сухопутный собрат ёршика
  • У него дырочка в правом боку (песен.)
  • мужская причёска
  • причёска дыбом
  • резиновый свистун из песни
  • (6) ЁКАНЬЕ -
    • испуганные движения сердца
    • толчки сердца от испуга
    (4) ЁЛКА -
    • "берёт на лапу" игрушками
    • Главная героиня Новогодн. праздника
    • Дерево, приглашённое в гости
    • Детский новогодний праздник с играми и танцами
    • Домашнее дерево с 1 по 14 января
    • Зимний праздник в Кремле
    • Непременный новогодний атрибут
    • Новогодн. дерево со стеклян. "плодами"
    • Новогодний "склад" подарков
    • Пушистая новогодняя красавица
    • на фото женщина, певица
    • праздник со Снегурочкой
    • принарядившееся дерево
    (6) ЁЛОЧКА -
    • "Метель ей пела песенку”
    • Нарядная, которая на праздник к нам пришла
    • Обычный узор при укладке паркета
    • нарядная, что к нам пришла
    • срубленная под корешок
    (7) ЁМКОСТЬ -
    • Вместилище для жидких и сыпучих тел
    (5) ЁРНИК -
    • Да он просто издевается!
    • Озорник и безобразник, пустой шутник и повеса
    • Озорной гуляка и повеса (устар.)
    • Повеса волокита, насмешник
    • Повеса, озорник (устар.)
    • Старое название повесы
    (3) ЁРШ -
    • "Опьяняющая" рыба
    • Какую рыбу можно выпить?
    • Пиво без водки - деньги на ветер, а пиво с водкой - что будет
    • коктейль по-русски
    • колючий, но в уху пойдёт
    • скорпена
    (5) ЁРШИК -
    • "Шомпол" для мытья бутылок
    • Бутылочный "шомпол"
    • Чем чистят не только бутылку, но и дуло пистолета?
    • Шомпол для бутылок
    (3) ААВ -
    • Корифей эстонской оперы
    • Мэтр эстонской оперы
    • Опера "Викерцы" (эст. композитор)
    • Опера "Викерцы" (эстонский композитор)
    • Опера "Викинги" (эст. композитор)
    • Опера "Викинги" (эстонский композитор)
    • Эст. композитор и хоровой дирижёр
    • Эстонский композитор и дирижер, автор оперы "Викинги"
    • Эстонский композитор и хоровой дирижёр
    • Эстонский композитор, автор оперы "Викерцы"
    • Эстонский композитор, автор симфонический поэмы "Жизнь"
    • Эстонский композитор, автор хоровых песен "Утро", "Певец", "Хмель", "Исчез в ночи"
    • Эстонский корифей оперы
    • Эстонский мастер оперы
    (5) ААВИК -
    • эстонский композитор
    (3) ААК -
    • "Плывучий" голландец
    • Вид парусника
    • Др.-герм. судно для перевозки вин
    • Древнегерманск. парусная баржа
    • Древнегерманск. парусное судно
    • Древнегерманская парусная баржа
    • Древнегерманский парусник
    • Древнегерманское судно для перевозки вин
    • Древнее парусное грузовое судно
    • Древняя парусная баржа
    • Одномачтовое плоскодонное судно, использовавшееся на Нижнем Рейне для перевозки вин
    • Парусник-"голландец"
    • Парусное плоскодонное судно типа баржи
    • Парусный "голландец"
    (3) ААЛ -
    • Вид населенного пункта в Туве
    • Дух из оперы якутского композитора Г.И.Литинского "Нюргун Боотур"
    • Поселение у тувинцев-кочевников
    (7) ААЛБООТ -
    • Одномачтовая парусная лодка в Нидерландах
    (8) ААЛТОНЕН -
    • Финский скульптор, автор монументов: "Дружба", "Мир"
    (4) ААЛЫ -
    • Имя киргизского поэта Токомбаева
    (4) ААПА -
    • Безлесный тип болота на севере Евразии
    (5) ААРГХ -
    • Супермен из фантастических романов Андрея Белянина
    (4) ААРЕ -
    • Один из главных притоков Рейна
    • Приток Рейна в Швейцарии
    • Река Швейцарского плоскогорья
    • Река в Европе
    • Река в Швейцарии, левый приток Рейна
    • Река, рождённая в Бернских Альпах
    (5) ААРНЕ -
    • Финский фольклорист, автор фундаментального "Указателя сказочных типов"
    (5) ААРОН -
    • Библейский первосвященник
    • Брат и помощник пророка Моисея
    • Брат пророка Моисея
    • В Библии - первый первосвященник Еврейского народа, брат пророка и законодателя Моисея
    • Во время отсутствия Моисея именно он по требованию народа изготовил золотого тельца
    • Говорил с людьми по велению бога Яхве
    • Кто замещал библейского Моисея, пока тот общался с Яхве?
    • Кто из библейских героев превратил свой посох в змею на глазах у фараона?
    • Моисей был косноязычен, и вещать за него был вынужден старший брат, прозванный "устами Моисея". Как звали брата?
    • Первый ветхозаветный первосвященник
    • Первый первосвященник, брат Моисея
    • Первый священник из Ветхого Завета
    • Толмач при библейском Моисее
    • Элвис . Пресли
    (11) ААРОНОВЩИНА -
    • В старообрядчестве согласие, отделившееся во 2-й половине 18 века от филипповцев
    (5) ААРРА -
    • Бог в древнеарабской мифологии - покровитель города Босра
    • Бог плодородия у арабов
    (3) ААХ -
    • Бог Луны у египтян
    • В египетской мифологии - божество луны, почиталось в Фивах
    • Египетский бог Луны
    (4) ААЮН -
    • Город в Западной Сахаре, иначе Эль-Аюн
    (2) АБ -
    • "Вода" по-арабски
    (3) АБА -
    • Арабская мужская одежда, длинный шерстяной плащ с прорезями для рук, служивший и постелью
    • Левый приток Томи
    • На какой реке стоит город Прокопьевск?
    • Плащ у арабских кочевников
    • Редкое сукно и плащ из него
    • Шерстяной плащ бедуина
    • плащ у арабских народов
    (6) АБАГАР -
    • Печатный или цельногравированный молитвенник-амулет у болгар и сербов в XVII-XVIII веках
    (6) АБАДАН -
    • Город-порт в Иране
    • Иранский порт
    • Опера украинского композитора Ю.С.Мейтуса
    • Портовый город в Иране
    (4) АБАЖ -
    • Анидаг, Йагупоп, Нушрок, ..
    • Квакающий приятель Анидаг
    • Министр Йагупопа
    • Министр из свиты Йагупопа
    • Министр короля Йагупопа
    • Министр при дворе Йагупопа
    • Отрицательный персонаж "Королевства Кривых зеркал"
    • министр в правительстве Нушрока
    • приятель Нушрока (сказ.)
    • противник Оли и Яло (сказ.)
    (6) АБАЖУР -
    • "Колокол" на лампе
    • "Наряд" для настольной лампы
    • "Нахлобучка" для настольной лампы
    • "Парашют" над лампой
    • "Шапка" лампы
    • "Шляпа" для потолочной лампы
    • "Шляпка" для настольной лампы
    • "шляпа" для лампы
    • "шляпа" лампы
    • В четвертой по счету статье словаря Даля приводится синоним этого слова - "тенник"
    • Головной убор околпаченной лампы
    • Если защемляет нос пенсне, а носит монету портмоне, то что склоняет свет?
    • Зонтик над лампочкой
    • Колпак лампы
    • Колпак на лампе, создающий уют
    • Колпак настольной лампы
    • Колпак светильника
    • Колпак торшера
    • Колпак, которому все до лампочки
    • Колпак, создающий уют
    • Косо прорезанное тюремное окно
    • Лампочкина "шляпка"
    • Прикрытие для лампы
    • Световая покрышка
    • Скажите по-французски "отражающий свет"
    • Тряпичный собрат стеклян. плафона
    • Тряпичный собрат стеклянного плафона
    • У модницы шляпка, а что у лампы?
    • Чем "околпачен" светильник?
    • Шляпа для торшера
    • Шляпка светильника для создания нужной освещенности
    • колпак для лампы
    (4) АБАЗ -
    • Денежка персов
    • Древнеперсидская монета
    • Мелкая серебряная монета, распространённая в старину на Кавказе
    • Монета Древней Персии
    • Персидская мера веса, равная 368 гр
    • Старинная персидская монета
    • Эта иранская серебряная монета, широко распространенная в XVI-XVII вв в странах Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии, получила свое название по имени иранского шаха Аббаса I
    (6) АБАЗИН -
    • Представитель народа России (Карачаево-Черкессия)
    (8) АБАЗИНЕЦ -
    • Представитель северокавказского народа, родственного абхазам и адыгам
    (8) АБАЗИНКА -
    • Представительница северокавказского народа, родственного абхазам и адыгам
    (6) АБАЗИЯ -
    • Нарушение способности ходить при сохранности других движений ног
    (4) АБАЙ -
    • . Кунанбаев (поэт-просветитель)
    • Казахский поэт-просветитель
    • Поэт Кунанбаев
    (4) АБАК -
    • "Компьютер" древнего мира
    • Архитектурная деталь: плита над колонной
    • В архитектуре - верхняя часть капители колонны
    • Верхняя плита пилястры
    • Верхушка капители
    • Греческий предок калькулятора
    • Допотопные счёты древних греков
    • Древние счеты с пятеричной системой счисления
    • Именно этому предмету посвящена первая статья "Математического энциклопедического словаря"
    • Калькулятор Пифагора
    • Компьютер времен Дедала и Икара
    • Плита на верху капители
    • Пращур компьютера
    • Предок канцелярских счётов
    • С этого счетного устройства начинается история компьютера
    • Счёты Пифагора
    • Счёты времён Пифагора
    • Счёты для Пифагоровых расчётов
    • Счёты наших пращуров
    • доисторический компьютер
    • допотопные счёты
    • прапрадед компьютера
    (5) АБАКА -
    • Банан с Филиппин
    • Банан, родом с Филиппин. островов
    • Банан, родом с Филиппинских островов
    • Банановая пенька родом из Манилы
    • Бананово-текстильная пенька
    • Какое слово можно получить из слова "Кааба" путём перестановки букв
    • Манильская пенька
    • Манильский гашиш, растёт на Филиппинах
    • Пенька из Филиппин
    • Перевёртыш слова Акаба
    • Поменяйте буквы в слове "Акаба"
    • Филиппинская пенька
    • Филиппинский банан
    • Филиппинский текстильный банан
    • Что можно получить из слова "Кааба", если в нём поменять местами буквы
    • манильная пенька
    (6) АБАКАН -
    • "Облака плывут в . "
    • "Отец + река" по-хакасски
    • В Японии Токио, а что в Хакасии?
    • В какой город плывут облака из песни Александра Галича?
    • Впадает в Красноярское водохранилище
    • Город правительства Хакасии
    • Наша республиканская столица с двойником Эйфелевой башни
    • Переведите на хакасский язык "отец + река"
    • Река, впадающая в Енисей
    • Республика со столицей Хакасия
    • Столица Республики Хакасия
    • Столица Хакасии и приток Енисея
    • Хакасская река, лев. приток Енисея
    • Хакасская река, левый приток Енисея
    • Центр Республики Хакасия
    (5) АБАКО -
    • Итальянский композитор
    (8) АБАЛАКИН -
    • Малая планета
    (8) АБАЛАКОВ -
    • Известный советский альпинист, именем которого назван пик на Памире
    (7) АБАНДОН -
    • Отказ грузовладельца от своих прав на застрахованное имущество при уплате ему страховой суммы
    • Полная утрата судна
    (5) АБАНТ -
    • Прадед Персея
    • Сын Посейдона и нимфы Аретусы
    (6) АБАРИД -
    • Житель мифической страны гипербореев в древнегреческой мифологии
    (6) АБАРИС -
    • В греческой мифологии житель Гипербореи, прорицатель и жрец Аполлона
    (4) АБАС -
    • Циклоп из якутских мифов
    (5) АБАСИ -
    • Египетский хлопок
    • Хлопок из Египта
    (5) АБАЧА -
    • Глава государства Нигерия, председатель Временного правящего совета
    (8) АБАШИДЗЕ -
    • Грузинский поэт

    (c) Новый сканвордист - ответы на все сканворды 2021


    Возможно это ясак ( что означает с татарского языка натуральная подать)- натуральный налог с народов Сибири и Севера, таким налог отдавался в основном пушниной, скотом, а также он взимался с народов Поволжья и Дальнего Востока


    Начиная с 15 века налог на Руси собирали в основном натуральными продуктами: скотом, пушниной, в том числе соболями. Назывался такой налог - ясак.

    Однако известны случаи, когда налог брали оружием: в начале 17 века казаки пришли в один из районов Западной Сибири (окрестности современного Новокузнецка)и столкнулись в бою с местными племенами - шорцами, они были удивлены, насколько качественным оказалось их оружие. Оружие казаков ломалось и портилось, а у местных - оставалось целым.

    Поэтому было решено с шорцев оброк брать оружием.

    Кстати, и сегодня в земле находят наконечники стрел, которым более 1000 лет и они при этом прекрасно сохранились.


    натуральный налог на Руси из четырех букв - ясак


    Натуральный налог на Руси взимался после завоевания Сибири и Севера, с 15-го века до начала 20-го века. Назывался он - Ясак. Ясак взимался, большей частью, пушниной - соболями, бобрами, лисицами, куницами, а также домашним скотом.

    сбор ясака


    В Руси было несколько налогов, которые звучали очень коротко, название которых состояло всего из четырех букв. Среди них "дань", "обжа", "сбор", "соль" и другие. Но если речь идет именно о натуральном налоге, то несомненно это "ясак". Взимался он с народов Севера и Сибири (недолгое время и с народов Поволжья) и брался как правило пушниной. Интересно, что его количество не было фиксированным, он взимался в зависимости от людей и промыслов.


    КИЛЬ, полностью согласен с авторами этого кроссворда, киль действительно напоминает ( своим внешним видом) плавник какой нибудь рыбы ( например акулы, или животного.. дельфина). Да и по буквам всё подходит. Киль= 4-е буквы.


    Браунинг - самая портативная на тот момент модель пистолета, имеющая неплохую убойную силу. Но в театре, где произошло покушение, Богрова не обыскивали, так как он сам являлся тайным агентом охранки. Вся подноготная убийства до сих пор установлена не полностью, в ней немало белых пятен. Как собственный осведомитель смог обвести своих работодателей вокруг пальца и самостоятельно подготовить такое изощренное покушение? Версий до сих пор очень много.

    Настоящее имя Дмитрия Богрова - Мордко (Мордохай) Гершкович Бехарер, он был внуком известного еврейского писателя - Герша Бехарера.

    Чтобы подробно узнать о перипетиях того рокового дня и выяснить подоплеку событий, можно обратиться к этому тексту, из заметок Валентина Домеля.

    текст при наведении

    текст при наведении


    Вопросы для интеллектуальной игры срабатывают отлично, если их концовка неожиданно и остроумно выдает афористичную мысль. Это учитывали разработчики спортивного "Что? Где? Когда?" при создании вопросов, для называния такой резкой концовки вопроса они взяли слово-термин из литературоведения, где остроумное выражение или неожиданный афористичный вывод в конце строфы называется французским словом пуант.

    Ответ для кроссворда на 5 букв – пуант.


    Первый в мире анатомический театр был открыт в Европе в 15 веке. Это событие произошло в небольшом итальянском городе ПАДУЕ. Это слово из пяти букв и будет являться правильным ответом на вопрос кроссворда.

    Наличие налоговой системы, как известно, является одним из основных признаков государство. Ни одно государство, даже древнее, не существовало без налогов.

    Самым первым налогом была дань, которую собирали князья с подвластного населения. Для этого князь с дружиной ходил в полюдье . Так назывался ежегодный объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани.

    В полюдье князем выполнялись и другие функции: князь осуществлял суд, а также общался со своим населением - а где же еще люди могли увидеть своего князя? Надо сказать, что при первых князьях племенные союзы, хоть и были включены в состав государства, еще долго сохраняли значительную долю самостоятельности. Их связь с Киевом и осуществлялась-то через полюдье. Помимо полюдья, практиковалась такая форма, как повоз - когда дань в установленное время привозилась в Киев.

    Самым первым налогом в Древней Руси была дань.

    Объезд земель совершался строго с осени до весны. Урожай был к тому времени собран, реки замерзали, а дороги покрывались снежком и были готовы к разъездам. "Уложиться" нужно было до весенней распутицы. Обычно княжеская дружина шла сначала на северо-запад к древлянам, затем - севернее в земли дреговичей , потом сворачивала к кривичам на восток, после кривичей - на юг к северянам и к концу марта дружина возвращалась в Киев. И дружина, и князь содержалась за счет местного населения.

    Полюдье – это ежегодный (с осени до весны) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани, а также выполнения судебных и коммуникативных функций.

    Повоз - привоз дани в установленное время в Киев.

    Первым, кто стал взимать дань на территории Руси, был князь Олег (во всяком случае, первые летописные упоминания о сборе дани относятся к нему).

    Первоначально дань князю Олегу отдавали ильменские словене , кривичи и финно-угорское племя меря. Совершив два похода, Олег обложил данью древлян и северян . Радимичи согласились отдавать Олегу дань добровольно, т.к. князь освободил их от хазарской дани . " Не давайте хазарам, но мне давайте" , - передает его слова ПВЛ. Уличи и тиверцы отказались от уплаты дани князю русов и отвоевали до поры до времени свою независимость.

    Дань бралась мехами с дыма (т.е. с домохозяйства) или же по шлягу (по серебряной арабской монете) от рала (плуга, сохи). Рало, или соха - в то время имелось в виду именно сельскохозяйственное орудие; позже сохой стали называть единицу измерения земельной площади. Как мы видим, общая для всех единица налогообложения при первых князьях определена не была.

    Размеры той первой дани тоже разнились - по территориям, по племенам. Так, древляне отдавали черную куницу с дыма, северяне - один шляг (арабская монета) с рала, "родные" новгородцы платили князю по 300 гривен, так сказать, "целевым назначением" - на содержание дружины для охраны северных границ.

    Еще один момент. Историками давно замечено: то, что в "Повести временных лет" и других летописях называется данью , более походит на военную контрибуцию с побежденных (не забываем, что первые князья - варяжского происхождения).

    Такая система не была прочна. Она "взорвалась" в 945 году, когда князь Игорь с дружиной в "одно лето" решил дважды взять дань. Чем это закончилось, известно - древляне взбунтовались и жестоко убили князя Игоря.

    Почитаем, что пишет об этом событии летописец.

    . Воевода Игоря Свенельд собрал дань с древлян и, как полагалось, часть дани была отдана ему и его дружине. Тогда дружина Игоря позавидовала свенельдовой дружине: " Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью. И послушал их Игорь: пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и много зла творили древлянам мужи его. Но и этого ему показалось мало. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины возвратился, желая большего богатства. Древляне же решили: если повадился волк к овцам, то выкосит все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьешь его, то всех нас погубит. Убили Игоря и дружину его, так как их было мало ".

    В 945 году князь Игорь с дружиной решил дважды взять дань с древлян. Результатом было восстание древлян и убийство князя Игоря.

    Последовала ответная жестокая месть вдовы Игоря, княгини Ольги.

    Но Ольга была мудрой правительницей. Она извлекла урок из происшедшего. В 946 году Ольга начала проведение реформ. Она установила уроки - твердые размеры дани, которую следовало платить в определенные сроки, а также уставы , где содержался порядок ее сбора. Дань собиралась один раз в год в натуральной форме: продукты, меха, изделия ремесла.

    Княгиня Ольга реформировала сбор дани: ввела уроки - твердые размеры дани - и установила сроки ее выплаты. Новая система защищала население от повторного требования дани.

    Еще одним нововведением Ольги стало учреждение погостов и становищ. Погосты являлись центрами княжеской власти на местах, там производился сбор дани (впоследствии погосты превратились в административные центры). Становища были местами стоянок князя с дружиной. Не сразу, но была введена новая должность - назначение тиунов-сборщиков дани на погостах.

    Людям, которые приносили дань на погосты, давали княжескую печать, что-то вроде гарантии от повторного требования дани. В ходе введения нового порядка сбора дани племенные князья теряли свою власть, т.е. реформы Ольги имели значение в развитии государственности. Последнему немало способствовала новая должность - назначение тиунов-сборщиков дани на погостах.

    Выражаясь современным языком, прежняя дань сменилась фиксированным налогом, который платило все население, и исключалась возможность повторного требования налога с плательщика.

    Прежняя дань сменилась фиксированным налогом, который платило все население.

    Дань можно назвать прямым налогом. Она существовала на Руси до первой половины XIII в. Помимо дани, были и косвенные налоги: торговые и судебные пошлины. К торговым пошлинам относились "перевоз" - плата за перевоз товаров через реку, "мыт" - за проезд через городскую заставу, "гостиная" - с купцов за право иметь в городе торговые склады (не забудем, что гость - это и есть купец).

    После принятия христианства в 988 году на строительство церквей и храмов вводилась церковная десятина , т.е. 1/10-я часть дохода.

    На Руси платился прямой налог (дань) и целый ряд косвенных налогов.

    Ну, а потом монголо-татары пришли. Орде выплачивался ордынский выход, который собирали баскаки - ханские чиновники в русских городах; потом это право перешло к русским князьям. Ордынцы брали "выход" с каждой души мужского пола и с головы скота.

    В Ордынский период был введен ряд новых косвенных налогов. Один из них - ям - являлся натуральным налогом. Население обязывалось доставлять в почтовые станции ( ямы ) подводы с ямщиками для перевозки чиновников, почты и грузов. В XVI веке тяжелый для населения ямской налог заменили ямские деньги , собираемые на содержание дорог.

    . А еще я обратила внимание - как много картин русских художников посвящено сбору дани. Видно, тема была злободневная, болезненная.

    Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

    Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

    С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

    Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

    Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

    Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

    Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

    Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

    Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

    С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

    К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

    Не платишь своим, будешь платить чужим

    Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

    Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

    Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

    Платить будем, а по головам считать не дадим

    Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

    Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

    С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

    Выход собирали, а про себя не забывали

    Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

    Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

    В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

    Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

    Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

    Литература:

    Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

    Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

    После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в.

    Налоги в древней Руси

    Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала» . Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.

    Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу. Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

    Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

    Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю — пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054). Интересно, что такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну» . Таков же размер пошлины уплачивался за похищение бобра из ловища.

    После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского (1350—1389) с темником Мамаем (? — 1380) — фактическим правителем Золотой Орды, по свидетельству С.М. Соловьева, начался с того, что «Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша и задержание в Орде сына велико-княжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход… брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Димитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей» . А уже при князе Василии Дмитриевиче (1371—1425) упоминается «выход» сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 руб. Помимо выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

    Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (?-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353). Торговые пошлины в то время обычно были таковы: с воза пошлины — деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли — платить деньгу же, со струга (ладьи) — алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын. Упоминается в летописях пошлина с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д. Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался «осьмеником». Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

    Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства. Именно ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше. Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней — 14, худой — 16 четей. Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков — зависел от области, качества почвы, принадлежности земель. Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор. Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные. Таким образом, финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца 9 века в период объединения древнерусских племен. Основной формой поборов в княжескую казну была дань.

    После свержения татаро-монгольского ига податное дело было кардинально реформировано Иваном III (конец 15-начало 16). Введены русские прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация — сошное письмо. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы — «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

    Читайте также: