Правовое регулирование подоходного налога с физических лиц

Опубликовано: 17.09.2024

Вы здесь: Главная
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 10. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
10.5. Подоходный налог с физических лиц

10.5. Подоходный налог с физических лиц

Плательщиками подоходного налога являются физические лица, которые в соответствии со ст. 17 НК подразделяются на налоговых резидентов и нерезидентов в зависимости от времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь. Так, налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году. При этом, ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь относится время непосредственного пребывания физического лица на территории Республики Беларусь, а также время, на которое это лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь на лечение, отдых, в командировку.

До тех пор, пока нормы налогового законодательства не позволяют определить статус физического лица, лицо признается налоговым резидентом Республики Беларусь в текущем календарном году, если оно фактически находилось на территории Республики Беларусь более 183 дней в предыдущем календарном году.

Объектом налогообложения признаются доходы, полученные плательщиками:

- от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь - для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь;

- от источников в Республике Беларусь - для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.

В ст. 154-155 НК предусмотрены конкретные перечни облагаемых налогом доходов, полученных плательщиками и от источников в Республике Беларусь, и от источников за ее пределами. Вместе с тем, данные перечни не являются «закрытыми», в связи чем методологически более верным для решения вопроса, следует ли признавать получаемый физическим лицом доход объектом обложения подоходным налогом, является определение перечня доходов, не признаваемых таковыми (п. 2 ст. 153 НК), а также доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения) (ст. 163 НК).

При определении налоговой базы учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Доходы (расходы) плательщика, полученные (понесенные) в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

При получении плательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из регулируемых цен (тарифов), а при их отсутствии - из цен (тарифов), применяемых такими организациями и индивидуальными предпринимателями на дату начисления плательщику дохода.

Налоговым периодом является календарный год.

При определении налоговой базы Законом предусмотрены следующие налоговые вычеты: стандартные (ст. 164 НК), социальные (ст. 165 НК), имущественные (ст. 166-167 НК) и профессиональные (ст. 168-171 НК).

Плательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:

- в размере 292 000 белорусских рублей в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 1 766 000 белорусских рублей в месяц;

- в размере 81 000 белорусских рублей в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца.

Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям установленный настоящим подпунктом стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 162 000 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц.

Родителям, имеющим трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет (многодетные семьи) или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 162 000 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц;

- в размере 410 000 белорусских рублей в месяц категориям плательщиков:

а) физическим лицам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

б) физическим лицам, принимавшим в 1986–1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным и командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы;

в) физическим лицам – Героям Социалистического Труда, Героям Советского Союза, Героям Беларуси, полным кавалерам орденов Славы, Трудовой Славы, Отечества;

г) физическим лицам – участникам Великой Отечественной войны, а также лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года (в ред. Закона от 12 июля 2001 г.) «О ветеранах»;

д) физическим лицам – инвалидам I и II группы независимо от причин инвалидности, инвалидам с детства, детям-инвалидам в возрасте до восемнадцати лет.

Указанные стандартные налоговые вычеты предоставляются плательщику нанимателем по месту основной работы (службы, учебы) плательщика на основании документов, подтверждающих его право на такие налоговые вычеты.

Плательщик при определении налоговой базы имеет право на получение следующих социальных вычетов:

- в сумме, фактически уплаченной плательщиком в течение налогового периода за свое обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и просроченным процентам, займам), фактически израсходованных им на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования.

Если в налоговом периоде указанный социальный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток переносится на последующие налоговые периоды до полного его использования;

- в сумме, не превышающей сорока восьми базовых величин в течение налогового периода и уплаченной плательщиком в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.

Социальные налоговые вычеты предоставляются плательщикам по месту основной работы (службы, учебы), а при отсутствии места основной работы (службы, учебы) – при подаче налоговой декларации (расчета) в налоговые органы по окончании налогового периода.

Плательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов:

- в сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним), фактически израсходованных ими на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры;

Повторное предоставление плательщику указанного вычета не допускается.

Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток переносится на последующие налоговые периоды до полного его использования.

Данный имущественный налоговый вычет предоставляется плательщику по месту основной работы (службы, учебы), а при отсутствии места основной работы (службы, учебы) – при подаче налоговой декларации (расчета) в налоговые органы по окончании налогового периода;

- в сумме фактически произведенных плательщиком и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества, за исключением реализации плательщиком принадлежащих ему ценных бумаг и финансовых инструментов срочного рынка.

Данный имущественный предоставляется плательщику налоговым органом при подаче им налоговой декларации (расчета) в налоговые органы по окончании налогового периода.

На получение профессиональных налоговых вычетов могут претендовать следующие категории плательщиков:

- плательщики - индивидуальные предприниматели и приравненные к ним для целей налогообложения лица (частные нотариусы) - в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Вместо получения профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных плательщиками и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, плательщики имеют право на профессиональный налоговый вычет в размере 10 процентов общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности;

- плательщики, получающие доходы от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением таких доходов;

- плательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов.

- плательщики – спортсмены и их тренеры, получающие доходы от личной деятельности за участие в коммерческих, спортивных соревнованиях (играх, выступлениях), при условии, что такая деятельность осуществляется плательщиками не в рамках командного участия, – в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов: по оплате проезда к месту соревнований (игр, выступлений) и обратно; на проживание в период участия в соревнованиях (играх, выступлениях); по оплате стоимости спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы; по оплате фармакологических и восстановительных средств, витаминных и белково-глюкозных препаратов.

Указанные профессиональные налоговые вычеты предоставляются плательщикам при подаче ими налоговой декларации (расчета) в налоговые органы по окончании налогового периода.

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

- 9 процентов – в отношении доходов, полученных:

а) физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам;

б) индивидуальными предпринимателями – резидентами Парка высоких технологий;

в) физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам;

- 12 процентов (основная) – единая плоская ставка, применяемая с 1 января 2009 года;

- 15 процентов в отношении доходов, полученных:

а) в виде дивидендов;

б) плательщиками, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за реализованные им товары (работы, услуги), иное имущество;

в) получаемых от осуществления предпринимательской и частной нотариальной деятельности;

- размер фиксированных сумм налога в пределах налоговых ставок, определяемых Президентом Республики Беларусь, устанавливается в зависимости от категории населенного пункта, в котором находится такое помещение.

Белорусские организации, индивидуальные предприниматели, иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянные представительства, постоянные представительства международных организаций в Республике Беларусь, дипломатические и приравненные к ним представительства иностранных государств в Республике Беларусь, от которых плательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами и, соответственно, обязаны исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога.

Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате.

Статья 182 НК регулирует положения, устраняющие двойное налогообложение при взимании подоходного налога с физических лиц.

По общему правилу, большая часть налоговых поступлений, которые взимаются со своих граждан или подданных поступают в центральную часть бюджета, если государство федеративное, то 80-90% взимаемых налогов попадают в федеральный бюджет. Стоит обратить внимание и на то, что во всех наиболее развитых государствах с рыночной экономикой взимается 7-10 налогов. Данные поступления являются основой любой налоговой системы, в том числе и англосаксонской, которую мы рассмотрим более подробно.

Англосаксонская система налогообложения функционирует в таких государствах как США, Великобритания, Австралия, Канада.

Данная система обладает некоторыми отличительными признаками:

во-первых, в рамках англосаксонской системы налогообложения значительно преобладают прямые налоги;
во-вторых, косвенные налоги составляют лишь незначительную долю;
в-третьих, основным субъектом налогообложения являются физические лица [1].

Более того, самая ортодоксальная налоговая англосаксонская налоговая модель функционирует в Великобритании. На ней стоит и заострить внимание.

Функционирующая в Британии налоговая система является одной из наиболее направленных на налоговые поступления со стороны физических. Данный тезис применим и к таким государствам как Канада, США, Австралия, так как в них действует схожая система налогов и сборов. Это связано с тем, что данные государства являются капиталистическими, что в свою очередь подразумевает свободный и конкурентный рынок, который невозможно реализовать при высоком налогообложении предприятий, так как мелкие предприятия не способны существовать с таким налоговым бременем. Соответственно, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать о том, что юридические лица играют ключевую роль в функционировании англосаксонской налоговой системы [2].

Диаметрально противоположная ситуация сложилась в отношении физических лиц. Как правило, именно налоговые поступления со стороны физических лиц являются базисом при формировании бюджетов всех уровней. Это подтверждается и цифрами. В странах с англосаксонской налоговой моделью налоговые поступления занимают около 80-90% бюджета. Цифры варьируются в зависимости от государства. Более того, 60-70% всех налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц или же подоходный налог. Если же говорить о юридических лицах, то налоговые поступления с их стороны зачастую не превышают и 15%. Но некоторые экономисты и эксперты в сфере налогового права считают, что сегодня данная налоговая система постепенно подвергается реформированию, обосновывая свою позицию тем, что подоходный налог в государствах с подобной налоговой моделью постепенно уменьшается. В частности, личный подоходный налог с британских подданных сегодня составляет 20%. Эта цифра может показаться высокой лишь на первый взгляд. Для наглядности можно произвести сравнение с налоговой системой в РФ. Основная ставка НДФЛ в России составляет 13% и планируется её повышение до 15%, несмотря на то, что бюджет Российской Федерации имеет меньшую привязку к налоговым поступлениям, так как в РФ существуют иные источники финансирования.

Разумеется, юридические лица в данной налоговой системе также нельзя назвать полностью освобождёнными от уплаты налогов. Во всех государствах, где функционирует подобная налоговая система, предусмотрен и подоходный налог с организаций, который в быту принято называть «корпоративным налогом». Его ставка варьируется от 20 до 35% в зависимости от государства. Если же говорить конкретно о Великобритании, то в ней предусмотрены две ставки по данному виду налога, которые составляют 24 и 33%.

Если же говорить о Канаде, то в ней в свою очередь также предусмотрен налог с корпораций и организаций. Основная Налоговая ставка по данному налогу составляет 38%, что считается достаточно высокой цифрой. Однако, в Канаде предусматривается множество налоговых вычетов, и реальная налоговая ставка становится значительно меньшей. Она может снижена вплоть до 10%, но основной является ставка в 25%.

Касательно ставок подоходного налога в Канаде, то следует отметить, что она также носит прогрессивный характер. В Канаде предусмотрены 4 налоговые ставки: 15%, 22%, 26% и 29%. Как видно, числа не слишком сильно рознятся со ставками в других странах.

Стоит обратить внимание и на то, что в данных государствах присутствует классификация налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов. Их существенное отличие кроется в том, что доходы резидента подлежат обложению без привязки к источнику получения. Нерезидент же уплачивает налоги только в том случае, если доход был получен на территории данного государства [3].

Немалую роль в рамках данной налоговой системы имеет и налог на добавленную стоимость. Ставка данного налога не слишком сильно рознится со ставкой в государствах с иными налоговыми моделями. В частности в Британии предусмотрены три ставки НДС: 0%, 8%, 17,5%. Но необходимо обратить внимание на то, что НДС в рамках англосаксонской налоговой системы имеет куда меньшую привязку к бюджету всех уровней. Это обусловлено тем, что в государствах с этой налоговой моделью косвенное налогообложение играет меньшую роль.

В итоге можно сделать вывод, что англосаксонская налоговая модель не лишена как недостатков, так и положительных моментом. Безусловно, относительно низкое налогообложение организаций можно расценить как плюс, так как это является преградой для появления монополистов на рынке. Минусом же является то, что значимость налогов с физических лиц слишком сильно превалирует над иными источниками финансирования бюджетов всех уровней.

Евроконтинентальная налоговая модель

Отличительным признаком евроконтинентальной модели налогообложения является значительное косвенное налогообложение и высокая доля отчислений на социальное страхование. Такого рода вариации налоговых систем функционируют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии.

Евроконтинентальная налоговая система характеризуется относительно высокой долей косвенных налогов, среди которых ключевую роль играет налог на добавленную стоимость.

Также стоит помнить и о том, что в рамках данной системы ключевое место занимают выплаты на социальное страхование, отчисляемые из фонда заработной платы.

Стоит отметить и то, что несмотря на высокую степень косвенного налогообложения в странах с евроконтинентальной моделью, прямое налогообложение в них крайне низкое.

В государствах с подобной системой налогообложения чаще всего функционирует социально-ориентированная модель экономики.

Основными налогами в государствах с подобной системой налогообложения являются:

- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль или доход;
- налог на собственность;
- земельный налог;
- налог на фонд заработной платы;
- налог на доход от капитала;
- подоходный налог с физических лиц.

В рамках данной системы существуют два уровня налогообложения:

Необходимо заметить и то, что характер подоходного налогообложения в данных государствах носит прогрессивный характер.

В государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения существуют 4 ставки налога на добавленную стоимость:

- нормальная;
- сокращённая;
- промежуточная;
- повышенная.

Нормальная ставка применима для всех операций, кроме тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применима, когда оказываются услуги в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная может применяться для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется при покупке драгоценных металлов, мехов, аппаратуры, табака и т.д.

На данный момент наблюдается такая тенденция, что страны, в которых функционирует евроконтинентальная модель налогообложения, всячески пытаются координировать налоговую политику иных государств.

На мой взгляд, это обусловлено тем, что на сегодняшний день в мире наблюдается процесс всем налоговым системам единообразного характера. А так как государства с евроконтитентальной налоговой системой являются гегемонами в мировой политики, именно они задают планку, к которой стремятся другие государства.

Стоит отметить и то, что несмотря на желания европейских государств гармонизировать налоговые системы, на данный момент это не представляется возможным. В первую очередь это обусловлено причинами материального характера. Страны с латиноамериканской налоговой моделью, о которых речь пойдёт дальше или же Африканские страны не могут позволить себе подобные налоговые ставки в отношении физических лиц, что обусловлено их низким уровнем дохода. Также содержание органов системы налогов и сборов, которые существуют в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, является весьма затратным. Из этого следует, что полная гармонизация налоговых систем на сегодняшний день не представляется возможной, чего нельзя сказать о постепенной интеграции некоторых элементов из евроконтинентальной налоговой модели [4].

Стоит обратить внимание и на то, что данная система также не лишена недостатков. В частности, в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, несмотря на и так достаточно высокую долю страховых отчислений, наблюдается их дальнейший рост. В частности, на данный момент именно страховые взносы составляют 46% всех поступлений в центральный бюджет. Соответственно, данная ситуация может присти в дальнейшем к росту прямого налогообложения, что сегодня весьма специфично для государств с подобной налоговой системой.

Латиноамериканская налоговая модель

Латиноамериканская налоговая модель традиционно применяется в странах третьего мира, которые принято называть «развивающимися». Подобная налоговая модель функционирует в странах Южной Америки (Чили, Боливия) а также в государствах, которые находятся в пределах карибского бассейна.

В государствах с латиноамериканской налоговой моделью также предусмотрена классификация налогов и сборов по уровням. В частности, существуют налоги, поступающие в национальный бюджет (аналог федерального), а также существует муниципальное налогообложение и налогообложение на уровне департаментов [5].

Стоит обратить внимание на то, что в рамках данной налоговой системы значительная роль уделена налогообложению организаций. Если же говорить о прямом и косвенном налогообложении в этих государствах, то ставки по данным налогам значительно меньше, чем странах с иными налоговыми моделями. Исключение из правил составляют лишь большинство стран Африки и некоторые страны Азии, но они не составляют полностью самостоятельную налоговую модель, а представляют собой лишь адаптацию латиноамериканской налоговой системы.

Косвенные налоги составляют около четверти бюджета латиноамериканских стран. Ключевую роль среди них играют акцизы, образующие около 20% налоговых поступлений среди всех налоговых поступлений.

Латиноамериканская система налогообложения является первой ступенью к экономическому росту государства. Именно поэтому она так широко применяется в странах третьего мира.

Ярким примером сильного экономического роста при переходе на подобную модель налогообложения является такое государство как Чили времён Аугусто Пиночета в период с 1973г по 2011г. Данный временной промежуток вошёл в история как «чилийское чудо». Это обусловлено тем, что после перехода на нынешнюю модель налогообложения ВВП на душу населения Чили вырос в 2,8 раза [6].

Стоит отменить и весьма низкие налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу в данных государствах. В частности, в Перу ставка по подоходному налогу на данный момент составляет 4%, В Перу - 3,9%, а в Колумбии – 13,5%, что в рамках этой системы является достаточно высоким показателем.

Совершенно иная ситуация обстоит с корпоративными налогами. Их ставка значительно больше, чем в государствах с иными налоговыми моделями. В частности, ставка по корпоративному налогу в Венесуэле составляет 56%. Но есть и положительные исключения. Например, Бразилии ставка по корпоративному налогу составляет 7,5%, но это компенсируется высоким уровнем косвенного налогообложения, которое в латиноамериканских странах традиционно высокое. В частности, акцизы обеспечивают 30% всех налоговых поступлений в Бразилии. Подобная ситуация сложилась и в Перу. В этом государстве налог на добавленную стоимость обеспечивает 25% всех налоговых поступлений.

В итоге можно сделать вывод, что данная налоговая модель оптимальна для бедных стран, так как государство практически не рассчитывает на прямые налоги с физических лиц при формировании бюджета. Но в то же время очевидным недостатком является то, что высокий уровень налогообложения предприятий, как правило, приводит к появлению монополистов на рынке.

Смешанная модель налогообложения

Смешанная модель налогообложения сочетает в себе все основные параметры, которые присущи иным моделям налогообложения. После развала СССР успешно у себя интегрировала данную систему и Российская Федерация. Если же говорить о зарубежных государствах, то ярким примером государства со смешанной моделью налогообложения является современная Япония.

Отличительным признаком Японии является то, что значительную часть бюджета Японии составляют неналоговые поступления. Схожая ситуация сложилась и в Российской Федерации. Процент неналоговых поступлений в Японии на федеральном уровне составляет 15%, а на местном уровне может достигать и 25%, что считается достаточно высоким показателем.

Также одной из особенностей Японской модели налогообложения является множественность налогов. Право взимать налоги имеет каждый орган территориального управления. Все налоги установлены на законодательном уровне и зарегламентированы в соответствующих НПА. В соответствии с текущими законами, на сегодняшниий день в Японии взимается около 25 государственных и 30 местных налогов, которые классифицированы на следующие группы:

- прямые подоходные налоги, удерживаемые с юридических и физических лиц;
- прямые имущественные налоги (налоги на имущество); потребительские налоги.

Разумеется, предпочтение отдается прямым налогам. Это связано с тем, что они составляют основу бюджета любого уровня.

Основную часть бюджета в Японии, как и во всех государствах составляют прямые налоги.

Наиболее высокий доход бюджету приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 58% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают из прибыли следующие налоги:

- государственный подоходный налог в размере 33,48%;
- префектурный подоходный налог – 5% от государственного, что дает ставку 1,68% от прибыли;
- городской (поселковый, районный) подоходный налог – 12,6% от государственного, или 4,12% от прибыли.

В итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Прибыль в свою очередь является источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40; 50%. Кроме того, действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10; 15%, а также существуют местные подоходные налоги.

Весьма значимым недостатком смешанной налоговой системы, на мой взгляд, является слишком сильная дифференциация налогов и сборов, что ведет к значительному уровню бюрократизации. Также минусом подобной системы справедливо считается необходимость содержания разветвлённой системы налогов и сборов, что является финансово затратным и ведёт к повышению налогообложения физических, а также юридических лиц. Если же говорить о плюсах данной системы, то они, безусловно, тоже присутствуют. Главным, на мой взгляд, является то, что в данных государствах нет чёткой привязки к какой-либо налоговой системе. Из этого следует, что странам со смешанной налоговой системой не составит труда интегрировать некоторые положительные моменты из других налоговых систем.

Список литературы
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник. / И. М. Александров. - 8-е изд., прераб и доп. – Москва: Дашков и К, 2018. –
С. 260 – 305.
2. Белоусов А. В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США / А. В. Белоусов. – Москва, 2018. – 120 с
3. Бобоев М. Р. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: учеб. пособ. / М. Р. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев, Н. Н. Тютюрюков. – М., 2020.
4. Богорад Л. М. О роли налоговых поступлений в структуре местных бюджетов современной Франции / Л. М. Богорад // Право и политика. – 2018. – № 10. – С. 2386–2389.
5. Болтенко, О. А. Налогообложение физических лиц в Великобритании – конец налоговой гавани / О. А. Болтенко // Налоговед. – 2018. – № 9.
– С. 25–27.
6. Бурукина О. А. Налоговая администрация Великобритании: реформы и тенденции / О. А. Бурукина // Финансовое право. – 2018. – № 10. – С. 27–31.

14.3. Налог на доходы физических лиц.

НДФЛ является прямым налогом. В России НДФЛ отнесен к числу федеральных налогов.

Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты НДФЛ, с 1 января 2001 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 23 «Налог на доходы физических лиц»).

Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица:

– являющиеся налоговыми резидентами РФ;

– получающие доходы от источников в РФ и при этом не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами РФ признаются:

– российские военнослужащие, проходящие службу за границей;

– сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

Объект налогообложения. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, – только доход от источников в Российской Федерации.

Перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), определен в ст. 217 НК.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Она устанавливается как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые вычеты. При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение:

– стандартных налоговых вычетов;

– социальных налоговых вычетов;

– имущественных налоговых вычетов;

– профессиональных налоговых вычетов.

Все предусмотренные налоговые вычеты применяются только в отношении доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ по ставке 13 %.

Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. Если иное не предусмотрено НК, на следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в данном налоговом периоде и суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. Размер вычета колеблется от 400 до 3 тыс. руб. в зависимости от основания его предоставления.

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов. Это правило не распространяется на стандартный налоговый вычет (в размере 600 руб.), предоставляемый в связи с наличием у налогоплательщика на обеспечении детей.

Социальные налоговые вычеты предоставляются в случае, если в течение налогового периода налогоплательщик осуществлял расходы, связанные с:

– оказанием денежной помощи, направляемой на благотворительные цели;

– пожертвованием денежных средств, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;

– оплатой обучения в образовательных учреждениях;

– оплатой услуг по лечению и стоимости медикаментов.

С 1 января 2007 г. размеры социальных налоговых вычетов по расходам на оплату обучения и лечения были увеличены до 50 тыс. руб., а, начиная с 1 января 2008 г., законодатель предусмотрел введение суммарного лимита вычета в размере 100 тыс. руб.

Этот лимит не распространяется на лиц несущих расходы:

– по обучению своих детей (по данным расходам сохранен лимит вычета в размере 50 тыс. руб.);

– на дорогостоящее лечение (вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов).

Сохранен неизменным и лимит вычета по доходам налогоплательщика, перечисляемым на благотворительные цели (не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде).

Во всех остальных случаях социальные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 100 тыс. руб. в налоговом периоде.

Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в случае совершения в налоговом периоде:

– продажи принадлежащего ему имущества;

– расходами по строительству либо приобретению недвижимости для жилья на территории РФ.

Налогоплательщик может претендовать на получение вычета в случае продажи любого имущества, как движимого, так и недвижимого. Размер вычета в этом случае зависит от:

– времени, в течение которого имущество находилось в собственности налогоплательщика;

– вида продаваемого имущества.

При продаже любого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, равной полученной налогоплательщиком при продаже.

В случае если налогоплательщик владел проданным имуществом менее трех лет, он не сможет претендовать на получение вычета в сумме, превышающей 1 млн руб. при продаже недвижимости и 125 тыс. руб. – при продаже любого иного имущества.

Имущественный налоговый вычет не распространяется на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Вместо использования права на получение указанного имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Имущественный налоговый вычет по расходам на строительство либо приобретение недвижимости для жилья (речь идет о жилом доме, квартире или комнате) может быть предоставлен не только в отношении объекта целиком, но и при строительстве или приобретении доли (долей) в нем.

Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 1 млн руб. и может быть увеличен только на сумму, направленную на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение указанной недвижимости.

Этот вид имущественного налогового вычета может быть предоставлен налогоплательщику лишь единожды (причем получить его налогоплательщик может как у работодателя, так и подав соответствующее заявление в налоговый орган). Повторное предоставление налогоплательщику вычета не допускается.

Правом на получение профессиональных налоговых вычетов обладают следующие категории налогоплательщиков:

– физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

– налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера;

– налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов;

– нотариусы, занимающиеся частной практикой;

– адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;

– иные лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой.

Как правило, вычет предоставляется в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных указанной деятельностью.

Для получения вычета налогоплательщики должны своевременно подать письменное заявление своему налоговому агенту При отсутствии налогового агента налогоплательщики подают соответствующее письменное заявление в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.

Налоговая ставка. Размер налоговой ставки установлен в пределах от 9 до 35 %. Для большинства доходов физических лиц налоговая ставка НДФЛ составляет 13 %.

Порядок исчисления налога. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма налога при установлении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога представляет собой сумму полученную в результате сложения сумм исчисленного налога.

Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более – округляются до полного рубля.

Порядок и сроки уплаты налога. В отношении большинства доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (организация, индивидуальный предприниматель и т. п.), обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на этого налогового агента.

В случае получения доходов от иных источников (например, от физических лиц или источников за пределами РФ) сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Сумма налога, подлежащая уплате, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа:

– первый – не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога;

– второй – не позднее 30 дней после первого срока уплаты.

Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом РФ, за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.

Налоги с физических лиц представляют собой форму мобилизации определенной части денежных средств на удовлетворение государственных потребностей.

Рассмотрим ряд налогов с физических лиц, которые являются наиболее значимыми в жизни граждан Российской Федерации.

Подоходный налог с физических лиц установлен Федеральным законом «О подоходном налоге с физических лиц», принятым Верховным Советом РСФСР 7 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями, установленными федеральными законами от 10 января 1997 г. Этот закон установил общие положения, которые применяются для всех категории физических лиц, и отдельные положения, учитывающие специфику налогообложения отдельных категорий физических лиц, например налогообложение физических лиц по месту их основной работы, не по месту основной работы (службы, учебы), иностранцев и др.

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в России и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в России, - от источников в России.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме.

Доходы, полученные в натуральной форме учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - свободным (рыночным) ценам.

При получении физическими лицами дохода от выполнения ими работ по гражданско-правовым договорам, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности, сумма валового дохода для целей налогообложения уменьшается на сумму документально подтвержденных плательщиков расходов, непосредственно связанных с извлечением этого дохода.

При наличии авторского договора на создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства вознаграждения, выплаченные в счет этого договора авансом, при окончательном расчете суммируются и распределяются для целей налогообложения на число лет действия договора. При отсутствии такого договора сумма авторского вознаграждения, полученная за работу, выполненную в течение нескольких лет, и превышающая 100 тыс. руб., распределяется по заявлению плательщика на три года и облагается налогом в составе совокупного годового дохода за календарный год с зачетом ранее уплаченного налога. Аналогичный порядок налогообложения применяется к суммам вознаграждений, полученных авторами изобретений и промышленных образцов в течение первого года их использования.

Доходы в иностранной валюте для целей налогообложения пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату получения дохода.

Размер облагаемого совокупного годового дохода определяется в порядке и на условиях, установленных Законом «О подоходном налоге с физических лиц». Этот нормативный акт в ст. 3 определил доходы, которые не подлежат налогообложению, а поэтому не включаются в совокупный доход. К ним, например, относятся: государственные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению; все виды пенсий, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, а также дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях добровольного страхования пенсий; суммы, получаемые работниками в возмещение ущерба, причиненного им вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, связанные с использованием ими трудовых обязанностей.

Закон установил и другие льготы по налогообложению. Например, уменьшается облагаемый налогом доход физических лиц на сумму расходов на содержание детей (до достижения 18-летнего возраста, студентов и учащихся до 24 лет) и иждивенцев.

В целях избежания двойного налогообложения суммы подоходного налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в России, засчитываются при внесении этими лицами подоходного налога в России. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этими лицами в Российской Федерации.

Физические лица, подлежащие налогообложению, обязаны:

а) вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов;

б) представлять в предусмотренных законом случаях налогового органа декларации о доходах и расходах по форме, устанавливаемой государственной налоговой службой Российской Федерации, другие необходимые документы и сведения, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных;

в) предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и налоговым органам документы, подтверждающие право на вычеты из дохода;

г) своевременно и в полном размере вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога.

При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии, с которыми выплачивающие доходы предприятия и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога, за физическое лицо.

Физические лица наряду с вышеупомянутым законом являются плательщиками налога на имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. Этот вид налогообложения закреплен Законом РСФСР «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», принятым Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991 г. и введенным в действие с 1 января 1992 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 27 января 1995г.

Объектами налогообложения являются: жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах; автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства; предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий; паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах; суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизированных счетах физических лиц; стоимость имущественных и земельных долей (паев); валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.




Налоги с имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования, исчисляются по разным ставкам. Например, при наследовании имущества стоимостью от 850-кратного до 1700-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда наследники первой очереди уплачивают 5% стоимости имущества; наследники второй очереди - 10% стоимости имущества; другие наследники - 20% стоимости имущества.

Налог с имущества, переходящего физическим лицам в порядке дарения, исчисляется по разным ставкам. Например, при стоимости переходящего в порядке дарения от 80-кратного до 850-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда дети, родители платят 3% стоимости имущества; другие физические лица - 10% стоимости имущества; при стоимости имущества от 851-кратного до 1700-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда плюс 7% стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной оплаты труда, плюс 20% стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.

Таким образом, ставки налога с имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования, и ставки налога с имущества, переходящего физическим лицам в порядке дарения, имеют некоторые различия. Так, ставки налога с имущества, переходящего в порядке наследования, ниже ставок налога с имущества, переходящего в порядке дарения.

Закон предусматривает и льготы по налогу, например, от налогообложения освобождаются: имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому; жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения).

Сведения (информация) о доходах, расходах, льготах, правильности исчисления налога, своевременности его уплаты отражаются в декларациях, справках, актах проверки и других документах.

Основным документом является декларация. Декларация о совокупном годовом доходе подается гражданами, имевшими, в течение отчетного года основное место работы и получившими в этот период доходы помимо этого основного места работы, а также гражданами, не имевшими основного места работы в течение отчетного года и получившими в течение этого года какие-нибудь доходы.

Не представляют декларацию в налоговые органы граждане, которые имели налогооблагаемые доходы только по месту основной работы и за этот период не получили других налогооблагаемых доходов и которые в отчетном году получили из всех видов источников совокупный доход в размере до 30 000 руб.

Физические лица, подлежащие налогообложению, обязаны предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и налоговым органам документы, подтверждающие право на вычеты из доходов. Такими документами являются: справка жилищно-эксплуатационной конторы (домоуправления) о наличии иждивенцев; справка учебного заведения об обучении детей (ребенка) на дневной форме обучения вуза, техникума и, т.д. Форма и содержание этих документов определены Госналогслужбой Российской Федерации.

Декларацию и справку о доходах по месту основной работы физическое лицо представляет в налоговую инспекцию.

Ответственность физических лиц за нарушение налогового законодательства. Действующее законодательство установило виды и размеры ответственности физических лиц за налоговое правонарушение, а также его состав.

Основополагающими нормативными актами в сфере ответственности являются: Закон от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 13); Закон от 7 декабря 1991 г. « О подоходном налоге с физических лиц» (ст. 22); Закон от 21 марта 1991 г. «О государственной налоговой службе РСФСР» (ст. 10, 12); Кодекс об административных правонарушениях (ст. 7); Налоговый кодекс РФ, ч. I; Уголовный кодекс (ст. 198).

Для привлечения к ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства необходимо установить в его действиях противоправность и виновность. Основанием для применения налоговых санкций является не использование налогоплательщиком своих обязанностей при наличии у него объекта налогообложения.

Нарушения налогового законодательства проявляются в виде: сокрытия (занижения) дохода (прибыли) или иного объекта налогообложения; отсутствия учета объекта налогообложения; несвоевременной или не в полном объеме уплаты налогов; невыполнение требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах; непредставления налоговым органам документов и сведений, необходимых для исчисления, а также банкам для уплаты налогов; ведения учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка.

Контрольные вопросы к главе 4

1. Охарактеризуйте налоговое правоотношение, его структуру (элементы) и содержание.

2. Каковы основные принципы налогового права?

3. Назовите источники налогового права.

4. Охарактеризуйте налоговую систему по Российскому законодательству.

5. В чем различие налога, сбора, пошлины?

6. Дайте краткую характеристику основных законов, регулирующих взимание налогов с юридических лиц: а) о налоге на добавленную стоимость; б) об акцизах; в) о налоге на прибыль предприятий и организаций. Назовите виды документов при налогообложении юридических лиц.

7. Какова ответственность юридических лиц за нарушение налогового законодательства.

8. Дайте краткую характеристику основных законов, устанавливающих налогообложение физических лиц: а) о подоходном налоге с физических лиц; б) о налоге на имущество, переходящее вих собственность в порядке наследования и дарения.

9. Какова ответственность физических лиц как налогоплательщиков за нарушение требований налогового законодательства?

Глава 5

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налоги с физических лиц представляют собой форму мобилизации определенной части денежных средств на удовлетворение государственных потребностей.

Рассмотрим ряд налогов с физических лиц, которые являются наиболее значимыми в жизни граждан Российской Федерации.

Подоходный налог с физических лиц установлен Федеральным законом «О подоходном налоге с физических лиц», принятым Верховным Советом РСФСР 7 декабря 1991 г.

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в России и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в России, - от источников в России.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме.

Доходы, полученные в натуральной форме учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - свободным (рыночным) ценам.

При получении физическими лицами дохода от выполнения ими работ по гражданско-правовым договорам, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности, сумма валового дохода для целей налогообложения уменьшается на сумму документально подтвержденных плательщиков расходов, непосредственно связанных с извлечением этого дохода.

При наличии авторского договора на создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства вознаграждения, выплаченные в счет этого договора авансом, при окончательном расчете суммируются и распределяются для целей налогообложения на число лет действия договора.

Доходы в иностранной валюте для целей налогообложения пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату получения дохода.

Размер облагаемого совокупного годового дохода определяется в порядке и на условиях, установленных Законом «О подоходном налоге с физических лиц». Этот нормативный акт в ст. 3 определил доходы, которые не подлежат налогообложению, а поэтому не включаются в совокупный доход. К ним, например, относятся: государственные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению; все виды пенсий, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, а также дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях добровольного страхования пенсий; суммы, получаемые работниками в возмещение ущерба, причиненного им вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, связанные с использованием ими трудовых обязанностей.

Закон установил и другие льготы по налогообложению. Например, уменьшается облагаемый налогом доход физических лиц на сумму расходов на содержание детей (до достижения 18-летнего возраста, студентов и учащихся до 24 лет) и иждивенцев.

В целях избежания двойного налогообложения суммы подоходного налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в России, засчитываются при внесении этими лицами подоходного налога в России. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этими лицами в Российской Федерации.

Физические лица, подлежащие налогообложению, обязаны:

а) вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов;

б) представлять в предусмотренных законом случаях налогового органа декларации о доходах и расходах по форме, устанавливаемой государственной налоговой службой Российской Федерации, другие необходимые документы и сведения, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных;

в) предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и налоговым органам документы, подтверждающие право на вычеты из дохода;

г) своевременно и в полном размере вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога.

При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии, с которыми выплачивающие доходы предприятия и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога, за физическое лицо.

Физические лица наряду с вышеупомянутым законом являются плательщиками налога на имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.

Объектами налогообложения являются: жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах; автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства; предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий; паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах; суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизированных счетах физических лиц; стоимость имущественных и земельных долей (паев); валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Налоги с имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования, исчисляются по разным ставкам. Например, при наследовании имущества стоимостью от 850-кратного до 1700-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда наследники первой очереди уплачивают 5% стоимости имущества; наследники второй очереди - 10% стоимости имущества; другие наследники - 20% стоимости имущества.

Налог с имущества, переходящего физическим лицам в порядке дарения, исчисляется по разным ставкам. Например, при стоимости переходящего в порядке дарения от 80-кратного до 850-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда дети, родители платят 3% стоимости имущества; другие физические лица - 10% стоимости имущества; при стоимости имущества от 851-кратного до 1700-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда плюс 7% стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной оплаты труда, плюс 20% стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.

Таким образом, ставки налога с имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования, и ставки налога с имущества, переходящего физическим лицам в порядке дарения, имеют некоторые различия.

Закон предусматривает и льготы по налогу, например, от налогообложения освобождаются: имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому; жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения).

Сведения (информация) о доходах, расходах, льготах, правильности исчисления налога, своевременности его уплаты отражаются в декларациях, справках, актах проверки и других документах.

Основным документом является декларация. Декларация о совокупном годовом доходе подается гражданами, имевшими, в течение отчетного года основное место работы и получившими в этот период доходы помимо этого основного места работы, а также гражданами, не имевшими основного места работы в течение отчетного года и получившими в течение этого года какие-нибудь доходы.

Не представляют декларацию в налоговые органы граждане, которые имели налогооблагаемые доходы только по месту основной работы и за этот период не получили других налогооблагаемых доходов и которые в отчетном году получили из всех видов источников совокупный доход в размере до 30 000 руб.

Физические лица, подлежащие налогообложению, обязаны предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и налоговым органам документы, подтверждающие право на вычеты из доходов. Такими документами являются: справка жилищно-эксплуатационной конторы (домоуправления) о наличии иждивенцев; справка учебного заведения об обучении детей (ребенка) на дневной форме обучения вуза, техникума и, т.д. Форма и содержание этих документов определены Госналогслужбой Российской Федерации.

Декларацию и справку о доходах по месту основной работы физическое лицо представляет в налоговую инспекцию.

Ответственность физических лиц за нарушение налогового законодательства.

Основополагающими нормативными актами в сфере ответственности являются: Закон от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 13); Закон от 7 декабря 1991 г. « О подоходном налоге с физических лиц» (ст. 22); Закон от 21 марта 1991 г. «О государственной налоговой службе РСФСР» (ст. 10, 12); Кодекс об административных правонарушениях (ст. 7); Налоговый кодекс РФ, ч. I; Уголовный кодекс (ст. 198).

Для привлечения к ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства необходимо установить в его действиях противоправность и виновность. Основанием для применения налоговых санкций является не использование налогоплательщиком своих обязанностей при наличии у него объекта налогообложения.

Нарушения налогового законодательства проявляются в виде: сокрытия (занижения) дохода (прибыли) или иного объекта налогообложения; отсутствия учета объекта налогообложения; несвоевременной или не в полном объеме уплаты налогов; невыполнение требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах; непредставления налоговым органам документов и сведений, необходимых для исчисления, а также банкам для уплаты налогов; ведения учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка.

Контрольные вопросы к главе 4

1. Охарактеризуйте налоговое правоотношение, его структуру (элементы) и содержание.

2. Каковы основные принципы налогового права?

3. Назовите источники налогового права.

4. Охарактеризуйте налоговую систему по Российскому законодательству.

5. В чем различие налога, сбора, пошлины?

6. Дайте краткую характеристику основных законов, регулирующих взимание налогов с юридических лиц: а) о налоге на добавленную стоимость; б) об акцизах; в) о налоге на прибыль предприятий и организаций. Назовите виды документов при налогообложении юридических лиц.

7. Какова ответственность юридических лиц за нарушение налогового законодательства.

8. Дайте краткую характеристику основных законов, устанавливающих налогообложение физических лиц: а) о подоходном налоге с физических лиц; б) о налоге на имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования и дарения.

9. Какова ответственность физических лиц как налогоплательщиков за нарушение требований налогового законодательства?

Читайте также: