Налоговая политика строительной организации

Опубликовано: 12.05.2024

Бухгалтерский и налоговый учет в строительстве имеет немало особенностей. Ответ на наиболее часто встречающиеся вопросы дает Елена Севодина — кандидат экономических наук, ведущий аудитор ООО «ИНТЕЛИС — аудит».

Кто ты, строитель?

Налоговый и бухгалтерский учет в строительных организациях имеет свою специфику.

Фирмы, которые действуют в этой сфере, могут быть инвесторами, заказчиками, подрядчиками.

В ПБУ 2/94 дано определение застройщика. Им является фирма, которая обеспечивает на принадлежащей ей земле строительство, реконструкцию, капремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Бухгалтерский и налоговый учет в строительных организациях ведется в соответствии с нормативными документами и «Учетной политикой», разработанной каждой организацией для внутреннего пользования. При создании такого документа необходимо учесть специфику отрасли и самого предприятия, которое может выступать как в роли застройщика (заказчика), так и в роли подрядчика (генподрядчика, субподрядчика).

Особенность № 1: обособленные подразделения

Одной из особенностей в этой сфере деятельности является то, что строительные объекты, принадлежащие одной и той же компании, могут быть расположены в различных регионах. Поэтому у предприятия могут возникать обособленные подразделения по месту нахождения строительных площадок.

В соответствии с требованиями Налогового кодекса организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения каждого такого подразделения. Также фирмы в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса обязаны сообщать в инспекцию о создании или закрытии обособленного подразделения в течение одного месяца. Указанное сообщение представляется в налоговую службу по месту нахождения организации.

Если в структуре организации есть обособленные подразделения, то приходится решать следующие организационные вопросы:

  • определение специфики учета хозяйственных операций в этих подразделениях;
  • определение лиц, ответственных за составление первичной учетной документации по операциям, осуществленным в данных подразделениях;
  • установление порядка и сроков передачи первичной учетной документации в бухгалтерию головной организации для их своевременного отражения в учете.

В налоговом учете необходимо определить порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, уплачиваемому по месту нахождения каждого подразделения. А в учетной политике необходимо закрепить, какой показатель — численность работников или расходы на оплату их труда — будет участвовать в расчете доли прибыли каждого подразделения.

Особенность № 2: оформление «первички»

Для строительных организаций также очень важно при выполнении строительных и ремонтных работ оформить первичную учетную документацию в соответствии с нормативными требованиями. Типовые унифицированные формы, которые действуют в этой отрасли, приведены в Постановлении Госкомстата от 11 ноября 1999 г. № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ». К ним относятся следующие:

  • КС-2 «Акт о приемке выполненных работ»;
  • КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат»;
  • КС-6а «Журнал учета выполненных работ»;
  • КС-8 «Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения»;
  • КС-9 «Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений»;
  • КС-10 «Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений»;
  • КС-17 «Акт о приостановлении строительства»;
  • КС-18 «Акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству».

Постановление определяет порядок заполнения стандартных форм. Однако у строительной организации может возникнуть потребность в разработке собственных форм первичной учетной документации по отдельным операциям. В этом случае самостоятельно разработанные документы должны быть оформлены в качестве приложения к учетной политике организации. Они должны содержать следующие обязательные реквизиты (ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете»):

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Особенность № 3: инвентаризация

Фирма должна в рамках учетной политики установить порядок и срок проведения инвентаризации имущества. Однако зачастую к этому процессу относятся формально, что нередко приводит к нелепым ошибкам.

Показательным здесь является эпизод, имевший место в одной строительной организации, когда акт инвентаризации материалов был подписан 1 января одним лицом, при этом имущество, перечисленное в документе, находилось в обособленных подразделениях, которые находись в разных городах, находящихся на большом расстоянии друг от друга. Это явная оплошность. Во-первых, в соответствии с Трудовым кодексом 1 января является нерабочим днем, и проведение инвентаризации в этот день должно было быть оформлено приказом о привлечении работников к работе в выходной день с соответствующей оплатой или предоставлением иного дня отдыха. Все это необходимо оформить набором приказов.

Во-вторых, согласно такому документу выходит, что сотрудник, подписавший акт, в один и тот же день провел опись имущества в разных городах. Проделать такое явно затруднительно, а подобная неточность грозит тем, что акт может быть признан недействительным, потому что в соответствии с методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49, наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера.

Особенность № 4: учет основных средств

Обычно строительные фирмы при разработке учетной политики стремятся сблизить бухгалтерский и налоговый учет, однако это не всегда выгодно с точки зрения оптимизации налоговой нагрузки.

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» фирмы вправе установить для принятия к учету основных средств лимит стоимости в пределах не более 20 000 руб. Объекты стоимостью менее установленного лимита будут учитываться в составе материально-производственных запасов.

Поступление от поставщика объекта стоимостью более 20 000 руб. (или иного установленного организацией лимита) должно быть отражено следующей проводкой:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При вводе объекта в эксплуатацию и составлении «Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений)» по унифицированной форме № ОС-1:

Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Если лимит в учетной политике не будет установлен, то все объекты, отвечающие условиям, предусмотренным пунктом 4 ПБУ 6/01, в том числе и объекты стоимостью до 10 000 руб., должны в бухгалтерском учете отражаться в составе основных средств и списываться на затраты не в момент ввода в эксплуатацию, а в течение срока полезного использования.

Объект стоимостью менее установленного лимита принимается к учету бухгалтерской проводкой:

Дебет 10 «Материал» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При передаче в эксплуатацию и оформлении «Требования-накладной» типовая форма № М-11, накладной (форма № М-15) или иного документа, самостоятельно разработанного организацией:

Дебет 20 Кредит 10 — списанные материалы, отпущенные в производство.

В результате организация имеет возможность уменьшить налоговую базу по налогу на имущество. Так, например, по объекту стоимостью 20 000 руб. и сроком его полезного использования 4 года сумма экономии по налогу на имущество в результате учета его в составе МПЗ составит 880 руб., или 4,4 процента от стоимости основного средства.

Особенность № 5: расходы на НИР и ОКР

Строительной организации часто бывает необходимо провести научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Как учитывается стоимость этой деятельности?

Если конструкторская документация носит индивидуальный характер, то ее стоимость включается в инвентарную цену объекта строительства. Но если она носит типовой характер и может быть использована позже при строительстве других объектов, то учет затрат на ее создание или приобретение необходимо вести в соответствии с ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Расходы на осуществление таких работ собственными силами или на основе договора с исполнителем отражаются в учете проводкой

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Кт 10, 70, 69 и т.д.).

По завершении работ их стоимость подлежит учету на счете 04 «Нематериальные активы» обособленно.

Дебет 04 Кредит 08 — принят к учету НМА.

При этом организация обязана определить срок полезного использования данного актива, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), и этот срок не должен превышать пяти лет. При этом списание расходов в бухгалтерском учете может осуществляться или равномерно — линейным способом — или пропорционально объему продукции, работ или услуг. Выбор варианта должен быть закреплен в учетной политике.

В учете списание НИР и ОКР будет отражено проводкой:

Дебет 20 Кредит 04 — начислена амортизация по объекту нематериальных активов.

Счет 05 «Амортизация нематериальных активов» при этом не используется.

В налоговом учете расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки включаются равномерно в состав прочих расходов в течение одного года. Это можно сделать при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и при реализации товаров, а также выполнении работ и оказании услуг с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие исследования завершены (ст. 262 НК).

При заключении договора с исполнителем на выполнение проектных работ следует обратить внимание на оформление документа, подтверждающего факт сдачи результата работ заказчику. Многие фирмы допускают ошибку, оформляя в этом случае «Акт о выполнении услуг». В действительности здесь результатом НИР и ОКР является работа, продукты которой имеют материальное выражение. Факт передачи исполнителем заказчику результатов работ должен быть оформлен «Актом приемки-сдачи выполненных работ» с указанием характеристики отчета или документации, содержащей материалы исследований и т.п.

Особенность № 6: учет расходов

В учетной политике необходимо определить порядок учета расходов организации.

Строительные фирмы, выполняющие работы по договору подряда, при организации бухгалтерского учета должны руководствоваться требованиями, установленными Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94). В соответствии с данным документом подрядчик осуществляет учет затрат по каждому объекту с начала выполнения договора на строительство до времени его завершения и передачи застройщику. До момента сдачи заказчику всего построенного объекта указанные затраты отражаются в составе незавершенного производства.

Если строительная организация выступает в качестве застройщика, то учет затрат, связанных со строительством, ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». По окончании строительства и оформления прав на объект недвижимости стоимость объекта списывается проводкой

Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Когда организация является инвестором и планирует в дальнейшем реализовать построенный объект, то учет расходов по его возведению ведется на счете 20 «Основное производство». По окончании строительства стоимость объекта списывается на счет 43 «Готовая продукция», а его реализация отражается в общеустановленном порядке.

У подрядчиков или субподрядчиков учет таких расходов должен быть организован на счете 20 «Основное производство» в разрезе каждого заказчика и возводимого объекта. На данных аналитических счетах, открытых к счету 20 «Основное производство», будут отражаться прямые затраты, непосредственно связанные с выполнением договора. В соответствии с пунктом 11 ПБУ 2/94 данные затраты могут быть связаны с использованием в процессе строительства материальных и трудовых ресурсов, основных средств и нематериальных активов, а также других видов ресурсов.

У подрядчика до момента заключения договора на строительство с заказчиком могут возникать расходы, связанные с его заключением. Например, подрядчик мог принимать участие в тендере и т.п. В случае, если эти расходы могут быть выделены, и существует уверенность, что договор будет заключен, их можно до заключения договора учитывать в составе расходов будущих периодов — на счете 97. После заключения договора указанные расходы могут быть списаны по графе.

Дебет 20 Кредит 97 — списаны расходы будущих периодов.

В то же время пункт 12 ПБУ 2/94 допускает, что данные расходы могут учитываться как текущие в том отчетном периоде, в котором они были произведены. В этом случае их следует отразить по счету 26 «Общехозяйственные расходы».

Выбор одного из возможных вариантов должен быть закреплен в учетной политике. Там же следует определить и порядок формирования и распределения прямых расходов на остаток незавершенного производства. Указанный порядок организация вправе установить самостоятельно (ст. 318 НК).

Е. Севодина

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.04.2020 2020-04-19

Статья просмотрена: 126 раз

Библиографическое описание:

Хаустов, Д. С. Особенности и проблемы налогового учета в строительной отрасли / Д. С. Хаустов, Е. С. Каратаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68837/ (дата обращения: 20.05.2021).

Строительный бизнес занимает важное место в государственной экономике и является одним из наиболее крупных источников доходов федерального и региональных бюджетов налогового характера. В связи с этим крайне важна правильная организация налогового учёта на предприятиях строительного профиля, тщательная проработка налогового законодательства в отношение их деятельности и контроль за соблюдением всех действующих законодательных актов. В данной статье рассмотрена ключевая специфика и проблематика налогового учёта, существующая на сегодняшний день в отечественных строительных организациях.

Ключевые слова: налоговый учёт, строительная организация, Налоговый кодекс (НК РФ), строительство, налог, доходы, расходы, прибыль, облагаемые операции.

Ключевыми нормативно-правовыми документами, регламентирующими налоговый учёт строительных организаций, которые осуществляют свою финансово-хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации (далее РФ), вне пределов и компетенции самих организаций, являются Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) [1] и Положением ПБУ 2/2008, утвержденным Приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н [2].

Непосредственно на предприятиях строительной отрасли налоговый учёт регламентируется Учётной политикой и дополнительными внутренними нормативно-правовыми актами, соответствующими условиям Учётной политики. Сама же «Учётная политика» разрабатывается согласно действующим вышеупомянутым законодательным актам РФ и специфике строительного предприятия. Спецификация деятельности строительных организаций определяет особенности налогового учёта организаций данного профиля. Рассмотрим основные из них.

В первую очередь следует отметить то, что для строительных организаций характерна многопрофильность субъектов, задействованных в её деятельности. Так, строительная организация может одновременно быть заказчиком, инвестором и исполнителем. В связи с этим важно устанавливать характер каждой отдельной хозяйственной операции и функциональной специфики (роли) строительной организации в данной операции, так как от этого зависит ставка налогообложения, применяемая к предприятию.

Например, на строительные компании, которые находятся на общей системе налогообложения, начисляется налог на добавленную стоимость (далее НДС) по ставке 20 %. Однако, если строительная компания является исключительно застройщиком, не являясь при этом подрядчиком, исполняющим строительно-монтажные работы (далее СМР), передача им части объекта заказчику не является объектом налогообложения.

Определить характер хозяйственных операций строительной компании можно на основании первичной документации, аналитических регистров налогового учёта, расчётной документации базы налогообложения и налоговых деклараций [5, с. 55].

Ещё одной особенностью налогового учёта строительных организаций является неоднозначность учёта и соответственно налогообложения операций, относимых на общехозяйственные расходы предприятия в отношении создания основных средств. В актуальном на сегодняшний день законодательстве РФ не существует чёткого набора затрат, которые должны точно быть включены в стоимость объекта капитального строительства, элементы затрат включаются или не включаются в его стоимость на усмотрение бухгалтера каждого конкретного предприятия. Однако существует критерий принятия к учёту расходов, которым является безусловная связь с приобретением, сооружением и изготовлением такого актива.

Общехозяйственные расходы по выбору организации включаются или не включаются в состав прямых расходов. Во втором случае они получают статус косвенных расходов, которые учитываются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, когда они возникли.

Вторым нюансом строительной сферы является то, что расходы в виде арендной платы за земельный участок, предназначенный для капитального строительства, осуществляемые до начала строительства, а также во время строительства, подлежат включению в первоначальную стоимость объекта основных средств и списанию в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли организаций, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном статьей 259 НК РФ [1].

При этом, для целей налогового учета расходы по арендной плате за земельный участок в части, используемой под строительство, формируют первоначальную стоимость основного средства до момента ввода в эксплуатацию пропорционально доле занимаемой площади участка. Плательщики налога на прибыль при методе начисления признают расходы независимо от их оплаты, а «упрощенцы» могут учесть расходы только после их оплаты.

Следующая особенность — учет специального инструмента и специальных приспособлений. Что касается налогового учета, то в целях налогообложения прибыли учет спецостнастки осуществляется в следующем порядке: предметы стоимостью более 100 000 руб. и сроком полезного использования свыше 12 месяцев признаются амортизируемым имуществом; со сроком полезного использования менее 12 месяцев либо стоимостью не более 100 000 руб. — в составе материальных расходов. В этом случае затраты на приобретение предметов специальной оснастки, не являющихся амортизируемым имуществом, включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию.

На этапе списания стоимости появляется основная проблема — возникновение налоговых разниц. Для ее решения необходимо выбирать единые методы списания стоимости спецоснастки в бухгалтерском и налоговом учете. В учетной политике следует закрепить один из вариантов: для целей бухгалтерского учета специальный инструмент принимается к учету в составе оборотных активов, погашение стоимости осуществляется линейным способом, начиная с месяца передачи в эксплуатацию. Для целей налогового учета имущество стоимостью менее 100 000 руб., не признаваемое амортизируемым, списывается в состав расходов в течение СПИ, установленного для целей бухгалтерского учета, ежемесячно в размере расходов, признанных в бухгалтерском учете; для целей бухгалтерского учета специальное оборудование учитывается по правилам, установленным ПБУ 6/01. Начисление амортизации по объектам ОС в бухгалтерском и налоговом учете производится линейным способом [3, с. 220].

2018 год отличился внесением ряда правок в налоговое законодательство в отношении учёта строительных компаний, которые отчасти создали ряд новых проблем и коллизий. Среди них можно выделить следующее:

  1. Правки по налоговому учёты хозяйственных операций, которые облагаются и не облагаются НДС. С 2018 года в налоговом учёте необходимо разделять данные типы операций, но каким именно образом это должно быть исполнено учётным органом строительных компаний налоговым законодательством не было уточнено. Большинство компаний строительной отрасли для решения этого вопроса использовали в налогом учёте разные субсчета.
  2. Если доля расходов на необлагаемые операции не превышает 5 %, у компании есть право заявить к вычету НДС по покупкам, которые относятся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям (п. 4 ст. 170 НК). Для подтверждения «входного» НДС составление счетов — фактур обязательно и оформляется в двух экземплярах, либо ежемесячно, в зависимости от установленного порядка в организации, либо ежеквартально в последний день налогового периода.
  3. Предприятия вправе не платить налог с излишков интеллектуальной собственности при инвентаризации, принимать от участников с любой долей в уставном капитале деньги, имущество или права и не платить с них налог на прибыль. Но целью безвозмездной передачи должно быть пополнение чистых активов (пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ). В целях налогообложения генеральный подрядчик формирует доходы исходя из общей суммы сданных заказчику результатов СМР, включая объемы, выполненные субподрядчиками [4].

Таким образом, подводя итог проведённому исследованию, следует отметить, что налоговый учёт строительных организаций обусловлен множеством вариативных аспектов и возникновением спорным моментов. Решение данных ситуаций возможно только при верной и полной трактовке действующих законодательных актов и правильном подборе механизмов учёта, которые в полной мере походят для специфики деятельности той или иной конкретной организации. При этом необходимо постоянно следить за изменениями налогового законодательства в отношении учёта строительных организаций, для которых характерна высокая частота, и своевременно внедрять в деятельность предприятий законодательных правок. Контроль за данным аспектом важен как для самих предприятий отрасли, так и для государственных органов власти.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в строительстве

Бухгалтерский и налоговый учет в строительстве имеет немало особенностей. Ответ на наиболее часто встречающиеся вопросы дает Елена Севодина — кандидат экономических наук, ведущий аудитор ООО«ИНТЕЛИС — аудит».

Кто ты, строитель?

Фирмы, которые действуют в этой сфере, могут быть инвесторами, заказчиками, подрядчиками.

В ПБУ 2/94 дано определение застройщика. Им является фирма, которая обеспечивает на принадлежащей ей земле строительство, реконструкцию, капремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Бухгалтерский и налоговый учет в строительных организациях ведется в соответствии с нормативными документами и «Учетной политикой», разработанной каждой организацией для внутреннего пользования. При создании такого документа необходимо учесть специфику отрасли и самого предприятия, которое может выступать как в роли застройщика (заказчика), так и в роли подрядчика (генподрядчика, субподрядчика).

Особенность № 1: обособленные подразделения

В соответствии с требованиями Налогового кодекса организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения каждого такого подразделения. Также фирмы в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса обязаны сообщать в инспекцию о создании или закрытии обособленного подразделения в течение одного месяца. Указанное сообщение представляется в налоговую службу по месту нахождения организации.

Если в структуре организации есть обособленные подразделения, то приходится решать следующие организационные вопросы:

  • определение специфики учета хозяйственных операций в этих подразделениях;
  • определение лиц, ответственных за составление первичной учетной документации по операциям, осуществленным в данных подразделениях;
  • установление порядка и сроков передачи первичной учетной документации в бухгалтерию головной организации для их своевременного отражения в учете.
В налоговом учете необходимо определить порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, уплачиваемому по месту нахождения каждого подразделения. А в учетной политике необходимо закрепить, какой показатель — численность работников или расходы на оплату их труда — будет участвовать в расчете доли прибыли каждого подразделения.

Особенность № 2: оформление «первички»

  • КС-2 «Акт о приемке выполненных работ»;
  • КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат»;
  • КС-6а «Журнал учета выполненных работ»;
  • КС-8 «Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения»;
  • КС-9 «Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений»;
  • КС-10 «Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений»;
  • КС-17 «Акт о приостановлении строительства»;
  • КС-18 «Акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству».
Постановление определяет порядок заполнения стандартных форм. Однако у строительной организации может возникнуть потребность в разработке собственных форм первичной учетной документации по отдельным операциям. В этом случае самостоятельно разработанные документы должны быть оформлены в качестве приложения к учетной политике организации. Они должны содержать следующие обязательные реквизиты (ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете»):

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Особенность № 3: инвентаризация

Показательным здесь является эпизод, имевший место в одной строительной организации, когда акт инвентаризации материалов был подписан 1 января одним лицом, при этом имущество, перечисленное в документе, находилось в обособленных подразделениях, которые находись в разных городах, находящихся на большом расстоянии друг от друга. Это явная оплошность. Во-первых, в соответствии с Трудовым кодексом 1 января является нерабочим днем, и проведение инвентаризации в этот день должно было быть оформлено приказом о привлечении работников к работе в выходной день с соответствующей оплатой или предоставлением иного дня отдыха. Все это необходимо оформить набором приказов.

Во-вторых, согласно такому документу выходит, что сотрудник, подписавший акт, в один и тот же день провел опись имущества в разных городах. Проделать такое явно затруднительно, а подобная неточность грозит тем, что акт может быть признан недействительным, потому что в соответствии с методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49, наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера.

Особенность № 4: учет основных средств

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» фирмы вправе установить для принятия к учету основных средств лимит стоимости в пределах не более 20 000 руб. Объекты стоимостью менее установленного лимита будут учитываться в составе материально-производственных запасов.

Поступление от поставщика объекта стоимостью более 20 000 руб. (или иного установленного организацией лимита) должно быть отражено следующей проводкой:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При вводе объекта в эксплуатацию и составлении «Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений)» по унифицированной форме № ОС-1:

Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Если лимит в учетной политике не будет установлен, то все объекты, отвечающие условиям, предусмотренным пунктом 4 ПБУ 6/01, в том числе и объекты стоимостью до 10 000 руб., должны в бухгалтерском учете отражаться в составе основных средств и списываться на затраты не в момент ввода в эксплуатацию, а в течение срока полезного использования.

Объект стоимостью менее установленного лимита принимается к учету бухгалтерской проводкой:

Дебет 10 «Материал» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При передаче в эксплуатацию и оформлении «Требования-накладной» типовая форма № М-11, накладной (форма № М-15) или иного документа, самостоятельно разработанного организацией:

Дебет 20Кредит 10 — списанные материалы, отпущенные в производство.

В результате организация имеет возможность уменьшить налоговую базу по налогу на имущество. Так, например, по объекту стоимостью 20 000 руб. и сроком его полезного использования 4 года сумма экономии по налогу на имущество в результате учета его в составе МПЗ составит 880 руб., или 4,4 процента от стоимости основного средства.

Особенность № 5: расходы на НИР и ОКР

Если конструкторская документация носит индивидуальный характер, то ее стоимость включается в инвентарную цену объекта строительства. Но если она носит типовой характер и может быть использована позже при строительстве других объектов, то учет затрат на ее создание или приобретение необходимо вести в соответствии с ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Расходы на осуществление таких работ собственными силами или на основе договора с исполнителем отражаются в учете проводкой

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Кт 10, 70, 69 и т.д.).

По завершении работ их стоимость подлежит учету на счете 04 «Нематериальные активы» обособленно.

Дебет 04 Кредит 08 — принят к учету НМА.

При этом организация обязана определить срок полезного использования данного актива, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), и этот срок не должен превышать пяти лет. При этом списание расходов в бухгалтерском учете может осуществляться или равномерно — линейным способом — или пропорционально объему продукции, работ или услуг. Выбор варианта должен быть закреплен в учетной политике.

В учете списание НИР и ОКР будет отражено проводкой:

Дебет 20 Кредит 04 — начислена амортизация по объекту нематериальных активов.

Счет 05 «Амортизация нематериальных активов» при этом не используется.

В налоговом учете расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки включаются равномерно в состав прочих расходов в течение одного года. Это можно сделать при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и при реализации товаров, а также выполнении работ и оказании услуг с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие исследования завершены (ст. 262 НК).

При заключении договора с исполнителем на выполнение проектных работ следует обратить внимание на оформление документа, подтверждающего факт сдачи результата работ заказчику. Многие фирмы допускают ошибку, оформляя в этом случае «Акт о выполнении услуг». В действительности здесь результатом НИР и ОКР является работа, продукты которой имеют материальное выражение. Факт передачи исполнителем заказчику результатов работ должен быть оформлен «Актом приемки-сдачи выполненных работ» с указанием характеристики отчета или документации, содержащей материалы исследований и т.п.

Особенность № 6: учет расходов

Строительные фирмы, выполняющие работы по договору подряда, при организации бухгалтерского учета должны руководствоваться требованиями, установленными Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94). В соответствии с данным документом подрядчик осуществляет учет затрат по каждому объекту с начала выполнения договора на строительство до времени его завершения и передачи застройщику. До момента сдачи заказчику всего построенного объекта указанные затраты отражаются в составе незавершенного производства.

Если строительная организация выступает в качестве застройщика, то учет затрат, связанных со строительством, ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». По окончании строительства и оформления прав на объект недвижимости стоимость объекта списывается проводкой

Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Когда организация является инвестором и планирует в дальнейшем реализовать построенный объект, то учет расходов по его возведению ведется на счете 20 «Основное производство». По окончании строительства стоимость объекта списывается на счет 43 «Готовая продукция», а его реализация отражается в общеустановленном порядке.

У подрядчиков или субподрядчиков учет таких расходов должен быть организован на счете 20 «Основное производство» в разрезе каждого заказчика и возводимого объекта. На данных аналитических счетах, открытых к счету 20 «Основное производство», будут отражаться прямые затраты, непосредственно связанные с выполнением договора. В соответствии с пунктом 11 ПБУ 2/94 данные затраты могут быть связаны с использованием в процессе строительства материальных и трудовых ресурсов, основных средств и нематериальных активов, а также других видов ресурсов.

У подрядчика до момента заключения договора на строительство с заказчиком могут возникать расходы, связанные с его заключением. Например, подрядчик мог принимать участие в тендере и т.п. В случае, если эти расходы могут быть выделены, и существует уверенность, что договор будет заключен, их можно до заключения договора учитывать в составе расходов будущих периодов — на счете 97. После заключения договора указанные расходы могут быть списаны по графе.

Дебет 20 Кредит 97 — списаны расходы будущих периодов.

В то же время пункт 12 ПБУ 2/94 допускает, что данные расходы могут учитываться как текущие в том отчетном периоде, в котором они были произведены. В этом случае их следует отразить по счету 26 «Общехозяйственные расходы».

Выбор одного из возможных вариантов должен быть закреплен в учетной политике. Там же следует определить и порядок формирования и распределения прямых расходов на остаток незавершенного производства. Указанный порядок организация вправе установить самостоятельно (ст. 318 НК).

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

Налоговая политика предприятия – свод правил осуществления долгосрочного и оперативного планирования налоговой деятельности. Она затрагивает вопросы выбора модели учёта, выработку стиля взаимоотношений с контрагентами. Главная цель создания документа – оптимизация налоговой нагрузки, обеспечение предсказуемости налоговых расходов и рациональное распределение финансовых потоков.

Вопрос: Предусмотрена ли налоговая ответственность за отсутствие в организации учетной политики для целей налогообложения? Можно ли ее утвердить в 2020 г. одновременно за текущий и предыдущие годы?
Посмотреть ответ

Задачи налоговой политики

Основная цель составления налоговой политики предприятия – создание условий для получения максимальных прибылей на фоне снижения налогового бремени. Продуманная стратегия и тактика помогает решать такие задачи, как:

  • правильный расчет финансовых показателей деятельности предприятия;
  • объективная оценка степени влияния на уровень рентабельности проектов налоговой нагрузки;
  • формирование удобного платежного календаря;
  • оптимизация налогов.

Обязательность формирования налоговой политики свойственна для предприятий всех форм собственности, независимо от используемого режима налогообложения.

Стоит запомнить! Для новых предприятий отводится срок в 90 дней для создания и утверждения своей налоговой политики.

Основной критерий необходимости создания стратегии поведения в налоговой сфере – наличие у компании возможности самостоятельно выбирать способ учета активов и обязательств в рамках предложенного законодательством инструментария. В эту категорию входят организации на общей и упрощенной системе налогообложения.

Обратите внимание! Малым предприятиям законодательство дает возможность пользоваться некоторыми послаблениями в ведении учета. При намерении применить их на практике, это надо прописать отдельным пунктом в бухгалтерской и налоговой политике фирмы.

Особенности оптимизации расходов в бюджет не позволяют объединять бухгалтерскую учётную политику с налоговой. Для первой характерно внесение редких корректировок в содержательную часть на основании веских причин. Для налоговой политики свойственны гибкость и быстрое реагирование на любые изменения внутренних и внешних факторов.

ВАЖНО! Образец приказа об утверждении учетной политики для целей налогообложения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Налоговая стратегия обновляется полностью не чаще одного раза в году, все новшества вступают в силу после окончания отчетного периода. На протяжении года допускается внесение дополнений в составленную ранее политику. Основанием может быть:

  • изменение норм законодательства;
  • введение нового сбора или налога;
  • появление дополнительных видов деятельности организации.

Любое дополнение оформляется приказом по предприятию за подписью руководителя.

Важная деталь! Налоговый кодекс не предполагает отправку созданной на предприятии налоговой политики в ИФНС. Представлять данный документ налоговым органам следует только при наличии официального запроса.

Принципы формирования налоговой стратегии

Для создания эффективной и работающей модели поведения в сфере налогообложения предприятию необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Отсутствие противоречий между предпринимаемыми действиями и нормами законодательства. Это обеспечит минимизацию риска возникновения серьезных споров с налоговыми органами, исключит вероятность образования задолженности и штрафных санкций по налоговым платежам.
  2. Минимизация налоговых отчислений должна осуществляться без снижения темпов производства. То есть стремиться следует не столько к уменьшению суммы налогов, сколько к их оптимальному соотношению с результатами хозяйственной деятельности.
  3. Максимальное использование на практике возможных налоговых льгот.
  4. Внесение своевременных и оперативных корректив в налоговую политику на фоне изменения норм действующего законодательства.
  5. Ежегодное планирование объемов расчетов по налогам, контроль над исполнением бюджета и анализ отклонений от него.

Пошаговая инструкция создания налоговой политики предприятия

Процесс создания налоговой политики предприятия характеризуется большими трудовыми затратами, поэтому начинать сбор данных и их систематизацию надо за месяц до окончания текущего отчетного периода. Пошагово механизм действий выглядит так:

Шаг 1

Составление перечня налогов и сборов.

В него вносят налоговые платежи, которые могут оказывать влияние на финансовое положение организации. В списке должны оказаться только те налоги, плательщиками которых является предприятие.

Шаг 2

Анализ путей оптимизации налогов.

Для этого каждый вид налога из созданного списка оценивается с точки зрения возможного влияния предприятием на его размер, изучается вопрос допущения на законодательном уровне применения налоговых послаблений. При наличии шанса применить льготы по конкретному налогу следует сразу уточнять, что необходимо предпринять для реализации такого права.

На данном этапе следует провести полную проверку правильности:

  • списаний износа различных категорий ценностей;
  • переоценки основных средств;
  • формирования запасов ТМЦ;
  • создания расходов, относящихся к будущим периодам.

Шаг 3

Составление плана действий в долгосрочной и краткосрочной перспективе, проработка ключевых элементов реализации налоговой политики.

Для этого понадобятся сводные данные планируемых доходов и расходов предприятия в разрезе продаж, закупки и расходования материалов, услуг сторонних организаций, затрат на оплату труда и инвестирование.

Шаг 4

Создание наиболее подходящего для нужд предприятия варианта налоговой политики путем комбинирования самых эффективных в конкретной ситуации мер.

Запомните! Необходимо создать алгоритм действий ответственных работников, обеспечивающий непрерывное и быстрое отражение в учете всех хозяйственных операций с соблюдением хронологии событий.

Важное место на данном этапе отводится формированию принципов систематизации финансовых сведений для отражения в налоговых декларациях. Для правильной проработки всех возможных вариантов поведения в налоговой сфере надо уделить внимание:

  • расчету планируемых сумм начислений по налогам в предстоящем году;
  • определению предварительных размеров налоговых платежей с распределением их во времени;
  • составлению прогнозных показателей баланса, выделяя возможное возникновение задолженности перед бюджетом.

Шаг 5

Закрепление системы контроля над правильностью выполнения норм учетной налоговой политики.

Для этого необходимо прописать способы доступа ответственных пользователей к полной информации об исчисления налогов и соблюдении сроков их уплаты. Отдельным пунктом следует прописать обязанности конкретных сотрудников по анализу всех отклонений от прогнозных сведений и причин их возникновения.

Базовая структура налоговой политики

Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:

  1. Общий блок.
  2. Правила формирования и оптимизации налоговой базы.

В общей части указываются сведения о:

  • лицах, ответственных за ведение учета;
  • принципах учета в сфере налогов;
  • установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).

Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:

  • правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
  • прогнозный налоговый бюджет;
  • составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
  • принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
  • анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
  • пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
  • описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
  • анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
  • перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.

Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения. Это актуально для организаций, совмещающих ЕНВД и УСН.

Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.

image_pdf
image_print

Учётная политика включает в себя способы ведения учёта, а также формы первичных документов, используемых в компании. Руководство вправе отразить конкретный вид документов или способ учёта, если на законодательном уровне существуют несколько их вариантов. При этом компания должна неукоснительно соответствовать положениям, прописанным в учётной политике, иначе инспекторы в ходе проверки могут применить штрафные санкции. О том, как правильно составить учётную политику на 2021 год разберём в статье.

Понятие учётной политики

Учётная политика представляет собой внутренний нормативный документ организации, который содержит в себе способ ведения учёта, порядок отражения отдельных операций, а также формы первичной документации.

В документе отражается способ начисления амортизации, порядок расчёта резерва для выплаты отпускных, какие первичные документы используются при отгрузке товара и прочие важные аспекты ведения учёта.

Компания должна для себя определить, каких норм придерживаться для целей бухгалтерского или налогового учёта.

Так, например, при расчёте суммы амортизации в налоговом учёте допускается использовать амортизационную премию, которую можно списать на текущие расходы в размере 10%.

Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.

Компания может для себя решить: использовать в учёте исключительно унифицированные бланки или самостоятельно разработать отдельные виды первичных документов. Например, график отпусков, штатное расписание и другая документация.

Положения учётной политики должны соответствовать следующим требованиям:

  • полнота отражения фактов хозяйственной жизни
  • своевременность отражения операций
  • соответствие оборотов аналитического и синтетического учёта по итогам каждого месяца

В учётной политике необходимо закрепить рабочий план счётов с перечнем счетов, которые компания будет использовать в учёте.

В случае если налоговое законодательство допускает применение нескольких способов учёта в отношении одной и той же операции, компания должна отразить в учётной политике один из них.

Компания должна строго соблюдать положения своей учётной политики, именно такой позиции придерживается Конституционный суд РФ в своём Определении от 12 мая 2005 года № 167-О.

Образец учётной политики

Порядок составления учётной политики

На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.

В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.

Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.

Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.

Сроки утверждения учётной политики

Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.

Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:

  • для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
  • для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
  • для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)

Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:

  • новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
  • внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
  • смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный

Учётная политика в 2021 году

При составлении учётной политики на будущий год компании необходимо учесть следующие моменты:

  • в связи с отменой ЕНВД необходимо решить, какая система налогообложения будет использоваться в учёте, если выбор падёт на УСН, то до завершения 2020 года необходимо уведомить налоговую инспекцию о своём решении (см. подробнее На какой режим перейти после ЕНВД?)
  • с будущего года большее количество компаний сможет претендовать на применение УСН в связи с увеличением предельных значений обязательных лимитов
  • для субъектов МСП в 2021 году будут применяться пониженные ставки по страховым взносам для заработной платы свыше МРОТ, которые также влияют на размер резерва по отпускным
  • с будущего года разрешается придерживаться требований Федерального стандарта «Основные средства» вместо ПБУ6/01
  • IT-компании могут применять пониженную ставку по страховым взносам и налогу на прибыль (см. подробнее Налог на прибыль. Изменения на 2021 год)
  • изменился бланк путевого листа, в учётной политике необходимо отразить способ оформления: бумажный или электронный

Читайте также: