Правовое регулирование гос налогов

Опубликовано: 16.05.2024

В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономический механизм формирования бюджета).

Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-финансовой или к государственно-правовой системе принципиально неверно. Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отношении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Элементы системы налогообложения не являются составными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Сущность налогообложения находится на стыке финансово-экономических и государственно-правовых знаний. Налогообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необходимо использовать междисциплинарный подход.

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т. д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.

На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах. Налогообложение позволило создать систему материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился.

В современной России налоговая система нормативно определена в НК.

Налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

Налоговая система, установленная НК, предусматривает два вида налоговых платежей:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налоговых платежей, являются:

– обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;

– безвозмездность передачи материальных ценностей;

– отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в России в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Признаками сборов являются:

– обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

– наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

Сущность налогового права следует одновременно рассматривать в нескольких аспектах:

– как отрасль права;

– как самостоятельную научную правовую теорию;

– как учебную дисциплину (учебный курс), изучаемую в юридических и налоговых высших и средних учебных заведениях.

Налоговое право относится к публичным отраслям права и представляет особым образом систематизированную совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.

Налоговое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права.

Предметом налогового права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации налоговых правоотношений. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и кругу участников, но одной из сторон в них всегда выступает орган государственной власти.

В предмет регулирования налогового права могут при определенных условиях входить отдельные виды отношений, регулируемые смежными отраслями права. Например, в особо оговоренных случаях нормы налогового права могут распространять свое действие на отношения, возникающие в таможенной сфере.

Методом налогового права можно назвать те специфические способы, с помощью которых нормы налогового права регулируют поведение участников налоговых правоотношений.

Основным методом правового регулирования налогового права является метод «власти и подчинения». Этот метод применяется, как правило, при регулировании налоговых правоотношений, которые основаны не на принципе субординации – подчинения «по вертикали», а на исполнении властных предписаний соответствующих органов, от которых другие участники налоговых отношений не зависят в административном порядке.

Налоговое право, рассматриваемое в качестве самостоятельной научной правовой теории, изучает закономерности организационно-правовой регламентации деятельности в рамках налоговой системы и налоговых правоотношений. Результатом этого является разработка способов и методов, устраняющих недостатки существующего организационно-правового аспекта налоговой системы, создание эффективного правового поля в области налоговых правоотношений с целью поддержания состояния правопорядка в налоговой сфере и повышения уровня налоговой безопасности.

Учебная дисциплина «Налоговое право» является необходимой составляющей при подготовке специалистов для работы в налоговой сфере.

Основные научные концепции определения места налогового права в системе наук. В настоящее время в России получил распространение подход, согласно которому налоговое право рассматривается в качестве одного из элементов финансового права. Однако такая концепция на мировом уровне не является общепризнанной. Она конкурирует с иными научными концепциями, часть из которых имеет не менее сильную, а иногда и более логичную аргументацию. В числе таковых следует назвать:

1) швейцарскую налоговую доктрину (налоговое право как обособленная часть административного права);

2) неаполитанскую налоговую доктрину (концепция рассмотрения налогового права в качестве обособленной части финансового права);

3) итальянскую налоговую доктрину (концепция относительной автономии налогового права как комплексной отрасли);

4) французская налоговая доктрина (объединяет концепции, объясняющие автономию налогового права по причине:

– особого и даже исключительного положения в системе права, независимого от общих принципов как частного, так и публичного права;

– автономии налогового законодательства;

– интеграции в его рамках публично– и частноправовых начал).

Наиболее перспективной, на наш взгляд, считается получившая распространение в России концепция признания налогового права в качестве комплексной автономной правовой отрасли, формируемой на стыке государственно-правовых и экономико-финансовых правовых наук и входящей в состав единой комплексной налоговой науки – форосологии.

Форосология (от греч. foroc – налог и logos – учение) – это наука, изучающая современное состояние и историческое развитие сущности налогов, налоговых систем и налоговых правоотношений. Основной задачей форосологии является создание оптимальной системы налогообложения в отраслях как товарного производства, так и потребления, а также в иной финансово-коммерческой деятельности с учетом историко-теоретического базиса и современных требований улучшения жизненного уровня народонаселения. Форосология занимается научным исследованием существующих закономерностей и прогнозированием динамики развития налоговых отношений, разрабатывает методологические и нормативно-правовые вопросы в налоговой сфере, формирует и оптимизирует математический расчетный аппарат и механизм автоматизации взимания налогов и сборов.

Система налогового права. В настоящее время налоговое право представляет стройную систему, состоящую из следующих уровней:

основ налогового права (общей теории налогового права);

международного налогового права, которое включает универсальные положения и принципы налогового права, признанные и получившие соответствующее правовое закрепление на международном уровне;

национального налогового права, которое составляют положения теории налогового права, признанные и подтвержденные нормами правовой системы государства и действующие на территории отдельно взятого государственного образования. Например, на этом уровне можно выделить российское налоговое право;

регионального налогового права, которое включает положения теории налогового права, признанные и получившие правовое закрепление на региональном или местном уровне и действующие в территориальных рамках этого региона, при этом не являясь общеобязательными на территории всего государственного образования.

По сути налог представляет собой экономико-правовую категорию. С одной стороны, он — часть созданного (произведенного или полученного) дохода (прибыли), выраженного в денежной форме, принадлежащего собственнику, которая уплачивается им государству и перераспределяется в общественных интересах, что определяет имущественную и фискально-социальную природу налога. С другой стороны, через категорию налога формируются особые бюджетно-финансовые, публично-правовые отношения между федерацией, ее субъектами и налогоплательщиками. В этом смысле налог—инструмент экономического и межбюджетного регулирования.

В то же время категория налога является ключевым инструментом налогового права, одним из главных элементов налоговой системы и в этом значении имеет выраженную правовую природу. Налоги порождены государством, родились вместе с ним. Они устанавливаются законами — это прерогатива представительной (парламентской) власти. Порядок их уплаты, взимания, налогового контроля, ответственности, защиты интересов субъектов налогообложения — все это реализуется посредством правоустановительных, правообеспечительных, правона-делительных, правозащитных и правоприменительных юридических форм и процедур. Таким образом, двойственная сущность налогов определяет межотраслевую природу налогообложения (экономика, бухгалтерский учет, право), привлекает к ним научный и практический интерес экономистов, менеджеров и юристов, определяет экономико-правовую специфику налоговедения.

Специфика налогообложения (его дуалистичность), являющегося предметной областью правового регулиро­вания налогового права, также нашла отражение в принципах налогового права. Как уже указывалось, принципы налогового права "поглотили" общие принципы налогообложения (как экономические, так и юридические). Но необходимо отметить, что не все экономические принципы реализованы в законодательстве. Например, в настоящее время не нашли своего закрепления в НК РФ принцип экономической эффективности налогообложения и связанный с ним принцип рентабельности налоговых мероприятий (содержание которых упрощенно можно сформулировать так: "бюджетные поступления от отдельного вида налогов не должны превышать затраты на его введение и сбор"). Как отмечается экономистами, сегодня этому принципу не отвечают такие налоги, как налог на имущество физических лиц и налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.

Правовое регулирование налогов и налогообложения в РФ осуществляется нормами налогового права.

Отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований традиционно регулируются соответствующей отраслью права - финансовым правом. Под предметом финансового права, как правило, понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

В свою очередь, налоговое право — это отрасль системы права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Указанные общественные отношения иначе могут быть названы налоговыми отношениями. Они и составляют предмет налогового права.

Поэтому система таких отношений, являющихся предметом налогового права, представляет собой совокупность:

- властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

- правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

- правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

- правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т. е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

- правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

При этом участниками составляющих предмет правового регулирования налогового права общественных отношений в сфере налогообложения выступают физические и юридические лица, в том числе:

- налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (МНС России), финансовые органы (Минфин России), таможенные органы (ГТК России), органы расследования налоговых преступлений, сборщики налогов и сборов (например, по земельному налогу - органы местного самоуправления в сельской местности), органы внебюджетных фондов (это основные участники налоговых правоотношений);

-органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и кредитные организации (банки).

Объектом налогового права является аналитическое исследование общественных отношений в сфере налогообложения.

При регулировании отношений в сфере налогообложения налоговым правом используется определенная совокупность следующих методов правового регулирования:

- публично-правовой метод (в литературе этот метод именуется по-разному: императивный метод, административно-правовой метод, метод власти и подчинения, метод субординации, авторитарный метод и т. д.);

- гражданско-правовой метод (в литературе этот метод именуется: диспозитивный метод, метод диспозитивного регулирования, метод координации, метод автономии и т. д.).

Отношения, регулируемые налоговым правом, по большей части относятся к сфере публичного права. Поэтому императивный метод правового регулирования применяется в налоговом праве более часто. Диспозитивный метод используется, например, при регулировании отношений по заключению договоров о предоставлении налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Методологический инструментарий рассматриваемой отрасли права обусловлен и определяется следующим обстоятельством. Налоговое право не в последнюю очередь может быть охарактеризовано как право, регулирующее отношения на стыке публичных и частных интересов. Поэтому весь смысл его существования - поддержание публичного правопорядка в сфере налогообложения, упорядочение системы применения государственного принуждения в процессе закон­ного изъятия части собственности организаций и физических лиц на публичные (государственные) нужды. А равно — предупреждение и разрешение неминуемых при этом индивидуаль­ных и социальных конфликтов и споров. Основная задача норм налогового права — определить, какую меру "имущества под­данных государство заберет себе, а какую оставит им, и цели сторон отношений строго противоположны, ибо спор идет о раз­мере изъятия, который будет достаточным".

date image
2015-03-27 views image
3994

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



В условиях перехода к рыночным отношениям в РФ основным источником доходов бюджетов всех уровней стали налоги. Налоги – один из древнейших экономических инструментов применяемых в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций.

Согласно ст. 8 НК РФ налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В отличие от этого в понятии сборов (п. 2 ст. 8) отмечается их индивидуально возмездный характер. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

Роль налогов и сборов состоит в следующем: фискальная - как источник доходов казны; регулирующая – заложены большие возможности по регулированию социально – экономическими процессами в стране со стороны государства: функция контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, правомерности получения доходов гражданами, источниками этих доходов.

Налоговое правоотношение – вид финансового правоотношения, т. е. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами налогового права.

Согласно ст. 2 НК законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговое правоотношение состоит из трех элементов:

а) – государственные налоговые органы, в лице Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений. Отдельными полномочиями налоговых органов обладает Федеральная таможенная служба;

б) налогоплательщики и плательщики сборов, в качестве таковых выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Юридические лица уплачивают налоги независимо от организационно-правовых форм. Налогоплательщиками также являются филиалы и представительства организаций.

Физические лица как налогоплательщики имеют разное правовое положение (статус), которое определяется законодательством с целью применения соответствующих ставок, льгот, порядка и срока уплаты, получения налогового кредита. Разный налоговый статус имеют: работники, получающие доходы в форме заработной платы на предприятиях в организациях; индивидуальные предприниматели; предприниматели с привлечением наемного труда; собственники движимого и недвижимого имущества; наследники имущества; правопреемники авторов произведений науки, литературы, искусства; законные представители (усыновители, опекуны). Резиденты, находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году и не резиденты.

Взаимозависимые лица для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

в) налоговые представители (агенты) это лица, на которых возложены обязанности по исполнению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд налогов (например, работодатели).




г) сборщики налогов и сборов – уполномоченные органы (государственные, местного самоуправления) и должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщика средств в уплату налогов и сборов и перечислению их в бюджет, а также контроль их уплаты

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах как лично, так и через законного представителя либо уполномоченного представителя

2. Объекты налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение – налог, сбор.

3. Содержание налогового правоотношения рассматривается через права и обязанности субъектов правоотношений (например, ст. 21, 23 НК).

Источниками налогового права являются нормативно правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. К таковым относятся, федеральные законы, и центральное место среди них занимает Налоговый кодекс РФ ч.1 и 2. А также законы субъектов РФ, акты представительных органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на территории страны к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов.

К источникам налогового права относятся и международные договоры (например, договоры об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов).

В отношении налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу, применяется Таможенный кодекс РФ и закон «О таможенном тарифе».

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, вопросы налогообложения регулируются постановлениями Правительства РФ (например, установление ставок авансового платежа в форме покупки акцизных марок по отдельным видам товаров).

Финансовые и налоговые органы исполнительной власти издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Но эти акты не входят в понятие законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 4 НК).

Основные начала законодательства о налогах и сборах закреплены в принципах налогообложения и сформулированы в НК РФ. К таковым:

а) установление налогов законами. В частности федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются и отменяются только НК;

б) всеобщность налогов (каждый обязан платить. ст. 57 Конституция РФ);

в) равного налогового бремени, предусматривает всеобщность уплаты и равенства плательщиков перед законом;

г) отрицания обратной силы налоговых законов. Вновь принятый закон не распространяется на отношения, возникшие до его принятия;

д) принцип наличия всех элементов налога в налогом законе, т. е. при установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

-объект налогообложения – предмет реального мира, с наличием которого связано налоговое обязательство, и качества которого определяют величину (сумму) налога (имущество, прибыль, доход и др.);

-налоговая база – это единица измерения объекта, с помощью которой определяется налогооблагаемая база;

- налоговый период, календарный год или иной период времени;

- налоговая ставка – размер налога на единицу обложения (процентные, в твердой денежной сумме, в определенном размере кратности к минимальному размеру оплаты труда, смешанные, т. е. денежная и процентная, прогрессивные - ставки, увеличивающиеся с ростом объекта налога);

- порядок исчисления налога – это действия налогоплательщика по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет или внебюджетный фонд;

- порядок и сроки уплаты налога – это способ, форма налога и может производиться: внесением платежей частями, разовой уплатой, в наличной форме или путем безналичных расчетов. Сроки уплаты определяются календарной датой, периодом времени, исчисляемого годами, месяцами, декадами, неделями, днями, указанием на событие или действие, которое должно наступить или произойти;

- в необходимых случаях налоговые льготы и их основания. Это способы уменьшения налогоплательщику суммы налога на условиях и в порядке, определяемых законодательством (установление необлагаемой налогом части объекта обложения, изъятие из объекта налога отдельных его составляющих, освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий, понижение налоговых ставок и др.). Законодательством запрещается предоставление льгот, носящих индивидуальный характер.

Сумма налогового обязательства фиксируется в налоговой документации. В составе документации выделяется налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной суммы налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Обязанность по исчислению налога возлагается на налоговые органы (налоги окладные) налогоплательщиков, или налоговых агентов (налоги неокладные).

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 02.03.2019 2019-03-02

Статья просмотрена: 2931 раз

Библиографическое описание:

Монгуш, Х. С. Правовое регулирование деятельности органов Федеральной налоговой службы / Х. С. Монгуш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56916/ (дата обращения: 20.05.2021).

В статье исследуется вопросы правового регулирования органов федеральной налоговой службы, рассматриваются проблемы регулирования деятельности.

Ключевые слова: право, регулирование финансирование, администрирование, налоговый контроль, Федеральная налоговая служба.

The article examines the issues of legal regulation of the federal tax service authorities, discusses the problems of regulating activities, simplifying the system for obtaining information to tax authorities at the legislative level to regulate the maintenance of an automated database system on taxpayers.

Keywords: law, regulation of financing, administration, tax control, the Federal Tax Service

За небольшой промежуток времени реформ и налоговая система менялась многократно для того, чтобы соответствовать новым социально-экономическим условиям.

Реформирование затронуло большинство существующих налогов, часть налогов изменялось или заменялось другими. В течение последнего времени были сделаны попытки, для установления связи между налогами и доходами, полученными предприятиями [5]. Только в настоящее время Федеральная налоговая служба становится все более развитой информационной системой, контрагенты и другие виды важной аналитической информации становятся доступными, возможно ведение статистики.

Правовое регулирование Федеральной налоговой службы производится на основании требований статьи 57 Конституции Российской Федерации [1], а также в соответствии с основами демократического правового государства, признания человека, его прав и свобод как высшей ценности, верховенства и прямого влияния Конституции Российской Федерации, гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, особенно права свободно использовать свои возможности и имущество для предпринимательской и иной экономической деятельности и имущественных прав, которые не запрещены законом, а также запрет на произвол, справедливость и пропорциональность установленной ответственности на конституционно значимые цели. На рисунке 1 представлены уровни нормативно-правовой базы регулирования органов Федеральной налоговой службы.


Рис. 1. Уровни нормативно-правовой базы регулирования органов Федеральной налоговой службы

Федеральная налоговая служба руководствуется в ведении своей деятельности Положением о Федеральной налоговой службе. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 72 от 11.02.2005 года осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах [6]. Министерство финансов Российской Федерации определяет основные направления ведения деятельности Федеральной налоговой службы и ее органов, составляет прогнозы налоговых поступлений, вносит предложения по улучшению деятельности. Системы налоговых органов Российской Федерации представлена на рисунке 2.


Рисунок 2. — Система налоговых органов Российской Федерации

Одной из наиболее актуальных проблем правового регулирования деятельности Федеральной налоговой службы является минимизация налоговых отчислений в бюджеты различных уровней и создание более удобного механизма для выполнения налогового обязательства, неисполнение которого влечет административную ответственность, предусмотренную главой 15 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации [2] и главами 15, 16 и 18 Налогового кодекса Российской Федерации. Уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере грозит налогоплательщику уголовной ответственностью в соответствии со ст. 198 и 199 УК РФ [3]. В том числе налоговые органы имеют право обращаться в арбитражные суды с исками. Приказ ФНС РФ от 14.10.2004 N САЭ-3–15/1@ (ред. от 24.11.2004) «О преобразовании Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу» утвердил структуру центрального аппарата ведомства, служебный распорядок центрального аппарата Федеральной налоговой службы. При этом полномочия Федеральной налоговой службы производятся через уполномоченные органы на местах

Характеризуя в целом российское налоговое законодательство, известный ученый, профессор Н. И. Химичева справедливо отмечает, что «налоговый закон, сформированный на данном этапе в качестве одной из составляющих российского финансового права, стал его крупнейшим компонентом, продолжающим активно развиваться» [4]. Большое значение имеет изучение сложных или противоречивых вопросов ведения деятельности Федеральной налоговой службой, в том числе вопросов, связанных с защитой прав налогоплательщиков физических лиц, внимание в научной и практической литературе уделяется поиску и юридическому обоснованию конкретных методов снижения налоговых обязательств налогоплательщиков. Но по мнению автора данной статьи тема изучена неполностью и требует проведения дополнительных исследований.

На качество работы Федеральной налоговой службы и ее органов оказывают влияние такие группы факторов, как налоги и применяемый порядок налогообложения, принципы, концепции, формы и методы налогообложения. Реализация законодательных норм, являющаяся деятельностью Федеральной налоговой службы и ее органов производиться посредством налогового администрирования. Налоговая системы Российской Федерации построена на принципах налогового федерализма, соответственно установлено равенство на законодательном уровне между Федеральной налоговой службой и ее органами на местах.

Федеральные налоговая служба и ее органы являются отдельными юридическими лицами, но несмотря на то, что составляют единую централизованную систему, отдельно взятым налоговым органом принимаются самостоятельные решения, влекущие разные правовые последствия.

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ: по сост. на 06.02.2019 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 01. — Ст. 1.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.01.2019) / [Электронный ресурс]– Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 26.02.19).
  4. Химичева Н. И. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. 5-е изд. (перераб. и доп.). М.: Норма. — 2012. — 491–513 с.
  5. Казьмин А. Г. Оробинская И. В. / Анализ поступления налогов в бюджеты областей Центрально-Чернозёмного района // Финансовое право и управление. — 2012. — № 1 — С. 156–211.
  6. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 03.10.2018) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» / [Электронный ресурс]– Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 26.02.19).

Читайте также: