Инструкция о порядке ведения налогового учета рб

Опубликовано: 15.05.2024

Toggle navigation

Наши услуги

Мы стараемся для вас и публикуем свежие новости в сфере бухгалтерских услуг.

Налоговый учет

Налоговый учет и отчетность – это осуществление плательщиком и прочими обязанными лицами учета всех объектов налогообложения, а также определение налоговой базы по налоговым сборам и пошлинам, согласно расчету корректировок данных бухучета, если налоговое законодательство не установило нечто иное. Главной целью ведения налогового учета является осуществление налогового контроля и последующее налогообложение с уплатой в государственный бюджет. Основывается налоговый учет и отчетность на данных бухучета или других сведениях об объектах, подлежащих налогообложению, подтвержденных документально.

Бухгалтерский налоговый учет и отчетность подразумевают формирование полной и достоверной информации об объектах, которые подлежат налогообложению. Также они включают в себя расчет показателей, которые применяются при вычислении налоговой базы, благодаря чему определяются налоговые платежи за отчетный период. Обязанность ведения налогового учета и отчётности полностью лежит на заказчике, а порядок его ведения определяется Налоговым Кодексом и Инструкцией, которая утверждается Министерством финансов, а также Министерством по налогам и сборам.

Налоговые декларации

Налоговый учет и отчетность всегда проистекают из бухгалтерского учета. По окончанию каждого учетного периода (как правило, это один календарный месяц) организация должна подвести итоги о своей деятельности и подсчитать финансовый результат. Выясняется, сработало предприятие в убыток или в прибыль – это определяется на основании суммы денежных средств, полученных от всех видов деятельности за вычетом расходов. Все полученные данные вносятся в налоговую декларацию, а после предоставляются в ИМНС по месту поставки на учет точно к определенным срокам (чаще всего – не позднее 20-го числа следующего отчетного месяца).

Налоговая декларация – это документ, созданный по установленной форме налогоплательщиком, в котором сообщается обо все доходах, полученных им в течение отчетного периода, а также о налоговых льготах и основаниях для их получения. В соответствии с этими данными рассчитывается база налогообложения, а после указывается итоговая сумма, которую необходимо перечислить в бюджет государства.

Бухгалтерский налоговый учет и отчетность могут вестись как в бумажном, так и в электронном виде. Однако предприятия, которые являются плательщиками НДС, а также компании с численностью штата свыше 50 человек – должны направлять декларации в виде электронных документов.

Согласно Налоговому кодексу, ИМНС может получать от субъектов также и бухгалтерские отчеты - годовой баланс предоставляется организацией не позднее первого апреля после отчетного года.

Регистры налогового учета и отчётности

Бухгалтерский налоговый учет и отчетность подразумевают, что для заполнения всех строк декларации необходимо каждый месяц составлять соответствующие регистры. Их форма и порядок определены Инструкцией министерства по налогам и сборам. В 2016 году были выделены регистры доходов, расходов, а также расчётных корректировок.

Регистры доходов в налоговом учете и отчетности включают в себя:

  • Реестр доходов, поступивших от реализации. Такие доходы включают в себя выручку от продажи выпускаемой продукции, а также от оказания услуг, от перепродажи товаров и от реализации других ценностей (организации расширяют этот список на основании сферы своей деятельности);
  • Реестр доходов, поступивших от внереализационных операций, список которых можно найти в Законе «О налогах на доходы и прибыль»;
  • Реестр доходов, поступивших из-за рубежа в результате внешнеэкономической деятельности, которую ведет организация.

Регистры расходов в налоговом учете и отчетности включают в себя:

  • Расходы, потраченные на реализацию, такие как: траты на производство, продажу продукции, на перепродажу, а также издержки, которые понесены от реализации других ценностей;
  • Реестр расходов от операций внереализационного характера, список которых также определен в Законе «О налогах на доходы и прибыль»;
  • Реестр расходов на внешнеэкономическую деятельность за пределами РБ.

Регистр расчетных корректировок включает в себя информацию обо всех изменениях, которые производились в данных бухгалтерского учета. Там указываются значения показателей, которые имелись до осуществления корректировок, прописываются основания для их проведения, подсчитываются суммы, на которые были уменьшены или увеличены данные, производится оценка параметров после проведения операции, а также даются итоговые значения бухгалтерского учета после всех корректировок.

image_pdf
image_print

Учётная политика включает в себя способы ведения учёта, а также формы первичных документов, используемых в компании. Руководство вправе отразить конкретный вид документов или способ учёта, если на законодательном уровне существуют несколько их вариантов. При этом компания должна неукоснительно соответствовать положениям, прописанным в учётной политике, иначе инспекторы в ходе проверки могут применить штрафные санкции. О том, как правильно составить учётную политику на 2021 год разберём в статье.

Понятие учётной политики

Учётная политика представляет собой внутренний нормативный документ организации, который содержит в себе способ ведения учёта, порядок отражения отдельных операций, а также формы первичной документации.

В документе отражается способ начисления амортизации, порядок расчёта резерва для выплаты отпускных, какие первичные документы используются при отгрузке товара и прочие важные аспекты ведения учёта.

Компания должна для себя определить, каких норм придерживаться для целей бухгалтерского или налогового учёта.

Так, например, при расчёте суммы амортизации в налоговом учёте допускается использовать амортизационную премию, которую можно списать на текущие расходы в размере 10%.

Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.

Компания может для себя решить: использовать в учёте исключительно унифицированные бланки или самостоятельно разработать отдельные виды первичных документов. Например, график отпусков, штатное расписание и другая документация.

Положения учётной политики должны соответствовать следующим требованиям:

  • полнота отражения фактов хозяйственной жизни
  • своевременность отражения операций
  • соответствие оборотов аналитического и синтетического учёта по итогам каждого месяца

В учётной политике необходимо закрепить рабочий план счётов с перечнем счетов, которые компания будет использовать в учёте.

В случае если налоговое законодательство допускает применение нескольких способов учёта в отношении одной и той же операции, компания должна отразить в учётной политике один из них.

Компания должна строго соблюдать положения своей учётной политики, именно такой позиции придерживается Конституционный суд РФ в своём Определении от 12 мая 2005 года № 167-О.

Образец учётной политики

Порядок составления учётной политики

На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.

В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.

Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.

Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.

Сроки утверждения учётной политики

Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.

Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:

  • для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
  • для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
  • для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)

Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:

  • новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
  • внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
  • смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный

Учётная политика в 2021 году

При составлении учётной политики на будущий год компании необходимо учесть следующие моменты:

  • в связи с отменой ЕНВД необходимо решить, какая система налогообложения будет использоваться в учёте, если выбор падёт на УСН, то до завершения 2020 года необходимо уведомить налоговую инспекцию о своём решении (см. подробнее На какой режим перейти после ЕНВД?)
  • с будущего года большее количество компаний сможет претендовать на применение УСН в связи с увеличением предельных значений обязательных лимитов
  • для субъектов МСП в 2021 году будут применяться пониженные ставки по страховым взносам для заработной платы свыше МРОТ, которые также влияют на размер резерва по отпускным
  • с будущего года разрешается придерживаться требований Федерального стандарта «Основные средства» вместо ПБУ6/01
  • IT-компании могут применять пониженную ставку по страховым взносам и налогу на прибыль (см. подробнее Налог на прибыль. Изменения на 2021 год)
  • изменился бланк путевого листа, в учётной политике необходимо отразить способ оформления: бумажный или электронный

Сертификат качества аудиторских услуг № 005 от 03.01.2017.


Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Кто составляет, подписывает и утверждает учетную политику?

Обязанность по формированию учетной политики возлагается на того, кто осуществляет руководство бухучетом в организации:

  • главный бухгалтер
  • руководитель организации, если он осуществляет ведение бухгалтерского учета и составляет отчетность лично
  • организацию или ИП, оказывающих услуги по ведению бухучета и составлению отчетности

Кто подписывает положение по учетной политике?

  • главный бухгалтер;
  • руководитель организации (ИП), оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Кто утверждает положение об учетной политике?

  • руководитель организации.

Долгосрочные активы




Справочно:

Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 ( Инструкция № 26).

Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 ( Инструкция № 133).

Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 ( Инструкция № 37/18/6)

Инструкция о порядке проведения переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утв. постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 05.11.2010 № 162/131/37

Указ Президента от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке» (Указ № 622)

Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25 ( Инструкция № 25)

Инструкция о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утв. постановлением Минстройархитектуры от 14.05.2007 № 10 ( Инструкция № 10).

Указ Президента от 15.08.2017 № 284 «О выбытии имущества» (Указ № 284).

Учет запасов




Справочно:

Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (Инструкция № 133)

Инструкция по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, утв. постановлением Минфина от 31.10.2011 № 112 (Инструкция № 112)

Учет затрат на производство



Учет готовой продукции


Справочно:

Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (Инструкция № 50)

Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (Инструкция № 102)

Налоговый Кодекс – НК

Прочие вопросы бухгалтерского учета


Справочно:

Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (Инструкция № 50)

Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (Инструкция № 102)

Налоговый Кодекс – НК

Налоговые аспекты учетной политики П



Общие (организационные) аспекты

1. Каким образом организовано ведение бухгалтерского учета:

  • имеется бухгалтерия;
  • ведение бухгалтерского учета с привлечением другой организации или ИП.

2. Способы и методы бухгалтерского учета:

  • автоматизированный учет;
  • журнально-ордерная форма;
  • смешанная форма.

Перечень приложений к учетной политике

1. План счетов бухгалтерского учета организации

2. Формы ПУД и регистров, разработанных организацией

3. График документооборота организации

4. Порядок проведения инвентаризации

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

  • Поиск документов
  • Описание базы данных
  • Помощь
  • Оплатить доступ
  • Вопросы и ответы
  • Контакты
  • О законодательстве стран СНГ

Дата обновления БД:

19.05.2021

36 / 144

Всего документов в БД:

107462

  • Соглашение об использовании сайта
  • Соглашение о конфиденциальности
  • Лицензионное соглашение
  • Описание тарифных планов
  • Все документы базы данных

Документ утратил силу в соответствии с Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №98

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 31 декабря 2004 года №146

Об утверждении Инструкции о порядке ведения налоговыми органами учета налогов, сборов (пошлин), пеней, процентов, штрафов

(по состоянию на 16 июля 2010 года)

На основании подпунктов 5.2 и 5.10 пункта 5 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592 "Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь", и в соответствии с Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке ведения налоговыми органами учета налогов, сборов (пошлин), пеней, процентов, штрафов.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 апреля 2005 г.

Утверждена Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2004 года №146

Инструкция о порядке ведения налоговыми органами учета налогов, сборов (пошлин), пеней, процентов, штрафов

Глава 1. Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - Кодекс), иными актами законодательства Республики Беларусь и устанавливает порядок ведения налоговыми органами учета причитающихся к уплате и фактически уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, отчислений в инновационные фонды, части прибыли (дохода) республиканских и коммунальных унитарных предприятий, государственных объединений, хозяйственных обществ, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, городские, районные исполнительные и распорядительные органы, процентов за предоставление налогового кредита, отсрочки (рассрочки) погашения задолженности, процентов за несоблюдение налоговым органом сроков возврата сумм налогов, сборов (пошлин), штрафов, платежей по возмещению расходов по хранению, проведению государственной санитарно-гигиенической экспертизы и иных видов экспертиз, обязательной сертификации, экспертной оценки, транспортных расходов по доставке к месту хранения и (или) реализации имущества должника, на которое обращено взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, иных платежей, контроль за уплатой которых возложен на налоговые органы (далее, если не установлено иное, - платежи), а также операций с платежами.

2. Налоговые органы ведут учет платежей по всем категориям лиц, обязанных в соответствии с законодательством уплачивать платежи, а также по лицам, на которых в судебном порядке возложена субсидиарная ответственность по обязательствам юридического лица (далееплательщики).

Глава 2. Порядок открытия лицевых счетов

3. Учет платежей осуществляется в лицевых счетах по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции и включает в себя проведение операций:

открытия лицевых счетов;

начисления, включая доначисление, платежей к уплате;

изменения срока уплаты платежа;

по поступлению платежей (уплата платежей, зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы платежа в счет погашения задолженности либо в счет предстоящих платежей, взаимозачет платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (далее - взаимозачет), взыскание задолженности по платежам);

возврата ранее уплаченных, взысканных платежей;

по предоставлению, приостановлению и возобновлению, прекращению действия мер государственной поддержки (далее - меры господдержки);

по приостановлению исполнения решения налогового органа в связи с подачей жалобы.

4. Лицевые счета ведутся по каждому плательщику в разрезе видов платежей и разделов, подразделов бюджетной классификации Республики Беларусь.

5. Лицевые счета открываются налоговым органом по месту постановки плательщика на учет и (или) налоговыми органами административно-территориальных единиц Республики Беларусь, в бюджеты которых производится зачисление платежей (при зачислении платежей в бюджеты областей и города Минска лицевые счета открываются налоговыми органами по месту нахождения объекта, в связи с наличием которого уплачиваются платежи):

при представлении плательщиком налоговых деклараций (расчетов), других документов, которые могут служить основанием для начисления платежей к уплате;

Налоговый учет в РБ – это ведение регулярного и непрерывного учета всех налогооблагаемых объектов, а также вычисление базы налогообложения посредством составления расчетных корректировок на основе данных бухгалтерского учета. Таким образом, налоговый учет применяется исключительно для определения полной и корректной суммы, подлежащей уплате в государственный бюджет, а также для реализации налогового контроля. Путем отражения доходов и расходов регистры налогового учета формируют полную и достоверную информацию об объектах, подлежащих налогообложению, рассчитывают показатели, применяемые при вычислении налоговой базы, и определяют налоговые платежи за отчетный период.

Обязанность по ведению налогового учета полностью возложена на плательщика; порядок ведения определяется Налоговым Кодексом, а также Инструкцией, утвержденной Министерством финансов и Министерством по налогам и сборам.

Налоговые декларации

Бухгалтерский и налоговый учет неотделимы друг от друга, а точнее, последний следует из первого. По окончании отчетного периода (в большинстве случаев это календарный месяц) организация подводит итоги своей хозяйственной деятельности, определяя финансовый результат – прибыль или убыток, который определяется как сумма полученных денежных средств от всех видов деятельности за вычетом общих расходов. На основании полученных данных заполняются налоговые декларации, которые должны быть предоставлены в Инспекцию Министерства Налогам и Сборам (ИМНС) по месту постановки на учет в определенные сроки (как правило, не позднее 20-го числа следующего за отчетным месяца).

Законодательство определяет налоговую декларацию как некий письменный документ установленной формы от налогоплательщика, в котором сообщается обо всех полученных доходах и их источниках, понесенных в течение отчетного периода расходах, налоговых льготах и основаниях для их получения и, как результат, рассчитывается налогооблагаемая база и указывается итоговая сумма к перечислению в бюджет в счет уплаты налога за отчетный период.

Налоговая декларация может предоставляться в налоговый орган как на бумажном носителе, так и посредством электронного документооборота. Однако предприятия, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), и крупные организации (с численностью свыше 50 человек) в обязательном порядке направляют в налоговую инспекцию декларации в виде электронного документа.

Кроме того, Налоговый кодекс предоставляет возможность ИМНС получать от субъектов хозяйствования бухгалтерские отчеты; как правило, годовой баланс предоставляется организацией не позднее первого апреля следующего за отчетным года.

Регистры налогового учета

Для ведения налогового учета в РБ и последующего заполнения всех строк декларации организация должна ежемесячно составлять соответствующие регистры, виды и порядок составления которых определяются Инструкцией Министерства по налогам и сборам. Налоговый учет выделяет регистры доходов, расходов и расчетных корректировок.

Регистры доходов – это:

  1. Реестр доходов от реализации, включающий в себя выручку от продажи произведенной продукции и оказанных услуг, от перепродажи товаров, а также от реализации иных ценностей (список организация расширяет в зависимости от сферы своей деятельности);
  2. Реестр доходов от внереализационных операций, список которых определяет Закон «О налогах на доходы и прибыль»;
  3. Реестр доходов из-за рубежа, возникающих в результате ведения организацией внешнеэкономической деятельности.

Регистры расходов – это:

  1. Реестр расходов от реализации, включающий в себя расходы на производство и продажу собственной продукции и оказание услуг, затраты по перепродаже товаров, а также издержки, понесенные при реализации любых других ценностей;
  2. Реестр расходов от внереализационных операций, список которых определяется вышеупомянутым Законом;
  3. Реестр расходов из-за рубежа, связанных с осуществлением деятельности за пределами Республики Беларусь.

Регистр расчетных корректировок отражает информацию о произведенных изменениях в данных бухгалтерского учета. В нем указывают значения показателей до осуществления корректировки, основания для ее проведения, сумму, на которую были увеличены или уменьшены данные, стоимостную оценку параметров после проведения данной операции и итоговое значение показателей бухгалтерского учета после проведения всех расчетных корректировок.

Читайте также: