Правовое обеспечение налогового прогнозирования и планирования

Опубликовано: 12.05.2024

Определение и сущность налогового и бюджетного права как основы налогового прогнозирования и планирования.

Налоговое планирование и прогнозирование на макроуровне.

1.1 Нормативно-правовые акты, регламентирующие процедуры налогового прогнозирования и планирования, как исходной и определяющей стадии бюджетного процесса.

Правовым обеспечением налогового прогнозирования и планирования выступает совокупность правовых норм налогового и бюджетного права.

Налоговое право — это совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в государстве, порядок их взимания и регулирующие отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств. Является институтом финансового права.

Бюджетное право — это часть финансового права, его ведущий институт, совокупность устанавливаемых государством общеобязательных норм, определяющих основы бюджетного устройства страны и регулирующих общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, которые сосредоточиваются в различных звеньях бюджетной системы, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета и бюджетов, входящих в бюджетную систему государства.

По характеру регулируемых отношений нормы бюджетного права подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы бюджетного права устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему в России, состав доходов и направление расходов бюджетной системы, полномочия по получению бюджетных доходов и т.д.

Процессуальные нормы бюджетного права имеют процедурный характер и регламентируют бюджетный процесс как процедуру составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и отчетов об их исполнении.

В сфере прогнозирования и планирования налоговых доходов бюджета происходит тесное взаимодействие налогового и бюджетного права как составных частей финансового права. Однако налоговое право не является элеменом бюджетного права и наоборот. Бюджетное законодательство лишь предопределяет наличие налоговых норм.

Источниками налогового и бюджетного права, составляющими систему правового обеспечения налогового прогнозирования и планирования, являются:

Конституция Российской Федерации;

постановления и определения Конституционного суда Российской Федерации (КС РФ);

постановления и определения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;

решения Пленумов Верховного суда Российской Федерации (ВС РФ) и Высего Арбитражного суда Российской Федерации (ВАС РФ);

законодательство о налогах и сборах;

В систему законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства входят:

Налоговый и Бюджетный кодексы;

соответствующее законодательство субъектов РФ, состоящее из законов и иных нормативных правовых актов в налоговой и бюджетной сфере, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации;

нормативные правовые акты в указанных сферах, принятые представительными органами местного самоуправления.

Кроме того, элементами системы правового обеспечения налогового прогнозирования и планирования являются:

указы и распоряжения Президента РФ;

постановления и распоряжения Правительства РФ;

постановления, приказы, распоряжения и письма государственных органов, осуществляющих деятельность в сфере налогового прогнозирования и планирования.

К источникам налогового и бюджетного права также относятся акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, применяемые к налоговым и бюджетным отношениям. Значительную регулирующую функцию выполняют акты не законодательного характера, но имеющие юридическую силу в результате их утверждения правомочными органами: двусторонние договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Признаками легитимности подзаконных нормативных правовых актов являются:

соответствие компетенции принявшего его государственного органа;

соответствие установленному порядку принятия такого рода документов;

отсутствие факта изменения содержания и объема прав и обязанностей участников правоотношений;

отсутствие изменения порядка и условий реализации прав и исполнения обязанностей участниками правоотношений;

отсутствие факта изменения вида и размера ответственности за правонарушения, порядка и оснований привлечения к ответственности;

отсутствие в акте противоречий общим началам или буквальному смыслу соответствующего законодательства (Налогового и Бюджетного кодексов).


  • Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?
  • Общие принципы налогового планирования
  • Формы налогового планирования
  • Методы налогового планирования
  • ИТОГИ

Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?

Значение налогового планирования в современных условиях ведения бизнеса сложно переоценить. Используя налоговое планирование, можно вполне легально снизить налоговую нагрузку на бизнес, что обеспечит уменьшение расходов и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Заниматься налоговым планированием можно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть впоследствии решающую роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового бремени.

Советуем ознакомиться с информацией об оптимизации налогов на примере одного из используемых режимов — подробнее в нашей статье «Какие возможности оптимизации налогов при УСН?».

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили шаблон должностной инструкции специалиста по налоговому планированию. Получите пробный демо-доступ к К+ и переходите к документу. Это бесплатно.

  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

Для определения налогового бремени советуем изучить нашу статью «Расчет налоговой нагрузки в 2020-2021 годах (формула)».

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

    Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.

Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • Аналитико-расчетный метод поможет произвести налоговое планирование на основании показателей за прошлые налоговые периоды. Благодаря этому методу можно в утверждаемый бизнес-план на следующий год заложить планы по изменению:
    • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
    • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
    • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).
  • Балансовый метод применяется при разработке бухгалтерской модели какой-либо финансовой или хозяйственной ситуации. Например, рассчитывается потребность в финансах и анализируются всевозможные источники получения средств, исходя из балансовых показателей. Особенно данный метод актуален при построении взаимоотношений материнской компании с дочерними.
  • Нормативный метод используется при планировании будущих налогов путем расчета ожидаемых показателей с применением действующих налоговых ставок и норм.
  • Оптимизация планов и решений означает проработку нескольких вариантов прогнозов с целью выбора оптимального.
  • Метод создания налогового поля означает создание собственного перечня подлежащих уплате налогов и сборов в компании, статуса налогоплательщика, выбранной системы налогообложения, месторасположения, льгот и сроков уплаты налогов. Данный перечень разрабатывается на основе таких вводных данных, как организационно-правовая форма компании, виды хоздеятельности, сформированная учетная политика. На основании созданной индивидуальной налоговой базы прорабатывается каждый платеж.
  • Советуем ознакомиться со статьей по налоговой оптимизации «Какие существуют способы оптимизации налога на прибыль?».

    ИТОГИ

    Налоговое планирование позволяет легально снизить налоговую нагрузку на предприяетие или ИП. Методов и принципов проведения налогового планирования достаточно много. Основные из них мы рассмотрели в данной статье.

    Налоговое планирование - это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

    Цели налогового планирования

    Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

    оптимизация налоговых платежей;

    сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

    При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.

    При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

    Стратегическое и текущее налоговое планирование

    На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.

    Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

    обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

    обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

    составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;

    нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

    составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

    обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

    составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

    Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

    еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

    составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

    составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;

    прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

    Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

    Этапы налогового планирования

    Основными этапами налогового планирования являются:

    выявление налоговых рисков;

    анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;

    выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;

    разработка налоговой схемы;

    осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

    Выявление налоговых рисков

    Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

    Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

    К налоговым рискам относятся:

    риски контроля со стороны налоговых органов;

    риски увеличения сумм налогов;

    риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

    В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

    принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

    принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

    принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

    принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

    принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

    принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

    Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы

    На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.

    Налоговый анализ включает, например:

    выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;

    перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;

    анализ заключенных договоров с контрагентами.

    Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.

    Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования

    Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

    В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

    Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

    Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

    Оптимизация цены сделок

    Применение отдельных элементов налогообложения

    Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

    Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

    Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

    Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

    начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

    начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

    списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

    порядок списания расходов;

    определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

    Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

    налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

    "налоговых лазеек" – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

    специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

    Разработка налоговой схемы

    При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

    При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.

    При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

    Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.

    В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

    Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.

    Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

    Во-вторых, по причинам системного характера.

    В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

    Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.


    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 14.03.2020 2020-03-14

    Статья просмотрена: 369 раз

    Библиографическое описание:

    Фирсова, М. А. К сущности налогового планирования и прогнозирования / М. А. Фирсова, А. В. Суркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 244-247. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68096/ (дата обращения: 20.05.2021).

    В статье рассмотрены основные подходы к определению понятий «налоговое планирование и налоговое прогнозирование». Автором предложено свое понимание сущности государственного налогового планирования и прогнозирования, представлена система.

    Ключевые слова: планирование, прогнозирование.

    В настоящее время для налоговой сферы актуальным является вопрос эффективного проведения планирования и прогнозирования для наиболее точного составления прогноза налоговых поступлений в бюджетную систему страны. Налоговое планирование и прогнозирование нацелены на достижение ориентиров налоговой и экономической стратегии государства, но единого понятия.

    В век инновационной экономики важно грамотно подходить к формированию бюджета, поэтому необходимо конкретизировать понятие, и понимать все нюансы, связанные с прогнозированием и планированием государственных финансов. Для начала рассмотрим понятие и сущность налогового прогнозирования. В рамках исследования тематики были рассмотрены трактовки разных авторов, которые понимают государственное налоговое прогнозирование с разных точек зрения:

    Подходы копределению «Налогового прогнозирования»

    Автор

    Основные подходы

    прогнозирование налоговых поступлений в бюджетную систему является ключевым инструментом реализации налоговой политики страны.

    деятельность, предоставляющую возможность определения таких данных как объём налоговых поступлений на определённый период времени, количество налогоплательщиков, их состав, контингент

    Орлова В. А., Мелентьева О. В.

    на уровне государства основной задачей налогового прогнозирования является экономическое обоснование качественных и количественных параметров бюджетных заданий и стратегических программ социально-экономического развития страны.

    под прогнозированием понимается взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений

    Проанализировав разные понятия, стало понятно, что большинство из них сходятся к мнению о том, что налоговое прогнозирование позволяет реализовать налоговую политику, посредством использования целого набора показателей. Мы предлагаем системный подход в рамках изучения налогового прогнозирования:


    Рис 1. Система налогового прогнозирования

    Налоговое прогнозирование — это деятельность государственных налоговых органов по определению возможного объема налоговых поступлений с учетом различных факторов, с целью эффективного формирования бюджета.

    Теперь стоит перейти к рассмотрению налогового планирования и его сущности. Аналогично стоит рассмотреть основные подходы к определению данного понятия.

    Подходы копределению «Налогового планирования»

    Автор

    Основные подходы

    планирование, как фундаментальная основа для разработки стратегических векторов бюджетной политики, является инструментом обеспечения структурной модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности.

    Орлова В. А., Мелентьева О. В.

    практика подтверждает, что налоговое планирование представляет собой не одноразовое событие, а непрерывный процесс, связанный с систематической постановкой целей и подготовкой необходимых для их достижения мероприятий

    разработка последовательности действий, позволяющих достигнуть желаемого результата

    Тетерина Н. А., Белогорская А. Н.

    комплексный и многофакторный процесс разработки экономически обоснованного размера налоговых доходов (поступлений налогов и сборов, администрируемых налоговыми органами) в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в течение текущего финансового года от налогоплательщиков, зарегистрированных в соответствующих налоговых органах

    Мы предлагаем системный подход в рамках изучения налогового планирования:


    Рис 2. Система налогового планирования

    Необходимо заметить, то налоговое планирование предназначено как для обоснования количественных показателей бюджетных заданий, так и для того, чтобы определить в перспективе социально-экономическую направленность развития в рамках принятой концепции.

    Исходя из двух представленных схем, по нашему мнению, планирование представляет собой комплекс мер по мобилизации поступлений в бюджет, а прогнозирование это комплекс показателей, которые определяют налоговый потенциал в целом.

    Это достаточно близкие по значению понятия. Но планирование можно трактовать как определение целевых установок достижения определенных показателей. А прогнозирование — картина будущего, предполагающая составление прогноза на определенный промежуток времени. Но если прогнозирование предполагает формирование вероятностного прогноза налоговых поступлений, то планирование оценивает их фактическое перечисление в бюджет и обозначает определенные объемы поступлений в планируемом периоде. Из этого следует то, что прогноз должен опережать план. Так как цель процесса налогового прогнозирования — создать основу или предпосылки для проведения планирования налоговых поступлений.

    По нашему мнению, уточнить понятие «налогового планирования» следует следующим образом: это деятельность государственных налоговых органов по эффективной реализации налоговой политики и социально-экономического развития страны, с целью эффективной мобилизации налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, при помощи применения соответствующих инструментов.

    1. Ильичева Е. В., Подгорный И. Е., Пашкова Е. Э., Ходько М. В. К вопросу планирования и прогнозирования налоговых поступлений в территориальный бюджет / Е. В. Ильичева, И. Е. Подгорный, Е. Э. Пашкова, М. В. Ходько // Журнал «Интернет-журнал Науковедение». — 2015. — Т.7.– № 4 (29). — С. 1–11.
    2. Орлова В. А., Мелентьева О. В. Сущность налогового прогнозирования и планирования как важного элемента налогового менеджмента / В. А. Орлова, О. В. Мелентьева // Журнал «Наука и финансы». — 2016. — № 1. — С. 18–22.
    3. Павлюченко Т. Н., Калюгина И. В. Учет налогов и оптимизация налоговой нагрузки / Т. Н. Павлюченко, И. В. Калюгина // Журнал «Концепт». — 2018. — № 5. — С. 1–7.
    4. Сорокина П. Г. Прогнозирование и динамика налоговой базы по налогу на имущество организаций / П. Г. Сорокина // Журнал «Baikal Research Journal». 2017. — Т. 8. — № 2. — С. 16.
    5. Ташматова Р. Г. К Роль налогового прогнозирования в формировании налоговых доходов бюджета / Р Г. Ташматова // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». — 2018. –№ 1. — С. 79–82.
    6. Тетерина Н. А., Белогорская А. Н. Актуальные вопросы налогового планирования и прогнозирования / Н. А. Тетерина, А. Н. Белогорская // Журнал «ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ». — 2015. –№ 3 (21). — С. 77–85.

    Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:59, шпаргалка

    Описание работы

    Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговое право".

    Работа содержит 1 файл

    ответы к блудовой.docx

    40. Виды прогнозных и плановых документов.

    Плановые документы разрабатываются на основе глубокого познания и использования законов общественного развития. В процессе разработки плана проводится глубокий анализ тенденций и перспектив экономического и социального развития, разрабатываются прогнозы, технико-экономические обоснования темпов и пропорций экономического роста, разрабатывается система стоимостных, трудовых и материальных балансов с использованием прогрессивных норм и нормативов.

    41.Сфера применения налогового прогнозирования и планирования на макроуровне.

    Планирование на макроуровне охватывает сферу налогового планирования в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов. Анализ налоговых поступлений свидетельствует, что в результате мобилизации налоговых поступлений доля федерального бюджета составляют около 8%. Территориальные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) формируются также за счет налоговых поступлений, доля которых составляет более 50%, а в неналоговые доходы формируют его на 8 - 12%. Остальная часть территориальных бюджетов формируется за счет федерального бюджета. Финансовая устойчивость территориального бюджета в условиях бюджетного регулирования является важнейшим фактором благополучия муниципальных образований.

    Этап прогнозирования налогового процесса является важнейшим элементом, обеспечивающим объективность, достоверность и выполняемость последующих решений и поставленных задач. Одной из таких задач является прогнозирование основных макро- и социально-экономических показателей развития национальной экономики, к которым относятся:

    1) валовый внутренний продукт (ВВП);

    2) валовый национальный продукт (ВНП);

    3) чистый национальный продукт (ЧНП);

    4) национальный доход (НД);

    5) личный доход населения;

    6) средняя процентная ставка;

    7) платежный баланс;

    8) численность населения и др.

    42. Налоговый потенциал, понятие и значение его в налоговом планировании и прогнозировании.

    Налоговое планирование на макроуровне включает в себя оценку налогового потенциала и поступление налогов и сборов в бюджетную систему.

    Налоговый потенциал отражает максимально возможную сумму начислений налогов и сборов в условия действующего налогового законодательства и представляет собой комплексный показатель отражающий потенциальную систему налогообложения. Он рассчитывается на основе прямой оценки показателей социально экономического развития и их динамики с точки зрения формирования налоговой базы

    Стратегический налоговый потенциал определяется как прогнозируемый объем совокупной налоговой выручки, получаемый в сфере производства и обращения после вычета совокупных затрат по ее обеспечению. Среди наиболее существенных факторов, определяющих стратегический налоговый потенциал, выделяют объем денежной массы в обращении, зависящие от него параметры внутреннего валового продукта, вещественные и трудовые факторы производства, индексы цен, инфляции и других показателей. Тактический налоговый потенциал определяется как суммарная величина прогнозируемого объема налоговых поступлений, рассчитываемого с учетом стратегического налогового потенциала и налоговых ставок.

    43. Государственное налоговое планирование.

    Государственное налоговое планирование призвано обеспечить выполнение установленных законом количественных и качественных показателей в процессе текущего исполнения по налогам бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней власти (налоговую тактику), а также реализацию долговременных направлений экономической и налоговой политики государства в соответствии с принятой налоговой концепцией (налоговой стратегии). В конечном счете, основной целью государственного налогового планирования является обеспечение реализации налогами всех своих функций, включая максимальную собираемость запланированных объемов налоговых поступлений по всем их видам.

    Государственное налоговое планирование начинается с разработки или корректировки научно обоснованной концепции налоговой политики, в соответствии с которой вносятся изменения в налоговую систему государства, ее состав и структуру, соответствующую экономическому развитию. Далее устанавливаются цели, задачи и методы их достижения, опять же исходя из стратегических и тактических параметров, заложенных в налоговой политике.

    Государственное налоговое планирование решает следующие основные задачи:

    формирование правового поля и налогового законодательства;

    построение рациональной налоговой системы исходя из конкретной социально-экономической ситуации, основанной на оптимальных параметрах совокупного налогового бремени и структуры системы налогов;

    оптимизация объектов налогообложения и налоговой базы;

    разработка рациональной системы налоговых скидок и льгот;

    разработка налогового бюджета на предстоящий финансовый год и среднесрочную перспективу.

    44.Этапы общегосударственного налогового прогнозирования и планирования, их содержание.

    Этапы налогового планирования:

    Первый этап определяется формированием аппарата который должен организовывать всю работу по составлению плана и подготовить условия для его реализации.

    Второй этап определяется выполнением основных исследований в том числе действующего налогового законодательства, препятствующих составлению плана. Здесь же осуществляется сбор требуемой информации, выбор нужных технико-экономических показателей.

    Третий этап включает в себя составление самого плана, и четвертый этап его реализация

    45. Организация налогового планирования на уровне субъектов РФ и местного самоуправления.

    Налоговое планирование на уровне государства и органов местного самоуправления является основой выработка прогноза социально-экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований на среднесрочный долгосрочный периоды, а также составления проектов федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий год. Налоговое планирование проводится на основе прогноза важнейших социально-экономических показателей развития экономики (ВВП, прибыль) и показателей развития эконом. субъектов РФ.

    Объектом налогового планирования выступает налоговый процесс как регламентируемая норма деятельности органов власти всех уровней и других участников по определению структуры и объема налоговых доходов, мониторингу налогового законодательства, прогнозированию и планированию налоговых поступлений в бюджеты и внебюджетные фонды, их исполнение и контролю за выполнением принятых решений.

    Этап прогнозирования налогового процесса является важнейшим элементом, обеспечивающим объективность, достоверность и выполняемость последующих решений и поставленных задач. Одной из таких задач является прогнозирование основных макро- и социально-экономических показателей развития национальной экономики, к которым относятся:

    1) валовый внутренний продукт (ВВП);

    2) валовый национальный продукт (ВНП);

    3) чистый национальный продукт (ЧНП);

    4) национальный доход (НД);

    5) личный доход населения;

    6) средняя процентная ставка;

    7) платежный баланс;

    8) численность населения и др.

    46. Правовое обеспечение налогового планирования и прогнозирования.

    В Российской Федерации система нормативного регулирования налогообложения находится в стадии реформирования. Происходит процесс корректировки второй (специальной) части Налогового кодекса, вносятся изменения и дополнения в отдельные статьи и положения федеральных и региональных законов, документов местного самоуправления, ведомственных документов.

    Планирование и прогнозирование основывается на существующем налоговом законодательстве страны. Планирование налоговых доходов осуществляется в соответствии с Конституцией России, Бюджетным и Налоговым Кодексами, иными законодательными и нормативными актами.

    Систему нормативного регулирования налогообложения можно представить в виде совокупности нормативных документов, распределенных по четырем уровням. Каждый уровень - это определенные виды документов, степень их влияния и область регулирования.

    Первый уровень (высший) - это Конституция (Основной закон) РФ, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы о налогах и сборах, не вошедшие во вторую (специальную) часть НК РФ, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства.

    Второй уровень документов — это законы субъектов РФ, указы, постановления и решения глав субъектов РФ, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам, а также принятые на их основе.

    Третий уровень — это нормативные документы, издаваемые государственными органами федерального, регионального и местного уровня, а также официальные разъяснения, указания, методические материалы и др.

    Четвертый уровень — это рабочие документы организаций.

    47.Модели поведения налогоплательщиков правомерное и неправомерное

    Разновидности поведения налогоплательщиков.
    Правомерное поведение (правомерное, социально неопасное деяние):
    - сопряженное с нормальной уплатой налогов;
    - уплата налогов происходит в большем объеме за счет неиспользования разного рода преимуществ, предоставляемых законодательством о налогах и сборах, а также специальных методик оптимизации налогообложения;
    - оптимизация налогообложения, под которой понимается уменьшение налоговых выплат, осуществляемое без нарушения законодательства о налогах и сборах (в том числе с использованием правовых пробелов и коллизий).
    Объективно противоправное деяние (противоправное, социально неопасное деяние):
    - нарушение налоговых правовых норм приводит к завышению налогового оклада;
    - исчисление налога происходит с нарушением законодательства о налогах и сборах, но уплачивается он в нормальном размере;
    - противоправная уплата налога в меньшем, чем того требует законодательство, размере, не являющаяся общественно вредной (например, совершение правонарушения под действием непреодолимой силы).
    Противоправное деяние:
    - налоговые правонарушения и преступления;
    - деяния, нарушающие законодательство о налогах и сборах, не являющиеся правонарушениями вследствие законодательного пробела (ответственность по ошибке не установлена).

    48. Принципы налогового планирования.

    Налоговое планирование подразумевает целую систему комплексных мер, объединяющих все направления деятельности предприятия и она должна основываться на применении определенных обоснованных принципов. По признаку содержания их объединяют в 3 группы:

    Правовые подразделяются на принцип презумпции невиновности, принцип законности и принцип комплексного использования законодательства

    Экономические принципы налогового планирования подразделяются на принцип экономической обоснованности и принцип комплексного расчета налоговой экономики

    - принцип сочетания перспективности и оперативности

    Методика налогового планирования, конкретные способы, применяемые предприятиями, организация работы по налоговому учету могут быть различными у каждого хозяйствующего субъекта, но главные принципы должны быть едины для всех.

    49 Виды и способы налогового планирования.

    Для определения правового содержания и сущности налогового планирования немаловажно также рассмотреть различные виды и способы налогового планирования.

    Виды и способы налогового планирования могут классифицироваться, в частности, по следующим основаниям:

    1. В зависимости от формы предпринимательской деятельности следует различать:

    - налоговое планирование деятельности индивидуальных предпринимателей;

    - налоговое планирование деятельности организаций.

    2. В соответствии со стадией хозяйственной деятельности различают:

    - налоговое планирование на стадии создания и организации бизнеса (выбор формы предпринимательской деятельности, выбор территории ведения бизнеса, выбор системы налогообложения и т.д.);

    - налоговое планирование на стадии развития бизнеса;

    - налоговое планирование в процессе полномасштабной хозяйственной деятельности;

    Читайте также: