Правонарушения против контрольных функций налоговых органов

Опубликовано: 15.05.2024

Обязанности налоговых органов регламентируются положениями НК РФ.

Функции налоговых органов

В НК РФ указаны основные обязанности, возложенные на налоговые органы, но есть и сторонние, которые предусмотрены прочими иными актами. Рассмотрим обязанности налоговых органов более подробно.

Главной обязанностью налоговой является требование к соблюдению норм законодательства о налогах и сборах. Данное положение закрепляется тем, что налоговые органы обязаны исполнять свой функции должным образом, соблюдая законные права остальных участников правовых налоговых отношений.

Основными функциями являются:

  • фискальная;
  • контрольная;
  • правоохранительная;
  • консультационно-информационная.

Фискальная функция заключается в том, что оплаченные налоги и сборы зачисляются на свои счета своевременно и в полном объеме.

Контрольная функция подразумевает осуществление контроля за соблюдением законодательства и учет налогоплательщиков.

Правоохранительная функция необходима для выявления нарушений налогового законодательства и своевременного их пресечения. Сюда относятся различные штрафные санкции за нарушение сроков сдачи отчетности, за задержку налоговых платежей и прочее.

Информационно-консультационная функция предполагает, что налоговые органы обязаны информировать плательщиков налогов и сборов о правилах уплаты налогов, о нормах и об изменениях законодательства.

Таким образом, выполнения перечисленных функций позволяет осуществлять налоговый оборот без задержек и структурировано. Законодательство России закрепляет нормы о том, что налоговые органы обязаны соблюдать права налогоплательщиков.

Основные обязанности налоговых органов

Обязанности налоговых органов заключаются в следующем:

  • в полном соблюдении законодательных налоговых норм;
  • в осуществлении полноценного контроля за процессом оплаты налогов и сборов;
  • в учете организаций и физических лиц;
  • в принятии решения о выдаче налогоплательщикам излишне уплаченных в бюджет сумм;
  • в соблюдении налоговой тайны;
  • в направлении плательщикам оповещений о сроках и суммах налогов, которые необходимо оплатить;
  • в предоставлении по первому требованию плательщикам информации о состоянии счета;
  • в выдаче на руки налогоплательщикам копий решений налоговых органов;
  • в предоставлении выписок из ЕГРЮЛ.

НК РФ подразумевает такой подход, при котором обязанности налоговых органов коррелируют с правами налогоплательщиков.

Например, органы обязаны по запросу своевременно и достоверно информировать плательщиков о всех изменениях в действующем законодательстве, касающихся уплаты налогов, сумм, ставок, а также о заполнении декларационных форм.

Отдельной обязанностью является проведение выездной проверки. В правилах проведения выездной проверки закреплено, что решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган.

Самостоятельное осуществление выездной проверки отдельных подразделений проводится по решению налоговых органов по месту нахождения данного филиала.

Решение о проведении выездной проверке обязательно должно содержать следующее:

  • полное и сокращенное наименование организации либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка.

Выездная проверка может осуществлять по одному налогу или по совокупности. При этом в России структура проверки устанавливается налоговыми органами, а не руководством юридического лица.

Основные права налогоплательщика при проведении выездной проверки закреплены налоговых законодательством и должны соблюдаться налоговыми органами России в полном объеме.

Таким образом, список обязанностей налоговых органов достаточно широк и охватывает полный цикл налоговых правоотношений. Но в НК РФ не предусмотрена обязанность по предоставлению информации плательщикам о выполнении контрагентами требований или о нарушениях такими субъектами законодательства о сборах.

Сроки исполнения требований об уплате налога (сбора)

Налогоплательщик получает требование об уплате налога за 2 месяца до конечной даты погашения. Так, если в течение этого времени плательщик не оплатил задолженность в полном объеме, то налоговые органы вправе говорить о нарушении законодательства о налогах и сборах.

Признаки преступления позволяют назначить виновному лицу соответствующие пени и штрафы по ставкам и в размере, установленном НК РФ и прочими законодательными актами.

Налоговые органы России обязаны в течение 10 дней после выявления нарушения подать документы следователю, которые уполномочен проводить следствие по данной категории уголовных дел. Чаще всего дела возбуждаются по статьям 198-199 Уголовного Кодекса России.

Таким образом, обязанности должностного налогового лица закреплены нормами налогового законодательства. При этом, ответственность за выполнение обязанностей регламентируется статьей 32 НК РФ.

Неуплата налогов влечет за собой уголовное преследование и уплату штрафов и пеней, установленных НК РФ по состоянию на дату нарушения.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ, НАЛОГОВОЕ

Налоговое правонарушение - в РФ - противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена юридическая ответственность.

В зависимости от направленности противоправных деяний различают:

- правонарушения против системы налогов;

- правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;

- правонарушения против исполнения доходной части бюджетов;

- правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;

- правонарушения против контрольных функций налоговых органов;

- правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности;

- правонарушения против обязанностей по уплате налогов.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ, НАЛОГОВОЕ

англ. violation of tax law) – виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Для квалификации Н.п. необходимо установление факта нарушения законодательства о налогах и сборах (посредством установления точного соответствия фактич. признаков совершенного деяния признакам состава Н.п.) и вины (умышленно или по неосторожности). Налоговый кодекс РФ содержит закрытый перечень налоговых правонарушений, за к-рые установлена юридическая ответственность. Составы правонарушений по иным нарушениям законодательства о налогах и сборах, содержащим признаки адм. правонарушения или преступления, определены законодательством РФ об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством РФ

ПРАВОНАРУШЕНИЕ, НАЛОГОВОЕ

противоправное, виновное действие или бездействие, при котором не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена юридическая ответственность. К налоговым относятся те правонарушения, которые касаются налоговой системы непосредственно. Правонарушения, оказывающие косвенное влияние на налоговые отношения, но охватываемые более широкими составами, к налоговым не относятся. Так, если должностное лицо незаконно выдает налогоплательщику документ, дающий право на налоговую льготу, то действие такого лица должно рассматриваться как должностное, а не налоговое правонарушение. Наоборот, действия налогоплательщика, направленные на неправомерное освобождение от уплаты налога, должны квалифицироваться как соответствующее налоговое правонарушение, а не как уголовное (мошенничество и т. п.). Можно выделить следующие группы налоговых правонарушений в зависимости от направленности противоправных деяний: 1) правонарушения против системы налогов; 2) правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков; 3) правонарушения против исполнения доходной части бюджетов; 4) правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика; 5) правонарушения против контрольных функций налоговых органов; 6) правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности; 7) правонарушения против обязанностей по уплате налогов.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ, НАЛОГОВОЕ

виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое в НК установлена ответственность (ст. 106 НК). Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются (ст. 111 НК):

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов). При наличии вышеуказанных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в исследовании причин возникновения налоговых правонарушений и методов эффективного противодействия им в условиях нынешней экономической и правовой ситуации в России.

С учетом указанных целей были поставлены следующие задачи:

- проанализировать сущность и виды налоговых правонарушений;

- исследовать причины уклонения от уплаты налогов, ведущие к нарушению налогового законодательства;

- выявить тенденции в развитии налоговых правонарушений;

- определить возможности обеспечения налоговыми и правоохранительными органами деятельности по противодействию налоговым преступлениям;

- рассмотреть меры снижения налоговых правонарушений и оценить их эффективность.

Содержание

1 Общая характеристика налоговых правонарушений в Российской Федерации………………………………………………………. 8

1.Понятие и виды налоговых правонарушений…………………………8
2.Тенденции, наблюдаемые в налоговых правонарушениях………. 11
1.3 Причины уклонения от уплаты налогов………………………………. 12

2.Политика противодействия налоговым правонарушениям..16
1.Правовые пределы налоговой оптимизации………………………. 16
2.Информационное и методическое обеспечение деятельности по противодействию налоговым преступлениям…………………………………….19
3 Система мер противодействия уклонению от уплаты налогов и оценка ее эффективности……………………………………………………. 25

1.Ответственность за нарушения налогового законодательства……………………………………………………………………….25
2.Налоговый контроль как метод борьбы с налоговыми правонарушениями………………………………………………………………………28
3.Основы обеспечения исполнения налогоплательщиками своих обязанностей……………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………….35

Список использованной литературы…………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая налоговые правонарушения!.doc

В зависимости от направленности противоправных деяний выделяются несколько групп налоговых правонарушений:

  1. Правонарушения против системы налогов.
  2. Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков.
  3. Правонарушения против исполнения доходной части бюджета.
  4. Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика.
  5. Правонарушения против контрольных функций налоговых органов.
  6. Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности.
  7. Правонарушения против обязанностей по уплате налогов.

Правонарушения против системы налогов. К ним относятся:

  • незаконное установление и/или введение налогов ;
  • незаконное взимание налогов;
  • незаконное освобождение от уплаты налогов.

Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков.

  • незаконное воспрепятствование хозяйственной деятельности налогоплательщика;
  • отказ от консультирования или непредставление консультаций;
  • разглашение налоговой тайны.

Правонарушения против исполнения доходной части бюджета:

  • незаконное использование средств, поступивших в уплату налога;
  • нарушение требований о взыскании недоимок по налогам и штрафов.

Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика:

  • незаконное открытие счета налогоплательщиком;
  • незаконное открытие счета налогоплательщику;
  • незаконные расчеты;
  • несвоевременное представление информации о налогоплательщике;
  • уклонение от представления информации о налогоплательщике;
  • несвоевременное представление информации, необходимой для исчисления налоговым органом налога;
  • уклонение от представления информации, необходимой для исчисления налоговым органам налога;
  • незаконная выдача документа.

Правонарушения против контрольных функций налоговых органов.

  • несвоевременная регистрация в налоговом органе;
  • уклонение от регистрации в налоговом органе;
  • воспрепятствование осуществлению контрольных действий;
  • неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица налогового органа;
  • оскорбление должностного лица налогового органа;
  • насилие или угроза применением насилия, или повреждением имущества в отношении должностного лица налогового органа;
  • незаконное воздействие или вмешательство.

Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности.

Рассмотрим составы правонарушений:

  • нарушение порядка организации бухгалтерского учета;
  • нарушение порядка ведения бухгалтерского учета;
  • не обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета;
  • нарушение порядка составления бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • нарушение порядка представления бухгалтерской и налоговой отчет-ности;
  • уклонение от представления бухгалтерской и налоговой отчетности.

Правонарушения против обязанности по уплате налога.

  • незаконное использование льготы по налогу;
  • неуплата или несвоевременная уплата налога.
    1. Тенденции, наблюдаемые в налоговых правонарушениях

С развитием налогового законодательства параллельно развиваются и способы его нарушения. Схемы могут быть различны, но уже наблюдаются тенденции развития налоговых правонарушений:

  • Заключение фиктивных контрактов, которые используются при обналичивании денежных средств. В таких сделках фактически не бывает выручки, поэтому налоги не платятся.
  • Получение дополнительного налогооблагаемого дохода, не отраженного в налоговой декларации.
  • Отсутствие учета сделок, расчеты по которым проводились наличными.
  • Массовые нарушения правил наличного денежного обращения, кассовой дисциплины и порядка инкассирования.
  • Субъектами теневого оборота являются юридические лица, созданные в соответствии или с нарушением действующего законодательства. Производимые ими товары и услуги не запрещены законом, но они выведены из-под контроля государства. Получаемый от их реализации доход не отражается в официальных отчетах, налоги с него не уплачиваются, что наносит ущерб государственному бюджету.
  • Капитал, обращающийся в теневом обороте, оказался вытолкнутым из легального в результате неправильных законодательных и управленческих решений.
  • Ориентация крупных и рентабельных российских производителей на обеспечение западной промышленности сырьем (скупка акций предприятия, введение иностранных представителей в совет директоров под предлогом усиления контроля за инвестициями). Как следствие, все высокодоходные и экологически чистые звенья технологической «цепочки» достаются Западу, а «грязные» и не приносящие доход – России, что неизменно приводит к налоговым правонарушениям.
  • От прямого нарушения закона – уклонения от налогообложения – хозяйствующие субъекты все больше переходят к тому, чтобы избегать налогообложения вообще.
  • С целью уклонения от налогообложения хозяйствующие субъекты злоупотребляют не только недоработками законодательства, а все чаще используют технологические особенности производства.
  • Бартерные отношения также создают условия для противоправных манипуляций, поскольку снижают степень контроля за хозяйственными операциями.
  • Невысокий уровень монетаризации – традиционная проблема российской экономики – приводит к созданию специфических инструментов самофинансирования и появлению множества схем по нарушению действующего законодательства: невыплата заработной платы, уклонение от налогообложения, задержки с расчетами.
  • Вывоз капиталов за рубеж (средства, которые остаются в распоряжении производителя, когда в процессе экспортно-импортных операций продукция реализуется полностью подконтрольной офшорной фирме путем занижения цены или невозвращения части выручки в установленные сроки).

1.3 Причины уклонения от уплаты налогов

Основные факторы, толкающие организацию к выходу из-под действия правовых норм, контроля государства и переходу в теневой оборот, следующие: нестабильность политической и экономической ситуации, несовершенство действующего законодательства, несоответствие размера налогового давления качеству обеспечения государством условий для ведения бизнеса, невысокая эффективность судебной системы и системы исполнения судебных решений, низкий уровень правовой и организационной культуры, некоторые исторические традиции.

Причины, побуждающие налогоплательщика уклоняться от налогов могут быть различны, условно их можно подразделить на:

Моральные; политические; экономические; технические.

Разделение довольно условное, все причины тесно связаны между собой и зачастую именно несколько причин оказывают решающее значение на выбор налогоплательщика в пользу уклонения от уплаты налогов.

Говоря о моральных причинах, следует заметить, что ослаблению моральных критериев в отношении налогоплательщика и государства нередко способствует сам законодатель. Одна из декларируемых целей проводимой сегодня налоговой реформы – ослабление фискальной нагрузки на производителей и граждан. Между тем пока данная установка реализуется с «точностью до наоборот» [11].

Задача по облегчению налогового бремени не может решаться абстрактно. Она затрагивает решение таких вопросов, как сокращение «теневой» экономики, обеспечение равномерности налоговой нагрузки, гармонизации федеральных, региональных и местных налогов, реализации такого императивного требования социальной политики, как общее повышение доходов трудящихся. Пока же социальное налоговое бремя в России довольно высоко.

Налоговый закон не является общим в силу предоставления налоговых льгот отдельным категориям плательщиков, в результате чего, последние оказываются в более выгодном положении. Постоянное изменение налогового законодательства снижает авторитет налоговых законов, а это, в свою очередь, вызывает у налогоплательщиков своеобразное ощущение необязательности их исполнения [4, с. 58]. Одной из основных причин налоговых правонарушений является нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением к налоговой системе вообще, низким уровнем правовой культуры, а также обыкновенной корыстной мотивацией.

Налоговые законы не всегда соответствуют основным принципам законодательства – всеобщности, постоянству, беспристрастности, что снижает престиж и авторитет этих законов. Кроме того, в случае установления высокой ставки налога налогоплательщик воспринимает её как выражение подавления и считает себя вправе ему сопротивляться.

Политические причины уклонения от налога связаны с регулирующей функцией налогов: посредством их государство проводит ту или иную социальную или экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, путем уклонения от уплаты налога оказывают определенное противодействие господствующей группе, классу.

Как инструмент экономической политики использование налогов проявляется в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения их удельного веса в экономике, и, наоборот, понижают налоги на другие отрасли, более перспективные или слаборазвитые с целью их быстрейшего развития. В такой ситуации предприятия тех отраслей, где налоги повышены, стараются уклониться от их уплаты. Цель – сохранение отрасли или предприятия в целом, определенный протест или противодействие господствующему классу, а может быть просто корысть.

Экономические причины уклонения от налогообложения, как правило, являются определяющими. Налогоплательщик сравнивает экономические последствия уплаты налога и применения санкций. Естественно, чем выше ставка налога и ниже размер санкций, тем выше экономический эффект от уклонения [10, с. 29].

Экономические причины можно условно разделить на зависящие от финансового состояния налогоплательщика и порожденные общей экономической конъюнктурой.

Существенно возрастает практика уклонения от налогообложения в периоды экономических спадов, что объясняется не только ухудшением материального положения самих налогоплательщиков, но и потребителей их продукции, работ, услуг, в результате чего сокращается возможность переложения налога путем повышения отпускных цен. [11, c. 93].

Технические причины уклонения от налогообложения связаны, прежде всего, с несовершенством форм и методов контроля.

Само налоговое законодательство зачастую дает предприятиям все возможности для поиска путей снижения налоговых выплат. В частности:

  • наличие налоговых льгот;
  • наличие различных ставок налогообложения;
  • наличие различных способов отнесения расходов и затрат: на себестоимость, финансовый результат, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Как видим, наличие пробелов в налоговом законодательстве объясняется несовершенством нормативной техники и не учетом законодателем всех необходимых обстоятельств, способных возникнуть при исчислении им уплаты того или иного налога. Само существование таких пробелов толкает к уклонению от уплаты налогов даже законопослушных граждан. [15. С. 52].

В первой главе нашего исследования, мы проанализировали сущность налогового правонарушения. Налоговое правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений, и за которые установлена юридическая ответственность. Также были рассмотрены виды налоговых правонарушений. Были выявлены тенденции в развитии налоговых правонарушений и рассмотрены наиболее часто встречающиеся схемы незаконной минимизации налогов и уклонения от налоговых обязательств. Кроме того, мы исследовали моральные, политические, экономические и технические причины уклонения от уплаты налогов.

  1. Политика противодействия налоговым правонарушениям
    1. Правовые пределы налоговой оптимизации

Сферу противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям предлагается рассматривать как элемент системы обеспечения экономической безопасности [13, с. 247].

Для борьбы с налоговыми правонарушениями необходимо осуществлять постоянное совершенствование законодательства управления контрольными органами и структурами по противодействию налоговым преступлениям и совершенствование их взаимодействия.

Наиболее эффективное проведение мер по предотвращению и пресечению налоговых преступлений возможно только на основе осуществления полной и эффективной систематизации вновь выявляемых способов и схем уклонения от уплаты налогов.

Исследуя различные схемы уклонения от уплаты налогов, необходимо строго отличать их от налоговой оптимизации по критерию правомерности, как деятельности по законному снижению налоговых платежей. В теории налогового права ответ на этот вопрос дается при помощи категории «правовой предел налоговой оптимизации» [17].

Пределами налоговой оптимизации являются критические значения индивидуализирующих признаков, отличающих ее от налоговых правонарушений, а также других видов финансового менеджмента, изменяющих суммы налоговых выплат. Такой юридической характеристикой является правомерность налоговой схемы.

Наличие действенной системы контроля за соблюдением налогового законодательства является непременным условием функционирования налоговой системы в целом. Поэтому любые незаконные противодействия налоговым органам, осуществляющим контроль за соблюдением налогового законодательства, представляют достаточно серьезную угрозу для налоговой системы и требуют соответствующей реакции. Субъектами данных правонарушений выступают непосредственно налогоплательщики и налоговые агенты (поэтому составы, имеющие отношение к контролю, но адресованные другим лицам (например, несвоевременное представление информации о налогоплательщике), помещены в другие параграфы данной главы.

НК РФ установил ответственность за незаконное воспрепятство-вание налогоплательщиком или его законным представителем доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика (ст. 124 НК РФ). Эта статья гарантирует, что право налоговых органов осматривать (обследовать) любые помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объекта налогообложения, может быть реализовано. Необходимо обратить внимание на то, что наказуемым является только незаконное воспрепятствование доступу. Во всех случаях, когда осмотр помещений проводится с соблюдением правил, установленных Кодексом (ст. 31,91 НК РФ), воспрепятствовать ему противоправно.

НК РФ установлена также ответственность и за противодействия, которые налогоплательщик или налоговый агент может оказать должностным лицам налоговых органов при проведении ими документальной проверки. Наказуемым является непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Однако противодействия законным действиям налоговых органов могут быть и в других формах, помимо воспрепятствования доступу и невыдачи документов. В связи с этим налоговым законодательством может быть предусмотрена ответственность и за другие правонарушения:

воспрепятствование контрольным действиям, т.е. умышленное создание должностными лицами организаций или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, условий, существенно затрудняющих или делающих невозможным осуществление по постановлению налогового органа мер документального или фактического контроля;

неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица налогового органа, т.е. длительное невыполнение или ненадлежащее выполнение законного требования или распоряжения должностного лица налогового органа об устранении или предотвращении нарушений налогового законодательства, если эти действия не могут быть квалифицированы как иные нарушения налогового законодательства;

оскорбление должностного лица налогового органа, т.е. публичное оскорбление должностного лица налогового органа в связи с его деятельностью по исполнению служебных обязанностей, если эти действия не влекут уголовной ответственности;

насилие или угроза применением насилия, или повреждением имущества в отношении должностного лица налогового органа (а равно его близких), выполняющего возложенные на него законом обязанности, в целях воспрепятствования его законной деятельности, или принуждения к изменению ее характера, или из мести за выполнение служебного долга, если эти действия не влекут уголовной ответственности;

незаконное воздействие или вмешательство, т.е. неправомерное воздействие в какой бы то ни было форме на должностное лицо налогового органа с целью воспрепятствовать выполнению им контрольных действий либо повлиять на принимаемое им решение, если эти действия не могут квалифицироваться как иное правонарушение и/или не влекут уголовной ответственности.

Однако ответственность за подобные действия налоговым законодательством не установлена. Если эти действия соответствуют характеристикам правонарушений против порядка управления, предусмотренных административным или уголовным законодательством, то они преследуются в общем порядке.

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Налоговый вестник", N 1, 2000

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

(КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 15 ЧАСТИ ПЕРВОЙ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ)

Юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства - это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.

Ответственность за нарушения налогового законодательства - это совокупность различных видов юридической ответственности. Правовая наука и практика традиционно выделяют несколько видов юридической ответственности: гражданскую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную.

Гражданско - правовая ответственность характерна для отношений юридически равных сторон. Налоговые отношения имеют государственно - властный характер: сторона, представляющая государство, вправе давать указания, обязательные для другой стороны. Имущественная ответственность при неравенстве субъектов отношений не имеет гражданско - правового характера.

В то же время государственный орган, причинивший своими незаконными действиями ущерб интересам лица, обязан возместить убытки. В такой ситуации отсутствуют властеотношения, поэтому возмещение убытков регулируется гражданским правом.

Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения.

Меры дисциплинарной ответственности применяются за нарушения трудовой и служебной дисциплины. Они установлены Кодексом законов о труде, другими актами.

Если работником при ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей причинен ущерб предприятию, то он несет материальную ответственность за этот ущерб.

Применение мер дисциплинарной и материальной ответственности может быть связано с нарушением налогового законодательства, но также не имеет непосредственной целью обеспечение соблюдения этого законодательства. Так, если главный бухгалтер предприятия допустил нарушение правил налогообложения, то на него решением начальника налогового органа может быть наложен административный штраф на основании п.12 ст.7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации". Одновременно руководитель предприятия может принять решение о применении к бухгалтеру мер дисциплинарной ответственности (объявить замечание, выговор, строгий выговор и т.п.). Дисциплинарную ответственность бухгалтер несет не перед государством, а перед предприятием, потерпевшим ущерб в результате уплаты штрафа, пени. Данные отношения связаны с налоговыми отношениями лишь косвенно, и поэтому налоговым правом не регулируются.

За нарушения налогового законодательства, в зависимости от вида и тяжести деяния, могут применяться лишь меры административной или уголовной ответственности.

Некоторые авторы выделяют налоговую ответственность как самостоятельный вид ответственности наряду с гражданской, дисциплинарной, материальной, административной и уголовной. Однако для этого нет оснований. О налоговой ответственности можно говорить только как о комплексном институте, объединяющем нормы различных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоотношений.

Основой взглядов на налоговую ответственность как самостоятельный вид ответственности являются терминологические неточности законодателя.

Например, ст.10 НК РФ сформулирована таким образом, что позволяет сделать ошибочный вывод о противопоставлении налоговой ответственности административной и уголовной. Однако в этой статье речь идет не о видах ответственности, а о порядке производства по делам о налоговых правонарушениях. Из статьи следует, что производство по правонарушениям, предусмотренным самим Налоговым кодексом РФ (НК РФ), ведется по правилам, закрепленным в гл.14, 15. Что касается производства по нарушениям налогового законодательства, ответственность за которые установлены Кодексом об административных правонарушениях или Уголовным кодексом, то производство по ним ведется по правилам, закрепленным в законодательстве об административных правонарушениях и уголовно - процессуальном законодательстве.

В этой же статье определено, что производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации ведется в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации. Однако это не дает основания выделять особый вид "таможенной ответственности" за нарушения таможенного законодательства.

Сам термин "налоговая ответственность" был применен законодателем в ч.2 ст.108 НК РФ как синоним понятия "ответственность за совершение налогового правонарушения". Терминологическая неточность была устранена при внесении в НК РФ Федеральным законом от 09.07.1999 N 155-ФЗ изменений и дополнений. Вместе с тем этот термин сохранился в ст.107 Кодекса.

Иногда вместо термина "налоговая ответственность" применяют понятие "финансовая ответственность". По существу оно равнозначно понятию "финансовые санкции" в значении имущественной, денежной ответственности.

Взыскания, установленные НК РФ (разд.VI "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение", гл.16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение"), являются мерами административной ответственности. Основанием этой ответственности служит налоговое правонарушение как вид административного проступка. Ряд таких правонарушений предусмотрен Кодексом об административных правонарушениях (ст.ст.156.1, 156.2 КоАП). В этом случае субъектами ответственности выступают физические лица.

Нормы об административной ответственности юридических лиц традиционно не включаются в КоАП. Однако ответственность может наступать в силу некодифицированных норм, закрепленных в различных нормативных актах, в том числе о налогах и сборах.

Характерная черта административной ответственности - применение административного взыскания в качестве меры ответственности. К административным взысканиям относится, в частности, наложение штрафа.

Специфических мер воздействия за нарушения налогового законодательства НК РФ не предусмотрено. Эти меры сводятся к применению типичного административного взыскания - штрафа. Выделяемые иногда особенности "финансовых санкций" (взыскание в ином порядке, нежели в порядке производства по делам об административных правонарушениях, установленном КоАП, и т.п.) характеризуют не сам штраф, а порядок его применения. Специфических черт "финансового" штрафа, не позволяющих отождествить его с административным, нет . О правовой природе ответственности за нарушение налогового законодательства смотрите также: Хаменушко И.В. О правовой природе финансовых санкций. - Финансовые и бухгалтерские консультации. 1997. N 2/15; Курбатов А.Я. Вопросы применения финансовой ответственности за нарушение налогового законодательства. - М: Хозяйство и право. 1995. N 1; Белинский Е.К. К вопросу о правовой ответственности по налоговому законодательству. - М: Хозяйство и право. 1995. N N 8 - 9.

Комментарий к ст.106

1. К налоговым относятся те правонарушения, которые касаются налоговой системы непосредственно. Правонарушения, имеющие косвенное влияние на налоговые отношения, но охватываемые более широкими составами, к налоговым не относятся. Так, если должностное лицо незаконно выдает налогоплательщику документ, дающий право на налоговую льготу, то действие такого лица должно рассматриваться как должностное, а не налоговое правонарушение.

Наоборот, действия налогоплательщика, направленные на неправомерное освобождение от уплаты налога, должны квалифицироваться как соответствующее налоговое правонарушение, а не как уголовное (мошенничество и т.п.).

Необходимо учитывать, что актом налогового законодательства может быть установлена ответственность как за налоговые правонарушения, так и за правонарушения, хотя и не налоговые, но так или иначе затрагивающие нормы законодательства о налогах. Например, ст.128 НК РФ установлена ответственность за неявку или уклонение от явки без уважительных причин лица, вызванного по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля. Статьей 129 НК РФ установлена ответственность эксперта, переводчика или специалиста за отказ в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения, ложный перевод. Очевидно, что эти правонарушения препятствуют реализации норм налогового законодательства, однако являются правонарушениями порядка управления, правосудия.

Не всякое нарушение налогового законодательства может быть основанием для привлечения лица к юридической ответственности. Основанием юридической ответственности является такое поведение, которое имеет, во-первых, все предусмотренные законом признаки наказуемого деяния, и, во-вторых, все предусмотренные законом элементы состава правонарушения.

Выделяются следующие правовые признаки деяния , влекущего применение мер ответственности. Термин "деяние" обозначает обе формы, в которых проявляется поведение лица: действие и бездействие.

Во-первых, противоправность действия или бездействия, то есть несоблюдение правовой нормы.

Действия, хотя и причиняющие определенный ущерб защищаемым общественным отношениям, но не сопряженные с нарушением законодательства, не являются правонарушениями. Например, сокращение сумм налоговых платежей с использованием различных "лазеек" в законе, созданных просчетами законодателя, хотя и не поощряется, но не может преследоваться как противоправное деяние.

Во-вторых, виновность лица, нарушившего закон. Признаком вины нарушителя является умышленный характер его действий либо же проявленная лицом неосторожность.

Вина, как и любой другой признак правонарушения, является необходимым условием привлечения лица к юридической ответственности за нарушения налогового законодательства. Отсутствие вины в действиях лица, даже если эти действия противоправны, исключает применение к лицу санкций.

Например, непредставление налоговой декларации в установленный законом срок в результате тяжелой болезни налогоплательщика не влечет взыскания штрафа, так как налогоплательщик не виновен в допущенном им нарушении требований нормативного акта.

В-третьих, причинная связь противоправного действия и вредных последствий.

Вредные последствия должны быть следствием именно тех деяний, которые указаны в законе. Отсутствие такой связи исключает применение соответствующих мер ответственности. Например, условием применения санкции ч.3 ст.120 НК РФ является недоплата налога. Для применения этой санкции должны быть установлены как недоимка, так и то, что она образовалась именно из-за занижения налоговой базы в результате грубого нарушения правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения.

В-четвертых, наказуемость действия или бездействия. Законодательством должна быть установлена конкретная санкция за совершение правонарушения. Если за совершение противоправных деяний взыскание не установлено, то привлечение лица к правовой ответственности исключено.

В большинстве случаев отсутствие санкций за противоправные действия или бездействие объясняется просчетами законодателя, низким уровнем законодательной техники.

Подобные ситуации недопустимы, так как подрывается уважение к закону, не достигаются его цели. Нарушитель законодательства оказывается в лучшей ситуации, чем лицо, добросовестно выполняющее правовые требования.

Ошибка была исправлена с введением Налогового кодекса РФ, который установил санкции за невыполнение налоговым агентом возложенных на него законом обязанностей (ст.123).

Указанные признаки свойственны всем правонарушениям налогового законодательства, однако у каждого конкретного нарушения есть свой собственный фактический состав, который является основанием юридической ответственности.

Состав нарушения налогового законодательства - это условия, закрепленные в законе, при выполнении которых в совокупности деяние участника налоговых отношений оценивается как нарушение, влекущее наложение взысканий.

Элементами состава нарушения налогового законодательства являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

2. Каждое общественно опасное деяние, за которое установлена юридическая ответственность, причиняет вред определенным общественным отношениям. Эти охраняемые законом общественные отношения и являются объектом посягательства, иными словами, - объектом правонарушения.

Общим объектом нарушений налогового законодательства является налоговая система страны. Именно ей причиняют вред любые нарушения норм налогового законодательства.

Анализ налоговых отношений позволяет выделить ряд групп отношений, наиболее тесно связанных между собой по содержанию. Такие группы охраняемых законом однородных, взаимосвязанных налоговых отношений рассматриваются в качестве родового (специального) объекта правонарушения.

Родовой объект правонарушения лежит в основе научной и законодательной классификации нарушений налогового законодательства. Прежде чем приступать к установлению мер ответственности за налоговые правонарушения, необходимо выделить группы общественных отношений, определить признаки и социальную ценность каждой группы, установить от каких деяний должна защищаться каждая группа. В противном случае законодательный акт будет бессистемным, его применение будет затруднено, отдельные отношения могут не получить правовой охраны.

Налоговые правонарушения не могут быть сведены только к нарушениям, допускаемым налогоплательщиками, - незаконному уклонению от уплаты налогов, хотя это основной вид нарушений налогового законодательства.

Можно выделить следующие группы нарушений в зависимости от объекта правонарушения:

- правонарушения против системы налогов;

- правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;

- правонарушения против исполнения доходной части бюджетов;

- правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщиков;

- правонарушения против контрольных функций налоговых органов;

- правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности;

- правонарушения против обязанностей по уплате налогов.

Внутри родовых объектов правонарушений выделяются непосредственно те объекты, против которых прямо и непосредственно направлены деяния правонарушителей.

Непосредственный объект правонарушения позволяет судить о характере и общественной опасности поступка. Этот элемент определяет конструкцию всего состава правонарушения, обуславливает выбор взысканий.

При анализе конкретных нарушений налогового законодательства правильное определение объекта правонарушения имеет важное значение для квалификации деяния. Правонарушения, имеющие одинаковые признаки, квалифицируются различно, в зависимости от объекта правонарушения. Например, непредставление налоговой декларации в одном случае может быть связано с неуплатой или несвоевременной уплатой налога, а в другом - нет (например, если налог полностью уплачен в авансовой форме). В первом случае объектом правонарушения являются обязанности по уплате налога, и ответственность наступает по ст.119 НК РФ "Непредставление налоговой декларации". Во втором случае объектом правонарушения выступают обязанности по представлению налоговой отчетности, оно направлено против контрольных функций налоговых органов, и ответственность наступает по ст.126 НК РФ "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля".

С другой стороны, в разных составах правонарушений может быть один объект правонарушения. Для разграничения этих правонарушений недостаточно установить признаки объекта посягательств, а необходимо уяснить содержание иных элементов состава правонарушения.

Например, обязанности по уплате налогов выступают объектом посягательств разных правонарушений. Для их разграничения необходимо установить, какие конкретные деяния привели к нарушению обязанностей по уплате налогов.

3. "Без вины нет ответственности" - основополагающий принцип юридической ответственности. Применимость этого принципа к ответственности за налоговые правонарушения не должна подвергаться сомнению.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.12.1996 (п.5) указал, что налоговое правонарушение есть "предусмотренное законом виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делам о налоговом правонарушении подлежит доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика". Только при наличии вины в действиях налогоплательщика (должностных лиц налогоплательщика - предприятия) можно говорить о правонарушении.

Нельзя принять справедливое решение по делу без рассмотрения вопроса о вине нарушителя закона.

Эти положения были учтены в части первой НК РФ, ст.106 которого устанавливает, что налоговым правонарушением является только виновное действие или бездействие налогоплательщика, налогового агента или их представителя. Поэтому при обнаружении в ходе проведения проверок нарушений налогового законодательства налоговые органы в актах проверок должны фиксировать не только сам факт нарушения, указывать нарушенные законы, но и указывать обстоятельства, позволяющие судить о вине налогоплательщика в совершении правонарушения.

(Продолжение см. "Налоговый вестник", N 2, 2000)

Читайте также: