Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений
Опубликовано: 14.04.2024
Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций.
Правоотношения по поводу установления и введения в действие налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с ними возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.
Налоги реализуются через налоговые правоотношения, которые возникают по поводу взимания этих налогов с физических лиц и организаций. Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов – обеспечить уплату налогов.
Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству или муниципальным образованиям, ограничивает их возможности по реализации своих функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия на лиц, допустивших такое правонарушение.
Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.
Субъекты налогового правоотношенияхарактеризуются особенными признаками, кот-ые являются обобщением свойств конкретных их участников. Существенной особенностью субъекта налогового правоотношений является его правовой статус, основу кот-го составляет налоговая правосубъектность.
Налоговая правосубъектностьвключает в себя налоговую правоспособность и дееспособность.
Налоговая правоспособностьпредставляет собой способность лица иметь права и нести, соответствующие, обязанности, дееспособность– способность лично участвовать в налоговых правоотношениях, а также нести ответственность за нарушения налогового законодательства.
Основными субъектами налогового правоотношенияявляются налогоплательщики и государство в лице налоговых органов.
Участие всех иных лиц в налоговых правоотношениях носит факультативный характер.
Согласно ст.19 НК РФ, налогоплательщики и плательщики сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность, уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно п.2 ст.83 НК РФ, постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора. Т.Е. лицо признается налогоплательщиком еще до появления у него объекта налогообложения
Налогоплательщики подразделяются на:
Налогово-правовой статус каждой группы имеет свои особенности. В частности, физические лица не обязаны вести бухгалтерский учет, в отличие от организации.
Согласно ст.11 НК РФ, к физическим лицам относятся:
- граждане Российской Федерации,
- лица без гражданства (апатриды).
Возраст и вменяемость не влияют на признание физического лица налогоплательщиком.
С точки зрения подоходного налогообложения, выделяются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами, и не являющиеся налоговыми резидентами, по получающими доход от источников РФ.
К налоговым резидентам относятся физ. лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Течение этого срока прерывается окончанием налогового периода (календарного года) и в новом налоговом периоде (календарном году) отсчитывается заново.
К налоговым нерезидентам относятся физ. лица, находящиеся на территории РФ менее 183 дней в календарном году.
От определения статуса налогоплательщика (резидент, нерезидент) зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки, кот-е у них существенно различаются. Налоговые резиденты РФ уплачивают налоги со всех доходов, полученных на территории РФ, так и за ее пределами. Нерезидент – только с доходов, полученных от источников РФ.
Среди физ. лиц в отдельную категорию налогоплательщиков выделены индивидуальные предприниматели – физ.лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также, нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
Налогоплательщики – организации подразделяются след-м образом:
- Российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Филиал и иные обособленные подразделения не являются организациями, но исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения.
- Иностранные организации – иностранные юридические лица, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики (плательщики сборов) могут участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через своего представителя. Полномочия представителя налогоплательщика д/б документально подтверждены. Представительство может осуществляться законным (ст.ст. 27, 28 НК РФ) либо уполномоченными (ст.29 НК РФ) представителями налогоплательщика.
Перечень основных прав, кот-ми пользуются налогоплательщики, закреплен в ст.21 НК РФ. Кроме того, на установленные законодательством о налогах и сборах, например:
- право передавать имущество под залог обеспечения обязанности по уплате налогов, сборов (ст. 73 НК РФ);
- право выступать поручителем перед налоговыми органами (ст. 74 НК РФ);
- право присутствовать при выемке документов (ст. 94 НК РФ);
- обязанность уплачивать установленные налоги;
- обязанность встать на учет в налоговых органах;
- обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
- обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);
- иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Обязанности могут возлагаться как на определенные категории налогоплательщиков (в связи с определенным видом деятельности), так и в рамках регулирования отдельных видов налогов.
В соответствии с п.1 ст. 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита из прав и законных интересов.
- Законом РФ от 27.04.1993г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;
- Кодексом РФ об административных правонарушений от 30.12.2001г. №195-ФЗ;
- ГПК РФ от 14.11.2002г. №138-ФЗ (гл. 25);
- АПК РФ от 24.07.2002г. №95-ФЗ (гл. 23, 24);
- УПК РФ от 18.12.2001г. № 174-ФЗ;
- Таможенный кодексом РФ от 28.05.2003г. №61-ФЗ.
Налоговые агенты – это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в отношении налогов из заработной платы работников). Сборщиками налогов могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, которые осуществляют прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ, в случаях, предусмотренных законодательством, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21.03.1991г. № 943-1 «О налоговых органах РФ» единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2004г.т№506 «Об утверждении Положения о федеральной налоговой службе», таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министерства финансов РФ. Руководитель ФНС РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФНС РФ задач и функций.
ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к кот-ым относятся:
- УФНС России по субъектам РФ;
- Межрегиональные ИФНС России;
- ИФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления;
- ИФНС России межрайонного уровня.
Основная цель деятельности налоговых органов - обеспечение полного и своевременного поступления в бюджеты налогов и сборов. Действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ, в том числе, гражданским, административным, а также иных отраслей права.
Среди функций налоговых органов в сфере налогообложения выделяют:
1. учет налогоплательщиков;
2. налоговый контроль;
3. применение налоговых санкций;
4. выработку налоговой политики государства;
5. разъяснительную и информационную работу по применению налогового законодательства.
Для реализации возложенных государством задач налогового органа наделяются специальной компетенцией- совокупностью государственно-властных полномочий по определенным предметам ведения. Перечень прав налоговых органов содержится в ст.31 НК РФ, в ст.32 НК РФ закрепляет перечень обязанностей.
В соответствии с п.4 ст. 30 НК РФ налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.
Убытки, причиненные налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и другими участниками налоговых правоотношений в результате неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых и таможенных органов, а также их должностных лиц и работников, возмещаются за счет средств бюджета (абз.2 п.1 ст.35 НК РФ).
Таможенные органыпользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, установленные НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (п.1 ст.34 НК РФ). Права и обязанности налоговых органов закреплены в ст.31 и 32 НК РФ, соответственно этими же правами наделяются таможенные органы при осуществлении контроля за исчислением и уплатой налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Необходимо учитывать, что таможенные правоотношения являются комплексными и регулируются нормами различных отраслей права. При этом нормы налогового законодательства выступают общими, а таможенные права – специальными.
Финансовые органы прямо не указаны в числе участников налоговых правоотношений. Однако анализ ст.34.2 НК РФ, раскрывающей полномочия финансовых органов в области налогов и сборов, позволяет установить в качестве таковых МИНФИН РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов.
Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 2 | Нарушение авторских прав
В Налоговом кодексе РФ не дается толкование термина "налоговые правоотношения", а определяются отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, - это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Очевидно, что данное определение строится на основе перечисления тех групп отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, но не выделения признаков этих отношений.
В литературе дается множество дефиниций данного института налогового права. Налоговые правоотношения определяют как:
отношения, возникающие при уплате налогов предприятиями, организациями и гражданами, в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных законом [17, с. 28];
общественные отношения по поводу установления, введения и взимания налогов [8, с. 130];
разновидность финансово-правовых отношений, урегулированных нормами налогового права [5, с. 87];
общественные отношения, возникающее на основе реализации норм налогового права [10, с. 194];
обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог (сбор) при наличии обстоятельств, установленных актом налогового законодательства [12, с. 55];
урегулированные нормами права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций [14, с. 332];
урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственных налоговых изъятий принадлежащего организациям и физическим лицам имущества в целях финансового обеспечения публичной деятельности [4, с. 25];
отношения, которые возникают в соответствии с налоговыми нормами (регулируют установление, введение и отмену налоговых платежей) и юридическими фактами, при этом участники отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, связанными с уплатой налогов и сборов в бюджет [7, с. 31];
общественные отношения по распределению бремени публичных расходов среди членов общества, основанные на принципах равенства, всеобщности, экономической обоснованности (соразмерности), имеющие организационно-имущественный характер, способные существовать только в правовой форме, складывающиеся между субъектами, обладающими властными полномочиями (публичными субъектами) и не обладающими таковыми (частными субъектами) [1, с. 141];
существующие исключительно в правовой форме публично-правовые общественные отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения [11, с. 120];
юридическая взаимосвязь между участниками процесса по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также по осуществлению налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, основным содержанием которой являются субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности, закрепленные в налоговых правовых нормах и возникающие на основе фактов, содержащихся в данных нормах [3, с. 28];
охраняемые государством общественные отношения, урегулированные налоговым правом и характеризующиеся наличием субъективных прав и обязанностей у его участников [13];
урегулированные нормами законодательства о налогах и сборах имущественно-организационные публичные властные общественные отношения, складывающиеся в сфере налогообложения между субъектами, наделенными налоговой правосубъектностью, обязательным участником которых является публично-правовое образование [2, с. 4];
вид финансовых отношений, урегулированных нормами налогового права, возникающих в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения [9, с. 52];
публичные отношения, урегулированные нормами налогового права, имеющие властный характер и выражающие публичные интересы государства и муниципальных образований [16, с. 346];
общественные отношения, существующие исключительно в правовой форме, имеющие властно-имущественный характер и возникающие между субъектами, наделенными правами и обязанностями, связанными с установлением, введением и взиманием налогов и сборов, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечением к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах [18, с. 7-8].
Структура налогового правоотношения, как у любого правоотношения, представляет триаду элементов - субъекты налоговых правоотношений, объект налогового правоотношения и содержание налогового правоотношения, под которым понимаются как права и обязанности субъектов правоотношения, так и реализация прав и обязанностей в поведении субъектов.
Наиболее полно описал признаки данного вида правоотношений Н.П. Кучерявенко:
опосредованность их движением публичных денежных фондов;
их специфическое место в системе правоотношений, поскольку они обеспечивают финансовые основы целостности, сбалансированности развития общества;
исключительно денежный характер;
их возникновение, изменение и прекращение непосредственно на основании закона;
специфическая характеристика субъектного состава и особенности правосубъектности участников налоговых правоотношений;
необходимость наличия в основе правового регулирования уплаты и взимания налогов и сборов четкой иерархической структуры элементов, без которых невозможна реализация налоговой обязанности;
уровень проявления властного характера при регулировании налогообложения (практически всегда это безусловная императивность);
целевая системность отношений, предполагающая реализацию основной цели поступления денежных средств в доходные части бюджета [6, с.165-169].
Что касается видов налоговых правоотношений, то они классифицируются по следующим основаниям:
в зависимости от функций, выполняемых нормами права - регулятивные и охранительные отношения;
по характеру правовых норм - материальные и процессуальные налоговые отношения;
по структуре юридического содержания - простые и сложные правоотношения;
в зависимости от их юридического объекта - основные и производные налоговые отношения;
по субъектному составу - отношения, возникающие между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, а также между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по поводу установления и введения налогов и сборов; и отношения между государством в лице его органов (муниципальными образованиями) и налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений по поводу взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения;
по структуре межсубъектных связей - относительные и абсолютные;
по времени: временные и постоянные [все изложенное по: 18, с. 9-10];
в зависимости от функций, выполняемых нормами права, - общерегулятивные, конкретно-регулятивные, комплексные и охранительные [7, с. 31];
общие (носят денежный характер и возникают по поводу исполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности) и специальные (возникают в процессе реализации этой обязанности налогоплательщика перед государством между плательщиком, банком, налоговыми органами и т.п.) [8, с. 130];
имущественные и неимущественные [11, с. 122].
1. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003.
2. Евтушенко В.Ф. Понятие и признаки налогового правоотношения в аспекте современного налогового права // Финансовое право. 2005. N 9. С. 2-4.
3. Казаков В.В. Налоговая политика, налогообложение, налоговые правоотношения - основополагающие категории в системе налогового права // Финансовое право. 2011. N 7. С. 26-28.
4. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева (автор главы Ногина О.А.). М., 2001.
5. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001.
6. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 2 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Д.М. Щекина. М., 2009.
7. Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков, 2001.
8. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997.
9. Налоговое право: учебник. Под ред. Е.Ю. Грачевой, О.В. Болтиновой (автор главы Грачева Е.Ю.). М., 2012.
10. Налоговое право России: Учебник / Отв. ред. Крохина Ю.А. (автор главы Карасева М.В.). М., 2004.
11. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учебное пособие. М., 2009.
12. Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. М., 1997.
13. Тютин Д.В. Налоговое право. Курс лекций.
14. Финансовое право. Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева (автор главы Химичева Н.И.). М., 2003.
15. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой (автор главы Грачева Е.Ю.). М., 2000.
16. Финансовое право. Учебник. Под ред. И.И. Кучерова (автор главы Кобзарь-Фролова М.Н.). М., 2010.
17. Цыпкин С.Д. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. М., 1955.
18. Яговкина В.А. Налоговое правоотношение (теоретико-правовой аспект): Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2003.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.
Авторы материалов сборника
Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.
Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.
Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.
Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского
государственного аграрного университета имени Императора Петра I.
Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.
Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.
Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).
Установленные и введенные в действие в законном порядке налоги реализуются через налоговые правоотношения, которые возникают по поводу взимания этих налогов с физических лиц и организаций.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1. Налогоплательщики - это физические лица или организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ). Соответственно определяется и понятие плательщика сборов.
Налогоплательщики имеют права (рис.1.2).
Рис. 1.2. Права налогоплательщиков
В перечне обязанностей налогоплательщиков кодекс выделил две группы:
1. Общие для организаций и физических лиц обязанности.
2. Дополнительные к ним обязанности налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 23 НК РФ).
В первую группу входят следующие обязанности налогоплательщиков:
· уплачивать законно установленные налоги;
· встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом;
· вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
· представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
· представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
· выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
· предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом;
· в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
· нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Вторую группу налогоплательщиков составляют организации и индивидуальные предприниматели, которые помимо выполнения общих обязанностей, должны сообщать в налоговый орган по месту учета:
· о всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
· о всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
· об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
· об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
Учитывая различия между налогами и сборами, Кодекс не отождествляет обязанности налогоплательщиков с обязанностями плательщиков сборов, о которых говорится особо: они должны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах (п. 3. ст. 23).
2. Налоговые агенты- это лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в отношении налогов из заработной платы работников).
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики (рис.3).
Налоговым кодексом РФ урегулированы и обязанности налоговых агентов (ст. 24), за неисполнение которых они несут ответственность. К обязанностям этих участников налоговых правоотношений отнесено:
· своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
· в течение месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности;
· вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
· представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания, перечисления налогов.
3. Налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и соборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входит федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговые органы вправе:
· требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного управления;
· проводить налоговые проверки в порядке, установленном налоговым кодексом;
· производить выемку документов при проведении налоговых проверок налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;
· вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
· приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков;
· определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющей них информации о налогоплательщике;
· требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
· взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном налоговым кодексом;
· контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
· требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков;
· привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.
Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Налоговые органы обязаны:
¾ соблюдать законодательство о налогах и сборах;
· осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
· вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
· бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
· соблюдать налоговую тайну;
· направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа.
4. Таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации) имеют такие же права как и налоговые органы в связи с взиманием налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу.
5. Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица иорганизации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты (далее - сборщики налогов и сборов).
Особаяая роль принадлежит банкам, эти нормы содержатся в НК РФ (ст. 60, 86, 132-136 и др.). Банки выполняют в области налогообложения обязанности по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов. Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика, налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством (ст. 855 ГК РФ). В связи с проведением налоговыми органами учета налогоплательщиков в целях налогового контроля банки не вправе открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, они обязаны сообщить об открытии/закрытии счетов в налоговый орган в пятидневный срок.
6. Органы государственных внебюджетных фондов. Права, обязанности и ответственность органов государственных внебюджетных фондов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 910 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Участники налоговых отношений определены налоговым законодательством РФ.
Понятие участников налоговых отношений
Основу налоговых правоотношений РФ составляет их властный характер (ст. 2 НК РФ). Исходя из этого, налоговые отношения сформированы и определены составом их участников: организаций и физических лиц, а также фискальных органов России (налоговых и таможенных).
Публично-правовая природа всей системы налогового права устанавливает правовую субординацию сторон налоговых отношений, которая касается исполнения налоговой обязанности, одной из сторон, являющейся подчиненным или обязанным ее участником и стороной, наделенной властными полномочиями.
Лица, являющиеся участниками налоговых отношений
Положения ст. 9 НК РФ определяют полный субъектный состав таких лиц, как участники налоговых отношений, которые регулируют налоговое законодательство. Исполняющими налоговые обязанности, в соответствии с положениями данной нормы, являются налогоплательщики и фискальные органы (таможенные и налоговые). Более детально система налоговых органов описана в ст. 1 Закона РФ "О налоговых органах РФ", а описание таможенных органов содержит ФЗ от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ. Правовой статус налогоплательщиков и налоговых агентов установлен соответственно ст. ст. 19 и 24 НК РФ.
Обязанной стороной в данных правоотношениях, помимо налогоплательщика, могут выступать:
- налоговые агенты;
- банки, либо другие кредитные организации;
- наследники налогоплательщика;
- ликвидационные комиссии (ст. 49 НК РФ);
- правопреемники юр. лица, которое реорганизовано и являлось налогоплательщиком (ст. 50 НК РФ);
- в некоторых случаях лица, выступающие поручителями и залогодателями.
Система налоговых органов в Российской Федерации
Вся система налоговых органов, которая определена положениями ст. 37 НК РФ относится к единой централизованной системе, позволяющий осуществлять контроль в сфере соблюдения законодательства, которое регулирует налоги и сборы, а также правильное их начисление, своевременность и полноту уплаты в соответствующий бюджет. К системе налоговых органов законодательной относят:
- Федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен осуществлять свой контроль и надзор в сфере налогов и сборов (ФНС России). Находится ФНС в прямом ведении Министерства Финансов России. МФ РФ, в свою очередь, выполняет функции по общему руководству налоговыми органами, а также уполномочен на издания нормативно-правовых фактов (различных инструкций, писем, пояснений).
- Все территориальные органы ФНС (их управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, районные и расположенные в районах городов, в городах, не имеющих районного деления (ИФНС), а также инспекции, осуществляющие свои функции на межрайонном уровне.
ФНС России, включая и все ее территориальные органы - это юридические лица со всеми присущими им характеризующими особенностями.
Действовать налоговые органы могут только в пределах компетенции, предоставленной им законами.
Рамки их компетенции устанавливают положения кодекса (ст.ст. 31, 32), и другие нормативно-правовые акты, которые не противоречат положениям кодекса.
Основой регулирования деятельности ФНС РФ, является Конституция России, изданные Федеральные конституционные законы, Федеральное законодательство и другие нормативно-правовые акты, включая и международные договоры России, а также положение о Федеральной налоговой службе.
Деятельность ФНС осуществляет посредством своих территориальных органов, при этом она взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и т. д., а также с различными общественными организациями и другими объединениями.
Взаимодействие налоговых органов во многом связано с таможенными, финансовыми и различными организациями и другими органами. В сферу взаимодействия входит оборот информации, документов и сведений, проведение различных общих мероприятий и т. д. Все эти действия имеют одну общую цель - пресечение налоговых правонарушений, обеспечение уплаты налогов и сборов в установленные сроки.
Система таможенных органов в Российской Федерации
Положение статьи 9 ФЗ от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» дают определение таможенным органом, как единой Федеральной централизованной системе. Также статьей 10 этого закона запрещено вмешательство каких-либо органов либо организаций и т. д. в деятельность таможенных органов в период, когда последние осуществляют свои непосредственные функции. Перечисленные обязанности таможенных органов в положениях статьи 16 закона устанавливают рамки компетенции органов таможни, исходя из которых они осуществляют свою деятельность.
В силу ст. 16 ФЗ N 311-ФЗ и в соответствии с положениями статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного целью деятельности таможенных органов является обеспечение ими комплекса основных задач, перечень которых определяет рамки полномочий и обязанностей таможенных органов осуществлять установленные законом функции, из которых прямо вытекают их обязанности, прописанные в положениями ст. 34 НК РФ.
В рамках этой нормы налогового закона таможенные органы наделены полномочиями и обязанностями налоговых органов, которые осуществляются их должностными лицами в сфере налоговых отношений по взиманию налогов в случаях перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Понятие налогоплательщика
Положение статьи 19 НК РФ устанавливают понятие плательщиков сборов, а также налогоплательщика. Законодатель относит к этой категории физических лиц и организации, которые обязаны, исходя из положений Налогового кодекса, уплачивать сборы и налоги. Одним из определяющих факторов при возложении обязанности на юридических лиц в качестве налогоплательщика является наличие у них самостоятельного баланса и сметы. Также налогоплательщиками и плательщиками сборов считаются зарегистрированные в России организации.
Аналогичная правовая позиция касается и физических лиц. Налогоплательщиками также признаются граждане России, иностранцы, а также лица без гражданства. Как на организации, так и на физлиц закон возлагает обязанность уплаты установленных налогов, постановку на учет в налоговых органах, если такая обязанность установлена НК РФ, а также отчетность в налоговую и ведение предусмотренного для субъектов налоговых отношений учета. Необходимо отметить, что внесенными изменениями с января 2015 года обязанности налогоплательщиков несут и иностранные структуры без образования юридического лица.
Понятие налогового агента
Правовой статус лиц в качестве налогового Агента закреплен в статье 24 НК РФ. Законодатель определяет налоговых агентов как лиц, которые, исходя из положений кодекса, должны проводить исчисления и удержания у налогоплательщиков соответствующих сумм налогов и сборов.
Исходя из положений пункта 1 и 3 этой нормы обязанностью налогового агента является непосредственно перечисление налогов в бюджет РФ. За неисполнение таких обязанностей применяются правовые последствия, которыми являются начисление штрафов и пени. Их причиной являются любые действия налогового агента, которые привели к полному, либо частичному непоступлению налогов в бюджет.
Права участников налоговых отношений
Наличие юридических прав и обязанностей - это неотъемлемая часть образовавшихся правоотношений участников. Налоговые отношения не являются исключением из них. Права – это один из элементов, составляющих налоговые отношения, определяют которые положения статьи 21 НК РФ. Данная норма позволяет налогоплательщику:
- получать все необходимые сведения, разъяснения и т.д. от налоговых органов, которые касаются законодательства о налогах и сборах;
- пользоваться различными льготами, отсрочками;
- предоставлять в налоговый орган какие-либо необходимые пояснения;
- осуществлять представительство в налоговых органах;
- присутствовать во время выездных проверок, а также получать все результирующее их документы;
- требовать возмещения в случаях причинения убытков;
- обжаловать неправомерные действия налоговых органов и любым другим законным способом защищать свои интересы.
В целом права налогоплательщика законодательно обеспечены наличием непосредственных обязанностей представителей налогового органа. При этом их ненадлежащее исполнение, повлекшее нарушение прав налогоплательщика, влечет за собой и предусмотренную законами ответственность.
Определяя обязанности таких лиц, как участники налоговых отношений, в качестве налоговых агентов, Налоговый кодекс установил те же полномочия, которые ранее предусматривали НПА, применяемые в налоговых отношениях. Это значит, что права налогового агента практически идентичны правом налогоплательщиков.
Исходя из положений статьи 31 НК РФ налоговые органы обладают правами, которые смогут и должны обеспечить их деятельность, связанными с соблюдением налогового законодательства в сфере обеспечения и контроля за своевременным начислением и уплатой налогоплательщиками налогов и сборов, а также поступлением указанных платежей в бюджет России.
Обязанности участников налоговых отношений
Положения статьи 23 НК РФ обязывают налогоплательщика (ИП и организации) соблюдать налоговое законодательство в рамках:
- обобщения всей необходимой информации о себе, которая касается осуществления имя хозяйственной деятельности в рамках налогового законодательства;
- соблюдения сроков уплаты сборов и налогов, а также правильности их начисления;
- сообщения обо всех изменениях (месторасположение, открытие или закрытие счетов, участие в иностранных организациях, создание обособленных подразделений, начало процедуры банкротства и т, д.).
Также налогоплательщик, который оплачивает налог в результате перемещения принадлежащего ему товара через таможенную границу РФ, несет обязанность, которая установлена законодательством РФ.
Учитывая, что налоговые агенты обладают теми же правами и несут такие же обязанности, что и налогоплательщики их соблюдение также регламентировано положениями Налогового кодекса. Однако статья 23 НК РФ расширила круг их обязанностей, в который включила исчисление и удерживание из средств, которые выплачиваются налогоплательщиком в виде соответствующих налогов и их последующую уплату в бюджет, сообщение всей необходимой информации налоговым органам, ведение выплаченного налогоплательщику дохода, и т. д.
Определяя обязанности налоговых органов в рамках сложившихся налоговых отношений с их участниками, законодатель предусмотрел, что налоговые органы должны осуществлять свою деятельность, в первую очередь, таким образом, чтобы при этом были соблюдены права налогоплательщиков, а также установленные НК РФ и налоговым законодательством нормы, обеспечивающие поступления от налогов и сборов в бюджет России.
Субъект налогового права - это внешне обособленное, способное самостоятельно вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю лицо, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, то есть потенциальной способностью участвовать лично либо через представителя в налоговых правоотношениях.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами. 3) налоговые органы. Функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов осуществляет Федеральная налоговая служба. Территориальными органами Федеральной налоговой службы РФ являются управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня;
4) таможенные органы. Федеральная таможенная служба РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела и функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
На налогоплательщиков возложены следующие обязанности:
• уплачивать законно установленные налоги;
• встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
• вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах;
• представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
• представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК. РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
В целях обеспечения возможности защиты своих интересов налогоплательщикам предоставляются следующие права:
• получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
• получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
• получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
• на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
• представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:
· за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
· за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
· за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
· за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
· за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.
ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
· государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
· представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:
· соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
· осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
· вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
· проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
· осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
· соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).
Общие положения о налоговом контроле. Виды проверок.
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.Объект налогового контроля – финансово-хозяйственная деятельность указанных лиц, так или иначе затрагивающая вопросы налогообложения, предмет налогового контроля – денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней.
Проверка — основная форма налогового контроля Общие положения о налоговом контроле. Органы, осуществляющие контроль. Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов по вопросам соблюдения и исполнения.
Налоговые органы вправе проверять любые организации. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, привлечения к ответственности.
налоговые органы проводят два вида проверок:
1) камеральные проверки (ст. 88 НК РФ);
Камеральная налоговая проверка — проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Срок проведения камеральной налоговой проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Составление акта по результатам проведения камеральной проверки возможно только в единственном случае — при выявлении нарушений.
2) выездные проверки (ст. 89 НК РФ).
Выездная налоговая проверка — проверка, предметом которой являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа.
Срок проведения выездной налоговой проверки — не более двух месяцев со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Срок проведения проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки составляется акт налоговой проверки, который подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка. Об отказе подписать акт делается соответствующая запись.Повторная выездная налоговая проверка — проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период, которая проводится в двух случаях:
1) в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку — вышестоящим налоговым органом;
2) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного — налоговым органом, ранее проводившим проверку.
Читайте также: