Правомерно ли доначисление налога по результатам камеральной проверки по другому налогу ст 88 нк рф

Опубликовано: 17.05.2024

Имеет ли право налоговая инспекция отказать налогоплательщику в возврате на расчетный счет излишне уплаченного единого налога, взимаемого с налогоплательщиков, применяющих УСН, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, сославшись в качестве причины отказа на проведение ими камеральной проверки представленной предпринимателем уточненной налоговой декларации по УСН?

Факт наличия переплаты на дату обращения в налоговый орган подтверждается справкой о состоянии расчетов по налогам. Инспекция не оспаривает факт наличия переплаты. Связано ли право налогоплательщика на возврат излишне уплаченных сумм налогов с проведением в отношении него камеральной налоговой проверки?

Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

П. 1 ст. 81 НК РФ установлено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой дек­ларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета) (п. 9.1 ст. 81 НК РФ).

Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа урегулирован ст. 78 НК РФ.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Порядок исчисления срока на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога был изложен в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 г. № 98.

Суд указал, что ст. 78 НК РФ, регулируя порядок возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога, не определяет при этом процедуры признания соответствующих сумм в качестве излишне уплаченных, а также не устанавливает сроков, в течение которых налоговым органом должна быть осуществлена проверка заявления налогоплательщика о наличии излишне уплаченной суммы налога.

По смыслу п. 6 ст. 78 НК РФ, предусматривающего исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, в данном случае регулируются те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм.

В таком случае месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения.

Установление факта излишней уплаты суммы налога могло быть осуществлено налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки.

В случае установления данного факта по итогам камеральной проверки, учитывая наличие заявления налогоплательщика о возврате (зачете), налоговый орган обязан будет в течение срока, определенного п. 6 ст. 78 НК РФ, осуществить обязательный зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по иным налогам и сборам, а оставшуюся сумму возвратить налогоплательщику.

Таким образом, срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ.

Указанной позицией Президиума ВАС РФ контролирующие органы руководствуются и сегодня (письмо Минфина РФ от 03.07.2013 г. № 03-02-08/25502).

Все вышеизложенное применительно к Вашей ситуации означает следующее.

Если факт переплаты налога был установлен (составлен акт сверки) до момента начала камеральной налоговой проверки (до момента подачи налоговой декларации), то осуществлять возврат сумм налога налоговый орган обязан в течение одного месяца со дня получения заявления о возврате.

Если же факт переплаты налога был установлен во время проведения камеральной налоговой проверки, то срок на возврат суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ.


Cтарший экономист-консультант «Что делать Консалт»

Как проходит камеральная проверка? Какие документы необходимо представить? В какие сроки проводится проверка и чем заканчивается? Об этом и многом другом читайте в статье Екатерины Тощевой, старшего экономиста-консультанта.

С камеральной проверкой сталкиваются все компании и каждый индивидуальный предприниматель, независимо от выбранной системы налогообложения, присутствия убытка, показателей прибыльности. Такие проверки инспекция проводит регулярно на базе сданных деклараций и документов, полученных от налогоплательщиков.

О начале процедуры камеральной проверки предупреждать налогоплательщиков не будут. Проверка начнётся автоматически на основе представленной декларации/расчёта[1]. Вы поймёте, что в отношении вас проводится углублённая камеральная проверка, когда инспекция потребует представить документы, запросит пояснения. И тут налоговый орган не нарушает действующий закон, ведь нет норм Налогового кодекса, обязывающих ставить в известность о том, что они будут проводить углублённую проверку отчётности.

Права налогоплательщиков при проведении проверки

Часто в процессе проверки происходят нарушения прав налогоплательщиков. Чтобы этого не происходило, помните о своих правах.

  1. Право на проверку в рамках представленнойотчётности. Как указано в пункте 1 статьи 88[2] НК РФ в рамках данной проверки проверяется тот налог, по которому представлена декларация, и только по периоду, указанному в данной отчётности.

Если налоговики принимают решение о привлечении вас к ответственности в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации, то смело направляйтесь в суд. Есть несколько примеров положительных решений: Постановления ФАС Уральского округа от 21.10.2008 № Ф09-7599/08-С2 [3], ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.08.2007 № А58-6343/06-Ф02-5686/07 [4].

  1. Право на информирование о выявленных ошибках и направление пояснений. При проведении камеральной проверки плательщики имеют право[5]:

1) получить от налоговой инспекции информацию об обнаруженных ошибках, содержащихся в отчётности, несоответствиях между имеющимися у контролирующих органов сведениями и сведениями, которые направлены проверяемыми.

Тот момент, что проверяющие не сообщили налогоплательщику об обнаруженных ошибках, может быть принят в суде в качестве ещё одного доказательства в вашу пользу ( Постановление [6] ФАС Московского округа от 23.03.2006 № КА-А40/2122-06).

2) представить пояснения по обнаруженным ошибкам, противоречиям и (или) несоответствиям.

Игнорировать своё право на направление пояснений и дополнительных документов не нужно. Если вы внесёте ясность в ситуацию при расчёте налога, то претензии со стороны налоговиков будут незначительны. И, соответственно, можно избежать штрафов.

Если налогоплательщик согласен с замечаниями инспекции, он вправе не направлять пояснения, а подать уточнённую декларацию.

Рассмотрим такую ситуацию. В процессе проведения камеральной проверки инспектор обнаружил ошибки и, позвонив по телефону, потребовал предоставить пояснения. Должна ли организация реагировать на устные требования сотрудников инспекции?

Налоговый кодекс прямо не отвечает на вопрос о том, в какой форме направляется сообщение налогоплательщику об ошибках, выявленных в ходе камеральной проверки. Чтобы составить акт камеральной проверки, налоговому органу необходимо соблюдение данного процесса. Поэтому на практике налогоплательщику информация об ошибках направляется в письменной форме.

Таким образом, налогоплательщики обязаны исполнять только законные требования налоговых органов, исполнение же устных указаний сотрудников ведомства законодательством не предусмотрено.

  1. Правона соблюдение сроков проверки. В процессе проведения камеральной проверки проверяющие обязаны придерживаться установленных НК РФ ограничений по сроку проверки. Проверка не может длиться больше трёх месяцев с момента представления отчётности ( п. 2 ст. 88[7] НК РФ).

Указанное ограничение инспекция не всегда соблюдает.

Но неутешительный вывод вытекает из пункта 14 статьи 101 [8] НК РФ: нарушение данного срока не является причиной для отмены решения по итогам данной проверки.

Также вы имеете право на предоставление уточнённой налоговой декларации в процессе прохождения проверки[9], право на соблюдение порядка при проведении процедур налогового контроля, право на получение акта, составленного по окончании проверки[10], право на изучение данных проверки[11] и т. д.

Сроки проведения камеральной проверки

Здесь всё просто. Срок проведения камералки по налогу на добавленную стоимость – два месяца, по остальным налогам – три.

Указанный срок не может быть продлён, но имеется одно исключение. Это в каждом правиле. Сотрудники налоговой вправе продлить срок проведения камеральной проверки по НДС, то есть проверка будет составлять уже три месяца. Но это возможно лишь в случае, если будут выявлены несоблюдение норм действующего законодательства о налогах[12].

Срок проверки начинает течь со следующего дня после дня подачи отчётности [13].

Дата окончания в общем случае – соответствующее число через три месяца. К примеру, инспекция получила отчётность 1 августа. Следовательно, последним днём проверки будет 1 ноября.

Изменились ли сроки проведения камеральной налоговой проверки из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации в стране? Ведь было много изменений: переносились сроки уплаты налогов для некоторых компаний, вводились запреты на проверки в это непростое время. Камеральные проверки проводятся в общеустановленные сроки без каких-либо продлений. На это указывают толкования ведомств[14].

Какие документы необходимо представить?

При камеральной проверке проверяющие могут затребовать дополнительные документы только в случаях, установленных НК РФ[15].

К примеру, документы вы должны представить, если:

  • не представили документы вместе с отчётностью, хотя НК РФ возлагал на вас эту обязанность. Допустим, вы зачли уплату налога на имущество за границей, но к декларации не были приложены подтверждающие документы[16];
  • претендуете на ту или иную налоговую льготу;
  • направили отчётность по НДС с налогом к возмещению;
  • в представленной декларации по НДС либо в декларации контрагента есть расхождения, что привело к недоплате налога либо к завышению возмещаемого НДС;
  • воспользовались пониженными тарифами по страховым взносам или указали в отчётности необлагаемые выплаты. У вас могут запросить документы, которые их подтверждают;
  • представили уточнённую отчётность, если прошло два года от представления первоначальной отчётности и в которой был уменьшен налог либо увеличен убыток;
  • воспользовались вычетами по налогу по системе tax free;
  • претендуете на инвестиционный вычет по налогу на прибыль.

Также можете представить документы по собственной инициативе, если знаете, что проверяющие в любом случае их запросят.

В рамках камеральной проверки сотрудники инспекции имеют право проводить широкий диапазон мероприятий налогового контроля. Но прибегают к ним реже, чем, допустим, при выездной проверке.

На практике в процессе камеральной проверки проверяющие:

  • истребуют у компании документы. Вправе только в случаях, рассмотренных нами выше;
  • запрашивают документы и информацию у контрагентов, так называемая встречная проверка[17];
  • вызывают в инспекцию на допрос, просят предоставить пояснения. Учтите, что за игнорирование вызова в налоговую инспекцию предусмотрена ответственность. Также в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией срок предоставления пояснений в процессе проверки декларации по НДС увеличивался на 10 дней. Но это относится только к требованиям, полученным с 1 марта по 30 июня включительно. Основание этому пункт 3[18] Постановления Правительства РФ от04.2020 № 409;
  • проводят осмотр территории проверяемого. Но такие случаи ограничены[19].

Оформление результатов камеральной проверки

Оформление результатов проведённой проверки зависит, выявлены ли нарушения или нет.

В итоге проверяющие выносят окончательное решение.

Если законодательство вы не нарушали, то результаты проверки проверяющие не регистрируют. Оформления какого-либо документа в данном случае Налоговым кодексом не предусмотрено.

Ответственность налогоплательщиков

Также должностных лиц организации за указанное нарушение могут привлечь к административной ответственности. А это штраф, размер которого варьируется от 300 до 500 рублей ( ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ[23]).

К ответственности также привлекаются плательщики, не предоставившие пояснения в указанный инспекцией срок. Придётся заплатить 5 000 рублей. Если в течение года нарушение повторится, то размер штрафа составит уже 20 000 рублей ( ст. 129.1 НК РФ[24]).

В случае непредставления документов и пояснений имеется риск включения в план выездных налоговых проверок.

Будьте внимательны, предоставляйте пояснения только по ТКС, если на вас возложена обязанность подать декларацию по НДС в электронном виде. Направив пояснения на бумажных носителях, они будут расценены как непредставленные ( абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ[25]).

Для справки

Регламент проведения камеральной налоговой проверки определён статьёй 88 Налогового кодекса РФ [26].

Этот вид проверки проводится на территории самой инспекции, без выезда к налогоплательщикам. Для налогоплательщиков это не доставляет неудобств, они продолжают вести свою финансово-хозяйственную деятельность.

Сотрудники ведомства при проведении камеральной проверки опираются на статьи НК РФ. Также используют:

  • рекомендации по проведению камеральных проверок[27];
  • письма[28] ФНС России, которые являются необходимыми к применению нижестоящими налоговыми органами.

Итак, камеральная проверка начинается после представления любой декларации или расчёта. А может ли проверка проведения без представления декларации? Нет, здесь действия проверяющих будут являться незаконными. Ведь камералка начинается только после представления отчётности. На что прямо указывает пункт 1 статьи 88 НК РФ [29].

Если инспекция не располагает представленной отчётностью, она вправе провести иной вид налогового контроля, но не камеральную проверку[30]. Но, обратите внимание: из любого правила есть исключение. К примеру, если декларацию (расчёт) не направила в намеченную дату иностранная компания, которая подлежит постановке на учёт согласно пункту 4.6 статьи 83 НК РФ [31], проверяющие вправе провести камеральную проверку на основе данных, которыми они располагают, а также данными о иных подобных налогоплательщиках.

Чтобы камеральная проверка завершалась с минимальными претензиями со стороны налоговых органов, знайте свои права и обязанности при проведении проверки.

Порядок проведения камеральной проверки регламентирован нормами Налогового кодекса. Однако налоговые органы не всегда строго его соблюдают. Отступления инспекторов от установленных требований дают основания предпринимателям не просто защищать свои права, но и добиваться отмены результатов проверки.

Назначение камеральной проверки
Основными целями камеральной проверки (КП) являются контроль представленных налоговых деклараций и документов, на основе которых исчисляются и уплачиваются налоги, выявление ошибок, анализ налоговой отчетности, оценка достоверности представленных сведений. С начала 2007 года в процедуру проведения проверки внесены изменения.
Камеральные проверки отличают следующие особенности:

  • контроль ведется в стенах налогового органа;
  • изучаются документы, которые представил налогоплательщик;
  • не требуется какого-либо специального решения руководителя налоговой инспекции;
  • результаты проверки используются для планирования и подготовки выездных налоговых проверок.

Сроки проведения камеральной проверки
Установленный НК РФ трехмесячный срок на камеральную проверку отсчитывается со дня сдачи декларации в налоговую инспекцию
(ст. 88 НК РФ). Ограничение срока проведения налоговой проверки служит гарантией соблюдения прав налогоплательщика.
Если потребуется представить в налоговый орган дополнительные документы, прилагаемые к декларации, срок будет исчисляться со дня их представления (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.10.03 г.).
Чем грозит налоговому органу нарушение сроков проведения камеральной проверки? Проверки за пределами трехмесячного срока не являются основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности за выявленные нарушения и не препятствуют взысканию недоимки (письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.03 г. №71).
Однако пропуск налоговыми органами установленного срока предоставляет возможность для признания недействительным требования об уплате налога (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.01.03 г., ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.03 г.).
Обратите внимание! При привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности бремя доказывания совершенного правонарушения лежит на налоговой инспекции (ст. 65 АПК РФ). Доказательства, полученные с нарушением, использовать в суде запрещается (ст. 64 АПК РФ).

Права проверяющих
Согласно новой редакции ст. 88 НК РФ налоговые инспекторы при проведении камеральной проверки вправе требовать от налогоплательщика документы, подтверждающие:

  • право на применение налоговых льгот;
  • правомерность применения вычетов при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;
  • правильность исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

Дополнительное представление документов предусматривается, если выявлены ошибки в заполнении налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах. Об этом факте сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
ПАМЯТКА: возможность истребования у налогоплательщика пояснений прямо предусматривается НК РФ. Они представляются в свободной форме с приложением документов, которые налогоплательщик сочтет необходимыми. Это его право, а не обязанность.
Представить дополнительные документы необходимо в течение десяти дней со дня получения требования (пп. 6 п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 93 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ пропуск установленного срока влечет за собой взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не- представленный документ.
Однако штрафа можно избежать. П. 3 ст. 93 НК РФ дает право налогоплательщикам уведомлять налоговые органы о случаях, когда по каким-либо причинам (например, из-за большого объема истребуемых документов) нет возможности представить документы в установленный срок. Это делается в письменном виде в течение дня, следующего за днем получения требования, с указанием причины и сроков предоставления. В течение двух дней со дня получения уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на его основании продлить сроки представления документов или отказать в этом, о чем выносится отдельное решение.
Очень важно! Налоговые органы вправе дополнительно запросить только документы, имеющие прямое отношение к обнаруженным в декларациях ошибкам (постановления ФАС Северо-Западного округа от 22.12.05 г. по делу №А56-10700/2005, ФАС Поволжского округа от 25.10.05 г.) и которые у налогоплательщика действительно есть (постановления ФАС Уральского округа от 11.03.03 г.).
Камеральная проверка не должна подменять собой выездную (постановления ФАС Уральского округа от 20.01.06 г., ФАС Поволжского округа от 12.01.06 г.).
Требование налогового органа представить документы должно быть оформлено письменно (п. 3 ст. 88, п. 12 ст. 89 НК РФ). Его форма приведена в приложении 5 к приказу ФНС России от 31.05.07 №ММ-3-06/338. Оно должно быть направлено не позже чем через три месяца со дня подачи декларации, если проводится камеральная проверка.
Обратите внимание на то, как оно составлено. В своих запросах налоговые органы должны указывать, какие именно документы они хотят получить. Ответственность по ст. 126 НК РФ наступает за непредставление конкретных документов. Если истребуемые документы невозможно идентифицировать, налогоплательщик не обязан их представлять (Постановления ФАС Московского округа от 3.03.03 г. по делу №КА-А40/791-03, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.08.03 г.). Срок хранения документов установлен пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ. Иногда налоговиков не смущает истечение этого срока.
ПАМЯТКА: на устные требования налогового инспектора можно не реагировать (из п. 1 ст. 93 НК РФ).
Совет налогового консультанта: запомните правило: «Нет точного перечня документов — нет штрафа». Получив «неконкретное» требование из налоговой, напишите в инспекцию письменный ответ с просьбой его расшифровать.
Какие документы вправе запросить инспектор при проверке вашего контрагента? Конкретный перечень документов НК РФ не установлен. Главное, чтобы они были связаны с финансово-хозяйственными операциями, проводимыми между предпринимателем и контрагентом. Например, договор, счета-фактуры, накладные, платежные документы, акты выполненных работ, выписки из книги покупок, отчет комиссионера (если заключен посреднический договор).

Ограничения полномочий инспекторов
Если в рамках камеральной проверки предприниматель не представил документы, то это не дает налоговым органам право проводить выемку документов в порядке ст. 94 НК РФ и осматривать помещения налогоплательщика (Постановления ФАС Поволжского округа от 17.01.06 г., ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.02 г.). Такая процедура производится на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п.1 ст.94 НК РФ).
Часто на практике предприниматели подают уточненные налоговые декларации для уменьшения своих налоговых обязательств перед бюджетом. Срок представления уточненной налоговой декларации НК РФ не ограничивает.
Вправе ли налоговый орган провести повторную камеральную проверку и по ее результатам вынести новое решение?
Письмо Минфина РФ от 31.05. 07 г. № 03-02-07/1-267 разъясняет, что, несмотря на отсутствие в НК понятия «повторная камеральная проверка», чиновники допускают ее проведение в случае представления уточненной налоговой декларации.
В соответствии со ст. 101 НК РФ по итогам проверки может быть вынесено решение о привлечении либо отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Ошибки проверяющих
1. Несвоевременное получение налоговым органом налоговой декларации, отправленной по почте.
Вины ни налогоплательщика, ни налогового органа в работе почты нет. Но нередко налоговики забывают о том, что датой представления налоговой декларации является дата ее отправки по почте с описью вложения (а не момент получения инспекцией).
В результате это может привести к блокировке расчетного счета налогоплательщика. Недоразумение улаживается в пользу налогоплательщика после его явки в инспекцию с почтовой квитанцией.
2. Инспектор, найдя нарушение, тут же пишет акт проверки.
Для него все понятно и никаких разъяснений со стороны предпринимателя не требуется. Такая ошибка инспектора может быть на руку налогоплательщику в суде. Нарушено требование п. 3 ст. 88 НК РФ. Конституционный суд РФ в своем определении от 12.07.06 № 267-О отметил, что налоговые инспекторы не могут произвольно отказаться от дополнительных сведений и объяснений.
3. Забыли «пригласить» на рассмотрение возражений по акту проверки.
Такая забывчивость может стоить налоговикам проигрыша в суде. Нарушено требование п. 2 ст. 101 НК РФ. Суд на основании п. 14
ст. 101 НК РФ может отменить любое решение по акту проверки.
4. Начислили штраф без камеральной проверки.
В последнее время налоговики наладили между собой обмен информацией, которую стараются использовать для доначисления налогов. Но какие бы компрометирующие документы ни были у инспекции, камеральная проверка начаться не может. Они могут стать основой для проверки, но сам процесс начнется только после получения от плательщика налоговой декларации. К такому же выводу пришел и Президиум ВАС в постановлении от 26.06.07 г. № 1580/07.
5. Привлечение налогоплательщика к ответственности в случаях, когда нормы налогового права не должны применяться.
Например, штраф за несвоевременное представление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (один экземпляр которой сдается в налоговую инспекцию). Однако НК не обязывает представлять налоговикам эту декларацию. Поэтому ее несвое-временное представление не является налоговым правонарушением.

Оформление результатов камеральной проверки
Если в декларации не выявлены ошибки и противоречия, инспектор просто подписывает документ с указанием даты проверки на титульном листе. На этом камеральная проверка заканчивается. Если выявляется налоговое правонарушение, то составляется акт проверки. Этот документ должен быть готов в течение 10 дней после проведения ревизии. В акте по «камералке» обязательно указывается дата представления в инспекцию деклараций и прочих документов.
ПАМЯТКА: В п. 3 ст.100 НК РФ поименованы обязательные реквизиты акта. Проверьте указанные в акте нарушения, выводы и предложения проверяющего, ссылки на статьи НК РФ.
Предприниматель (его представитель) принимает акт под расписку, в которой указывает дату его получения. Однако он вправе не подписывать и не принимать акт. Это обязательно протоколируется. В этом случае акт отсылается по почте по месту жительства предпринимателя. Датой его вручения будет считаться шестой день с момента отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Если предприниматель не согласен с фактами, изложенными в акте, он вправе в течение 15 дней с момента получения акта представить в инспекцию письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК) РФ. Возражения можно составлять в произвольной форме.
Главное — кратко и четко изложить все претензии и представить веские аргументы (документы или ссылки на законодательство). Руководитель инспекции назначает дату рассмотрения представленных возражений. Об этом сообщают налогоплательщику, который может присутствовать на заседании. В итоге либо принимается решение о привлечении к ответственности налогоплательщика, либо нет. Оно вступает в силу через 10 рабочих дней с даты его вручения предпринимателю.

Привлечение к ответственности по итогам проверки
Согласно ст. 101 НК РФ по результатам КП налоговики могут привлечь налогоплательщика к ответственности. Несоблюдение налоговым органом требований ст. 101 НК РФ является основанием для отказа во взыскании с предпринимателя налоговых санкций.
Если налоговая инспекция не известит налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки и наложит штраф, у него есть право обжаловать действия чиновников. Арбитражные суды считают, что порядок производства по делу о налоговом правонарушении, установленный ст. 101 НК РФ, следует применять и для камеральной проверки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 1.04.03 г. по делу №А26-5383/02-26).

Обжалование
Добиться отмены незаконного решения должностных лиц налогового органа можно, обратившись в арбитражный суд либо в вышестоящий налоговый орган.
Пока налогоплательщик может сам определять, идти сразу в суд или до этого обратиться в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 138 НК РФ), но с 1 января 2009 года порядок досудебного обжалования решения инспекции станет обязательным (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).
Обращаясь с заявлением в арбитражный суд, не пропустите срок, установленный в п. 4 ст. 198 АПК РФ. Он составляет три месяца со дня получения решения инспекции, а не его вынесения. Это касается и камеральной проверки. Однако налогоплательщики могут ходатайствовать о восстановлении срока в случае его пропуска.
Очень важно! Право контролеров на взыскание штрафов во внесудебном порядке никто не отменял. Чтобы «заморозить» их исполнение, к исковому заявлению приложите ходатайство. В нем сошлитесь на возможность ревизоров бесспорно списывать деньги со счетов предпринимателя, что затруднит своевременно исполнять гражданские, налоговые и социальные обязательства.


Эльмира Багаутдинова
эксперт-налоговый консультант УЦ «Раздолье»,
член Палаты налоговых консультантов России

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, согласно которым нельзя доначислить налог на основании декларации по другому налогу. Аналогичная точка зрения выражена в авторской публикации.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Уральского округа от 26.08.2010 N Ф09-6826/10-С2 по делу N А60-54140/2009-С10

Суд отметил, что при камеральной проверке декларации предпринимателя по НДФЛ инспекция вышла за пределы предоставленных ей ст. 88 НК РФ полномочий. Фактически она провела проверку правильности уплаты единого налога по УСН, доначислив предпринимателю налоги по общей системе налогообложения.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2006 N Ф08-5788/2006-2418А по делу N А63-3019/2006-С4 (Определением ВАС РФ от 21.03.2007 N 2407/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд пришел к выводу, что налог на прибыль нельзя доначислить на основании уточненной декларации по НДПИ.

Статья: Усовершенствование процедуры камеральной проверки (Неляпина Ю.В.) ("Налоги" (газета), 2008, N 40)

По мнению автора, налоговый орган не должен выходить за рамки контрольных мероприятий. Если проверяется декларация по налогу на имущество, то выносить решение о доначислении налога на прибыль нельзя.

Можно ли доначислить налог и привлечь налогоплательщика к ответственности на основании решения налогового органа, вынесенного при повторной проверке одной и той же декларации (ст. 88 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно официальной позиции проведение камеральной проверки за тот же отчетный (налоговый) период возможно при подаче уточненной декларации. Иных оснований для повторной камеральной проверки Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Есть судебные решения и работа автора, в которых указано, что проведение двух камеральных проверок по одной и той же декларации неправомерно.

Однако имеются и судебные акты с противоположным выводом.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Проведение повторной камеральной проверки неправомерно

Письмо Минфина России от 31.05.2007 N 03-02-07/1-267

Финансовое ведомство разъясняет, что Налоговый кодекс РФ не содержит такого понятия, как "повторная камеральная проверка". Проведение повторной камеральной проверки за тот же отчетный (налоговый) период возможно при подаче налогоплательщиком уточненной декларации.

Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 по делу N А12-10597/2009

Суд отметил, что ст. ст. 87 и 88 НК РФ не разрешают налоговым органам неоднократно проводить камеральные проверки одной и той же декларации.

Аналогичные выводы содержит.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2008 по делу N А66-594/2008

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2007 по делу N А26-1048/2007

Консультация эксперта, 2011

Постановление ФАС Московского округа от 13.01.2009 N КА-А40/12492-08 по делу N А40-18461/08-142-56

Суд пришел к выводу о том, что проведение повторной камеральной налоговой проверки на основе той же налоговой декларации как тем же налоговым органом, так и иным в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено.

Позиция 2. Проведение повторной камеральной проверки правомерно

Постановление ФАС Уральского округа от 11.04.2007 N Ф09-1533/07-С3 по делу N А76-16845/06 (Определением ВАС РФ от 09.08.2007 N 9663/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на проведение повторных камеральных проверок.

Аналогичные выводы содержит.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.02.2007 N А19-19531/06-20-Ф02-65/07-С1 по делу N А19-19531/06-20 (Определением ВАС РФ от 09.04.2007 N 3402/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)


Перед тем, как погрузиться в «тему», предлагаю читателям — каждому для себя, зафиксировать свою позицию по такому вопросу.

Налогоплательщик в своей налоговой декларации ошибочно завысил сумму налога. Однако оплата им произведена в меньшем размере в соответствие с действительным налоговым обязательством. Налоговый орган на основании полученной от налогоплательщика декларации выставил налогоплательщику Требование об уплате налога в части «недоплаченной» суммы.

Вопрос: Возникла ли у налогоплательщика обязанность оплатить выставленное требование?

Сначала оценим ситуацию на основании «духа Закона». Иными словами: «исходя из основных положений и смысла законодательства о налогах и сборах».

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ «недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок».

В соответствие с п. 1 ст. 3 НК РФ «каждое лицо должно уплачивать ЗАКОННО УСТАНОВЛЕННЫЕ налоги и сборы». Соответственно параметры «законно установленного налога» — в первую очередь его размер и срок уплаты — это самый что ни на есть объективный фактор. И субъективная ошибка налогоплательщика никак не может считаться правовым основанием для возникновения налоговой обязанности.

Дело в том, что государство — это не «беловоротничковый» жулик, промышляющий на ошибках беспечных и неграмотных граждан (и даже не «Робин Гуд», по беспределу карающий очевидных ловкачей и ворюг). Должностные лица налоговых органов как государственные служащие в соответствие со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" обязаны «соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций». Соответственно ст. 32 НК РФ предписывает налоговым органам «соблюдать законодательство о налогах и сборах», а ст. 33 НК РФ обязывает должностных лиц налоговых органов «действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами».

Экономическая суть недоимки (добавим — и начисляемых на неё пени) — это количественный показатель причинённого государству налогоплательщиком материального ущерба в результате просрочки исполнения налоговой обязанности. Закреплённый в Налоговом кодексе РФ публично-правовой метод регулирования налоговых правоотношений возлагает на государство бремя доказывания факта причинения материального ущерба при обязательном соблюдении установленной законодательством о налогах и сборах процедур. Поэтому описанная в вопросе ситуация невозможно в принципе. Оговоримся: при условии надлежащего исполнения налоговыми органами положений законодательства о налогах и сборах. Именно такую доктрину закрепил законодатель в Налоговом кодексе России. Подтвердим это конкретными правовыми нормами, опираясь на авторитетное мнение уполномоченного государственного органа.

В ответе на вопрос о правовой природе недоимки Минфин России в письме от 28.11.2018 № 03-02-08/86043 (файл письма присоединён к статье) изложило абсолютно правильные выводы. Но, к сожалению, не сопроводив их правовым обоснованием. Попытаемся нивелировать этот недостаток, не исказив позицию финансового органа.

Вся суть содержится в 3-х абзацах. Приведу их дословно (выделения автора):

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ (Кодекс) недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Неуплата налога в установленный срок является нарушением законодательства о налогах и сборах.
В случае, если недоимка выявлена вне проведения налоговой проверки, требование об уплате налога направляется налоговым органом в соответствие с п. 1 ст. 70 Кодекса. Факт наличия недоимки отражается в документе, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@
.

Обращаю внимание: позиция Минфина России «завязана» на весьма важную норму п. 2 ст. 69 НК РФ: «Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки».

Применив к процитированному фрагменту рассматриваемого письма Минфина России правила логики неминуемо придём к следующим двум выводам.

  • Во-первых, из первых двух абзацев (посылок), «железобетонно» следует вывод: недоимка – это нарушение законодательства о налогах и сборах.
  • Во-вторых, согласно третьему абзацу — документальное оформление «факта наличия недоимки» (формирование налоговым органом доказательственной базы) производится одним из двух альтернативных способов:

1-й способ –выявление недоимки «вне проведения налоговой проверки». В подтверждение этого составляется документ по форме, утв. приказом ФНС России от 13 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/179@.

2-й способ – выявление недоимки в ходе проведения налоговой проверки.

Начнём с актуального для предпринимателей способа установления факта «наличия недоимки» в ходе проведения налоговых проверок. С учётом того, что подробно процедура камеральной налоговой проверки, а также как современные информационные технологии, внедрённые ФНС России в налоговый контроль, обеспечивают защиту прав и законных интересов налогоплательщиков, будет рассмотрена в одной из следующих статей. Здесь же остановимся только на ключевых моментах в разрезе темы статьи.
Итак, самое главное.

1. В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации (налогового отчёта) в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка.

И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

2. Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ «если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса».

Таким образом, не составление акта по окончании камеральной налоговой проверки означает отсутствие нарушений законодательства о налогах и сборах (а не только налоговых правонарушений). Напомним, что недоимка согласно официальному разъяснению финансового органа как раз и является нарушением законодательства о налогах и сборах.

3. Материалы налоговой проверки (основным из которых является Акт проверки) в порядке, установленном ст. 101 НК РФ, рассматриваются руководителем (его заместителем) территориального налогового органа, который может вынести два вида Решений:

  • при установлении факта налогового правонарушения – о привлечении к налоговой ответственности;
  • при отсутствии факта или состава налогового правонарушения – об отказе в привлечении к налоговой ответственности.

А далее весьма важная деталь: при любом исходе дела, если установлен факт недоимки (в том числе уже погашенной налогоплательщиком), в Решении в обязательном порядке указывается конкретная сумма этой недоимки и (или) начисленные пени (абз. 1 и 2 п. 8 ст. 101 НК РФ).

Решение в соответствие с п. 9 ст. 101 НК РФ вступает в силу через месяц после вручения налогоплательщику (а в случае обжалования – сразу после рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом).

Таким образом, только после вступления в силу Решения по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки считается установленным факт наличия недоимки. И соответственно, налоговый орган получает право начать процедуру её истребования.

4. Согласно п. 2 ст. 70 НК РФ «требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (…) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». «Иного» Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Более того, данное правило продублировано (и уже без всяких «если») в п. 3 ст. 101.3 НК РФ: «На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение , направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней».

Представленная здесь точка зрения подтверждается позицией Минфина, изложенной в письме от 11.06.2019 № 03-15-05/42607 (письмо присоединено к статье). Хотя основная тема письма – отдельные вопросы нормативного регулирования контроля за уплатой страховых взносов (в том числе переходные положения в связи с передачей администрирования от ПФР в ФНС России с 01.01.2017), предпоследние три абзаца письма посвящены порядку направления требования об уплате налога по результатам налоговых проверок. Приведу их полностью (выделения автора):

Предметом налогового контроля является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов, определенных статьей 8 Кодекса.

Порядок проведения налоговых проверок, рассмотрение материалов по результатам их проведения, вынесение налоговыми органами решений по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок регулируются статьями 88, 89, 100, 101 Кодекса.

Требование об уплате налогов , сборов, страховых взносов, пеней, штрафов по результатам налоговой проверки направляется в соответствии со статьями 69, 70 и пунктом 3 статьи 101.3 Кодекса .

Внимательный читатель, надеюсь, обратил внимание, что законодатель оперирует похожими (близкими по смыслу) категориями «налоговое правонарушение» и «нарушение законодательства о налогах и сборах». Их соотношение раскрывается на таком примере.

В соответствие с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата налога в надлежащий срок является налоговым правонарушением (ст. 106 НК РФ), за которое полагается финансовая санкция. Недоимка в данном случае является одним из элементов состава налогового правонарушения. Если же полный состав налогового правонарушения не будет подтверждён, то обнаруженная в ходе налоговой проверки недоимка квалифицируется как нарушение законодательства о налогах и сборах. В обоих случаях процедура истребования недоимки инициируется в порядке, установленном п. 3 ст. 101.3 НК РФ (в первом случае вместе с наложенной финансовой санкцией — штрафом). Таким образом, налоговое правонарушение — это частный случай более широкого понятия — нарушение законодательства о налогах и сборах.

Нельзя не упомянуть, что факт недоимки может быть подтверждён и Актом взаимной сверки расчётов. В этом случае налогоплательщик добровольно признаёт факт наличия недоимки, освобождая налоговый орган от необходимости выполнять установленные законодательством о налогах и сборах процедуры.

Вернемся к случаю установления факта наличия недоимки вне проведения налоговой проверки.

Исходя из того, что каждая полученная налоговым органом декларация в обязательном порядке подвергается камеральной налоговой проверке, ареал применения такого «одностороннего» (а значит — заведомо субъективного) способа ограничен случаями налогового контроля недекларируемых объектов налогообложения. А это в подавляющей своей части сфера отношений с гражданами, не являющимися предпринимателями. Например, имущественные налоги физических лиц. И этому есть логическое объяснение. В подобных случаях налоговый орган самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая о них налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежах. Что позволяет налоговикам единолично устанавливать факт наличия недоимки с оформлением соответствующего документа.

Правомерность же применение такого «одностороннего» (без участия налогоплательщика) способа установления факта «недоимки» в ходе других мероприятий налогового контроля весьма сомнительна. Хотя бы потому, что в Законе такие случаи прямо не оговорены. А налогоплательщики, руководствуясь ст. 21 НК РФ, «имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков».

Надеюсь, приведённые аргументы помогут налогоплательщикам при защите своих прав и законных интересов.

Читайте также: