Правительство повысило пошлины на ввоз

Опубликовано: 06.05.2024

Эксперты объяснили, как изменение таможенных пошлин повлияет на производство, валютный рынок и инфляцию.


Как ранее писал Spot, Торгово-промышленная палата готовит предложения по внесению изменений и дополнений в действующие ставки импортных таможенных пошлин.

Предпринимателей призвали отправлять свои предложения по ставкам импортных таможенных пошлин. Так палата намерена создать условия для развития в стране экспортно ориентированных производств. Сбор заявок закончился 26 марта.

По мнению экономиста Юлия Юсупова, у предпринимателей не нужно спрашивать, повышать или снижать таможенные платежи. Такой подход к решению вопросов таможенно-тарифного регулирования не даст положительных результатов.

«Любой предприниматель заинтересован если не быть монополистом, то как минимум ограничить свою конкуренцию. Поэтому на вопрос о таможенных пошлинах они ответят, что на сырье и материалы нужно снижать ставки, на готовую продукцию — повышать», — сказал эксперт.

При оптимизации таможенных платежей не учитываются макроэкономические последствия, считает Юлий Юсупов. Повышение пошлин убивает экспорт, приводит к контрабанде товаров, увеличивает «давление» на валютный курс.

Узбекистан добился того, что значительная часть импорта вышла из тени. Изменение таможенных тарифов приведет к возврату в тень.

«Возможно, какие-то тарифы надо оптимизировать, ставки на некоторые из них даже поднять. Но такие решения не принимаются опросом предпринимателей. Для этого должно быть проведено исследование, которое покажет, где и что нужно оптимизировать. Тарифы выполняют не только протекционистскую функцию, но и фискальную», — отметил экономист.

Он также добавил, что нельзя только повышением импортных таможенных пошлин защитить местных производителей. Бизнес зависит от огромного количества факторов. Нельзя взять один из них, например, тарифное регулирование, и с помощью этого решить проблему. Научный подход предполагает, что на всё нужно смотреть комплексно.


Фото: Динора Зияева / Spot

Предприниматель, основатель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов перечислил 10 причин, почему не следует повышать импортные пошлины. Он отметил, что повышение тарифов приведет к искусственному росту цен и обеднению населения.

«Как любые налоги, тарифы имеют свойство сокращать размер экономики. Когда тарифы поднимают цены выше рыночных, снижается потребление товаров. И цены растут не только на импортную продукцию, но и местную», — говорит Зафар Хашимов.

Такая мера также ускоряет инфляцию, негативно отражается на экспортных отраслях, подавляет импорт, что приводит к подавлению спроса на иностранную валюту и укреплению национальной. Это также отражается на экспортерах, добавил эксперт.

Он также отметил, что, помимо импортных пошлин, есть другие факторы, защищающие местных предпринимателей. Например, по легкости международной торговли в Doing Business Узбекистан находится на 165-м месте. На импорт товаров в среднем уходит 111 часов, тогда как по региону этот показатель равен 12,5 часа.

«Высокие импортные тарифы у нас всегда были, но не всегда работали, потому что вызывали контрабандный ввоз. При этом есть „черный“ челночный ввоз и „серый“, когда идет занижение таможенной стоимости в целях ухода от налогов. Потом эти бизнесмены не могут прозрачно продавать на внутреннем рынке [импортный товар]. Валютную выручку, так как завезли нелегально, они тоже не могут официально из страны вывозить. И создают спрос на валютном черном рынке», — сказал предприниматель.

К косвенным последствиям повышения импортных тарифов он отнес правовой нигилизм бизнесменов, которые начинают искать лазейки и ухищрения. Это вызывает у государства реакцию, как известно по истории, еще более сильного контроля и введения репрессивных мер. Это, в свою очередь, приводит к увеличению коррупции.

Российское правительство планирует предложить партнерам по таможенному союзу снизить, а в некоторых случаях и отменить ввозные пошлины на сырье и оборудование для промышленности. Это коснется товаров, которые нужны для экспортных производств или для обновления производственных фондов и которых в самом союзе недостаточно или нет совсем. «Ведомостям» об этом рассказал федеральный чиновник и подтвердил представитель Минпромторга. Его коллега из правительства переадресовал вопросы в Минэкономразвития, а там комментировать предложение до принятия финального решения отказались.

Решение еще предстоит согласовать со странами таможенного союза (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия). Произойти это может к декабрю 2021 г., рассказал федеральный чиновник.

Сейчас компании могут обращаться в Евразийскую экономическую комиссию за снижением пошлин на нужные им компоненты. За 2016–2019 гг. более 90% решений по снижению ввозных пошлин, принятых Евразийской экономической комиссией, касались пищевой, химической, деревообрабатывающей и целлюлозной промышленности, а также машино- и авиастроения, рассказывает представитель ведомства. Но согласование может занимать около года, а само снижение действует от девяти месяцев до трех лет, рассказывает научный сотрудник РАНХиГС ГалинаБаландина. И бизнесу приходится долго объяснять, почему пошлину на товар можно обнулить, говорит собеседник «Ведомостей» в крупной международной компании пищевой промышленности: около 25–30 человек работает на заполнение бесконечных заявок. Хотя пакет документов содержит только необходимые для оценки данные, замечает собеседник «Ведомостей» в крупной промышленной компании.

В принципе, единый таможенный тариф на ввоз по многим позициям не сбалансирован – бывает, что пошлины на сырье, материалы и компоненты для производства выше, чем на готовую продукцию из них, поясняет Баландина: таких тарифных позиций около 20%. Так, чтобы ввезти некоторое машинное оборудование, нужно заплатить до 15% от стоимости, такая же ставка на несколькие драгоценные и полудрагоценные камни, изделия из черных металлов, никелевые и алюминиевые изделия. На ряд недрагоценных металлов пошлины могут доходить до 18%. Ставка для овощей и фруктов в основном примерно на уровне 10–15%.

Минэкономразвития предлагает пересмотреть пошлины, чтобы сделать их сбалансированными. Верно отменять пошлины только на те товары, которые не производятся в России или производятся в недостаточном количестве, говорит Баландина. Этот перечень можно дополнить формулировкой – «производство ненадлежащего качества», предлагает она, также стоит сократить сроки согласования о сокращении пошлины до одного месяца. От импорта зависят экспортно ориентированные товары в судостроении, радиоэлектронике, детские товары, медицинские изделия и других отраслях высокого передела, перечисляет партнер «НЭО Центра» Инна Гольфанд. А, например, в черной металлургии доля сырья и материалов, которые закупаются за рубежом, невысокая, отмечает она.

Сокращение ввозных пошлин может компенсировать рост расходов из-за падения курса рубля, говорит заместитель генерального директора агрохолдинга «Дамате» Андрей Григоращенко. В феврале – начале марта стали обваливаться курс рубля и цены на нефть. Импорт из стран дальнего зарубежья в январе – марте снизился на 0,1% год к году, а отдельно в марте – на 4,4%, оценивала Федеральная таможенная служба (ФТС). Но в мире глобальных производственных цепочек валютный курс перестает быть источником конкурентоспособности для многих товаров, говорилось в аналитической записке Центробанка (мнение экспертов может не совпадать с официальной позицией банка), при этом капиталоемкие отрасли сильнее проигрывают от роста цен на импортные товары, чем трудоемкие. Слабый курс нивелирует выгоды от удешевления рабочей силы и других факторов, позволяющих встраиваться в производственные цепочки, тогда как капиталоемкие отрасли производят более неоднородные товары, поэтому там ценовая конкуренция имеет меньшее значение, отмечали аналитики.

Бизнес в основном инициативу Минэкономразвития поддерживает. Если речь о сырье и комплектующих, аналогов которых нет в России – например, редкоземельных металлах, высокотехнологичном оборудовании, то мера будет способствовать экономическому росту, объясняет собеседник «Ведомостей» еще в одной крупной промышленной компании. Но крайне важно справедливо формировать перечни товаров: нужен прозрачный механизм, подчеркивает он. Предложенная процедура – одна из самых очевидных мер господдержки для пищевой и перерабатывающей промышленности, поддерживает исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности Вячеслав Лашманкин. К тому же отмена ввозных пошлин – это не всегда прямой вычет из доходов бюджета: часто это дает возможность закупить больше товаров, увеличить производство и компенсировать выпадающие бюджетные доходы налоговыми отчислениями с продаж, поясняет он.

В зависимости от конкретных позиций экономия от сокращения или отмены пошлин может составить 5–15% от стоимости оборудования, делится предположительным расчетом президент ГК «Абрау-Дюрсо» Павел Титов. Инициатива может позволить экономить на капитальных затратах около 80–100 млн руб. ежегодно, говорит директор по экономике и финансам «Уралхима» Игорь Буланцев. Далеко не всегда, даже при желании, возможно выбирать российское оборудование, говорит он.

Тем не менее некоторые компании настроены скептично. Лучше не пошлины снижать, а увеличивать лимиты страхования и субсидирования экспортеров, считает собеседник «Ведомостей» в крупной компании – экспортере промышленных товаров. Для международных компаний сокращение пошлин на комплектующие и сырье – это, возможно, единственный способ получения финансовых преимуществ перед российским бизнесом, говорит собеседник в крупной международной компании пищевой промышленности, но иллюзий по поводу кардинальных изменений нет, вряд ли процедура станет быстрее и прозрачнее. Если несколько лет нет никакого результата, откуда он появится сейчас, спрашивает он: в пищевой промышленности почти 95% оборудования привезено из-за рубежа, если строить завод с нуля с условием сниженных пошлин, то это было бы значительной экономией, но вероятность такого развития событий стремится к нулю, потому что чиновники обязательно будут вспоминать про импортозамещение.

Нормальная эскалация тарифа – чем выше степень переработки, тем выше ставка пошлин – обсуждается больше 10 лет, говорит Баландина, но обычно здравые идеи вступают в конфликт с импортозамещением. Ключевая его цель – создать условия для развития отраслей, говорит Титов: сейчас многие предприниматели столкнулись с необходимостью повышения рентабельности, расширения линейки продукции, а это требует именно покупки оборудования и дополнительных инвестиций в основной капитал. Поэтому неверно противопоставлять импортозамещение и обновление основных фондов – это во многом взаимосвязанные процессы, считает он. Сокращение барьеров для импорта необходимого сырья и оборудования позволит России развивать несырьевой экспорт, в том числе технологий и услуг, поддерживает эксперт центра Россия – ОЭСР РАНХиГС при президенте Александра Коваль. Каждая экономика отдельно формирует не полную стоимость товара, а только участвует в формировании добавленной стоимости на очередном этапе его разработки – снижение или отмена ставок ввозных пошлин на сырье и оборудование иностранного производства необходимы для встраивания России в глобальные цепочки добавленной стоимости, поясняет она.​


Председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановления, согласно которым экспортную пошлину на подсолнечник скорректируют, а подсолнечное масло будет облагаться плавающей таможенной пошлиной, что «позволит стабилизировать цены на эти товары на внутреннем рынке».

«С 1 июля 2021 года по 31 августа 2022 года включительно подсолнечник (1000 кг) будет облагаться вывозной пошлиной по ставке 50%, но не менее чем 320 долларов за 1 тонну. Кроме того, до 31 августа 2022 года продлевается действие 30-процентной пошлины на рапс», — говорится в сообщении на сайте кабмина.

При этом отмечается, что «в отношении подсолнечного масла с 1 сентября 2021 года по 31 августа 2022 года вводится плавающая вывозная 70-процентная пошлина».

«Ее будут взымать с разницы между базовой ценой (1 тысяча долларов за тонну) и индикативной ценой (среднее арифметическое рыночных цен за месяц), уменьшенной на величину корректирующего коэффициента (50 долларов за 1 тонну)», — уточняется в документе.

Данные решения «распространяются на продукцию, вывозимую из России за пределы ЕАЭС», и они «помогут отрегулировать объемы вывоза и переориентировать участников рынка на экспорт сельхозтоваров с высокой добавленной стоимостью».

В правительстве подчеркивают, что «корректировка пошлин — часть комплекса мер по стабилизации цен на продовольствие, разработанного» по поручению президента РФ Владимира Путина.

Напомним, что 9 декабря 2020 года глава государства в жесткой форме обратил внимание на резкий рост цен на некоторые виды продовольствия. На его взгляд, рост цен на базовые продукты в России нельзя объяснить влиянием пандемии коронавируса. Более того, полагает глава государства, рост цен на продукты может быть связан с попыткой подогнать внутренние цены под мировые.

На следующий день Мишустин устроил разнос министрам и вице-премьерам за то, что «пустили на самотек» ситуацию с ценами на отдельные виды продуктов. Он также призвал производителей и торговые сети умерить пыл в повышении цен на продукты и не «наживаться на людях».

15 декабря премьер подписал ряд постановлений, которые нацелены на сдерживание роста цен на социально значимые продукты и стабилизацию ситуации на продовольственном рынке. В частности, в период с 15 февраля по 30 июня 2021 года была установлена квота на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы в объеме 17,5 млн тонн. На этот же срок, с 15 февраля по 30 июня, введена пошлина на экспорт зерна. В рамках квоты пошлина для пшеницы сейчас составляет 25 евро за тонну, для других культур она будет нулевой. После выборки квоты ставка пошлины для пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы составит 50% от таможенной стоимости, но не менее 100 евро за тонну.

А уже 16 декабря российские власти подписали с ключевыми производителями соглашения о стабилизации цен. Как заявил тогда глава Минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев, цены на сахар и подсолнечное масло в России должны понизиться в течение 5 дней (с 16 декабря) в рамках соглашений, и соответствующие меры будут действовать до конца I квартала 2021 года.

«(Предельная) Цена на сахар-песок составит (в опте) 36 рублей за килограмм, на подсолнечное масло — 95 рублей», — указал министр. А в рознице, соответственно, не выше 46 руб. и 110 руб.

Он подчеркнул, что соглашения подписаны с ключевыми производителями, на которых приходится около 90% рынка сахара и 85% рынка подсолнечного масла, а сторонами соглашений выступают торговые сети, отраслевые союзы и ассоциации.

30 декабря 2020 года Путин подписал закон о госрегулировании цен на социально значимые товары, разрешив правительству устанавливать на такие товары предельные розничные цены, но не более чем на 3 месяца.

30 марта 2021 года правительство продлило сроки действия соглашений о стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло — до 1 июня и до 1 октября текущего года соответственно.

Лента новостей

  • 08:50 Глава ФСИН сообщил о восстановлении здоровья Навального
  • 08:19 Незаконным мигрантам МВД может продлить пребывание в России
  • 07:46 Счетная палата предупредила о неэффективности управления фондом недр
  • 07:16 Эрдоган намерен сделать заявление по Кипру для всего мира
  • 06:30 Американским авиапассажирам придется взвешиваться перед посадкой
  • 05:29 Американская компания создает пассажирский сверхзвуковой самолет
  • 03:59 В Южной Каролине смертникам придется выбирать между электрическим стулом и расстрелом
  • 02:50 Лавров и Блинкен завершили переговоры в Рейкьявике
  • 02:36 Ученые выясняют тайну происхождения Христофора Колумба
  • 01:59 Блинкен и Лавров подчеркнули важность диалога
  • 01:43 Вашингтон выступает за сотрудничество с Москвой
  • 01:35 Лавров пошутил по поводу поведения журналистов из США перед официальной встречей с Блинкеном
  • 00:59 Трамп осудил возбуждение дела против его компаний
  • вчера, 23:51 Минюст предложил открыть интернет в СИЗО и тюрьмах
  • вчера, 23:24 В России задумались о прокате «Золушки» с гендерно-нейтральной феей
  • вчера, 22:51 Калининградская область с 2022 года введет турсбор
  • вчера, 22:25 Студия Бондарчука снимет фильм о ДНК-модифицированных людях
  • вчера, 21:55 Матвиенко заявила о гендерном неравенстве в руководстве Генпрокуратуры
  • вчера, 21:39 Устроивший массовое убийство в Екатеринбурге скончался в больнице
  • вчера, 21:23 Программа детского туристического кешбэка будет запущена 25 мая
  • вчера, 20:54 Colonial Pipeline признал, что заплатил хакерам
  • вчера, 20:44 Госдеп США отказался вводить новые санкции против Nord Stream 2
  • вчера, 20:24 Германия с 1 июня возобновляет выдачу шенгенских виз в России
  • вчера, 19:55 В Кремле прокомментировали слова Медведева сделать прививку от ковида обязательной
  • вчера, 19:26 Белорусскую студентку задержали за оскорбления в адрес властей
  • вчера, 18:50 «Новую газету» оштрафовали за фейк
  • вчера, 18:21 Минздрав раскрыл данные по переболевшим COVID-19 детям
  • вчера, 17:51 «Ведомости» сообщили о смене своего главреда
  • вчера, 17:32 Астрахань внезапно накрыла пыльная буря
  • вчера, 17:18 Путин обратил внимание на слова Чернышенко о туристах, которые «все вытопчут» в Долине гейзеров
  • вчера, 16:58 Росстат после совещания у Путина назвал возможные новые даты переписи
  • вчера, 16:52 ГИБДД Москвы поддержала идею введения скоростного режима в 30 километров в час
  • вчера, 16:24 Bloomberg пишет о возобновлении полетов Россия — Турция с 15 июня
  • вчера, 15:48 При крушении военного самолета в Белоруссии погибли два летчика
  • вчера, 15:37 Умерла актриса, сыгравшая Мальвину в «Приключениях Буратино»
  • вчера, 15:22 В Кремле возобновляются церемонии развода караулов, пропущенные в прошлом году из-за ковида
  • вчера, 15:07 СМИ: США намерены снять санкции с оператора «Северного потока — 2»
  • вчера, 14:51 В Белоруссии может быть организовано производство российской вакцины от COVID-19 для животных
  • вчера, 14:22 Президент и премьер Франции отметили чашечкой кофе на террасе снятие ограничений
  • вчера, 13:52 МОК ожидает, что к открытию Олимпиады 80% спортсменов приедут на нее вакцинированными
  • вчера, 13:19 Россияне испытывают стресс из-за роста цен и низких зарплат
  • вчера, 13:12 Путин и Си Цзиньпин по видеосвязи запустили строительство новых энергоблоков на двух АЭС в Китае
  • вчера, 12:51 Der Spiegel: в Германии дорожные рабочие обнаружили тоннель, ведущий к банку
  • вчера, 12:20 Хакеры получили от Colonial Pipeline $5 млн выкупа в биткоинах
  • вчера, 12:05 Дума ужесточила ответственность СМИ за цитирование
  • вчера, 11:49 Пентагон будет проверять военных на склонность к экстремизму
  • вчера, 11:19 Свыше полутора миллиардов прививок сделано в мире от коронавируса
  • вчера, 11:01 Оперштаб: в России за сутки были подтверждены 7920 случаев COVID-19
  • вчера, 10:57 Госдума единогласно денонсировала Договор по открытому небу
  • вчера, 10:49 В Сбербанке назвали рекордную сумму, похищенную у одного клиента

Все новости »

Правительство РФ повысило пошлины на ввоз в Россию легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования

Правительство повысило пошлины на ввоз в Россию легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования. Соответствующее постановление, подписанное премьер-министром Владимиром Путиным, опубликовала «Российская газета».

В соответствии с документом, пошлины на автомобили возрастом не старше трех лет, стоимость которых не превышает 325 тысяч рублей, за исключением автомобилей российского производства, увеличиваются с 48% до 54%.

Кроме того, возраст, после которого машина считается подержанной, снижен с 7 до 5 лет.

1 октября вступят в силу два правительственных постановления о повышении пошлин на иностранные автомобили , выпущенные более семи лет назад. Отечественному автопрому самое время праздновать громкую победу — старые иномарки вырастут в цене в 1,5−2 раза. Российский авторынок ожидают серьезные перемены. Однако , не все так плохо , как это кажется на первый взгляд.

Для физических лиц пошлины на иномарки повысятся следующим образом: при рабочем объеме двигателя до 2,5 тысяч кубических сантиметров — с 0,85 евро до 2 евро за «кубик», свыше 2,5 тысяч единиц — с 1,4 до 3 евро за кубический сантиметр. Для юридических лиц пошлины вообще выросли в 3−4 раза ( см. таблицу). При этом правительству удалось устоять перед напором влиятельного автомобильного лобби , настаивавшего на том , чтобы заградительные пошлины были введены и для всех остальных иномарок.

Давно ожидаемое решение правительство мотивировало преследованием двух целей: заботой об отечественной атмосфере и сведением к нулю ввоза в Россию старых автомобилей , что поможет выйти из бедственного положения нашему автопрому. Премьер-министр Михаил Касьянов неоднократно заявлял , что заградительные пошлины вводятся во многом потому , что Россия вслед за Европейским союзом намерена запретить выпуск и эксплуатацию автомашин с повышенным выделением отработанных газов. Российские автопроизводители в июле взяли на себя обязательство вообще прекратить выпуск машин , не соответствующих европейским стандартам. В 2006—2008 годах все новые российские автомобили будут соответствовать этим стандартам.

Выбирать меньшее из двух зол

Несомненно , оказало помощь решение Михаила Касьянова и отечественной автомобильной промышленности. После 1 октября восьми-девятилетний «Фольксваген-Гольф» по цене примерно сравняется с новым ВАЗ-2110. У потребителей появится выбор , и не исключено , что многие будут гораздо чаще отдавать предпочтение российскому новому автомобилю , оснащенному всеми «наворотами». Согласно статистике Департамента правительственной информации , из 450 тысяч завезенных в Россию в 2001 году автомобилей подержанных было примерно 360 тысяч. По оценкам автодилеров , занимающихся продажей и перегоном подержанных иномарок , на автомашины старше 7 лет приходится 20−30% рынка. То есть в прошлом году их было завезено от 70 до 110 тысяч. Теперь этот поток может резко измениться. Даже самый дешевый старый импортный автомобиль будет стоить так же или чуть дороже новой российской машины. Так что после 1 октября у автомашин российского производства конкурентов останется гораздо меньше. Тем , кто готов потратить на покупку автомобиля не больше 4−4,5 тысяч долларов , не останется ничего иного , как «поддержать отечественного производителя».

В Барнауле владельцы автосалонов пока не делают каких-либо прогнозов. Однако есть версия , что праздновать победу российскому автопрому рановато. Спрос на рынке может резко переориентироваться с семилетних иномарок , являющихся сейчас наиболее покупаемыми , на шестилетние , которым вот-вот «стукнет» семь лет. Ведь таможенники считают возраст автомобиля по месяцам , а не по годам , как это делают работники ГИБДД. Автомашина , выпущенная в декабре 1995 года , станет для таможенников «семилеткой» только в декабре года нынешнего. Покупателю достаточно выждать , пока рынок подержанных иномарок перестанет лихорадить , что предвещают многие эксперты , говоря о непредсказуемом поведении цен на эти машины , а затем попытаться приобрести себе автомобиль в возрасте 6 лет и 9−11 месяцев. А если «АвтоВАЗ» будет продолжать поднимать свои цены в нынешнем темпе ( только в этом году повышение составило 12%), то конкуренция старых иномарок повысится.

Правое дело

В любом случае , исход выбора между новыми «Жигулями» и восьми-девятилетними Mersedes после ожидаемого 1 октября введения заградительных пошлин на старые иномарки не очевиден. Эксперты не берутся предсказывать резкий скачок цен на иномарки старше семи лет , поскольку рынок ими сегодня перенасыщен. Ведь , как уже отмечалось , в Россию только за 2001 год их было ввезено от 70 до 110 тысяч. В дальнейшем можно ожидать продолжения борьбы отечественного автопрома за свои права. Например , попыток пролоббировать себе новые государственные дотации и налоговые льготы. А также покончить с присутствием в России последнего конкурента «Волгам» и «Жигулям» — иномарок с правым рулем. Праворульные автомашины даже моложе семи лет на авторынке стоят дешевле. Еще дешевле они стоят на Дальнем Востоке , где таких машин около 80%. Можно вспомнить , как запретить праворульные автомашины в начале 90-х годов пытался Виктор Черномырдин. Сейчас у него нашлись последователи. Инициатива противников правого руля содержится в проекте плана по реализации концепции развития автомобильной промышленности , который сейчас находится на согласовании в заинтересованных министерствах.

Читайте также: