Налоговая отчетность по представительству

Опубликовано: 11.05.2024

Отчетность представительства иностранной компании

Так как представительство иностранной организации для целей налогообложения входит в понятие «организации», используемое в НК РФ, то, следовательно, оно признается налогоплательщиком по большинству видов налогов. В связи с чем, у представительства возникает обязанность представлять налоговую отчетность.

1. Налоговая отчетность по прибыли представительства

В соответствие с требованиями законодательства Иностранная компания обязана предоставлять:

  • декларацию по налогу на прибыль иностранной организации. Если имеются расходы при отсутствующих доходах, то в декларации необходимо отразить убыток. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
  • годовой отчет о деятельности в РФ (утверждена Приказом МНС России от 16.01.2004 N БГ-3-23/19). Годовой отчет представляется в срок не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Подача декларации и годового отчета производится независимо от того, ведет ли представительство предпринимательскую деятельность или нет (Приказ МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150; УФНС России по г. Москве от 02.05.2006 N 20-12/36659; Письмо УФНС от 14 февраля 2006 г. N 20-12/11390).

Иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства, заполняют разделы 2 — 9 декларации (Приказ МНС России от 07.03.2002 N БГ-3-23/118).

Иностранными организациями, деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства в РФ, заполняются разделы 2 — 3 декларации.

2. Отчетность, связанная с выплатой заработной платы

Представительство иностранной компании обязано предоставлять отчетность по страховым взносам по месту учета представительства в качестве страхователя (ст. 419 НК РФ).

Иностранные представительства в обязательном порядке представляют расчет по форме 6-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ на каждого сотрудника.

Кроме того, в Пенсионный фонд ежемесячно подаются сведения о работающих сотрудниках (СЗВ-М).

3. Иные отчеты

Отсутствие по итогам конкретного отчетного (налогового) периода суммы налога к уплате не освобождает представительство от обязанности представления декларации по данному налоговому периоду (п. 7 Информационного Письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).

3.1. НДС

Представительство иностранной организации признается «организацией» для целей налогообложения (п. 2 ст. 11). В соответствие с п.1 ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются организации. В связи с чем, у представительства независимо от того осуществляет оно предпринимательскую деятельность на территории РФ или нет, возникает обязанность представлять декларацию по НДС.

3.3. Налог на имущество

В соответствии с п.1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются в частности представительства иностранной организации, зарегистрированные на территории, имеющие имущество признаваемое объектом налогообложения.

Таким образом, если у представительства иностранной компании есть на балансе имущество, признаваемое объектом налогообложения налогом на имущество в соответствии со ст. 274 НК РФ, у него возникает обязанность предоставлять декларацию по данному налогу.

3.4. Транспортный и земельный налог

Декларации по транспортному и земельному налогу подаются только если иностранное представительство имеет в собственности транспортное средство и земельный участок.

3.5 Отчетность в Росстат

Если иностранное представительство попадет в выборку Росстата, то возникает необходимость подавать те отчеты, о которых уведомит Росстат.

4. Бухгалтерская отчетность

Обязанность представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы РФ по формам и в порядке, установленным для российских организаций, у представительства иностранной организации отсутствует (Письма УФНС России по г. Москве от 14.02.2006 N 20-12/11390).

Филиалы или представительства иностранных организаций, зарегистрированные на территории РФ, должны уплачивать налоги в соответствии с налоговым законодательством РФ. С тонкостями налоговой отчетности данных субъектов нас знакомят Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Завьялов Кирилл и Родюшкин Сергей.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ организации - это, в частности, иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Иными словами, для целей налогообложения филиал или представительство иностранной организации, зарегистрированный на территории РФ, уплачивает налоги в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Порядок постановки на учет иностранных организаций разъясняется в Положении об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (далее - Положение), утвержденном приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.

Так, п. 2.1.1.1 Положения предусматривает, что иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство РФ о налогах и сборах и международные договоры РФ связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

При постановке на учет иностранной организации налоговый орган выдает свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП (п. 2.1.1.2 Положения).

В силу п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Следовательно, представительства иностранных организаций обязаны представлять все налоговые декларации по каждому налогу, подлежащему уплате данной иностранной организацией.

Теперь рассмотрим порядок представления налоговой отчетности представительства (филиала) иностранной организации по видам налогов.

Как указано в п. 2 ст. 144 НК РФ, иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

При этом в письме УМНС России по г. Москве от 06.04.2004 N 24-11/23282 говорится, что иностранная организация, состоящая на учете в налоговых органах по указанному основанию и осуществляющая предпринимательскую деятельность на территории РФ через свои филиалы (подразделения), должна самостоятельно исчислять НДС по облагаемым операциям, представлять налоговые декларации и уплачивать НДС.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

В свою очередь, налоговым периодом по НДС признается квартал (ст. 163 НК РФ).

Форма налоговой декларации по НДС утверждена приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н.

Пункт 1 ст. 226 НК РФ определяет, что обособленные подразделения иностранных организаций в РФ также обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму НДФЛ.

В этой связи представительство (филиал) иностранной организации исчисляет, удерживает у налогоплательщика и уплачивает в бюджет сумму НДФЛ с суммы заработной платы и иных вознаграждений, начисленных работникам данного представительства (филиала).

Кроме того, главой 23 НК РФ на представительство (филиал) иностранной организации возложена обязанность и по предоставлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Плательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации (п. 1 ст. 235 НК РФ).

При этом действующая на сегодняшний день глава 24 НК РФ не содержит специальных положений, регулирующих порядок исчисления и уплаты ЕСН иностранными организациями.

Поэтому представительство (филиал) иностранной организации на территории РФ, производящее выплаты в пользу своих сотрудников, признается плательщиком ЕСН.

Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 20.05.2008 N 03-04-06-02/52, в котором резюмируется, что объектом обложения ЕСН являются любые начисленные выплаты, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) на территории Российской Федерации, независимо от статуса нанимателя (российское или иностранное юридическое лицо).

Согласно ст. 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

По итогам отчетного периода налогоплательщик не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в налоговый орган расчет по форме, утвержденной Минфином России (п. 3 ст. 243 НК РФ).

Налоговая декларация по ЕСН представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 243 НК РФ).

Формы расчета авансовых платежей и налоговой декларации по ЕСН утверждены, соответственно, приказом Минфина России от 09.02.2007 N 13н и приказом Минфина России от 29.12.2007 N 163н.

Налог на прибыль

В соответствии со ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются, в том числе, и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства.

Наличие или отсутствие постоянного представительства иностранной организации в РФ определяется исходя из положений законодательства РФ о налогах и сборах, а в случае, если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у РФ существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то наличие или отсутствие постоянного представительства определяется в соответствии с положениями соответствующего международного договора, о приоритете которых по отношению к положениям НК РФ говорится в ст. 7 НК РФ.

Что касается положений НК РФ, то в п. 2 ст. 306 НК РФ указано, что под постоянным представительством иностранной организации в РФ понимается филиал, представительство, отделение и т.п., через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ.

Однако критерий регулярности главой 25 НК РФ не определен.

По мнению работников налоговых органов, соответствие критерию "регулярная деятельность" определяется на основе анализа фактического осуществления деятельности самой иностранной организации в каждом конкретном случае (п. 2.2.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций (далее - Методические рекомендации), утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150).

В Методических рекомендациях также разъясняется, что понятие "постоянное представительство", в целях налогообложения, имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль в РФ (п. 2.1 Методических рекомендаций). Признаками постоянного представительства, по мнению налоговиков, являются: наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в РФ; осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории РФ; осуществление такой деятельности на регулярной основе (п. 2.2.1 Методических рекомендаций).

Аналогичные выводы сделаны и в письме Минфина России от 19.08.2005 N 03-08-05.

Таким образом, если в рассматриваемой ситуации доходы, получаемые представительством (филиалом) иностранной компанией носят регулярный и систематический характер, то деятельность иностранной компании можно рассматриваться как деятельность, образующую постоянное представительство.

При этом, как отмечается в письме УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037671, решение о том, приводит ли деятельность иностранной организации на территории РФ к образованию постоянного представительства на территории РФ, должен принимать налоговый орган РФ, в котором эта организация состоит на учете.

В случае, если деятельность иностранной организации на территории РФ приводит к образованию ее постоянного представительства для целей налогообложения в РФ, она, на основании ст.ст. 246 и 307 НК РФ, является самостоятельным плательщиком налога на прибыль в РФ.

Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога.

При этом, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 11.06.2008 N 03-08-05, иностранные организации, деятельность которых на территории РФ не осуществляется через постоянное представительство, не освобождаются от обязанности постановки на учет в налоговых органах РФ, а также представления налоговой отчетности (в том числе налоговой декларации по налогу на прибыль) в налоговые органы РФ.

Аналогичное требование содержится и в Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, утвержденной приказом МНС России от 07.03.2002 N БГ-3-23/118, в которой говорится, что налоговая декларация заполняется всеми иностранными организациями, осуществляющими деятельность в РФ, состоящими на учете в налоговых органах Российской Федерации.

Согласно п. 8 ст. 307 НК РФ налоговая декларация представляется иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства этой организации в порядке и в сроки, установленные ст. 289 НК РФ.

В п. 1 ст. 289 НК РФ сказано, что налогоплательщики обязаны по окончании каждого отчетного и налогового периодов представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации.

Пункты 1 и 2 ст. 285 НК РФ указывают, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации утверждена приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1.

Кроме того, в п. 8 ст. 307 НК РФ предусмотрено, что иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное представительство, представляют по итогам налогового (отчетного) периода также годовой отчет о деятельности в РФ. Форма годового отчета утверждена приказом МНС РФ от 16.01.2004 N БГ-3-23/19.

Налог на имущество

Пункт 1 ст. 373 НК РФ определяет, что иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, признаются плательщиками налога на имущество.

В свою очередь, п. 2 ст. 374 НК РФ предусматривает, что объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

В целях исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в РФ для ведения бухгалтерского учета.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (п. 3 ст. 374 НК РФ).

В то же время земельные участки не признаются объектами налогообложения (п. 4 ст. 374 НК РФ).

Порядок представления отчетности по налогу на имущество аналогичен порядку, установленному для российских организаций.

На основании п. 2 и п. 3 ст. 386 НК РФ налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу предоставляются в налоговый орган не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, а также порядок их заполнения утверждены приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.

Декларации по другим налогам представляются представительством в случае признания его налогоплательщиком по соответствующему налогу.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Завьялов Кирилл, Родюшкин Сергей

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Организация внутренней работы филиала иностранной компании, функционирующей на территории РФ, должна соответствовать противоречивым требованиям. С одной стороны, представительству необходимо формировать отчетные показатели для головного отделения, работающего по законодательным требованиям другого государства.

С другой – быть готовым к тому, что российская налоговая может потребовать первичные документы и расчеты, подтверждающие факты и объекты налогообложения. Как филиалу зарубежной организации адаптироваться к российским реалиям и эффективно вести бизнес, не нарушая законодательство обеих стран, читайте в публикации.

Как исчисление налогов зависит от вида деятельности иностранной компании

Наличие постоянного представительства порождает целый комплекс налогово-правовых последствий для иностранной компании. Мы говорим именно о постоянном представительстве, потому что, как разъясняется в письме Минфина от 24.10.2005 № 03-03-04/4/66, если иностранный филиал только лишь «осуществляет представительские функции» и не ведет предпринимательскую деятельность, он, соответственно, не является плательщиком НДС и налога на прибыль.

Итак, в статье 306 НК РФ перечисляются виды деятельности, занимаясь которыми, филиал зарубежной организации становится постоянным представительством. По сути компания может осуществлять любую работу за исключением той, которая перечислена в пункте 4 этой же статьи:

  • использование помещений только для хранения (содержания запаса), демонстрации и поставки товаров;
  • совершение только лишь закупок товаров данной зарубежной компании;
  • если функционал филиала сводится исключительно к сбору, обработке и распространению информации; ведению бухучета, маркетинга, а также к изучению рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной компанией. Но при условии, что все это не является главной деятельностью организации.
  • в случае, когда представительство просто подписывает контракты от имени зарубежной организации – в соответствии с детальными письменными инструкциями головного отделения.

Словом, от взаимодействия с налоговой освобождаются только те филиалы, в функционале которых исключена любая предпринимательская инициатива. Следовательно, понятие «постоянное представительство» имеет не организационно-правовое значение, а в первую очередь – классификационное, определяющее обязанность иностранной компании уплачивать налог на прибыль.

Бухучет и НК РФ: что иностранное представительство обязано соблюдать, а в чем имеет право выбора

Бухгалтерский учет филиала иностранной компании, соответствующий российским стандартам, не является обязанностью (пп .2 п. 2 ст .6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Но это лишь в том случае, как поясняется в письме Минфина РФ от 17.04.2013 № 07-01-06/13053, если подразделение ведет учет доходов и расходов согласно законодательству о налогах и сборах.

В то же время в приказе Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета…» уточняется, что филиалы зарубежных компаний могут вести бухучет, исходя из правил, установленных в стране нахождения организации, но только, если они «не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности».

То есть, ведите учет, как хотите, главное – правильно исчисляйте и вовремя уплачивайте налоги. Представительство иностранной компании признается налогоплательщиком по большинству видов налогов. Перечисление средств в российский бюджет – обязанность, а не право выбора.

Статья 246 НК РФ закрепляет за иностранными представительствами обязанность исчислять налог на прибыль. Но по факту функционирование филиала на территории РФ является основанием для:

  • исчисления НДС в соответствии с российским законодательством (ст. 148 НК РФ)
  • определения порядка уплаты налога на имущество организаций (ст. 374 НК РФ).

Согласно статье 373 НК РФ постоянное представительство подает налоговую декларацию в отношении движимого и недвижимого имущества по месту его нахождения.

Однако главным объектом налогообложения постоянного представительства является, естественно, его прибыль, которая в свою очередь зависит от особенностей определения расходов и доходов филиала.

Особенности определения доходов и расходов иностранного представительства

Налоговая юрисдикция государства ограничена той частью доходов, которую компания получает на его территории. То есть работа постоянного представительства определяет степень присутствия иностранной компании в государстве, налоговым резидентом которого не является, но с территории которого извлекается определенный доход.

Подробности налогообложения филиалов зарубежных компаний представлены в статье 307 НК РФ. Здесь перечислены виды доходов, которые облагаются налогами, а также особенности определения налоговой базы в зависимости от специфики деятельности компании.

Так, объектами налогообложения являются:

  • доход, полученный представительством в результате своей деятельности в России, уменьшенный на величину расходов. При этом необходимо учитывать положения пункта 4 этой же статьи, где уточняется, как рассчитывается налогооблагаемая прибыль в организациях со структурными особенностями. Например, если у компании на территории РФ несколько филиалов, налоговая база определяется по каждому отдельно. Зарубежная организация сама вправе решить, какое из представительств будет вести налоговый учет и, соответственно, представлять налоговые декларации по налогу.
  • доходы иностранной организации от владения, пользования или распоряжения имуществом своего постоянного представительства в РФ за вычетом соответствующих расходов;
  • другие доходы, извлекаемые представительством в РФ и указанные в пункте 1 статьи 309 НК РФ. В их числе проценты от долговых обязательств, доходы от использования прав на интеллектуальную собственность и пр.

Статья 247 НК РФ уточняет, что именно является прибылью для иностранного представительства – это доход, уменьшенный на величину произведенных в процессе осуществления деятельности расходов.

Какие именно расходы будут учитываться при расчете налогооблагаемой прибыли, уточняется в статье 252 НК РФ. Это обоснованные и документально подтвержденные затраты, а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, – убытки. К последним, например, относятся расходы на содержание имущества, переданного налогоплательщику по договору аренды или лизинга.

Все расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованными – оценивая рациональность затрат, инспекторы не терпят формализма. Чтобы убедиться, что налог на прибыль исчислен верно, налоговики тщательно разбираются, насколько необходимы для деятельности филиала те или иные траты.

Как налоговая нагрузка связана с адаптацией бизнеса к российским реалиям

Постоянное представительство в юридическом смысле по сути является исключительным явлением: государство получает право распространять свою налоговую юрисдикцию на иностранную организацию. По факту постоянное представительство принимает «правила игры» другой страны, уже будучи в зоне риска – ему предстоит вести бизнес в новых экономических и социальных реалиях.

Справедливости ради нужно сказать, что в пункте 9 статьи 307 НК РФ это отчасти учитывается. В ней говорится: определение доходов представительства, подлежащих налогообложению в РФ, производится с учетом выполняемых филиалом функций, «используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков».

Специалисты 1C-WiseAdvice более 10 лет не просто оказывают бухгалтерские услуги для филиалов и представительств зарубежных компаний, но и помогают адаптировать бизнес к российским реалиям. Мы предупредим и сведем к минимуму все ваши финансовые и налоговые риски.

Материальную ответственность за свою работу мы несем в течение 3-х лет после сдачи отчетности – даже в случае расторжения договора. К вашим услугам – высокопрофессиональная команда англоговорящих бухгалтеров и налоговых экспертов. Персональный ассистент будет всегда с вами на связи и поможет решить любые вопросы, связанные с обслуживанием вашей компании.

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit

В силу разных причин (в связи с окончанием срока аккредитации, сворачивания бизнеса) иностранное представительство в России может не осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. Возникает ли обязанность у представительства в подобных случаях представлять отчеты в налоговую инспекцию ?

Представительство (филиал) иностранной компании, находящееся на территории РФ, наравне с российскими компаниями признается плательщиком российских налогов (ст.11 НК РФ).

Иностранная компания, осуществляющая деятельность на территории РФ через филиал, представительство либо любое другое обособленное подразделение (отделение), подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности.

А если иностранное представительство, зарегистрированное на территории РФ, не ведет деятельности: нужно ли сдавать отчетность в налоговую инспекцию?

Разберемся с порядком представления отчетности в разрезе уплачиваемых налогов.

Отчетность по налогу на прибыль

Налогом на прибыль будут облагаться доходы, если иностранная компания осуществляет деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства на территории РФ.

Иностранные компании, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и налог на прибыль по российским правилам (ст.307 НК РФ), представляют налоговую декларацию и отчет о деятельности иностранной организации (форма утверждена приказом МНС РФ от 16.01.2004 г. №БГ-3-23/19).

Если деятельность не приводит к образованию постоянного представительства, то обязанности представлять декларации (расчеты) по налогу на прибыль нет.

Если у иностранной компании имеется несколько постоянных представительств на территории России, то декларация по налогу на прибыль и годовой отчет представляются каждым представительством в налоговую инспекцию по месту нахождения этого постоянного представительства (п.8 ст.307 НК РФ).

Важно!

Отсутствие финансово-хозяйственной деятельности не является основанием для непредставления годового отчета и декларации по налогу на прибыль (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 14.02.2006 г. №20-12/11390).

Поэтому если постоянное представительство не осуществляло деятельность в отчетном (налоговом) периоде и у него отсутствовали доходы и расходы, то в налоговую инспекцию представляется нулевая отчетность.

Налогообложение доходов иностранных организаций

Отчетность по НДС

Представительство (филиал) иностранной компании в целях налогообложения признается самостоятельным плательщиком НДС (Письмо ФНС РФ от 10.02.2014 г. №ГД-4-3/2149@).

Обязанность исчисления НДС возникнет в случае, если представительство будет осуществлять операции, подлежащие налогообложению (например, реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, перемещение товаров на таможенную территорию РФ).

То есть, в отличие от налога на прибыль, статус образования постоянного представительства иностранной компании, для целей исчисления НДС не важен.

Если представительство состоит на учете в налоговой инспекции и является плательщиком НДС, то оно представляет декларацию по НДС при наличии объектов налогообложения, а также при наличии освобождения от уплаты НДС (например, при осуществлении льготных операций).

Важно!

Представительство обязано представить в налоговую инспекцию по месту своего учета декларацию по НДС, независимо от того, осуществлялись ли им в соответствующем налоговом периоде финансово-хозяйственная деятельность.

Отчетность по налогу на имущество

Если иностранная компания не осуществляет деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства в РФ (ст.306 НК РФ), то имущество не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

И в этом случае у иностранной компании отсутствует обязанность по представлению в налоговую инспекцию налоговой декларации (ст.373 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 08.10.2012 г. №03-05-05-01/59).

Но постоянные представительства иностранной компании обязаны представлять налоговую декларацию по налогу на имущество в отношении движимого и недвижимого имущества по месту постановки на учет и по месту нахождения недвижимого имущества (п.1 ст.373 НК РФ).

То есть порядок представления отчетности по налогу на имущество в данном случае аналогичен порядку, установленному для российских компаний. И если постоянное представительство иностранной компании не ведет деятельность, но при этом не ликвидировано, то отчетность по налогу на имущество представляется в налоговую инспекцию в общеустановленном порядке.

Однако если постоянное представительство не имеет на балансе собственных основных средств, то представлять нулевую отчетность не нужно.

Отчетность по транспортному налогу

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения (ст.357 НК РФ).

Важно!

Если государственная регистрация транспортных средств осуществляется на территории РФ на представительство иностранной компании, то у компании возникает обязанность по уплате транспортного налога вне зависимости от осуществления деятельности через постоянное представительство (Письмо Минфина РФ от 19.01.2009 г. №03-05-05-01/03).

Отчетность по НДФЛ

Постоянные представительства иностранных компаний как налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ с суммы заработной платы и иных вознаграждений, начисленных своим работникам.

То есть представительство иностранной компании обязано представить в налоговую инспекцию по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных у них налогов (по форме 2-НДФЛ) и ежеквартальную отчетность по форме 6-НДФЛ.

Важно!

В том случае, если деятельность иностранным представительствам не велась и налоговым агентом не выплачивалась заработная плата работникам, то указанные формы не представляются в налоговую инспекцию.

Кто может выступать в качестве законного или уполномоченного представителя организации в налоговых органах? Каковы особенности передоверия полномочий уполномоченным представителем? Какие существуют типы посредников при сдаче отчетности по ТКС?

Законный представитель

Законным представителем организации признается лицо, уполномоченное выражать ее интересы на основании закона или учредительных документов (то есть без доверенности). Основание - пункт 1 статьи 27 НК РФ. Например, таким посредником является:

  • для общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества — их единоличный исполнительный орган. Это генеральный директор, президент или другое лицо (ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);
  • для производственного кооператива — его председатель (ст. 17 Федерального закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ);
  • для полного товарищества — его участник, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам (ст. 72 ГК РФ).

Полномочия законного представителя организации подтверждают документы, удостоверяющие его служебное положение, в том числе копии учредительных документов.

Отметим, что руководители представительств и филиалов организации являются ее уполномоченными, а не законными представителями. Ведь они действуют на основании доверенности организации (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Важный момент

Личное участие налогоплательщика в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителей. И наоборот, если хозяйствующий субъект действует в налоговых правоотношениях через посредников, это не значит, что он лишен права на участие в указанных правоотношениях персонально (п. 2 ст. 26 НК РФ).

Уполномоченный представитель

Выражать интересы организации в отношениях с налоговыми органами могут также иные физические и юридические лица. Свои полномочия они вправе осуществлять только на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном Гражданским кодексом (ст. 29 НК РФ). В качестве уполномоченных представителей могут выступать работники организации (главный бухгалтер, финансовый директор, заместитель генерального директора и прочие руководители различных служб организации), частные аудиторы или специализированные фирмы.

Для представления интересов в налоговых органах организация может иметь несколько уполномоченных представителей. Каждому из них она должна выдать доверенность. Эта бумага должна содержать (статьи 185-187 ГК РФ):

  • дату и указание на место составления. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (п. 1 ст. 186 ГК РФ);
  • данные организации: ее полное наименование, ИНН, место нахождения;
  • должность, Ф.И.О., паспортные данные, адрес представителя — работника организации (полное наименование, место нахождения представителя - юридического лица, Ф.И.О., паспортные данные, адрес — представителя — стороннего физического лица);
  • сообщение о представлении посредником интересов организации отношениях с налоговыми органами;
  • права уполномоченного лица;
  • срок действия доверенности. Он не может превышать трех лет. Если этот срок не указан, доверенность сохраняет силу в течение года со дня ее подписания (ч. 1 ст. 186 ГК РФ);
  • подпись представителя;
  • подпись руководителя организации, выдавшей доверенность, или иного лица, уполномоченного на это ее учредительными документами;
  • оттиск печати доверителя.

Образец доверенности на представление уполномоченным представителем интересов организации в отношениях с налоговыми органами, в том числе на сдачу налоговых деклараций

на представление интересов организации в отношениях с налоговыми органами

г. Москва Первое октября две тысячи одиннадцатого года

Общество с ограниченноей ответственностью «Орбита» в лице генерального директора Ступина Л.Э., действующего на основании Устава, в соответствии со статьей 29 Налогового кодекса, доверяет аудитору Альберту Михайловичу Ремезову паспорт серии 97 03 N 864256, выдан ОВД «Раменское» г. Москвы 29 сентября 2002 г., проживающему по адресу: 111141, г. Москва, ул. Кусковская, д. 32, кв. 54, представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.

В целях выполнения этого поручения Ремезову А.М. предоставляются следующие права:

- представлять интересы ООО «Орбита» в налоговых органах по всем вопросам, связанным с данным поручением;

- представлять в налоговые органы декларации ООО «Орбита»;

- получать и передавать документы;

- вести переписку во исполнение данного поручения;

- расписываться и совершать иные законные действия, связанные с выполнением данного поручения.

Полномочия по настоящей доверенности не могут быть переданы другим лицам.

Настоящая доверенность действительна до 1 октября 2012 г.

Образец подписи Ремезова А. М. Ремезов удостоверяю.

Генеральный директор ООО «Орбита» Ступин /Ступин Л.Э./

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры (п. 2 ст. 29 НК РФ).

Отметим, что подтверждением полномочий представителя служит оригинал доверенности или ее заверенная копия. Это следует из постановлений ФАС Дальневосточного округа от 28 декабря 2009 г. № Ф03-7808/2009 по делу № А51-2623/2009, от 24 декабря 2009 г. № Ф03-7569/2009 по делу № А51-7172/2009, от 23 декабря 2009 г. № Ф03-7520/2009 по делу № А51-2622/2009 и от 21 декабря 2009 г. № Ф03-7420/2009 по делу № А51-4697/2009. Кроме того, наличие доверенности — обязательное условие даже, если интересы в сфере налогообложения представляются по договору поручения (см. постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2009 г. по делу № А32-16230/2007-66/102-2008-3/385-2009-29/188, ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2009 г. по делу № А32-16233/2007-66/100-2008-3/384).

Передоверие полномочий

Уполномоченный представитель должен лично совершать те действия, которые обозначены в выданной ему доверенности. Он может передоверить их выполнение другому гражданину или организации. Для этого надо, чтобы в документе было указано, что ему разрешается это сделать. Передоверие без такого указания возможно только в силу обстоятельств для охраны интересов лица, чьи интересы выражаются.

Допустим компания оформила доверенность сторонней фирме с правом передоверия полномочий ее сотруднику. Тогда в этой бумаге ей следует указать на такое право.

Уполномоченный представитель, передавший полномочия, должен известить об этом доверителя и сообщить ему необходимые сведения о новом обладателе полномочий. Неисполнение этой обязанности возлагает на передоверителя ответственность за действия лица, которому он отдал полномочия, как за свои собственные.

Доверенность, выданная в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Период ее действия не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана (ст. 187 ГК РФ).

О том, что представить пользователю бухгалтерскую отчетность организация может через представителя, говорится в пункте 5 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

Предположим ведение учета фирма передала специализированной организации. Вместе с тем, руководитель последней вручил свои полномочия по подписанию налоговой и бухгалтерской отчетности своему работнику. В этой ситуации при представлении в налоговый орган деклараций фирмы сторонняя организация должна приложить к отчетности:

  • документ, подтверждающий полномочия своего руководителя, на подписание декларации;
  • документ, который подтверждает полномочия физического лица, подписавшего декларацию, на такие действия.

Кроме того, необходимо руководствоваться установленным порядком заполнения формы налоговых деклараций по конкретному налогу, в том числе предусматривающим положения о подтверждении достоверности и полноты сведений в налоговой декларации уполномоченным представителем налогоплательщика (см. письма Минфина России от 31 января 2011 г. № 03-02-07/1-28 и от 27 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-523).

Отчетность представляется по ТКС

При представлении отчетности в электронном виде по ТКС необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями, которые утверждены приказом ФНС России от 2 ноября 2009 г. № ММ-7-6/534@. Согласно им, доверенность (ее копию), удостоверяющую право подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, представитель налогоплательщика направляет в инспекцию до сдачи им налоговой отчетности в электронном виде. Ее копия сохраняется в ИФНС в течение трех лет после истечения срока действия названного документа.

Программным обеспечением на стороне представителя последовательно выполняются действия по формированию:

  • налоговой декларации в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения;
  • информационного сообщения о реквизитах доверенности, выданной данному представителю;
  • транспортного сообщения, содержащего зашифрованные для налогового органа декларацию и информационное сообщение о реквизитах доверенности.

Сформированные отчетность, информационное и транспортное сообщения представитель подписывает своей электронной цифровой подписью.

Представитель сохраняет подписанные своей электронной цифровой подписью декларацию и информационное сообщение о реквизитах доверенности.

Сообщение о выданной доверенности

Форма информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах, установлена в Приложении № 1 к указанным выше Методическим рекомендациям.

В сообщении указываются срок, на который выдана доверенность, ее номер, сведения о представляемом лице, доверителе, уполномоченном представителе, полномочиях представителя. Отметим, что в рассматриваемом документе предусмотрено 16 видов полномочий представителя:

  • подписывать налоговую декларацию, другую отчетность;
  • представлять налоговую декларацию, другую отчетность;
  • получать документы в инспекции ФНС России;
  • вносить изменения в документы налоговой отчетности;
  • подписывать документы по постановке и снятию с учета;
  • представлять документы по постановке и снятию с учета;
  • получать в инспекции ФНС России документы по постановке и снятию с учета, кроме свидетельства;
  • подписывать документы по учету банковских счетов;
  • представлять документы по учету банковских счетов;
  • представлять документы по применению специальных налоговых режимов и консолидации учета по обособленным подразделениям;
  • получать в инспекции ФНС России документы по применению специальных налоговых режимов и консолидации учета по обособленным подразделениям;
  • подписывать документы по консолидации учета по обособленным подразделениям;
  • представлять заявления и запросы на проведение сверки расчетов с бюджетом, получение справок о состоянии расчетов с бюджетом;
  • получать в инспекции ФНС России акты сверок и справки о состоянии расчетов с бюджетом;
  • подписывать акт сверки расчетов с бюджетом;
  • подписывать акт и решение налоговой проверки.

Формат представления сведений информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах в электронном виде (версия 5.03), часть LXXXVI, установлен Приложением № 1 к приказу ФНС России от 9 ноября 2010 г. № ММВ-7-6/534@.

Иные требования

Также при формировании информационного сообщения о доверенности, выданной представителю, необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями, которые утверждены заместителем руководителя ФНС России А.С. Петрушиным 21 ноября 2011 г. Они доведены до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 24 января 2011 г. № 6-8-04/0002@. Согласно этим Методическим рекомендациям информационное сообщение о доверенности, уполномоченный представитель направляет в ИФНС только в электронном виде по ТКС одновременно с электронным документом. Обязательно он должен подать в инспекцию копию доверенности на бумажном носителе до начала совершения доверенных ему действий.

В этом информационном сообщении должны быть указаны реквизиты доверенности и полномочия лица, владельца сертификата ключа подписи, которое подписывает и представляет электронный документ. При этом реквизиты подписанта в налоговой декларации (фамилия, имя, отчество) должны совпадать с реквизитами (фамилия, имя, отчество) владельца сертификата ключа подписи.

Заполнение полей информационного сообщения о доверенности в электронном виде по сути является отражением информации, находящейся на бумажном носителе - оригинале доверенности, выданной налогоплательщиком уполномоченному представителю.

Приведем рекомендуемые реквизиты доверенности для правильного заполнения полей информационного сообщения:

  • номер доверенности;
  • дата выдачи доверенности;
  • срок действия доверенности (не более трех лет);
  • отражение права передоверия полномочий в случае наличия;
  • реквизиты организации-налогоплательщика, от имени которой (выдается прямая доверенность) или за которую (в случае передоверия полномочий) уполномоченный представитель представляет интересы;
  • реквизиты доверителя (лица, выдавшего и подписавшего доверенность, если оно не является руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, то есть в случае передоверия);
  • реквизиты уполномоченного(ых) представителя(ей) (лица), которому предоставляется право взаимодействовать и подписывать отчетность;
  • сведения о полномочиях.

Перечень полномочий является обязательным для заполнения. Для сдачи деклараций в электронном виде по ТКС уполномоченным представителем, как минимум, должен быть указан код - «01» (подписывать налоговую декларацию). При предоставлении уполномоченному представителю полных полномочий - указывается код «99».

Важный момент

Действующий перечень полномочий размещается в виде справочника на Интернет-сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России: www.gnivc.ru - Информационное обеспечение - Классификаторы и справочники - «СППР». Справочник полномочий, представителя налогоплательщика.

Типы уполномоченных представителей

Уполномоченные представители, подписывающие налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в ней, подразделяются на два типа.

Первый тип имеет место в следующей ситуации. Налоговую декларацию представляет сам налогоплательщик, а подписывает декларацию сотрудник организации-налогоплательщика, не являющийся руководителем. В этом случае в наименовании файлов налоговой декларации и информационного сообщения о доверенности заносится ИНН и КПП налогоплательщика, в налоговой декларации в блоке «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю» заносится код «02» (уполномоченный представитель) и фамилия, имя, отчество сотрудника организации-налогоплательщика;

Второй тип - налоговую декларацию сдает уполномоченный представитель, являющийся организацией или индивидуальным предпринимателем. Тогда в наименовании файлов налоговой декларации и информационного сообщения о доверенности заносится ИНН и КПП представителя, в налоговой декларации в блоке «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю» заносятся: код «02» (уполномоченный представитель), фамилия, имя, отчество сотрудника уполномоченной организации (фамилия, имя, отчество уполномоченного индивидуального предпринимателя) и полное наименование уполномоченного представителя.

Информационные сообщения о доверенности формируются в различных ситуациях, в том числе, когда:

  • руководитель организации подписал доверенность, в которой он уполномочивает своих сотрудников совершать при представлении в налоговые органы налоговой отчетности действия от имени организации;
  • руководитель организации подписал доверенность на уполномоченного представителя, которым является сторонняя фирма, в лице руководителя и сотрудников последней;
  • руководитель организации подписал доверенность на уполномоченного представителя в лице индивидуального предпринимателя;
  • законный представитель организации подписал доверенность на ее сотрудника (сотрудников);
  • руководитель организации подписал доверенность на уполномоченного представителя, в качестве которой выступает фирма, в лице руководителя последней. В свою очередь, при наличии соответствующих прав, этот руководитель подписал доверенности на своих сотрудников;
  • руководитель организации подписал доверенность, в которой уполномочивает директора ее филиала совершать действия от имени организации только в части филиала в ИФНС России по месту нахождения такого подразделения.

Сдача отчетности по страховым взносам

Возможность сдавать отчетность во внебюджетные фонды через законного или уполномоченного представителя предоставлена с 1 января 2011 года. Ведь с этой даты вступили в силу изменения, внесенные Законом от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ в Закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ).

Согласно положениям статьи 5.1 Закона № 212-ФЗ, личное участие плательщика страховых взносов в отношениях с соответствующими внебюджетными фондами, не лишает его права иметь представителя, равно как участие последнего не лишает плательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Полномочия представителя плательщика страховых взносов должны быть документально подтверждены в соответствии с Законом № 212-ФЗ и иными федеральными законами.

Законными представителями организации во внебюджетных фондах признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное организацией представлять ее интересы в отношениях с органами контроля за уплатой страховых взносов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах.

Уполномоченный представитель организации во внебюджетных фондах осуществляет свои полномочия на основании доверенности, которая оформляется и выдается согласно требованиям, указанным в статьях 185-187 Гражданского кодекса.

Не могут быть уполномоченными представителями плательщика страховых взносов должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов, налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Налоговый консультант Д.П. Харитонов


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: