Правительство малой страны приняло решение повысить ставку импортной пошлины с 25 до 30

Опубликовано: 21.09.2024

С точки зрения торговца товарами таможенный тариф представляет собой разновидность транспортных издержек. Если Отечество введет налог, равный 2 долл. на каждый бушель импортируемой пшеницы, торговцы не будут привозить зерно до тех пор, пока разница в ценах не составит как минимум 2 долл.

На рис. 9.4 проиллюстрирован эффект специфической пошлины с долларов за единицу товара. В отсутствие тарифа цена пшеницы составляет величину Pw как в Отечестве, так и за границей. С введением таможенной пошлины торговцы не повезут пшеницу из Заграницы в Отечество до тех пор, пока отечественная цена не установится на уровне, превосходящем цену за рубежом как минимум на t долларов. Таким образом, цена в Отечестве будет возрастать, а цена за рубежом падать до тех пор, пока разница в уровнях цен не составит величину t долларов. Введение пошлины приводит к раздвиганию цен на двух рынках, графически имеющему клинообразную форму. Тариф поднимает цену в Отечестве до Рт и опускает цену за границей до величины, выражаемой p* - Рт- t. В Отечестве производители предлагают больше товара по более высокой цене, а потребители потребляют меньшее количество товара, сокращая потребность в импорте. За границей более низкая цена приводит к сокращению предложения и увеличению спроса и, следовательно, к меньшему объему предложения на экспорт. Количество поставляемой на рынок пшеницы сокращается с величины Qw при свободной торговле до величины Qr после введения пошлины. Если количество пшеницы, поставляемой из-за границы в Отечество, будет равно От, отечественный спрос на импорт будет равен зарубежному предложению на экспорт. При этом Рт- Рт = t. Рост отечественной цены с Pw до Рт оказывается при этом меньшим, чем размер таможенной пошлины, поскольку часть пошлины отражается в снижении экспортной цены Заграницы, что, однако, не дает выигрыша потребителям в Отечестве. Это обычный результат любой политики ограничения импорта. Масштабы этого эффекта на практике весьма малы. Когда маленькая страна вводит таможенные пошлины, ее доля в закупках товара на мировом рынке очень мала с самого начала, поэтому сокращение ее импорта оказывает слабое воздействие на мировую цену. Практически мировая цена на импортируемые товары может считаться заданной величиной. Эффект таможенной пошлины в случае "малой" страны, которая не оказывает влияния на мировые цены, показан

промышленность, а вторая, в которой сборочная промышленность уже существует, имеет намерение производить узлы и детали к автомобилям.

Для поддержки отечественной автомобильной индустрии первая страна вводит 25%-ную пошлину на импортируемые автомобили, позволяя тем самым отечественным производителям запрашивать 10 тыс. долл. вместо 8. В этом случае неправомерно утверждать, что уровень защиты отечественных сборщиков автомобилей составит 25%. До введения тарифа сборка автомобилей внутри страны была выгодной только в том случае, если она обошлась бы в 2 тыс. долл. или меньше (т.е. разница между 8 тыс. за готовый автомобиль и 6 тыс. за комплектующие узлы и детали). Теперь же эту сборку можно производить, даже если расходы на нее составят сумму 4 тыс. долл. (разница между ценой в 10 тыс. и стоимостью комплектующих). Таким образом, пошлина в 25% обеспечивает сборщиков реальным уровнем защиты в 100%. Теперь представим себе, что вторая страна для поощрения отечественных производителей деталей и узлов вводит 10%-ную пошлину на импортные компоненты, поднимая их стоимость для отечественных сборщиков с 6 тыс. долл. до 6600. Хотя пошлина на готовые автомобили не изменяется, описанная выше мера приводит к тому, что сборка автомобилей внутри страны становится невыгодной. До введения пошлины собирать машину внутри страны имело смысл за 2 тыс. долл. (8 тыс. - 6 тыс.), после введения пошлины сборку можно осуществлять, если это обойдется не дороже чем в 1400 долл. (8 тыс. - 6600). Таким образом, таможенное обложение узлов и компонентов, обеспечивая положительную защиту для производителей этих изделий, порождает отрицательную реальную защиту для сборщиков по ставке 30% (- 600/2000). Подобные рассуждения позволили экономистам провести расчеты, чтобы измерить степень реальной защиты, ежегодно предоставляемой некоторым отраслям промышленности с помощью таможенных пошлин и других видов торговой политики. Например: политика, направленная на поощрение экономического развития (см. гл. 11), часто приводит к установлению уровня защиты, гораздо более высокого, чем ставка пошлины сама по себе1.

Выигрыши и потери от таможенных пошлин Пошлина повышает цену товара в импортирующей стране и понижает ее в экспортирующей. В результате изменения цен потребители теряют в импортирующей стране и выигрывают в экспортирующей. Производители, наоборот, выигрывают в импортирующей и проигрывают в стране-экспортере. Государство, вводящее таможенную пошлину, получает доход. Для того чтобы сопоставить выгоды и потери, их необходимо выразить количественно. Метод такого измерения эффекта от таможенной пошлины предполагает использование понятий, широко применяющихся в микроэкономическом анализе: выигрыш производителя и выигрыш потребителя.

1 Реальный уровень защиты для отрасли формально определяется как (Vr - Vw)/Vw, где Vw добавленная стоимость в отрасли при мировых ценах, VT добавленная стоимость после принятия таможенных мер. Для нашего примера пусть Рл будет мировой ценой на собранный автомобиль, а Р. мировой ценой его сборочных компонентов, t ставка адвалорной пошлины на импортируемые автомобили, a tc адвалорной пошлины на компоненты. Можно выяснить, что если пошлина не влияет на мировые цены, они обеспечивают сборщиков реальным уровнем защиты, выраженным величиной: У-У" - t +Р (2-lfs). на рис. 9.5. В этом случае пошлина повышает цену импортируемого товара на всю величицу таможенной пошлины, т.е. с Pwjio Pw + t. Производство в этом случае растет с 5 до л, а потребление падает с D1 до D .

В мировой экономике принято считать страну малой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары не приводит к изменению мировых цен. С точки зрения такого подхода большинство стран мира являются малыми.

Как влияет тариф на экономику малой страны и на равновесие малой экономической системы

1) тариф на ввозимые в страну товары увеличивает цену этих товаров на внутреннем рынке;

2)объем выпуска отечественных товаров конкурирующей отрасли увеличивается, а объём спроса на импортные товары в стране – уменьшается;

3) снижается объём импорта, так как сокращается разница между внутренним объёмом спроса и внутренним объёмом предложения;

4) сборы от таможенной пошлины поступают в государственный бюджет, и происходит перераспределение доходов от потребителей к производителям.

Частичный анализ равновесия экономической системы при тарифе

Dd - кривая спроса на товар на внутреннем рынке;

Sd - кривая внутреннего предложения товара;

Sw - линия абсолютного эластичного предложения.

E - равновесная цена - 25 долл. за единицу товара.

Т - новое предложение импортного товара.


Предположим, что на мировом рынке стоимость одной единицы товара составляет 10 долл. В условиях свободной торговли внутренняя цена на товар упадёт до уровня мировой цены, объём спроса увеличится до 150 тыс. шт. (точка С), а внутреннее производство снизится до 30 тыс. шт. (точка К).

Таким образом, объём импорта составит 120 тыс. шт. (отрезок КС и отрезок МВ).

Предположим теперь, что правительство страны вводит таможенную пошлину, составляющую 5 долл. или 50% от цены товара. Так как речь идёт о малой стране, то введение этой страной импортного тарифа не окажет влияния на уровень мировых цен, который остаётся прежним. Это значит, что условия торговли страны не изменяются, а вырастает лишь внутренняя цена импортного товара на размер пошлины, то есть на 5 долл., за что, видимо, будет расплачиваться потребитель.

Введение тарифа вызывает перемещение графика мирового предложения (Sw) вверх на величину, равную размеру введённой пошлины. Новое предложение импортного товара обозначим горизонтальной линиейТ.

До тех пор, пока отечественный товар будет являться совершенным заменителем импортному, то отечественные производители всегда смогут назначить цену 15 долл. за единицу продукции.

Итак, введение пошлины на импортные товары влечёт за собой повышение цены до 15 долл., как на импортную, так и на отечественную продукцию.

При новом уровне предложения равенство внутреннего спроса и совокупного (внутреннего и внешнего) предложения достигается в точке (F), в которой под защитой импортного тарифа объём внутреннего производства увеличивается на 15 тыс. шт. (отрезок КН и отрезок MN), а объём внутреннего потребления сокращается на 25 тыс. шт. (отрезок GC и AB). Соответственно объём импорта сокращается до 80 тыс. шт. (отрезок JF и NA).

11.Основные эффекты (последствия) при введении таможенного тарифа.

введение тарифа влечёт за собой повышение цены на “защищаемую” продукцию и сопровождается следующими эффектами (последствиями):

Потребительский эффект

Возникает из-за того, что сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке. Фигура (4) - которая демонстрирует ущерб, нанесённый потребителям импортирующей страны в результате вынужденного снижения потребления товара.


Производственный эффект

При повышении цены на товар в результате введения таможенной пошлины для отечественных производителей становится выгодным увеличение объемов его производства на 15 тыс. шт. (отрезок MN).

Ввведение тарифа приводит к перераспределению ресурсов из других отраслей экономики в отрасль, находящуюся под защитой импортных ограничений. Если до введения тарифа граждане страны тратили на приобретение этих 15 тыс. шт. объём средств, соответствующий площади фигуры (5), то после введения тарифа их затраты возрастут на величину, соответствующую площади треугольника (2).

Следовательно, область (2) отражает сокращение благосостояния потребителей, связанное с тем, что потребительский спрос переключается с более дешёвой импортной на более дорогую отечественную продукцию. Эти дополнительные издержки потребителей и называют производственным эффектом.

Торговый эффект

Введение тарифа сопровождается сокращением объёмов импорта, что и носит название торгового эффекта при введении тарифа.

Если тарифная ставка превысит разницу между равновесной автаркической ценой (в нашем примере 25 долл. и мировой ценой 10 долл.), объём импорта снизится до нуля, и тариф станет запретительным. Запретительный тариф вынуждает страну вернуться в равновесное автаркическое состояние, что означает запрет импорта вообще.

Эффект дохода

Представляет собой объём увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Эффект дохода исчисляется как объём импорта страны после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины (графически иллюстрируется четырёхугольником 3).

Эффект дохода является потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в доходную статью государственного бюджета.

Эффект перераспределения

Представляет собой перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом.

В результате введения таможенного тарифа в первую очередь пострадают потребители импортных товаров. При ввозе некоторого объёма товара из-за границы потребитель предпочтёт ему отечественный.

Вследствие обложения этого товара импортной пошлиной потребитель будет вынужден либо тратить на его приобретение большую сумму средств, либо приобретать его в меньших количествах, либо то и другое одновременно.

Таким образом, таможенный тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению потребительских возможностей.

Потери покупателей, представляющие собой снижение потребительского излишка, подсчитываются путём суммирования площадей фигур (1,2,3,4). Часть этих потерь перераспределится в пользу других категорий населения страны.

Дополнительный излишек производителей = фигуре (1), а доход от введения тарифа - фигуре (3). Этот доход поступит в распоряжение правительства страны.

В итоге чистые потери и покупателей, и производителей страны после введения пошлины будут соответствовать сумме площадей фигур (2 и 4).

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1002 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Максим Орешкин

Россия ответила на повышение США пошлин на российские сталь и алюминий увеличением ввозных пошлин на ряд американских товаров, говорится в релизе, распространенном пресс-службой​ Минэкономразвития. В ведомстве пояснили, что премьер-министр Дмитрий Медведев уже подписал постановление правительства о введении повышенных ставок для некоторых товаров из США, аналоги которых производятся в России.

«Под [компенсирующие] меры подпадают некоторые виды строительно-дорожной техники, нефтегазового оборудования, инструменты для обработки металлов и для бурения скальных пород, а также оптоволокно», — пояснил глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

Новые пошлины вступят в силу через 30 дней, следует из опубликованного постановления правительства. Увеличенные пошлины, варьирующиеся от 25 до 40%, распространяются примерно на 80 товарных кодов — от специализированных инструментов для нарезания резьбы и сверл до некоторых бульдозеров и грейдеров.

Самосвалы, бульдозеры и насосы

При этом общий импорт этих товаров из США относительно невелик и в 2017 году, по расчетам РБК, не превысил $440 млн. Крупнейшими субпозициями (уровень шести первых цифр товарного кода) являются самосвалы для эксплуатации в условиях бездорожья ($121 млн импорта из США в Россию в 2017 году), бульдозеры, погрузчики, грейдеры, экскаваторы ($104 млн), некоторые насосы и компрессоры ($90 млн), а также «прочая» арматура для трубопроводов, котлов и цистерн ($65 млн).

Импорт оптического волокна, затронутого новыми пошлинами, не превышает $20 млн, а инструментов для нарезания резьбы, сверления, растачивания, фрезерования и токарной обработки металла — $7 млн.

Дмитрий Песков

По словам Орешкина, повышенные ставки ввозных пошлин на эти американские товары позволят поддержать производителей российских аналогов, дав им возможность потеснить американцев на национальном рынке. Глава Минэкономразвития пояснил, что за счет увеличения пошлин будет компенсирована только часть ущерба от ограничений, введенных США, — $87,6 млн из $537,6 млн. Таким образом, Россия пока компенсирует лишь 16% ущерба.

Пошлины на ввоз ряда американских товаров вырастут существенно: например, на винтовые компрессоры — с нуля (Единый таможенный тариф ЕАЭС) до 30%, трубоукладчики для работы при сверхнизких температурах — с 5 до 25%, бульдозеры мощностью от 400 л.с. — с 5 до 30%, оптоволокно — с 3 до 30%.

Фото:Aly Song / Reuters

«Это компенсация, на которую, по правилам ВТО, Россия сейчас имеет право», — пояснил Орешкин. Для расширения ответных мер России потребуется решение Всемирной торговой организации о несоответствии американских мер правилам ВТО. Кроме того, Россия сможет ввести новые ограничения по прошествии трех лет с начала действия дополнительных пошлин США (то есть с 21 марта 2021 года).

Представитель Российской ассоциации производителей специализированной техники «Росспецмаш» сообщил РБК, что ответные санкции на строительно-дорожную технику положительно скажутся на развитии отрасли в России и «простимулируют спрос» на российскую технику. «Введение пошлин позволит привлечь инвестиции в производство мини-погрузчиков, асфальтоукладчиков, карьерных самосвалов и ряда других позиций, загрузить производственные мощности заводов и создать новые рабочие места», — сказал он.

По словам руководителя проекта ЦКАД-4 ДСК «АВТОБАН» Игоря Полынцева, доля американской дорожно-строительной спецтехники составляет сейчас от 0,5% в сегменте подъемной техники до 8% в сегменте грейдеров, экскаваторов, бульдозеров и катков.

«​Конечно, такого падения рынка зарубежной техники, как в 2014–2015 годы, когда цены взлетели в 1,5–3 раза, не произойдет. Импортную спецтехнику используют в основном крупные компании, у которых есть средства не только купить или арендовать, но и содержать, ремонтировать, заказывать запчасти и т.д. Однако падение спроса на американскую технику Caterpillar, John Deere, Bobcat, Terex, несомненно, произойдет», — отмечает Полынцев.

По его словам, из-за роста цен на технику из США вырастет спрос на немецкую, шведскую и южнокорейскую технику.

​«Именно на эти аналоги перейдут строительные компании в случае резкого подорожания американских машин. Однако не стану уверять, что так все замечательно и повышения пошлин на американские машины рынок не заметит. Хотя бы потому, что эти самые европейские аналоги, на которые придется перейти, с падением рубля подорожали как минимум на 10–15%», — сказал Полынцев.

Нефтяники повышение пошлин не заметят: они вырастут только на трубопроводную арматуру и трубоукладчики, а это оборудование в большинстве своем или производится в России, или импортируется не из США, а отдельные позиции можно будет легко заменить на аналоги, говорит председатель правления Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков.

По оценке американского правительственного ресурса Export.gov, объем внутреннего российского дорожно-строительного рынка в 2017 году составил $1,7 млрд, из которых примерно $270 млн — импорт из США. Основные американские игроки — Caterpillar и Bobcat. При этом такие производители, как Caterpillar, собирают технику в России, но из машинокомплектов (SKD), для которых большинство компонентов ввозится из-за рубежа. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), основными российскими производителями дорожно-строительной и спецтехники являются «Кранэкс», «РМ-Терекс» (совместное предприятие холдинга «Русские машины» и американской Terex), «Четра», «Эксмаш».

29 июня Россия запросила через ВТО консультации с Соединенными Штатами с целью урегулировать вопрос с американскими пошлинами на сталь и алюминий. Россия считает, что США допустили многочисленные нарушения правил ВТО при введении этих пошлин. По регламенту ВТО, американцы должны начать консультации с Россией с прицелом на «взаимоприемлемое решение» в течение 30 дней, то есть до конца июля. Если США не согласятся на переговоры, Россия будет вправе созвать п​анель арбитров для разрешения спора. Если США согласятся на переговоры, то у сторон будет 60 дней (примерно до конца августа) на урегулирование, и если решение не будет найдено, Россия сможет обратиться к арбитрам ВТО.

Российское правительство планирует предложить партнерам по таможенному союзу снизить, а в некоторых случаях и отменить ввозные пошлины на сырье и оборудование для промышленности. Это коснется товаров, которые нужны для экспортных производств или для обновления производственных фондов и которых в самом союзе недостаточно или нет совсем. «Ведомостям» об этом рассказал федеральный чиновник и подтвердил представитель Минпромторга. Его коллега из правительства переадресовал вопросы в Минэкономразвития, а там комментировать предложение до принятия финального решения отказались.

Решение еще предстоит согласовать со странами таможенного союза (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия). Произойти это может к декабрю 2021 г., рассказал федеральный чиновник.

Сейчас компании могут обращаться в Евразийскую экономическую комиссию за снижением пошлин на нужные им компоненты. За 2016–2019 гг. более 90% решений по снижению ввозных пошлин, принятых Евразийской экономической комиссией, касались пищевой, химической, деревообрабатывающей и целлюлозной промышленности, а также машино- и авиастроения, рассказывает представитель ведомства. Но согласование может занимать около года, а само снижение действует от девяти месяцев до трех лет, рассказывает научный сотрудник РАНХиГС ГалинаБаландина. И бизнесу приходится долго объяснять, почему пошлину на товар можно обнулить, говорит собеседник «Ведомостей» в крупной международной компании пищевой промышленности: около 25–30 человек работает на заполнение бесконечных заявок. Хотя пакет документов содержит только необходимые для оценки данные, замечает собеседник «Ведомостей» в крупной промышленной компании.

В принципе, единый таможенный тариф на ввоз по многим позициям не сбалансирован – бывает, что пошлины на сырье, материалы и компоненты для производства выше, чем на готовую продукцию из них, поясняет Баландина: таких тарифных позиций около 20%. Так, чтобы ввезти некоторое машинное оборудование, нужно заплатить до 15% от стоимости, такая же ставка на несколькие драгоценные и полудрагоценные камни, изделия из черных металлов, никелевые и алюминиевые изделия. На ряд недрагоценных металлов пошлины могут доходить до 18%. Ставка для овощей и фруктов в основном примерно на уровне 10–15%.

Минэкономразвития предлагает пересмотреть пошлины, чтобы сделать их сбалансированными. Верно отменять пошлины только на те товары, которые не производятся в России или производятся в недостаточном количестве, говорит Баландина. Этот перечень можно дополнить формулировкой – «производство ненадлежащего качества», предлагает она, также стоит сократить сроки согласования о сокращении пошлины до одного месяца. От импорта зависят экспортно ориентированные товары в судостроении, радиоэлектронике, детские товары, медицинские изделия и других отраслях высокого передела, перечисляет партнер «НЭО Центра» Инна Гольфанд. А, например, в черной металлургии доля сырья и материалов, которые закупаются за рубежом, невысокая, отмечает она.

Сокращение ввозных пошлин может компенсировать рост расходов из-за падения курса рубля, говорит заместитель генерального директора агрохолдинга «Дамате» Андрей Григоращенко. В феврале – начале марта стали обваливаться курс рубля и цены на нефть. Импорт из стран дальнего зарубежья в январе – марте снизился на 0,1% год к году, а отдельно в марте – на 4,4%, оценивала Федеральная таможенная служба (ФТС). Но в мире глобальных производственных цепочек валютный курс перестает быть источником конкурентоспособности для многих товаров, говорилось в аналитической записке Центробанка (мнение экспертов может не совпадать с официальной позицией банка), при этом капиталоемкие отрасли сильнее проигрывают от роста цен на импортные товары, чем трудоемкие. Слабый курс нивелирует выгоды от удешевления рабочей силы и других факторов, позволяющих встраиваться в производственные цепочки, тогда как капиталоемкие отрасли производят более неоднородные товары, поэтому там ценовая конкуренция имеет меньшее значение, отмечали аналитики.

Бизнес в основном инициативу Минэкономразвития поддерживает. Если речь о сырье и комплектующих, аналогов которых нет в России – например, редкоземельных металлах, высокотехнологичном оборудовании, то мера будет способствовать экономическому росту, объясняет собеседник «Ведомостей» еще в одной крупной промышленной компании. Но крайне важно справедливо формировать перечни товаров: нужен прозрачный механизм, подчеркивает он. Предложенная процедура – одна из самых очевидных мер господдержки для пищевой и перерабатывающей промышленности, поддерживает исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности Вячеслав Лашманкин. К тому же отмена ввозных пошлин – это не всегда прямой вычет из доходов бюджета: часто это дает возможность закупить больше товаров, увеличить производство и компенсировать выпадающие бюджетные доходы налоговыми отчислениями с продаж, поясняет он.

В зависимости от конкретных позиций экономия от сокращения или отмены пошлин может составить 5–15% от стоимости оборудования, делится предположительным расчетом президент ГК «Абрау-Дюрсо» Павел Титов. Инициатива может позволить экономить на капитальных затратах около 80–100 млн руб. ежегодно, говорит директор по экономике и финансам «Уралхима» Игорь Буланцев. Далеко не всегда, даже при желании, возможно выбирать российское оборудование, говорит он.

Тем не менее некоторые компании настроены скептично. Лучше не пошлины снижать, а увеличивать лимиты страхования и субсидирования экспортеров, считает собеседник «Ведомостей» в крупной компании – экспортере промышленных товаров. Для международных компаний сокращение пошлин на комплектующие и сырье – это, возможно, единственный способ получения финансовых преимуществ перед российским бизнесом, говорит собеседник в крупной международной компании пищевой промышленности, но иллюзий по поводу кардинальных изменений нет, вряд ли процедура станет быстрее и прозрачнее. Если несколько лет нет никакого результата, откуда он появится сейчас, спрашивает он: в пищевой промышленности почти 95% оборудования привезено из-за рубежа, если строить завод с нуля с условием сниженных пошлин, то это было бы значительной экономией, но вероятность такого развития событий стремится к нулю, потому что чиновники обязательно будут вспоминать про импортозамещение.

Нормальная эскалация тарифа – чем выше степень переработки, тем выше ставка пошлин – обсуждается больше 10 лет, говорит Баландина, но обычно здравые идеи вступают в конфликт с импортозамещением. Ключевая его цель – создать условия для развития отраслей, говорит Титов: сейчас многие предприниматели столкнулись с необходимостью повышения рентабельности, расширения линейки продукции, а это требует именно покупки оборудования и дополнительных инвестиций в основной капитал. Поэтому неверно противопоставлять импортозамещение и обновление основных фондов – это во многом взаимосвязанные процессы, считает он. Сокращение барьеров для импорта необходимого сырья и оборудования позволит России развивать несырьевой экспорт, в том числе технологий и услуг, поддерживает эксперт центра Россия – ОЭСР РАНХиГС при президенте Александра Коваль. Каждая экономика отдельно формирует не полную стоимость товара, а только участвует в формировании добавленной стоимости на очередном этапе его разработки – снижение или отмена ставок ввозных пошлин на сырье и оборудование иностранного производства необходимы для встраивания России в глобальные цепочки добавленной стоимости, поясняет она.​

ЕАЭС и Иран резко снижают импортные пошлины - Обзор прессы

Цены на иранские фрукты и овощи в России могут снизиться примерно на 3–4%, а доля продукции из этой страны — вырасти с 5 до 30%, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Такие изменения возможны благодаря почти двукратному уменьшению таможенных платежей между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Ираном, говорится в обзоре Минэкономразвития

В среднем тарифы для бизнеса объединения снизятся на 23%, а для Тегерана — на 64%. Государства взаимно сократят ряд импортных пошлин после того, как заработает соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ), документ вступает в силу в это воскресенье, 27 октября.

Пошлины вниз

Предприниматели из России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии в ближайшие три года смогут экспортировать товары в Иран по льготным ставкам. Но существенно упростят условия торговли и для иранской стороны. Это станет возможным благодаря заключенному в мае прошлого года соглашению о временном создании ЗСТ между ЕАЭС и Тегераном.

В среднем тарифы для Ирана снизятся на 64%. Конкретно для фруктов — на 50–100%, для овощей — на 25–50%, а для орехов планируется полное обнуление. Больше всего пошлины уменьшатся на помидоры, огурцы, картофель, петрушку и укроп, подчеркнули в Минэкономразвития. Министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина добавила, что Иран также получит преференции по импорту в Россию сухофруктов, посуды и ковров.

Для предпринимателей-экспортеров стран ЕАЭС пошлины Ирана снизятся в среднем на 23%, сообщили «Известиям» в Минэке. По словам Вероники Никишиной, бизнес стран союза получит преференции по мясной и масложировой продукции, отдельным видам кондитерских изделий и шоколада, а также по металлам и косметике.

Соглашение о ЗСТ с Ираном продлится три года — до октября 2022-го. После этого будет принято решение о создании полноценной зоны свободной торговли с охватом всех видов товаров. По словам профессора МГИМО Владимира Саламатова, ограничение срока действия соглашения — компромиссное и взвешенное решение. Этот период позволит сторонам понять возможности и перспективы сотрудничества в полноформатном режиме, учитывая геополитические особенности Ирана и тот факт, что он не член ВТО.

По итогам 2018 года российско-иранский товарооборот по сравнению с 2017-м увеличился на 1,98% и составил $1,7 млрд. В результате Москва заняла 12-е место в списке основных партнеров Тегерана. До настоящего момента основанием для торговых отношений между странами служило Соглашение между СССР и Ираном от 1947 года. Договоренности по соглашению о ЗСТ охватывают 97% от нынешнего российского экспорта сельхозтоваров и 33% поставок продукции промышленности.

Потребитель почувствует на себе

Влияние соглашения на российскую экономику оценивать преждевременно, считают в Минэке. Кроме того, первое время на товарооборот больше будут влиять существующие правила двусторонних отношений, а бизнесу понадобится время для адаптации к новшествам.

Опрошенные «Известиями» эксперты положительно оценили соглашение с Ираном. По мнению доцента РАНХиГС Алисена Алисенова, выгоду получат все пять стран союза. Но больше всех — Россия и Армения, потому что у них хорошо налажены каналы поставок. По подсчетам эксперта, в долгосрочной перспективе товарооборот между Россией и Ираном может вырасти на $1,5 млрд. Для иранских компаний тоже предоставляются выгодные льготы с учетом внешнего давления на страну, а также доступ на 183-миллионный рынок Евразийского союза, считает Алисен Алисенов.

Бизнес только приветствует введение льготных условий, учитывая, что Иран — большая и богатая страна, заявил президент «Опоры России» Александр Калинин. Однако он подчеркнул, что необходимо решить проблему со взаимными платежами, потому что Иран отключен от американской системы передачи финансовых сообщений SWIFT и это может создать сложности при взаиморасчетах.

Ранее СМИ со ссылкой на президента Ирана Хасана Рухани сообщали, что с Россией и странами ЕАЭС будут использоваться альтернативные механизмы платежей. Он отметил, что с рядом государств, включая РФ, при проведении торговых операций Тегеран уже перешел на платежи в национальных валютах.

Цены на иранские фрукты и овощи на российском рынке могут снизиться приблизительно на 3–4%, считает Владимир Саламатов из МГИМО. Когда в евразийских странах сезон урожая завершится, будут импортироваться иранские продукты, добавил он. Сейчас их доля на прилавках российских магазинов невелика, но постепенно она может вырасти благодаря взаимному снижению пошлин. Не исключено, что демпинг со стороны Тегерана заставит ритейлеров уменьшить цены и на другие импортные продукты.

Сегодня фрукты и овощи из Ирана занимают малую часть рынка, приблизительно 5%. Со снижением ввозных пошлин она может вырасти до 30%, полагает Алисен Алисенов из РАНХиГС.

В Минэкономразвития также рассчитывают на то, что рядовой покупатель ощутит на себе пользу от соглашения о свободной торговле. Однако там признали, что снижение цен возможно не по всем видам товаров. Например, лекарства, скорее всего, не подешевеют, потому что для этих товаров действуют особые правила доступа на рынок и своя отдельная маркетинговая политика.

  • ООО "ТКС.РУ"
  • Реклама на портале
  • Экспорт таможенных новостей
  • Рассылка новостей
  • Карта сайта

Программное обеспечение для таможенного оформления. Программы для декларантов и других участников ВЭД

Tamplat.ru – таможенные платежи. Калькулятор для расчета таможенных платежей

D.TKS.RU – центр онлайн обучения для профессионалов, работающих с таможенными органами

197022, СПб, ул. Петропавловская, 4-а, бизнес-центр "Лидваль Холл", 3 этаж, м."Петроградская"
т. (812) 449-50-61, ф. (812) 449-50-62, customs@tks.ru, www.tks.ru

Лицензия на обучение № 1458 от 30 июля 2015 года

Читайте также: