Платили ли дворяне налоги

Опубликовано: 21.09.2024


Вопросы налогообложения продаваемого имущества всегда остаются актуальными. Особенно это касается квартир, получаемых в наследство. Чаще всего наследники предпочитают продавать такую жилплощадь. Нужно ли платить налог и можно ли его избежать?

Платится ли налог при продаже доли в квартире, полученной по наследству?

Во-первых, граждане должны знать, что при получении квартиры или доли в ней в порядке наследования налог не исчисляется. Это указано в п.18 ст. 217 НК. Для установления права на освобождение от налога не учитываются родственные отношения. Наследником может быть даже посторонний человек и полученная им доля не будет учитываться при расчете НДФЛ.

При продаже недвижимого имущества (доли в нем), полученного в порядке наследования, учитывается минимальный срок владения. Так, по общему правилу (п.4 ст.217.1 НК) он составляет пять лет. Но п.3 ст.217.1 устанавливаются исключения, когда минимальный срок владения не менее трех лет:

  • имущество получено в дар или по наследству от близкого родственника (степень родства устанавливается Семейным кодексом);
  • право собственности возникло вследствие приватизации;
  • имущество перешло по договору пожизненного содержания с иждивением;
  • продаваемый жилой объект или доля в нем являются для продавца единственным и за ним не зарегистрировано право собственности, в том числе совместной, за другим жилым помещением.

Следуя нормам налогового законодательства, исчислять НДФЛ с продажи доли в наследованной квартире не нужно, когда она находилась в собственности наследника более установленного срока. Это пять лет или три года, если получена от члена семьи или близкого родственника (супруг и супруга, дети усыновленные и родные, родители и усыновители, братья и сестры, дедушки и бабушки, внуки).

Как не платить налог при продаже доли в квартире, полученной по наследству?

Законодательством предусмотрены ситуации, когда наследник освобождается от уплаты налога с дохода при реализации доли в полученной по наследству квартире. В первую очередь нужно правильно рассчитать минимальный срок владения, поскольку дата отсчета в каждом случае разная.

1. Гражданским кодексом (статьи 1114, 1152) устанавливается дата получения наследства. Это дата смерти гражданина, имущество которого наследуется. Соответственно, минимальный период владения будет считаться от даты смерти, а не даты, указанной в документе о праве собственности наследника.

Например, дед умер в декабре 2018 года. В наследство на долю в квартире вступил внук, оформив переход права собственности в феврале 2019 года. Внук относится к числу близких родственников, поэтому на него распространяется правило минимального владения наследованным имуществом в три года. Чтобы не платить НДФЛ, внуку целесообразно продать долю не ранее декабря 2021 года (тогда пройдет три года с даты смерти наследодателя).

2. В отношении совместной собственности супругов позиция исчисления срока установлена письмом Минфина от 30.05.2016 № 03-04-05/30938.

Рассмотрим случай, когда умирает жена, на которую была оформлена доля в квартире, приобретенная в браке в марте 2017 года.

Моментом возникновения права собственности для обоих супругов считается дата приобретения совместного имущества, независимо от того, на кого это право оформлено. После смерти жены в 2021 году имущество перешло по наследству к мужу, но датой начала владения им остается март 2017 года.

Супруг вправе продать долю в квартире без налогообложения, поскольку с 2017 года уже прошло более трех лет.

3. По доле в имуществе, наследуемой другим совладельцем, читаем письмо Минфина от 24.10.2013 № 03-04-05/45015. Изменение состава собственников долевого имущества не прекращает право собственности на него других дольщиков.

Для примера рассмотрим ситуацию, когда в результате приватизации квартиры мать и дочь стали совладельцами по ½ доли в имуществе. Приватизация и право собственности были оформлены в 2017 году.

В феврале 2021 года умирает мать и ее доля переходит к дочери по наследству. Минимальный срок владения продолжает исчисляться с 2017 года. Поэтому дочь вправе продать квартиру без уплаты НДФЛ, поскольку три года прошло.

Нюансы

За гражданином остается обязанность исчислить и оплатить налог с дохода от продажи доли в наследованной квартире, если имущество не находилось в собственности необходимый минимальный срок. Тогда потребуется составить и подать в налоговый орган декларацию.

Налогоплательщик вправе воспользоваться вычетом, позволяющим уменьшить размер налога:

  • предоставить документы о приобретении продаваемого имущества и уменьшить налоговую базу на сумму затрат. Для наследуемой квартиры этот вариант не работает, поскольку наследник не покупал ее;
  • воспользоваться стандартным вычетом в 1 миллион рублей. При продаже доли в квартире, полученной в наследство, такое налоговое послабление применимо. Но использовать его можно только по одному объекту не чаще раза в год. Если стоимость доли окажется меньше или равна 1 млн. рублей, то исчислять налог будет не с чего и платить ничего не придется.

Если продается долевая квартира одновременно каждым из сособственников, выгоднее оформить сделку разными договорами с указанием доли конкретного владельца. Тогда каждый сможет применить вычет в 1 млн. рублей к своей доле и существенно снизить налог или даже его избежать.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • .

В феврале 1812 года, незадолго до вторжения Наполеона, в Российской Империи впервые был введен налог на доходы. Помочь казне решили в том числе за счет дворян, которые до этого государственные налоги официально не платили. Идея не внушала оптимизма, но обернулась примером фискальной дисциплины аристократов. Феномен успешной реформы изучила Елена Корчмина.

История умалчивает

Эпизод 200-летней давности тем интереснее, что мониторинг уплаты подоходного налога даже сегодня очень сложно осуществлять. В 1812-м к успеху привела инновационная система сбора платежей, но узнать ее подробности оказалось не так-то просто.

В международных исследованиях пример упоминается редко, несмотря на то, что Россия ввела подоходный налог одной из первых, причем с самой высокой на то время ставкой — 10%. В отечественной историографии закрепилось мнение, что дворяне массово уклонялись от уплаты, и значение реформы в целом очень скромное.

Эта точка зрения, уверена Елена Корчмина, результат недостаточного изучения вопроса и предвзятого отношения к дореволюционной элите. Реальность была иной: уровень налоговой дисциплины московского дворянства оказался высок, доля тех, кого можно назвать «налоговыми уклонистами», составила около 30% .

Расчеты основаны на комплексе уникальных архивных источников: индивидуальных налоговых декларациях около 4000 дворян, владевших недвижимостью в Московской губернии, материалах деловой и личной переписки, официальных банковских документах. Выборка охватывает почти 100% потомственных дворян губернии и 2,5% всего потомственного дворянского населения России.

Ставка на рост

Одной из проблем российского бюджета в начале XIX века было погашение внешнего государственного долга. Средства на его обслуживание госсекретарь Михаил Сперанский искал в том числе через повышение старых и введение новых налогов, поэтому 11 февраля 1812 года вышел манифест, вводивший временный сбор с доходов помещиков.

Налогом облагались все виды экономической деятельности, приносившие дворянину прибыль. Информацию о доходах он должен был предоставлять сам ежегодно. Суммы до 500 рублей от налога освобождались, далее, по мере их увеличения, ставка поэтапно росла от 1% до 10%.


Мировая практика подоходного налога только зарождалась. В 1799 году сбор с доходов ввела Великобритания. В английской версии необлагаемый минимум составлял 60 фунтов, годовые отчисления могли достигать 10%.

Таким образом, принципы налогообложения в двух странах были схожи. Но организации сбора платежей кардинально отличалась. Британский плательщик сдавал декларацию в государственные органы, где она проверялась. В России чиновники не имели отношения ни к собиранию сведений, ни к их проверке.

Самоуправление вместо бюрократии

Логичный, казалось бы, путь в казенную палату (представительство Министерства финансов) в этом случае не срабатывал. Сведения надлежало направлять в выборный сословный орган – дворянское депутатское собрание в губернии, состоявшее из предводителя дворянства (председателя) и депутатов от каждого из уездов.

«Правительство понимало, что у чиновников нет ресурсов для сбора и проверки налоговых деклараций дворянства. Чтобы выяснить его экономический потенциал, потребовались бы годы — госслужащие не знали и не могли узнать доходов помещиков, по большому счету они не представляли и численности дворян в губернии. Поэтому процесс сбора налогов, а по сути, вся трудоемкая черновая работа была передана самому дворянскому сообществу», — говорит автор исследования.

Депутатские собрания получили широкий круг обязанностей:


принимали декларации и регистрировали их в специальных протоколах (интересно, что сведения о доходах не должны были быть публичными, но на заседаниях собрания после получения очередной порции деклараций зачитывались фамилии дворян с указанием доходов, и эти сведения могли легко начать циркулировать в местном дворянском обществе на уровне «слухов»);

направляли в казенные палаты списки налогоплательщиков с указанием уплаченных сумм;
выявляли уклонистов (тех, кто не отправлял деклараций самостоятельно), оценивали их доходы и по результатам оценки платился двойной налог.

Государство при такой системе просто собирало деньги. Переложив нагрузку на сословное самоуправление, оно минимизировало затраты и получило необходимый эффект.

Доход по справедливости

Основной доход российская знать имела от поместий: собственно сельскохозяйственное производство, мукомольное, лесопильное, сдача в аренду пастбищ и земель, разведение лошадей и проч.

Для всего этого требовался труд крепостных крестьян, следовательно, именно они являлись ключевым элементом в определении уровня богатства и в расчетах налоговых выплат.

Для оценки прибыльности имения сами дворяне использовали такой параметр как «рублевый доход на одного крепостного» (количество денег, заработанных крестьянином для помещика). «Параметр не отражал максимальный возможный доход, скорее, его стоит расценивать как справедливый доход, то есть такой, который дворянин считал для себя приличным и достаточным», — поясняет Елена Корчмина.

Анализ всей совокупности источников показал, что «достаточным» в 1811–1812 годах было около 10 рублей на одного крепостного мужского пола. Цифру подтверждают разные документы — от бухгалтерских до писем и мемуаров. Князь Александр Голицын 21 апреля 1812 года сообщал своему приказчику: «С сею почтою препроводив подписанные мною объявления о доходах, я еще пользуясь сим случаем, нужным почитаю сказать тебе, что большая часть здешних помещиков как и приезжающих из Москвы сказывают, что они намерены доход объявлять по особливым своим ращетам, и именно не более как по 10 рублей с души. Есть ли таковых образцов будет довольно: то я не знаю, для чего бы и нам не поступить согласно со всеми…».

Богатые vs бедные

10 рублей на одного крепостного в декларациях 1812 года указали 14% дворян Московской губернии, 53% зафиксировали более 10 рублей, 34% — до 9 рублей.

Потенциально 34% и есть «группа риска», то есть те, кто занижал доход, чтобы не платить налог в полном объеме. На первый взгляд, это более чем очевидно: среди указавших меньше 10 рублей, высока доля богатых аристократов: 50% из задекларировавших 5 рублей с крепостного и 40% — 6–8 рублей.

Но судить только на основе налоговых заявлений неправильно по двум причинам:


доход на одного крепостного в крупных поместьях действительно был меньше, чем у мелких землевладельцев . Богатые эксплуатировали крестьян не так интенсивно просто в силу их (крестьян) большего количества, а территориальная рассредоточенность имений приводила к серьезным управленческим тратам. В частности, в 1805 году граф Владимир Орлов получил 216 000 рублей от имения в Пермской губернии, но 106 000 из них ушло на плату управляющим;


большинство дворян из «группы риска» были должниками, то есть тратили часть доходов на платежи по кредитам .
Так, граф Никита Панин израсходовал 100 000 рублей на выплаты в различные государственные и частные займы. Неудивительно, что для налогообложения он заявил лишь 45 000, тогда как по бухгалтерским книгам его доход составлял 145 000 (этот пример первоначально в своей работе привела студентка факультета гуманитарных наук ВШЭ Мария Аксенова).

Честные должники

Дворяне не использовали прямолинейные стратегии уклонения от налогов: не заявляли менее 500 рублей, чтобы не платить, либо 1999 рублей вместо 2001, чтобы платить меньше. Не злоупотребляли и правом на налоговый вычет (льготы).

Льготы полагались тем, кто имел кредитные обязательства. Выплачивающих кредиты, судя по декларациям, было много, однако декларации, напомним, не проверялись — все суммы вписывались без контроля и необходимости доказательств. Но честность победила. Сопоставление данных с официальными реестрами банков подтвердило достоверность заявленного в около 75% случаев.

«Учитывая, что дворяне не обманывали государство в отношении долговых обязательств, я не вижу оснований, почему они должны были скрывать сведения о своих доходах», — заключает исследовательница.

Страх и этика

Общая сумма дохода, объявленного дворянством Московской губернии в 1812 году, превысила 15 млн рублей, размер уплаченного налога — 1 миллион. Столичным регионом Россия не ограничивалась (ее европейская часть тогда состояла из 50 губерний), и свою цель — найти средства для погашения внешнего долга — правительство вероятно достигло.

Как и другую — заставить элиту поделиться доходами. 70-процентное соблюдение налоговых требований — высокий показатель. Особенно достигнутый в развивающейся стране со слабым административным ресурсом и через социальную группу, которая по закону имела привилегию освобождения от личных податей.

Возможно, знать приняла нововведение, поскольку нагрузка оказалась невысокой и адекватной финансовым возможностям. Но главными причинами успеха, по мнению Елены Корчминой, было две: организация сбора налога через местное сословное самоуправление и страх перед вторжением Наполеона (на решение аристократов могли повлиять слухи о последствиях его прихода — освобождении крестьян и увеличении налогов).

По всей видимости, огромную роль сыграла «групповая идентичность на основе индивидуальной этики». Элита была готова платить не только потому, что располагала деньгами. Работал механизм социальных санкций, дворянское сословие, с одной стороны, отличалось верностью государству, а с другой — дисциплинированностью и солидарностью в рамках своего круга, придерживалось «корпоративных» норм.

Сословные нормы действовали на всех уровнях. Даже высокопоставленные враги Михаила Сперанского, усилиями которых в марте 1812 года он был отправлен в отставку, легко могли бы, но не стали нарушать закон. Новые налоговые требования, например, выполнила семья историка Николая Карамзина — одного из главных противников Сперанского. А граф Федор Ростопчин прислал декларацию своевременно, указав доход на одного крепостного в 25 рублей — более чем в два раза выше «справедливой» нормы.

Первый прогрессивный налог в России просуществовал шесть лет (отменен в 1819-м). Закон «О государственном подоходном налоге» принят спустя почти век — 6 апреля 1916 года.
IQ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

НАЛОГИ, обязательные платежи, взимаемые государством с частных лиц и организаций.

В Российской Империи основное место в системе налогообложения составляли косвенные налоги и среди них — доход от винной монополии, составлявший почти четверть всех поступлений. Подоходный налог в России отсутствовал, он был введен только с 1 янв. 1917.

Отсутствие общегосударственных налогов в России в какой-то степени компенсировалось налогом на недвижимые имущества в городах и местечках, введенным в 1863 в виде заменительного вследствие отмены с этого года подушной подати с мещан, т. к. мещанство составляло большинство в таких поселениях (по крайней мере более мелких). Но налог этот уплачивался лицами всех сословий и не только с жилых помещений, но и со всей недвижимой собственности (дворовых мест). Налог этот был раскладочный, т. е. составлял заранее определенную сумму, устанавливаемую законодательным порядком на 10 лет вперед и распределяемую на отдельные поселения (городского характера), а внутри них — между отдельными владельцами — органами городского и соответственного управления сообразно имевшимся у них собственным данным для целей местного обложения.

Промысловое обложение в России в виде самостоятельных налогов появилось в XVIII в. Правда, издавна существовали разные торговые сборы, но они имели вид косвенных налогов (на товары), пошлин за право торговли, передвижение и т. п. или, наконец, таможенных пограничных и внутренних сборов. Начало взимания промысловых налогов следует отнести к эпохе Петра I в связи с созданием им торговых гильдий и цехов, но учреждения эти, конечно, преследовали цели не столько финансовые, сколько полицейско-правовые. Гильдейские пошлины, установленные с этого времени, сообщали уплачивавшим их лицам сословные купеческие права, и так продолжалось до введения промыслового налога 1898.

В 1898 система промыслового налогообложения была изменена. По новой системе государственному промысловому налогу подлежали: 1) торговые предприятия, в т. ч. кредитные и страховые, торговое посредничество, подряды и поставки; 2) промышленные предприятия: фабрично-заводские (в т. ч. горнозаводские), ремесленные и перевозочные; 3) личные промысловые занятия. Без уплаты государственного промыслового налога разрешалась торговля вразнос и из передвижных помещений, а по уплате промыслового свидетельства 4-го разряда (низшего) — и из небольших постоянных помещений следующими товарами: 1) всякого рода сельскохозяйственной продукцией и строительными материалами; 2) съестными припасами в сыром или изготовленном для потребления виде; 3) изделиями кустарного и домашнего производства (кроме золотых и серебряных вещей и из драгоценных камней); 4) простонародной одеждой, обувью и принадлежностями к ним вроде простого галантерейного товара; 5) сельскохозяйственными простыми и ручными орудиями и инструментами; 6) смолой, дегтем, рогожами, мочалами, пухом, перьями, щетиной и т. д.; 7) спичками; 8) цветами, растениями и певчими птицами; 9) газетами, книгами, другими произведениями печати и картинами. Кроме того, от уплаты промыслового налога освобождались казенные и некоторые общественные предприятия (общеполезные), вспомогательные и т. п. кассы, лечебные и учебные заведения, библиотеки, издательства произведений печати и торговля ими (последнее — кроме столицы и местностей 1-го разряда), театры и другие публичные зрелища, сельскохозяйственные первичные обработки собственных продуктов и еще особо перечисляемые занятия и промыслы.

Промысловый налог разделялся на основной и дополнительный.

Основной налог уплачивался посредством выборки промысловых свидетельств; для определения размера налога все местности империи разделялись на классы, а предприятия и промыслы по их доходности — на разряды: 5 — для торговых предприятий, 8 — для промышленных и 7 категорий (крупных) — для личных промысловых занятий. Комбинацией классов, местностей и разрядов определялся размер основного налога (от 1500 до 2 руб.).

Дополнительный налог взимался по-разному с акционерных предприятий и предприятий, обязанных публичной отчетностью, и со всех остальных. А именно, с двух первых: а) в виде налога с капитала по 15 коп. с каждой сотни рублей основного капитала (если общая сумма этого сбора превышала размер основного налога); б) в виде процентного сбора с прибыли, превышающей 3% на капитал, с прогрессивным его увеличением. Получавшие чистую прибыль св. 10% уплачивали сверх 6% еще 5% с той суммы чистой прибыли, которая превышала 10% на основной капитал.

С остальных предприятий взимался дополнительный сбор в двух видах: а) раскладочный, устанавливаемый в законодательном порядке ежегодно вперед в общей сумме для империи, а внутри ее — Министерством финансов для отдельных местностей (губерний и др.). Внутри них раскладка по видам промышленности и торговли и отдельным предприятиям производилась казенными палатами, податными присутствиями и другими местными учреждениями; б) процентный с прибыли в размере 12 руб. с каждых 30 руб. той части или излишка прибыли, которая превышала увеличенный в 30 раз оклад основного налога, уплаченного за данное предприятие или личное промысловое занятие.

Видом прямых налогов в России была подушная подать. Введена была она Петром I в качестве военного налога вместо займов на военные надобности и прежних «стрелецких» денег, распределявшихся между населением очень неравномерно. Из слов самого Петра I, сказанных им на торжестве в Шлиссельбурге по случаю окончания войны со шведами, явствует, что он вел свои войны, не обременив народ ни копейкой государственных займов. Первоначально сбор этой подати был поручен полковым командирам и офицерам, а полученные суммы оставались прямо в полках или пересылались в Военную коллегию. Всеми предшествовавшими и последовавшими за установлением подушной подати указами и регламентами Петр I систематически проводил мысль о подоходном начале в обложении, так что ревизская душа должна была служить лишь внешним или отправным пунктом и основанием для расчета средней или приблизительной нормы оклада. Таковы были указы и регламенты 1705 и 1710, а равно и непосредственно касавшийся подушной подати указ 1718, в котором перечислялись лица, обязанные ее платить и освобождавшиеся от нее. Тут не было и речи об одних крестьянах (см.: Крестьянство) как о плательщиках. Когда говорилось о них, то имелись в виду или уже имевшие землю, или подлежавшие наделению ею в достаточном количестве; распределение же платежей должно было происходить сообразно имуществам и доходам плательщиков («зело крепко по состоянию натуры и обстоятельствам провинций, по цене полевых продуктов и по иным потребным резонам», 1719).

Чисто подушный и сословный (крестьянский) характер подать эта приобрела только после смерти Петра I при Екатерине I, когда собранному ею совету «из шляхетства и иных знатных господ» был поставлен вопрос, «почем впредь крестьянам с души платить» (до 1863 подушную подать платили, правда, еще и мещане). Главным недостатком этого налога было несоответствие размера его платежным силам населения, т. к. сбор постоянно увеличивался, а проектированного Петром I достаточного наделения землей сделано не было. Об этом недостатке говорилось очень давно; так, еще в 1762, т. е. в год издания Жалованной грамоты дворянству, генерал-прокурор Глебов подавал в Сенат заявление о неудобстве подушной подати и предлагал ее отмену. Но серьезно вопрос о преобразовании ее встал только через 100 лет в связи с освобождением крестьян от крепостной зависимости; в 1860 была учреждена податная комиссия для пересмотра системы податей, которая принципиально высказалась за отмену подушной подати. Проект этот, опубликованный в 1869, был представлен на рассмотрение только что учрежденных тогда земств, которые в значительном большинстве высказались в том же смысле, но только предлагали различные заместительные налоги. Вопрос долгое время не решался и, казалось, совсем заглох. Тем выше должна быть признана заслуга министра финансов Н. Х. Бунге, который сумел провести отмену подушной подати. Сначала он предполагал сделать это постепенно, начиная с 1882 в течение семи лет, отыскивая исподволь заменявшие ее источники доходов. В таком смысле и состоялось Высочайше утвержденное 18 мая 1882 мнение Государственного Совета; но затем Бунге решил произвести отмену сразу, что и было осуществлено по закону 1885, суть которого заключалась в следующем: подать подлежала отмене по всей России, кроме Сибири и некоторых окраин; для возмещения же недобора от оставшейся в то время суммы поступлений от подушной подати (из-за происшедшей ранее частичной отмены ее, уменьшившейся приблизительно с 50 млн до 37) предложены были две меры: увеличение на 1 коп. акциза со спирта (9 вместо 8) и повышение оброчной подати для государственных крестьян на величину слагаемой с них подушной, с тем, однако, чтобы это повышение не превзошло величины выкупных платежей бывших помещичьих крестьян (в одних и тех же губерниях), т. к. в средних расчетах по губерниям эти платежи были выше. Оброчная подать по всем губерниям составляла в среднем 56 коп. на десятину, выкупные же платежи бывших помещичьих крестьян (из-за общего и добавочного их понижения) составляли 1 руб. 35 коп., а удельных — 74 коп. Т. к. государственные крестьяне платили подушной подати только 38 коп., значит, с увеличением оброчной на оклад подушной платежи их (56+38=94) были бы в среднем ниже выкупных помещичьих крестьян. Расчеты эти, однако, существенно изменялись при применении их к отдельным губерниям и уездам, а именно, оказывалось, что в некоторых из них выкупные платежи бывших помещичьих крестьян были бы ниже, чем оброчные в совокупности с подушной податью государственных крестьян. Очевидно, тут нельзя было бы повышать оброчную подать на величину отменяемой подушной, не нарушая вышеуказанного взаимоотношения между теми и другими разрядами крестьян. Поэтому при обсуждении вопроса в Государственном Совете был установлен и другой предел: увеличение оброчной подати не должно превышать 45% прежней ее величины. Вместе с тем в состав оброчной подати был как бы включен процент погашения стоимости оплачиваемых ею государственных земель, так что подать эта была превращена в выкупной платеж.

В законодательстве русском н. XX в. под общим названием «Подати» перечислялись частично существующие тогда, частично отмененные, почти личные налоги, а именно: 1) подушная и оброчная; 2) сбор с евреев-земледельцев; 3) подымная подать в Закавказье; 4) подать со скота у киргизов; 5) кибиточная подать; 6) ясак-подать с некоторых бродячих инородцев, уплачиваемая большей частью в натуре мехами и т. п. (мягкой рухлядью). Сбор этот шел в доход государя; 7) заменительные подати вместо исполнения в натуре воинской повинности на Кавказе (своего рода военный налог); 8) особый сбор с приезжавших на Макарьевскую ярмарку в Н. Новгород (сборы с приезжавших на время в другие города и местечки, напр. на различные курорты, не назывались податями или налогами, как идущие на местные нужды, а не в казну; они были или чисто личные, как, напр., в Ялте, или уплачивались сообразно стоимости занимаемого жилого помещения). Характер подушной подати имели все паспортные сборы, т. е. сборы с видов на жительство, кроме местных прописочных, больничных и адресных сборов и разных сословных платежей.


Вопросы налогообложения продаваемого имущества всегда остаются актуальными. Особенно это касается квартир, получаемых в наследство. Чаще всего наследники предпочитают продавать такую жилплощадь. Нужно ли платить налог и можно ли его избежать?

Платится ли налог при продаже доли в квартире, полученной по наследству?

Во-первых, граждане должны знать, что при получении квартиры или доли в ней в порядке наследования налог не исчисляется. Это указано в п.18 ст. 217 НК. Для установления права на освобождение от налога не учитываются родственные отношения. Наследником может быть даже посторонний человек и полученная им доля не будет учитываться при расчете НДФЛ.

При продаже недвижимого имущества (доли в нем), полученного в порядке наследования, учитывается минимальный срок владения. Так, по общему правилу (п.4 ст.217.1 НК) он составляет пять лет. Но п.3 ст.217.1 устанавливаются исключения, когда минимальный срок владения не менее трех лет:

  • имущество получено в дар или по наследству от близкого родственника (степень родства устанавливается Семейным кодексом);
  • право собственности возникло вследствие приватизации;
  • имущество перешло по договору пожизненного содержания с иждивением;
  • продаваемый жилой объект или доля в нем являются для продавца единственным и за ним не зарегистрировано право собственности, в том числе совместной, за другим жилым помещением.

Следуя нормам налогового законодательства, исчислять НДФЛ с продажи доли в наследованной квартире не нужно, когда она находилась в собственности наследника более установленного срока. Это пять лет или три года, если получена от члена семьи или близкого родственника (супруг и супруга, дети усыновленные и родные, родители и усыновители, братья и сестры, дедушки и бабушки, внуки).

Как не платить налог при продаже доли в квартире, полученной по наследству?

Законодательством предусмотрены ситуации, когда наследник освобождается от уплаты налога с дохода при реализации доли в полученной по наследству квартире. В первую очередь нужно правильно рассчитать минимальный срок владения, поскольку дата отсчета в каждом случае разная.

1. Гражданским кодексом (статьи 1114, 1152) устанавливается дата получения наследства. Это дата смерти гражданина, имущество которого наследуется. Соответственно, минимальный период владения будет считаться от даты смерти, а не даты, указанной в документе о праве собственности наследника.

Например, дед умер в декабре 2018 года. В наследство на долю в квартире вступил внук, оформив переход права собственности в феврале 2019 года. Внук относится к числу близких родственников, поэтому на него распространяется правило минимального владения наследованным имуществом в три года. Чтобы не платить НДФЛ, внуку целесообразно продать долю не ранее декабря 2021 года (тогда пройдет три года с даты смерти наследодателя).

2. В отношении совместной собственности супругов позиция исчисления срока установлена письмом Минфина от 30.05.2016 № 03-04-05/30938.

Рассмотрим случай, когда умирает жена, на которую была оформлена доля в квартире, приобретенная в браке в марте 2017 года.

Моментом возникновения права собственности для обоих супругов считается дата приобретения совместного имущества, независимо от того, на кого это право оформлено. После смерти жены в 2021 году имущество перешло по наследству к мужу, но датой начала владения им остается март 2017 года.

Супруг вправе продать долю в квартире без налогообложения, поскольку с 2017 года уже прошло более трех лет.

3. По доле в имуществе, наследуемой другим совладельцем, читаем письмо Минфина от 24.10.2013 № 03-04-05/45015. Изменение состава собственников долевого имущества не прекращает право собственности на него других дольщиков.

Для примера рассмотрим ситуацию, когда в результате приватизации квартиры мать и дочь стали совладельцами по ½ доли в имуществе. Приватизация и право собственности были оформлены в 2017 году.

В феврале 2021 года умирает мать и ее доля переходит к дочери по наследству. Минимальный срок владения продолжает исчисляться с 2017 года. Поэтому дочь вправе продать квартиру без уплаты НДФЛ, поскольку три года прошло.

Нюансы

За гражданином остается обязанность исчислить и оплатить налог с дохода от продажи доли в наследованной квартире, если имущество не находилось в собственности необходимый минимальный срок. Тогда потребуется составить и подать в налоговый орган декларацию.

Налогоплательщик вправе воспользоваться вычетом, позволяющим уменьшить размер налога:

  • предоставить документы о приобретении продаваемого имущества и уменьшить налоговую базу на сумму затрат. Для наследуемой квартиры этот вариант не работает, поскольку наследник не покупал ее;
  • воспользоваться стандартным вычетом в 1 миллион рублей. При продаже доли в квартире, полученной в наследство, такое налоговое послабление применимо. Но использовать его можно только по одному объекту не чаще раза в год. Если стоимость доли окажется меньше или равна 1 млн. рублей, то исчислять налог будет не с чего и платить ничего не придется.

Если продается долевая квартира одновременно каждым из сособственников, выгоднее оформить сделку разными договорами с указанием доли конкретного владельца. Тогда каждый сможет применить вычет в 1 млн. рублей к своей доле и существенно снизить налог или даже его избежать.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Споры о том, необходимо ли церкви платить налоги ведутся уже более 10 лет. Многие активисты, считающие, что РПЦ чрезмерно активно пропагандирует свои ценности, пытаются опорочить образ этой религиозной организации тем, что она собирает большое количество взносов с граждан и делит между собой. Разберемся, платит ли церковь в России основные налоги.

Доходы церкви

Согласно данным из официальных источников, церковь живет на самообеспечении, так как по Гражданскому кодексу она относится к некоммерческим предприятиям (статья 117). Основной целью такой организации не является получение прибыли. Ее доходы складываются из:

  • прибыли за продажу свечей, утвари и книг;
  • пожертвований;
  • платы за требы и поминовения;
  • тарелочно-кружечного сбора.

Кроме того, под контролем православной церкви находится несколько коммерческих предприятий, о них они так же получают доходы. Это не запрещено ФЗ № 125, а именно его статьей 23. На эти деньги содержится более 19 тысяч приходов.

Мы говорим только об основной церкви, но подобные доходы и льготы имеет практически каждая религиозная организация в нашей стране. Сюда относятся приходы других конфессий, культы и секты.

Какие строения на дачном участке облагаются налогом

Мнение большинства

Большинство считает, что взносы в казну государства религиозные организации не делают. Таким образом, у подобных компаний на счетах находятся миллиардные состояния, которые никем не контролируются.

Осуждаются не только налоговые льготы, имеющиеся у церквей, но и другие послабления, которыми наградило их государство:

  • освобождение от платы за коммунальные услуги;
  • бесплатная подача электроэнергии.

Политика РПЦ в разных вопросах тоже вызывает немало споров. В некоторых храмах можно встретить объявления о необходимости покупать свечи именно у них, другие якобы поставить перед иконами нельзя. Пока есть такие прецеденты, споры вокруг экономического положения церкви будут вестись. Стоит отметить, что вопрос налогообложения религиозных организаций стоит остро уже не один десяток лет. Активисты считают, что раз такие сообщества находятся в государстве, то они должны жить и вести деятельность по его правилам.

В истории РПЦ уже встречались случаи, когда священнослужители утрачивали льготы. Яркий пример тому – табачный скандал, после которого Алексий II попросил отменить таможенную льготу для церкви. Неизвестно, не отменятся ли под давлением общества и налоговые послабления. Стоит отметить, что не все граждане России настроены против церкви и послаблений для нее. Некоторые считают, что государству не стоит брать с религиозных предприятий деньги, так как долгие годы они находились на самообеспечении.

Как дела обстоят на самом деле

Сложившийся миф, что религиозные организации живут за счет государства, можно развеять, если подробно изучить Налоговый кодекс. Действительно, у церкви есть несколько послаблений, но она является исправным налогоплательщиком. Разберем подробно каждый вид взносов, который ее касается:

  1. При расчете налога на прибыль не учитываются средства, полученные церковью целевые поступления, то есть доходы от продажи книг, утвари и совершения обрядов. Действительно налоговая база становится значительно меньше, но полностью от уплаты взносов в бюджет РПЦ и подобные ей предприятия не освобождаются. Полностью платятся пошлины с доходов коммерческих дочерних компаний. Вычитаются из базы и полученные от юридических и физических лиц добровольные пожертвования. Таким образом, религиозные организации платят подоходные взносы, но не в полном объеме. Регулируется это статьей 251 НК РФ. К слову, большинство их дочерних компаний, находятся на упрощенном налогообложении.
  2. Часть операций церкви облагается НДС. В бухгалтерии они проводятся на отдельном счете. Большинство же продаж в церковной лавке не входит в круг действия этой пошлины. Не нужно платить НДС с реализации населению книг, утвари, масла, крестов, свечей и крестильных наборов. Эта льгота прописана в 21-й главе НК, а именно в статье 149.
  3. Имущественные налоги так же платятся не в полном объеме. Не нужно вносить взносы в бюджет со зданий, которые используются для религиозных целей: храмы, монастыри, приходы, школы.
  4. Никаких льгот нет на акцизные товары, например, вино, которое производят в монастырях, облагается сборами в полном объеме.
  5. От уплаты земельного налога религиозные объединения освобождены, то есть они не отдают государству ежегодно деньги за владение участками под церквями, монастырями и другими зданиями, в том числе и коммерческими.
  6. Льгот по транспортному налогу у религиозных предприятий нет, так как этот взнос является региональным.

Размер налога на квадроцикл

Таким образом, церковь является плательщиком налогов, но вносит в казну государства она значительно меньше взносов, чем рядовое предприятие. Стоит отметить, что физические лица, работающие на религиозное предприятие, могут не беспокоиться – за них проводятся все отчисления в государственные и внебюджетные фонды. Соответственно, не надо самостоятельно подавать декларацию 3-НДФЛ или беспокоится за пенсионные накопления.

Россия является одним из немногих государств, в которых церковь платит взносы в казну. Некоторые религиозные объединения в США, Индии, Швеции, Польше, Великобритании и других европейских стран освобождены от необходимости вносить любые взносы в бюджет.

Читайте также: