Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов

Опубликовано: 14.05.2024

Налогоплательщики, а также плательщики сборов, имеют сле­дующие права:
получать от налоговых органов по месту учета бесплатную ин­формацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы зако­нодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их долж­ностных лиц;
получать от налоговых органов и других уполномоченных го­сударственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
использовать налоговые льготы при наличии оснований и в по­рядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвести­ционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установ­ленных НК РФ;
на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплачен­ных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
представлять налоговым органам и их должностным лицам по­яснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими дей­ствий в отношении налогоплательщиков;
не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
требовать соблюдения налоговой тайны;
требовать в установленном порядке возмещения в полном объ­еме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их долж­ностных лиц.

Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, уста­новленным законодательными актами.
На налогоплательщиков (плательщика сборов) в соответствии с налоговым законодательством РФ возлагаются следующие обязанности:
уплачивать законно установленные налоги;
встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность преду­смотрена законодательством о налогах и сборах;
представлять в налоговый орган по месту учета в установлен­ном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотре­на законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтер­скую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бух­галтерском учете";

представлять налоговым органам и их должностным лицам в слу­чаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
выполнять законные требования налогового органа об устране­нии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;
в течение 4-х лет обеспечивать сохранность данных бухгалтер­ского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полу­ченные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
• нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики-организации и индивидуальные предпринима­тели помимо перечисленных обязанностей обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
об открытии или закрытии счетов - в 10-дневный срок;
• обо всех случаях участия в российских и иностранных органи­зациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
обо всех обособленных подразделениях, созданных на террито­рии РФ, - в срок не позднее одного месяца со дня их созда­ния, реорганизации или ликвидации;
об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее 3-х дней со дня приня­тия такого решения;
об изменении своего места нахождения или места жительства ­в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.

2.4. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. К организациям относятся:

§ российские организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;

§ иностранные организации – иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.

НК РФ определяет особую категорию лиц. Это так называемые взаимозависимые лица, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Взаимозависимость лиц устанавливается в определенных случаях:

а) если одно лицо участвует в имуществе другого лица (организации) и доля такого участия составляет более 20 %;

б) если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

в) если лица состоят в отношениях брака, родства, свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;

г) в других случаях по решению суда, когда налоговым органом представлены доказательства подконтрольности лиц.

Права налогоплательщиков можно условно разделить на три группы.

Первую группу составляют права, обеспечивающие правильное, надлежащее исполнение обязанности по уплате налогов:

а) право получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

б) право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Вторая группа прав обеспечивает учет экономических интересов налогоплательщика при уплате налогов:

а) право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

б) право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК;

в) право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов. За несвоевременный возврат средств из бюджета организация получит проценты за задержку. Сумма процентов (П) определяется по формуле:

П = СН * С/ 365 * ПП,

где СН – сумма средств к возврату из бюджета;

С – действующая ставка рефинансирования;

ПП – период просрочки в днях.

Третья группа объединяет процессуальные права налогоплательщиков при осуществлении налогового контроля:

а) право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

б) право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

в) право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

г) право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;

д) право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении плательщиков;

е) право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

ж) право обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

з) право требовать соблюдения налоговой тайны;

и) право требовать возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Помимо основной обязанности налогоплательщика – уплачивать установленные законом налоги – существуют и иные. В частности, налогоплательщики обязаны:

а) стать на учет в органах ФНС РФ, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

б) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

в) представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

г) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

д) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;

е) в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

На организации и индивидуальных предпринимателей, помимо прочего, возложена обязанность сообщать в соответствующий налоговый орган:

а) об открытии или закрытии счетов;

б) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях;

в) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ;

г) о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации;

д) об изменении своего местонахождения.

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя.

Законными представителями налогоплательщиков – физических лиц признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Законными представителями налогоплательщиков – организаций являются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками налоговых отношений.

Налоговые агенты – лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Предприятия (учреждения, организации) выполняют функции налоговых агентов при исчислении, удержании и перечислении НДФЛ по отношению к физическим лицам, налога на доходы - к иностранным юридическим лицам и т.д.

Налоговые агенты обязаны:

а) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

б) сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

в) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

г) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных НК, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:

ü с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете (с 2007г. уплата налогов наличными для организаций не применяется);

ü после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;

ü с момента удержания налога налоговым агентом (если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на него).

Обязанность по уплате налога и сбора прекращается:

1) с уплатой налога и сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Срок для исполнения данного требования – не менее 10 рабочих дней.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в КБ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства организации на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк инкассового поручения на списание и перечисление необходимых денежных средств.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся к уплате суммы налога.

Решение о взыскании доводится до сведения организации в срок не позднее 5 дней после вынесения. Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) или валютных счетов, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Взыскание налога с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату продажи валюты.

Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем его получения (с рублевых счетов), и не позднее двух операционных дней – с валютных счетов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или отсутствии информации о счетах налоговый орган вправе взыскать налог, пени и штрафы за счет иного имущества. Взыскание налога за счет имущества организации производится по решению руководителя налогового органа путем направления (в течение 3-х дней с момента вынесения решения) соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения.

Исполнительные действия должны быть совершены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему постановления.

Взыскание налога за счет имущества организации производится последовательно в отношении:

Ø наличных денежных средств;

Ø имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

Ø готовой продукции (товаров), сырья и материалов, станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств.

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества организации и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

Налоговыми органами в РФ являются Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ и ее территориальные подразделения. В определенных случаях полномочия налоговых органов выполняют таможенные органы.

Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, налоговых агентов;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего ему имущества;

7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени, с 01.01.2007г. имеют право взыскивать штрафы с организаций и предпринимателей, не обращаясь с иском в суд;

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, налоговых агентов и инкассовых поручений налоговых органов о списании с их счетов сумм налогов и пени;

12) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

13) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством;

о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите.

Налоговые органы наравне с судьями вправе устанавливать обстоятельства, смягчающие или отягчающие налоговую ответственность за совершение налогового нарушения.

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством, НК.

Предусмотрена ответственность налоговых и таможенных органов за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги.

Плательщиками сбора признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать сборы.

Права налогоплательщика и плательщика сборов совпадают. В НК для указанных лиц названы такие права:

– право на информацию (подп. 1, 9 п. 1 ст. 21);

– на получение официального письменного разъяснения (подп. 2 п. 1 ст. 21);

– на управление собственными налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент) (подп. 3, 4 п. 1 ст. 21);

– на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения (подп. 5 п. 1 ст. 21);

– лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях (подп. 6, 8, 15 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 26);

– давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений (подп. 7 п. 1 ст. 21);

– на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений (подп. 10, 13п. 1 ст. 21);

– не соблюдать незаконные предписания и требования (подп. 11 п. 1 ст. 21);

– на обжалование (подп. 12 п. 1 ст. 21);

– на возмещение неправомерно нанесенных убытков (подп. 14 п. 1 ст. 21);

– на защиту нарушенных прав и законных интересов (ст. 22).

Право на информацию означает возможность налогоплательщика беспрепятственно бесплатно (в том числе в письменной форме) получать от налоговых органов по месту своего учета информацию. Установленное право налогоплательщика на информацию включает и процедуру бесплатного получения этим лицом необходимых бланков отчетности и разъяснений о порядке их заполнения. Право налогоплательщика получать соответствующие бланки и требовать разъяснений о порядке их заполнения теперь применимо только в отношении налоговых деклараций и налоговых расчетов.

Право на получение официального письменного разъяснения означает возможность налогоплательщика или плательщика сбора получить от налоговых и других уполномоченных государственных органов официальные письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Состав компетентных органов, в которые налогоплательщик имеет возможность обратиться за разъяснениями, зависит от вида самого нормативного правового акта. Он имеет право получать письменные разъяснения по вопросам применения:

– законодательства РФ о налогах и сборах – от Минфина России;

– законодательства субъектов РФ о налогах и сборах – от финансовых органов, созданных в субъектах РФ по решению региональной власти;

– нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах – от органов местного самоуправления.

Лицо, нарушившее действующее законодательство, следуя официально полученному разъяснению компетентного органа, не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Право на налоговый менеджмент предполагает возможность управления налогоплательщиком (плательщиком сборов) собственными выплатами налогового характера, в частности:

– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– изменять срок уплаты налога, сбора, а также пени путем получения отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита;

– досрочно исполнить обязанность по уплате налогов.

Налоговый менеджмент означает:

– систему управления налоговыми обязательствами и выплатами налогоплательщика, а также ресурсами, составляющими его налогооблагаемую базу;

– деятельность налогоплательщика, направленную на повышение эффективности его взаимодействия с государственным механизмом налогообложения.

Существует три базовых компонента налогового менеджмента: налоговая логистика; налоговая оптимизация; налоговая минимизация. Каждый из них является разновидностью налогового менеджмента и имеет свои особенности.

Налоговая логистика – это деятельность, заключающаяся в управлении ресурсами налогоплательщика для достижения приемлемых размеров налоговых выплат. Цель налоговой логистики – первоначальная организация определенного направления деятельности налогоплательщика, с тем чтобы легальными путями достичь того уровня налоговых выплат, при котором реализуемый проект или осуществляемая операция останутся экономически целесообразными. Методики налоговой логистики предусматривают возможность легального использования налогоплательщиком всех предоставленных законодательством льгот и налоговых освобождений. Осуществление комплекса мероприятий в ходе реализации указанных методик может принимать различные формы и содержание в зависимости от конкретного этапа, на котором они осуществляются.

Налоговая оптимизация – вид деятельности, осуществляемый путем оптимизации схемы, порядка, размера, сроков (периодов) налоговых и других обязательных выплат в бюджеты различных уровней с целью создания наиболее благоприятной модели исполнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств. Налоговая оптимизация состоит из фактических и аналитических действий, позволяющих оптимизировать уплату налоговых платежей без изменения их размеров. Это касается сокращения косвенных издержек при уплате налогов, а также создания наиболее удобных условий для совершения налоговых выплат. В результате применения методик налоговой оптимизации уплата налогов будет произведена в наиболее удобный для налогоплательщика срок (с учетом требований налогового законодательства).

Налоговая минимизация – это любые целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему в максимальной степени уменьшить обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов и других платежей. Ее целью является максимальное снижение издержек, связанных с уплатой налоговых отчислений.

Право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения означает своевременный зачет или возврат налогоплательщику (плательщику сборов) сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, пеней, штрафов.

Право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях означает право налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя.

Право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений означает возможность налогоплательщика (плательщика сборов) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов и актам проведенных налоговых проверок.

Право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений дает возможность налогоплательщикам (плательщикам сборов) требовать от иных участников налоговых правоотношений соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий по отношению к данному налогоплательщику (плательщику сборов) и соблюдения и сохранения налоговой тайны.

Право не соблюдать незаконные предписания и требования дает налогоплательщикам (плательщикам сборов) возможность не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК или иным федеральным законам.

Право на обжалование означает возможность налогоплательщика (плательщика сборов) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов; акты иных уполномоченных органов; действия (бездействие) должностных лиц указанных органов.

Право на возмещение неправомерно нанесенных убытков позволяет налогоплательщикам (плательщикам сборов) возместить в полном объеме убытки, причиненные незаконными решениями налоговых органов и незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Право налогоплательщика на защиту нарушенных прав и законных интересов конкретизировано нормами ст. 22 НК. В ней налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантирована административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК и иными федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Обязанности налогоплательщика и плательщика сборов по своему составу не совпадают. НК содержит открытый перечень обязанностей налогоплательщика и плательщика сборов, который может быть дополнен в иных актах законодательства о налогах и сборах.

Например, налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, определенные таможенным законодательством РФ.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая ответственность предусмотрена в НК, КоАП и УК.

Единственная обязанность плательщика сборов, о которой прямо говорится в статье 23 НК, состоит в необходимости уплачивать законно установленные сборы. Помимо этой обязанности плательщики сборов несут и иные обязанности, установленные законодательством РФ о налогах и сборах.

Для налогоплательщиков в статье 23 НК установлены обязанности:

– уплачивать законно установленные налоги (п. 1 ст. 3 и подп. 1 п. 1 ст. 23 НК);

– встать на учет в налоговых органах (подп. 2 п. 1 ст. 23 НК);

– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения (подп. 3 п. 1 ст. 23 НК);

– информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (подп. 4–6 п. 1 ст. 23 НК);

– выполнять законные требования налогового органа (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК);

– обеспечивать сохранность документов и информации о своей деятельности (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК).

Эти обязанности в равной степени распространяются на всех налогоплательщиков. Помимо этих универсальных обязанностей, в ст. 23 НК закреплены также дополнительные обязанности для отдельных категорий налогоплательщиков:

– из числа организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 23 НК);

– для нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 3 ст. 23 НК).

Обязанность уплачивать законно установленные налоги (сборы) означает, что налогоплательщик или плательщик сбора обязаны самостоятельно уплачивать законно установленный налог или сбор, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Основания, при которых у налогоплательщика возникает обязанность встать на учет в налоговых органах определены в ст. 83 НК, а порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета – в ст. 84 НК.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основе полученной налоговым органом информации либо на основании заявления физического лица.

Обязанность ведения в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения наступает, только если это прямо предусмотрено в законодательстве о налогах и сборах.

Обязанность информирования налоговых органов и их должностных лиц о результатах своей деятельности состоит в предоставлении им в установленном порядке налоговой отчетности, а также при необходимости – иной информации и документов о своей деятельности.

Обязанность выполнять законные требования налогового органа означает для налогоплательщика необходимость:

– не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей;

– устранить выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах.

В отношении указанной обязанности налогоплательщики наделены компенсирующим правом не соблюдать незаконные предписания и требования.

Обязанность обеспечивать сохранность документов и информации о своей деятельности означает, что налогоплательщик в течение четырех лет должен сохранять у себя документы, содержащие:

– данные бухгалтерского и налогового учета;

– информацию, подтверждающую получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов;

– иную информацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов.

Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на основании п. 3 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» несет руководитель организации.

Личное участие налогоплательщиков и сборщиков налогов и сборов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает их права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает указанных лиц права на личное участие в указанных правоотношениях.

Налоговый кодекс предусматривает два вида представительства:

Законное представительство осуществляется законным представителем. Полномочия законного представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК и иными федеральными законами.

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченное представительство осуществляется уполномоченным представителем.

Уполномоченным представителем налогоплательщика (плательщика сборов) считается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками налоговых отношений.

Уполномоченными представителями не могут быть:

– должностные лица налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и органов внутренних дел;

Уполномоченный представитель организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Уполномоченный представитель физического лица может осуществлять свои полномочия на основании:

– нотариально удостоверенной доверенности;

– доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

1.1. Налогоплательщики - физические лица вправе также представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации организована такая возможность, в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрены представление в налоговые органы и получение от налоговых органов таких документов (сведений) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

При представлении налогоплательщиком - физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг днем их представления считается дата их приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом налогоплательщику - физическому лицу многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг выдается расписка или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений).

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.

4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Читайте также: