Практика налогообложения альтернативных исламских финансов в странах запада

Опубликовано: 25.04.2024

Нетрадиционные финансы, известные избранным

В ближайшие месяцы в казахстанском законодательстве будет прописана возможность использовать исламское финансирование. Однако потребителям еще предстоит разбираться во всех особенностях финансов по законам шариата, и популярность этих продуктов пока вызывает скепсис у участников рынка

М ажилис парламента Казахстана 4 февраля на пленарном заседании согласился с поправками сената в законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования». Таким образом, считается, что документ принят парламентом и в виде закона направлен на подпись президенту.

Законопроект предусматривает изменения в Гражданском кодексе, Налоговом кодексе, законах о банках и банковской деятельности, рынке ценных бумаг, инвестиционных фондах и некоторых других. Целью данного законопроекта является внедрение в Казахстане инструментов исламского финансирования.

Среди основных аргументов в пользу внедрения исламского финансирования в Казахстане: появление альтернативных форм инвестирования, расширение линейки банковских продуктов, развитие рынка ценных бумаг, привлечение в Казахстан исламских инвестиций из стран Ближнего Востока Азии.

Идею исламского финансирования в Казахстане начали развивать не случайно, толчком послужили положительные тенденции этого сектора за рубежом. Мировой рынок исламского финансирования ежегодно растет на 15%. Исламский банкинг практикуют более 400 финансовых институтов мира, а его годовые обороты составляют примерно 750 млрд долларов. Как рассказали в швейцарской компании Encore Management S. A., исламское финансирование практикуется как в странах с юридической системой, полностью отвечающей нормам шариата (Иран, Саудовская Аравия, Судан и т.д.), в странах с частично исламской юридической системой (Малайзия, Бахрейн, Пакистан и пр.), так и светских странах (Великобритания, Сингапур, США и другие).

«Потенциал для данного вида банкинга в Казахстане довольно велик, и мы предполагаем, что доля рынка может достигнуть 20% в течение короткого времени, как, например, мы видим в Малайзии», - рассказывает финансовый аналитик Kausar Consulting Бауыржан Сагымбай.

Как уверяют инициаторы внедрения в Казахстане исламского финансирования (правительство и некоторые компании финансового сектора), появление в нашей стране такого вида финансирования даст бизнесу новые источники фондирования, менее рискованные и более удобные по условиям - инвесторам новые инструменты для вложений, а также положительно скажется на устойчивости финансовой системы. При условии, конечно, что исламские финансовые продукты приживутся на казахстанском рынке. Пока что делаются только первые пробные шаги в сторону работы с исламскими финансами, и велика вероятность того, что исламские финансовые продукты будут занимать лишь незначительную долю в местном финансовом секторе, поскольку потребители пока не знают и не понимают всех выгод от использования этих продуктов.

Исламский банк в законе

По сути, основное, что было сделано в новом законопроекте - зафиксировано само понятие исламского финансирования. Например, в законе о банках надо было указать, что может существовать исламский банк, указать, что на рынке могут обращаться исламские ценные бумаги или что может существовать исламский инвестиционный фонд. потребовались и существенные развернутые оговорки в действующих законах. Пожалуй, больше всего поправок пришлось вносить в закон «О банках и банковской деятельности» в связи с появлением в казахстанском законодательстве такого термина, как «исламский банк». Деятельность этого банка второго уровня будет отличаться от традиционной.

Исламский банк не вправе взимать вознаграждение в виде процентов, гарантировать возврат инвестиционного депозита или доход по нему, финансировать (кредитовать) деятельность, связанную с производством или торговлей табачной, алкогольной продукцией, оружием и боеприпасами, игорным бизнесом, порноиндустрией, а также иные виды предпринимательской деятельности, финансирование которых запрещено Советом по принципам исламского финансирования.

В каждом исламском банке в обязательном порядке создается такой совет. Он следит за тем, чтобы операции банка соответствовали нормам исламского финансирования.

Если традиционные банки выделяют средства на принципах срочности, возвратности и платности, то исламские банки выдают кредиты в денежной форме на условиях срочности, возвратности и без взимания вознаграждения в виде процента. Например, при предоставлении коммерческого кредита исламский банк обязуется приобрести согласованный с клиентом товар у третьего лица - продавца товара и продать этот товар клиенту в кредит на условиях оплаты товара через определенное время (на условиях отсрочки или рассрочки платежа).

При обычном кредитовании компания должна возвращать кредит с учетом установленного процента при любых обстоятельствах. В исламском банкинге, если проект компании не удался, банк теряет деньги вместе с компанией. Партнерские схемы финансирования позволяют исламскому банку, помимо прочего, контролировать, куда идут его деньги.

Отличительной чертой исламского финансирования является то, что для получения дохода финансовый институт должен быть участником проекта, разделяя риски и премии предприятия, а участвуя в торговле, извлекать прибыль из разницы между себестоимостью товара и ценой его реализации.

Отлична от традиционной и работа с депозитами. Для защиты депозиторов банков второго уровня все эти банки в принудительном порядке являются участниками системы обязательного гарантирования депозитов. Исламский банк не является участником системы обязательного гарантирования депозитов, и депозиты в исламском банке не гарантируются этой системой. Такая позиция также имеет свои причины. По действующему определению, депозит - это деньги, передаваемые одним лицом другому на условиях их возврата в номинальном выражении независимо от условий размещения депозита.

В исламском банке есть два основных вида депозита. Первый - беспроцентный депозит до востребования - это депозит на обычных для коммерческих банков условиях, за исключением условий по выплате вознаграждения. Второй - инвестиционный депозит. По договору об инвестиционном депозите исламский банк обязуется принимать деньги клиента на определенный срок без гарантии их возврата в номинальном выражении. Доход по таким депозитам будет выплачиваться в зависимости от результатов использования банком переданных денег.

Вознаграждение исламского банка определяется в виде части дохода, полученного от использования привлеченных денег. Вознаграждение может быть выплачено только за счет дохода от использования денег по инвестиционному депозиту. В случае отсутствия дохода исламский банк теряет свое право на вознаграждение. Таким образом, условия договора об инвестиционном депозите не могут предусматривать гарантированный размер дохода по депозиту или вознаграждения исламского банка.

Принцип партнерского участия в финансовых проектах банка и клиента - основополагающий во всем исламском банкинге. Так, финансирование предпринимательской деятельности и осуществление инвестиционной деятельности на условиях лизинга происходит за счет собственных денег банка и денег, привлеченных на инвестиционные депозиты. При этом исламский банк и клиенты по инвестиционному депозиту приобретают право общей долевой собственности на имущество, приобретенное за счет их денег, а исламский банк выступает участником общей долевой собственности и доверительным управляющим, осуществляющим управление имуществом, которое относится к общей собственности.

Исламское финансирование работает, как правило, только в производственных целях (банк выступает в качестве партнера либо в качестве трастового фонда); банк и клиент разделяют прибыли и убытки от проектов согласно договоренности и соизмеримо прилагают усилия для достижения прибыльности проектов. Также надо отметить, что исламские банки обычно предпочитают менее рисковые инструменты, приносящие стабильный доход.

И тому подобное

Общие нормы описанной работы распространяются и на исламские инструменты на рынке ценных бумаг. У исламских ценных бумаг есть две основные отличительные черты: при их выпуске эмитент не вправе начислять вознаграждение в виде процентов от стоимости ценных бумаг, а также гарантировать доход по ценным бумагам; средства, полученные в результате выпуска и размещения исламских ценных бумаг, не должны быть направлены на финансирование запрещенных видов деятельности по Корану (таких же, что и при банковском финансировании).

Среди ценных бумаг, которые получат возможность обращаться в Казахстане: акции и паи исламских инвестиционных фондов, исламские арендные сертификаты, исламские сертификаты участия. Держатели исламских арендных сертификатов имеют право на получение доходов по договору аренды (финансового лизинга).

Исламские сертификаты участия выпускаются с целью использования привлеченных средств для организации нового инвестиционного проекта, развития существующего инвестиционного проекта или финансирования предпринимательской деятельности. Прибыль распределяется между инвесторами. Также появилось понятие «исламский инвестиционный фонд» - акционерный инвестиционный фонд либо закрытый паевой инвестиционный фонд, осуществляющий инвестирование активов фонда с соблюдением принципов исламского финансирования.

Надо также отметить, что в законопроекте, в принципе, не встречаются такие термины, как мурабаха, мушарака, иджара, сукук и другие, свойственные для описания операций и продуктов в исламском финансировании. Вместо сукук речь идет об исламских ценных бумагах, вместо мурабаха - торговое финансирование, вместо иджара - лизинг (аренда) в рамках инвестиционной деятельности исламских банков и т.д.

Снятие пробы

Некоторые казахстанские банки уже работали с исламским финансированием. В 2006 году Банк ЦентрКредит подписал соглашение о привлечении исламского финансирования мурабаха на сумму 38 млн долларов. В 2007−м Альянс Банк привлек кредит также по системе мурабаха на сумму 150 млн долларов. Летом 2007−го БТА Банк закрыл сделку исламского финансирования вакала на сумму 250 млн долларов. Это стандартные суммы для банковских внешних займов, однако в масштабах банковского сектора, где сумма займов от финансовых организаций (в том числе зарубежных) превышает 15 млрд долларов, это не так уж много. Банки крайне редко используют исламские займы, в основном для диверсификации базы фондирования.

Кроме того, в 2007 году БТА Банк и Emirates Islamic Bank (ОАЭ) договорились о создании в Казахстане исламского банка, который будет работать по принципам шариата. Открыть его предполагалось в 2009 году.

BNP Paribas и Encore Management S.A. совместно с Kausar Consulting в конце января текущего года предложили на казахстанском рынке возможность приобрести новый финансовый инструмент сукук, в данном случае идет речь об исламских среднесрочных облигациях.

В компании Kausar Consulting отмечают, что потенциальными инвесторами в эти бумаги являются банки, страховые компании, пенсионные фонды и управляющие компании.

В данный момент казахстанскому рынку предложены два продукта, это Darahim Sukuk Fund объемом 20 млн долларов и Sanad Sukuk Fund, который не имеет ограничений по объему инвестиций.

Как рассказал управляющий директор Kausar Consulting Едигей Алпысбай, это первое предложение с небольшим объемом для институциональных инвесторов Казахстана, которые смогут попробовать данные инструменты на вкус. «Я думаю, что этот продукт должен быть интересен казахстанским инвесторам. В зависимости от спроса впоследствии могут быть и другие выпуски таких бумаг. А это пробный выпуск с целью понять спрос на рынке».

Среди принципиальных особенностей исламского финансирования можно отметить следующие: запрет спекуляции, т.е. на принятие и выплату вознаграждения в виде процентов; разделение рисков между участниками сделки; инвестиции в реальное производство; движение денег против движения реальных активов; запрет финансирования деятельности, не отвечающей нормам шариата.

Пригодится, наверное

«На мой взгляд, основная проблема заключается в ментальности казахстанских инвесторов. Необходимо время, чтобы инвесторы почувствовали вкус к исламским финансам», - говорит Бауыржан Сагымбай.

После принятия закона в Казахстане можно будет создать исламский банк, чем уже сейчас занимается БТА Банк со своими партнерами. Такой банк будет тщательно следить за деньгами, отданными в кредит, и участвовать в качестве партнера во всех проектах своего финансирования, что в целом не характерно для нынешней банковской системы. А депозиты, которые в Казахстане принято считать надежным средством сбережения, в этом банке не только не будут иметь гарантированного процента, но даже и гарантии возврата самого депозита. Все это достаточно сильно противоречит традиционным представлениям о работе банка и может быть непривычным для казахстанских клиентов. Что касается, например, рынка ценных бумаг, то пока далеко не все профессиональные участники этого рынка понимают все особенности исламских инструментов и представляют, как их использовать и как на них зарабатывать. Специалистов в области исламского финансирования в Казахстане можно пересчитать по пальцам.

Как рассказали в одной из управляющих компаний, исламские ценные бумаги достаточно интересный продукт, но в силу недостатка информации едва ли быстро наберут популярность. Кроме того, в условиях кризиса, когда рынок испытывает дефицит ликвидности, эксперименты с новыми инструментами не практикуются.

Казахстан никогда не славился большой общиной мусульман, живущих по законам шариата, и пока неизвестно, насколько казахстанские потребители финансовых услуг смогут оценить новую финансовую концепцию.

Очевидно, что в первую очередь исламское финансирование заинтересует клиентов, ведущих инвестиционную деятельность. Определенную начальную массу исламское финансирование в Казахстане соберет, поскольку любой финансовый портфель по сложившимся традициям должен содержать долю альтернативных активов (как правило, от 5%), а компании нуждаются в наличии альтернативных источников фондирования. Исламские продукты смогут предложить на рынке необходимое альтернативное финансирование. Эксперты сходятся во мнении, что исламские инвестиционные продукты будут интересны пенсионным фондам. Последние обычно вкладывают крупные суммы в каждый выбранный инструмент, и если их действительно заинтересуют исламские ценные бумаги, то они вполне могут обеспечить первоначальный рынок нового продукта. По закону они смогут делать такие инвестиции.

В 2007 году, когда начался процесс разработки нового закона и внедрения исламского финансирования, в Агентстве финансового надзора (АФН) полагали, что доля исламского финансирования на казахстанском финансовом рынке может составлять 5-7%. Но даже сами регуляторы называют эту цифру амбициозной. Таким образом, едва ли исламское финансирование в ближайшие годы будет оказывать заметное влияние на казахстанский рынок.

Василий Калабин , корреспондент «Эксперт Казахстан»


Как новая финансовая индустрия, о которой еще полвека назад никто не знал, выросла до 2,5 триллионов долларов США?

В этой статье мы расскажем о том, что такое исламские финансы и почему они интересны не только мусульманам.

Исламский банкинг, который иначе именуют ‘альтернативным’ или ‘партнерским’, представляет собой финансовую систему, основанную на принципах исламского права (шариата).

Главенствующие принципы исламских (этических) финансов базируются не только и не столько на максимизации прибыли, сколько на таких понятиях, как справедливость, сотрудничество и взаимопомощь.


Ислам не приемлет ‘zero-sum game’, в которой одна сторона выигрывает только тогда, когда другая теряет, а поддерживает ‘win-win situation’, в которой ты искренне заинтересован в успехе своего клиента/партнера, что прямо скажется на твоей прибыли.

Таким образом, забегая вперед, скажем, что форварды, опционы и свопы в их классической форме запрещены. Но об этом позже.

Отличие исламского банкинга от конвенционального

1. Легислатура. Исламская финансовая система базируется на предписаниях, изложенных в Коране и Сунне, а не на светских законах.

2. Запрет использования процентов. Исламские банки не начисляют процентов по своим кредитам и депозитам, а используют иные способы заработка.

3. Финансирование дозволенной деятельности. В Исламе запрещено прямо или косвенно участвовать в бизнесе компаний, занимающихся противоречащей шариату деятельностью (например, азартные игры, производство и сбыт свинины, алкоголя, фильмов для взрослых и т.д.).

4. Разделение рисков, прибылей и убытков. В отличие от обычных банков, которые совершенно безразличны к экономическим успехам/неудачам своих клиентов, а заинтересованы только в получении фиксированного дохода по выданным им кредитам, исламские фининституты непосредственно участвуют в экономических отношениях своего клиента, не только разделяя с ним прибыль, но и неся вместе с ним риски. Таким образом, как вы можете понять, ‘префы’ в Исламе запрещены.

5. Запрет неопределенности и гэмблинга. Шариат требует вступать только в те договорные отношения, условия которых четко оговорены. Например, данный принцип не соблюдается при заключении опционных или ‘коротких’ сделок, поскольку потери одного контрагента теоретически могут быть бесконечны.

6. Привязка к реальным активам. Исламские банки совершают только те сделки, которые имеют экономический смысл. Торговля деривативами и прочими инструментами в спекулятивных целях запрещена, однако в некоторых случаях разрешена в качестве инструмента хеджирования.

7. Запрет на продажу чужой собственности. Исламские банки не имею права продавать то, что не находится в их собственности. В связи с этим запрещено использование кредитных плеч и шорт-сделок.

Суть исламского банкинга

Может показаться, что цель исламских финансов – наложение максимального количества запретов в отношении банков, но это неверно.

Важно понимать, что Ислам предполагает не только ритуальную часть, но также социальную, экономическую и многие другие. В связи с этим, исламский банкинг старается обеспечить те условия, в которых экономика будет здоровой и устойчивой. Именно по этой причине запрещено использование плеч, спекулятивных инструментов, волатильных деривативов и т.д., которые приводят к шаткости финансовой системы, и, наоборот, Исламом поощряются торговые отношения, инвестиции, производство.

Исламские банки, в частности, заинтересованы не в обложении кредитора долговым бременем, и, если повезет, взысканием с него штрафов и пеней, а, напротив, в его благополучии, ведь чем лучше дела у клиента (партнера), тем выше маржинальность банков.

Однако, если исламский банк и решит через суд вернуть свои деньги, то он не вправе присваивать себе сопутствующие штрафы и пени, уплаченные заемщиком, а обязан перечислить ‘весь излишек’ на благотворительность. Где еще вы такое встретите?

Все эти условия делают исламские финансовые институты привлекательными не только для мусульман, но и для тех, кто никак не связан с Исламом. Например, 60% заемщиков исламских банков Малайзии (одного из лидеров этой индустрии) – немусульмане.


Источник: IFSB Stability Report 2019

Стоит понимать, что большинство исламских банков – не совсем банки. Они занимаются проектным, партнерским, торговым финансированием, действуя как инвестиционные и торговые компании. Выручка от чисто банковских операций составляет небольшой процент и в основном состоит из комиссий. К таким операциям относятся агентские услуги, услуги по хранению депозитов, выдача беспроцентных займов и др.

Исламский банкинг сегодня

Во многом развитию этой индустрии способствовал бурный рост нефтяного сектора экономики стран Персидского залива, которые, накопив огромное количество нефтедолларов, осознали необходимость совершения халяльных (дозволенных Исламом) инвестиций.


На сегодняшний день исламский банкинг представлен более чем в 70 странах. Помимо Персидского залива, части Африки и Азии, он охватил и некоторые страны Запада: исламские банки присутствуют в США, Люксембурге, Турции и Великобритании. Британцы, кстати, в свое время даже заявляли о планах создания некоего центра исламских финансов в Европе, однако события 2008 года вынудили отложить этот вопрос.

Исламский банкинг в России

В России исламская финансовая индустрия развита слабо, а точнее не развита совсем. За исключением нескольких мелких финансовых домов (преимущественно из Татарстана и Дагестана), исламские финансовые компании на российском рынке никем не представлены.

Слабое развитие данного сектора в России обусловлено в большей степени отсутствием законодательной базы. Например, при продаже клиенту товара в рассрочку (договор мурабаха) происходит двойное налогообложение на добавленную стоимость, что существенно увеличивает стоимость такого продукта и тем самым отпугивает потенциальных клиентов исламских банков.

Еще одной причиной является финансовая безграмотность (как минимум исламского) населения. Люди часто обращают внимание только на итоговую сумму займа, не вдаваясь в структуру сделки и в самую ее суть, и даже порой не отличают торговый договор от кредита.

Тем не менее, определенные положительные изменения все же имеют место. Так, например, несколько лет назад между Исламским банком развития (ИБР) и Центральным банком России был подписан протокол о взаимопонимании и сотрудничестве, чему следовало открытие в ЦБ специальной рабочей группы по вопросам развития исламского банкинга в России.

Помимо этого, все большее количество университетов открывает специализации, посвященные исламским финансам. Все это может если не произвести революцию на российском рынке финансовых услуг, то по крайней мере помочь совершить небольшой шаг к внедрению в нашей стране альтернативной финансовой системы. По крайней мере нам очень хочется в это верить.

Надеюсь, данная статья оказалась для вас полезной, и вы открыли для себя что-то новое. В следующей части мы познакомимся с исламскими банками поближе, объясним различия между договорами ‘мурабаха’, ‘мудараба’ и ‘мушарака’, и расскажем, почему ‘исламские бонды’ являются на самом деле долевыми инструментами.

Запишись на программу «Финансовая Академия» и получи практические навыки для работы в финансах!

Автор: Тагиров Тагир, аудитор компании EY


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 23.03.2016 2016-03-23

Статья просмотрена: 493 раза

Библиографическое описание:

Мамаев, А. А. Исламские финансы / А. А. Мамаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 895-897. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27357/ (дата обращения: 20.05.2021).

По исламским законам, деньги нельзя использовать, чтобы «делать» еще больше денег. Вместо этого, банк должен предоставлять услуги «зарабатывания» прибыли.

Таким образом, вместо традиционных счетов с заданными процентными ставками, исламские банки предоставляют счета, которые предлагают прибыль или убыток. Банк, в свою очередь, приобретает активы вашими деньгами, которые генерируют доходы банка. В частности, взимание высоких процентных ставок с нуждающихся считается недобросовестным и запретным. Во-вторых, не допускается гарар — рискованные или опасные продажи и сделки. Гарар, как правило, запрещен исламом, который запрещает сделки, имеющие чрезмерный риск в связи с неопределенностью. Все возможные риски должны быть идентифицированы инвесторами, а вся соответствующая информация — раскрыта. Исламские финансы запрещают продажу чего-то, чем человек не владеет, так как это представляет риск его отсутствия в дальнейшем. Это исключает инвестиции в обычных производных, которые требуют спекуляции в будущем в зависимости от чрезмерных рисков. Это также является основной причиной, почему исламские банки остались невредимыми в 2007 году (слабый контроль риска означает, что они остались подвержены снижению реальных цен на активы). В-третьих, исламские финансы требует инвестировать средства только в проекты с благими намерениями. Недозволены инвестиции во что-либо неэтичное или социально безответственное, от оружия до развлечений и азартных игр.

С акцентом на капитал и инвестиции в сектор экономики, принципы исламского финансирования обеспечивают стабильный и продуктивный банковский сектор. Вместо того, чтобы предоставить выгодные финансовые альтернативы инвестирования в реальный сектор экономики, исламский банкинг дополняет и усиливает последнее. Это гарантирует, что финансовый капитал не приводит к искусственно раздутым ценам на активы. Наоборот, это приводит к работе в реальном секторе экономики, на реальных проектах.

Существует целый ряд факторов, которые могут затруднить процесс развития исламских финансов в России:

– исламофобия — несмотря на отсутствие достоверной статистики, этот фактор, возможно, является важнейшим из политических;

– низкая финансовая грамотность населения, в том числе потенциальных отечественных потребителей исламских финансовых услуг;

– полное отсутствие специалистов по исламским финансам среди как профучастников, так и финансовых властей;

– отсутствие в Российской Федерации собственных шариатских экспертов мирового уровня, что вынудит россиян обращаться к иностранным специалистам;

– отсутствие осознанного спроса на исламские финансовые продукты даже со стороны исламской части населения Российской Федерации.

Вместе с тем эти проблемы решаемы. Вопрос только в том, какими должны быть структура индустрии и форма управления ею. Но вначале следует ответить на вопрос, что именно мы хотим:

– создать российским мусульманам соответствующие их религии условия? Вряд ли. В России есть ряд традиционных конфессий, и у государства нет оснований для преференций одной из них;

– принять законодательство, позволяющее открывать исламские банки как один из вариантов ведения бизнеса? Возможно. Но в условиях минимального спроса на исламские финансовые услуги кто возьмёт на себя крупные финансовые затраты без обозримых сроков их возврата? В Казахстане, например, финансирует арабский учредитель местного исламского банка «Аль Хиляль». За решением создания этого банка стоял расчёт, не столько финансовый, сколько политический: по некоторым данным, решение об открытии банка принималось по личной просьбе президента республики Нурсултана Назарбаева;

– привлечь инвестиции для поддержания федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, крупных компаний, банков и госкорпораций? Несомненно, да. Из-за западных санкций доступ на финансовые рынки Запада приостановлен, и российской финансовой системе предстоит переориентироваться на Восток.

Таким образом, создание этой сложной, дорогостоящей индустрии необходимо в первую очередь для замещения западных денег. Этот факт — лучший аргумент для всех сомневающихся и тех, кто, возможно, будет против. Ещё год назад исламские финансы были не актуальны для российской финансовой системы. Сейчас индустрия исламских финансов может частично решить эту крупную народнохозяйственную проблему.

Прежде всего следует выбрать модель исламских финансов. В настоящее время в мире сложились две модели: «консервативная» — ориентированная на строгое соблюдение требований шариата (Саудовская Аравия, Бахрейн и др.) и «облегчённая» — ограничивающаяся использованием внешних, формальных признаков исламских финансов (Малайзия, Великобритания и др.).

Проще всего выбрать второй путь: дешевле, быстрее, проще как в политическом, так и в организационном плане. Однако по мере роста своего образовательного уровня в области финансов граждане всё чаще и чаще задаются вопросами внутреннего содержания предлагаемых им финансовых продуктов. Осознание того, что исламские продукты мало чем отличаются от традиционных, вызовет у них ощущение обмана и, соответственно, отторжение.

Исламские банковские споры возникают как следствие новизны системы, которая не является совершенной. В шариате есть две модели урегулирования экономических споров, а именно через судебный процесс в судах и без судебного разбирательства. Для финансовых учреждений, которые основаны на исламских принципах, и Суд, и альтернативные институты, такие как арбитраж и медиация, обязаны использовать исламские принципы в качестве основного правила в решении исламских банковских и финансовых споров.

Развитие исламского банкинга происходит весьма интенсивно и по качеству, и по количеству. Этот быстрый рост поддерживается тремя факторами.

Во-первых, мусульмане априори являются потенциальными пользователями исламского банкинга.

Во-вторых, исламский банкинг дает хорошие условия для всех клиентов. Одна из таких услуг представляет собой применение стандартных информационных технологий, таких как мобильный банкинг, исламские кредитные карты и другие системы интернет-банкинга.

В-третьих, отсутствие конфликтов в исламском банкинге. Исламские экономические споры разрешаются религиозными судами по-прежнему очень редко [4].

В шариате есть две модели урегулирования экономических споров, а именно через судебный процесс в судах и без судебного разбирательства.

Обязанностью религиозного суда является рассмотрение:

а. Споров в области исламской экономики между финансовыми учреждениями и исламскими финансовыми институтами со своими клиентами.

б. Споров в области исламских финансов между финансовыми учреждениями и исламскими финансовыми институтами.

в. Споров в области исламских финансов среди граждан (мусульман).

BASYARNAS считается подходящим форумом для разрешения споров Исламского банкинга и финансовых споров, потому что его основная цель заключается в обеспечении быстрого и качественного правосудия.

BASYARNAS стоит особняком в осуществлении своих обязанностей. Это весьма полезно для решения споров исламского банкинга и финансовых споров. Не мусульмане могут также обратиться в BASYARNAS, который обязан принять и решить свои споры справедливым образом без исключения.

Процедуры BASYARNAS для разрешения споров четко описаны процессуальными нормами, которые выступают в качестве руководящих принципов, которыми должны следовать арбитры и стороны в споре. Если потребуется, содержание этих правил может быть пересмотрено в сторону улучшения и совершенствования. Что касается юрисдикции BASYARNAS, раздел 1 его Регламента четко говорит:

BASYARNAS играет важную роль в сфере торговли, промышленности, финансов, обслуживания, и т. д. Когда стороны в споре согласны урегулировать свой спор с помощью BASYARNAS, они должны заключить договор и указать, что они согласны на это, а также следить за его процедурными правилами.

BASYARNAS не начинает действовать самостоятельно, а ждет жалобу от пострадавшей стороны. Таким образом, он начинает работать, когда он получает запрос по оспариванию сделки. Разбирательство проводится в конфиденциальном порядке, в соответствии с исламскими учениями где мусульманам предписано устранить ошибки других. Небольшие споры разрешаются мирным путем и не длятся не более шести месяцев. Решения BASYARNAS являются окончательными и обязательными [3].

Для финансовых учреждений, которые основаны на исламских принципах, и Суд, и альтернативные институты, такие как арбитраж и медиация, обязаны использовать исламские принципы в качестве основного правила в решении исламских банковских и финансовых споров. Использование этих принципов необходимо. Однако, на основе опыта установлено, что суды не относятся строго к исламским принципам в разрешении споров исламского банкинга и финансов споров. Вместо этого, они используют другие законы.

Следовательно, решения, приведенные ими не всегда соответствуют законам шариата.

Основные недостатки современной Российской Федерации с точки зрения индустрии исламских финансов можно сформулировать следующим образом:

– отсутствие института защиты прав исламских инвесторов — специфика исламских финансов предполагает и специфику в части юридической защиты таких инвестиций. Необходимо юридическое признание факта существования исламских финансов, т. е. допустимость непроцентного финансирования (запрет на дачу денег в долг под проценты), а также определить место и роль шариатских советов в инвестиционном процессе;

– двойное налогообложение исламских финансовых продуктов и необходимость уточнения бухгалтерского учёта;

– мифы и предубеждения. Эта проблема может быть решена в рамках программ повышения финансовой грамотности населения, а также официального включения в образовательные стандарты учебных заведений учебных программ по исламским финансам;

– отсутствие личной поддержки первого лица страны. Мировая практика показывает, что кардинальное преобразование части финансовой системы страны возможно только вследствие регулярного участия в этом процессе главы государства. Для России это особенно актуально.

Несмотря на отсутствие благоприятных условий для развития в России исламских финансов, и в первую очередь законодательных, усилиями небезразличных к этой теме лиц накоплен существенный опыт предоставления исламских финансовых услуг. Причём строго в рамках действующего законодательства. Речь идёт о привлечении средств населения на вклады, предоставлении потребительских кредитов, выпуске дебетовых банковских карт, об эмиссии паёв паевых инвестиционных фондов, оказании страховых услуг.

География — Москва, Нижний Новгород, Казань, Махачкала и др. Есть опыт позитивный, есть — негативный, но ни одного случая административного запрета или преследования со стороны государства не зафиксировано. Кроме того, экономичес­кая база исламских финансов — индустрия халяльных продуктов — в России уже сформировалась и весьма успешно развивается.

REUTERS/Ben Job Сотрудник Национального Банка Абу-Даби проходит мимо карты филиалов банка в мире. 3 апреля, 2013.

REUTERS/Ben Job Сотрудник Национального Банка Абу-Даби проходит мимо карты филиалов банка в мире. 3 апреля, 2013.

Исламская финансовая система, предлагающая совместимые с нормами шариата продукты и распространенная на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, переживает сейчас период серьезного роста. Исламские банки предлагают услуги и продукты, соответствующие ряду правил, согласно которым взимать проценты недопустимо, а все сделки должны отвечать законам шариата. Беспроцентные продукты включают в себя сукук (исламские облигации), мушараку (совместное владение банком и клиентом каким-либо активом) и мурабаху (операцию, при которой банк покупает какой-либо актив для клиента, а тот оплачивает его основную цену с оговоренной надбавкой).

Несмотря на то, что принципы исламской банковской системы уходят корнями в основные доктрины ислама с более чем 1000-летней историей, на практике идеи отвечающих шариату банковских услуг впервые были реализованы в 1930-е годы в Индии. Мусульмане, составлявшие большой процент населения страны, опасались социальной изоляции со стороны британцев и индусов, а также рисковали остаться без своих земель. Призывы индийских мусульманских теологов вернуться к истинному исламу привели к созданию того, что позже стало известно как исламская финансовая система.

Первый экспериментальный банк, следующий законам шариата и не берущий процентов по займам, открылся в конце 1950-х гг. в независимом Пакистане. Однако первый исламский банк, сумевший доказать свою жизнеспособность, начал работу в 1963 году в Египте. Учреждение, целью которого было привлечь неимущих египтян, не доверявших государственным банкам, открыло девять отделений в Египте, но в 1968 году было закрыто, так как правительство Насера заподозрило его в связях с исламским фундаментализмом.

Исламские банки в их современном понимании появились на Ближнем Востоке благодаря нефтяному буму 1970-х годов. Нефтяные магнаты, в особенности в странах Персидского залива, искали способы значительного расширения деловых операций; при этом некоторые из них не доверяли западным банкам, операции которых, основанные на взимании процентов, противоречили законам шариата.

К 2013 году объем исламского банкинга в Катаре, Индонезии, Саудовской Аравии, Малайзии, ОАЭ и Турции (так называемой зоне QISMUT, на которую приходится 80% этого рынка) достиг 625 млрд долл . Годом позже общая стоимость исламских активов в этих странах достигла 750 млрд долл.

При сохранении среднегодового прироста в 19% к 2019 году объем исламского финансового рынка в зоне QISMUT может достигнуть 1,8 трлн долл. Рост спроса на исламские финансовые продукты, возможности для расширения бизнеса, успешный опыт исламских банков, рост доверия к подобным услугам и экономический рост в регионе — вот возможные объяснения уверенного роста исламских активов в мире.

В настоящее время основным рынком для исламского банкинга считается Саудовская Аравия благодаря большому спросу со стороны корпоративных и частных клиентов. На эту страну приходится более трети исламских финансовых активов, то есть приблизительно 290 млрд долл. К 2019 году стоимость исламских активов в королевстве может достигнуть 683 млрд долл.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 400 исламских финансовых учреждений в 58 странах, причем они расположены не только в мусульманских государствах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Идея исламской финансовой системы не противоречит банковским законам тех стран, которые исторически не исповедовали ислам; на самом деле 5% всех исламских активов сегодня находятся в немусульманских странах.

После финансового кризиса 2008 года возросла значимость исламского банкинга как альтернативной финансовой зоны. Несколько немусульманских стран изменили свои законы, чтобы разрешить финансовую деятельность по законам шариата и дать «зеленый свет» исламскому банкингу . К таким странам относятся Великобритания, Гонконг, Люксембург и ЮАР, в то время как Япония и США рассматривают возможность разрешить такой вид банковских услуг. Например, в Великобритании наблюдается не только создание отделений ряда исламских банков: некоторые британские банки, такие как Citi и Barclays, открыли так называемые «исламские окна».

Некоторые исламские экономисты возражают, что, хотя исламские финансовые транзакции предполагают план выплат и определенную надбавку, технически они неотличимы от традиционных операций на процентной основе. Для стороннего наблюдателя отвечающие нормам шариата операции выглядят так же, как обычные коммерческие банковские услуги. Тем не менее, значимость подобных транзакций для мусульман обусловлена тем фактом, что каждую из них должна одобрить коллегия мусульманских теологов. Такая практика носит название «финансовой фетвы» и включает в себя заключение компетентного исламского теолога о том, соответствует ли определенный продукт законам шариата. Как правило, банки организуют собственные коллегии теологов, оценивающие предлагаемые клиентам продукты либо обращающиеся за фетвами к сторонним исламоведам.

Исламская финансовая система выглядит привлекательной для мусульман и не только для них во время кризисов, поскольку ее основополагающий принцип — вложение денег в осязаемые, материальные продукты, а не в финансовые инструменты, основанные на спекуляциях. Исламские банки терпимо относятся к клиентам, имеющим просроченные платежи, и, как правило, не накладывают финансовых штрафов, поскольку это считается незаконным по нормам шариата.

Жизнеспособность исламской финансовой системы в немусульманских странах была успешно доказана в 2014 году, когда Великобритания выпустила первые исламские облигации номинальной стоимостью 200 млн фунтов стерлингов и привлекла по ним 2,3 млрд фунтов стерлингов — в десять раз больше размещенного объема. В том же году Гонконг выпустил сукук на 1 млрд долл. и привлек 4,7 млрд долл., причем две трети денег поступили из немусульманских источников.

Перспективы исламского банкинга в России

Идея внедрить в России исламский банкинг впервые возникла во время финансового кризиса 2008 года, когда столкнувшиеся с дефицитом ликвидности банки начали искать альтернативные источники финансирования. Первым российским банком, задумавшимся о выпуске сукука, стал ВТБ. Он планировал выпустить сукук на 200 млн долларов в 2009 году совместно с Кувейтским финансовым домом, но сделка сорвалась из-за сложности регулирующих норм. Первым российским банком, сумевшим привлечь средства через исламский банкинг , стал татарстанский «Ак Барс»: в 2011 году он привлек 60 млн долларов, а в 2014 году — 100 млн долларов через ближневосточных инвесторов. Помимо этого, в башкирском отделении нижегородского «Эллипс-банка» открылось «исламское окно».

Российские банки вновь вернулись к идее узаконить исламский банкинг в России после введения Западом санкций против Москвы, отсекших крупные российские компании от западных кредитов. В августе 2014 года Ассоциация российских банков предложила принять федеральный закон об исламском банкинге, который регулировал бы деятельность иностранных кредитных организаций в России. Было также предложено организовать в структуре Центробанка России комитет, который регулировал бы деятельность исламских банковских учреждений в России и их соответствие законам шариата.

Эксперты предполагают, что через пять лет после его легализации исламский банкинг может составить до 5% общего финансового рынка России. На сегодня о намерении открыть отделения в России заявили несколько исламских банков. Среди них — Al Baraka (Бахрейн), Al Shamal (Судан), Al Hilal (ОАЭ), а также ведущие банки Малайзии.

Препятствием для развития исламской финансовой системы в России является отсутствие необходимой законодательной структуры. Например, в российских законах отсутствуют термины «исламское финансовое учреждение» или «банк, действующий в соответствии с принципами шариата», а также ряд других терминов, относящихся к такому типу банкинга.

В апреле 2015 года на конференции Kazan Sukuk Conference был сформирован российско-малайзийский консорциум, который должен подготовить анализ экономической целесообразности исламского банкинга в России . В него входят представители государственной малайзийской корпорации MATRADE, центробанка Малайзии и университета Униразак. Предполагается, что анализ будет завершен и вынесен на рассмотрение Государственной Думы РФ осенью 2015 года. Консорциум надеется, что к июню 2016 года Дума сможет внести в законы поправки, открывающие исламскому банкингу дверь в Россию.

Сегодня российско-малайзийский консорциум пользуется поддержкой среди высокопоставленных российских чиновников. Советник президента В. Путина Сергей Глазьев недавно решительно высказался в поддержку исламской финансовой системы, заявив, что Россия запустит пилотную программу исламского банкинга в Татарстане . Неожиданным союзником исламской банковской индустрии выступила Русская православная церковь, высказав слова поддержки альтернативным финансовым системам в России и заявив, что она работает с российским парламентом над разработкой беспроцентной финансовой системы.

visual.ly / Infographics Инфографика. Базовые отличия исламской банковской системы от традиционной.

visual.ly / Infographics Инфографика. Базовые отличия исламской банковской системы от традиционной.

Уроки успешного опыта Казахстана

Эксперты предполагают, что через пять лет после его легализации исламский банкинг может составить до общего финансового рынка России.

С точки зрения развития альтернативных финансовых систем ведущей страной на постсоветском пространстве является Казахстан. Его пример демонстрирует, как внедрение исламской финансовой системы может привлечь в страну целую группу новых инвесторов. В 2009 году, когда в стране был принят закон, разрешающий деятельность исламских банков, первым учреждением, открывшим представительство в Казахстане, стал эмиратский Al Hilal.

Сейчас на исламские организации приходится лишь 1% общей банковской отрасли страны. Исламские банки в Казахстане открыли для правительства страны новый поток доходов, который позволил привлечь новые виды инвесторов. В 2009 году активы крупнейшего в стране исламского банка, эмиратского Al Hilal, достигли 300 млн долл. Эксперты прогнозируют, что к 2020 году доля исламского банкинга в Казахстане может достигнуть 10%.

Будущие проблемы исламской финансовой системы в России

Поскольку идея исламской финансовой системы появилась в России в 2000-е годы, она была существенно скомпрометирована ошибочной ассоциацией с проблемой исламского терроризма. Кроме того, на имидже индустрии негативно сказался недавний всплеск активности Исламского государства на Ближнем Востоке. Многие россияне также с опаской относятся к тесной связи между исламской финансовой системой и религиозным учением; православные в большинстве своем россияне, без сомнения, откажутся пользоваться услугами таких финансовых учреждений.

Еще одной причиной настороженного отношения Москвы к исламской финансовой системе являются приписываемые этой отрасли связи с Саудовской Аравией. Россия пытается ограничить саудовское влияние в мусульманских регионах Северного Кавказа и Приволжского федерального округа с начала 2000-х годов. Сотрудники спецслужб признавались автору этой статьи, что, по их мнению, открытие российской банковской системы для исламских финансов приведет к повышению скрытого влияния Саудовской Аравии в стране.

Эти опасения подкрепляются также тем фактом, что Исламский банк развития (ИБР) со штаб-квартирой в Джидде работает на расширение этой отрасли. ИБР ведет активные переговоры с Центробанком РФ о внедрении исламского банкинга в России и предлагает превратить Татарстан в региональный центр исламской банковской системы.

Некоторые эксперты из стран Персидского залива полагают, что до 85% сделок с сукуком не соответствуют законам шариата, что вызывает опасения относительно субъективного применения исламских банковских правил. Каждый исламский банк располагает коллегией, оценивающей отдельные сделки; тем не менее, решения разных банков могут противоречить друг другу. Странам Залива еще только предстоит договориться о создании соответствующих государственных учреждений, которые привели бы правила отдельных исламских банков к общим стандартам. В частности, ОАЭ планирует организовать единый комитет исламских ученых, задачей которого будет мониторинг всей отрасли и стандартизация исламских банковских продуктов, однако этот план еще далек от реализации.

Существует вероятность, что трактовка исламских банковских правил будет различаться в разных регионах России из-за существенной разницы в исламских традициях Северного Кавказа и центральных областей РФ. Таким образом, решения отдельных банков в Татарстане и Чечне или Башкирии и Дагестане, вероятно, будут различаться. Чтобы привести к единому стандарту правила исламской банковской системы, Москва может предпочесть регулировать эту сферу на уровне Центробанка, вместо того чтобы разрешить отдельным регионам самостоятельно управлять принятием решений в отношении банковских продуктов, отвечающих нормам шариата.

Принципы исламской финансовой системы запрещают извлечение прибыли из коррупционной и мошеннической деятельности. В то же время в финансовом секторе страны наблюдается значительный уровень коррупции в связи с недостаточным контролем Центробанка над коммерческими банками. Таким образом, исламским банкам из стран с предусмотренными законом жесткими наказаниями (Саудовская Аравия, Катар, Малайзия) придется пересмотреть способы ведения деятельности в соответствии с российскими финансовыми реалиями, если они решатся выйти на рынок РФ.

Аналитик по России и ее стратегии на Ближнем Востоке, магистр философии международных отношений, Кембриджский университет, эксперт РСМД

Пожалуйста, сделайте репост об исламском банкинге на Facebook!

кандидат юридических наук

доцент, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

119454, Россия, г. Москва, ул. Проспект Вернадского, 76

Ryzhkova Ekaterina Aleksandrovna

PhD in Law, associate professor at Moscow State Institute of International Relations of the Russian Federation

119454, Russia, g. Moscow, ul. Prospekt Vernadskogo, 76

Дата направления статьи в редакцию:

Дата публикации:

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические положения о роли и месте исламских финансов в системе публичных финансов стран Арабского Востока. Автор обосновывает необходимость разграничения таких понятий, как «публичные финансы», «частные финансы» и «исламские финансы»в странах региона, в связи с тем, что каждый из перечисленных институтов обладает присущими только ему особенностями. Следует также отметить, что в странах Арабского Востока проблема усугубляется наличием собственной системы ценностей, основанной на религии. При проведении исследования автор применил формально–юридический, формально-логический и сравнительно-правовой методы исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частно-научные методы: диалектического познания, анализа, синтеза и др Проведённый автором анализ позволяет сделать вывод, что деление финансов на публичные и частные в исламском мире является затруднительным. Вместе с тем, несмотря на существенные различия в подходе к финансам в западной и исламской науке не представляется возможным полностью дистанцировать исламские и публичные финансы.


Ключевые слова: исламские финансы, публичные финансы, Арабский Восток, мусульманское право, закят, право собственности, публичный интерес, риба, запреты в исламе, назначение финансов

Abstract: This article examines the theoretical positions on the role and place of Islamic finances within the system of public finances of the countries of the Arab East. The author substantiates the need for differentiation of the notions of “public finances”, “private finances”, and “Islamic finances” in the countries of the region, as each of the listed institutions has own individual peculiarities. It is also worth noting that in the countries of the Arab East the problem is exacerbated by the presence of the own system of values based on religion. The conducted analysis allows concluding that the division of finances into public and private in the Islamic world is problematic. At the same time, despite the substantial differences in the approach to finances in the Western and Islamic science, it is not possible to completely disassociate the Islamic finances from public.

public interest, property rights, Zakat, Islamic law, Arab World, public finance, islamic finance, riba, prohibitions in Islam, purpose of finance

В конце ХХ в. в юридической и экономической науке стало уделяться внимание институту исламских финансов и финансовому законодательству стран Арабского Востока: представители исламского мира рассматривают финансовые отношения с точки зрения их соответствия религиозным принципам и нормам, западные исследователи – с позиции секуляризации, что приводит к отсутствию единого понимания ключевых понятий финансового права стран региона [1] .

Развитые публичные финансы являются основой благополучия современного государства. В соответствии с теорией государства и права наличие системы налогов и сборов, наличие казны позволяет отнести территориальное образование, обладающее властью, населением, территорией, суверенитетом и правом к государству. Следовательно, государство без казны существовать не может, как впрочем и без установленных четких правил формирования, распределения и использования публичных финансов. Роль и значение финансов в современной жизни общества зависит от того, какое место в экономике страны отводится денежным отношениям.

Публичные финансы являются системообразующим звеном финансовых отношений, однако в экономической и юридической науке, как и в законодательстве, отсутствует, как правило, закрепление понятия публичных финансов. Дело в том, что, по сути, невозможно провести четкое разграничение публичных и частных финансов, т.к. любой критерий носит рамочный характер и не учитывает всего разнообразия общественных отношений, объектом которых являются финансы. Вместе с тем, постараемся выделить несколько критериев, совокупность которых помогает определить категории публичных и частных финансов и место исламских финансов в этой системе.

Традиционно под публичными финансами понимаются финансы различных государственных и муниципальных образований, в то время как частные финансы включают в себя финансы частных лиц (физических и юридических). Однако деление по праву собственности не отражает всего многообразия особенностей публичных и частных финансов, этот критерий не является универсальным. Например, средства частных лиц, подлежащие уплате в качестве налоговых и иных обязательных платежей, штрафных санкций, фактически на основании права собственности принадлежащие частному лицу, являются вместе с тем публичными финансами, и, наоборот, средства, подлежащие возврату в качестве налоговых вычетов, в полной мере по своему назначению и конечному собственнику могут быть отнесены к частным финансам. Следовательно, одного критерия для разграничения публичных и частных финансов недостаточно. Лишь применив в совокупности несколько критериев, можно с полной уверенностью разграничить публичные и частные финансы.

Так, с точки зрения поступлений, различие проявляется в источнике финансирования и объеме доходов. И частное, и публичное лицо могут иметь в качестве источника поступления доходы, прибыль, дивиденды, которые относятся в соответствии с бюджетным законодательством к неналоговым платежам, а также средства, переданные в порядке дарения (для публичных образований такой вид дохода относится к безвозмездным поступлениям). В исключительных случаях и государство, и частное лицо могут прибегнуть к заимствованию денежных средств для финансирования своего бюджета. Однако лишь публичные финансы имеют такой источник финансирования как налоги и сборы. Не стоит забывать, что, согласно теории государства и права, наличие системы налогов и сборов является одним из обязательных элементов любого государства [2] . Налоги и сборы являются доходной частью лишь публичных финансов, т.к. в соответствии с теорией права и законодательством устанавливаются только законом, что закрепляется уже на конституционном уровне.

Следует уточнить, что расходы государства в объёмном отношении значительно превышают расходы частных лиц. Кроме того, государство часто сталкивается в проблемой дефицита бюджета, т.е тратит больше, чем может покрыть. Однако, в отличии от частных лиц, государство не сокращает свои расходные обязательства и не опасается таких серьезных последствий, как признание несостоятельности, применяемой к коммерческим предприятиям в случае прекращения ими платежей в связи с тем, современное государство в соответствии с нормами международного права не может быть доведено до банкротства.

С точки зрения расходов, разница вытекает из подхода к расходованию средств. Любое частное лицо при планировании своего бюджета исходит из возможных доходов. Любые расходы, осуществляемые частными лицами, должны соответствовать доходам. Так, любая мечта может быть реализована только тогда, когда есть доступные денежные средства для ее реализации. Обратная ситуация складывается вокруг публичных финансов: при определении показателей публичного бюджета в первоочередном порядке определяются расходы, а в дальнейшем под расходы изыскиваются необходимые средства. Сокращение расходных статей бюджета возможно только при остром дефиците бюджетных средств, который невозможно покрыть ни за счет налоговых, ни за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Таким образом, государство и муниципальные образования сначала исчисляют свои расходы и лишь затем определяют необходимые для их покрытия доходы, в то время, как частные лица и предприятия поступают наоборот.

С точки зрения задач, различия между публичными и частными финансами еще более явные. И публичные, и частные лица стремятся к удовлетворению своих материальных потребностей (для государства это обеспечение деятельности государственного аппарата) и получению прибыли. Однако современные государства в обязательном порядке выполняют возложенную на них конституциями социальную функцию, то есть заботятся о наименее защищенных слоях населения. Эта функция была предусмотрена еще Конфуцием, но лишь в середине ХХ в. получила свое законодательное закрепление. Ибо государство, которое отказывается от поддержания нормального существования своих граждан и подданных, особенно находящихся в затрудненном материальном положении, не заботящееся об их благополучии, здоровье, благосостоянии, может столкнуться с серьезными социальными проблемами и противостоянием в обществе. Для частных лиц оказание помощи другим членам общества является сугубо личным делом, которое не вменяется государством им в обязанность. Исключение составляют лишь нормы морали и религии, предусматривающие взаимную помощь и поддержку. В частности, в мусульманском праве одним из столпов ислама является благотворительный налог закят, средства которого направляются на богоугодные цели. Таким образом, в то время как частные предприятия ищут прибыль, а физические лица – материальное удовлетворение своих личных нужд, публичное образование, наоборот, стремится защитить то, что оно считает публичным интересом. И этот публичный интерес, содержание которого непостоянно, изменяется с приходом нового главы государства и нового правительства. В силу этого сложно поднимать проблему издержек и доходности государственных финансов, ибо государство, представляемое правительством, обречено расходовать свои денежные ресурсы для успешной реализации своей политической программы во имя интересов общества. Однако в настоящее время в публичном секторе стали руководствоваться принципом уменьшения издержек, как и в частном секторе.

С точки зрения метода, финансовые операции частных лиц (физических или юридических) базируются на договоре, в то время, как государство применяет метод принуждения, властный метод. Принцип авторитарного распределения денежных средств является основным в управлении государственными финансами. Помимо исключительных полномочий в области налогообложения государство осуществляет контроль за кредитами, но более всего за денежным обращением.

Сущность и назначение финансов проявляются также в их функциях: функция обеспечения государства, распределительная и контрольная функции. Если частные финансы призваны выполнять только две функции (обеспечения и распределения), на публичные финансы возложена также функция контроля, которая заключается в отслеживании выполнения публичных обязательств через расходование публичных средств.

Ещё одним методом разграничения публичных и частных финансов является наличие или отсутствие публичного интереса. Частные лица преследуют лишь частный интерес, в то время как государство и муниципальные образования заботятся не только о благосостоянии своих членов, но и призваны четко следовать возложенному на них публичному интересу, защищать интересы общества и государства в целом.

Таким образом, лишь применив в совокупности перечисленные критерии, можно четко выделить публичные финансы в качестве центрального звена финансовой системы. Подводя итог, можно сказать, финансы, находящиеся в собственности государства, муниципальных образований и публичных учреждений, формируемые преимущественно в императивном порядке в основном за счёт налогов и сборов, используемые только в публичных целях под неусыпным надзором специализированных высших независимых органов финансового контроля, относят к публичным финансам.

И теперь представляется интересным определить место исламских финансов в финансовой системе стран Арабского Востока, учитывая, что категория «исламские финансы» до сих пор не сформирована в науке, хотя активно используется экономистами как Запада, так и Востока для обозначения финансовых операций, осуществляемых в соответствии с нормами мусульманского права (шариата) и системой запретов (риба – запрет ссудного процента, харам - запрет на участие в запрещенных видах деятельности, мейсир - запрет азарта и спекуляции, гарар – запрет на наличие неопределенности условий контракта) и поощрений (закят – налог, благотворительный налог в пользу бедных, обеспечивающий справедливое распределение благ). Кроме того, финансовые операции в исламской экономике проводятся в строгом соответствии с принципами (мушарака – партнерство или соучастие, иджара - наем, аналог лизинга, мурабаха – торговое финансирование, мудараба – доверительное управление и др.), разработанными еще в период иджтихада и получившими новое прочтение уже в конце ХХ в. под влиянием мировых экономических реалий.

Затруднительным деление финансов на публичные и частные в исламском мире становится по нескольким основаниям.

Так, исламская доктрина признаёт лишь три вида интересов: интересы Аллаха (религия, жизнь, разум, продолжение рода и собственность), интересы человека (например, здоровье) и группа отношений, затрагивающих одновременно интересы как человека, так и общины в целом (уплата закята, соблюдение поста, общественный порядок, правила поведения в обществе и др.) [3] . Поэтому деление отношений на публичные и частные и выделение соответствующих институтов в праве, в том числе финансовом, не проводится. Так, исламские финансы включают в себя такие институты, как исламский банкинг, исламское страхование (такафул), исламский рынок ценных бумаг, что невозможно в рамках западной концепции понимания публичных финансов, т.к. данные институты стоят на защите интересов частных лиц и строятся на основании диспозитивного метода, в то время, как в исламе предусмотрено жёсткое регулирование отношений в рамках указанных институтов в чётком соответствии с установленными принципами и запретами, что можно рассматривать в качестве императивной основы.

Интересным представляется и отношение к собственности в исламе. Изначально в соответствии с положениями Корана всё имущество принадлежит Аллаху: «Ему принадлежит то, что в небесах, и что на земле, и что между ними, и что под землей» (20:6) [4] . Люди лишь обладают данным имуществом, что подразумевает под собой право владения, пользования и распоряжения. Такое отношение к праву собственности немного затрудняет понимание природы финансов, однако расставить все точки помогает закят, который представляет собой систему распределения материальных благ в исламе между богатыми и бедными. После смерти Пророка Мухаммеда средства от закята составляли отдельный фонд, назначение которого определялось Кораном: «…Благочестие – кто уверовал в Аллаха … и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение…» (2:172(177)), и заключалось в помощи бедным и неимущим, в то время, как поступления от иных налогов шли на реализацию государством его функций, в первую очередь, содержание халифа, его двора и армии. Сегодня эти положения не потеряли своей актуальности, и в большинстве исламских государств действуют специализированные органы (например, Генеральный департамент закята и налогов Саудовской Аравии) или фонды, осуществляющие сбор и распределение закята.

Особый статус исламских финансов можно проследить и в рамках эволюционного процесса. Если при формировании западной модели публичных финансов произошёл переход от защиты частных интересов монарха до развития социальной и регулятивной функции финансов, то исламские финансы изначально являлись источником обогащения религиозной общины в целом, а содержание власти строго регламентировалось нормами права, т.е. защита интересов членов уммы вменялась её духовному лидеру в обязанность, реализуясь через систему закята. Эти положения остаются актуальными и сегодня во всём исламском мире, найдя своё закрепление на конституционном уровне. Таким образом, принцип справедливости в исламском мире является фундаментальным в системе распределения финансов, в то время как страны англоамериканского права исходят из принципа разумности, ставя интересы каждого выше интересов общества, а страны континентального права – из принципа целесообразности, защищая публичные интересы государства.

Таким образом, исламские финансы, являясь частью финансовой системы государства, в полной мере не вписываются в систему публичных финансов в странах Арабского Востока, но обогащают последние своими инструментами, направленными на поддержание социальной справедливости и благополучия государства и его граждан.

Читайте также: