Практическая интерпретация функций налогов

Опубликовано: 18.05.2024

date image
2014-02-12 views image
5367

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Третье направление — юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

Использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы.

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.

Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении выступают как единое целое. Разграничение функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим функциям.

В настоящее время в экономической науке выделяют следующие функции:

Рассмотрим каждую функцию налога подробно.

Фискальная функция (fiscus – казна), проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, позволяет государству вмешиваться в экономику и этим предопределяет появление других функций налога.

Стимулирующая функция налогов. Практическая реализация данной функции осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству.

Регулирующая функция имеет черты стимулирующей функции. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или уменьшать дополнительные стимулы для капиталовложений, а манипулируя уровнем косвенных налогов, может воздействовать на уровень цен, следовательно, и на уровень потребления.

Распределительная функция наиболее тесно связана с фискальной функцией налога. Она выражает экономическую сущность налога как инструмента распределительных отношений. Т.е. с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых — к бедным, от работающих — к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.

Контрольная функция тесно связанас распределительной и фискальной функциями. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Т.е. эта функция выполняется в условиях обеспечения налоговой дисциплины плательщиков – уплата ими налогов своевременно и в полном объеме.

10.2. Функции налогов

Ранее мы уже говорили о функциях налогов. Вернемся к этой теме.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение экономической категории. Единого мнения среди экономистов по поводу функций налогов не существует. Однако в основном все выделяют:

фискальную функцию. Посредством этой функции выполняется главное предназначение налогов - формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства для фискального обеспечения деятельности органов государственной власти и управления;

регулирующую, или экономическую, функцию. Реализуя эту функцию, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие (налоговыми льготами или санкциями), усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения (ставки подоходного налога и пр.).

Другие придерживаются мнения, что налоги выполняют фискальную, распределительную, контрольную, регулирующую и поощрительную функции.

Распределительная (социальная) функция состоит в перераспределении общественных доходов между разными категориями населения. Происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных граждан за счет возложения налогового бремени на более "сильных". В некоторых социально ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) считается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность .

Регулирующая функция налогообложения проявляется в регулировании экономических отношений. Она направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики. С ее помощью регулируются экономические процессы, при этом рассматриваются такие подфункции, как:

  1. стимулирующая;
  2. дестимулирующая;
  3. воспроизводственная.

Стимулирующая подфункция - поддержка развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Осуществляется поддержка отдельных отраслей, видов деятельности.

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление повышенного уровня налогообложения для ограничения занятий определенным видом деятельности, например игорным бизнесом.

Благодаря воспроизводственной подфункции аккумулируются средства на восстановление используемых ресурсов, например плата за пользование всеми природными ресурсами, поскольку они ограничены и государство возмещает использование таких ресурсов.

Фискальная и регулирующая (экономическая) функции находятся в противоречии друг с другом, так как одна предполагает увеличение налогов, а другая - их снижение.

Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах, т. е. с помощью контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, контролируются виды деятельности и финансовые потоки.

Поощрительная функция представляет собой приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства.

Не следует смешивать функции экономической категории и роль, которую она выполняет. Справедливо, на наш взгляд, выделение двух функций, присущих налогу как экономической категории: фискальной и регулирующей (экономической).

В результате практического использования налоги исполняют очень важную роль в перераспределении ВВП между участниками производства и государством, а также регулирующую и контрольную роль. Вводя налоги, государство ставит следующие цели.

Изъятие у предприятий и населения части их доходов в свою пользу. Так реализуется фискальная функция налогов, связанная с формированием доходной части бюджетов разных уровней, обеспечивающая перераспределение национального дохода и создающая условия для эффективного государственного управления. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов бюджетов.

Воздействие через налоговый механизм на процессы производства и обращения. Это достигается путем стимулирования или сдерживания темпов их роста, усиления или ослабления накопления капитала, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения. Таким образом проявляется регулирующая роль налогов. Экономический механизм системы налогообложения достигает поставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех организаций независимо от формы собственности. Этот механизм должен обеспечивать заинтересованность организаций в получении большого дохода посредством использования таких элементов налогов, как ставки, льготы, сроки уплаты. Это в свою очередь позволит решить ряд задач:

  • насыщения товарами и услугами потребительского рынка;
  • ускорения научно-технического прогресса;
  • обеспечения насущных социальных потребностей населения.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Причем влияние проявляется с некоторым опозданием, поскольку осуществляется через участие государства в распределении и перераспределении ВВП. Налоги должны быть важнейшим инструментом борьбы с цикличностью в экономике и регулятором инвестиций. С помощью налогового регулирования государство создает необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения научно-технического прогресса отраслях, а также в малорентабельных, но социально необходимых сферах производства. В мировой практике выработано и используется множество форм налогов, различающихся по объектам обложения, источникам уплаты, формам взимания и т. д. Это позволяет в большей мере охватывать все многообразие видов доходов налогоплательщиков, определенным образом воздействовать на различные стороны их хозяйственной деятельности и одновременно снижать негативное влияние налогового пресса за счет перераспределения налогов.

Система налогообложения в Российской Федерации бурно эволюционирует. В первом десятилетии происходили сложные динамические процессы: вводились новые налоги, менялись ставки, экономические базы, процедуры исчисления, развивалась система налогового администрирования. Второй этап формирования налоговых отношений в основном связан с научным и практическим осмыслением действующих правил поведения на налоговом поле: введена новая глава первой части Налогового кодекса РФ, регулирующая налогообложение между взаимозависимыми лицами и другие виды налогового администрирования, введен налог на недвижимость, патентная система налогообложения, планируется отмена единого налога на вмененный доход и еще ряд трансформаций условий налогообложения. Эти изменения вызывают определённое недовольство со стороны бизнес- сообщества, но система налогообложения должна периодически реагировать на внешние и внутренние перемены в экономике.

Взгляды на экономические принципы налогообложения весьма вариативны. Вопросы справедливости налогообложения, равномерности распределения налогового бремени, сути и роли налогов в воспроизводственном процессе трактуются по-разному, что вызывает нескончаемые дискуссии в обществе. Например, в статье 8 Налогового кодекса РФ суть налога сформулирована как безвозмездного платежа. Подобная точка зрения излагается в некоторых учебных пособиях по налогообложению. Такая характеристика принципиально неверна и противоречит характеру и содержанию государственного устройства, взаимоотношениям общества и государства, экономическому смыслу ресурсов, формируемых через налоговую систему. Все они возвращаются населению в виде денежных выплат (заработная плата бюджетников, пенсии, пособия и другие) и потребляются налогоплательщиками в форме разнообразных услуг (образование, лечение, обеспечение правопорядка, государственное и муниципальное управление и т. д.). Хотя возмещение этих платежей раздвинуто во времени, не персонифицировано и производится в неэквивалентной форме отдельным налогоплательщикам. Поэтому налог носит возмездный, но не эквивалентный характер. В этом (не эквивалентность) суть большинства коллективных фондов. Представленная логика интерпретации экономических процессов позволяет сформулировать следующую дефиницию: «Налог - это категория, характеризующая экономические отношения, возникающие в процессе перераспределения доходов между различными социальными группами населения [1, С. 17].

В монографической и учебной литературе исследованы фискальная, регулирующая, социальная, контрольная, стимулирующая функции налогов. При этом авторы по-разному расставляют акценты между ними, что вполне допустимо. В то же время не уделяется должного внимания воспроизводственной функции. Она носит двойственный характер. С одной стороны, налоги сужают инвестиционные возможности производителя, с другой, они активизируют воспроизводственный процесс в масштабах общества. Имеется в виду не только возобновление материальных условий хозяйственной деятельности, но и формирование ресурсов для образовательного, профессионального и духовного развития человека – инвестиции в человеческий капитал. Такое понимание воспроизводственной функции налогов характеризует их место в воспроизводственном процессе.

Трансформация взглядов на бюджетно-налоговые процессы привела к обсуждению такой количественной и качественной характеристики как налоговый потенциал национальной экономики и субъектов РФ. Оценку налогового потенциала связывают с необходимостью более аргументированного выделения трансфертов отдельным территориям. На наш взгляд, его значение многопланово. Он позволяет равномернее распределить налоговую нагрузку по вертикали и горизонтали экономических отношений, отраслям экономики, предприятиям, видам доходов и бизнеса, обосновать те или иные доли налогов, на которые претендуют субъекты РФ, сформировать оптимальные трансфертные потоки денежных средств. Его сущность и дефиниция остаются дискуссионными, а методы оценки не согласованными. В своих ранних исследованиях автор трактовал данную категорию как «максимально возможные налоговые ресурсы общества для удовлетворения социальных потребностей населения, сформированные при минимально допустимых изъятиях части доходов у хозяйствующих субъектов и физических лиц» [2, С.43]. В этой дефиниции заложен баланс экономических интересов населения, бизнеса и государства, трудно достигаемый в практике: создать общественный фонд потребления достаточный для полного удовлетворения потребностей всех социальных слоев при минимально возможных изъятиях доходов. Сложность и противоречие процессов, положенных в основу формулировки вызывали много дискуссий по поводу экономической обоснованности данного положения. Дальнейшая работа над вопросом обоснования сущности налогового потенциала позволила сформулировать более практический аспект его измерения и функционирования: «Налоговый потенциал – это максимально возможные налоговые ресурсы, исчисленные в условиях полной реализации положений налогового законодательства, которыми может располагать бюджетная система в целях обеспечения расширенного воспроизводства и социального развития общества» [3, С. 47].

Налоговый потенциал это не только количественные значения налоговой нагрузки, а содержательный и сложный процесс, имеющий качественные характеристики (уровень развития бизнеса, отраслевая структура экономики, доходы населения, виды налогов, распределение нагрузки между отраслями, видами бизнеса, юридическими и физическими лицами, уровни изъятия у них доходов и др.). Его можно оценивать по национальной экономике, субъекту федерации, муниципальному образованию, отрасли, предприятию, отдельной налоговой базе, физическим и юридическим лицам, в абсолютных и относительных измерителях. Это определяется целями исследования и сферой использования. Следует также различать налоговый и бюджетный потенциалы, которые различаются на величину неналоговых доходов и других платежей. Выделение общих аспектов измерения потенциала создает универсальный подход к определению налогового потенциала региона, муниципального образования и предпосылки разработки объективной методики для сравнительной оценки налоговых потенциалов разных субъектов РФ. В отдельных исследовательских и прикладных оценках по национальной экономике и регионам к ним могут добавляться ресурсы фондов социального страхования для изучения масштабов перераспределительных процессов, поскольку они (ФСС) являются составными частями валового внутреннего продукта, созданные трудом наёмной рабочей силы и не являются «жертвой» предпринимателя.

Разное качественное содержание базовых подходов к оценке налогового потенциала и полноте его показателя позволили обосновать систему налоговых потенциалов на уровне субъекта РФ: произведенный и вмененный, реализованный и номинальный налоговые потенциалы. Налоговый потенциал, обусловленный экономикой региона (собранные налоги во все уровни бюджетов) трактуется как произведенный налоговый потенциал (ПНП). Налоговый потенциал, определенный по доходам бюджета (ограниченный налоговым и бюджетным законодательством) – вмененный налоговый потенциал (ВНП). Разница между двумя уровнями потенциала составляет сумму налогов, перечисляемых в федеральный бюджет. Сумма налоговых доходов бюджетов является фактически сложившимся показателем на определенную дату и считается реализованным (фактическим) налоговым потенциалом – НПр. Потенциал с резервами роста налоговых поступлений (задолженность перед бюджетом, льготы, инвестиционные налоговые кредиты, отсрочки, суммы налогов, дополнительно начисленных по результатам налоговых проверок и т.д.) – номинальным налоговым потенциалом (НПн).

Проблемы теоретической интерпретации порождают различные подходы к количественной оценке налогового потенциала, что приводит к существенному разбросу его значения. Основной вопрос заключается в том, какие платежи можно считать налоговыми поступлениями (кроме непосредственно самих налогов). В состав доходов консолидированного бюджета РФ отдельной строкой включаются взносы на социальные нужды и доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины). Например, налоговый потенциал в 2016 г. с учетом этих платежей составлял 30,4%, а без них – 20% [4, С. 369]. Для решения данного вопроса необходимо глубокое понимание сути налоговых процессов.

Практическое воплощение базовых принципов всеобщности налогообложения и равномерности распределения налогов между гражданами соразмерно их доходам, специалистами понимается по-разному. В России одинаковая ставка налога на доходы физических лиц и на дивиденды (13%) считается справедливой. Такая процедура обложения личных доходов введена вопреки мировой практике (прогрессивное налогообложение), которая имеет более чем столетний опыт проб, ошибок и дискуссий по этому вопросу. Также в России применяется слабая прогрессия на недвижимое имущество. Очевидно, что от таких «мягких» процедур налогообложения выигрывает более обеспеченная часть населения. Профессиональное и общественное мнение в понимании справедливости налогообложения меняется, но до реализации в практике далеко.

Когда необходимо оценить налоговую нагрузку раздельно на юридическое и физическое лицо, что делается часто, необходимо обратить внимание на ряд методических и прикладных сложностей. При использовании в качестве агрегированного показателя дохода выручки от реализации продукции, получаем не сравнимые между предприятиями результаты в связи с несопоставимыми составом и ассортиментом продукции. Предпочтительнее в этом случае использовать добавленную стоимость. Но в ней присутствуют доходы юридического лица (амортизация и прибыль) и физических лиц (заработная плата и фонды социального страхования). Часть прибыли переходит в доходы физическим лицам (дивиденды, премии, социальная поддержка в натуральной форме и деньгами и другие). При полном измерении налоговой нагрузки на труд необходимо учитывать все его доходы (заработную плату, фонды социального страхования, доходы от личного подсобного хозяйства, дивиденды), На микроуровне выполнить эти действия проблематично. По национальной экономике данные ресурсы присутствуют в составе валового внутреннего продукта. При использовании только заработной платы получается не полная оценка налоговой нагрузки на труд, но для практики приближённых измерений допустима.

При разделении налоговой нагрузки между юридическими и физическими лицами возникают сложности и в распределении налогов – числителя дроби. Многие специалисты и предприниматели рассматривают косвенные налоги (например, НДС) как нагрузку на юридическое лицо (бизнес), хотя тяжесть косвенного налогообложения всегда (и издревле) несёт конечный потребитель, то есть население.

«Зачетный» метод формирования налога на добавленную стоимость используется в мировой практике,

несмотря на трудности его администрирования. Данная модель хоть и не безупречна, но учитывает многие варианты хозяйственных отношений. Однако практические работники имеют искаженное представление о влиянии НДС на финансовые результаты хозяйственной деятельности, а население не понимает казуистики косвенного налогообложения. При рассмотрении сути экономических процессов, выявляются парадоксальные ситуации налогообложения добавленной стоимости. Автор неоднократно на числовых примерах показывал, что предприятие фактически уплачивая разные суммы налога в бюджет, не несет реальных финансовых потерь. Многие противоречия и казусы могут быть устранены при использовании прямого метода обложения добавленной стоимости [5].

Сложные вопросы теоретического содержания налога (и конкретных налогов) и налогового потенциала, их назначения и практического использования требуют дальнейшего изучения и обоснования.

Список литературы

1. Осипова, Е. С. Налоговый потенциал в системе налоговых и межбюджетных отношений: монография / Е. С. Осипова. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2006, 193 с.

2. Осипова, Е.С. Налоговый потенциал: методика оценки и направления реформирования: монография / Е.С. Осипова. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008, 262 с.

3. Осипова, Е. С. Теоретические аспекты трансформации системы налогообложения: от налога до налогового потенциала: монография / Е. С. Осипова. – Хабаровск: Изд-во ДВИ-филиал РАНХиГС, 2013, 89 с.

4. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сб./Росстат-M., 2017 - 511 с. [Электронный ресурс]- Режим доступа – URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf/. Дата обращения 23.08.2017г.

5. Осипова Е.С., Осипов С.Л. Прямой метод налогообложения добавленной стоимости // Налоги. 2014. №3. С.3-8.; Осипова Е.С., Осипов С.Л. Парадоксы налогообложения добавленной стоимости // Налоги. 2017. №2. С.15-18.









Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 1):

  • фискальную;
  • регулирующую;
  • социальную:
  • контрольную.

Фискальная

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.


Рис. 1. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.


Сущность и задачи налогов прежде всего выражаются в функциях, которые они выполняют. Последних определено множество. Мы охарактеризуем каждую из них, подробно остановившись на контрольной функции налогов и ФНС. Приведем ее описание, примеры.

Что считается налогом?

Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина.

Налог - это индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый принудительно специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций. Цель такого сбора - обеспечение финансовой деятельности как государства вообще, так и его муниципальных образований.

При этом налоги отличают от всевозможных сборов и пошлин, взимание которых не безвозмездно, а является условием совершения плательщиками определенных действий, предоставления им государственных услуг, оформления какой-либо документации и проч.

Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом. Все они разделяются на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК.

Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения - это налоговая система государства.

Важно выделять и такие элементы налога, как:

  • Налогоплательщики.
  • Налоговая база.
  • Объекты налогообложения.
  • Налоговые льготы.
  • Единицы налогообложения.
  • Порядки исчисления.
  • Налоговые ставки.
  • Источники налога.
  • Налоговые периоды.
  • Порядки уплаты.
  • Налоговые оклады.
  • Сроки уплаты налогов.

Данные взносы в государственную казну - весьма распространенная категория. Поэтому в отношении налогов введено несколько классификаций:

  • Прямые и косвенные.
  • Аккордные и подоходные.
  • Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.

Спектр функций

Контрольная функция налогов - это лишь одна из составляющих. Всего же их выделяется несколько:

  • Фискальная.
  • Регулирующая.
  • Социальная.
  • Контрольная функция налогов.

Теперь озвучим характеристику категорий из этого списка.

Контрольная

Разберем сущность контрольной функции налога. Данная функция призвана создавать предпосылки для соблюдения пропорций стоимостей в процессе образования и дальнейшего распределения доходов различных экономических субъектов. Именно благодаря ей удается четко оценить эффективность того или иного налогового канала, а также налогового "пресса" на население. Возможно выявить необходимость внесения изменений в налоговую политику.

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать как своевременность, так и полноту поступления в госбюджет денежных средств. При сборе она также помогает отслеживать, сравнивать их величины.

Налоги позволяют осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью своих граждан. Следить за их источниками дохода и расходами.

Пример контрольной функции налогов: происходит оценка поступивших денежных сумм от физических лиц и организаций. Затем - количественное сопоставление показателей по доходам с государственными потребностями в финансовых ресурсах. В последующем на основании этих данных оценивается эффективность созданной налоговой системы, обеспечивается контроль за финансовыми потоками и различными видами деятельности граждан. Эта функция позволяет также выявить необходимость коррекции НК и бюджетной политики государства в целом.

Зная, в чем состоит контрольная функция налогов, мы не станем ее отождествлять с налоговым контролем. Его осуществляют как налоговые, так и таможенные органы, определенные подразделения внебюджетных фондов. Задача всех этих ведомств - контролировать соблюдение налогового законодательства путем проведения различных форм налоговых проверок.

Социальная

Мы разобрали, в чем заключается контрольная функция налогов. Социальная является несколько отстраненной от нее, но в то же время тесно связанной с регулирующей и фискальной. Она выражается через взимание поимущественного и подоходного налогов. В большем размере такие сборы уплачивает обеспеченная часть населения, чтобы эти деньги в виде социальных льгот поступили малоимущим гражданам.

Конкретные механизмы реализации данной социальной функции - страховые платежи. Что же касается конкретно налога на доходы физических лиц, то тут существуют следующие перечни:

  • Доходов, которые не подлежат налогообложению.
  • Налоговых стандартных вычетов.
  • Профессиональных налоговых вычетов.

Кроме этого, вводится и список доходов, в отношении которых действуют повышенные налоговые ставки.

Фискальная

Фискальная функция, можно сказать, истекает из самой природы налога. Она характерна для государств различного строя и различных эпох. Именно при ее реализации формируются госресурсы и создаются необходимые материальные ресурсы, обеспечивающие существование государства.

Основная задача при воплощении данной функции в жизнь - обеспечение устойчивой доходной статьи бюджетов всех уровней. Это самое широкое понятие из всех обозначенных в данной статье функций. Тут понимается не только обеспечение участия граждан в формировании бюджета, из которого финансируются общегосударственные потребности.

Отметим, что реализация фискальной налоговой функции также имеет и ряд субъективных, объективных ограничений. Если налоговые поступления недостаточны, а государственные расходы становится невозможным сократить, то приходится прибегать к иным формам привлечения доходов в казну. По большей части, это внешние и внутренние государственные, местные, региональные займы. Негативный момент - они способствуют накоплению государственного долга.

Его обслуживание в дальнейшем за счет бюджетных средств часто приводит к усилению налогового бремени на население. Это вызывает недовольства налогоплательщиков, ведет к спаду производства. Следствие - взятие новых государственных займов. В результате этого выстраивается финансовая пирамида, не бесконечная по своей сути. В определенный момент она рушится, оборачиваясь крахом и для бюджета страны, и для накоплений граждан. Примеров в истории не так уж и мало.

Регулирующая

Не менее чем контрольная функция налогов, важна и регулирующая. В современных антикризисных условиях в РФ она имеет особое значение. Это воплощение активного воздействия государства на социальную и экономическую жизнь.

Во временном ключе эта функция связана с перераспределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, различными экономическими отраслями, государством и его территориальными образованиями. Главная ее задача - регулировать уровень дохода различных категорий населения. Это воплощается через систему налоговых сборов, льгот и платежей.

Цель применения льгот - уменьшение налоговых обязательств конкретных групп граждан. Тут выделяется следующее:

  • Изъятия. Льгота, направленная на выведение из-под налогообложения конкретных типов объектов.
  • Скидки. Это льготы, направленные на уменьшение налоговой базы.
  • Налоговый кредит. Льгота, направленная на уменьшение окладных сумм или налоговых ставок.

Что касается налоговых кредитов, они могут принимать следующие формы:

  • Понижение ставок налога.
  • Сокращение окладных сумм.
  • Налоговые каникулы - полное освобождение от уплаты налогов на конкретный промежуток времени.
  • Возврат уплаченного ранее налога - полный или частичный.
  • Отсрочка или рассрочка налогового платежа. Сюда входят и инвестиционные налоговые кредиты.
  • Зачеты ранее внесенных налогов.
  • Замена уплаты налога (или уплаты какой-то его части) натуральным выражением.

Эта функция направлена на регулирование финансовой и хозяйственной деятельности различных компаний и предприятий через систему налоговых платежей, которые аккумулируются государством и предназначаются для восстановления израсходованных ресурсов (по большей части природных), для их большего вовлечения в будущем в производство, для ускорения роста экономики.

К регулирующим налогам, как правило, относят следующее:

  • Налог на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов.
  • Налог на пользование недрами.
  • Налог на получение права пользования объектами животного мира, водными биоресурсами.
  • Водный налог.
  • Лесной налог.
  • Экологический налог.
  • Дорожный налог.
  • Налог на собственность.
  • Транспортный налог.
  • Земельный налог.

Важно отметить, что регулирующая налоговая функция проявляет себя не только в сфере производства. Также она действует через платежеспособность физических лиц.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа

Читайте также: