Поземельный налог это в истории

Опубликовано: 16.05.2024

Поземельные налоги наряду с подомовым налогом и промысловым налогом преобладали в сфере прямого обложения. В современных условиях фискальное значение поземельных налогов, как правило, незначительно. В основном они поступают в доходы местных бюджетов. В большинстве стран поземельные налоги вошли в состав подоходных налогов или поимущественных налогов. В ряде стран поземельные налоги сохранились в качестве самостоятельного платежа. В ФРГ поземельны ми налогами облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки. Во Франции поземельные налоги представлены налогом на землю под застройкой, взимаемым с недвижимой собственности на базе ее арендной стоимости, и налогом на незастроенные земельные участки, которым облагаются все земельные участки независимо от их использования. В России государственный поземельный налог был введен в 1875 г. в форме раскладочного налога. Величина поземельного налога устанавливалась для каждой губернии и распределялась земской управой между отдельными владельцами земли. В СССР на основании Указа Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах» взимался земельный налог, заменивший ранее существовавший обязательный платеж — земельную ренту. В РФ по Закону об основах налоговой системы взимается налог на строения, помещения и сооружения. В соответствии с п. 1 ст. 15 НК предусмотрено взимание местного земельного налога. Налогоплательщиками поземельных налогов выступают собственники, а в ряде случаев арендаторы земельных участков (как резиденты, так и нерезиденты). При наличии соглашений об избежании двойного налогообложения суммы поземельных налогов, уплаченные в стране осуществления деятельности, вычитаются для целей определения налоговых обязательств по подоходным налогам в стране регистрации юридического лица (в стране постоянного пребывания физического лица).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

  • ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
  • ПОИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ

Смотреть что такое "ПОЗЕМЕЛЬНЫЕ НАЛОГИ" в других словарях:

Поземельные налоги — I Под этим названием разумеются налоги, падающие на чистый доход, доставляемый землею. Очевидность и неподвижность предмета обложения при господстве натурального и притом земледельческого хозяйства в древности и в средние века привели к тому, что … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Налоги — (Taxes) Определение налогов, классификация и виды налогов Информация об определении налогов, классификация и виды налогов Содержание Содержание Определение Доктринальные определения налоги как экономическая категория Генезис категории налог в… … Энциклопедия инвестора

Налоги местные — Под общим названием местных Н. подразумеваются различные денежные сборы, взимаемые органами местного самоуправления на удовлетворение их местных нужд и потребностей: провинциальные, земские (губернские и уездные), городские, сельские и т. п. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Налоги — (общая теория). I. Историческое развитие Н. Налоги, ныне составляющие главный источник государственного дохода, возникали и развивались постепенно, заменяя собой прежние способы извлечения доходов. Существование стройной системы Н. есть, поэтому … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Прямые налоги — Прямым налогом обыкновенно называют такой, который непосредственно уплачивается тем лицом, которое государство имеет в виду обложить. В противоположность косвенным налогам (см.) плательщик прямого налога, по предположению финансового закона,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ — термин, применяемый в ряде международных договоров по вопросам налогообложения и предоставления налогового иммунитета; в налоговедении, а также в ряде национальных и международных классификациях налогов. Обычно означает налоги, взимаемые… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Крестьяне — Содержание: 1) К. в Западной Европе. 2) История К. в России до освобождения (1861). 3) Экономическое положение К. после освобождения. 4) Современное административное устройство К. I. К. в Западной Европе. Судьбы крестьянского или земледельческого … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Россия. Государственное хозяйство России в двадцатом веке — (дополнение к статье) На положение русских финансов в двадцатом веке оказали определяющее влияние три события: неурожаи, война и революционное движение. Последние два явления, находящиеся между собой в тесной связи, привели не только к изменениям … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КРИТЕРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ НАЛОГОВ — критерии, используемые для группировки налогов (сборов, пошлин и иных платежей обязательного характера) и налоговых поступлений в целях разработки налоговой политики государств, налоговой и бюджетной статистики, анализа структуры налоговых… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Исторический очерк — Обзор историографии В. Периодизация истории В. Вьетнамская феод. историография начала складываться в 13 в. Первым крупным ее представителем явился Ле ван Хыу, издавший в 1272 Дайвьет ши ки ( Исторические записки о Дайвьете ), очерк истории… … Советская историческая энциклопедия

Одной из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития является вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов при одновременном повышении эффективности их использовании. Основными причинами, препятствующими осуществлению указанной цели, стали нерешенные проблемы в области реформирования земельных отношений и платежей. Потребность в решении этих проблем связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов граждан и юридических лиц.

Следует отметить, что земельный налог играет особую роль в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на то, что он занимает сравнительно небольшую долю в общем объеме доходных поступлений, земельный налог является важным источником формирования местных бюджетов.

Регулирование вопросов земельных платежей с 1992г. осуществлялось в соответствии с Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю". В ходе его применения выявились определенные недостатки, потребовавшие изменения системы земельных платежей, установленной данным Законом.

История развития земельного налога

Переход России к рыночной экономике, развернувшаяся земельная реформа, основным вопросом которой стала собственность на землю, аграрная реформа и изменение форм хозяйствования, одновременно нерешенность (до настоящего времени) многих проблем, в том числе на законодательном уровне, обусловили необходимость рассмотрения истории развития законодательства о земельных платежах.

Земля является одним из первых объектов налогообложения. Первоначально земельные налоги занимали центральное место в налоговой системе государств Древнего мира и Средневековья. Это объясняется в первую очередь господством натурального хозяйства, ориентацией экономики на сельскохозяйственное производство.

В развитии налогообложения в России ученые различают три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега. Древнерусские летописные своды употребляют этот термин. Прежде всего, в смысле военной контрибуции, которую подвластные славянские племена платили хазарам и варягам. Ею облагались даже первые русские князья.

В Киевской Руси единицами обложения считались "дым" (количество печей в каждом хозяйстве), орудие для пахоты и количество пашни. Установление дани в Киевской Руси, а затем и других налогов не было мирным процессом, бесконфликтно протекавшим в условиях разложения родового строя и возникновения классов и государства

Относительно существа налоговых отношений П.П.Гензель отмечал: "В древнем мире не было финансового права, т.е. тогда не знали податного распорядка в современном смысле. Тогда знали финансовое насилие, практиковавшееся по отношению к покоренным народам".

В XII- ХIII вв. широкое распространение получил натуральный оброк - разновидность феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам. Фактически оброк означал обусловленную договором найма аренду, т.е. срочное или бессрочное пользование недвижимым имуществом. Иногда оброком называли плату государству за предоставленное частному лицу право пользоваться казенной землей, различными угодьями.

С.П.Кавелин отмечает два способа появления единоличного землевладения в России. Первый путь, по его мнению, был характерен для славянских племен, селившихся плотными организованными группами в укрепленных городках. Очень часто между такими поселениями оставались обширные пространства свободных степей, лугов и лесов. И на эти свободные земли, отделяясь от поселений, отдельными семьями, селились хуторяне, звероловы, находящие выгоды от такого ведения хозяйства. Постепенно они становились собственниками обрабатываемых земель. Второй путь, предлагаемый СП. Кавелиным, представляется более реальным, по которому, расселившись группами, славяне делили занятую землю на участки пользования. С течением времени, участки земли, находившиеся во временном пользовании отдельных семей или лиц, постепенно переходят в постоянное их владение. К XII в. институт частной земельной собственности уже сформирован и земля становится предметом купли-продажи, дарения и завещания.

Со второй половины XIV века налоги преимущественно взимались с "сохи", ставшей главной единицей обложения. В данный период получила развитие посошная подать, включавшая в себя и земельный налог. Земельный налог устанавливался по качеству и количеству земли, а также социального положения налогоплательщика.

С образованием Московского государства земельные отношения поднимаются на более высокий уровень развития с одновременным их усложнением. Для определения окладов податей и их раскладки в Московском государстве использовалось огромное разнообразие единиц обложения, по мнению ученых объяснявшееся только отсутствием полной унификации налоговых норм .

Замена в 1679 г. посошного обложения подворным расширила число налогоплательщиков податей подворного обложения за счет населения, ранее не платившего налоги. Подворное обложение между отдельными посадами и общинами, более простое по сравнению с посошным, позволило определить более четкие критерии распределения обязанностей по уплате податей, существенно снизить произвол и взяточничество при учете налогоплательщиков и распределении налогового бремени.

Крупнейшим сводом законов российского государства, регулировавшим земельные и податные отношения стало Соборное Уложение 1649 г. (до него основными юридическими актами в России являлись царские судебники 1497 и 1550 г., представлявшие собой свод постановлений преимущественно процедурного характера).

В Соборном Уложении содержатся правовые нормы, регулирующие сбор и уплату разного рода податей. В данный период самой распространенной формой платы за пользование землей являлся оброк. В частности ст. 23 касается прав владельцев угодий, расположенных не на частных, а на государственных землях.

Как отмечает В.Сергеевич: ". одной из особенностей земельного налогообложения в России в его ранний период явилось сочетание комбинации поземельного принципа с поимущественным, но с преобладанием поземельного принципа обложения.".

Важной вехой в развитии земельного налога стали реформы Петра I. В основе его политики лежал принцип усиления тяжести налогообложения путем увеличения числа и объема налогов. Реформа закрепляет право дворян самим ведать раскладкой и сбором налогов со своих крепостных, что стало модификацией старинного оброчного принципа. Подушная система, введенная Петром I, несмотря на ее существенные недостатки, отвечала в целом социально-экономическим условиям феодальной России, позволила ликвидировать дефицит средств в бюджете огромной страны. Налоги стали мощным орудием государственной политики.

Отмена крепостного права, начало земельной реформы, попытки правительства решить крестьянский и земельный вопросы дали новый виток развитию земельного и податного законодательства. Манифест и Положение 19 февраля 1861 года (общее положение о крестьянах, положение о выкупе и др.) декларировали отмену крепостной зависимости, установив право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него.

Был издан ряд Указов императора о прямых податях и поземельных сборах, многочисленные разъяснения Министерством финансов, государственных имуществ и внутренних дел о порядке взимания сборов. В период с 1865 по 1879 г. было принято более 300 различных документов о государственных и земских повинностях.

Несмотря на то, что документы принимались в столице и централизованно спускались земствам, они имели возможность регулировать оклады податей и распределять их в соответствии с утвержденными правительством размерами для губерний и областей. В ходе проводившихся реформ происходит становление и четкое выделение земельного налога. Возрастает роль земельного налога, увеличиваются поступления - в государственный бюджет доходов от земельных налогов и платежей, связанных с землей.

Окончательное установление земельного налога в России происходит в 1875 году. В проекте о замене подушной подати подворным налогом и поземельной податью, составленной особой комиссией, обосновывались положительные моменты таких действий, отмечалось, что земля, представляя ". собою капитал известной ценности, может быть обложена непосредственно по своему качеству и доходности".

Наибольшая фискальная нагрузка на земельный налог падает в последнюю четверть XIX века. Объяснялось это несколькими причинами:

-заметным ростом числа крестьян собственников земли, а также арендаторов;

- уравнением в статусе удельных, государственных и помещичьих крестьян и объединение их в сословие крестьян с единой юрисдикцией. Соответственно, расширение числа налогоплательщиков;

- раскладочным характером налога, увеличением оклада.

Становление и дальнейшее развитие налоговой системы России в XIX веке способствовало также развитию теории налогов. Необходимость взимания государством налогов С.И.Иловайский расценивает как следствие необходимости существования государства. По его утверждению, среди прямых налогов одно из первых мест, как по историческому, так и по современному значению принадлежит поземельному налогу. С.И.Иловайский определяет земельный налог как ". налог, имеющий своим объектом землю, а податным источником - приносимый ею доход".

После Октябрьской революции 1917 г. первые шаги революционного правительства РСФСР были направлены против отмены ряда налогов. Так, ВЦИК РСФСР своим декретом "О социализации земли" (1918 г.) и декретом от 30 октября 1918 г. о введении обложения сельских хозяев натуральным налогом формально отменяет земельный налог . Отменив земельный налог, советское правительство вводит сельскохозяйственный налог. Общим для этих налогов являлся объект - земля. Облагаемый доход от сельскохозяйственных источников определялся по установленным нормам доходности.

В 1953 году состоялась коренная реформа сельскохозяйственного налога, в которой подоходное обложение заменено погектарным, при котором налог стали исчислять по твердым ставкам с площади земельного участка.

С 1972 г. сельхозналогом стали облагаться только выделенные в законном порядке участки. Что же касается других, самовольно используемых участков, то в соответствии с "Положением о государственном контроле за использованием земель", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 14 мая 1970 года, они должны были изыматься, а виновные лица привлекаться к ответственности.

Указ Президиума ВС СССР о сельскохозяйственном налоге от 1 января 1984 г. внес изменения в сельскохозяйственный налог. Сельхозналог исчислялся с каждого хозяйства по площади выделенного в пользование земельного участка. При этом в расчет не принимались земли, занятые постройками, кустарником, лесом, дорогами общественного пользования, оврагами и балками, а также земли, выделяемые рабочим и служащим предприятий и организаций под коллективные и индивидуальные сады и огороды.

Земельный налог -- местный прямой налог, введенный с 1 июля 1981г., взимался с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц и лиц без гражданства, которым в установленном законом порядке были выделены земельные участки. От уплаты налога освобождался достаточно широкий круг юридических и физических лиц, в том числе колхозы, пенсионеры и т.д.

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, в 1991 году учреждается Государственная налоговая служба - независимый от Минфина России орган федеральной государственной власти. Реформирование российского налогового права было связано с объективными факторами, одним из которых является переход России на рыночные отношения.

В 1991 году плата за землю как правовая категория была введена в действующее законодательство о налогах и сборах с принятием Закона РФ "О плате за землю". В данном Законе под платой за землю законодатель понимал формы реализации принципа платного землепользования: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. По утверждению М.М.Юмаева, плата за землю -- общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с землевладением и землепользованием. Земельный налог представлял собой такую разновидность платы за землю, которая уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов.

С момента принятия этого Закона в его первоначальную редакцию вносились изменения федеральными законами, в основном касающиеся льготного налогообложения, а также дополнения, связанные с изменением долей, по которым уплачиваемые суммы налога зачислялись по уровням бюджетной системы. Федеральным законом от 9 августа 1994 г. №22-ФЗ были введены новые базовые ставки земельного налога, которые индексировались ежегодно, начиная с 1995 г., Постановлениями Правительства РФ и Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

При характеристике правовой основы расчета и взимания земельных платежей в период с 1991 года по 2005 год, следует отметить несистематизированность нормативно-правового материала, соответствующие нормы были сосредоточены по многочисленным "непрофильным" правовым актам.По этому поводу А.А. Ялбулганов пишет, что отсутствие четкой программы реформирования налогового законодательства, многочисленные "налоговые эксперименты" на региональном уровне и другие обстоятельства (в ряде случаев субъективного характера) привели к откровенной "налоговой войне" регионов с федеральным центром, проходившей до 1994 года, которая затем перешла в иную, более сложную фазу.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно утверждать, что на протяжении всей истории обложение земли играло основополагающую роль в податных системах, земля была главным источником богатства. Земельный налог явился первой формой прямого реального обложения, первоначально носившей чрезвычайный характер , но вскоре земельный налог начал взиматься на постоянной и регулярной основе.

Список используемой литературы

Еналиева И.В., Сальников Л.В. Налоговое право России: Учебник. -М.,2006. -С. 10-12

Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. Г.Б.Поляка. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006. - С. 6.

Гензель П.П. Очерки по истории финансов, - М., 1913. Вып.1. С. 21

Христова Н.А.Земельный налог в Российской Федерации (финансово-правовой аспект). Дисс.к.ю.н. Москва, 2007

Кавелин СП. Межевание и землеустройство. Теоретическое и практическое руководство. - М., 1914. С. 21-22.

Судебники XV- XVI веков / Под ред. Академика Б.Д. Грекова., М., 1952.

Соборное Уложение 1649 года. Текст. Комментарии. Л., 1987.- С. 34

Сергеевич С. Древности русского права. Т. II I. Землевладение. Тягло. Порядок обложения. СПб., 1903. -С. 322.

Анисимов Б.В. Податная реформа Петра I. Введение подушной подати в России 1719-1728 гг. П., 1982. - С.61.

Демин А.В.Налоговое право России: Учеб. пособие. -Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. -с.6

Сербинович Я. Несколько слов о финансах местных земских сборах. Киев, 1873. С. 42.

Озеров И.Х. Основы финансовой науки. - М., 1911. Выпуск 1. С. 291

Иловайский С.И. Учебник финансового права. Одесса, 1904. С. 184

Пискотни М.И. Налоги с сельского населения в СССР. Правовые вопросы. - М„ 1957. С. 94.

Данков В. Сельскохозяйственный налог. - М., 1952

Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник. - М., 1997. С. 27.

Юмаев М.М. Платежи за пользование природными ресурсами. - М., 2005. -с. 82-83

Переход России к рыночной экономике, развернувшаяся земельная реформа, основным вопросом которой стала собственность на землю, аграрная реформа и изменение форм хозяйствования, одновременно нерешенность (до настоящего времени) многих проблем, в том числе на законодательном уровне, обусловили необходимость рассмотрения истории развития законодательства о земельных платежах.

Земля является одним из первых объектов налогообложения. Первоначально земельные налоги занимали центральное место в налоговой системе государств Древнего мира и Средневековья. Это объясняется в первую очередь господством натурального хозяйства, ориентацией экономики на сельскохозяйственное производство.

В развитии налогообложения в России ученые различают три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега. Древнерусские летописные своды употребляют этот термин. Прежде всего, в смысле военной контрибуции, которую подвластные славянские племена платили хазарам и варягам. Ею облагались даже первые русские князья.

В Киевской Руси единицами обложения считались "дым" (количество печей в каждом хозяйстве), орудие для пахоты и количество пашни. Установление дани в Киевской Руси, а затем и других налогов не было мирным процессом, бесконфликтно протекавшим в условиях разложения родового строя и возникновения классов и государства

Относительно существа налоговых отношений П.П.Гензель отмечал: "В древнем мире не было финансового права, т.е. тогда не знали податного распорядка в современном смысле. Тогда знали финансовое насилие, практиковавшееся по отношению к покоренным народам".

В XII- ХIII вв. широкое распространение получил натуральный оброк - разновидность феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам. Фактически оброк означал обусловленную договором найма аренду, т.е. срочное или бессрочное пользование недвижимым имуществом. Иногда оброком называли плату государству за предоставленное частному лицу право пользоваться казенной землей, различными угодьями.[9]

С.П.Кавелин отмечает два способа появления единоличного землевладения в России. Первый путь, по его мнению, был характерен для славянских племен, селившихся плотными организованными группами в укрепленных городках. Очень часто между такими поселениями оставались обширные пространства свободных степей, лугов и лесов. И на эти свободные земли, отделяясь от поселений, отдельными семьями, селились хуторяне, звероловы, находящие выгоды от такого ведения хозяйства. Постепенно они становились собственниками обрабатываемых земель. Второй путь, предлагаемый СП. Кавелиным, представляется более реальным, по которому, расселившись группами, славяне делили занятую землю на участки пользования. С течением времени, участки земли, находившиеся во временном пользовании отдельных семей или лиц, постепенно переходят в постоянное их владение. К XII в. институт частной земельной собственности уже сформирован и земля становится предметом купли-продажи, дарения и завещания.

Со второй половины XIV века налоги преимущественно взимались с "сохи", ставшей главной единицей обложения. В данный период получила развитие посошная подать, включавшая в себя и земельный налог. Земельный налог устанавливался по качеству и количеству земли, а также социального положения налогоплательщика.

С образованием Московского государства земельные отношения поднимаются на более высокий уровень развития с одновременным их усложнением. Для определения окладов податей и их раскладки в Московском государстве использовалось огромное разнообразие единиц обложения, по мнению ученых объяснявшееся только отсутствием полной унификации налоговых норм .

Замена в 1679 г. посошного обложения подворным расширила число налогоплательщиков податей подворного обложения за счет населения, ранее не платившего налоги. Подворное обложение между отдельными посадами и общинами, более простое по сравнению с посошным, позволило определить более четкие критерии распределения обязанностей по уплате податей, существенно снизить произвол и взяточничество при учете налогоплательщиков и распределении налогового бремени.

Крупнейшим сводом законов российского государства, регулировавшим земельные и податные отношения стало Соборное Уложение 1649 г. (до него основными юридическими актами в России являлись царские судебники 1497 и 1550 г., представлявшие собой свод постановлений преимущественно процедурного характера).

В Соборном Уложении содержатся правовые нормы, регулирующие сбор и уплату разного рода податей. В данный период самой распространенной формой платы за пользование землей являлся оброк. В частности ст. 23 касается прав владельцев угодий, расположенных не на частных, а на государственных землях.

Важной вехой в развитии земельного налога стали реформы Петра I. В основе его политики лежал принцип усиления тяжести налогообложения путем увеличения числа и объема налогов. Реформа закрепляет право дворян самим ведать раскладкой и сбором налогов со своих крепостных, что стало модификацией старинного оброчного принципа. Подушная система, введенная Петром I, несмотря на ее существенные недостатки, отвечала в целом социально-экономическим условиям феодальной России, позволила ликвидировать дефицит средств в бюджете огромной страны. Налоги стали мощным орудием государственной политики.

Отмена крепостного права, начало земельной реформы, попытки правительства решить крестьянский и земельный вопросы дали новый виток развитию земельного и податного законодательства. Манифест и Положение 19 февраля 1861 года (общее положение о крестьянах, положение о выкупе и др.) декларировали отмену крепостной зависимости, установив право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него.

Был издан ряд Указов императора о прямых податях и поземельных сборах, многочисленные разъяснения Министерством финансов, государственных имуществ и внутренних дел о порядке взимания сборов. В период с 1865 по 1879 г. было принято более 300 различных документов о государственных и земских повинностях.

Несмотря на то, что документы принимались в столице и централизованно спускались земствам, они имели возможность регулировать оклады податей и распределять их в соответствии с утвержденными правительством размерами для губерний и областей. В ходе проводившихся реформ происходит становление и четкое выделение земельного налога. Возрастает роль земельного налога, увеличиваются поступления - в государственный бюджет доходов от земельных налогов и платежей, связанных с землей.

Окончательное установление земельного налога в России происходит в 1875 году. В проекте о замене подушной подати подворным налогом и поземельной податью, составленной особой комиссией, обосновывались положительные моменты таких действий, отмечалось, что земля, представляя ". собою капитал известной ценности, может быть обложена непосредственно по своему качеству и доходности".[15]

Наибольшая фискальная нагрузка на земельный налог падает в последнюю четверть XIX века. Объяснялось это несколькими причинами:

-заметным ростом числа крестьян собственников земли, а также арендаторов;

- уравнением в статусе удельных, государственных и помещичьих крестьян и объединение их в сословие крестьян с единой юрисдикцией. Соответственно, расширение числа налогоплательщиков;

- раскладочным характером налога, увеличением оклада.

Становление и дальнейшее развитие налоговой системы России в XIX веке способствовало также развитию теории налогов. Необходимость взимания государством налогов С.И.Иловайский расценивает как следствие необходимости существования государства. По его утверждению, среди прямых налогов одно из первых мест, как по историческому, так и по современному значению принадлежит поземельному налогу. С.И.Иловайский определяет земельный налог как ". налог, имеющий своим объектом землю, а податным источником - приносимый ею доход".

После Октябрьской революции 1917 г. первые шаги революционного правительства РСФСР были направлены против отмены ряда налогов. Так, ВЦИК РСФСР своим декретом "О социализации земли" (1918 г.) и декретом от 30 октября 1918 г. о введении обложения сельских хозяев натуральным налогом формально отменяет земельный налог . Отменив земельный налог, советское правительство вводит сельскохозяйственный налог. Общим для этих налогов являлся объект - земля. Облагаемый доход от сельскохозяйственных источников определялся по установленным нормам доходности.

В 1953 году состоялась коренная реформа сельскохозяйственного налога, в которой подоходное обложение заменено погектарным, при котором налог стали исчислять по твердым ставкам с площади земельного участка.

С 1972 г. сельхозналогом стали облагаться только выделенные в законном порядке участки. Что же касается других, самовольно используемых участков, то в соответствии с "Положением о государственном контроле за использованием земель", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 14 мая 1970 года, они должны были изыматься, а виновные лица привлекаться к ответственности.

Указ Президиума ВС СССР о сельскохозяйственном налоге от 1 января 1984 г. внес изменения в сельскохозяйственный налог. Сельхозналог исчислялся с каждого хозяйства по площади выделенного в пользование земельного участка. При этом в расчет не принимались земли, занятые постройками, кустарником, лесом, дорогами общественного пользования, оврагами и балками, а также земли, выделяемые рабочим и служащим предприятий и организаций под коллективные и индивидуальные сады и огороды.

Земельный налог — местный прямой налог, введенный с 1 июля 1981г., взимался с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц и лиц без гражданства, которым в установленном законом порядке были выделены земельные участки. От уплаты налога освобождался достаточно широкий круг юридических и физических лиц, в том числе колхозы, пенсионеры и т.д.

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, в 1991 году учреждается Государственная налоговая служба - независимый от Минфина России орган федеральной государственной власти. Реформирование российского налогового права было связано с объективными факторами, одним из которых является переход России на рыночные отношения.

С момента принятия этого Закона в его первоначальную редакцию вносились изменения федеральными законами, в основном касающиеся льготного налогообложения, а также дополнения, связанные с изменением долей, по которым уплачиваемые суммы налога зачислялись по уровням бюджетной системы. Федеральным законом от 9 августа 1994 г. №22-ФЗ были введены новые базовые ставки земельного налога, которые индексировались ежегодно, начиная с 1995 г., Постановлениями Правительства РФ и Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно утверждать, что на протяжении всей истории обложение земли играло основополагающую роль в податных системах, земля была главным источником богатства. Земельный налог явился первой формой прямого реального обложения, первоначально носившей чрезвычайный характер, но вскоре земельный налог начал взиматься на постоянной и регулярной основе.[19]

Земельный налог является одной из древнейших форм налогообложения и в том или ином виде известен практически всем государствам.

В настоящее время существуют две концептуально разные системы поземельного налогообложения. В таких странах как Канада, США и некоторых других действует принцип единого налога на недвижимость, которым облагаются здания, сооружения и земельные участки, на которых такие объекты расположены. Для России же характерна система раздельного налогообложения земельного участка и объектов на нем посредством земельного налога и налогов на имущество физических лиц и организаций, что обусловлено историческими предпосылками[1].

История земельного налога

В Древней Руси земля выступала основным объектом налогообложения и источником пополнения государственной казны. Первоначально отдельные домохозяйства с определенным количеством печей (отсюда и «налога на дым»), сельскохозяйственными инструментами и способностью обрабатывать то или иное количество земли (плуг) облагались данью.

Важно! Именно данный налог был главным источником дохода казны. Далее мы увидим, какой процент от дохода консолидированного бюджета РФ земельный налог составляет сейчас.

В XVI-XVII веках действовало посошное обложение. Посошная подать распространялась на отдельное хозяйство с земельным участком, условной единицей измерения которого была соха. Размер сохи зависел от качества земли, ее владельца и также мог отличаться в разы в зависимости от региона. В середине XVI века была произведена опись земель и платежеспособности населения, по итогам которой единицей налогообложения стала большая соха с нормированным размером[2]. Сама соха дробилась на чети (четверти), определенное пространство земли равное половине десятины (примерно 0,5 га)[3].

В 1649 году посошное обложение было заменено подворным, при котором подворной податью облагались огорожденные крестьянские и посадские дворы. Однако, русский мужик довольно быстро нашел выход из положения, применив первый механизм оптимизации налогообложения –родственники и просто соседи объединяли свои дворы единым забором. Один забор – один двор – один подворный земельный налог.

Российская Империя. При Петре I вместо подворной подати в 1724 году была введена подушная подать, существовавшая на протяжении 150-ти лет как личный прямой налог для мужчин определенных сословий независимо от возраста, величины дохода и имущества. Для определения круга налогоплательщиков была проведена перепись населения. В этот период поземельный налог потерял свою сущностную характеристику – связь с землей[4]. При Павле I в 1797 году размер подати все же стал дифференцироваться в зависимости от количественных и качественных характеристик земли, а также доходов ее владельцев[5], но всё еще сохранял «подушную» природу.

Конец XIX века ознаменовался масштабными государственными реформами, в том числе налоговыми. Так, подушная подать поэтапно отменялась (80-90ые гг. XIX века), формировалась система отдельного налогообложения городских и сельских земель.

В 1863 году в городах был введен всесословный государственный налог на городское недвижимое имущество, которым облагались городские земли и возведенные на них здания и строения, а с 1875 года начал действовать государственный поземельный налог, который выделился из государственного земского сбора и распространялся на земли за пределами городских поселений[6].

Первоначально ставки (оклады) налогов устанавливались по раскладочной системе, то есть Министерство финансов определяло необходимую для государственного бюджета сумму налога и «раскладывала» ее по губерниям. Губерния же сама определяла какую часть распределенного на неё налога с какой части губернии с учетом ценности земель взимать. Однако такая система не отражала постоянно изменяющуюся ценность земель, поэтому в начале XX века Министерство финансов перестало определять сумму налога и осуществлять раскладку по губерниями, ставки налогов стали определяться в процентах от их стоимости[7].

Советское время. Декрет о земле 1917 года отменил частную собственность на землю, а Положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» 1919 года установило государственную и коллективную формы собственности. Поземельный налог был отменен, однако его роль вплоть до 1981 года выполняли такие платежи как сельскохозяйственный налог и земельная рента.

В 1923 году вместо прежних налогов был введен единый сельскохозяйственный налог, который взимался частично натурой и денежными средствами и рассчитывался в зависимости от количества едоков, скота и урожайности. С 1953 года сельскохозяйственный налог стал рассчитываться как самостоятельный налог по ставкам с одной сотой гектара площади земельного участка. В поселениях, согласно Указу Президиума ВС СССР от 10.04.1942 № 24 «О местных налогах и сборах», взималась земельная рента по ставкам за квадратный метр в зависимости от класса поселения (I класс — 18 коп., VI класс — 4 коп.).

Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1981 «О местных налогах и сборах» земельная рента была преобразована в земельный налог с более низкими ставками (I класс – 1,8 копеек, VI класс – 0,4 копейки). Впоследствии земельный налог регулировался Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю». Размер налога устанавливался в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Настоящее время. С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом 29.11.2004 № 141-ФЗ земельный налог на федеральном уровне устанавливается главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), а на местном уровне - нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (Решение Челябинской городской Думы третьего созыва от 22.11.2005 № 8/11 «О земельном налоге на территории города Челябинска», Решение муниципалитета города Ярославля от 07.11. 2005 № 146 «О земельном налоге»). В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулирование земельного налога осуществляется на региональном уровне нормативными правовыми актами указанных субъектов Российской Федерации.

Соответственно, земельный налог является прямым местным имущественным налогом, то есть обязательным безвозмездным платежом, который уплачивается в местный бюджет физическими и юридическими лицами, имеющими земельные участки на соответствующей территории.

Регулирование налога сегодня.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает такие обязательные элементы налога как:

- предельный размер налоговой ставки и порядок ее установления;

- налоговые льготы и порядок исчисления налога.

Законодательные органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в свою очередь, определяют:

- конкретные налоговые ставки;

- особенности определения налоговой базы

- дополнительные налоговые льготы.

Собираемость земельного налога в России.

Поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации с земельного налога по статистическим данным Федеральной налоговой службы составляют 182 млрд рублей за 2019 год и 40 млрд рублей за первый квартал 2020 года. При этом, большая часть из них приходится на долю организаций (139 млрд рублей и 37 млрд рублей соответственно)[8].

Помните, в начале статьи мы писали, что в Древней Руси земельный налог был основным источником дохода казны? Сегодня земельный налог составляет менее 2% от доходной части консолидированных бюджетов РФ…

В завершении. Согласно принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, земельные участки и здания в гражданском обороте рассматриваются как единый объект, однако в настоящее время они облагаются тремя отдельными налогами: земельным налогом, налогом на имущество физических лиц и налогом на имущество организаций. Несмотря на то, что в первоначальной редакции НК РФ 1998 года был единый налог на недвижимость и предпринимались попытки его реализации как эксперимент в Новгороде и Твери, законодатель отказался от этой концепции, а земельный налог продолжает существовать как самостоятельный налог[9].

По мнению многих цивилистов мы постепенно тоже переходим к пониманию недвижимости, как земельного участка и всего, что на нем расположено и неразрывно связано. Принцип единства судьбы уже потихоньку проникает в гражданское законодательство. Правда, очень медленно. Но когда это произойдёт, надеемся, что и земельный налог останется единственным налогом на недвижимость.

Поземельный налог с древнейших времен являлся одним из самых распространенных видов налогов. Так, уже в Древнем Египте, Риме и Греции его исчисление отличалось довольно высокой точностью. Государственные земли и леса были одними из первых источников доходов казны.

Закон РФ № 1738-1 «О плате за землю» был принят 11 октября 1991 г. и имел силу до введения в НК РФ гл. 31 «Земельный налог».

До 1 января 2005 г. перечень налогов и сборов определялся Законом РФ «Об основах налоговой системы», согласно которому земельный налог был отнесен к местным налогам.

В соответствии со ст. 36 Конституции РФ был принят Земельный кодекс РФ (Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ), который развил заложенные в Гражданском кодексе РФ основы права собственности и иных вещных прав на землю.

Объектами земельных отношений в РФ признаются:

земля как природный объект и природный ресурс;

земельные участки, которые расположены в пределах территории РФ;

части земельных участков.

Земельный участок определен не только как часть поверхности земли, границы которой описаны и утверждены в установленном порядке, но и как объект земельных отношений. Двойственная природа земли предопределила и две точки зрения на платежи, связанные с пользованием землей. Плату за землю можно рассматривать и в качестве имущественного платежа за право собственности, владения и использования объекта недвижимости, и в качестве ресурсного платежа (если рассматривать использование земли как сельхозугодья, для добычи полезных ископаемых).

В перспективе предполагается введение налога на недвижимость — единый комплекс земельного участка и находящихся на нем зданий и сооружений. Связь земли и находящихся на ней объектов провозглашена и Земельным кодексом РФ.

Согласно Земельному кодексу РФ в отношении земли могут иметь место:

право постоянного (бессрочного) пользования;

право безвозмездного срочного пользования;

право пожизненного наследуемого владения;

право владения и пользования по договору аренды, договору субаренды;

право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Право собственности означает возможность собственника реализовать права владения, пользования и распоряжения своим имуществом — земельным участком.

Иные вещные права допускают возможность владения и пользования земельным участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, который не является собственником, не вправе распоряжаться этим участком.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Коммерческим организациям и физическим лицам земельные участки на этих условиях не предоставляются.

Правом пожизненного наследуемого владения земельным участком могут обладать только физические лица. Объектом этих прав являются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Это право действует только в том случае, если оно было приобретено физическим лицом до введения в действие Земельного кодекса РФ.

Безвозмездное срочное пользование является бесплатным. В отличие от постоянного пользования земельные участки предоставляются во временное пользование на срок, установленный:

законом (для участков земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности);

договором (для участков земель, находящихся в частной собственности);

на период трудовых отношений (служебные наделы).

В безвозмездное срочное пользование передаются земли, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, в собственности организаций и физических лиц. Государственные и муниципальные земли могут передаваться в безвозмездное срочное пользование только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании акта органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Иным организациям, а также физическим лицам земельные участки могут быть предоставлены в аренду.

Безвозмездное срочное пользование земельными участками, которые принадлежат физическим лицам или организациям, осуществляется на условиях договора безвозмездного срочного пользования, правила заключения которого установлены Гражданским кодексом РФ. Организация вправе передать свои земельные участки в безвозмездное пользование своим работникам в виде служебных земельных наделов.

По договору аренды земельный участок предоставляется арендатору за плату во временное владение и пользование либо только во временное пользование. Арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка. В этом случае согласия собственника земельного участка не требуется. Он должен быть только уведомлен об этом, если договор аренды земельного участка не предусматривает иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков.

Земельный налог устанавливается гл. 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов РФ.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные органы городов Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.




На территории Архангельской области решением городского Совета депутатов МО «Северодвинск» от 28 сентября 2006 г. № 83 «Об освобождении от уплаты земельного налога» в соответствии с гл. 31 НК РФ принято: «Освободить на территории муниципального образования “Северодвинск” от уплаты земельного налога в 2007 г.:

§ садоводческие и огороднические некоммерческие объединения граждан;

§ граждан — за земельные участки, выделенные для садоводства, огородничества и ведения личного подсобного хозяйства.

Настоящее решение вступает в силу с 1 января 2007 г.»

Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

земельные участки из состава земель лесного фонда;

земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: