Появление налогов связано с развитием товарно денежных отношений

Опубликовано: 15.05.2024

1. История развития налогов

Налоги и государство – это два взаимосвязанных между собой института.

Их взаимодействие проявляется в том, что государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства. Первые упоминания о налогах связаны с появлением различных государственных образований: происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются такие органы власти, как чиновники, суды, армия.

Изначально налоги выполняли военную функцию государства: формирование и содержание армии, а затем по мере развития государства – фискальную, регулятивную и контрольную функции.

В истории развития налогов можно выделить следующие три этапа.

Первый этап: налоговая система в государстве отсутствовала, поэтому органы власти сами устанавливали количество денежных средств, взимаемых в виде налога. Данная функция возлагалась на город или общину. На данном этапе характерна «случайность» возникновения налогов, так как сборы не имели постоянного характера и зависели от различных причин – начала войны, голода, эпидемии.

Второй этап: временные рамки – конец XVII – начало XVIII вв. На данном этапе становление государства уже завершилось. Строится налоговая система, более четко определены функции и задачи государства. Из разряда «случайных» налоги перешли в постоянные. Система нало-

1б гообложения находит свою регламентацию в законах и тем самым становится одним из важных источников пополнения казны. Появляются специальные органы, осуществляющие сбор налогов. В науке начинают говорить о налоговом контроле.

Третий этап: дальнейшее развитие налоги получили в XIX в. В этот период характерен рациональный подход к установлению налогов – четкое соответствие функциям и задачам государства. Большое внимание уделяется правовой регламентации сборщиков налогов и судебной защиты налогоплательщиков от несанкционированных действий налоговых органов. Верховенство налогообложения по-прежнему принадлежит государству, хотя некоторые функции оно делегировало региональным органам власти.

В СССР налоги взимались от хозяйственной деятельности предприятий, налог с оборота и др. Это связано с политикой, которая была выбрана советскими чиновниками.

В 1990 г. Россия взяла курс на рыночные отношения и строительство правового государства. Данные события имели большое влияние на дальнейшее развитие налогов и налоговых отношений вообще. Они поставили данные отношения на рельсы международного правового регулирования. Источниками налогового законодательства являются Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

20. Понятия налогов. Элементы налогов

20. Понятия налогов. Элементы налогов Чтение — вот лучшее учение! Книгу ничто не заменит. Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу,

23.2. История развития транспортно-экспедиционного обслуживания

23.2. История развития транспортно-экспедиционного обслуживания История развития транспорта и транспортно-экспедиционного обслуживания начинается в глубокой древности и связана с возникновением международной торговли. В Финикии и Древнем Риме со II тысячелетия до нашей

1. История развития рынка ценных бумаг

1. История развития рынка ценных бумаг Рыночная экономика не может существовать без развитого оборота ценных бумаг, а также без самих ценных бумаг – инструмента, с помощью которого он обеспечивается.Рынок ценных бумаг имеет длительную историю развития. Она началась с

1. История становления и развития контроля и ревизии

1. История становления и развития контроля и ревизии Еще со времени издания Высочайшего Манифеста 28 января 1811 г. в России появился контроль (а именно государственный контроль) как отдельное, независимое установление в составе государственного управления. Однако

7. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов. Общие положения

7. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов. Общие положения Налоговый кодекс РФ (НК РФ) вводит понятие «сборщик налогов и (или) сборов».В ст. 25 НК РФ предусмотрено, что в ряде случаев, предусмотренных НК РФ, прием

2. История возникновения и развития банковского дела

2. История возникновения и развития банковского дела Банковское дело возникло и развивалось на базе капитала, приносящего проценты. А ростовщический капитал использовался еще при разложении первобытнообщинного строя. В древности существовали учреждения, выполнявшие

1. История возникновения и развития банковского дела

1. История возникновения и развития банковского дела Банковское дело возникло и развивалось на базе капитала, приносящего проценты. А ростовщический капитал использовался еще при разложении первобытнообщинного строя. В древности существовали учреждения, выполнявшие

Лекция 1. История возникновения и развития налогообложения

Лекция 1. История возникновения и развития налогообложения 1.1. Основные этапы развития налогообложения Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять

1. История возникновения и развития учета

1. История возникновения и развития учета Зародился бухгалтерский учет в XIII в., а в XV в. вышла книга Л. Пачоли о бухгалтерском учете (трактат). В XX в. началось литературное осмысление бухгалтерского учета, т. е. возникли первые теоретические конструкции бухгалтерского

104. Экономическое понятие налогов и сборов, виды налогов

104. Экономическое понятие налогов и сборов, виды налогов Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или

История развития и роль промышленности, имеющей стратегическое значение

История развития и роль промышленности, имеющей стратегическое значение Хотя это уведет нас в сторону от нашей непосредственной темы — о накоплении капитала — и логически предвосхитит рассмотрение следующего вопроса — о создании рынка рабочей силы, все же здесь

36. Государственный контроль в России. История развития

36. Государственный контроль в России. История развития Датой создания государственного финансового контроля в России принято считать 1656 г В целях повышения эффективности финансового управления под кураторством царской Думы был учрежден Счетный приказ. Данное

2. История и особенности развития статистической науки

2. История и особенности развития статистической науки Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того чтобы образовать государство,

2. История и особенности развития статистической науки

2. История и особенности развития статистической науки Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство,

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Истоки ОР Истоки организационного развития можно найти в работе Курта Левина, который разрабатывал понятие динамики группы (термин впервые употреблен в 1939 г.). Это понятие связано с тем, каким образом группа развивается и как

Вопрос 13 История развития экономического анализа

Вопрос 13 История развития экономического анализа Экономический анализ, как и любая другая наука, имеет свою историю развития. Она неразрывно связана с состоянием экономики той или иной формации. Все происходящие изменения являлись следствием совершенствования

Общие положения о налогах и налогообложении

Курс лекций

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Налоги как основной источник образования государственных доходов известны с давних времен. Налогообложение присуще всем социальным системам как рыночного, так и планового (нерыночного) типа хозяйствования.

Его история, как и история развития государства, насчитывает тысячелетия. По словам английского экономиста С. Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников».

Возникновение налогов связано с периодом становления первых государственных образований. В это время появляется товарное производство и формируется государственный аппарат управления и принуждения (чиновники, армия, суды), необходимостью содержания которых и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных (нерегулярно уплачиваемых) платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии.

По мере преобразования отношений собственности и укрепления товарно-денежных отношений налоги почти повсеместно стали принимать исключительно денежную форму.

Сначала налоги взимались в основном на содержание дворцов, общественных зданий и вооруженных формирований, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог. Со временем они становятся основным источником государственных финансов.

Одной из первых сформировалась налоговая система Древнего Рима, ставшая эталоном для других государственных систем античности. Достижения этой налоговой системы находят отражение и в современной теории и практике налогообложения.

На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались почти всегда для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами и пошлинами в соответствии с размерами своих доходов и имущественным состоянием. Документальным основанием для исчисления и уплаты налога являлось заявление об имущественном состоянии и семейном положении (прообраз современной декларации о доходах).

Определение суммы налога (ценза) проводилось специально избранными чиновниками (откупщиками).

В качестве наиболее распространенного налога Древнего Рима, приносящего наибольший доход в бюджеты городов, выступал поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например налог с оборота - 1 %, налог с оборота при торговле рабами – 4 % и др.

Впервые в Римской империи налоги стали выполнять не только фискальную (т.е. связанную с пополнением казны денежными средствами) функцию, но и функцию· регулятора экономических отношений. Общее количество налоговых платежей в Древнем Риме было более двухсот.

Аналогичным образом были построены налоговые системы других государств античного мира: Древней Греции, Египта, Ассирии и т.д. Последующие налоговые системы в основном повторяли в измененном виде налоговые системы древности.

В Европе XVI-XVII вв. повсеместно налоги носили характер однократных платежей. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося предварительно полную сумму налога в казну. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения.

В конце XVII - начале XVIII вв. во всех государственных системах происходит формирование налоговых систем, включающих прямое и косвенное налогообложение. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот, переправ со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Одновременно с развитием государственного налогообложения формируется теория налогов, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он впервые сформулировал принципы налогообложения:

принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности;

принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам;

принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

Принципы, предложенные А. Смитом, заложили основу современной теории налогообложения и дополненные в дальнейшем сохранили свою актуальность и поныне.

| следующая лекция ==>
Лекция 5 Математические понятия в начальной школе | Налоги, экономика и государство

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей.

Таким образом, налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства. Современное государство, экономика которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:

• необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);

• необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде, и т.д.;

• долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса).

Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Таким образом, к признакам налогов относят:

• легитимность (налоги взимаются только с законных операций),

• индивидуальную безвозмездность для налогоплательщика,

Элемент налога — понятие, используемое при изучении конкретных налогов.

Налогоплательщик — организация или физическое лицо, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

Объект налогообложения — имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которой у налогоплательщика законодательно связано возникновение обязательств по уплате налога.

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Порядок исчисления налога.

Порядок и сроки уплаты налога.

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Фискальная функция (от лат. fiscus — императорская казна) — основная функция налогов. Она предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют доходную часть бюджетов разных уровней.

Регулирующая функция заключается в воздействии налогов на многие стороны общественно-экономических отношений. Налоги способны оказывать влияние на платежеспособный спрос, предложение, инвестиции, ресурсосбережение. Налоги в состоянии создавать или разрушать экономические условия для деловой активности, охраны окружающей среды и т. д. Развитые рыночные государства сознательно используют регулирующую функцию налогов в качестве одного из элементов экономической политики.

Поскольку налоги являются основным источником формирования бюджетных доходов, проблемы налогообложения всегда были в центре внимания государственных органов и работающих по их заданию экономистов — ученых и практиков.

Теоретические исследования в области налогообложения нашли отражение в следующих монографиях российских ученых:

• Н.И. Тургенев. Опыт теории налогов (1818);

• В.Н. Твердохлебов. О реформе прямых налогов (1916);

• А.А. Tpuвyc. Налоги как орудие экономической политики (1925);

• П.П. Гензель. Влияние налогов на народное хозяйство СССР (1928);

• Г.Л. Морьяхин. Налоговая система СССР (1952);

• Г.Л. Рабинович, М.А. Иваньков. Налог с оборота и его роль в финансовом механизме (1982);

• В.А. Сорокин. Платежи предприятий в бюджет (1983);

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Понятие "налог" уходит своими корнями в глубь веков. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию.

Файлы: 1 файл

ККР История налогов.docx

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «Финансы и менеджмент»

Налоги и налогообложение

История возникновения налогов как

Выполнила ______________ ______________________________ __

Проверил ______________ ______________________________ __

Введение

Понятие "налог" уходит своими корнями в глубь веков. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию.

Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. В дальнейшем теоретические проблемы налогообложения обернулись составной частью самостоятельной науки — политической экономии.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних этапах цивилизации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным действием, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано : «. и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Видно, что даже тогда хотя бы символично пытались четко определить процентную ставку данного «налога».

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Национальная налоговая система РФ прошла три совершенно разных исторических рубежа, если подходить к ней с позиции системности, т.е. оформления в законодательном порядке принципов ее функционирования. Это – дореволюционный, советский, постсоветский.

Основной целью данной работы является рассмотрение истории возникновения налогов как экономического явления, а так же развитие налогообложения в России. Актуальность моей темы проявляется в необходимости понимания происхождения такого экономического явления как налогообложение, т. к. знание истории развития предмета изучения способствует лучшему усваиванию информации о нем.

Глава 1. Возникновение налогообложения и развитие теории налогов.

1.1 Налоги в экономической системе общества на разных этапах развития

Налог - одна из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Как и сейчас, налоги представляли собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные так и натуральные (зерном, вином и т.п.) Люди о налогах думали всегда с двух сторон: одни - о том какие налоги установить и как их собрать, а другие - о том, как их платить или как от них уходить. [7]

Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В истории давно известны случаи, когда высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект являлся результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий. Русский мыслитель Николай Тургенев в своем труде "Опыт теории налогов" (1818) писал: ". дурные системы налогов, были одною из причин, как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы - от Австрии, фрисландцы - от Дании и, наконец, казаки от Польши. На возмущение североамериканских колоний против Англии дурная система финансового управления относительно иностранной торговли имело решительное влияние." [Цитировано по: Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли - М., 1996, С. 126] Он отмечал, что именно налоговые и финансовые неурядицы, неискусное собирание денег с народа подавали повод к восстаниям, революциям и иным общественным потрясениям.

Проблема установления налогов, их давление на общество, справедливость налогообложения на протяжении всей истории государства и права обсуждалось мыслителями, развивавшими налоговое право. Ф. Рузвельт в своей речи в Питтсбурге 19 октября 1932 г. отмечал, что «налоги пропитаны потом всякого, кто трудится. Результатом чрезмерных налогов являются бездействующие фабрики, проданные за недоимки фермы и толпы голодных людей, бродящих по улицам в напрасных поисках работы».

Когда же население примирилось с налогами, и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими. Они основывались на идее невмешательства государства в экономику, на идее непроизводительного характера государственных услуг. [5]


1.2 Эволюция налогообложения

Толчком к зарождению государства и механизмов перераспределения достояния общества и его членов стало появление частной собственности. Начальными формами налогообложения на ранних ступенях государственной организации принято считать контрибуции, получаемые в результате успешных захватнических войн, и жертвоприношение, которое было не только религиозным ритуалом, но и методом формирования казны. Жертвоприношение было неписаным законом и являлось принудительной выплатой или сбором. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н.э. и представляют собой глиняные пластинки с письменными отчетами подданных египетским царям о передаче им десятой доли имущества в виде полотна и растительного масла. [2]

В Древней Греции в VII-VI вв. до н.э. представители знати, закладывая основы государства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов-государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели. В организации государства Аристотель (384-322 гг. до н. э.) ставил управление казной на второе место после обеспечения правопорядка.

Однако уже в древнем мире имело место серьезное противодействие налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин отличается тем, что не должен платить налогов. Личные налоги считались носящими на себе печать рабства и полноправные граждане полагали их унизительными для себя.

Уже Римское право содержало стройную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений. Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении.

Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в 1 в. до н.э. Император Август Октавиан (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.) создал во всех провинциях специальные финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Ими была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.

Серьезные геополитические изменения, расширяющееся государственное строительство, происходившие в конце первого тысячелетия нашей эры, требовали совершенствования методов налогового администрирования, обеспечивающих возрастающие потребности государств. Налоги всегда трактовались как общественно необходимое и полезное явление. Фома Аквинский (1225-1274 гг.) отметил, что «будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие».

Ф.Бэкон (1561-1626 гг.), выпускник Кембриджского университета, лорд-хранитель большой печати при короле Якове I, в своем знаменитом труде «Опыты или наставления нравственные и политические» (1625 г.) писал о том, что «налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество.» В качестве примера Ф. Бэкон приводил взимание пошлин в Нидерландах и субсидий в Англии.

Ф. Бэкон писал, что в этом случае «речь идет . не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа. Пусть государства, стремящиеся к могуществу, не дают слишком расплодиться знати и дворянству, ибо простой народ становится при этом тупым и забитым и работает только на господ.

В рассуждении «О государстве» Т. Гоббс (1588-1679 гг.) писал, что к решению проблемы «справедливости относится также равномерное налогообложение, равенство которого зависит не от равенства богатства, а от равенства долга всякого человека государству за свою защиту. Недостаточно, чтобы человек только трудился для своего существования: он должен также в случае необходимости сражаться для защиты своего труда»6.

История свидетельствует, что налоги - более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине XVII в. английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых ив мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного источника государственных доходов в постоянный. Налог превратился в обычный источник государственных средств. Именно поэтому известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин (1706-1790 гг.) произнес фразу, которой суждено было стать крылатой: «Платить налоги и умереть должен каждый». [5]

В наше время существует множество различных теорий налогообложения, о которых я расскажу далее.

1.3 Теории налогообложения

Одной из самых первых общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по поддержанию порядка, охране от нападения извне и т.д. Позднее стали возникать все новые теории, которые описаны ниже.

Теория публичного договора (Спиноза, Гоббс, Русо, Радищев). Согласно этой теории налог – результат договора между гражданином и государством, согласно которому первый платит определенную плату государству за охрану, защиту и другие услуги .

Теория страхования (Тьер, Жирардер): налог – это страховой платёж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска стране. Смысл такого налога - обеспечить финансирование затрат правительства по обеспечению обороны и правопорядка.

В 1776 году шотландский экономист и финансист А.Смит (1723-1790) издал книгу "Исследование о природе и причине богатства народов". Идеи его как основоположника теории налогообложения стали оказывать кардинальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь страны. Он выдвинул 4 хозяйственные принципа налогообложения: размеренность, определённость, удобность, дешевизна. Главной целью теории Смита был сбор налогов, а налогоплательщикам внимания уделялось мало.

Учение о правовом государстве приводит к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы, теории коллективных (общественных) потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.

Появление исследований сущности налогов и формулирование новых теорий не могли не произвести полного переворота во взглядах на сущность и характер государственного хозяйства вообще и налогов как его основы. Не было смысла доказывать существование каких-то особых выгод, которые каждый получает от государства, ссылаться на какой-то специальный, заключенный населением договор. В связи с расширением деятельности государства выгоды эти стали такими значительными, что уже не укладывались в понятие «услуги».


В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Налоги и налогообложение». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • 1. Возникновение и развитие налогообложения. Древний мир и древний Рим
  • 2. Налогообложение в Европе в XVI–XVIII вв.
  • 3. Налогообложение в Европе XIX–XX вв.
  • 4. История налогообложения в России до XIX в.
  • 5. История налогообложения в России с XIX в. до 1917 г.
  • 6. История налогообложения в России с 1917 г. до 2001 г.
  • 7. Налоги и сборы. Признаки и функции. Понятие «сбора»

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоги и налогообложение (Конспект лекций) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Возникновение и развитие налогообложения. Древний мир и древний Рим

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они стали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.

В IV–III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 г. до н. э.–14 г. н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота — 1 %, налог с оборота при торговле рабами — 4 % и др.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора различных экономических отношений.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.

Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминают видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. К счастью, Россия не унаследовала такие экзотические римские налоги, как сбор на золотой венок в качестве выражения цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати.

Интересно отметить, что известный афоризм «деньги не пахнут» также связан с налогами. Это фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9–79 гг.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос «Зачем ты берешь налог за это?». [14, 15]

Читайте также: