Повышение налоговой культуры населения как способ борьбы с налоговыми правонарушениями в россии

Опубликовано: 14.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Апакашева М.Е. Воспитание налоговой культуры как метод совершенствования налоговой политики на региональном уровне // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/11/84650 (дата обращения: 20.05.2021).

В настоящее время для Российской Федерации характерна проблема уклонения от налогообложения. Такой тип налогового поведения, как «уклонистский», охватывает не только сферу предпринимательства и бизнеса, но и налогоплательщиков – физических лиц. Поэтому можно говорить, что уклонение от уплаты налогов – проблема массового характера. Это обусловлено несколькими причинами: моральными, политическими, экономическими, техническими. Отдельно можно выделить пятую группу причин, связанную с формированием налоговой культуры, а если говорить более конкретно – с низким уровнем налоговой культуры российских граждан.

Под термином «налоговая культура» можно понимать своевременную уплату налогов и сборов, обязательных отчислений в бюджет в установленные законодательством сроки. Сущность налоговой культуры раскрывается через три основные функции: ценностная, познавательно-преобразовательная и регулятивная [1]. Одним из главных элементом налоговой культуры является налоговая дисциплина. Налоговая дисциплина включает в себя «регулярное формирование, развитие и контроль этических, моральных и финансовых способностей и возможностей налогоплательщика выполнять налоговые обязательства перед бюджетами с учетом синхронности взаимодействия налоговых органов по приему и оформлению налогов и налоговых обязательств» [2]. Понятие налоговой культуры в широком смысле охватывает не только деятельность налогоплательщиков, но и деятельность налоговых органов, причем эта деятельность находится в тесной взаимосвязи. Налоговое законодательство оказывают влияние на налогоплательщиков, но и с их стороны наблюдается определенное давление на налоговую службу. Выход такого давления за рамки общей культуры приводит к конфликтным ситуациям, а в дальнейшем – к уклонению от налогообложения.

Повышение уровня налоговой культуры и укрепление налоговой дисциплины зависит не только от категории налогоплательщиков и налогового законодательства, но и от качества работы представительных органов государства. Именно налоговые органы, осознав проблему низкого уровня финансовой грамотности населения, правового нигилизма, которая наносит материальный и культурный ущерб государству, а так же способствуют совершению экономических преступлений, должны разработать программу мероприятий, нацеленных на сглаживание и искоренение названной проблемы.

В связи с этим многие регионы Российской Федерации, в лице Управлений Федеральной налоговой службы по субъектам РФ, развернули кампании по информированию налогоплательщиков, по внедрению экономической учебы налогоплательщиков разных категорий. Просветительская работа проводится систематически, рассчитана на разливные слои населения, в зависимости от возраста и рода деятельности, в направлении воспитания у российских граждан налоговой культуры.

Информирование налогоплательщиков – самостоятельный, эффективный весьма действенный инструмент в работе налоговых органов, направленный на повышение уровня налоговых поступлений. Взаимодействуя со средствами массовой информации, налоговые инспектора регионов ставят цель заявить о себе, опровергнуть негативное мнение, завоевать доверие налогоплательщиков. Информационная работа налоговых органов на уровне субъектов РФ, нацеленная на воспитание налоговой культуры и грамотности населения, а также на формирование позитивного имиджа налоговой службы и ее сотрудников, способствует росту объема налоговых поступлений.

Работа по информированию налогоплательщиков на региональном уровне, прежде всего, направлена на поощрение налоговых вложений. Налоговики региона для изменения мотивации налогоплательщиков используют стратегию, направленную на формирование у жителей понимания собственной значимости и ответственности за формирование бюджета и дальнейшее развитие территории, на которой они проживают. За последние годы произошел качественный рывок в информационной работе налоговиков Астраханской, Орловской и Волгоградской областях. Управлением ФНС России по Орловской области, Управлением ФНС России по Астраханской области и Управлением ФНС России по Волгоградской области были изменены подходы в информировании налогоплательщиков.

Сегодня, каждая инспекция Астраханской области ежеквартально размещает в печатных изданиях более десяти публикаций, не менее трех тематических видеосюжетов на сайте nalog.ru. Для сравнения, десять лет назад участие инспекций Астраханской области в информационной работе заключалось в подготовке одного интервью в местных СМИ в течение квартала [3].

Областным Управлением проводятся конкурсы среди журналистов Астраханской области на лучший материал по налоговой тематике в электронных и печатных средствах массовой информации. Управлением сформирован перечень лояльных журналистов, на постоянной основе освещающих вопросы налоговой тематики.

Весной 2016 года по приказу Управления ФНС России по Орловской области специалисты Межрайонной инспекции ФНС России №8 по Орловской области организовали работу мобильных налоговых офисов в шести районах – Знаменском, Троснянском, Орловском, Урицком, Шаблыкинском и Сосковском.

Налогоплательщики, обратившиеся за консультацией в налоговые офисы, познакомились с порядком представления сведений о полученных доходах и правами граждан на получение налоговых вычетов. Также сотрудники инспекции рассказывали жителям области о порядке исчисления имущественных налогов и заявительном характере предоставления льготы. В ходе работы мобильных налоговых офисов большое внимание было уделено информированию граждан о преимуществах использования электронных услуг и сервисов ФНС России. Специалисты отметили, что консультации в ходе выездной работы в апреле-мае 2016 года получили более 60 тысяч человек [4].

Отдельное направление информационной работы – занятия с учащимися школ, средне-специальных и высших учебных заведений, направленные на воспитание молодого поколения налогоплательщиков – экономически грамотных граждан с высоким чувством ответственности за свою страну. С января по сентябрь 2017 года орловские налоговики провели 40 уроков налоговой грамотности со школьниками и студентами[4].

УФНС России по Волгоградской области принимает активное участие в процессе организации различных мероприятий в целях повышения налоговой грамотности населения региона как одной из основных составляющих финансовой грамотности. Одним из основных направлений деятельности налоговых органов является развитие налоговой культуры налогоплательщиков путем адресного информирования различных групп граждан. Для учащихся начальных классов средних школ проводятся экскурсии в инспекции. Детей знакомят с работой операционных залов и в игровой форме рассказывают им об истории возникновения, целях и задачах налоговой службы. Сотрудниками инспекций регулярно проводятся уроки налоговой грамотности для учеников младших классов и старшеклассников. В ходе занятий ребята знакомятся с основными понятиями: налоги, бюджет, бюджетные средства. Особое внимание уделяется вопросам, которые школьники могут применить на практике: расчету налогов, уплачиваемых гражданами, и Интернет-сервисам налоговой службы. С 2012 года УФНС России по Волгоградской области совместно с Министерством по образованию и науке Волгоградской области и Департамента по образованию администрации г. Волгограда реализуется проект по проведению занятий по элективному курсу «Основы налоговых знаний» для учащихся старших классов средних школ. В текущем году занятия по данному курсу прошли в 277 школах Волгоградской области. За время реализации проекта проведено 3080 теоретических и практических учебных занятий, на которых присутствовало 13786 учеников [5].

К сожалению, подобным положительным опытом в сфере информационно-просветительской работы могут похвастаться не все субъекты Российской Федерации, а только некоторые из них.

В рамках «Стратегической карты ФНС России на 2017-2021 годы», документа, содержащего стратегию развития налоговой службы, зафиксировано, что региональные Управления должны разрабатывать программы развития налогоплательщиков региона. Под развитием налогоплательщиков понимается развитие налоговой культуры и мотивации налогоплательщиков, в т.ч. развитие клиентоориентированных коммуникаций с целевыми группами налогоплательщиков [6].

Реализация направления «развитие налогоплательщиков региона» состоит из трех компонентов [6]. Первый – это определение целевых групп налогоплательщиков и проведение политики в рамках клиентоориентированного подхода. Необходимо учитывать особенности, потребности и возможности различных групп налогоплательщиков для адресного информирования.

Второе направление – информационные кампании с использованием всевозможных каналов телекоммуникаций. Информационная деятельность направлена в этом случае на формирование чувства личной ответственности в гражданском обществе за уровень качества жизни, за состояние социальной сферы, на формирование налоговой культуры и мотивации платить налоги.

Третья составляющая направления «развитие налогоплательщиков региона» – это широкое использование средств и каналов коммуникаций, нацеленных на донесение новых возможностей Федеральной налоговой службы и ее электронных сервисов.

Формирование налоговой культуры у «маленьких» налогоплательщиков и повышение налоговой культуры у взрослого населения России возможно только в случае обратной связи между государством, в лице налоговых органов, и налогоплательщиками. Несмотря на то, что налоговое законодательство фиксирует безвозмездный характер налогов, налогоплательщик, платя налоги, все равно рассчитывает на предоставление услуг государством. Анализ зарубежной практики показывает, что во многих развитых странах доля налогов составляет около 45—55 % от общей суммы доходов. При этом уровень налоговой культуры и собираемость налогов в бюджет находятся на достаточно высоком уровне. В чем секрет?! Это объясняется предоставлением качественных социальных, медицинских услуг, оказываемых государством. Сегодня Российская Федерация не может похвастаться развитой системой обратной связи в системе налогообложения. Например, транспортный налог – налог целевого характера. Поступления по данному налогу в бюджеты субъектов РФ не велики. А если рассмотреть состояние дорог во многих субъектах РФ, то оно далеко от идеального, именно это является демотивирующим фактором уплаты данного налога.

Таким образом, федеральная налоговая служба при разработке программ по повышению уровня налоговой культуры и их внедрению в регионы, должна параллельно разрабатывать новые схемы и способы взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками, улучшающие положение последних.


Налоги известны с давних времен как главный источник пополнения государственного бюджета. Ни одно государство не обходилось без налогов, так как для выполнения возложенных на него обязательств по удовлетворению нужд общества требовались денежные средства. В настоящее время налоги не являются столь тяжким бременем, однако отношение к ним со стороны граждан не изменилось. Немаловажным является тот факт, что многим из нас приходилось сталкиваться с некачественным обслуживанием в учреждениях государства, с откровенно низким уровнем работы и грубостью служащих, а также с нецелевым расходованием собранных средств. Такое отрицательное отношение налогоплательщиков к налоговой системе государства выступает в качестве одной из причин совершения налоговых правонарушений, что, в свою очередь, можно объяснить низким уровнем налоговой культуры.

Под налоговой культурой понимается часть общенациональной культуры государства, которая связана с деятельностью участников налоговых правоотношений и отражает уровень знания и соблюдения гражданами законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, а также осведомленность в своих правах и обязанностях, которая формируется из понимания важности для государства и общества уплаты налоговых платежей [5].

В России исторически сложилось на протяжении многих лет негативное отношение к налогам, поскольку они всегда ассоциировались с грабительствами, несчастьями, резнями и пожарами. В западно-европейских странах, наоборот, наблюдается высокий уровень налоговый культуры, который выражается в том, что уплата налоговых платежей для населения является поводом для гордости. Дети относятся с к своим родителям с большим уважением за то, что они платят налоги и, тем самым, вносят вклад в развитие и процветание своего государства [1].

Как же сократить существенную разницу между уровнями налоговой культуры России и стран Западной Европы? В первую очередь важно отметить основную цель процесса формирования налоговой культуры: развитие налоговой культуры государства и поддержка государственной политики в бюджетной сфере, направленной на ее улучшение. В России каждый гражданин должен знать эффективность расходование налоговых средств.

Проведенный социологический опрос показал, что лишь 16% всех налогоплательщиков в полном объеме и в срок производят платежи по налогам и сборам, 52% рассчитываются по налоговым обязательствам время от времени, а 32% вовсе имеют задолженность по налогам и сборам. На основании выше представленных данных можно сделать вывод о том, что в нашей стране наблюдается недоверие населения к выполнению государством своих функций, что приводит к высокой налоговой преступности в стране, а это неблагоприятно воздействует не только на экономику страны, но и на развитие общества в целом [4].

Социологический опрос оценки уровня знаний в области налогообложения России выявил следующие результаты налогоплательщиков [4]:

– 62% респондентов считают свой уровень знания налогового законодательства средним;

– 12% – очень низким.

Согласно пункту 4 статьи 32 НК РФ в обязанности налоговых органов входит разъяснительная работа по применению налогового законодательства, бесплатное информирование о действующих налогах и сборах, формах отчетности, а также разъяснение порядка их заполнения, исчисления и уплаты налогов и сборов. Для налогоплательщиков очень важно взаимодействовать с налоговыми органами, поскольку это экономит их время и денежные средства, кроме того позволяет избежать разногласий по вопросам применения налогового законодательства и ведения бухгалтерского и налогового учета.

Повышение налоговой грамотности и культуры участников налоговых правоотношений не представляется возможным без осознания налоговыми органами того, что налогоплательщик является партнером государства, поэтому немаловажным фактором в формировании налоговой культуры является уважительное и терпеливое отношение к проблемам налогоплательщика.

Налоговая дисциплина представляет собой основной элемент налоговой культуры, который включает в себя систематическое обучение, развитие и контроль моральных и финансовых способностей и возможностей налогоплательщиков. Причинами возникновения девиантного поведения налогоплательщиков в условиях сложившейся налоговой системы в России являются многие факторы. К таковым относятся:

– несовершенство и нестабильность налогового законодательства РФ;

– недостаточный уровень консультирования граждан в вопросах налогообложения, проведения рекламно–информационных мероприятий и использования каналов СМИ;

– отсутствие доверия к налоговым органам со стороны населения страны;

– некачественное исполнение налоговых процедур;

– недостаточный уровень мотивации работников государственной службы;

– наличие большой текучки кадров в налоговых органах;

– высокая конкуренция компаний, которая приводит к применению хозяйствующими субъектами методов снижения налоговой нагрузки.

Под формированием и развитием налоговой культуры подразумевается постоянный процесс взаимодействия государства и общества, который оказывает эффективное воздействие на налоговую политику страны. Передовой опыт многих регионов нашей страны, а также зарубежный опыт позволил разработать конкретные мероприятия по реализации механизмов повышения налоговой грамотности населения страны. Все элементы существующей налоговой системы должны быть включены в направления совершенствования налоговой политики, чтобы достичь желаемого эффекта. Построение отношений между государством и налогоплательщиками – сложнейшая задача, решение которой возможно при реализации следующих направлений повышения уровня налоговой культуры.

В первую очередь кампания по формированию налоговой культуры должна быть направлена на подрастающее поколение и заключаться в формировании понимания общественной необходимости и экономической целесообразности налогов. Необходимо внести в перечень школьных дисциплин образовательный курс основ налоговых знаний.

Во-вторых, следует совершенствовать процессы информирования и консультирования граждан по вопросам действующего налогового законодательства, формировать систему подготовки и функционирования налоговых консультантов, в чьи обязанности будет входить разрешение досудебных споров.

В-третьих, следует уделить внимание повышению эффективности работы налоговых служб с целью формирования у налогоплательщиков положительного мнения о существующей налоговой системе. Необходимо широко применять электронные базы данных и налоговое консультирование с помощью Интернет-ресурсов.

В-четвертых, в целях уменьшения количества неправильных толкований налогового законодательства нужно стремиться к устранению всех пробелов и неясностей в Налоговом Кодексе РФ, делая язык изложения законодательства более доступным и понятным для налогоплательщиков.

В-пятых, необходимо достигнуть нового уровня налоговых отношений между налоговыми субъектами, а именно установить понятность и простоту уплаты налогов, прозрачность осуществляемых государством расходом бюджетных средств, их экономичность и эффективность. Это позволит увеличить число налогоплательщиков, которые будут соблюдать налоговое законодательство, планировать и сокращать объем своих налоговых платежей [2].

В-шестых, налоговые органы должны работать добросовестно и на высоком профессиональном уровне, придерживаться нормам этики и правилам должного делового поведения. Сотрудникам Федеральной налоговой службы необходимо корректно и внимательно относится к проблемам налогоплательщиков, проявлять к ним терпимость, должное уважение и беспристрастность.

Стоит отметить, что проблема формирования налоговой культуры в России, несомненно, является как и прежде актуальной. Данный процесс является достаточно длительным, но крайне необходимым для экономики Российской Федерации и для развития общества в целом. Сотрудникам налоговых органов и налогоплательщикам необходимо прийти к важной общей заинтересованности, которую следует использовать в целях соблюдения положений законодательства о налогах и сборах и формирования благоприятного климата для экономического роста и развития государства в целом во всех сферах деятельности бизнеса.

Чтобы достичь финансовой стабильности страны и обеспечить ее экономической безопасностью, необходимо совершенствовать налоговое администрирование наряду с повышением уровня налоговой культуры граждан. Тогда высокий профессионализм, взаимная ответственность, налоговая культура и налоговая дисциплина станут основными направлениями сотрудничества налоговых органов и налогоплательщиков.

Научный руководитель – Евдокимова Е.К., канд. экон. наук, доцент.

Алиева Э.Б.

Доцент, кандидат экономических наук, кафедры административного и финансового права юридического факультета ДГУ, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РФ

Аннотация

В статье раскрываются основные проблемы формирования налоговой культуры в России. Рассмотрены проблемы несовершенства норм налогового законодательства, в частности, неэффективность реализации информационной функции и механизма просветительской работы в налоговой сфере. Проанализирован коммуникационный процесс взаимосвязи между государством и налогоплательщиками, предложено создание современной модели гражданского общества и определены приоритетные направления повышения уровня налоговой культуры в нем.

Ключевые слова: налоговая культура, налоговая грамотность, информирование граждан, уплата налогов, налоговые органы, налоговое законодательство.

Aliyeva E.B.

Associate Professor, PhD in Economics, Department of Administrative and Financial Law Faculty of Law of the Dagestan State University Dagestan State University, Makhachkala

PROBLEMS OF INCREASE OF TAX CULTURE IN RUSSIA

Abstract

In the article the main problems of formation of tax culture in Russia. Considers the problems of imperfection of tax legislation, in particular the ineffectiveness of the implementation of the information function and mechanism education in the tax field. Analyzed the communication process the relationship between the state and the taxpayers, proposed the creation of a modern model of civil society and identified priority directions of increase of level of tax culture in it.

Keywords: tax culture, tax literacy, informing citizens, tax payment, tax authorities, tax legislation.

Законодательство о налогах и сборах регулирует деятельность участников налоговых правоотношений, которая напрямую связана с налоговой культурой. Принципы и справедливая реализация норм налоговых правоотношений представляют собой систему ценностей цивилизованного общества. Их консолидация предполагает образование общего уровня государства, в котором каждый субъект налоговых правоотношений имеет собственный определенный уровень налоговой культуры. Тем не менее, общество не свободно от проблем, связанных с низким уровнем налоговой культуры. По нашему мнению ,причинами являются:

– высокое налоговое бремя, порождающее у налогоплательщика появление желания уйти от уплаты налогов, то есть подрывается интерес ведения нерезультативной хозяйственной деятельности;

– отсутствие элементарных основ налоговой грамотности среди населения;

– высокая коррупционная составляющая;

– неэффективная налоговая политика, сопряженная с отсутствием у населения социальной мотивации.

Процесс совершенствования законодательной базы и основных направлений фискальной политики, модернизация механизма администрирования являются целью разработки мероприятий, связанных с повышением налоговой культуры в России. [1].

Теоретические разработки основных направлений формирования налоговой культуры в научном смысле, формирование структуры и функциональных составляющих налоговой культуры, систематизированное определение форм, правил способствуют повышению соответствующего уровня налоговой грамотности.

Создание гражданского общества предполагает развитие и совершенствование институтов демократии, которые способны связать такие механизмы как обязанность платить законом установленные налоги и потребление общественных благ.

Развитый институт гражданского общества является важнейшей предпосылкой и одновременно фактором наличия элементов высокой налоговой культуры.

Гражданское общество, с налоговой точки зрения – это сообщество добросовестных налогоплательщиков, которое ориентируясь на эффективную деятельность соответствующих органов власти государства, способно грамотно защищать собственные интересы. Самоорганизация налогоплательщика – это процесс формирования высокой налоговой культуры, без которой невозможно проведение эффективной налоговой политики. «Гражданское общество представляет собой высшую форму самоорганизации индивидов и их политической самореализации. И поэтому должно быть обусловлено эффективным социально-экономическим, политическим развитием государства, ростом благосостояния, культуры и самосознания народа» [6].

Двумя параллельными сторонами властно-имущественных правоотношений являются налоговые органы и налогоплательщики. Показателем существования гражданского общества является система общественного контроля в целом, которая играет огромную роль в построении эффективных налоговых отношений. В России отсутствуют институты, занимающиеся проблемами совершенствования национальной налоговой системы. Зачастую изменения, которые происходят в налоговом законодательстве, являются бессистемными и не подчиняются логике, а это, в свою очередь, негативно отражается на инвестиционном климате государства.

Непосредственными задачами созданного в нашем государстве Союза налогоплательщиков являются:

1) участие в процессе реформирования и совершенствования налогового законодательства;

2) анализ и оценка действенности налоговых механизмов;

3) защита прав и интересов добросовестных налогоплательщиков;

4) создание научно-методической базы в сфере налогообложения;

5) содействие и расширение системы налогового консультирования.

Процесс функциональной взаимосвязи между государством и налогоплательщиками, их коммуникации предполагают создание современной модели гражданского общества, которая выражена в специфических формах. Одна из них – информационная взаимосвязь [3].

Информационное воздействие через СМИ, отражающих реализацию специалистами методов борьбы с налоговыми преступлениями, является наиболее эффективным. Практика показывает, что на повышение уровня налоговой культуры и правосознания огромное влияние имеет социальная реклама. Однако, деятельность, связанная с целенаправленным налоговым просвещением и грамотностью, в сфере налогообложения не реализуется или отсутствует вовсе. Необходимо подбирать индивидуальный подход ко всем налогоплательщикам, в том числе к потенциальным. Уровень ответственности, правосознание и налоговая грамотность находятся в прямой зависимости от многих факторов. Например, людей с высоким уровнем доходов, которые разбираются в налогообложении, почти в два раза больше, чем малообеспеченных. То есть, разъяснения, понятные налогоплательщикам с высшим образованием, не прояснят ситуации для той категории граждан, которые его не имеют. Наилучшие результаты дает работа, связанная с классификацией налогоплательщиков по определённым основаниям и признакам. Деление их на группы, индивидуальный подход и соответствующая разъяснительная работа – трудоемкий и чрезвычайно сложный процесс. Однако, только он сможет повлиять на уровень налоговой информированности и финансовой дисциплины общества, прививая гражданам неотвратимость ответственности в этой сфере [2].

Механизм просветительской работы с плательщиками налогов в нашем государстве практически не задействован. В свою очередь, в развитых странах, благодаря эффективной налоговой политики и широкомасштабной работе в этой сфере, налоговая культура находится на более высоком уровне, что закономерно определяет повышение результативности правового воспитания фискально обязанных лиц. В странах ЕС налоговое консультирование и просвещение заложены в расходные статьи государственного бюджета. Там создаются службы, функциональной обязанностью которых является непосредственная реализация полномочий в части налогового консультирования и обучения практического применения законодательства о налогах и сборах [4].

Доля консалтинговых услуг в сфере налогообложения в России невелика, она составляет менее 20 % от общего объема. Для сравнения, в нашем государстве Палатой налоговых консультантов аттестованы только около пяти тысяч налоговых консультантов, тогда как в Германии на одного штатного работника налоговой службы приходится три негосударственного консультанта.

Не показывая на практике четких примеров добросовестного применения налогового законодательства, невозможно повысить уровень налоговой культуры и увеличить количество добросовестных налогоплательщиков. Всем понятно, что сознательная привычка платить законом установленные налоги, как и любая другая привычка, формируется с раннего детства. Очень важным в этом случае является ещё и пример семьи. Однако, последние данные социологических исследований показывают, что наиболее законопослушными налогоплательщиками в России являются граждане пенсионного и предпенсионного возраста. Однозначно, можно сделать вывод, что прививать налоговую культуру человеку нужно еще в период становления его как личности.

В последние годы сложилась положительная практика, основой которой является взаимосвязь фискальных органов с организациями, занимающимися образовательной деятельностью в части проведения разъяснительной и информационной работы. Такие встречи и занятия способствуют обретению и повышению грамотности учащихся в сфере налогообложения. Познав основы формирования налоговой культуры и налоговой политики в целом, у школьников на подсознании складывается модель более ответственного отношения к уплате налогов. В результате, такие мероприятия помогают формировать добросовестное отношение к деятельности фискальных органов. Информационно-воспитательная работа образовательных учреждений прививает налоговую культуру со школьной скамьи. Это, в свою очередь, гарантирует воспитание законопослушных налогоплательщиков в будущем [5].

Налоговая культура и дисциплина, взаимная ответственность и профессиональные качества – это главные параметры совершенно нового уровня взаимодействия государства в лице налоговых органов и фискально обязанных лиц. В развитом гражданском обществе должно превалировать мнение о том, что платить законом установленные налоги не только почетная обязанность, но и залог фундаментальной устойчивости российского государства и его подконтрольных властных структур. Налоговая политика должна быть ориентирована на создание такого законодательства, при котором у налогоплательщика не возникает желания обойти уплату налогов и избежать ответственности.

Литература

  1. Гончаренко Л. И., Острова Н. И. О новой дисциплине: современные тенденции в формировании налоговой культуры // Налоги и налогообложение. – 2007. – № 11. – С. 55.
  2. Гребенчук А. О. Налогообложение как социальный процесс и его влияние на формирование налогового поведения в России : дис. … канд. социол. наук. – М., 2009.
  3. Махонина А. А. Формирование налоговой культуры старших подростков в системе экономического восприятия учреждений дополнительного образования : дис. … канд. пед. наук. – Вологда, 2002.
  4. Мирошниченко Л. Н. Налоговые обязательства как одна из функций культуры общества // Культурная жизнь Юга России. – 2009. – № 5. – С. 130-132.
  5. Акобджанова М. О. Криминалистическая характеристика налоговой преступности // Налоги и налогообложение. – 2011. – № 10. – С. 63-70.
  6. Захарьин П. А. Экономическая социология: исследования налоговой культуры и этики // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2013. – № 156. – С. 152-157.

References

  1. Goncharenko L. I., The Island N. I. Of a new discipline: modern trends in formation of tax culture // Taxes and taxation. – 2007. – No. 11. P. 55.[in Russian]
  2. Grebenchuk and A. O. Taxation as a social process and its influence on the formation of tax behavior in Russia : dis. kand. sociology. Sciences. – M., 2009.[in Russian]
  3. Makhonina, A. A. Formation of tax culture of the older Teens in the system of economic perception of institutions of additional education : dis. kand. PED. Sciences. – Vologda, 2002.[in Russian]
  4. Miroshnichenko L. N. Tax obligations as one of the functions of culture // Cultural life of the South of Russia. – 2009. – No. 5. – P. 130-132.[in Russian]
  5. Akopdjanova M. O. Criminological characteristics of tax crime // Taxes and taxation. – 2011. – No. 10. – P. 63-70.[in Russian]
  6. Zakhar’in P. A. Economic sociology: study of tax culture and ethics, ” Izv. ROS. GOS. PED. UN-TA im. A. I. Herzen. – 2013. – No. 156. – P. 152-157. [in Russian]

1 Солярик М.А., Мальцева Г.И., Мельник Д.В. Повышение уровня налоговой культуры у населения Российской Федерации как способ борьбы с экономическими правонарушениями // Серия: Научный поиск (ноябрь). АРТ 05-эл. 0,2 п.л. - URL: УДК РУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ У НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СПОСОБ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ Солярик Марина Анатольевна к.э.н., доцент Мальцева Галина Ивановна, Мельник Дарья Владимировна Студентки 3 курса, финансово-учетный факультет ФГОБ ВО "Финансовый университет при правительстве РФ", г. Калуга, Российская Федерация Аннотация: в статье рассмотрена важность развития налоговой культуру как для налогоплательщиков, так и для государства. Представлен ряд мероприятий, которые будут способствовать повышению налоговой грамотности населения. Ключевые слова: налоговая культура, программа, повышение уровня, развитие.

2 INCREASING THE LEVEL OF TAX CULTURE OF THE POPULATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A WAY OF DEALING WITH ECONOMIC OFFENCES Solyarik Marina Anatolevna Ph. D., associate Professor Maltseva Galina Ivanovna Melnik Darya Vladimirovna Students 3 courses, the financial accounting faculty PGOB the "Financial University under the government of the Russian Federation" Kaluga, Russian Federation Abstract: in the article the importance of development of tax culture for both taxpayers and the state. Presents a number of activities that will enhance the tax literacy of the population. Key words: tax culture program, increasing levels of development. На сегодняшний день тенденция уклонения от уплаты налогов становится массовым явлением. Данная проблема объясняется рядом причин, а именно: экономическими, техническими, моральными и политическими. Можно выделить отдельно ещё одну пятую причину неразвитая налоговая культура у населения страны. Как отмечает в своей работе Солярик М.А., "изначально экономическая безопасность представляла собой создание условий для сохранения коммерческой тайны, сокрытия внутренней информации предприятия от третьих лиц" [1, c.11-16].

3 На сегодняшний день понятие налоговой культуры трактуется как своевременная уплата налога и обязательных отчислений в бюджет в точно установленный законодательством срок. Налоговая дисциплина один из важнейших компонентов налоговой культуры. Она характеризуется систематическим выявлением, совершенствованием и контролем финансовых и моральных способностей налогоплательщиков взаимодействовать с инспекциями по оформлению обязательств и рассчитываться с бюджетом. Налоговую культуру необходимо развивать с обеих сторон налоговых отношений, то есть налогоплательщиков и инспекторов. Деятельность по повышению культуры связана с работой с законодательной базой, с налоговыми инспекторами, а также с контингентом налогоплательщиков. Налоговым органам необходимо предоставлять квалифицированные услуги по консультированию и контролю, а также устанавливать отношения с клиентами на профессиональном уровне. К сожалению, в нашей стране налоговая культура развита крайне плохо, а усилия различных ведомств направленные на ее повышения не приносят значительных изменений. Материальный ущерб государству со стороны населения, а также повышающийся рост экономических преступлений, все это является результатом правового нигилизма и низкого уровня финансовой и налоговой грамотности граждан. Для того чтобы повысить правовую культуру населению необходимо пропагандировать информацию о налоговом законодательстве РФ и на различных территориях развернуть компании по предоставлению информации и налоговой политике страны. Данную деятельность рекомендуется проводить дифференцировано, регулярно и, поставив перед

4 собой конкретные цели и задачи, причем следует ориентироваться на различные слои населения. Проблема повышения налоговой культуры важна для всех субъектов налоговых отношений в равной степени. Информационно-разъяснительная работа один из инструментов обратной связи с помощи которого решаются проблемы не только налогоплательщиков, но и появляется возможность модернизировать деятельность налоговых органов. В целях распространения прогрессивных методов и форм просветительской работы с плательщиками с помощью новейших технических средств рекомендуется провести следующие мероприятия: 1. Законы, постановления и другие виды деятельности государства не должны формировать у людей ложные представления о будущем и дальнейшее разочарование, то есть необходимо сформировать положительный имидж государства в глазах людей; 2. Создание идеи по оказанию информационных услуг налогоплательщикам особенно в муниципалитетах; 3. Обеспечение дистанционного консультирования населения с помощью различных способов дистанционной связи (телефонная служба, интернет-порталы); 4. Разработка и создание учебной программы на телевидении различного уровня. В целях профилактики экономических правонарушений и повышения уровня числа законопослушных налогоплательщиков СМИ необходимо проводить соответствующую пропаганду. Следует сформировать в сознании людей отрицательное отношение к недобросовестной категории налогоплательщиков.

5 Как показывает практика телепрограммы, подготовленные с участием профессионалов в сфере борьбы с экономическими преступлениями являются наиболее результативными по своему влиянию. Одним из направлений деятельности повышения налоговой культуры, с целью поддержания заинтересованности журналистов в данной проблеме возможно проведение специальных конкурсов для представителей СМИ по данной тематике. Целями этого конкурса являются: 1. Разрушение скептического представления о налогах у людей, формирование уважения к законодательству и устранение фактов правового нигилизма; 2. С целью сотрудничества по вопросам формирования активной гражданско-правовой позиции населения по проблеме своевременной уплаты налогов и создание у общества мнения о значимости укрепления режима налогового порядка; 3. Предоставление населению достоверной информации о работе налоговых органов в сфере контроля за поступлением платежей в различные уровни бюджета на основе законодательства РФ; 4. Доступное объяснение плательщикам о неизбежности ответственности за несоблюдение законодательства, а также выгоды от пользования услугами аудиторов и консультантов по заполнению деклараций и других платежно-расчетных документов. Для большинства журналистов работа по теме налогов является новым и не до конца изученным делом, именно поэтому им необходима поддержка специалистов налоговой службы. относятся: К мероприятиям повышающим уровень налоговой культуру также

6 1) Разработка и проведение различных семинаров и тренингов для населения; 2) Организация «круглых столов» и конференций, на которые будут приглашены работники налоговых органов, таможенной службы и представители МВД, работающие в отделе экономических преступлений; 3) Работа с обучающимися школ, а именно введение предмета о системе налогообложения, ее исторического развития и современного состояния. Все уровни образования должны содержать образовательные курсы о налогах. Для того чтобы понять необходимость введения данных курсов в школьные программы обратимся к работе Уколова К.А. и Солярик М.А., «грамотная трактовка сущности налогов, их значимости и важности налогоплательщиков позволит с детства формировать у граждан налоговую культуру» [2, с.80-82]; 4) Открытие интерактивных музеев истории налогов. Необычное представление налоговой системы способно вызвать интерес у населения к данной проблеме; 5) Расширение помещения, принадлежащего налоговой инспекции. Данное мероприятие позволит сделать контакт плательщика и представителя власти более прозрачным, устранит проблемы очередей, что в свою очередь привлечет большое число граждан в налоговую инспекцию; 6) Формирование у граждан позитивного представления об имидже отдела по борьбе с налоговыми преступлениями. С этой целью необходимо усовершенствовать данную структуру, сделать ее динамичной, развивающей и перспективной;

7 7) Ввести должность участкового налогового инспектора. Это поможет получать информацию более дифференцируемую по отдельным участкам города. При условии правильной подготовки инспектора, они могли бы выполнять следующую работу: устанавливать более точные координаты места нахождения налогоплательщика; определять наличие у плательщика движимого и недвижимого имущества; выявлять незаконно действующих предпринимателей, имеющих доход, но не уплачивающих соответствующих налогов. Налоговые участковые, работая постоянно среди людей смогли проводить пропагандистку и профилактическую деятельность. Благодаря их действиям появилась бы еще одна возможность повысить налоговую культуру у населения. Таким образом, с целью повышения доходности бюджета и повышения уровня налоговой культуры, разработка плана мероприятий по оказанию налогоплательщику консультативных услуг, привлечению населения к проблеме налогов является первоочередной задачей сегодняшнего дня. Данную проблемы рассматривала Солярик и о результатах достижения данной цели она говорила так: "Достижение подобной цели обеспечит устойчивый экономический рост, налаженность финансовой системы, а также привлечение дополнительных средств в бюджет" [3, с.14-18].

Минфин планирует в ближайшие годы повысить собираемость налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Фото: diy13 / istock

В прошлом году были утверждены основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023 годы, напоминают в ведомстве. Они разрабатывались с учетом сложившейся экономической ситуации и направлены на создание условий для восстановления деловой активности после пандемии, а также на долгосрочные структурные изменения. Чтобы реализовать эти направления, Минфин подготовил законопроект с рядом нововведений.

"Законопроект содержит как меры поддержки некоторых пострадавших отраслей, так и меры, направленные на повышение эффективности налоговой системы и собираемости налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Предлагается ряд новаций по совершенствованию налогового администрирования и международного налогообложения, результативности инвестиционных налоговых льгот. Также предусмотрена донастройка законодательства по отдельным налогам и сборам, упрощение процедур", - цитирует ведомство статс-секретаря - замминистра Алексея Сазанова.

В законопроекте предложено тринадцать основных мер, следует из комментария Минфина. Так, предлагается освобождение от предоставления 3-НДФЛ при продаже имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии, что сумма налоговых вычетов от продажи (250 тысяч рублей или 1 млн рублей) превышает доходы.

Кроме того, предлагается отменить с 2023 года налоговое декларирование объектов, налоговой базой по которым выступает кадастровая стоимость. Уплата налога будет производиться на основании данных Росреестра и в порядке, аналогичном транспортным и земельным налогам.

Также Минфин предлагает внедрить беззаявительный порядок предоставления льгот по земельному налогу для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это должно упростить администрирование. Детей-инвалидов (или их представителей) предлагается освободить от уплаты пошлины при обращении в суды общей юрисдикции или получении нотариальных услуг.

Кроме того, может расшириться перечень налогооблагаемых доходов иностранных компаний, полученных от российских источников, что необходимо для приведения норм Налогового кодекса в соответствие с практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения.

Также в рамках запущенной работы по повышению эффективности представляемых налоговых льгот предусмотрено ограничение суммы налоговых расходов по НДПИ для региональных инвестиционных проектов стоимостью финансирования конкретного проекта. Минфин предлагает применять понижающий коэффициент по НДПИ для компаний, добывающих трудноизвлекаемые запасы природного газа из залежей березовской свиты по аналогии с налоговым стимулированием разработки туронских залежей, отдельные характеристики которых практически идентичны.

До 2023 года может сохраниться пониженная ставка налога на имущество для организаций железнодорожной инфраструктуры, а с 2022 года будут уточнены условия для получения обратного акциза на этан и СУГ. Предлагается донастройка демпферного механизма по результатам обсуждения с нефтяными компаниями ситуации на топливном рынке и ценовой конъюнктуры на мировых рынках. В 2024 году могут быть скорректированы индикативные цены бензина и дизельного топлива для расчета демпфера, предусматривающая их индексацию на 1%.

Также Минфин предлагает проводить ежегодную плановую индексацию акцизов в 2024 году на уровень инфляции 4%. По инициативе регионов до 2024 года может сохраниться действующее 50%-ого ограничения на перенос убытков при исчислении налога на прибыль, что позволит повысить сбалансированность региональных бюджетов и компенсировать предусмотренное на аналогичный период перераспределение данного налога из регионального в федеральный бюджет.

Наконец, предлагается перенос для организаций культуры сроков уплаты налога на прибыль за 2020-2021 годы на март 2022 года с освобождением их в указанный период от уплаты аванса по этому налогу.

В Минфине указывают, что документ проходит межведомственное согласование и позднее будет размещен для общественного обсуждения.

Читайте также: