Повышение эффективности учетной политики организации для целей налогового учета

Опубликовано: 05.05.2024

Налоговая политика предприятия – свод правил осуществления долгосрочного и оперативного планирования налоговой деятельности. Она затрагивает вопросы выбора модели учёта, выработку стиля взаимоотношений с контрагентами. Главная цель создания документа – оптимизация налоговой нагрузки, обеспечение предсказуемости налоговых расходов и рациональное распределение финансовых потоков.

Вопрос: Предусмотрена ли налоговая ответственность за отсутствие в организации учетной политики для целей налогообложения? Можно ли ее утвердить в 2020 г. одновременно за текущий и предыдущие годы?
Посмотреть ответ

Задачи налоговой политики

Основная цель составления налоговой политики предприятия – создание условий для получения максимальных прибылей на фоне снижения налогового бремени. Продуманная стратегия и тактика помогает решать такие задачи, как:

  • правильный расчет финансовых показателей деятельности предприятия;
  • объективная оценка степени влияния на уровень рентабельности проектов налоговой нагрузки;
  • формирование удобного платежного календаря;
  • оптимизация налогов.

Обязательность формирования налоговой политики свойственна для предприятий всех форм собственности, независимо от используемого режима налогообложения.

Стоит запомнить! Для новых предприятий отводится срок в 90 дней для создания и утверждения своей налоговой политики.

Основной критерий необходимости создания стратегии поведения в налоговой сфере – наличие у компании возможности самостоятельно выбирать способ учета активов и обязательств в рамках предложенного законодательством инструментария. В эту категорию входят организации на общей и упрощенной системе налогообложения.

Обратите внимание! Малым предприятиям законодательство дает возможность пользоваться некоторыми послаблениями в ведении учета. При намерении применить их на практике, это надо прописать отдельным пунктом в бухгалтерской и налоговой политике фирмы.

Особенности оптимизации расходов в бюджет не позволяют объединять бухгалтерскую учётную политику с налоговой. Для первой характерно внесение редких корректировок в содержательную часть на основании веских причин. Для налоговой политики свойственны гибкость и быстрое реагирование на любые изменения внутренних и внешних факторов.

ВАЖНО! Образец приказа об утверждении учетной политики для целей налогообложения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Налоговая стратегия обновляется полностью не чаще одного раза в году, все новшества вступают в силу после окончания отчетного периода. На протяжении года допускается внесение дополнений в составленную ранее политику. Основанием может быть:

  • изменение норм законодательства;
  • введение нового сбора или налога;
  • появление дополнительных видов деятельности организации.

Любое дополнение оформляется приказом по предприятию за подписью руководителя.

Важная деталь! Налоговый кодекс не предполагает отправку созданной на предприятии налоговой политики в ИФНС. Представлять данный документ налоговым органам следует только при наличии официального запроса.

Принципы формирования налоговой стратегии

Для создания эффективной и работающей модели поведения в сфере налогообложения предприятию необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Отсутствие противоречий между предпринимаемыми действиями и нормами законодательства. Это обеспечит минимизацию риска возникновения серьезных споров с налоговыми органами, исключит вероятность образования задолженности и штрафных санкций по налоговым платежам.
  2. Минимизация налоговых отчислений должна осуществляться без снижения темпов производства. То есть стремиться следует не столько к уменьшению суммы налогов, сколько к их оптимальному соотношению с результатами хозяйственной деятельности.
  3. Максимальное использование на практике возможных налоговых льгот.
  4. Внесение своевременных и оперативных корректив в налоговую политику на фоне изменения норм действующего законодательства.
  5. Ежегодное планирование объемов расчетов по налогам, контроль над исполнением бюджета и анализ отклонений от него.

Пошаговая инструкция создания налоговой политики предприятия

Процесс создания налоговой политики предприятия характеризуется большими трудовыми затратами, поэтому начинать сбор данных и их систематизацию надо за месяц до окончания текущего отчетного периода. Пошагово механизм действий выглядит так:

Шаг 1

Составление перечня налогов и сборов.

В него вносят налоговые платежи, которые могут оказывать влияние на финансовое положение организации. В списке должны оказаться только те налоги, плательщиками которых является предприятие.

Шаг 2

Анализ путей оптимизации налогов.

Для этого каждый вид налога из созданного списка оценивается с точки зрения возможного влияния предприятием на его размер, изучается вопрос допущения на законодательном уровне применения налоговых послаблений. При наличии шанса применить льготы по конкретному налогу следует сразу уточнять, что необходимо предпринять для реализации такого права.

На данном этапе следует провести полную проверку правильности:

  • списаний износа различных категорий ценностей;
  • переоценки основных средств;
  • формирования запасов ТМЦ;
  • создания расходов, относящихся к будущим периодам.

Шаг 3

Составление плана действий в долгосрочной и краткосрочной перспективе, проработка ключевых элементов реализации налоговой политики.

Для этого понадобятся сводные данные планируемых доходов и расходов предприятия в разрезе продаж, закупки и расходования материалов, услуг сторонних организаций, затрат на оплату труда и инвестирование.

Шаг 4

Создание наиболее подходящего для нужд предприятия варианта налоговой политики путем комбинирования самых эффективных в конкретной ситуации мер.

Запомните! Необходимо создать алгоритм действий ответственных работников, обеспечивающий непрерывное и быстрое отражение в учете всех хозяйственных операций с соблюдением хронологии событий.

Важное место на данном этапе отводится формированию принципов систематизации финансовых сведений для отражения в налоговых декларациях. Для правильной проработки всех возможных вариантов поведения в налоговой сфере надо уделить внимание:

  • расчету планируемых сумм начислений по налогам в предстоящем году;
  • определению предварительных размеров налоговых платежей с распределением их во времени;
  • составлению прогнозных показателей баланса, выделяя возможное возникновение задолженности перед бюджетом.

Шаг 5

Закрепление системы контроля над правильностью выполнения норм учетной налоговой политики.

Для этого необходимо прописать способы доступа ответственных пользователей к полной информации об исчисления налогов и соблюдении сроков их уплаты. Отдельным пунктом следует прописать обязанности конкретных сотрудников по анализу всех отклонений от прогнозных сведений и причин их возникновения.

Базовая структура налоговой политики

Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:

  1. Общий блок.
  2. Правила формирования и оптимизации налоговой базы.

В общей части указываются сведения о:

  • лицах, ответственных за ведение учета;
  • принципах учета в сфере налогов;
  • установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).

Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:

  • правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
  • прогнозный налоговый бюджет;
  • составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
  • принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
  • анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
  • пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
  • описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
  • анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
  • перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.

Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения. Это актуально для организаций, совмещающих ЕНВД и УСН.

Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые изменения 2021


Осталось совсем немного времени до утверждения учетной политики по налоговому учету на 2020 год. В этот момент важно проанализировать действующее налоговое законодательство с целью включения в учетную политику всех инструментов, предусмотренных законодателем и выгодных компании. В статье предлагаем вспомнить те положения учетной политики, которые помогут организациям сэкономить на налогах.

1. Способ списания МПЗ

После смерти ЛИФО, значительно ускорить списание сумм, потраченных на приобретение материалов, уже не получится. В ситуации, когда растут цены на материалы, из предложенных в п.8 ст. 254 НК РФ и в п.п. 3 п. 1 ст.268 НК РФ методов: ФИФО; по средней себестоимости; по себестоимости каждой единицы — эффект в виде ускоренного отнесения в расходы материальных затрат возможен при выборе в учетной политике метода по средней себестоимости. Эффект небольшой — ведь рост цены на последние поступившие на склад материалы сглаживается при расчете среднего значения, но для некоторых налогоплательщиков он может оказаться принципиальным.

Пример положения учетной политики по налоговому учету:

«Способ оценки МПЗ при отпуске сырья и материалов в производство, при реализации покупных товаров:

— по методу оценки по средней стоимости».

2. Начисление амортизационной премии

Многие бухгалтера ленятся начислять амортизационную премию при принятии на учет основного средства — ведь это вызывает различие в бухгалтерском и налоговом учете: необходимо учитывать одно и то же основное средство с разной остаточной стоимостью, рассчитывать отложенное налоговое обязательство. Вместе с тем, если компания активно осуществляет капитальные вложения — налоговая выгода может быть значимой.

В соответствии с п.9 ст. 258 НК РФ компания вправе применять амортизационную премию в пределах до 10% по основным средствам I, II, VIII-X амортизационной группы и до 30 % по основным средствам III — VII амортизационной группы.

Пример положения учетной политики по налоговому учету:

«Организация начисляет амортизационную премию в размере 10% первоначальной стоимости вводимых к учету основных средств I, II, VIII-X амортизационной группы и в размере 30 % первоначальной стоимости вводимых к учету основных средств III — VII амортизационной группы».

3. Инвестиционный налоговый вычет

Инвестиционный налоговый вычет — пожалуй, самое заманчивое положение главы 25 НК РФ. Компания вправе зачитывать стоимость приобретенных основных средств в счет уплаты налога на прибыль организаций. Самое печальное в этой истории, что регионов, применяющих это положение немного.

Пример положения учетной политики по налоговому учету:

«Инвестиционный налоговый вычет:

— применяется к имуществу III — VII амортизационной группы».

4. Резервы в налоговом учете

Основной причиной не использования резервов в налоговом учете также является лень бухгалтеров: необходимо придумать методику расчета резервов, вести раздельно бухгалтерский и налоговый учет. Да, компания просто заранее признает расходы, которые признала бы при исчислении налоговой базы позже. Но если практику расчета резервов не ликвидировать, то компания заранее включает суммы расходов в виде резервов постоянно в течение всего времени существования организации.

25 глава НК РФ предусматривает различные виды резервов предстоящих расходов. Существует возможность создавать резервы: по сомнительным долгам; на оплату отпусков; на ремонт основных средств; на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; по предстоящим расходам на НИОКР; на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год; на социальную защиту инвалидов.

Пример положения учетной политики по налоговому учету:

«Создавать следующие резервы в налоговом учете:

  • по сомнительным долгам;
  • на оплату отпусков;
  • на ремонт основных средств;
  • на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
  • по предстоящим расходам на НИОКР;
  • на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год».
5. Ускорение амортизационных начислений

Сложилась впечатление, что 99% бухгалтеров предпочитают линейный способ начисления амортизации из-за его простоты. Однако, с появлением программных продуктов для бухгалтерского и налогового учета — экономия времени от такого подхода весьма сомнительна.

Вместе с тем, для компании приобретение основного средства может грозить разовым ощутимым скачком отчислений по налогу на прибыль, ведь такие расходы не признаются единовременно. Нелинейный метод начисления амортизации, так же как и повышающие коэффициенты амортизации (в отношении энергоэффективных основных средств; основных средств, использующихся для работы в условиях агрессивной среды; основных средств, являющимся предметом лизинга и основных средств сельхозпроизводителей) поможет сгладить такой скачок.

Стоит помнить, что согласно п.3 ст. 259 НК РФ нелинейный метод начисления амортизации не может применяться в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в VIII-X амортизационную группу.

Примеры положений учетной политики по налоговому учету:

«Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов осуществлять нелинейным методом».

«В отношении основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности к основной норме амортизации применять специальный коэффициент амортизации равный 2».

«В отношении основных средств (кроме основных средств, по которым амортизация начисляется нелинейным методом и относящихся к I — III амортизационным группам), используемых в условиях агрессивной среды или повышенной сменности и принятые на учет до 01.01.2014 применять специальный коэффициент амортизации равный 2».

«В отношении основных средств, являющимся предметом договора финансовой аренды (лизинга) и отнесенных к IV — X амортизационным группам применять специальный коэффициент амортизации равный 3».

6. НДС с аванса по продукции с длительным циклом изготовления (ДЦИ)

Нагрузка на компанию по уплате НДС нехороша тем, что ее сложно спрогнозировать. В первую очередь из-за того, что моментом исчисления НДС является момент получения предоплаты. Компании может повезти — к ней обратился крупный покупатель, а заключив с ним контракт на продажу продукции, через несколько дней организация получает на свой расчетный счет аванс в значительной сумме. После этого бухгалтер констатирует значительный рост итоговой суммы НДС к уплате, которую он не предвидел.

Компания — изготовитель продукции с ДЦИ вправе в соответствии с п. 13 ст. 167 НК РФ установить момент определения налоговой базы по НДС как день отгрузки при условии включения продукции в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 и при наличии свидетельства Минпромторга России о длительности производственного цикла.

Пример положения учетной политики по налоговому учету:

«По товарам, работам услугам с длительным циклом изготовления налоговая база определяется на дату отгрузки в соответствии с п. 13 ст. 167 НК РФ».

Если компания одновременно осуществляет облагаемую и необлагаемую НДС деятельность, то «входной» НДС по которому невозможно определить для какой из этой деятельности закупались товары, работы, услуги (т.е. общехозяйственные расходы) необходимо распределить на основании раздельного учета.

Правило 5 процентов позволяет принять входной НДС по общехозяйственным расходам в полном объеме, если затраты на необлагаемые операции не превышают 5 % от общих затрат за соответствующий квартал.

С 2019 года если общехозяйственные расходы направлены только на осуществление необлагаемых видов деятельности — воспользоваться правилом 5 % нельзя.

Пример положения учетной политики по налоговому учету:

«Компания не ведет раздельный учет и принимает вычет по НДС по закупленным товарам, работам, услугам, относящимся как облагаемым так и необлагаемым операциям при условии, что в текущем налоговом периоде затраты на необлагаемые операции не превышают 5 % от общих затрат в соответствии с абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ».

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Налоговый учет в организации предназначен для формирования полной и достоверной информации о хозяйственных операциях с целью определения налоговой базы по налогу на прибыль. Налоговый учет осуществляется бухгалтерской службой, возглавляемой Главным бухгалтером. Главный бухгалтер обязан обеспечить:

организацию и ведение налогового учета в соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными действующими нормативными актами в области налогообложения

возможность достоверного определения налоговой базы для расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

своевременную уплату авансовых и налоговых платежей

предоставление налоговой отчетности в налоговые органы согласно установленным срокам

возможность оперативного учета изменений действующего законодательства

Налоговый учет ведется с применением Плана счетов налогового учета и специализированных налоговых регистров программы 1С Предприятие 8.2.

Положения данной учетной политики обязательны для исполнения всеми обособленными подразделениями организации.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Основные средства

Нематериальные активы и расходы на НИОКР

Прочие расходы на НИОКР, превышающие 75% расходов на оплату труда, связанной с выполнением НИОКР, признаются в составе прочих расходов в периоде завершения НИОКР

Запасы

К прямым расходам относятся:

амортизация основных средств, используемых в производственном процессе

материальные ресурсы, образующие основу готового продукта или являющиеся необходимым компонентом при его производстве

вода, газ и электроэнергия, потребляемые в производственном процессе

оплата труда рабочих производственных цехов с отчислениями на социальные нужды

Финансовые активы

Доходы и расходы

расходы на страхование – в течение срока действия страхового полиса

расходы на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение – в течение года с момента принятия к учету

расходы на оплату хостинга и доменного имени – в течение года с момента принятия к учету

Порядок уплаты авансовых платежей

ПРИЛОЖЕНИЯ

Расчет норматива отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств на предстоящий год

Приложение 1

Расчет норматива отчислений в резерв расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание в предстоящем году

Приложение 2

Показатель Расчет Значение
Фактические расходы на гарантийный ремонт и обслуживание за три предыдущих года, тыс.руб. Р 19860
Выручка от реализации товаров с гарантийным сроком за три предыдущих года, тыс.руб. В 452338
Процент для расчета ежемесячных отчислений в резерв расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание в предстоящем году, % Р / В * 100 4,4

Расчет норматива отчислений в резерв расходов на отпуска работникам в предстоящем году

Приложение 3

Показатель Расчет Значение
Сумма начисленной заработной платы в текущем году (без учета отчислений в резерв) ЗФ 279791
Сумма страховых взносов, начисленных в текущем году, тыс.руб. ВФ 90800
Расчетная ставка взносов на обязательное социальное страхование, % ВСТ = ВФ / ЗФ * 100 32,5
Сумма предполагаемых расходов на оплату труда на предстоящий год (за исключением расходов на оплату отпусков и расходов на оплату труда по гражданско-правовым договорам), тыс.руб. РТР 283450
Сумма предполагаемых расходов на оплату труда на предстоящий год (за исключением расходов на оплату отпусков и расходов на оплату труда по гражданско-правовым договорам) с учетом страховых взносов, тыс.руб. РТР+В = РТР * (1 + ВСТ / 100) 375571
Сумма предполагаемых расходов на оплату отпусков в предстоящем году (с учетом оплаты дополнительных отпусков), тыс.руб. РОТ 27690
Сумма предполагаемых расходов на оплату отпусков в предстоящем году (с учетом оплаты дополнительных отпусков) с учетом страховых взносов, тыс.руб. РОТ+В = РОТ * (1 + ВСТ / 100) 36689
Процент для расчета ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в предстоящем году, % РОТ+В / РТР+В* 100 9,8

Перейти
Налог на прибыль

© 2014-2021. Time-to-study.ru. Все права защищены.

Телефон
Телефон: +7 (952) 288-61-20

Электронная почта
E-mail: admin@time-to-study.ru

Российский бухгалтер, N 5, 2015 год
Наталия Ряскова,
эксперт журнала

Учетная политика для целей налогового учета

Чем учетная политика для целей налогообложения отличается от учетной политики для бухгалтерского учета? Обязательно ли ее составлять и как правильно отразить в ней нюансы налогового учета?

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Данное определение приведено в Федеральном законе от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Порядок разработки и применения учетной политики для целей бухгалтерского учета регламентируется Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации (ПБУ 1/2008)", утвержденным Приказом Минфина России от 6 октября 2008 года N 106н. Таким образом, Закон N 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 помогают при разработке учетной политики, но только для целей бухгалтерского учета.

Для целей налогообложения применяется учетная политика для налогового учета, которая в соответствии со ст.11 Налогового кодекса РФ, представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. На практике чаще всего к формированию учетной политики для налогового учета организации подходят более серьезно. Но никаких рекомендаций для разработки учетной политики налогового учета нет.

Разрабатывать учетную политику для целей налогового учета можно в виде отдельного документа, а можно добавить дополнительный раздел в учетную политику по бухгалтерскому учету. Какой бы способ не был выбран, учетная политика на следующий год до 31 декабря должная быть утверждена приказом (распоряжением) руководителя. Данное положение следует из норм Налогового кодекса РФ, а именно из п.1 ст.285, в соответствии с которой налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Применяться учетная политика в организации должна с момента регистрации организации и до ее ликвидации.

Зачастую на практике учетная политика утверждается ежегодно в конце года на следующий календарный год. У специалистов по этому поводу свое мнение: поскольку для учетной политики применяется принцип последовательности, утверждать ее ежегодно нет необходимости. Составлять новую налоговую учетную политику каждый год не нужно. Однажды принятая, она применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.

В то же время в учетную политику могут вноситься изменения. Так, например, если организация планирует изменить ранее применяемые методы учета. В данном случае изменения в учетную политику могут быть внесены только с начала следующего календарного года, т.е. приказ об утверждении учетной политики на новый календарный год должен быть подписан в декабре. В том случае если изменения учетной политики - следствие изменения законодательства о налогах и сборах, необходимые изменения нужно внести с момента вступления в силу соответствующего законодательства. В последнем случае создают приказ об изменении учетной политики. Изменения в течение налогового периода необходимо также внести в тех случаях, когда организация начала осуществление новых видов деятельности. Таким образом, вносить изменения в учетную политику в течение календарного года можно только в двух случаях, рассмотренных ранее. Во всех остальных случаях изменять учетную политику можно только с начала года.

Налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п.12 ст.167 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщики не обязаны представлять свою налоговую учетную политику в налоговую инспекцию сразу же после ее составления. Если же налоговики проводят у налогоплательщика проверку, учетную политику придется предъявить в пятидневный срок после получения требования о доставке документа.

Как правило, учетная политика состоит из нескольких разделов, чаще всего двух.

Общий раздел содержит организационно-технические вопросы, такие как правила ведения налогового учета (какое подразделение ведет налоговый учет или лицо, ответственное за его ведение), порядок документооборота при ведении налогового учета, порядок ведения налогового учета в структурных подразделениях и представления данных в головной офис (при их наличии) и т.д.

Специальный раздел отражает порядок формирования налоговой базы по тем или иным налогам. Нормами ст.25 Налогового кодекса РФ установлено право выбора налогоплательщика по выбору правил ведения налогового учета. Выбор налогоплательщика должен быть отражен в учетной политике по налоговому учету. Так, необходимо описать в учетной политике предусмотренный законодательством способ учета, наиболее подходящий для организации.

Составлять учетную политику для целей налогообложения должны как организации, применяющие общую систему налогообложения, так и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Для организаций, применяющих общим режим налогообложения, необходимо осветить вопросы определения налоговой базы по всем налогам, плательщиком которых является организация. Для предприятий, применяющих УСН, главной задачей является выбор тех способов учета доходов и расходов, которые разрешены главой 26.2 Налогового кодекса РФ.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

Как известно, Налоговым кодексом предусмотрено большое количество вариантов ведения учета для исчисления налога на прибыль. Учетная политика поможет организации определиться с тем или иным способом ведения учета. Рассмотрим основные моменты формирования учетной политики для налога на прибыль.

Расходы на оплату труда. В учетной политике для целей налогового учета необходимо отразить показатель оплаты труда, который будет использоваться при исчислении налога на прибыль. Напомним, что налогоплательщик вправе выбрать либо показатель среднесписочной численности, либо показатель расходов на оплату труда.

Незавершенное производство. В соответствии со ст.319 НК РФ прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного или налогового периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены. Иными словами, часть прямых расходов будет признана в текущем отчетном или налоговом периоде, а часть прямых расходов должна быть отнесена к незавершенному производству, к остаткам готовой продукции на складе и к отгруженной, но не реализованной в отчетном или налоговом периоде продукции.

Напомним, что под незавершенным производством понимается продукция (работы или услуги) частичной готовности, т.е. не прошедшая все операции обработки (изготовления), предусмотренные технологическим процессом. В незавершенное производство включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К незавершенному производству относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. При этом нормами ст.319 Налогового кодекса РФ не предусмотрены правила оценки незавершенного производства. Таким образом, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Разработанный порядок распределения прямых расходов следует прописать в учетной политике для целей налогообложения и применять не менее двух налоговых периодов. Отметим, что организация имеет право использовать в целях налогового учета тот же самый порядок оценки незавершенного производства, что и в бухгалтерском учете.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н (далее - Положение), незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

- по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

- по прямым статьям затрат;

- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

Методы оценки сырья, материалов и товаров. В учетной политике для целей налогообложения необходимо также закрепить метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг, а для определения стоимости приобретения товаров - метод оценки покупных товаров при их реализации. Сделать это необходимо для определения материальных затрат для целей налогообложения.

В соответствии с п.8 ст.254 Налогового кодекса РФ установлены следующие методы оценки сырья и материалов:

- по стоимости единицы запасов (товара);

- по средней стоимости;

- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

При этом в отличие от Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов (ПБУ 5/01)", утвержденному Приказом Минфина России от 9 июня 2001 года N 44н (далее - ПБУ 5/01), налоговое законодательство не раскрывает содержание этих методов. Таким образом, в учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить тот или иной метод использования оценки материалов, но руководствоваться данным методом необходимо на основании ПБУ 5/01. Напомним, что ранее применялся также метод оценки сырья и материалов ЛИФО - по стоимости последних по времени приобретений. В соответствии с Приказом Минфина России от 26 марта 2007 года N 26н, данный метод был исключен из бухгалтерского учета с 1 января 2008 года. А с 1 января 2015 года был также исключен и для целей налогового учета (Федеральный закон N 81-ФЗ от 20 апреля 2014 года).

Амортизация. Налоговым законодательством (п.1 ст.259 Налогового кодекса РФ) предусмотрено два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. Только линейным методом можно начислять амортизацию по объектам (зданиям, сооружениям, передаточным устройствам и нематериальным активам), входящим в восьмую - десятую амортизационные группы. Напомним, что в восьмую - десятую амортизационные группы входит имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет. По всем остальным объектам налогоплательщика может применяться только метод начисления амортизации, закрепленный в его учетной политике.

Линейный метод начисления амортизации регламентируется ст.259.1 Налогового кодекса РФ. Сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (или восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Линейный метод начисления амортизации хоть и не является экономически выходным - самый простой. Стоимость амортизируемого имущества переносится на расходы для целей исчисления налога на прибыль организаций равномерно. При применении этого метода амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

Порядок применения нелинейного метода начисления амортизации регламентирован ст.259.2 Налогового кодекса РФ и позволяет большую часть стоимости амортизируемого имущества перенести на расходы в целях налогового учета еще в начале срока его полезного использования.

При использовании нелинейного метода амортизация начисляется не по каждому объекту амортизируемого имущества, а по каждой амортизационной группе или подгруппе. Для этих целей при использовании налогоплательщиком нелинейного метода формируется суммарный баланс амортизационных групп (подгрупп) как суммарная стоимость объектов, входящих в каждую амортизационную группу (подгруппу). Объекты, входящие в состав амортизируемого имущества налогоплательщика, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп или подгрупп по своей первоначальной или остаточной стоимости. При этом соответствующие объекты включаются в состав амортизационных групп или подгрупп исходя из срока полезного использования, установленного при их введении в эксплуатацию. Ежемесячно суммарный баланс амортизационных групп или подгрупп уменьшается на сумму начисленной по данной группе или подгруппе амортизации.

Нормами ст.259.2 Налогового кодекса РФ установлены нормы амортизации, применяемые по каждой амортизационной группе.

В соответствии с п.1 ст.259 Налогового кодекса РФ не чаще одного раза в пять лет налогоплательщик вправе изменить метод начисления амортизации, перейти с нелинейного на линейный метод начисления амортизации. Напомним, что изменение допускается с начала очередного налогового периода.

За исключением восьмой - десятой амортизационных групп, по всем остальным объектам организация должна использовать единую методику начисления амортизации.

Очередной вопрос, возникающий в данном вопросе начисления амортизации, будет ли налогоплательщик пользоваться амортизационной премией? Напомним, что в соответствии с п.9 ст.258 НК РФ налогоплательщик имеет право включить в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно). Эти нормы распространяются и для расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

Амортизационная премия не начисляется в отношении имущества, полученного организацией от учредителей, и в отношении основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом. Кроме этого, начисление амортизационной премии в отношении лизингового имущества вызывает вопросы со стороны контролирующих органов.

Решение налогоплательщика начислять амортизационную премию также должно иметь место в учетной политике для целей налогового учета с установленным процентом.

В приказе об утверждении учетной политики для целей налогообложения организация может предусмотреть применение к основной норме амортизации специальных коэффициентов. Они делятся на повышающие и понижающие. Таким образом, выбор налогоплательщика не ограничен только двумя методами начисления амортизации.

Повышающий коэффициент, но не выше 2, налогоплательщик вправе применить к следующим амортизируемым объектам:

- амортизируемым основным средствам, используемым для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности;

- собственным амортизируемым основным средствам налогоплательщиков - сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты);

- собственным амортизируемым основным средствам налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Повышающий коэффициент, но не выше 2, налогоплательщик вправе применить к следующим амортизируемым объектам:

- являющимся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщиков, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга);

- используемым только для осуществления научно-технической деятельности.

В учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить порядок начисления амортизации имущества, которое уже было в употреблении. Если компания использует линейный метод начисления амортизации, возникают два возможных варианта определения ее нормы:

- по основным средствам, бывшим в употреблении, норма амортизации определяется с учетом срока эксплуатации имущества предыдущими собственниками;

- по основным средствам, бывшим в употреблении, норма амортизации определяется без учета срока эксплуатации имущества предыдущими собственниками.

Создание резервов. Напомним, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщику предоставлена возможность создания различных резервов. При этом подлежит регулировке сумма исчисленного налога на прибыль. Происходит это следующим образом: организация формирует резерв, при этом увеличивает расходы в одном налоговом периоде, тем самым уменьшая налоговую базу по налогу на прибыль. Таким образом, происходит перенос части налога на прибыль на следующие периоды. В соответствии с налоговым законодательством можно создавать следующие резервы:

- по сомнительным долгам;

- по гарантийному ремонту;

- по ремонту основных средств;

- на оплату отпусков и вознаграждений;

- по предстоящим расходам, направляемым на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

При создании резерва стоит помнить, что это право налогоплательщика, а не обязанность. При этом, если все же организация принимает решение по созданию того или иного резерва, стоит помнить, что для исчисления налога на прибыль она обязательно должна использовать метод начисления. То есть нельзя создавать резерв, если в учетной политике прописан кассовый метод исчисления налога на прибыль, как правило, создание того или иного резерва должно иметь отражение в учетной политике для целей налогового учета. При этом все же рекомендуется одновременное формирование резерва как для целей налогового, так и бухгалтерского учета во избежание различных временных разниц.

Метод списания ценных бумаг. При реализации ценных бумаг, либо ином их выбытии, организация вправе использовать установленные п.23 ст.280 Налогового кодекса РФ следующие методы их списания:

- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

- по стоимости единицы.

Выбранный тот или иной метод также должен быть закреплен в учетной политике для целей налогового учета. При этом выбранный метод будет распространяться на ценные бумаги, как обращающиеся, так и не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Налоговый учет в организации предназначен для формирования полной и достоверной информации о хозяйственных операциях с целью определения налоговой базы по налогу на прибыль. Налоговый учет осуществляется бухгалтерской службой, возглавляемой Главным бухгалтером. Главный бухгалтер обязан обеспечить:

организацию и ведение налогового учета в соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными действующими нормативными актами в области налогообложения

возможность достоверного определения налоговой базы для расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

своевременную уплату авансовых и налоговых платежей

предоставление налоговой отчетности в налоговые органы согласно установленным срокам

возможность оперативного учета изменений действующего законодательства

Налоговый учет ведется с применением Плана счетов налогового учета и специализированных налоговых регистров программы 1С Предприятие 8.2.

Положения данной учетной политики обязательны для исполнения всеми обособленными подразделениями организации.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Основные средства

Нематериальные активы и расходы на НИОКР

Прочие расходы на НИОКР, превышающие 75% расходов на оплату труда, связанной с выполнением НИОКР, признаются в составе прочих расходов в периоде завершения НИОКР

Запасы

К прямым расходам относятся:

амортизация основных средств, используемых в производственном процессе

материальные ресурсы, образующие основу готового продукта или являющиеся необходимым компонентом при его производстве

вода, газ и электроэнергия, потребляемые в производственном процессе

оплата труда рабочих производственных цехов с отчислениями на социальные нужды

Финансовые активы

Доходы и расходы

расходы на страхование – в течение срока действия страхового полиса

расходы на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение – в течение года с момента принятия к учету

расходы на оплату хостинга и доменного имени – в течение года с момента принятия к учету

Порядок уплаты авансовых платежей

ПРИЛОЖЕНИЯ

Расчет норматива отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств на предстоящий год

Приложение 1

Расчет норматива отчислений в резерв расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание в предстоящем году

Приложение 2

Показатель Расчет Значение
Фактические расходы на гарантийный ремонт и обслуживание за три предыдущих года, тыс.руб. Р 19860
Выручка от реализации товаров с гарантийным сроком за три предыдущих года, тыс.руб. В 452338
Процент для расчета ежемесячных отчислений в резерв расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание в предстоящем году, % Р / В * 100 4,4

Расчет норматива отчислений в резерв расходов на отпуска работникам в предстоящем году

Приложение 3

Показатель Расчет Значение
Сумма начисленной заработной платы в текущем году (без учета отчислений в резерв) ЗФ 279791
Сумма страховых взносов, начисленных в текущем году, тыс.руб. ВФ 90800
Расчетная ставка взносов на обязательное социальное страхование, % ВСТ = ВФ / ЗФ * 100 32,5
Сумма предполагаемых расходов на оплату труда на предстоящий год (за исключением расходов на оплату отпусков и расходов на оплату труда по гражданско-правовым договорам), тыс.руб. РТР 283450
Сумма предполагаемых расходов на оплату труда на предстоящий год (за исключением расходов на оплату отпусков и расходов на оплату труда по гражданско-правовым договорам) с учетом страховых взносов, тыс.руб. РТР+В = РТР * (1 + ВСТ / 100) 375571
Сумма предполагаемых расходов на оплату отпусков в предстоящем году (с учетом оплаты дополнительных отпусков), тыс.руб. РОТ 27690
Сумма предполагаемых расходов на оплату отпусков в предстоящем году (с учетом оплаты дополнительных отпусков) с учетом страховых взносов, тыс.руб. РОТ+В = РОТ * (1 + ВСТ / 100) 36689
Процент для расчета ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в предстоящем году, % РОТ+В / РТР+В* 100 9,8

Перейти
Налог на прибыль

© 2014-2021. Time-to-study.ru. Все права защищены.

Телефон
Телефон: +7 (952) 288-61-20

Электронная почта
E-mail: admin@time-to-study.ru

Читайте также: