Повышаются таможенные пошлины расширяется компетенция центробанка

Опубликовано: 17.05.2024

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №17 «Государственная политика в области международной торговли. Особенности современной экономики России»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Государственная политика в области международной торговли. Протекционизм.
  • Всемирные организации: военно-стратегические, региональные, отраслевые межгосударственные организации.
  • Экономическое развитие России в ХХ-ХХI веках. Программы экономического развития.

Глоссарий по теме: фритредерство, протекционизм, демпинг, тарифные барьеры, пошлины, нетарифные барьеры, квота, лицензия, субсидия, эмбарго.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Страны мира проводят политику, которая ориентируется или на полное и свободное развитие международной торговли, или на ограничение свободы в области торговли.

Внешнеторговая политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли, – это «фритредерство». Свободная торговля приносит выгоду всем странам. Но большинство стран используют меры для увеличения экспорта и защиты отечественного рынка от внешней конкуренции.

И это другой вариант государственной политики в сфере международной торговли – протекционизм.

Протекционизм – политика ограничения свободы в торговле. В условиях конкуренции государства ограничивают международную торговлю, используя разного рода барьеры.

Причины протекционизма различны: необходимость защиты национальных отраслей экономики, которые не могут выжить в открытом рынке; защита от дешёвой иностранной рабочей силы; увеличение роста ВВП, ответ на жёсткие меры внешнеторговой политики других стран, защита от демпинга.

Демпинг – это процесс установления искусственно заниженных цен на товары с целью вытеснения конкурентов.

При реализации политики протекционизма страны используют тарифные и нетарифные барьеры.

Тарифные барьеры – это пошлины на импортные товары, то есть налоги в государственный бюджет, которые платит импортёр товаров. Пошлинами облагаются товары не только в целях защиты своих отечественных производителей, но и для пополнения бюджета страны. В соответствии с этими целями импортные пошлины делят на протекционистские и фискальные.

Протекционистские пошлины устанавливаются на товары, аналогичные отечественным. Фискальные пошлины устанавливаются на товары, которые не производятся в данной стране.

Нетарифные барьеры – это меры, имеющие неценовой характер для ограничения импорта: квоты, стандарты и тех. условия, лицензии, субсидии, эмбарго и др.

Квота – это количественное ограничение на ввоз определённого вида товаров.

Страны устанавливают стандарты и технические условия, которым должны отвечать товары, ввозимые в страну.

Лицензия – это разрешение на импорт определённых товаров. В некоторых странах очень сложно купить лицензию для ввоза товара, например, в Японии.

Для развития собственного экспорта государство использует субсидии фирмам. Субсидии чаще всего применяются в странах для поддержки отечественных производителей сельхозпродукции.

Эмбарго – запрет на импорт определённых видов товаров вообще.

В результате реализации мер протекционизма периодически вспыхивают «войны»: «меховые», «винные», «автомобильные».

Резюме теоретической части

Политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли, – «фритредерство». Протекционизм – политика ограничения свободной торговли.

Причины протекционизма различны: необходимость защиты национальных отраслей экономики; защита от дешёвой иностранной рабочей силы; увеличение роста ВВП, ответ на жёсткие меры внешнеторговой политики других стран, защита от демпинга.

Демпинг – это процесс установления искусственно заниженных цен на товары с целью вытеснения конкурентов.

Тарифные барьеры – это пошлины на импортные товары, которые платит импортёр товаров. Нетарифные барьеры – это меры, имеющие неценовой характер для ограничения импорта: квоты, стандарты, лицензии, эмбарго и др.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Выберите верное утверждение и выделите его цветом.

А) Импортные таможенные пошлины, как правило, ниже на товары, которые не производятся в стране.

Б) Международная торговля выгодна только странам-экспортёрам.

А) Импортные таможенные пошлины, как правило, ниже на товары, которые не производятся в стране.

2. Запрещение ввоза какого-либо товара в данную страну – это…

б) требование таможенной службы лицензии на импорт;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 164–168.
  2. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Практикум для учащихся в 2-х ч. – М.: Вентана-Граф, 2015. – ч.2 – С. 57–60.
  3. Левицкий М. Л., Шейнин Э. Я., Виленский В. М. Экономика. 11 класс: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2017. – С. 86–94.
  4. Акимов Д. В., Дичева О. В., Щукина Л. Б. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. / Д. В. Акимов, О. В. Дичева, Л. Б. Щукина. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 320 с. : ил. – С. 258–270.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Другими словами, это платеж, который заплатит каждый, кто решит перевести товар через границу России. При этом ввозится ли товар или вывозится, каждое из перечисленных передвижений отражается только на формуле расчета этого платежа. В любом случает, он выплачивается государству.

Так как вариантов перевести товар через границу много (способ перевоза, сроки, вид товара и многое другое) да и количество стран-участников процесса продажи перевозимого товара может быть большое, Правительство РФ ежегодно утверждает поправки, изменения и дополнения в таможенном законодательстве. Не говоря уже о том, что оно, законодательство, с каждым годом расширяется новыми правовыми актами.

Проанализировав этот «пласт» в законе, всю многочисленную информацию можно выделить в основные разделы.

Виды таможенных пошлин

Разнообразие видов таможенных пошлин определяется большим спектром товаров, условий их транспортировки, а так же обширным списком стран-сотрудников и стран-посредников в международных торговых отношениях.


Функции таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальная – как и налоговые платежи, таможенные пошлины выполняют функции пополнения казны государства;
  • протекционистская (защитная) – таможенная пошлина ограничивает ввоз некачественного импортного товара на территорию государства;
  • балансировочная – таможенная пошлина регулирует внутреннюю цену на импортные и экспортные товары.

Стоит отметить, что хоть пошлина и близка с общим понятием налога, но при рассмотрении функций каждого из них можно выявить явные отличия в частности в регулярности. Обязательство по оплате таможенной пошлины возникает только тогда, когда товар пересекает границу страны.

Ввозная таможенная пошлина

Комиссией Евразийского экономического союза определяется размер ставок данного вида пошлины, который действует на оговоренных территориях стран-участниц союза.

Средний размер таможенной ставки, применяемой в отношении товаров, которые были произведены в стране, входящей в описанное выше экономическое содружество, составляет 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

11 главой Таможенного кодекса определяется порядок уплаты таможенных пошлин. Данная норма установлена Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (приложение № 5 к Договору Союзе).

Вывозная таможенная пошлина

Как понятно из названия данный вид пошлин применяется к товарам, которые вывозятся за пределы страны. Стоит отметить, что этот обязательный платеж применим только к товарам российского производства, соответственно не применяется к импортным товарам, даже при пересечении товаром территории России.

Ставки вывозной таможенной пошлины так же установлены в Таможенном Кодексе, если же в данном документе не будет необходимой информации, то следует обратиться к внутренним законам страны.

Однако не все товары, вывозимые с территории нашего государства, облагаются пошлиной. К группе не облагаемых товаров относится: гуманитарная помощь, иностранная валюта, личные вещи представителей нашей страны в посольствах, пожарно-технические материалы.

Оплата начисленных вывозных таможенных пошлин, чаще всего осуществляется в кассах таможенных организаций. Однако все более популярным становится способ оплаты обязательного платежа через кассы и банкоматы «Сбербанка».

Важным нюансом оплаты остается факт того, что ни в одном правовом акте не прописаны сроки уплаты пошлины, но не стоит злоупотреблять этим «белым пятном» в законодательстве. Последствия чреваты.

Размер таможенной пошлины

Размер таможенной пошлины определяется таможенной ставкой. Основным документом, прописывающим величину ставки на тот или иной товар, является Таможенный Кодекс.

На практике: адвалорная таможенная пошлина чаще применяется к сырью, а специфическая – к готовой продукции.

Однако следует помнить, что таможенная ставка не единственная сумма, которую следует заплатить за товар на границе. Оформление ввозимого или вывозимого товара стоит в районе 500-1000 руб. однако это средний показатель, который может изменяться в зависимости от вида груза и его объемов.

Как рассчитать таможенную пошлину

Существует общая формула, которая поможет спрогнозировать размер таможенного платежа (ТП).

ТП = СТО + ПИ + АС + СНДС, где:

  • СТО – сбор за таможенное оформление (фиксированная ставка в размере 0,1% в рублях и 0,05% в свободно конвертируемой валюте (СКВ) от таможенной стоимости);
  • ПИ – импортная пошлина;
  • AC – сумма акциза;
  • СНДС – сумма налога на добавленную стоимость.

Однако данная формула может применять некоторые изменения, в зависимости от применяемого налогового режима.

Для того чтобы расчет оказался верным важно заострить свое внимание на таком показателе как процентная ставка пошлины.

Чтобы не ошибиться во всем многообразии этих ставок необходимо воспользоваться информацией, прописанной в грузовой таможенной декларации, которая заполняется на государственной границе.

Ещё одним значимым фактором является определение таможенной стоимости товара. Если данное значение будет умышлено занижено в таможенной декларации, по сравнению со статистической стоимостью товаров-аналогов, инспектор налоговой службы РФ имеет право провести корректировку полученных данных. В следствии чего, придется произвести очередные таможенные платежи на сумму выявленных расхождений.

Специфические таможенные пошлины

Примером такого вида пошлины может стать взимаемая плата за каждый килограмм экзотического фрукта или литр спиртного.

Данная таможенная пошлина, в отличие от ввозной и вывозной, не зависит от стоимости товара. Однако нельзя однозначно назвать данную особенность преимуществом. Если на потребительском рынке произошел рост цен на какую либо группу товаров, например из-за повышенного спроса на него, то это не как не отразится на сумме специфической таможенной пошлины, что влияет на качество выполняемой ею фискальной функции.

С другой стороны, размер данной пошлины так же останется неизменным и в случае снижения таможенной стоимости товара.

На сегодняшний день существует перечень условий, при котором возможно применение льготных тарифов пошлин, но данная практика не становится нормой, ни в отношении каких-либо поставщиков или покупателей, ни в отношении каких-либо стран.

Это скорее временное исключение, применяемое на недлительный период.

Порядок правового единства между всеми участниками торговых отношений (от небольших фирм до целых государств) позволяет соблюдать порядок и справедливость в каждом отдельном случае.

Avatar

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выберите верные суждения об экономических функциях государства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Фискальная политика государства не может быть использована для стимулирования развития экономики.

2) В рамках монетарной политики Центральный банк может изменять норму обязательных резервов коммерческих банков.

3) Косвенное государственное регулирование экономики преимущественно предполагает использование административных методов.

4) Проблема внешних эффектов способствует вмешательству государства в сферы деятельности частных предприятий.

5) Один из способов влияния государства на экономику страны – изменение ставки рефинансирования.

  • Фискальная политика государства не может быть использована для стимулирования развития экономики.
  • В рамках монетарной политики Центральный банк может изменять норму обязательных резервов коммерческих банков.
  • Косвенное государственное регулирование экономики преимущественно предполагает использование административных методов.
  • Проблема внешних эффектов способствует вмешательству государства в сферы деятельности частных предприятий.
  • Один из способов влияния государства на экономику страны – изменение ставки рефинансирования.
Вопрос 2

Экономическая политика государства R основана на регулировании государственных расходов и государственного бюджета. По каким признакам можно установить, что эта политика фискальная (бюджетно-налоговая)? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) повышаются таможенные пошлины

2) расширяется компетенция Центробанка

3) Центральный банк изменяет учётную ставку процента

4) вводятся запреты на импорт продукции

5) устанавливается норма обязательных резервов

6) увеличивается размер налогов

  • повышаются таможенные пошлины
  • расширяется компетенция Центробанка
  • Центральный банк изменяет учётную ставку процента
  • вводятся запреты на импорт продукции
  • устанавливается норма обязательных резервов
  • увеличивается размер налогов
Вопрос 3

Установите соответствие между мерами государственного регулирования экономики и методами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) таможенные пошлины

Б) законодательное закрепление форм

В) операции с государственными ценными бумагами

Г) лицензирование предприятий

Д) госзаказы определённым предприятиям

  • таможенные пошлины
  • законодательное закрепление форм предпринимательской деятельности
  • операции с государственными ценными бумагами
  • лицензирование предприятий
  • госзаказы определённым предприятиям
Вопрос 4

Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Государство разрабатывает правовую основу экономической деятельности субъектов экономики.

2) В целях поддержания конкуренции государство проводит антимонопольную политику.

3) Бюджетно-налоговая политика государства направлена на регулирование объёма денежной массы, установление ключевой ставки процента.

4) Государство берёт на себя функцию производства общественных благ.

5) В рыночной экономике государство выступает в качестве основного регулятора рынка

  • Государство разрабатывает правовую основу экономической деятельности субъектов экономики.
  • В целях поддержания конкуренции государство проводит антимонопольную политику.
  • Бюджетно-налоговая политика государства направлена на регулирование объёма денежной массы, установление ключевой ставки процента.
  • Государство берёт на себя функцию производства общественных благ.
  • В рыночной экономике государство выступает в качестве основного регулятора рынка
Вопрос 5

Установите соответствие между мерами государственного регулирования экономики и его методами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) государство оказывает влияние на экономику своей денежной политикой.

Б) государство помогает товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины

В) государство устанавливает правила экономического поведения для фирм-производителей

Г) государство способствует развитию производства, увеличивая или уменьшая размер налогов

Д) государство устанавливает условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации фирм

1) финансово-экономические методы

2) правовые методы

  • государство оказывает влияние на экономику своей денежной политикой.
  • государство помогает товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины
  • государство устанавливает правила экономического поведения для фирм-производителей
  • государство способствует развитию производства, увеличивая или уменьшая размер налогов
  • государство устанавливает условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации фирм
Вопрос 6

Выберите верные суждения о финансовых институтах РФ и запишите номера, под которыми они указаны.

1) Центральный банк — национальный банк, осуществляющий эмиссию денег и являющийся центром финансово-кредитной системы страны.

2) Все финансовые институты принимают вклады/депозиты.

3) Пенсионные фонды специализируются на кредитовании продаж потребительских товаров в рассрочку и выдаче потребительских ссуд.

4) Центральный банк устанавливает учётную ставку.

5) Финансовые институты оказывают услуги по переводу средств и предоставлению займов.

  • Центральный банк — национальный банк, осуществляющий эмиссию денег и являющийся центром финансово-кредитной системы страны.
  • Все финансовые институты принимают вклады/депозиты.
  • Пенсионные фонды специализируются на кредитовании продаж потребительских товаров в рассрочку и выдаче потребительских ссуд.
  • Центральный банк устанавливает учётную ставку.
  • Финансовые институты оказывают услуги по переводу средств и предоставлению займов.
Вопрос 7

Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одна из функций государственного бюджета — финансовое обеспечение функционирования государственного аппарата.

2) Дефицит государственного бюджета может привести к сокращению социальных расходов государства.

3) К доходам бюджета относится обслуживание государственного долга.

4) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда планируемые расходы превышают доходы государства.

5) Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

  • Одна из функций государственного бюджета — финансовое обеспечение функционирования государственного аппарата.
  • Дефицит государственного бюджета может привести к сокращению социальных расходов государства.
  • К доходам бюджета относится обслуживание государственного долга.
  • Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда планируемые расходы превышают доходы государства.
  • Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Вопрос 8

Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда доходы государства превышают его планируемые расходы.

2) Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определённый период времени.

3) Государственный бюджет составляется с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

4) Государственный бюджет в РФ разрабатывается и принимается Президентом РФ.

5) Предоставление дотаций предприятиям — одна из статей доходов государственного бюджета.

  • Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда доходы государства превышают его планируемые расходы.
  • Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определённый период времени.
  • Государственный бюджет составляется с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
  • Государственный бюджет в РФ разрабатывается и принимается Президентом РФ.
  • Предоставление дотаций предприятиям — одна из статей доходов государственного бюджета.
Вопрос 9

Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Государственный бюджет — это свод доходов и расходов государства.

2) Государственный бюджет, как правило, утверждается правительством.

3) Разница между доходами и расходами государства называется сальдо государственного бюджета.

4) Сбалансированным называется государственный бюджет, в котором доходы превышают расходы.

5) Формирование доходных и расходных статей бюджета составляет бюджетную политику государства.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления.

В зависимости от объекта обложения выделяют:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны.

Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Аргументы против тарифов

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа.

Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.

События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.

Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Аргументы в защиту тарифов

Тариф — защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.

Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.

В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр.

Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла.

Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.

Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Резюме

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа.

В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические эффекты, близкие экономическим эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части — эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Ввозная таможенная пошлина: виды ставок, порядок начисления и оплаты

Ведение внешнеэкономической деятельности предполагает пересечение границ. Субъектов процесса законодательство обязывает уплачивать таможенные платежи в пользу государства. В зависимости от вектора перевозки взносы бывают ввозными, вывозными и транзитными. При импорте товара из Европы в Россию оплачивается ввозная таможенная пошлина. О нюансах ее расчета, льготных условиях, штрафах за нарушение регламента расскажут специалисты компании «Калипсо».

О семантике и особенностях платежа

Импортная пошлина взимается при ввозе грузов коммерческого назначения в страну. Платеж является обязательным в мировой практике, существует он и в России. Регламент и порядок оплаты регулируется ТК ЕАЭС. Данный сбор преследует сразу несколько целей:

  • пополнение государственного бюджета;
  • регулирование объемов импорта;
  • защита отечественных производителей и предоставление им преференций на рынке.

Важно знать! Пошлина распространяется исключительно на продукцию коммерческого сектора. Товары личного предназначения не подлежат налогообложению, однако могут быть ограничены по количеству.

6ff0f19e1798eec6b8737e4029fac9d8.jpg

Виды ставок и особенности калькуляции

Поскольку продукция, пересекающая границу, разносортна, для оплаты предусмотрено три вида ставок таможенных пошлин. Регламент платежей и классификация товаров представлены в Едином таможенном тарифе. На сегодняшний день при импорте используют три способа расчета: адвалорная, специфическая и комбинированная ставки.

Адвалорный платеж

Его сумма рассчитывается, исходя из таможенной стоимости товара. Ставка для каждой категории продукции устанавливается на определенный период времени. Она может повышаться или понижаться в зависимости от рыночной ситуации и необходимости защитить отечественного производителя.

Значение варьируется от 0 до 30%, сумма ставки рассчитывается как произведение таможенной стоимости и показателя адвалорной ставки. Соответственно, данный платеж не может быть выше, чем 30% стоимости товара.

Отдельное внимание при расчете суммы таможенной пошлины уделяется достоверному заявлению таможенной стоимости товара. Контролирующий орган проверяет этот параметр очень тщательно, часто необходимо предоставить бумагу, которая обосновывает заявленную сумму.

Важно знать! Расчет налога проводится, исходя из процента, который установлен на период ввоза продукции. Калькуляцию выполняют в валюте страны, куда ввозится товар.

Специфическая ставка

Пошлина не зависит от стоимости груза, является фиксированной на единицу продукции. В качестве данного параметра могут выступать масса, объем, количество, вес или мощность. Ставка не зависит от экономических показателей, не связана с ценообразованием.

Размер ввозной таможенной пошлины определяется как произведение количества продукции, ставки и курса валют. Параметр указан в евро, на момент ввоза пошлина рассчитывается по курсу Центробанка. Данный вид налогообложения удобен для государства, поскольку участники ВЭД не могут никак повлиять на его размер.

Комбинированная пошлина

Предполагает использование двух алгоритмов одновременно. Регламент расчета следующий:

  • вычисляется сумма по адвалорной ставке;
  • определяется платеж по специфической ставке;
  • результаты суммируются или выбирается наибольший.

В первом случае выплачивается аккумулятивная пошлина, во втором – альтернативная ставка. Достаточно часто комбинированный платеж представлен в виде регламента: 15% от стоимости товара, однако не ниже, чем 5 евро за единицу.

f6d0b4a87b62b5e4ed6456e242e86641.jpg

Льготные условия

Некоторые виды товаров освобождаются от уплаты ввозной пошлины. Это зависит от цели импорта. В данную группу входят следующие категории грузов:

  • предназначенные для личного применения;
  • гуманитарная помощь;
  • используемые для ликвидации аварий и стихийных бедствий;
  • ввозимые физическими лицами;
  • ввозимые персонами, обладающими правом беспошлинного импорта.

Также существует понятие тарифных преференций. Они предоставляются менее развитым странам на некоторые группы товаров. Список позиций регламентирован решением ЕЭК № 8 от 13 января 2017 года. Преференции в виде 75% от базовой ставки получают по российскому законодательству 103 государства, и 49 государств имеют полное освобождение от пошлин на некоторые категории товаров.

Расчет ввозных пошлин для физлиц

Согласно законодательству, физические лица не оплачивают ввозную таможенную пошлину. Однако существует целый ряд ограничений и требований к багажу.

  • Для наземного сообщения стоимость товаров не должна превышать 1500 евро.
  • Для авиатранспорта стоимость груза не должна превышать 10000 евро.
  • Весовое ограничение – 50 кг.

При нарушении квоты пассажир оплатит пошлину за превышенный объем. Следует знать, что таможенный инспектор может самостоятельно назначить платеж при подозрении на то, что товар ввозится с коммерческой целью. Например, если в багаже обнаружено большое количество одинаковых товаров.

Платежи на ввоз автотранспортных средств

Импортные таможенные пошлины на автомобиль оплачивается независимо от способа ввоза. Налоговая сумма складывается из следующих составляющих.

  • Импортная пошлина. Для автомобилей возрастом до 7 лет составляет 23-25%, для машин старше определяется по объему двигателя из расчета 1,4-3,2 евро за каждый кубический сантиметр.
  • Сбор за оформление на таможне. Размер варьируется в зависимости от стоимости авто и может составлять от 500 до 100000 рублей.
  • Акциз. Размер зависит от мощности мотора. Не взимается для авто до 90 л.с. Мощность до 150 л.с. оплачивается от 45 рублей за единицу. Свыше 500 л.с. ставка возрастает до 1302 рублей.
  • НДС. Рассчитывается как 18% от стоимости транспортного средства, акцизного сбора и пошлины.
  • Утилизационный сбор. Устанавливается, исходя из года изготовления автомобиля и объема двигателя.

Как оплачивается пошлина: временные рамки

Импортную таможенную пошлину можно оплатить с момента оформления декларации. Законодательством фиксирован окончательный срок: не позднее 15 суток после предъявления товара на пограничном контроле.

Погашение задолженности проходит в евро или отечественной валюте, наличными в кассе или переводом на счет.

Возможна инициация отсрочки платежа. В этом вам может помочь таможенный брокер компании «Калипсо». Процедура требует одобрения таможенного органа, за нее взимается дополнительный процент.

Примеры расчетов таможенной пошлины

Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливают в соответствии с категорией товара. Чтобы определить размер выплат, необходимо установить код груза по ТН ВЭД.

  • Стоимостная ставка

(Таможенная Стоимость * Адвалорная ставка)/100.

Если груз стоит 100 000 рублей, адвалорная ставка составляет 6,5%, пошлина будет равна 6500 рублей.

  • Специфическая ставка

Специфическая ставка * Курс валюты * Количество товара.

Так, на 200 единиц товара при специфической ставке в 0,2 евро и курсе в 75 рублей за евро размер выплаты будет составлять 0,2*75*200, что составляет 3000 рублей.

  • Комбинированная ставка

Например, по единому тарифу ЕАЭС для груза предполагается два значения ставки 10% или 0,1 евро за кг. При стоимости груза 8000 рублей и весе 5 кг несложно посчитать, что в первом случае необходимо оплатить 800 рублей (8000*0,1), а во втором 37,5 рублей (0,1*75*5). Согласно закону должна быть выбрана большая сумма.

Чтобы быть уверенным в корректности расчетов и избежать штрафных санкций, оформление платежа есть смысл доверить компетентному таможенному представителю.

5b36ab2c04b1440348d25928770160a4.jpg

Штрафные санкции

При занижении стоимости товара или использования неподходящего вида ставки вывозных таможенных пошлин представитель контролирующего органа может инициировать процедуру перерасчета налога и потребовать дополнительной оплаты. В случае, если будет доказано сознательное уменьшение стоимости товара, на участника ВЭД могут быть наложены санкции.

Чтобы избежать проблем при оформлении товара на таможне, пользуйтесь услугами профессионалов. Таможенный брокер компании «Калипсо» оказывает правовое сопровождение, отстаивает интересы перед контролирующими органами.

Как оплачиваются НДС и акцизы

Законодательством установлена обязательная оплата не только импортной пошлины, но и акциза и НДС. Актуальность и размер платежа зависят от типа товара и его кода согласно ТН ВЭД. Ряд продукции освобожден от взимания НДС и акциза. Актуальную информацию можно посмотреть в НК РФ и ТК ЕАЭС.

Для большинства продукции ставка НДС насчитывается 10% или 20%. Акцизные сборы распространяются на определенные категории товаров, перечень которых указан в НК РФ статья 193.

Советы и рекомендации специалиста

Грамотный расчет ввозной пошлины во многом определяет скорость пересечения товаром границы, а также дополнительные штрафные санкции. Доверяя расчет платежей профессионалам, вы не только избежите задержек товара на таможне, но и оптимизируете ваши расходы.

Выводы

Пошлина на импорт – обязательный платеж, принятый в большинстве стран для товаров коммерческого назначения. Грамотный расчет суммы требует знания действующего таможенного законодательства и опыта в проведении аналогичных процедур. Свою помощь вам всегда готова предложить компания «Калипсо».

Читайте также: