Повинности и налоги которые были препятствием для развития новых капиталистических отношений

Опубликовано: 03.05.2024

Автор: Айсандырова Альбина Азаматовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Гимназия №17"
Населённый пункт: Черкесск
Наименование материала: проект
Тема: Великая Французская революция
Дата публикации: 14.05.2016
Раздел: среднее образование

МКОУ «Гимназия №17» г.Черкесска
Проект на тему:
« Великая французская революция »
2016г.
Оглавление

Основная часть.
1) Изучить события, послужившие началом революции. 2) Выяснить причины революции. 3) Сформулировать задачи революции. .
3.

Введение Тема моего проекта «Франция в XVIII веке. Начало Великой Французской революции 1789-1794 гг.» Великая французская революция является одним из ключевых событий в истории XVIII века, во многом предопределившим ход развития человечества. Уничтожение старых порядков, разрушение абсолютизма, создание условий для развития капиталистического хозяйства, начало формирования правового государства и гражданского общества - вот далеко не полный перечень того, что привнесло с собой это событие.
Цель проекта:

1.
Изучить события, послужившие началом революции 2. Выяснить причины революции 3. Сформулировать задачи революции
Задачи:
1. совершенствовать навыки работы с историческими источниками; 2. развивать умение анализировать материал, делать логические выводы.

Революция началась не в один день и не внезапно
. 2. В XVIII веке во главе французского королевства находилась династия Бурбонов древнейший французский королевский род. Франция являлась абсолютной монархией. Еще при Людовиге XIV был построен дворцовый комплекс Версаль, куда переехал королевский двор. Как и в Средневековье, монархия охраняла разделение общества на три сословия: первое – духовенство, второе- дворянство, третье - все остальные слои населения. Первое и второе сословия считались привилегированными - они не платили налогов и владели землей. Вместе они составляли 4% населения страны. Самая нелегкая судьба приходилась на долю третьего сословия, не имевшего привилегий. В 1715 году умер Людовиг XIV, на тот момент его наследнику, будущему королю Людовигу XV было всего 5 лет. Соответственно до1723 года правил регент герцог Орлеанский. Когда юный король достиг совершеннолетия своей правой рукой он сделал кардинала Флере. Кардинал был миролюбивым политиком, но за время правления ему не удалось избежать войн. Таким образом, Франция в это время, вела две войны: с Англией за колониальные владения и континентальную войну получившую название «За Австрийское наследство». Как вы понимаете, война несет за собой новые финансовые трудности.
С 1774 года на престол вступает Людовиг XVI.
По ряду описаний своеобразный человек - добрый, симпатичный, честный, однако мягкий, что для правителя не было лучшей чертой. При нем принимались законы и тут же отменялись. Власть теряла запас авторитета. Решения часто принимались его женой, дочкой Австрийского императора Марией Антуанеттой. Ряд крупных экономических реформ проводились под руководством выдающегося финансиста Тюрго. Однако во Франции в то время случились неурожайные годы. Это привело к отстранению Тюрго от власти. Несколько лет подряд была сильная засуха, урожай погиб на полях, это привело к голоду, что коснулось всего населения. Королевская казна была пуста. Людовигу XVI срочно нужны были деньги. Король принимает экстренное решение. созвать Генеральные штаты, чтобы утвердить новые налоги с
населения. Генеральные штаты - высшее сословно-представительное учреждение Франции. 5 мая 1789 года открывается заседание Генеральных штатов в Версальском дворце. Генеральные штаты включали в себя представителей дворян 270 человек, духовенства 291 человек, третье сословие 557 человек. Число депутатов первого и второго сословия приравнено к количеству депутатов третьего сословия. Происходили постоянные споры между сословиями. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия отделяются и объявляют себя представителями всей нации - Национальным собранием. Национальное собрание - первое учредительное собрание французского народа, организованное депутатами французских Генеральных штатов.Национальное собрание было поддержано той частью дворян, которые стремились к новым прогрессивным реформам. 9 июля Национальное Собрание объявило себя высшей властью в стране - Учредительным Собранием, которое должно решить,как будет дальше складываться судьба Франции. Это событие считается началом Великой Французской революции. 3.
Что же послужило причиной к началу

революции?
Нужно отметить, что причин было несколько. Давайте рассмотрим что происходило в промышленности и торговле.

В стране наблюдался подъем промышленного производства, увеличилось число мануфактур, королевская власть поощряла строительство крупных мануфактур. Торговля развивалась. Франция имела торговый флот, вела международную торговлю. В стране развивались капиталистические отношения. Но еще сохранялся и мешал развитию старый порядок. Учащимся предлагаются отрывки из документов и задание
:

Подчеркнуть в тексте повинности, которые, были препятствием для

развития новых капиталистических отношений.
1.Из работы А.Рамбо "История Французской революции" «Дворяне пользовались правами господ: всякий раз, когда земля переходила от одного владельца к другому, уплачивался особый налог, достигавший обычно шестой части продажной цены участка. Затем господину платился ценз - постоянная ежегодная рента. К этому надо добавить господский оброк, который в некоторых случаях удваивал ценз; барщину, отнимавшую у земледельца 52 дня в году; дорожные пошлины на мостах, дорогах, рынках; помещичьи монополии, обязывавшие
мелких собственников за особую плату пользоваться виноградными прессами, мельницами и печами, устроенными господином; право господина иметь голубятни, что отдавало в жертву голубям крестьянские посевы. Это были лишь обычные повинности, но существовало немало и других…» 2.Из письма Д.И.Фонвизина графу П.И.Панину о положении во Франции «Налоги, частые и тяжкие, служат одному обогащению ненасытных начальников; никто не смеет слова молвить против сих угнетений. Франция вся на откупу. Невозможно выехать на несколько шагов от Парижа, чтоб, воротясь, не быть остановленным таможней. Почти за все ввозимое в город платится столько пошлины, сколько сама вещь стоит».
I.Социально-экономические причины революции.
Противоречие между развитием капитализма и препятствиями на его пути в виде:  Высоких налогов  Феодальных повинностей  Цеховых порядков  Внутренних пошлин  Монополии на производство и продажу продукции
II
.
Но причины были и социально-политического характера
Короли на протяжении XVIII века старались потихоньку поддерживать представителей третьего сословия – буржуазию. Это было хорошо для городских жителей, однако в свою очередь затрагивало интересы дворянства. Дворяне были не довольны, они постоянно жаловались королю. Король оказался как бы между двух огней. Если он принимал закон нужный для буржуазии это вызывало недовольство дворянства, с другой стороны сделав что-то нужное дворянам, он усиливал либеральную оппозицию в городах. Таким образом, королевская власть, была невыгодно представлена перед обоими сословиями, вне зависимости, что она на самом деле делала.
Кризис абсолютной монархии.

Сословный строй и сословные привилегии
.
3. Какие задачи должна была решить начинающаяся революция?
Проанализируем отрывки из документа:
наказы депутатам

«Из наказов купечества города Труа депутатам Генеральных штатов»
Чтобы был запрещён ввоз иностранных товаров, за исключением тех, которые являются сырьём и не производятся во Франции…
Чтобы все таможни были отодвинуты к границам, чтобы были отменены все сборы за провоз товаров и другие платежи без всякого исключения… Чтобы всякие привилегии на исключительное право торговли были уничтожены… Чтобы свобода граждан впредь не нарушалась вследствие злоупотребления королевскими указами об аресте. Чтобы министры были ответственны перед нацией, представленной в Генеральных штатах… Чтобы ни один налог не мог быть установлен без согласия нации. Чтобы была введена поземельная подать, являющаяся самым справедливым налогом. Чтобы все без исключения церковные и дворянские владения облагались налогом в том же размере, как земли непривилегированных… Чтобы была дарована свобода печати – это глас народа Уничтожение препятствий на пути капитализма в виде феодальных порядков:  Абсолютизма  Сословного строя  Внутренних таможенных пошли  Феодального землевладения  Феодальных повинностей Утверждение нового порядка:  Участие народа в управлении государством  Равенство перед законом  Демократические свободы  Равенство в налогообложении В июле 1789 года кризис французской монархии достиг своего апогея. Королевская власть предприняла попытку уничтожить Учредительное собрание - революционный орган. Однако попытка была неудачной. Более того она привела к тому, что враги короля активизировались. В стране вспыхнули антимонархические настроения. Более того 14 июля толпы парижан захватили знаменитую тюрьму Бастилию.
Бастилия
– одна из самых знаменитых тюрем в мире, зловещая темница, от упоминания о которой веками дрожали в страхе и ужасе жители Парижа. Первый камень в ее стены был заложен в 1370 году, в царствование короля Карла V. Закончено строительство, которым руководил судья Юг Обрио и в котором в обязательном порядке участвовали практически все жители Парижа, было в 1382 году. Парадоксально, но факт: Юг Обрио вскоре
и стал ее первым заключенным. Как брали Бастилию Во время восстания в Париже в 1789 году у стен Бастилии 14 июля около 9 часов утра собралась толпа парижан, намеревавшихся захватить находившееся в ней оружие. После полудня восставшие пошли на штурм. Толпа, ворвавшаяся в крепость, не пощадила никого. Коменданта растерзали по дороге к Ратуше. А освобожденных узников с триумфом пронесли на руках по улицам Парижа. Когда Людовику XVI сообщили о взятии Бастилии, он воскликнул: «Но ведь это бунт!» На что ему возразили: «Нет, государь. Это революция!» Власть перешла в руки Учредительного собрания, которое опирается на силу вооруженного народа. Казалось бы, революционные события должны быть остановлены, ведь между королем и собранием установился мир. Мало кто в тот момент полагал, чем это все может закончиться. Ведь это было всего лишь начало пути. Ситуация во Франции становилась все более и более острой. По стране прокатился ряд крестьянских выступлений. Крестьяне отказывались выполнять сеньоральные повинности. Они брали оружие в руки и шли громить поместья своих феодалов. Революционное Учредительное собрание должно было пойти на встречу крестьянам. В августе месяце оно предприняло ряд декретов, по которым отменялись большинство сеньоральных повинностей. Так, та часть французского общества, которая поддерживала корону, в одночасье лишилась своих основных денежных доходов. 26 августа Учредительное собрание приняло знаменитый документ «Декларацию прав человека и гражданина» фактически введение к Конституции.
Выполнить

1. Когда началась революция?
А) 14 июля 1789 года Б) 5 мая 1789 года В) 9 июля 1789 года
2.Какое из перечисленных событий является началом Великой

французской революции?
А) Взятие Бастилии Б) Генеральные штаты провозгласили себя Национальным
собранием В) Провозглашение Учредительного собрания.
3. Какие задачи решала революция?
А) Ликвидация феодальных порядков Б) Взятие Бастилии В) Утверждение абсолютизма 4. Заключение Выводы: Итоги французской революции таковы, что произошел крах старого порядка. Страна вступила в новую эру с демократичным и прогрессивным будущим. Однако многие историки утверждают, что причины французской революции не предполагали такой долгой и кровопролитной трансформации. По мнению Алексиса Токвиля то, к чему привел переворот, случилось бы само собой с течением времени и не повлекло бы такого количества жертв. Другая же часть историков высоко оценивает значимость французской революции, отмечая, что, основываясь на ее примере, Латинская Америка освободилась от колонизации.

Головко Лариса Владимировна

Тема урока «Франция в XVIII веке. Начало Великой Французской революции 1789-1794 гг.» Великая французская революция является одним из ключевых событий в ис­тории XVIII века, во многом предопределив­шим ход развития человечества. Уничтоже­ние старых порядков, разрушение абсолю­тизма, создание условий для развития капи­талистического хозяйства, начало формиро­вания правового государства и гражданского общества - вот далеко не полный перечень того, что привнесло с собой это событие.При разработке урока были учтены требования ФГОС.

ВложениеРазмер
vfr.docx 39.84 КБ
vfr.ppt 2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории для 7-го класса

" Франция в XVIII веке. Причины и начало Великой французской революции 1789-1794гг."

Тип : урок изучения нового материала

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Методы проведения урока: проблемный, частично-поисковый.

Время проведения: 1 академический час (45 минут)

  • выяснить основные причины Великой французской революции, задачи, характер революции;
  • изучить события, связанные с началом революции;
  • совершенствовать навыки работы с историческими источниками;
  • развивать умение анализировать материал, делать логические выводы.
  • устанавливать причинно-следственные связи

Материалы и оборудование : Учебник под редакцией А.Я.Юдовской для 7 класса мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

Вопрос к классу: Что означает понятие "Революция"?"; Парламент «?»; Генеральные штаты «?»; Конституция «?»

Индивидуальный опрос: В какой стране в XVII веке произошла революция, годы, основные этапы.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.

Работа с тетрадью (тема,число)

Тема нашего урока «Франция в XVIII веке. Начало Великой Французской революции 1789-1794 гг.» Великая французская революция является одним из ключевых событий в истории XVIII века, во многом предопределившим ход развития человечества. Уничтожение старых порядков, разрушение абсолютизма, создание условий для развития капиталистического хозяйства, начало формирования правового государства и гражданского общества - вот далеко не полный перечень того, что привнесло с собой это событие.

Слайд 2, приложение
Конкретизация задач урока учениками.

Работа с тетрадью ( проблемный вопрос)

Сегодня на уроке нам предстоит ответить на проблемный вопрос:

1.Как возникла революция случайно или в результате противоречий сложившихся в обществе?

2.Изучить события, послужившие началом революции

3.Выяснить причины революции

4.Сформулировать задачи революции

IV. Этап усвоения новых знаний.

В XVIII веке во главе французского королевства находилась династия Бурбонов - древнейший французский королевский род. Франция являлась абсолютной монархией.

Еще при Людовиге XIV был построен дворцовый комплекс Версаль, куда переехал королевский двор.

Как и в Средневековье, монархия охраняла разделение общества на три сословия: первое – духовенство, второе- дворянство, третье - все остальные слои населения. Первое и второе сословия считались привеллигерованными - они не платили налогов и владели землей. Вместе они составляли 4% населения страны. Самая нелегкая судьба приходилась на долю третьего сословия , не имевшего привилегий.

В 1715 году умер Людовиг XIV, на тот момент его наследнику, будущему королю Людовигу XV было всего 5 лет. Соответственно до1723 года правил регент герцог Орлеанский. Когда юный король достиг совершеннолетия своей правой рукой он сделал кардинала Флери. Кардинал был миролюбивым политиком , но за время правления ему не удалось избежать войн. Таким образом, Франция в это время, вела две войны : с Англией за колониальные владения и континентальную войну получившую название «За Австрийское наследство».

Как вы понимаете, война несет за собой новые финансовые трудности.

С 1774 года на престол вступает Людовиг XVI. (записать в тетрадь) По ряду описаний своеобразный человек - добрый, симпатичный, честный, однако мягкий , что для правителя не было лучшей чертой. При нем принимались законы и тут же отменялись. Власть теряла запас авторитета. Решения часто принимались его женой , дочкой Австрийского императора Марией Антуанеттой .

Ряд крупных экономических реформ проводились под руководством выдающегося финансиста Тюрго.

Однако во Франции в то время случились неурожайные годы. Это привело к отстранению Тюрго от власти. Несколько лет подряд была сильная засуха , урожай погиб на полях, это привело к голоду, что коснулось всего населения . Королевская казна была пуста. Людовигу XVI срочно нужны были деньги.

Задание : Выписать новые понятия из презентации

Король принимает экстренное решение . созвать Генеральные штаты ,чтобы утвердить новые налоги с населения

Генеральные штаты - высшее сословно-представительное учреждение Франции.

5 мая 1789 года открывается заседание Генеральных штатов в Версальском дворце.

Генеральные штаты включали в себя представителей дворян 270 человек, духовенства 291 человек, третье сословие 557 человек. Число депутатов первого и второго сословия приравнено к количеству депутатов третьего сословия. Происходили постоянные споры между сословиями.

17 июня 1789 года ( записать ) депутаты третьего сословия отделяются и объявляют себя представителями всей нации - Национальным собранием.

Национальное собрание - первое учредительное собрание французского народа, организованное депутатами французских Генеральных штатов.

Национальное собрание было поддержано той частью дворян , которые стремились к новым прогрессивным реформам.

9 июля Национальное Собрание объявило себя высшей властью в стране - Учредительным Собранием, которое должно решить ,как будет дальше складываться судьба Франции. Это событие считается началом Великой Французской революции.

Проверка какие новые понятия выписали ( Национальное собрание, Учредительное собрание).

V.Этап выявления причин революции

Что же послужило причиной к началу революции?

Нужно отметить , что причин было несколько. Давайте рассмотрим что происходило в промышленности и торговле.

Откройте учебник стр.228.

Задание : Прочтите текст «Подъем в промышленности. Торговля », Найдите в нем характеристику как развивалась промышленность и торговля ?

Заслушиваются ответы учащихся:

В стране наблюдался подъем промышленного производства, увеличилось число мануфактур, королевская власть поощряла строительство крупных мануфактур. Торговля развивалась. Франция имела торговый флот, вела международную торговлю. В стране развивались капиталистические отношения .

Но еще сохранялся и мешал развитию старый порядок.

Учащимся предлагаются отрывки из документов и задание :

Подчеркнуть в тексте повинности которые, были препятствием для развития новых капиталистических отношений.

1.Из работы А.Рамбо "История Французской революции"

«Дворяне пользовались правами господ: всякий раз, когда земля переходила от одного владельца к другому, уплачивался особый налог , достигавший обычно шестой части продажной цены участка. Затем господину платился ценз - постоянная ежегодная рента.

К этому надо добавить господски й оброк , который в некоторых случаях удваивал ценз; барщину, отнимавшую у земледельца 52 дня в году ; дорожные пошлины на мостах, дорогах, рынках; помещичьи монополии , обязывавшие мелких собственников за особую плату пользоваться виноградными прессами, мельницами и печами, устроенными господином ; право господина иметь голубятни , что отдавало в жертву голубям крестьянские посевы.

Это были лишь обычные повинности, но существовало немало и других…»

2.Из письма Д.И.Фонвизина графу П.И.Панину о положении во Франции

« Налоги, частые и тяжкие, служат одному обогащению ненасытных начальников; никто не смеет слова молвить против сих угнетений . Франция вся на откупу. Невозможно выехать на несколько шагов от Парижа, чтоб, воротясь, не быть остановленным таможней. Почти за все ввозимое в город платится столько пошлины , сколько сама вещь стоит».

Учащиеся предлагают свои варианты социально-экономических причин революции во Франции, учитель корректирует их. В ходе беседы уточняются моменты:

I.Социально-экономические причины революции.

Противоречие между развитием капитализма и препятствиями на его пути в виде:

  • Высоких налогов
  • Феодальных повинностей
  • Цеховых порядков
  • Внутренних пошлин
  • Монополии на производство и продажу продукции

II .Но причины были и социально-политического характера

Короли на протяжении XVIII века старались потихоньку поддерживать представителей третьего сословия – буржуазию. Это было хорошо для городских жителей, однако в свою очередь затрагивало интересы дворянства. Дворяне были не довольны, они постоянно жаловались королю. Король оказался как бы между двух огней. Если он принимал закон нужный для буржуазии это вызывало недовольство дворянства, с другой стороны сделав что-то нужное дворянам , он усиливал либеральную оппозицию в городах.

Таким образом , королевская власть ,была невыгодно представлена перед обоими сословиями, вне зависимости ,что она на самом деле делала.

Кризис абсолютной монархии.

Сословный строй и сословные привилегии .

Задание. Какие задачи должна была решить начинающаяся революция?

Проанализируем отрывки из документа: наказы депутатам

Поставьте букву в конце предложения (записать на доске)

Л ( Ликвидация феодальных порядков. )

У (Утверждение нового порядка. )

«Из наказов купечества города Труа депутатам Генеральных штатов»

Чтобы был запрещён ввоз иностранных товаров , за исключением тех, которые являются сырьём и не производятся во Франции…

Чтобы все таможни были отодвинуты к границам , чтобы были отменены все сборы за провоз товаров и другие платежи без всякого исключения…

Чтобы всякие привилегии на исключительное право торговли были уничтожены…

Чтобы свобода граждан впредь не нарушалась вследствие злоупотребления королевскими указами об аресте.

Чтобы министры были ответственны перед нацией , представленной в Генеральных штатах…

Чтобы ни один налог не мог быть установлен без согласия нации.

Чтобы была введена поземельная подать , являющаяся самым справедливым налогом.

Чтобы все без исключения церковные и дворянские владения облагались налогом в том же размере, как земли непривилегированных …

Чтобы была дарована свобода печати – это глас народа

Ученики формулируют задачи революции.

Учитель предлагает сверить варианты .

Слайд 14, приложение
Уничтожение препятствий на пути капитализма в виде феодальных порядков:

  • Абсолютизма
  • Сословного строя
  • Внутренних таможенных пошли
  • Феодального землевладения
  • Феодальных повинностей

Утверждение нового порядка:

  • Участие народа в управлении государством
  • Равенство перед законом
  • Демократические свободы
  • Равенство в налогообложении

В июле 1789 года кризис французской монархии достиг своего апогея. Королевская власть предприняла попытку уничтожить Учредительное собрание - революционный орган. Однако попытка была неудачной. Более того она привела к тому, что враги короля активизировались. В стране вспыхнули антимонархические настроения.

Слайд 15, приложение
Более того 14 июля толпы парижан захватили знаменитую тюрьму Бастилию. Сообщение о взятии Бастилии (заранее подготовленное учеником)

Бастилия – одна из самых знаменитых тюрем в мире, зловещая темница, от упоминания о которой веками дрожали в страхе и ужасе жители Парижа. Первый камень в ее стены был заложен в 1370 году, в царствование короля Карла V. Закончено строительство, которым руководил судья Юг Обрио и в котором в обязательном порядке участвовали практически все жители Парижа, было в 1382 году. Парадоксально, но факт: Юг Обрио вскоре и стал ее первым заключенным.

Слайд 16, приложение
Как брали Бастилию ( заранее подготовленное сообщение)

Во время восстания в Париже в 1789 году у стен Бастилии 14 июля около 9 часов утра собралась толпа парижан, намеревавшихся захватить находившееся в ней оружие. После полудня восставшие пошли на штурм.
Толпа, ворвавшаяся в крепость, не пощадила никого . Коменданта растерзали по дороге к Ратуше. А освобожденных узников с триумфом пронесли на руках по улицам Парижа.

Слайд 17, приложение

Когда Людовику XVI сообщили о взятии Бастилии, он воскликнул: «Но ведь это бунт!» На что ему возразили: «Нет, государь. Это революция!»
Власть перешла в руки Учредительного собрания, которое опирается на силу вооруженного народа.

Казалось бы революционные события должны быть остановлены , ведь между королем и собранием установился мир.

Мало кто в тот момент полагал, чем это все может закончиться. Ведь это было всего лишь начало пути.

Ситуация во Франции становилась все более и более острой. По стране прокатился ряд крестьянских выступлений. Крестьяне отказывались выполнять сеньоральные повинности. Они брали оружие в руки и шли громить поместья своих феодалов. Революционное Учредительное собрание должно было пойти на встречу крестьянам.

В августе месяце оно предприняло ряд декретов по которым отменялись большинство сеньоральных повинностей. Так ,та часть французского общества, которая поддерживала корону, в одночасье лишилась своих основных денежных доходов.

26 августа Учредительное собрание приняло знаменитый документ «Декларацию прав человека и гражданина» ( записать в тетрадь) фактически введение к Конституции.
Следующие события революции мы рассмотрим на другом уроке. А сейчас давайте подведем итоги.

VI. Этап закрепления новых знаний и подведение итогов урока.
Давайте обратимся к вопросу, который звучал в начале урока.

Как возникла революция случайно или в результате противоречий?
Приведите не менее двух аргументов.
Заслушивается ответ.
Выполнить
Тест
1. Когда началась революция

А) 14 июля 1789 года
Б) 5 мая 1789 года
В) 9 июля 1789 года

2.Какое из перечисленных событий является началом Великой французской революции

А) Взятие Бастилии
Б) Генеральные штаты провозгласили себя Национальным
собранием
В) Провозглашение Учредительного собрания.

3. Какие задачи решала революция

А) Ликвидация феодальных порядков
Б) Взятие Бастилии
В) Утверждение абсолютизма

VII. Этап информации о домашнем задании.

Домашнее задание :Параграф 25 ,стр. 238, вопрос №2,составить рассказ « Жизнь французского крестьянина» (письменно в тетрадь)

Открытый урок по истории для 7-го класса

" Франция в XVIII веке. Причины и начало Великой французской революции 1789-1794гг."

Тип : урок изучения нового материала

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Методы проведения урока: проблемный, частично-поисковый.

Время проведения: 1 академический час (45 минут)

выяснить основные причины Великой французской революции, задачи, характер революции;

изучить события, связанные с началом революции;

совершенствовать навыки работы с историческими источниками;

развивать умение анализировать материал, делать логические выводы.

устанавливать причинно-следственные связи

Материалы и оборудование : Учебник под редакцией А.Я.Юдовской для 7 класса мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

I. Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания

Вопрос к классу: Что означает понятие "Революция"?"; Парламент «?»; Генеральные штаты «?»; Конституция «?»

Индивидуальный опрос: В какой стране в XVII веке произошла революция, годы, основные этапы.

I II . Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.

Работа с тетрадью (тема,число)

Актуализация знаний.

Тема нашего урока «Франция в XVIII веке. Начало Великой Французской революции 1789-1794 гг.» Великая французская революция является одним из ключевых событий в истории XVIII века, во многом предопределившим ход развития человечества. Уничтожение старых порядков, разрушение абсолютизма, создание условий для развития капиталистического хозяйства, начало формирования правового государства и гражданского общества - вот далеко не полный перечень того, что привнесло с собой это событие.

Слайд 2, приложение
Конкретизация задач урока учениками.

Работа с тетрадью ( проблемный вопрос)

Сегодня на уроке нам предстоит ответить на проблемный вопрос:

1.Как возникла революция случайно или в результате противоречий сложившихся в обществе?

2.Изучить события, послужившие началом революции

3.Выяснить причины революции

4.Сформулировать задачи революции

IV . Этап усвоения новых знаний.

Новый материал.

В XVIII веке во главе французского королевства находилась династия Бурбонов - древнейший французский королевский род. Франция являлась абсолютной монархией.

Еще при Людовиге XIV был построен дворцовый комплекс Версаль, куда переехал королевский двор.

Как и в Средневековье, монархия охраняла разделение общества на три сословия: первое – духовенство, второе- дворянство, третье - все остальные слои населения. Первое и второе сословия считались привеллигерованными - они не платили налогов и владели землей. Вместе они составляли 4% населения страны. Самая нелегкая судьба приходилась на долю третьего сословия , не имевшего привилегий.

В 1715 году умер Людовиг XIV , на тот момент его наследнику, будущему королю Людовигу XV было всего 5 лет. Соответственно до1723 года правил регент герцог Орлеанский. Когда юный король достиг совершеннолетия своей правой рукой он сделал кардинала Флери. Кардинал был миролюбивым политиком , но за время правления ему не удалось избежать войн. Таким образом, Франция в это время, вела две войны : с Англией за колониальные владения и континентальную войну получившую название «За Австрийское наследство».

Как вы понимаете, война несет за собой новые финансовые трудности.

С 1774 года на престол вступает Людовиг XVI . (записать в тетрадь) По ряду описаний своеобразный человек - добрый, симпатичный, честный, однако мягкий , что для правителя не было лучшей чертой. При нем принимались законы и тут же отменялись. Власть теряла запас авторитета. Решения часто принимались его женой , дочкой Австрийского императора Марией Антуанеттой .

Ряд крупных экономических реформ проводились под руководством выдающегося финансиста Тюрго.

Однако во Франции в то время случились неурожайные годы. Это привело к отстранению Тюрго от власти. Несколько лет подряд была сильная засуха , урожай погиб на полях, это привело к голоду, что коснулось всего населения . Королевская казна была пуста. Людовигу XVI срочно нужны были деньги.

Задание : Выписать новые понятия из презентации

Король принимает экстренное решение . созвать Генеральные штаты ,чтобы утвердить новые налоги с населения

Генеральные штаты - высшее сословно-представительное учреждение Франции.

5 мая 1789 года открывается заседание Генеральных штатов в Версальском дворце.

Генеральные штаты включали в себя представителей дворян 270 человек, духовенства 291 человек, третье сословие 557 человек. Число депутатов первого и второго сословия приравнено к количеству депутатов третьего сословия. Происходили постоянные споры между сословиями.

17 июня 1789 года ( записать ) депутаты третьего сословия отделяются и объявляют себя представителями всей нации - Национальным собранием.

Национальное собрание - первое учредительное собрание французского народа, организованное депутатами французских Генеральных штатов.

Национальное собрание было поддержано той частью дворян , которые стремились к новым прогрессивным реформам.

9 июля Национальное Собрание объявило себя высшей властью в стране - Учредительным Собранием, которое должно решить ,как будет дальше складываться судьба Франции. Это событие считается началом Великой Французской революции.

Проверка какие новые понятия выписали ( Национальное собрание, Учредительное собрание).

V .Этап выявления причин революции

Что же послужило причиной к началу революции?

Нужно отметить , что причин было несколько. Давайте рассмотрим что происходило в промышленности и торговле.

Откройте учебник стр.228.

Задание : Прочтите текст «Подъем в промышленности. Торговля », Найдите в нем характеристику как развивалась промышленность и торговля ?

Заслушиваются ответы учащихся:

В стране наблюдался подъем промышленного производства, увеличилось число мануфактур, королевская власть поощряла строительство крупных мануфактур. Торговля развивалась. Франция имела торговый флот, вела международную торговлю. В стране развивались капиталистические отношения .

Но еще сохранялся и мешал развитию старый порядок.

Учащимся предлагаются отрывки из документов и задание :

Подчеркнуть в тексте повинности которые, были препятствием для развития новых капиталистических отношений.

1.Из работы А.Рамбо "История Французской революции"

«Дворяне пользовались правами господ: всякий раз, когда земля переходила от одного владельца к другому, уплачивался особый налог , достигавший обычно шестой части продажной цены участка. Затем господину платился ценз - постоянная ежегодная рента.

К этому надо добавить господски й оброк , который в некоторых случаях удваивал ценз; барщину, отнимавшую у земледельца 52 дня в году ; дорожные пошлины на мостах, дорогах, рынках; помещичьи монополии , обязывавшие мелких собственников за особую плату пользоваться виноградными прессами, мельницами и печами, устроенными господином ; право господина иметь голубятни , что отдавало в жертву голубям крестьянские посевы.

Это были лишь обычные повинности, но существовало немало и других…»

2.Из письма Д.И.Фонвизина графу П.И.Панину о положении во Франции

« Налоги, частые и тяжкие, служат одному обогащению ненасытных начальников; никто не смеет слова молвить против сих угнетений . Франция вся на откупу. Невозможно выехать на несколько шагов от Парижа, чтоб, воротясь, не быть остановленным таможней. Почти за все ввозимое в город платится столько пошлины , сколько сама вещь стоит».

Учащиеся предлагают свои варианты социально-экономических причин революции во Франции, учитель корректирует их. В ходе беседы уточняются моменты:

I .Социально-экономические причины революции.

Противоречие между развитием капитализма и препятствиями на его пути в виде:

Монополии на производство и продажу продукции

II .Но причины были и социально-политического характера

Короли на протяжении XVIII века старались потихоньку поддерживать представителей третьего сословия – буржуазию. Это было хорошо для городских жителей, однако в свою очередь затрагивало интересы дворянства. Дворяне были не довольны, они постоянно жаловались королю. Король оказался как бы между двух огней. Если он принимал закон нужный для буржуазии это вызывало недовольство дворянства, с другой стороны сделав что-то нужное дворянам , он усиливал либеральную оппозицию в городах.

Таким образом , королевская власть ,была невыгодно представлена перед обоими сословиями, вне зависимости ,что она на самом деле делала.

Кризис абсолютной монархии.

Сословный строй и сословные привилегии .

Задание. Какие задачи должна была решить начинающаяся революция?

Проанализируем отрывки из документа: наказы депутатам

Поставьте букву в конце предложения (записать на доске)

Л ( Ликвидация феодальных порядков. )

У (Утверждение нового порядка. )

«Из наказов купечества города Труа депутатам Генеральных штатов»

Чтобы был запрещён ввоз иностранных товаров , за исключением тех, которые являются сырьём и не производятся во Франции…

Чтобы все таможни были отодвинуты к границам , чтобы были отменены все сборы за провоз товаров и другие платежи без всякого исключения…

Чтобы всякие привилегии на исключительное право торговли были уничтожены…

Чтобы свобода граждан впредь не нарушалась вследствие злоупотребления королевскими указами об аресте.

Чтобы министры были ответственны перед нацией , представленной в Генеральных штатах…

Чтобы ни один налог не мог быть установлен без согласия нации.

Чтобы была введена поземельная подать , являющаяся самым справедливым налогом.

Чтобы все без исключения церковные и дворянские владения облагались налогом в том же размере, как земли непривилегированных

Чтобы была дарована свобода печати – это глас народа

Ученики формулируют задачи революции.

Учитель предлагает сверить варианты .

Слайд 14, приложение
Уничтожение препятствий на пути капитализма в виде феодальных порядков:

Внутренних таможенных пошли

Утверждение нового порядка:

Участие народа в управлении государством

Равенство перед законом

Равенство в налогообложении

В июле 1789 года кризис французской монархии достиг своего апогея. Королевская власть предприняла попытку уничтожить Учредительное собрание - революционный орган. Однако попытка была неудачной. Более того она привела к тому, что враги короля активизировались. В стране вспыхнули антимонархические настроения.

Слайд 15, приложение
Более того 14 июля толпы парижан захватили знаменитую тюрьму Бастилию. Сообщение о взятии Бастилии (заранее подготовленное учеником)

Бастилия – одна из самых знаменитых тюрем в мире, зловещая темница, от упоминания о которой веками дрожали в страхе и ужасе жители Парижа. Первый камень в ее стены был заложен в 1370 году, в царствование короля Карла V . Закончено строительство, которым руководил судья Юг Обрио и в котором в обязательном порядке участвовали практически все жители Парижа, было в 1382 году. Парадоксально, но факт: Юг Обрио вскоре и стал ее первым заключенным.

Слайд 16, приложение
Как брали Бастилию ( заранее подготовленное сообщение)

Во время восстания в Париже в 1789 году у стен Бастилии 14 июля около 9 часов утра собралась толпа парижан, намеревавшихся захватить находившееся в ней оружие. После полудня восставшие пошли на штурм.
Толпа, ворвавшаяся в крепость, не пощадила никого . Коменданта растерзали по дороге к Ратуше. А освобожденных узников с триумфом пронесли на руках по улицам Парижа.

Слайд 17, приложение

Когда Людовику XVI сообщили о взятии Бастилии, он воскликнул: «Но ведь это бунт!» На что ему возразили: «Нет, государь. Это революция!»
Власть перешла в руки Учредительного собрания, которое опирается на силу вооруженного народа.

Казалось бы революционные события должны быть остановлены , ведь между королем и собранием установился мир.

Мало кто в тот момент полагал, чем это все может закончиться. Ведь это было всего лишь начало пути.

Ситуация во Франции становилась все более и более острой. По стране прокатился ряд крестьянских выступлений. Крестьяне отказывались выполнять сеньоральные повинности. Они брали оружие в руки и шли громить поместья своих феодалов. Революционное Учредительное собрание должно было пойти на встречу крестьянам.

В августе месяце оно предприняло ряд декретов по которым отменялись большинство сеньоральных повинностей. Так ,та часть французского общества, которая поддерживала корону, в одночасье лишилась своих основных денежных доходов.

26 августа Учредительное собрание приняло знаменитый документ «Декларацию прав человека и гражданина» ( записать в тетрадь) фактически введение к Конституции.
Следующие события революции мы рассмотрим на другом уроке. А сейчас давайте подведем итоги.

V I . Этап закрепления новых знаний и подведение итогов урока.
Давайте обратимся к вопросу, который звучал в начале урока.

Как возникла революция случайно или в результате противоречий?
Приведите не менее двух аргументов.
Заслушивается ответ.
Выполнить
Тест
1. Когда началась революция

А) 14 июля 1789 года
Б) 5 мая 1789 года
В) 9 июля 1789 года

2.Какое из перечисленных событий является началом Великой французской революции

А) Взятие Бастилии
Б) Генеральные штаты провозгласили себя Национальным
собранием
В) Провозглашение Учредительного собрания.

3. Какие задачи решала революция

А) Ликвидация феодальных порядков
Б) Взятие Бастилии
В) Утверждение абсолютизма

V II . Этап информации о домашнем задании.

Домашнее задание :Параграф 25 ,стр. 238, вопрос №2,составить рассказ « Жизнь французского крестьянина» (письменно в тетрадь)

Отмена крепостного права давно назревала. Но провернуть её в одночасье было нельзя. Требовалось учитывать интересы не только крестьян, но и, конечно, помещиков.

Освобождение крестьян: можно ли угодить всем?

В последний год правления императора Николая I проблемы с недовольством крестьянства уже невозможно было скрывать. Народ отчаянно рвался к свободе, хотя и не особо понимал, что с ней делать. Но порыв был настолько мощным, что крестьяне хватались за любую возможность сбросить с себя оковы рабства.

Например, в 1854 году прошёл слух, что крестьяне, вступившие в морское ополчение, получали свободу. И самые смелые решили попытать счастья. Сразу в нескольких губерниях произошли масштабные волнения. Народ бросал дома и хозяйства, чтобы вступить в ополчение. Только в июне в Москве и её окрестностях жандармы задержали около 1 тыс. крестьян из разных губерний.

В следующие 2 года ситуация продолжала ухудшаться. В стране рождались новые слухи, что за те или иные действия крестьяне могут обрести свободу. И люди верили. Помещики были в ярости и требовали от власти решить проблему. Власть же просто боялась. Высшие слои общества понимали: кризис сам собой «не рассосётся», нужны масштабные и болезненные реформы. И это пугало. Но ещё больше пугала перспектива полноценного крестьянского восстания.

Александр II.jpg

Император Александр II оказался между Сциллой и Харибдой. От него требовалось провернуть реформу таким образом, чтобы довольными остались и помещики, и крестьяне. Любопытно то, что сам государь, в отличие от отца, являлся приверженцем консерватизма и ему не хотелось что-либо менять. Но ситуация в стране, напоминавшая пороховую бочку, вынудила императора пересмотреть свои взгляды.

В конце марта 1856 года Александр II выступил с речью перед московскими помещиками. Правда, слова государя дворян не успокоили, а наоборот, лишь подтвердили их опасения. Император заявил, что он не хочет отменять крепостное право, но обстоятельства превыше. А значит, реформа нужна.

Но рвать с места в карьер Александр II не спешил. Он занял выжидательную позицию, наблюдая за развитием событий. И лишь в начале января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет из 11 человек, которому поручили заняться проработкой крестьянского вопроса.

Рескрипт Назимову: в поисках идеального варианта

Одним из главных деятелей крестьянского вопроса являлся генерал от инфантерии Яков Иванович Ростовцев. В апреле 1857 года он представил записку, в которой подробно изложил видение решения проблемы. Яков Иванович призывал к отмене крепостного права, ведь «человек не должен быть вещью». Он был уверен, что освобождать крестьян без земли было нельзя. Да и с небольшим участком тоже. Но в то же время безвозмездная передача им земли грозила разорить помещиков. И поэтому был необходим выкуп. В качестве варианта реформы Ростовцев предложил взять за основу проект помещика из Полтавы Позена. В нём предлагалось постепенное освобождение крестьян.

Портрет Я.И. Ростовцева.jpg


Что касается Позена, то он предлагал постепенно переводить крестьян в «свободные хлебопашцы» и категорию «обязанных». В первом случае крестьянам необходимо было выделить ссуду на длительный срок для выплаты помещику. Во втором — помещик мог взять у государства кредит, равный стоимости земли, которую отдал крестьянам. По мнению Позена, такой вариант мог бы наиболее безболезненно подготовить и помещиков, и крестьян к изменению жизненного уклада. Ростовцев был полностью с этим согласен: «Следственно, самая необходимость указывает на меры переходные. То есть крепостных следует подготавливать к свободе постепенно, не усиливая в них желания освобождения, но открывая все возможные для них пути».

Таким образом, Яков Иванович предлагал первым делом смягчить крепостное право. Уже этот шаг смог бы успокоить крестьянство и показать ему, что власть беспокоится о народе. Затем взяться за их перевод в «свободные хлебопашцы» и обязанные. Крестьяне получали свободу касаемо собственности и семейного быта. По мнению Ростовцева, два этих шага смогли бы ослабить напряжение. Мнимой свободы крестьянам хватило бы на длительный срок, пока они не дозрели бы до полного освобождения. И лишь после этого следовало переходить к третьему шагу — ликвидации крепостного права.

Князь Павел Павлович Гагарин, входящий в Секретный комитет, также представил своё видение разрешения проблемы. Он был уверен, что освобождать крестьян вместе с землёй нельзя. Это могло бы привести к серьёзному кризису сельского хозяйства.

Поучаствовал в разработке реформы и товарищ министра внутренних дел Алексей Ираклиевич Лёвшин. Он считал, что освобождать крестьян по «английскому образцу» (без земли) нельзя. Но нельзя им было и выдавать полный надел земли. Поскольку тогда крестьянам не будет смысла работать на помещиков, или же их работа будет стоить баснословных денег. И в таком случае сельское хозяйство ждёт упадок. Левшин предложил оставить за крестьянами усадьбы. Это не позволило бы помещикам выгнать их, а крестьян вынудило бы работать. Они стали бы полностью зависимыми друг от друга. При этом усадьбы должны были отдаваться за выкуп, а не бесплатно. И лишь спустя какое-то время можно было предоставить крестьянству право на выкуп земли, использовав кредиты. Также Левшин считал, что начинать реформу нужно в западных губерниях. Акцент сделать на тех, что граничат с европейскими государствами, где с крепостничеством уже распрощались.

Сергеи Степанович Ланскои.jpg

Ознакомившись с многочисленными записками, министр внутренних дел и член Секретного комитета Сергей Степанович Ланской представил проект будущей реформы 26 июля 1857 года. Также он предложил образовать в каждой из губерний дворянские комитеты, которые имели бы право вносить в проект правки. Александр II принял программу и узаконил её в рескрипте на имя генерал-губернатора Назимова 20 ноября 1857 года.

Итак, в первоначальном варианте рескрипт Назимову предполагал ликвидацию личной зависимости крестьян от помещиков, но последние сохраняли в своей собственности землю. Тем не менее крестьянам всё же выделялась земля, но не бесплатно. За неё необходимо было или выплатить оброк, или же отбыть барщину. Также спустя какое-то время предполагался выкуп усадеб. На ликвидацию зависимости одного сословия от другого отводилось 10 лет. В обсуждении реформы должны были участвовать губернский предводитель дворянства, выборный представитель дворянства от каждого уезда, два влиятельных и уважаемых помещика и другие. Этот рескрипт был отправлен всем губернаторам Российской империи.

Крепостное право как способ сохранить привычный уклад жизни

Рескрипт Назимову ошеломил российское дворянство. А затем ещё Министерство внутренних дел прислало циркуляр с похожим содержанием. А пока дворяне обсуждали грядущие перемены, Секретный комитет превратился в Главный комитет по крестьянскому вопросу. И ему стали подчиняться появившиеся в 1858 году губернские комитеты. Выбора, по факту, у помещиков не было. И они включились в работу по реформе. Но настрой у дворян был самый негативный. Подавляющее большинство крайне резко реагировало не только на самую идею отмены крепостного права, но и даже на его смягчение.

Но всё же были среди помещиков и те, кто понимал необходимость реформы. В первую очередь, это были люди, которые уже влились в новую структуру капиталистических отношений. И для них освобождение крестьян являлось даже выгодным. А вот ярыми противниками были помещики, скажем так, «старого образца». Они до последнего пытались сохранить привычный уклад жизни, в котором не находилось места для рыночных отношений. Мелкопоместное дворянство и феодальная знать выступали против перехода страны на капиталистические рельсы. Но власть проявила жёсткость, поскольку у неё не было выбора.

После многочисленных обсуждений и представлений проектов, которые сводились лишь к количеству уступок крестьянству, появилась новая программа реформы. Базировалась она, естественно, на рескрипте Назимову. Программа не подразумевала полную отмену крепостного права, а лишь его смягчение. Когда новость об этом разлетелась по стране, начались крестьянские волнения. Народ посчитал, что его хотят сделать свободным без земли.

imgonline-com-ua-CompressBySize-X8HyQ9QcwhzDpTU.jpg

4 декабря 1858 года Александр II утвердил программу реформы. В ней говорилось о получении крестьянами личной свободы, об их обеспечении наделами земли с правом выкупа. Также утверждалось и переходное состояние. Но всё равно о полной готовности документа говорить было рано.

Последовали очередные споры. Обстановка накалилась. Причём главными противниками стали власть и дворянство. Помещики по-прежнему не желали идти на уступки и старательно тормозили реформу. Во время ожесточённых споров умер Ростовцев. Его пост председателя Редакционных комиссий отошёл к графу Виктору Никитичу Панину. В отличие от Ростовцева, Панин придерживался консервативных взглядов и не являлся сторонником полной отмены крепостного права. И поэтому он внёс в проект свои правки, отразив мнение помещиков. А именно: Виктор Никитич уменьшил размеры наделов для крестьян, заодно увеличив повинности.

Папин и редакционные комиссии завершили работу над реформой в октябре 1860 года. Они представили 5 проектов, а все их труды заняли 35 печатных томов. В общей сложности комиссии подробно рассмотрели более 80 проектов, представленных губернскими комитетами.

После очередных затянувшихся обсуждений Александр II всё же подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Произошло это 19 февраля 1861 года.

Читайте также: