Постоянные жители афин которые за право жить в афинах должны были платить налог в казну

Опубликовано: 11.05.2024

В результате греко-персидских войн Афины стали сильнейшим государством Восточного Средиземноморья. Создается Афинская держава, которая властвовала над островами Эгейского моря и его побережьями.

Афины превратились в богатейшее государство Греции. В их распоряжении находились две казны: 1) морского союза (пополнялась за счет взносов союзных государств); 2) Афинского государства (пополнялась за счет торговых пошлин, налога на переселенцев за право жительства в Афинах, эксплуатации рабов на государственных рудниках и соляных промыслах).

Население Аттики делилось на три группы, различавшиеся по своему правовому положению: граждане, переселенцы, рабы. Всей полнотой прав пользовались только граждане, составлявшие меньшинство по отношению к двум другим группам. Граждане обладали политическими (участие в управлении государством) и экономическими (отсутствие прямых налогов, оплата выборных должностей, плата за службу на военных кораблях, денежные раздачи) привилегиями. Экономические привилегии граждан обеспечивались за счет эксплуатации рабов и переселенцев, грабежа союзников и были возможны благодаря сильному флоту и армии. Поэтому все граждане, в том числе и небогатые, были заинтересованы в укреплении Афинского государства.

Сложность изучения государственного строя Афин состоит в том, что в Афинах сословные различия не полностью совпадали с различиями классовыми (см. выше, стр. 30). Государство выражало здесь интересы гражданского коллектива, в который входили:

1) крупные рабовладельцы; 2) крестьяне и ремесленники, обладавшие мелкой собственностью; 3) городская беднота, жившая в основном за счет своего труда. В то же время среди неполноправных переселенцев были торговцы и ростовщики, владевшие значительным имуществом и рабами.

Раскрывается противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения; с другой - демос, стоявший у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам.

УРОК 2. МОГУЩЕСТВО И БОГАТСТВО АФИН В СЕРЕДИНЕ V ВЕКА ДО Н. Э.

Урок может быть начат с изучения нового материала.

Другой вариант: Б 1-3.

Вопросы и задания:

Б. 1. Рассмотрите схему на стр. 138 и расскажите: а) как в Греции люди становились рабами; б) какие работы выполняли рабы. 2. Как и почему греки наказывали рабов? 3. Как рабы боролись с рабовладельцами?

1. Рост могущества и богатства Афин.

2. Граждане и негражданское население Афин.

В начале изложения целесообразно указать на главную мысль урока: в середине V в. до н. э. Афины превратились в самое богатое греческое государство. Выросло и военное могущество Афин: оно заключалось в обладании сильнейшим флотом.

Повторение по вопросам: Вспомните, с какими целями был создан союз приморских государств. Что он собой представлял? Как пополнялась его казна? Где хранилась?

1. Война с персами близилась к победному концу. Морской союз не был больше нужен, к тому же участие в нем было обременительно: в его казну приходилось делать большие взносы. Многие государства захотели выйти из союза, но это им не удалось. Афиняне силой заставляли более слабые государства оставаться в союзе, вмешивались в их внутренние дела, смещали неугодных правителей. Союзную казну афиняне перевезли в Афины и стали распоряжаться ею как своей собственной. Этот поступок афиняне объяснили тем, что на Делос может напасть персидский флот. Однако было ясно, что ослабленные войной персы не отважатся на такое нападение. Афинское государство угнетало союзников и грабило их, но ссориться с Афинами было опасно: афинский флот насчитывал около 400 боевых кораблей, он господствовал на всем Эгейском море. Когда, например, греческий остров Фасос, жители которого владели золотыми рудниками и отличными гаванями, заявил о выходе из союза, афинские войска высадились на острове, срыли его укрепления, расправились с непокорными. Для Фасоса размер взноса в союзную казну был увеличен.

Афиняне стали хозяевами на Эгейском море и подчинили себе десятки небольших греческих государств на островах и побережьях.

Характеристику Пирея - крупнейшего в V в. до н. э. порта в Восточном Средиземноморье - можно начать с рассмотрения меловой картосхемы (целесообразно начертить ее на доске до урока - пособие, рис. 25). Учитель показывает на схеме Афины, Пирейский полуостров, три его бухты, Фалерский залив и предлагает задание: «Долгое время афиняне использовали в качестве гавани не пирейские заливы, а Фалерский - он ближе расположен к городу. Когда значение моря в жизни Афин возросло, порт перенесли на Пирейский полуостров. Подумайте, чем это можно объяснить». Дополнительные вопросы: 1. Чем отличаются три пирейские бухты от Фалерской по своей форме? (Чем они удобнее?) 2. Вспомните, что представляли собой древнегреческие корабли. Предположите, как чувствовали себя экипажи таких кораблей в Фалерской бухте и в бухтах Пирея: а) в непогоду; б) во время войны (например, ночью, когда ожидается нападение вражеского флота).

Рис. 25. Порт Пирей и его гавани: 1. Мунихий; 2. Зея; 3. Кантар. Меловой рисунок

Рис. 25. Порт Пирей и его гавани: 1. Мунихий; 2. Зея; 3. Кантар. Меловой рисунок

Обобщая ответы, учитель говорит, что пирейские бухты закрытые, они прекрасно защищены от волн и ветров. Афиняне еще больше сузили входы в бухты, построив по обеим сторонам входов каменные насыпи. Гавани стали совершенно безопасными в шторм и непогоду. На ночь входы запирались цепями, чтобы предотвратить вторжение вражеских кораблей.

Военные корабли стояли во всех пирейских гаванях, но главной военно-морской базой Афин стала Зея. В эту гавань чужеземцам вход был запрещен. Каменная стена защищала гавань и военный флот от пожара и от любопытных глаз. Вдоль берега находились доки - большие помещения, нависавшие над водой. Триеру вводили в док, подвешивали на канатах и просушивали, чтобы она не гнила. Мастера смолили и конопатили корабли. Рядом находились склады, где хранились весла и мачты, деревянные рули, железные цепи и якоря.

На Пирейском полуострове возник целый город, не похожий на Афины. Пирей имел широкие и ровные улицы, пересекающиеся под прямым углом. В городе было много гостиниц для приезжих. Богатые афиняне стремились иметь дом в Пирее, где бы они могли принимать чужеземных купцов (См.: Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961, с. 90 и след). Пирей превратился в торговый центр Афинского государства.

Учитель называет один из источников пополнения казны Афинского государства: купцы перед разгрузкой корабля в. Пи-рее платили пошлину за право торговли.

Задание по картине К. Савкевича «Афинская гавань Пирей» (или цвета, рис. 13): «Вы находитесь в главной торговой гавани Афин. Что вы там видите?»

Учащиеся нередко лишь перечисляют без определенного плана детали картины. Поэтому учитель руководит описанием Пи-рея: «Найдите корабль, находящийся под разгрузкой. Опишите его. (Как он выглядит? Есть ли у него весла? Какие греческие корабли имели весла?) Какие товары привезли в Аттику? Предположите, чем наполнены тяжелые мешки. Объясните, почему зерно было важнейшим товаром, ввозившимся в Аттику. Предположите, откуда пришел корабль с зерном. Какой «живой товар» он привез? Найдите корабль под погрузкой. Чем заполняют его трюм? Где и как изготовлены расписные вазы, вывозившиеся из Афин? Предположите, чем наполнены остродонные сосуды - амфоры».

Обобщая ответы, учитель говорит, что на картине показан только один уголок большого и шумного порта. Обращается внимание на доки, где ремонтируют корабли, на Длинные стены, защищавшие дорогу в Афины. Морская торговля обогащала Афинское государство. Поэтому военный флот энергично боролся с морскими разбойниками: Эгейское и Черное моря стали свободными от пиратов.

Огромные доходы получала афинская казна от серебряных рудников на юге Аттики. Они принадлежали государству и сдавались в аренду богатым людям на два-три года. О труде рабов в рудниках учащиеся могут узнать путем чтения вслух учебника (§ 34, п. 3).

Беседа по вопросам: Кого и почему называли «хозяевами моря»? На каком море хозяйничал афинский флот? Какие две казны находились в распоряжении афинян? Как пополнялась каждая из них?

2. Учитель предлагает подумать над тем, какой части населения Аттики было выгодно богатство и могущество Афин. Не требуя немедленного ответа, он предлагает рассмотреть вопрос в ходе беседы. Желательно составить на доске схему.

Учитель напоминает, что подобная схема составлялась на уроке, посвященном реформам Солона. Новая схема отразит изменения в составе населения за прошедшие 150 лет. Написав рабы-чужеземцы и свободные люди, учитель говорит: «1. Предположите, было ли выгодно рабам богатство и могущество Афин. 2. Вспомните, на какие две группы делилось свободное население Аттики во времена Солона. (Кто такие аристократы? Из кого состоял демос?)»

Учащиеся помнят, что в V в. до н. э. демос и аристократы пользовались одинаковыми правами и назывались «граждане». Записывается: граждане (аристократы, демос). Учитель поясняет, что в Афинах, кроме граждан, постоянно проживали переселенцы из других областей; среди них было много купцов и ремесленников, владевших рабами. Большинство переселенцев были греками. Они говорили на одном с гражданами языке, носили такую же одежду, имели те же обычаи, также верили в Зевса и Посейдона. Однако за право жить в Афинах переселенцы платили налог (граждане налогов не платили), Таков был еще один источник, пополнения афинской казны.

Схема 3. Состав населения Аттики в эпоху Перикла

Схема 3. Состав населения Аттики в эпоху Перикла

Можно продолжить работу с картиной и найти на ней представителей трех социально-правовых групп. Покажите на картине рабов. Почему вы решили, что это рабы? Можно ли отличить на картине граждан от переселенцев, и если нет, то почему? Получив отрицательный ответ на последний вопрос (внешний вид тех и других мог быть схож), учитель продолжает: «Как же в таком случае определить, гражданин или переселенец тот или иной афинянин? Все зависело от происхождения: если его отец и мать были коренными жителями Афин, значит, и он гражданин».

Желательно объяснить, что Аттика была поделена на районы (демы), в которых велись и хранились списки как граждан, так и переселенцев. По этим спискам устанавливали происхождение.

«По замыслу художника,- может сказать учитель, - старик в красном - переселенец (На самом деле замысел художника мог быть иным). Отец его был родом из Малой Азии, лет семьдесят назад он перебрался в Афины и открыл здесь торговлю. Старик в красной одежде родился и прожил всю свою жизнь в Афинах. Он богатый купец и рабовладелец, но, несмотря на это, считается иностранцем и потому, как и все переселенцы, платит налог. Гражданских прав он не имеет, ему не разрешено даже присутствовать на народном собрании».

На картине можно найти разных афинских граждан: в центре - богатый владелец имения и две его дочери, которым он показывает порт; левее - бедные рыбаки, отец и сын, все их состояние - лодка для ловли рыбы и снасти; торговцы-разносчики, предлагающие виноград и инжир; многочисленные матросы на кораблях и судостроительные рабочие на верфях. «Все эти люди, по замыслу художника, афинские граждане»,- говорит учитель. Он может спросить еще раз: «По какому признаку в Афинах разделяли граждан и переселенцев?»

Богатство и могущество Афин было выгодно всем гражданам. Эта мысль обосновывается с помощью одного из вариантов! А. Задание на дом: найти в учебнике факты, подтверждающие указанную мысль. Б. Чтение учебника (§ 34, п. 4). В. Объяснение учителя, который указывает на следующие привилегии Граждан! освобождение от налогов, участие в управлении, получение платы за службу государству, получение платы за службу на триерах, денежные и хлебные раздачи.

Полезно конкретизировать представление учащихся о государственных должностях и выборах в Афинах.

Гражданина, пожелавшего управлять государством, спрашивали: «Кто твой отец и дед? Кто твоя мать и кто отец матери?» В подтверждение требовалось представить свидетелей. «Что проверялось с помощью расспроса и показаний свидетелей?»

В древних Афинах почти все должности замещались не путем голосования, а по жребию. Афиняне считали, что любой гражданин, даже бедняк, способен управлять государством. Поэтому после проверки устраивалась жеребьевка, и те граждане, кому выпадал жребий, занимали должность на установленный срок (обычно на год).

В Афинах было очень много должностей, например: 5 смотрителей дорог; 10 городских надзирателей (следили за чистотой в городе, за тем, чтобы никто без разрешения не возводил новые постройки и не перестраивал старые); 10 рыночных надзирателей (наблюдали, чтобы торговля велась без обмана и все товары были хорошего качества); 10 надзирателей за мерами (наблюдали за исправностью мер и весов на рынках); 10 хлебных надзирателей (наблюдали за тем, чтобы не завышались цены на зерно и печеный хлеб, чтобы булки были установленного веса); 10 контролеров (перед ними отчитывались должностные лица в истраченных казенных деньгах); несколько тысяч судей.

Афинские граждане сами управляли своим государством: каждый из них в течение жизни занимал то одну, то другую должность.

Домашнее задание: § 34. Вопрос 3 к § 34.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Афины прославились демократией, философскими школами и театрами. Римские императоры уважали и одаривали афинян подарками за древнюю славу города.

Ранняя история Афин

Предметом национальной гордости афинян в Классическую эпоху был тот факт, что они считали себя коренным населением Аттики. В отличие от спартанцев, аргосцев и коринфян, пришедших и захвативших свои земли в ходе переселения дорийцев.

Первым мифическим царем Афин считался Кекроп, сын богини Геи и обладатель змеиного хвоста вместо ног. Ему приписывали ряд установлений вроде начала жертвоприношений богам и правил брака.

Афины существовали уже в Микенскую эпоху, но тогда они еще не претендовали на лидерство в греческом мире, как Микены, Аргос или Тиринф. Поселения в Аттике существовали уже в 3 тысячелетии до н. э. Во 2 тысячелетии до н. э. сами Афины были скромным поселением, но по-настоящему крупным центром был Элевсин.

В Темные века, последовавшие за падением Ахейской Греции, возник знаменитый афинский синойкизм. Этим словом эллины называли объединение нескольких полисов в один. Основоположником синойкизма древние называли легендарного царя Тесея. Скорее всего, это был процесс, растянувшийся во времени. Локальные культы поселений Аттики переносили на Акрополь Афин, где они становились частью афинской религии. Объединение Аттики закончилось в 7 веке до н. э. покорением Элевсина, который стал частью Афинского государства, но с некоторыми правами. В Элевсине проходили знаменитые религиозные мистерии, за организацию которых отвечали аристократические роды этого города.

1.jpg

В 8 веке до н. э. в Афинах, как и в большинстве полисов, была ликвидирована царская власть. Детали скрыты туманом. Популярным был сюжет о последнем царе Кодре, который пожертвовал собой ради Афин. Его сын Медонт отказался от царского звания и стал первым пожизненным архонтом. Позже архонты стали избираться на 10 лет, а с 7 века до н. э. — на один год. Потомки Кодра, Кодриды, остались в Афинах как один из знатнейших и уважаемых родов. К ним относились законодатель Солон, тиран Критий и философ Платон.

По сути, царская власть была распределена между несколькими должностями. Басилей (царь) ведал культовой сферой, архонт — политическими вопросами текущего момента, а полемарх — военной сферой.

В 7 веке до н. э. были составлены законы Драконта. Затем, в 590-е годы до н. э. провел реформы законодатель Солон. В конце 6 века до н. э. следующий законодатель Клисфен провел новую программу реформ, которыми были заложены основы демократии. Полностью демократическая система сложилась к середине 5 века до н. э.

Греко-персидские войны

Греко-персидские войны стали не только испытанием для всех греков, но и событием, с которого началось возвышение Афин. В 507 году до н. э. афинское посольство побывало у персидского сатрапа Артаферна. При заключении союза афинские послы, вероятно не до конца поняв смысл этого жеста, предоставили формулы «земли и воды». Она означала признание персидской власти над Афинами. Соответственно, давала и повод для войны — подчинение взбунтовавшегося полиса.

В 490−480-е годы до н. э. в Афинах действовало несколько влиятельных политиков. У каждого из них были свои предпочтения во внешней политике и способах борьбы с угрозой нашествия. В 490 году до н. э. самым влиятельным был Мильтиад, который видел защиту в развитии пехотного войска. Под его руководством афиняне выиграли битву при Марафоне. Через год он возглавил морскую экспедицию против Пароса, потерпел поражение, был осужден, приговорен к штрафу и вскоре умер.

После его ухода на первый план вышел Фемистокл. Его главной идеей было развитие военного флота. Вскоре после Марафонской битвы афиняне нашли в Лаврионских рудниках новую серебряную жилу. Фемистокл убедил сограждан не разделить серебро между жителями полиса (как это делалось обычно), а пустить его на строительство флота. В итоге, к нашествию Ксеркса афиняне смогли подготовить около 200 кораблей.

Афиняне понимали, что не смогут уберечь город от захвата. Поэтому население было эвакуировано на остров Саламин и в дружественный полис Трезен. Боеспособные мужчины должны были пополнить экипажи военного флота.

Перед началом войны был создан Эллинский союз для отражения нашествия. Главенство в нем получила Спарта, а ее полководцы — верховное командование. Собравшийся у мыса Артемисий в 480 году до н. э. флот состоял из 271 корабля, и 127 из них были афинскими. Командующий афинской эскадрой Фемистокл был вторым человеком в командовании объединенным флотом.

2.jpg

Командующий флотом Эврибиад хотел отступить, но Фемистокл убедил его принять бой. Морская битва при Артемисии закончилась ничьей. Из-за прорыва на суше объединенный флот отступил к Саламину. Персы взяли опустевшие Афины.

Флот у Саламина насчитывал уже 380 кораблей, 180 из которых были афинскими. Эврибиад снова хотел отступить, чтобы защищать Пелопоннес. Фемистокл, как пишет его биограф, пошел на то, что через доверенного раба посоветовал Ксерксу блокировать выход из залива. Греческий флот был вынужден пойти в бой и победил.

Афиняне вернулись в город. Оставшийся в Греции полководец Мардоний пытался заключить с Афинами сепаратный мир. Они отказались, и персы повторно взяли Афины, а население вновь было эвакуировано.

В 479 году до н. э. через год после Саламина греки одержали две победы над персами. В Беотии была выиграна битва при Платеях, где в рядах общегреческого ополчения сражались 8 тысяч афинян под командованием стратега Аристида. Одновременно у берегов Малой Азии при Микале была одержана еще одна победа, где сражались и афиняне под началом стратега Ксантиппа.

После победы население вернулось в опустошенный город. Афиняне начали строить новые стены. Спартанцы выступили против сооружения афинянами настолько мощных укреплений. Фемистокл прибыл в Спарту и тянул время переговорами, пока сограждане спешно достраивали стены. Так была заложена основа могущества Афин — военный флот и Длинные стены.

После изгнания захватчиков объединенный флот освободил полисы островов и Малой Азии. Вскоре после этого Спарта вышла из Эллинского союза, и Афины возглавили борьбу с Персией уже на ее территории.

Афинский морской союз: расцвет культуры и могущества

Делосский союз, пришедший на смену Эллинскому, был первоначально оборонительным и направленным на борьбу с Персией. Постепенно Афины становились сильнее, и союз утрачивал равноправный характер. В 454 году до н. э. союзная казна была перенесена с Делоса на Афины, и с этого времени говорят уже об Афинском морском союзе.

К 454 году до н. э. в союз входило около 200 полисов, к 431 — около 300. Члены союза, имевшие привилегированный статус, выставляли корабли в союзный флот, остальные — платили налог (форос). Для уплаты фороса территория союза была разбита на 5 округов. Доходы от союзников шли на укрепление военного флота и самих Афин.

Политика Афин в отношении союзников не всегда была мягкой. Восстания подавлялись, и восставшие теряли привилегированный статус. В подвластных городах иногда размещали гарнизоны. С 446 года до н. э. союзники были обязаны пользоваться только афинскими монетами. Чтобы решить проблему перенаселения и бедности афинян — они получали землю вне Аттики, оставаясь гражданами Афин.

5.jpg

Прибыли позволили фактическому правителю Афин Периклу организовать строительные работы и привлечь для этого мастеров со всей Греции. Задачей была перестройка Акрополя, чтобы сделать его достойным сильнейшего города Греции. Возведением храма Парфенона руководители архитекторы Иктин и Калликрат. Автором монументальной скульптуры Афины в храме был скульптор Фидий.

Враги говорили об Афинах, как о городе-тиране. И это было справедливо. В 431 году до н. э. Афины начали войну со Спартой. В ходе войны они потеряли всех союзников и были разбиты на море.

Афины проиграли Пелопоннесскую войну. По условиям мирного договора они теряли все — Длинные стены, флот и морской союз. В 4 веке до н. э. афинянам удалось восстановить морской союз, но он тоже просуществовал недолго.

Между Македонией и Римом

Хотя Афины проиграли войну Филиппу II, полис сохранил независимость. Все время похода Александра на Восток афиняне готовились к возобновлению войны. После смерти царя Афины и несколько других полисов объявили Македонии войну, вошедшую в историю под названием Ламийской (в честь крепости, сыгравшей в ней важную роль).

Хотя на первом этапе эллинам удалось добиться некоторых успехов, а на море афиняне собрали самый большой флот в своей истории, война была проиграна. Город переживал смуты, оказавшись между соперничающими полководцами Александра.

В 317 году до н. э. полководец Кассандр навязал афинянам правителя-философа Деметрия Фалерского. Через 10 лет он был изгнан Деметрием Полиоркетом, сыном полководца Александра Антигона. В почестях, которые граждане Афин дали своим освободителям проявилась новая эпоха, когда прежний гордый аттический город вынужден был раболепствовать перед царями.

Афиняне назвали Антигона и Деметрия богами-спасителями. На некоторое время должность архонта-эпонима была заменена на должность жреца этих богов. На пеплосе Афины, который ткали к каждому празднику Панафиней, были изображены цари-освободители города. На месте, где Деметрий впервые сошел с колесницы, возвели жертвенник. Наконец, к 10 аттическим филам прибавили еще две — Антигониду и Деметриаду. Поскольку от каждой филы заседало 50 членов Совета, этот орган власти из Совета Пятисот стал Советом Шестисот.

Позже Деметрий потерял Афины, затем — снова вернул. В 287 году до н. э. Афины вернули себе свободу, изгнав гарнизон Деметрия, но теперь они жили в изменившемся мире. Пирей, по-прежнему, контролировал македонский гарнизон. Афины зависели от внешних поставок зерна, которое им привозили теперь из Египта.

Афиняне пользовались поддержкой потомков Птолемея I все время существования его государства. Афинские послы регулярно участвовали в Птолемеях, праздниках в память основателя династии в Александрии. Представители Египта участвовали в афинских празднествах, таких как Панафинеи или Птолемеи в честь Птолемея III. В Афинах была учреждена 13-я фила Птолемаида, а члены правящего дома были ее почетными гражданами.

3.jpg

Древнему городу помогали не только Птолемеи. Царь государства Селевкидов Антиох IV в юности несколько лет прожил в Афинах. Став царем, он оплатил возобновление строительства храма Зевса, начатое еще в 6 веке до н. э.

Помогали афинянам и цари Пергама. Афиняне учредили религиозный культ царя Аттала I, ввели 14-ю филу Атталиду и сделали членов царского дома своими почетными гражданами. На средства Эвмена II была возведена Стоя Эвмена, дававшая укрытие от дождя посетителям театра.

В 279 году до н. э. в Грецию вторглись полчища галатов. Полисы должны были снова объединиться для отражения угрозы. Битвы между греческими войсками и кельтами шли в Фермопилах и позже около Дельф. Эллинам удалось отразить нашествие.

Афины послали в общегреческое войско отряд из тысячи гоплитов и пятисот всадников под командованием полководца Каллипа. Портрет Каллипа позже висел в зале заседания Совета пятисот, а щит самого доблестного из воинов, Кидия, с эпиграммой о нем был выставлен в стое, посвященной Зевсу.

Хотя независимость Афин была восстановлена, часть Аттики и Пирей контролировали гарнизоны Македонии. Попытка вернуть Пирей привела к новой войне, в которой Афины вновь попали под македонскую власть в 262 году до н. э. Через 33 года они вернули свободу, а позже и контроль над своими землями.

Когда Греция попала в орбиту политики Рима, Афины стали его союзниками. Они поддерживали Рим в его войнах с Македонией, Селевкидами и Ахейским союзом.

В 1 веке до н. э. Афины несколько раз оказывались между двух огней. Граждане и правители города раз за разом поддерживали проигравшую сторону, и только слава древних афинян спасала их потомков от мести римлян. Когда в Грецию вторглись полководцы Митридата VI, афиняне поддержали понтийцев.

После напряженных боев в 86 году до н. э. римский полководец Сулла взял Пирей и Афины. Впервые после персидского нашествия город был взят и разграблен. Римский полководец позволил солдатам грабить Афины, но приказал не разрушать дома.

Многие произведения искусства были вывезены из Аттики и оказались в Италии. Так по приказу полководца в Рим была отправлена библиотека Аристотеля и его ученика Феофраста. Колонны храма Зевса были увезены, чтобы стать колоннами Капитолия. Часть сокровищ, в их числе — картина художника Зевксиса, утонули у берегов Италии.

В 49 году до н. э. началась война между Цезарем и Помпеем. Полем боя стала Греция, и почти все полисы вынуждены были поддержать Помпея. Небольшая афинская эскадра пополнила его флот, а афинское ополчение — войско. Поэт Лукан в эпической поэме «Фарсалия» писал, что призыв опустошил Афины. Скорее всего, он преувеличивал, но несколько тысяч афинян были призваны в войско.

После победы при Фарсале Цезарь принял афинских послов. Он простил их, но спросил, сколько еще их будет спасать слава предков. Афиняне ответили возведением статуи Цезаря.

В 44 году до н. э. в Афины прибыли убийцы диктатора Брут и Кассий. Афиняне поддержали их — статуи Брута и Кассия поставили рядом со статуями древних тираноубийц Гармодия и Аристогитона. Через два года Брут и Кассий потерпели поражение и погибли, но победители не наказали афинян.

Афины были одной из резиденций Марка Антония. Он ходил по городу без знаков отличия, участвовал в философских диспутах и религиозных обрядах, исполнял магистратуры и заслужил любовь горожан. В 32 году до н. э. Клеопатра пожаловала дары городу, чтобы заслужить благосклонность афинян. Когда афинские послы в свою очередь вручили ей почетный декрет, Антоний был в их числе как афинский гражданин.

Афины под властью Рима

После победы Октавиана над Антонием при Акциуме афиняне построили на Акрополе храм в честь богини Ромы и Августа, надеясь вернуть этим расположение принцепса. Август, его жена Ливия и дочь Юлия удостоились божественных почестей. Афиняне также воздвигли памятники Августу как богу-спасителю.

Божественных почестей Афины, наряду с другими полисами, удостоили Гая Цезаря, внука императора. Римляне платили древнему городу заботой и уважением. Ряд уважаемых римлян в эпоху Августа даровали Афинам зерно или деньги. Римляне жили в Афинах, включались в списки граждан и исполняли афинские магистратуры. Сохранилось упоминание, что римская весталка Вибидия удостоилась в Афинах статуи в качестве жрицы этого города.

В дополнение к унаследованным от Классической эпохи в Афинах проводились новые фестивали — в честь новых владык. Афиняне воздвигли памятники Траяну и Адриану.

В 1 веке н. э. Афины посетил апостол Павел. Хотя его возмутил город, «полный идолов», апостол прочитал афинянам проповедь, а также подискутировал с философами-эпикурейцами.

Тогда же в Парфеноне случился пожар. Вероятно, немного пострадала статуя Афины, которую удалось отреставрировать. С работами по восстановлению статуи связывают появление ее многочисленных уменьшенных копий, сделанных в то время.

Император Адриан был известным любителем эллинской культуры. Он не мог оставить без внимания крупнейший центр эллинского образования. По его приказу воздвигли несколько великолепных зданий. В 112 году н. э. император Адриан исполнил магистратуру архонта-эпонима Афин.

Афиняне попросили его о новом государственном устройстве. И Адриан дал им его — основанное на древних законах Драконта и Солона. По его приказу были завершены 600-летние работы по строительству храма Зевса, начатые еще Писистратом и продолженные Антиохом Епифаном и Августом. Также был построен храм Геры и достроена библиотека.

Император сделал Афины административным и религиозным центром Панэллинского союза. Этот союз должен был объединять не только эллинов, живущих в Европе, но всех эллинов — островитян и жителей азиатских полисов. Построенный в Афинах храм верховного бога стал центром нового союза.

Греки почитали Адриана как воплощение Зевса Олимпийского, и Афины не стали исключением. В Греции императора звали Адрианом Зевсом Себастом Олимпийцем. Прозвание Олимпиец имело особое значение для Афин, потому что такое прозвище было у их древнего политика Перикла, который ассоциировался с золотым веком.

После гибели в Египте любовника Адриана Антиноя многие греческие города почтили его память обожествлением. В афинском Элевсине в честь юного вифинца устроили праздник.

4.jpg

После того как христианство стало государственной религией, в Греции начлась борьба христиан и язычников, которых было много среди образованных эллинов. По приказу Феодосия I храм Парфенон был закрыт, а на его ворота наложена печать.

В 395 году н. э. в Грецию вторгся со своими войсками готский король Аларих. Готы опустошили Македонию, Фессалию и Беотию, после чего Аларих повел их на Афины.

Историк Зосим, один из последних язычников, писал, что король хотел взять и разграбить древний город. Перед Афинами ему открылось видение самой богини, готовой защищать город, и героя Ахиллеса, каким он был после гибели Патрокла. Якобы, устрашенный Аларих отказался от попытки взять город и заключил с афинянами мир. Ему позволили войти в Афины, где гот и эллины обменялись подарками.

Несмотря на это, другие авторы писали, что Аттика подверглась нашествию, а сами Афины были ограблены. Был сожжен храм Деметры в Элевсине. Вероятно, афиняне просто откупились от грозного вождя.

После раздела империи 395 года н. э. Афины стали частью Восточной Римской империи. Греция постепенно приходила в упадок и превращалась в регион, жители которого жили воспоминаниями о славной древности.

По приказу Юстиниана закрытые Парфенон и Эрехтейон превратили в христианские базилики. Бывший языческий храм Афины стал храмом Богородицы и епископской церковью. Его украсили мозаичными изображениями. Для архиерейского места из бывшего театра Диониса перенесли мраморное кресло.

Эпиграмма, обращенная к афинянам, подчеркивает отношение к ним как к людям, живущим памятью о прошлом своего города. Ее автор из Константинополя пишет афинянам, что на устах у них только древние философы, от которых остались одни гробницы. В Константинополе же можно найти новую возвышенную мудрость.

\u0413\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0430\u0444\u0438\u043d\u044f\u043d\u0435, \u0443 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u043e\u0431\u0430 \u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0430\u043c\u0438. \u041e\u043d\u0438 \u043e\u0431\u043b\u0430\u0434\u0430\u043b\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043c \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u044f \u0432 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f\u0445, \u043d\u0435 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0430 \u0437\u0430 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e \u0436\u0438\u0442\u044c \u0432 \u0410\u0444\u0438\u043d\u0430\u0445.

\u041f\u0435\u0440\u0435\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0446\u044b \u2013 \u044d\u0442\u043e \u0442\u0435, \u043a\u0442\u043e \u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0436\u0438\u0432\u0430\u043b \u0432 \u0410\u0444\u0438\u043d\u0430\u0445, \u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0438\u043b \u043f\u043e-\u0433\u0440\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438, \u043e\u0434\u0435\u0432\u0430\u043b\u0441\u044f \u043a\u0430\u043a \u0430\u0444\u0438\u043d\u044f\u043d\u0435. \u041d\u043e \u043e\u043d\u0438 \u043d\u0435 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f\u043c\u0438 \u0438 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433 \u0432 \u043a\u0430\u0437\u043d\u0443 \u0437\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e \u0436\u0438\u0442\u044c \u0432 \u0410\u0444\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u043c \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435, \u043d\u0435 \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0432 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0441\u0430.

\u0420\u0430\u0431\u0430\u043c\u0438 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0447\u0443\u0436\u0435\u0437\u0435\u043c\u0446\u044b, \u0437\u0430\u0445\u0432\u0430\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0432 \u043f\u043b\u0435\u043d. \u0420\u0430\u0431\u0430 \u043d\u0435\u043b\u044c\u0437\u044f \u0431\u044b\u043b\u043e \u0443\u0431\u0438\u0432\u0430\u0442\u044c, \u043d\u043e \u043e\u043d \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0433 \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u0440\u044f\u0436\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0441\u0432\u043e\u0438\u043c \u0442\u0440\u0443\u0434\u043e\u043c, \u0438\u043c\u0435\u0442\u044c \u0441\u0435\u043c\u044c\u044e, \u043c\u0435\u043d\u044f\u0442\u044c \u043c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0430. \u0420\u0430\u0431 \u0434\u0430\u0436\u0435 \u0442\u0435\u0440\u044f\u043b \u0438\u043c\u044f \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u043b \u043a\u043b\u0438\u0447\u043a\u0443.

\u041f\u0435\u0440\u0435\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0446\u044b \u043d\u0435 \u0438\u043c\u0435\u043b\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0432\u043b\u0430\u0434\u0435\u0442\u044c \u0437\u0435\u043c\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u043a\u0430\u043c\u0438, \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0433\u043b\u0438 \u043f\u043e\u0441\u0435\u0449\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0440\u043e\u0434\u043d\u043e\u0435 \u0441\u043e\u0431\u0440\u0430\u043d\u0438\u0435, \u0442. \u0435. \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c. \u0412 \u0410\u0444\u0438\u043d\u0430\u0445, \u043a\u0440\u043e\u043c\u0435 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d, \u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0436\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0446\u044b \u0438\u0437 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0445 \u043e\u0431\u043b\u0430\u0441\u0442\u0435\u0439; \u0441\u0440\u0435\u0434\u0438 \u043d\u0438\u0445 \u0431\u044b\u043b\u043e \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043a\u0443\u043f\u0446\u043e\u0432 \u0438 \u0440\u0435\u043c\u0435\u0441\u043b\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432, \u0432\u043b\u0430\u0434\u0435\u0432\u0448\u0438\u0445 \u0440\u0430\u0431\u0430\u043c\u0438. ">]" data-test="answer-box-list">

gcat84994

Ответ:

Гражданами считались коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами. Они обладали правом участия в голосованиях, не платили налога за право жить в Афинах.

Переселенцы – это те, кто постоянно проживал в Афинах, говорил по-гречески, одевался как афиняне. Но они не были коренными жителями и должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве, не участвовали в политической жизни полиса.

Рабами были чужеземцы, захваченные в плен. Раба нельзя было убивать, но он не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. Раб даже терял имя и получал кличку.

Переселенцы не имели права владеть земельными участками, не могли посещать народное собрание, т. е. участвовать в управлении государством. В Афинах, кроме граждан, постоянно проживали переселенцы из других областей; среди них было много купцов и ремесленников, владевших рабами.

1. Военный союз приморских греческих государств, созданный Афинами для борьбы с персами, называют Афинским … союзом:
а) морским +
б) сухопутным
в) воздушным

2. Почётная обязанность богатейших граждан Афин:
а) приобретать дорогие товары
б) за свой счёт снарядить по боевому кораблю +
в) платить налог за право жить в Афинах

3. Сосуд из обожжённой глины, в котором греки хранили вино и масло:
а) горшок
б) вазон
в) амфора +

4. Что афиняне покупали в торговой гавани у заморских купцов:
а) слоновую кость +
б) мраморные статуи
в) сосуды из глины

5. Что афиняне покупали в торговой гавани у заморских купцов:
а) коз, овец
б) мраморные статуи
в) рабов +

6. На военных афинских кораблях служили:
а) отпущенные на свободу рабы
б) только афинские граждане +
в) наёмные воины

7. Из Афин на продажу в основном везли:
а) слоновую кость
б) золотые изделия
в) глиняные сосуды +

8. Из Афин на продажу в основном везли:
а) изделия из серебра +
б) говядину
в) драгоценные камни

9. Рабы в Афинах:
а) могли быть безнаказанно убиты афинскими гражданами
б) использовались только в земледелии и ремесленных мастерских
в) не могли иметь семью +

10. Рабы в Афинах:
а) могли быть безнаказанно убиты афинскими гражданами
б) не могли менять место жительства +
в) использовались только в земледелии и ремесленных мастерских

11. Афинскими гражданами по закону считались:
а) коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами Афин +
б) коренные афиняне, у которых хотя бы один родитель был гражданином Афин
в) все жители Афин

12. Из Египта и причерноморских колоний в Афины везли:
а) порох
б) папирус +
в) бумагу

13. Из Египта и причерноморских колоний в Афины везли:
а) рабов +
б) мясо
в) песок

14. Из Египта и причерноморских колоний в Афины везли:
а) хлопок
б) лен
в) зерно +

15. Рабы в Афинах:
а) не могли участвовать в выборах Совета пятисот +
б) использовались только в домашнем хозяйстве
в) участвовали в выборах в Народное собрание

16. Рабы в Афинах:
а) использовались только в домашнем хозяйстве
б) часто теряли имя +
в) участвовали в выборах в Народное собрание

17. Узкие немощеные улочки, спёртый воздух, глухие стены домов с запертыми калитками – это район Афин:
а) Акрополь
б) Эрехтейон
в) Керамик +

18. На Агоре находились(лся):
необходимо указать лишнее.
а) шумный рынок
б) гончарные мастерские +
в) круглое здание для дежурных Совета пятисот

19. Иногда афинские рабовладельцы отпускали своих рабов на свободу. Такие люди назывались:
а) вольными
б) вольноотпущенными
в) вольноотпущенниками +

20. Плата купца за право торговать в Афинах:
а) взнос
б) пошлина +
в) дань

21. Что продавали афиняне в торговой гавани заморским купцам:
а) вино +
б) апельсины
в) папирус

22. Что продавали афиняне в торговой гавани заморским купцам:
а) лимоны
б) оливковое масло +
в) зерно

23. Какой город являлся главным портом Афинского государства в V (5) веке до н.э.:
а) Херсонес
б) Ольвия
в) Пирей +

24. Как называлась глиняная бочка для хранения зерна:
а) кувшин
б) пифос +
в) амфора

25. Переселенцы должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве, так ли это:
а) иногда
б) нет
в) да +

26. Как назывался сосуд для хранения вина и масла:
а) гидрия
б) амфора
в) килик

27. Как назывались помещения, где рабочие чинили старые и строили новые корабли:
а) верфи +
б) мастерские
в) цеха

28. Что такое кариатиды:
а) дорогие украшения
б) стрелы
в) каменные фигуры юных девушек +

29. Что такое Эрехтейон:
а) храм, посвящённый Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтею +
б) один из холмов Афин
в) здание, в котором располагался совет пятисот

30. Что такое портик:
а) фронтон здания
б) полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживали колонны +
в) главный храм Зевса

Онлайн тест 5 класс. В гаванях афинского порта Пирей.

История Древнего мира 5 класс.

Навигация (только номера заданий)

0 из 8 заданий окончено

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8

Информация

В гаванях афинского порта Пирей. Онлайн тест по истории Древнего мира 5 класс с ответами.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )

Рубрики

  1. История 5 класс 0%

Поделитесь в соц. сетях

максимум из 8 баллов
Место Имя Записано Баллы Результат
Таблица загружается
Нет данных
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

Афинскими гражданами по закону считались

  • все жители Афин
  • коренные афиняне, у которых хотя бы один родитель был гражданином Афин
  • коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами Афин

Правильный ответ: 3

Афинское население в 5-м веке до н. э. состояло из

Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.

  • граждан
  • переселенцев, постоянно проживавших в Афинах
  • рабов-должников
  • рабов

Правильный ответ: 3

Рабы в Афинах (укажите несколько позиций)

  • не могли иметь семью
  • могли быть безнаказанно убиты афинскими гражданами
  • не могли участвовать в управлении государством
  • использовались только в земледелии и ремесленных мастерских
  • не могли менять место жительства

Правильный ответ: 135

Постоянные жители Афин, которые за право жить в Афинском государстве должны были платить налог в казну

  • переселенцы
  • рабы
  • граждане

Правильный ответ: 1

В военном флоте могли служить

  • все жители Афин
  • коренные афиняне, у которых хотя бы один родитель был гражданином Афин
  • коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами Афин

Правильный ответ: 3

Налоги в казну Афинского государства платили

Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

  • переселенцы за право жить в Афинах
  • купцы за право торговать в Афинах
  • афинские граждане за право жить в Афинах

Правильный ответ: 3

Рабы в Афинах (укажите несколько позиций)

  • не могли участвовать в выборах Совета пятисот
  • участвовали в выборах в Народное собрание
  • не могли иметь семью
  • использовались только в домашнем хозяйстве
  • часто теряли имя

Правильный ответ: 135

Коренные жители Афин, мать и отец которых были афинскими гражданами, — это

  • граждане
  • рабы
  • переселенцы

Правильный ответ: 1

Таблица лучших: Тест. В гаванях афинского порта Пирей

максимум из 8 баллов
Место Имя Записано Баллы Результат
Таблица загружается
Нет данных

Предложения интернет-магазинов

Похожие страницы:

  1. Тест 14. Фникия
  2. Тест. Возникновение земледелия и скотоводства
  3. Тест. Письменность и знания древних египтян
  4. Тест. Чему учил китайский мудрец Конфуций
  5. Тест. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск
  6. Итоговый тест по теме «Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н. э.»

Рубрики

На сайте собраны школьные учебники для учеников младших классов, а также для старшеклассников. Здесь вы можете в ознакомительных целях совершенно бесплатно просмотреть онлайн учебник по любому школьному предмету.

Онлайн библиотека вмещает в себе более 3000 учебников, которые вы можете посмотреть абсолютно бесплатно. База постоянно обновляется и пополняется. К сожалению учебников так много, что все их не удалось разместить к 1 сентября. Вам больше не придется искать в интернете часами: скачать учебник или скачать книгу. Мы сделали все за вас, теперь вы можете просматривать книги прямо с сайта, не скачивая программ для просмотра, или выполняя другие операции. Учебный процесс станет еще приятнее и удобнее. Наш сайт также доступен с мобильных устройств, поэтому вы можете пользоваться учебниками прямо на уроке.
Все учебные пособия взяты в открытом доступе или присланы нашими посетителями. Если у вас есть электронные версии учебной литературы не представленной на нашем сайте и вы готовы поделиться с другими, мы с удовольствием их добавим. Школьные учебники можно читать онлайн с телефона, компьютера (ПК) и планшета.

Читайте также: