Налогового планирования в составе бюджетов бюджетной системы российской федерации

Опубликовано: 25.04.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Управление финансами

Зачем нужно составлять бюджет налогов в организации? Можно назвать минимум три веских причины: для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, для формирования платежного календаря и для оптимизации налогов. Планирование налогового бюджета обычно происходит минимум за месяц до начала следующего года. Процесс формирования налогового бюджета включает следующие этапы.

Зачем нужно составлять бюджет налогов в организации? Можно назвать минимум три веских причины для этого:

  1. для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени;
  2. для формирования платежного календаря;
  3. для оптимизации налогов.
На практике однако организации часто планируют относимые на затраты налоги в соответствующих бюджетах расходов. Только косвенные налоги (НДС, акцизы) они отражают в отдельном бюджете. Иногда компании не формируют обособленные налоговые бюджеты. Однако в любом случае данные о начислении налогов, планируемых налоговых платежах и прогнозах задолженности перед бюджетом показываются, соответственно, в бюджете доходов и расходов, бюджете движения денежных средств и прогнозном балансе предприятия.

Решение же о формировании отдельного налогового бюджета, либо о включении расчетных налоговых показателей в промежуточные операционные бюджеты расходов, либо об отражении их только в заключительных трех бюджетах принимается с учетом специфики деятельности и размера компании. Чаще всего один общий бюджет налогов формируют крупные компании.

Планирование налогового бюджета

  • для годового планирования — до 1 декабря года, предшествующего планируемому году;
  • для квартального планирования — до 1-го числа третьего месяца предшествующего квартала;
  • для месячного планирования — до 20-го числа предшествующего месяца.
Ответственность за планирование налогового бюджета несет бухгалтерия или отдел (специалист) по налоговому учету. Права и ответственность руководителей центров ответственности (главного бухгалтера или начальника отдела) и конкретных исполнителей определяются в положениях об отделах и должностных инструкциях.

Процесс формирования налогового бюджета включает следующие этапы.

1-й этап. Анализ налогооблагаемых объектов

2-й этап. Подготовка связанных бюджетов

  • бюджету продаж;
  • бюджету закупок материалов;
  • смете расходования материалов;
  • бюджету закупок работ и услуг;
  • бюджету расходов на оплату труда;
  • бюджету социальных выплат и льгот;
  • бюджету инвестиций и др.

3-й этап. Расчеты по видам налогов

  1. планирование начисления налогов;
  2. налоговых платежей;
  3. налоговой задолженности.
1. Начисление налогов. Прежде всего, необходимо рассчитать планируемые суммы начисления налогов в плановом периоде. Для этого используйте следующие исходные данные:

  • планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.);
  • налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов; ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам);
  • прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.)
Источниками получения планируемых показателей для определения налоговой базы по налогам являются соответствующие операционные и финансовые бюджеты, а также документы, подтверждающие права компании на , определенное имущество (землю, транспортные средства).

2. Налоговые платежи. После того, как определены начисления по налогам, проведите расчет налоговых выплат, чтобы составить графики расчетов с бюджетом и сформировать бюджет движения денежных средств. Налоговые платежи рассчитываются по формуле:

Нвыпл. = Нначисл. - Ауплач. + Нреструкт. + Абуд.период.

где Нвыпл. — выплаты по налогам; Нначисл. — налоги начисленные; Ауплач. — авансы по налогам, ранее уплаченные; Ареструкт. — выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов; Абудпериод. — авансы по налогам в счет будущих периодов.

Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. В месячном или квартальном расчете определяется срок уплаты налога, установленного законом. Суммы налоговых платежей, взносов и сборов распределяются по срокам их уплаты, в соответствии с порядком, установленным законодательством. По результатам планирования календаря налоговых платежей может сложиться такая ситуация, что в пик уплаты налогов и взносов сумма поступлений денежных средств будет наименьшая. В этом случае финансовый отдел (департамент) будет принимать решение о необходимости накопления средств или их заимствования и очередности платежей, в соответствии с установленными сроками уплаты.

3. Налоговая задолженность. На заключительном этапе, необходимо определить задолженность перед бюджетом для составления прогнозного баланса, которая рассчитывается по формуле:

Зкон. = Знач. + Нначисл. - Зрестр. - Нвыпл.

где Зкон. — остаток задолженности по налогам на конец периода; Знач — остаток задолженности по налогам на начало периода; Зрестр — реструктуризированная задолженность

4-й этап. Контроль и анализ исполнения бюджета налогов

При наличии отклонений от бюджета налогов, целесообразно выявлять ихпричины: рост или снижение доходов и расходов по сравнению с прогнозами, незапланированное приобретение нового имущества, изменение налогового законодательства и др., т.е. проводится анализ исполнения налогового бюджета. Бухгалтерия или отдел налогового учета (центр ответственности) готовят отчет в табличной форме «план — факт — отклонения» по видам налогов и сборов в сопоставлении с прошлым периодом.

В соответствии с этим алгоритмом производится бюджетирование каждого конкретного налога. Бюджеты по отдельным налогам могут объединяться в единый налоговый бюджет организации.

Разработка налогового бюджета осуществляется в соответствии с данными тех бюджетов организации, которые содержат показатели, необходимые для расчета налогооблагаемой базы по соответствующему налогу, и нормативных актов в области налогообложения, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов. В связи с этим большинство проблем налогового бюджетирования связано со сложностью предусмотренного законодательством порядка исчисления налогов.

Так, например, составление бюджета по налогу на прибыль и единому социальному налогу является крайне трудоемким, из-за чего предприятия предпочитают составлять приблизительный прогноз налоговых платежей исходя, например, из сложившихся за предыдущие периоды зависимостей суммы уплаченных налогов от показателей деятельности организации. Однако это является недостатком всей налоговой системы, и совершенствование в этом вопросе возможно лишь при изменении законодательства в направлении упрощения порядка исчисления и уплаты налогов.

Кроме того, дополнительные трудности в разработке налоговых бюджетов создает нестабильность, характерная для налогового законодательства РФ. Организации не имеют возможности достоверно планировать свои налоговые платежи на перспективу, в связи с вероятными изменениями в порядке исчисления налогов.

Характерная для бюджета налогов зависимость его показателей от параметров операционных бюджетов создает трудности в обеспечении исполнения налогового бюджета, а также проблемы, связанные с неоднозначностью оценки достигнутых результатов. Необходимо проявлять гибкость в выработке системы контроля исполнения бюджета налогов, так как нередко превышение фактических показателей над плановыми свидетельствует об улучшении ситуации в организации, в отличие от аналогичной ситуации с перерасходом средств других бюджетов. Необходима интеграция налогового бюджетирования в общую систему налогового планирования организации, что позволит ей сосредоточиться на достижении своих финансовых целей, оптимизируя налоговые платежи.

В современных условиях главная задача деятельности большинства организаций — увеличение поступления денег и сокращение платежей в бюджет. Осуществить ее поможет составление налогового бюджета, речь о котором пойдет в настоящей статье. Налоговый бюджет позволяет спрогнозировать суммы налоговых отчислений с целью их минимизации.

Без налогового бюджетирования сложно добиться эффективности общего бюджетирования предприятия. Ведь бюджет налогов связан с конечными формами: бюджетным балансом, бюджетом доходов и расходов, бюджетом движения денежных средств.

Налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный на альтернативной основе результирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и налоговых расходов компании (затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем), нацеленный на получение максимально возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование.

Бюджет налогов составляется для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени; формирования платежного календаря; оптимизации налогов.

Для крупных компаний холдингового типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консолидированной группы в целом. Решение о формировании налогового бюджета принимается с учетом специфики деятельности и размера предприятия.

Модель такого налогового бюджета, его структура и варианты возможных управленческих решений представлены на рисунке.


Модель налогового бюджета организации

Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой. Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой- и зависит от многих параметров (например, от учетной политики компании в области управленческого и налогового учета).

Место бюджета налогов в бюджетной модели компании

В сложных холдинговых структурах формирование бюджета налогов может производиться как по компании в целом, так и по отдельным центрам ответственности.

Полный бюджет налогов формируется в самостоятельных структурных единицах (в центрах прибыли и центрах инвестиций). Для подразделений, являющихся центрами затрат, могут быть рассчитаны следующие виды налогов: страховые, налог на имущество, транспортный налог и др. (в зависимости от специфики предприятия и конкретного подразделения). Большая же часть налогов может быть рассчитана только по компании в целом: НДС, земельный налог, налог на дивиденды и т.д.

Обратите внимание. Формированием бюджета налогов должна заниматься финансово-экономическая служба (отдел бюджетного планирования, планово-экономический отдел, отдел планирования налоговых платежей), а расчетом отдельных параметров (например, налогооблагаемой базы) — соответствующие подразделения компании в зависимости от распределения ответственности за бюджетные показатели.

Когда операционные бюджеты (кроме бюджета расходов и доходов) и инвестиционный бюджет будут составлены, соответствующий отдел может заниматься планированием налогов.

После определения «затратных» налогов и налога на прибыль формируется бюджет доходов и расходов, а также определяется чистая прибыль. Затем составляется график расчетов с поставщиками и покупателями, формируется бюджет движения денежных средств и рассчитываются платежи по НДС. Информация о перечисляемых в бюджет платежах по НДС может потребовать пересмотра бюджета движения денежных средств (в связи с необходимостью дополнительного оттока денежных средств). Поэтому нельзя стопроцентно утверждать, что окончательный вариант бюджета движения денежных средств готовится до составления бюджета НДС, так как изначальный вариант еще может корректироваться. В свою очередь, первоначальный расчет НДС также может измениться. После того как бюджеты налогов составлены, формируется прогнозный баланс.

На какой срок составлять бюджет?

Бюджет налогов составляется с той же периодичностью и в те же сроки, что и основные бюджеты компании (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс). Как правило, в годовых или квартальных бюджетах проводится помесячная разбивка, а все данные по каждому месяцу показываются отдельно. Поскольку по многим налогам отчетным или налоговым периодом является месяц, то помесячный расчет плановых налоговых платежей будет оптимальным вариантом. Данный документ не является отчетным и предназначен для внутреннего пользования и внутрифирменного управления, поскольку несет в себе коммерческую тайну организации.

Комментарий специалиста: В. Ю. Халезин,консультант по экономическим вопросам ООО «Онегин-Консалтинг» (г. Санкт-Петербург)

В нашей компании корпоративный налоговый бюджет составляется по мере необходимости (раз в месяц, квартал, год, на среднесрочную перспективу) либо в зависимости от законодательно установленных налоговых периодов и анализируется налоговым менеджером.

Документ создается с учетом следующих дат:

  • годовой бюджет — до 1 декабря года, который предшествует планируемому периоду (например, на 2012 г. — до 01.12.2011);

  • квартальный бюджет — до 10-го числа месяца, который предшествует планируемому кварталу (например, на III квартал — до 10 июня);

  • месячный бюджет — до 10-20-х чисел месяца, который предшествует планируемому периоду (например, на июнь — до 10–20 мая).

Как собрать информацию

Сначала следует проанализировать весь перечень налогов и сборов. Для этого необходимо определить взаимосвязь с другими бюджетами, выбрать документы, данные которых можно использовать для формирования налогового плана. На их основании рассчитывают налогооблагаемую базу по каждому из платежей. В расчет принимают только те налоги, которые организация должна платить.

Составляем бюджет налогов

Процедуру формирования бюджета налогов необходимо начать с планирования начисления налогов, налоговых платежей и налоговой задолженности.

Для расчета планируемых сумм начисления налогов используются следующие исходные данные:

планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.);

налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов — ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам);

прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.).

Обратите внимание. Структура исчисляемых налогов зависит от нескольких факторов: специфики видов деятельности, осуществляемых организацией; выбранного режима налогообложения; наличия определенного имущества в собственности или пользовании компании (земельные участки, здания (сооружения), недра, транспортные средства, иное имущество); места осуществления деятельности и др.

Мы не будем останавливаться на упрощенной системе налогообложения, так как она предназначена для использования малыми предприятиями с небольшими оборотами (в них из-за размера зачастую отсутствует необходимость бюджетирования).

Рассмотрим общий режим налогообложения, присущий большинству организаций.

Окончательно сформированный налоговый бюджет может содержать в себе следующую информацию: сроки уплаты, суммы платежей, подлежащих перечислению в бюджет, совокупный перечень налогов к уплате. Целесообразно к форме налогового бюджета приложить справочную информацию для проверки правильности исчисления налогов.

Пример налогового бюджета приведен в таблице.

Налоговый бюджет на I квартал 2012 г., руб.

Государственные программы обеспечивают взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования.

Так, в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы являются основой для составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы подлежат ежегодному приведению в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

В соответствии со статьей 264.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации сформированный Минэкономразвития России сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ представляется Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.

Кроме того, по результатам проведенной оценки эффективности государственных программ Правительством Российской Федерации может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы.

В соответствии с Правилами составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 г. № 326, ответственные исполнители государственных программ при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период:

  • Распределяют по главным распорядителям средств федерального бюджета, являющимся соисполнителями (участниками) соответствующих государственных программ, базовые бюджетные ассигнования на очередной финансовый год и плановый период.
  • Рассматривают предложения главных распорядителей средств федерального бюджета, являющихся соисполнителями (участниками) соответствующих государственных программ по распределению по кодам классификации расходов бюджетов базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период (обоснования бюджетных ассигнований), выделяемых на реализацию соответствующих государственных программ.
  • Представляют в Минфин России предложения по распределению по кодам классификации расходов бюджетов базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период (обоснования бюджетных ассигнований), выделяемых на реализацию соответствующих государственных программ Российской Федерации.
  • Представляют в Минфин России предложения по дополнительным бюджетным ассигнованиям федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (обоснования бюджетных ассигнований) на реализацию соответствующих государственных программ.

В соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р, предусмотрена активизация работы Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов (далее – Комиссия) в части регулярного анализа эффективности государственных программ и выработки предложений по повышению их качества, предусматривающая в том числе формирование в рамках указанной Комиссии рабочей группы по вопросам эффективности государственных программ (далее – рабочая группа), возглавляемой заместителем Министра экономического развития Российской Федерации и включающей представителей Министерства финансов Российской Федерации, иных заинтересованных федеральных государственных органов и организаций, экспертного сообщества.

Правительством Российской Федерации утверждены состав и положение о рабочей группе 9 апреля № 3104п-П13 2019 г. и 10 апреля 2019 г. № 3105п-П13 соответственно.

Кроме того, в целях синхронизации работы с государственными программами Правительством Российской Федерации от 22 марта 2019 г. № СА-П13-2195 утвержден график материалов и документов, необходимых для разработки прогноза социально- экономического развития Российской Федерации и федеральной адресной инвестиционной программы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, а также федеральных целевых программ и проектов государственных программ Российской Федерации.

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-20 -способность вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ

Общекультурная компетенция выпускника образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего образования Экономика,уровень ВО –бакалавриат

Взаимосвязь данной компетенции с другими компетенциями.Компетенция направлена на формирование трудовой функции, связанной с налоговым планированием в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Формирование и развитие ПК-20 основывается на результатах освоения следующих универсальных и общепрофессиональных компетенций: - способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (УК ОС-9); - способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1); - способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2).

Комментарии: Компетенция осваивается при изучении таких учебных дисциплин, как Налоги и налогообложение, Бюджетное устройство, Налоговый менеджмент, а также при прохождении практик и государственной итоговой аттестации.

Компетенция формируется в процессе всех видов занятий лекционного и практического типов, самостоятельной работы студентов, при написании курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

Оценивается в ходе изучения таких учебных дисциплин, как Налоги и налогообложение, Бюджетное устройство, Налоговый менеджмент, а также при прохождении практик и государственной итоговой аттестации.

СООТВЕТСТВИЕ ЭТАПОВ (УРОВНЕЙ) ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ

ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И КРИТЕРИЯМ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ

Этап (уровень) освоения компетенции

Планируемые результаты обучения

(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)

Критерии оценивания результатов обучения

Процедуры оценивания

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-21 -способность составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ

Общекультурная компетенция выпускника образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего образования Экономика,уровень ВО –бакалавриат

Взаимосвязь данной компетенции с другими компетенциями.Компетенция направлена на формирование трудовых функций, связанных с составлением финансовых планов организации, обеспечения осуществления финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления. Формирование и развитие ПК-21 основывается на результатах освоения следующих общепрофессиональных и профессиональных компетенций: - способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (УК ОС-9) - способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2); - способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4).

Комментарии: Компетенция осваивается при изучении таких учебных дисциплин, как Финансовый менеджмент, Финансово-инвестиционный анализ, Функционально-стоимостный анализ, а также при прохождении практик и государственной итоговой аттестации.

Компетенция формируется в процессе всех видов занятий лекционного и практического типов, самостоятельной работы студентов, при написании курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

Оценивается в ходе изучения таких учебных дисциплин, как Финансовый менеджмент, Финансово-инвестиционный анализ, Функционально-стоимостный анализ, а также при прохождении практик и государственной итоговой аттестации.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 726 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Бюджет выражает денежные отношения и экономические связи в государстве по образованию и использованию денежных фондов государства и регионов (административно-территориальных образований), находящихся на самоуправлении.

Особенностью бюджетных отношений является их безэквивалентность в единой системе распределительных отношений воспроизводства.

Государственный бюджет - основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. По материально-вещественному содержанию является централизованным фондом денежных средств государства; по социально-экономической сущности – основной инструмент перераспределения национального дохода. Построен по балансовому принципу. Имеет доходную и расходную часть. Сущность бюджета как экономической категории проявляется в его функциях: формировании денежных фондов (доходов); использовании денежных фондов (расходов); контроле над формированием и использованием денежных фондов.

Бюджетная политика представляет собой комплекс юридических, экономических, организационных мер по составлению бюджетов, регулированию бюджетного процесса, управлению бюджетным дефицитом и организации бюджетного контроля.

Бюджеты составляются на бюджетный или финансовый год. В РФ финансовый год совпадает с календарным — с 1.01 по 31.12. Кроме финансового года устанавливают и счетный период. Счетный период включает финансовый год и 1 месяц (январь) для завершения всех операций по исполнению бюджета.

Бюджетная система — основанная на экономических соотношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетное устройство — это организация и принципы построения бюджетной системы, её структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Основано на юридических номах, определяющих компетенцию центральных , территориальных и местных органов власти по составлению , рассмотрению и исполнению бюджета.

В РФ действует бюджетная система, в которую входят:

1) федеральный бюджет РФ;

2) республиканские бюджеты республик в составе РФ, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

3) местные бюджеты.

Бюджетное устройство РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, бюджетном федерализме.

Построение бюджета начинается с определения направлений и величины расходов. Этим составление бюджета отличается от составления финансового плана хозяйствующего субъекта, который начинается с расчета доходов.

Расходы бюджетов всех уровней разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов, и расходы, включаемые в бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, средств массовой информации и иные расходы, не включенные в расходы развития.

К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, иные расходы на расширенное воспроизводство.

Расчет суммы расходов производится нормативным методом, в основе которого лежат минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы в расчете на одного жителя и численность населения. С учетом этих норм составляется минимальный бюджет.

В доходной части нижестоящих бюджетов выделяют закрепленные и регулирующие доходы.

Закрепленные доходы — доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в %) на постоянной или договорной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы представляют собой доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следую­щий финансовый год.

Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Это ведет к образованию государственного долга.

Государственный долг — это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг — это долг государства своему народу. Внешний долг — это долг другому государству.

Дефицит бюджета может покрываться за счет дотаций и субвенций из бюджета вышестоящего уровня за счет выпуска займов и использования кредитных ресурсов.

Дотация представляет собой государственное пособие, которое выделяется из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня; организациям и предприятиям – для покрытия убытков и других целей; доплата; материальная помощь.

Субвенция — сумма денег, выделяемая на определенные цели на конкретный срок для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования. При использовании не по назначению субвенция подлежит возврату. Субвенции бывают текущие и инвестиционные.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов, то вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении расходов (на 5, 10 и т. д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета, за исключением защищенных статей, в течение оставшегося времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется органами власти, составляющими бюджет.

Деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов называется бюджетным процессом.

Бюджетный процесс охватывает 4 стадии бюджетной деятельности:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Организация бюджетного процесса определяется соответствующими законами РФ, законами республик в составе РФ и решениями местных органов власти. Бюджеты составляют и исполняют органы исполнительной власти. Рассматривают, утверждают и контролируют исполнение бюджетов органы законодательной власти. Бюджеты утверждаются в форме закона (федерального, республиканского) и в форме решения (постановления) местного правительства или другого местного законодательного органа.

Бюджетное регулирование – это система перераспределения денежных средств между бюджетами, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящих бюджетов нижестоящим в целях сбалансированности последних.

Бюджетное финансирование – это предоставление юридическим лицам в безвозмездном порядке денежных средств из бюджетов и внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды создаются для финансирования мероприятий, не предусмотренных в плановом порядке в бюджете.

Представительный орган власти вправе принимать решения об образовании целевых внебюджетных фондов. Положение о каждом внебюджетном и валютном фонде утверждается соответствующим представительным органом власти. Средства внебюджетных и валютных фондов находятся на специальных счетах, изъятию не подлежат и расходуются в соответствии с целевым назначением.

К внебюджетным фондам могут относиться такие как:

• фонд социального страхования страны;

• пенсионный фонд страны;

• фонд обязательного медицинского страхования;

• фонд по борьбе с преступностью;

• фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

Отчисления в фонд социального страхования РФ, пенсионный фонд России, фонд обязательного медицинского страхования производятся хозяйствующим субъектом по тарифам, ставки которых утверждены в процентах к фонду оплаты труда (ФОТ). Ставки по единому социальному налогу (ЕСН) могут изменяться в связи с реформированием налоговой системы РФ.

В 2005 г. Они составляют: составляют:

территориальный - по накопительной ставке - 4 %, по страховой – 10% (для лиц 1967 года рождения и моложе; соответственно 0% и 14% для лиц 1966 года рождения и старше);

фонд социального страхования — 3,2% ,

фонд обязательного медицинского страхования — 0,8 % (федеральный) и 2% (территориальный).

Бюджетные резервы – это заранее обособленная часть бюджетных средств, предназначенная для финансирования различных непредвиденных расходов государства.

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. . Б3-ЭКОН-31

Налогообложение представляет собой метод распределения доходов (прибавочной стоимости) между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством.

Налоги — это обязательные специальные взносы (платежи) юридических и физических лиц, поступающие государству и в местным органам власти в заранее установленных законом размерах и в определённые сроки. Формируют доходную часть бюджета и являются частью национального дохода страны.

В налогообложении участвуют субъекты и объекты.

Субъект налогообложения — плательщик налогов, установленный законом.

Объект налогообложения — все то, что в силу закона подлежит обложению налогом: труд (зарплата); капитал (движимое и не­движимое имущество); прибыль; дивиденды; земля и пр.

Срок уплаты налога — срок, в который уплачивается налог. Он оговаривается в законе; за его нарушение автоматически взимается пени независимо от вины нарушителя, срока внесения налогового платежа.

Ставка налога — размер налога, устанавливаемый в процентах к объекту налогообложения. Вводится высшим органом власти РФ и другими органами государственной власти.

Льготы по налогу — исключение из общего правила; они предусматриваются законом с учетом платежеспособности, участия в общественном производстве и других факторов.

Преференции — особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны; чаще всего применяются в виде скидок с таможенных пошлин. Таможенные льготы в РФ установлены Законом РФ «О таможенном тарифе».

Сущность налогов проявляется в следующих функциях:

Сущность регулирующей функции заключается в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налогообложения, создает условия для ускоренного (или замедленного) развития тех или иных производств и отраслей экономики, т. е. регулирует экономику.

Сущность стимулирующей функции состоит в том, что с помощью налогов государство стимулирует научно-технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, развитие производства. Например, прибыль, направляемая на капитальные вложения, освобождается от налогов.

Сущность распределительной функции заключается в том, что с помощью налогов в бюджете аккумулируются дополнительные средства, которые затем направляются на решение общегосударственных проблем, на развитие негосударственной сферы, помощь малоимущим, содержание государства в целом.

Сущность фискальной функции состоит в том, что с помощью налогов формируются доходы государства (пополняются средства государственной казны), которые используются затем на содержание государственного аппарата (государства).

Налоги обычно делятся на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. Эти определения базируются на соотношении между ставкой налога и объектом налогообложения.

Прогрессивный налог — это налог, у которого его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода. Налог является регрессивным, если его средняя ставка понижается по мере возрастания дохода. У пропорционального налога его средняя ставка остается неизменной независимо от изменения дохода.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются на доход (на труд и капитал) и на имущество (на капитал) налогоплательщика. При прямых налогах денежные отношения возникают непосредственно между государством и налогоплательщиком, который вносит налоги непосредственно в государство:

Косвенные налоги — налоги, включаемые в виде надбавки в цену товара (работы, услуги). Косвенные налоги оплачивает непосредственно покупатель данных товаров (работ, услуг). К этим налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Субъектом налогообложения становится продавец товаров (работ, услуг), который выступает как посредник между налогоплательщиком (покупателем) и государством по взиманию налогов с покупателя и передачи их в казну.

Налоги — это основные источники дохода государственного бюджета. Но налоговая политика также оказывает влияние и на то, как распределяется доход. Например, прогрессивный налог, согласно которому с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких, косвенно влияет на перемещение денег от богатых к бедным.

Налоговая система — совокупность сборов, пошлин, налогов и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Система налогов и порядок их выплаты определяются законодательно Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» и Налоговым кодексом РФ.

Налоговая система РФ включает в себя 3 уровня:

• республиканские (краевые, областные, автономных образований);

Ставки, порядок расчета, сроки уплаты и представления отчетности устанавливаются законодательными актами РФ, Министерством финансов РФ, местными финансовыми органами.

В настоящий момент налоговой системе РФ соответствуют следующие организационные принципы: принцип единства налоговой системы; принцип подвижности (эластичности); принцип стабильности; принцип множественности налогов.

Налоги и их функции отражают базисные отношения, которые используются государством в налоговой политике через широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, способов обложения, льгот и т. п.), составляющих налоговый механизм.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Разграничение налогов и их функций, с одной стороны, налоговой политики и налогового механизма, с другой, дает возможность понять объективность налогов и субъективную деятельность государства.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства. Она находится в постоянном движении и зависит от финансово-экономической политики государства. Настоящее время характеризуется постоянным пересмотром налоговой политики РФ.

Каждый налогоплательщик желает уменьшить свои налоговые отчисления. Существуют основные модели поведения налогоплательщика:

1) уклонение от уплаты налогов;

2) обход налогов;

3) налоговое планирование;

4) уплата налогов в соответствии с законодательством без применения специальных методов минимизации налоговых обязательств.

Налоговое планирование представляет собой организацию деятельности предприятия в целях минимизации налоговых обязательств на стабильный период, не нарушая законодательства. Право использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Процесс налогового планирования включает следующие этапы:

1) принятие решения о наиболее выгодном месте расположения предприятия (например, оффшорные центры, свободные экономические зоны).

Оффшорные центры — небольшие государства и территории, проводящие политику привлечения иностранных ссудных капиталов и предоставляющие налоговые и иные льготы только в отношении финансово-кредитных операций с иностранными резидентами и в иностранной валюте.

Свободные экономические зоны — специальные экономические зоны, ограниченная часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового и др. режимов), стимулирующие развитие промышленности и инвестирование иностранного капитала;

2) выбор организационно-правовой формы юридического лица;

3) текущее налоговое планирование - использование налоговых льгот при прогнозировании и определении облагаемого дохода, построение оптимальных схем хозяйственной деятельности, выбор наиболее благоприятных форм хозяйственных договоров.

Знание налоговой политики, законодательной базы данной страны дает

возможность свести налоги к минимуму;

4) рациональное размещение активов и прибыли; проблемы инвестирования и аккумулирования средств.

Например, инвестирование в государственные ценные бумаги по российскому законодательству освобождаются от налогов. Также освобождается от налогообложения прибыль, реинвестированная в техническое перевооружение, реконструкцию производства, научные исследования.

Читайте также: