Постановка на учет в качестве налогового агента

Опубликовано: 26.04.2024

Возможно проведение учета налогоплательщиков в инициативном или заявительном порядке.

Основания у физических лиц – не ИП

Действующим российским законодательством предусмотрена постановка на учет в налоговом органе всех плательщиков. Это могут быть как организации, так и частные физические лица, так и ИП.

Присваиваемый налоговый номер у плательщика не меняется, он является постоянным и индивидуальным – второго такого не существует. Сокращенная форма такого номера – ИНН.

Регулируется вопрос о постановке на налоговый учет, а также снятие с такого учета исключительно налоговым законодательством.

Идентификационный номер налогоплательщика присваивается по двум основаниям: на основании заявления самого лица и на основании сведений, которые предоставляют в налоговый орган соответствующие органы. При этом в обоих случаях постановка происходит абсолютно бесплатно, физическому лицу платить никакие госпошлины и прочие платы не нужно.

Налоговому органу на обработку сведений и постановки на учет дается ровно пять рабочих дней.

Нарушение сроков со стороны налоговых органов является нарушением законодательства.

Подача заявления может происходить как непосредственно в налоговом органе по месту жительства или месту нахождения имущества, так и в многофункциональном центре, который обязан передать заявление не позднее одного рабочего дня в УФНС.

Первичный идентификационный номер налогоплательщика выдается бесплатно, сроки сохраняются – 5 дней на обработку данных и выдачу свидетельства. При утере или порче восстановление (повторная выдача) возможна только после того, как физическое лицо заплатит установленную государством пошлину, размер которой необходимо уточнять в конкретном налоговом органе.

Содержащиеся сведения

Физическому лицу при заполнении заявления необходимо указать свои данные, которые будут зафиксированы в индивидуальном налоговом номере. К ним относятся:

  • ФИО;
  • место рождения и фактического жительства (следует понимать, как прописку);
  • дата рождения;
  • паспортные данные или данные другого документа, который удостоверяет личность (например, свидетельство о рождении, если получатель еще не получил паспорт);
  • пол и гражданство.

Примечательно, что при смене фамилии обращаться необходимо в тот же территориальный налоговый орган, который выдал идентификационный номер налогоплательщика, для замены свидетельства. При этом сам номер не изменится, поменяются только данные в нем.

Процедура замены бесплатная, государственную пошлину платить не придется. Если меняется место жительства, то обращаться для смены свидетельства нужно уже в новый налоговый орган, по новому месту жительства.

Обязанности, предписываемые налоговым органам

Согласно действующим нормам РФ, налоговый орган обязан принять заявление о постановке на налоговый учет. И в течение пяти рабочих дней плательщику – физическому лицу выдается первичное свидетельство о постановке на учет, в котором содержатся персональные данные.

Свидетельство выдается лично под роспись о получении. Составляется оно на гербовой бумаге с голографической печатью, подтверждающей подлинность документа.

Если плательщик обратился в налоговый орган посредством интернета или почты (заказным письмом), то налоговый орган обязан принять заявление и в течение тех же пяти дней обработать его: поставить плательщика на учет, и выдать свидетельство тем же путем, каким получил документы.

Примечательно, что плательщик может обратиться за получением документа лично - это его право.

Если обращается с заявлением представитель организации, то постановку на учет налоговый орган обязан осуществить в такой же срок – пять рабочих дней. В этот же период выдается идентификационный налоговый номер – ИНН, без которого деятельность организации не может осуществляться в полной мере.

При этом при наличии обособленных подразделений, постановке на учет подлежит каждое из них от организации, по месту их фактического/юридического нахождения. Как и вновь созданные компании или ИП, которые обязаны получить свидетельство по месту фактического/юридического нахождения.

В свидетельстве о налоговом номере организации проставляются следующие данные:

  • название организации по ЕГРЮЛ;
  • присвоенный налоговый номер и КПП (код учета);
  • номер ОГРН;
  • наименование налогового органа;
  • дату выдачи ИНН;
  • номер налогового органа.

Сотрудники налогового органа обязаны проверить предоставленные сведения, и только потом уже поставить на налоговый учет заявителя-организацию. Установленный законом срок на все действия – пять дней. Независимо от того, кто заявитель, и какие основания для учета.

Если в качестве инициатора по постановке на учет является не заявитель (следует понимать, как организацию, ИП или физическое лицо), а соответствующие органы, то налоговый орган обязан принять документы на рассмотрение и в течение пяти дней выполнить постановку на учет. И в этот же период выдать свидетельство плательщику, а не соответствующим органам.

Вариантов выдачи может быть несколько: обычной почтой (имеется в виду заказное письмо) или в сети интернет, а также лично заявителю под роспись. Налоговый орган не обязан уведомлять плательщика о том, что по сообщению соответствующих органов плательщик был поставлен на налоговый учет, но вручить ему свидетельство должен обязательно.

Если меняются сведения

Налоговый орган, во время обработки заявления, проверяет плательщика на достоверность предоставленных сведений. Так, если имеет место изменение сведений, то эти изменения при постановке на учет вносит именно налоговый орган по месту жительства или местонахождения организации. Все изменения берутся исключительно на основе тех данных, которые имеются в ЕГРЮЛ или ЕГРП, если речь идет об организации или ИП.

У налогового органа могут быть одни сведения, а в едином реестре они уже изменились. На основе этих новых данных налоговый орган (следует понимать, как территориальный: по месту нахождения, по месту ее обособленного подразделения, ИП или филиала) вносит изменения в свидетельство о номере. Это же касается иностранной компании, у которой есть представительство на территории РФ – изменения будут вноситься по месту нахождения представительства соответствующим налоговым органом.

Если изменения вносятся у обособленных подразделений, то инициатором о внесении изменений выступает сама организация (следует понимать, как организация РФ, а не иностранная организация), но изменения вносятся налоговым органом, к которому территориально относится обособленное подразделение. Исключение в данном случае составляют – филиалы и представительства каких-либо российских компаний.

Если изменения вносятся у частного лица, то выполняет эту функцию территориальный налоговый орган плательщика (имеется ввиду – по месту жительства по паспорту/прописке). При этом ему не обязательно подавать заявление, данные предоставляются соответствующими органами, которые осуществляют контроль за плательщиками.

Снятие с учета и сроки по снятию

Существует несколько видов оснований, по которым происходит снятие с налогового учета. Процедура проводится тем же территориальным налоговым органом, который и выдал первичное свидетельство.
К таким основаниям относят изменение места жительства или нахождения плательщика.

Например, организация сменила место своего нахождения и уведомляет об этом все заинтересованные инстанции. В этом случае налоговый орган снимает с учета организацию. Обязанностью организации является по новому месту нахождения встать на учет заново с присвоением номера.

Срок на снятие организации или любого другого плательщика с учета составляется пять рабочих дней. В этот период налоговый орган снимает с учета:

  • физических лиц;
  • российские организации;
  • иностранные организации с представительством на территории России;
  • нотариуса, который осуществляет частную практику;
  • иностранные организации, которые работают через аккредитованные филиалы на территории России.

По новому месту жительства или нахождения уже новый территориальный налоговый орган осуществляет постановку на учет на основании тех данных, которые получены от первичного или предыдущего налогового органа.

В результате налоговый номер у плательщика не меняется, однако само свидетельство заменяется новым.

В нем прописываются новые данные, но сам номер остается неизменным – он присваивается и закрепляется на всю жизнь.

Если организация прекращает свою деятельность, реорганизовывается или ликвидируется, то снятие с учета происходит только на основании сведений ЕГРЮЛ, которые берутся за основу. Такое же правило применяется к ИП, которые прекращают свою деятельность. Основанием для снятия с учета здесь выступают сведения из ЕГРП.

Если в ходе прекращения деятельности в отношении иностранной компании или российской компании проводится какая-либо налоговая проверка, то снятие с учета происходит не раньше, чем эта проверка закончится.

При этом проверка может носить как камеральный, так и выездной характер. На время проверки за плательщиком сохраняется его налоговый номер, поскольку без него провести полноценную проверку не получится, а данные будут недостоверными и неверными.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


Налоговый агент по НДС — это лицо, обязанное исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС с доходов плательщика налога. О том, какие обязанности предусмотрены для налоговых агентов по НДС, какие нужно делать бухгалтерские проводки по начислению и уплате налога, читайте в нашей статье.

Перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами по НДС (ст. 161 НК РФ)

В соответствии со ст. 161 НК РФ, лицо (организация или индивидуальный предприниматель), состоящее на учете в налоговых органах, признается налоговым агентом по НДС в том случае, если оно:

  • приобретает товары (работы, услуги) у иностранного лица, не зарегистрированного в качестве налогоплательщика на территории РФ, с целью их последующей реализации на территории РФ (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ);
  • осуществляет операции (аренду, покупку, передачу) с имуществом, принадлежащим органам государственной власти Российской Федерации, субъектам, муниципалитетам и органам местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • продает имущество по решению суда (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • реализует конфискованное имущество, бесхозяйные и скупленные ценности, клады и ценности, принадлежащие государству на праве наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • ведет посредническую деятельность по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и участвует в расчетах с иностранными лицами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.10.2018 — при предоставлении на территории РФ железнодорожного подвижного состава или контейнеров на основании договоров поручения, комиссии или агентских договоров (п. 5.1 ст. 161 НК РФ);
  • владеет судном на 46-й календарный день после перехода права собственности на него, если оно в течение 45 дней с момента перехода права собственности не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.01.2018 — покупатели сырых шкур животных, лома и отходов черных (цветных) металлов, вторичного алюминия и его сплавов (п. 8 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.01.2019 — покупатели макулатуры (п. 8 ст. 161 НК РФ).

Как налоговые агенты по НДС работают также лица, применяющиеся специальные режимы налогообложения (ЕСХН, УСНО, ПСН), или лица, освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 и 145.1 НК РФ (ст. 161 НК РФ). Также можно посмотреть письма Минфина России:

  • от 30.12.2011 № 03-07-14/133;
  • от 05.10.2011 № 03-07-14/96;
  • от 28.06.2010 № 03-07-14/44;
  • от 22.06.2010 № 03-07-08/181;
  • от 26.05.2010 № 03-07-14/38;
  • от 29.04.2010 № 03-07-14/30.

НДС у налогового агента: проводки

Одна из наиболее распространенных ситуаций, когда организация или ИП становится налоговым агентом, — ­это аренда имущества у органов государственной власти. НДС у налогового агента — проводки в этой ситуации могут быть сформированы следующим образом:

Перечислен аванс арендодателю за квартал

Налоговым агентом начислен НДС и выставлен счет-фактура по выданному авансу

Перечислен НДС налоговым агентом

Начислена арендная плата за месяц

Налоговым агентом выделен входной НДС со стоимости аренды за месяц

Принят НДС к вычету

  • 60.01 — расчеты с поставщиками;
  • 60.02 — расчеты с поставщиками по авансам выданным;
  • 76НА — расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента;
  • 68.32 — НДС при исполнении обязанностей налогового агента;
  • 68.02 — расчеты с бюджетом по НДС;
  • 19.04 — НДС по приобретенным работам, услугам.

Уплата НДС налоговым агентом

Перечень обязанностей налогового агента по НДС установлен Налоговым кодексом РФ (п. 3 ст. 24 НК РФ).

Главная обязанность агентов заключается в исчислении, удержании и перечислении в бюджет налога (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). Для реализации основной функции налоговый агент по НДС должен удержать налог из денежных средств налогоплательщика, находящихся в его распоряжении.

За лиц, не признаваемых плательщиками НДС, уплачивать налог не нужно. Так, налог не уплачивается при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного лица, не являющегося предпринимателем (письмо Минфина России от 05.03.2010 № 03-07-08/62), а также при реализации арестованного имущества физического лица (письмо Минфина России от 18.11.2010 № 03-07-14/81).

Если в данном налоговом периоде выплаты в пользу налогоплательщика не производились, удержание налога невозможно. В такой ситуации вместо удержания НДС налоговый агент обязан предоставить сведения о невозможности удержания сумм налога на выплаты налогоплательщика с указанием суммы задолженности по неисполненным перед бюджетом обязательствам (подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Эти сведения представляются в течение месяца со дня обнаружения факта невозможности удержания НДС.

Представление декларации по НДС

Еще одной обязанностью налогового агента по НДС является представление декларации по НДС независимо от того, является компания налогоплательщиком НДС или нет (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Если налоговому агенту по НДС приходится одновременно исполнять обязанности плательщика этого налога по характеру своей деятельности либо в силу п. 5 ст. 173 НК РФ, то декларация должна представляться в электронном виде (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Если налоговый агент по НК РФ не является плательщиком НДС или освобожден от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС, то в определенных случаях он может подавать декларацию и на бумажном носителе (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Как получить вычет в отчетном году налоговому агенту

НК РФ в ст. 171 содержит норму, согласно которой налоговому агенту по НДС предоставлено право на получение вычета в размере уплаченной суммы. Право на вычет возникает при одновременном соблюдении следующих условий:

  • Налоговый агент состоит на учете в налоговых органах и является плательщиком НДС (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ).

Налоговые агенты, применяющие спецрежимы (УСН, ЕСХН, патентную систему налогообложения) или освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 , 145.1, 149 НК РФ, удержанный НДС принять к вычету не могут, так как не исполняют обязанности налогоплательщика по НДС.

  • В наличии платежные документы, подтверждающие, что удержанный НДС был перечислен в бюджет (абз. 3 п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
  • Приобретаемое имущество, работы, услуги используются для деятельности, которая облагается НДС (абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ).

При аренде имущества для операций, местом реализации которых территория РФ не является, уплаченные суммы принять к вычету нельзя (письмо Минфина России от 24.02.2009 № 03-07-08/41).

  • Налоговый агент правильно выставил счет-фактуру за продавца (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ).
  • Налоговый агент принял к учету товары (работы, услуги) (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Не имеют права на вычет удержанного и уплаченного НДС налоговые агенты, которые реализуют (п. 3 ст. 171, пп. 4, 5 ст. 161 НК РФ):

  • конфискованное имущество;
  • имущество, реализуемое по решению суда (за исключением реализации имущества должников-банкротов);
  • бесхозяйные ценности, клады, скупленные ценности;
  • ценности, перешедшие по праву наследования государству;
  • в качестве посредников (с участием в расчетах) товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете

Нередко встает вопрос о том, нужно ли налоговому агенту получать вычет в отчетном периоде или можно перенести его на более поздний период. Ответ на этот вопрос дал Минфин России в письмах от 17.11.2016 № 03-07-08/67622, от 09.04.2015 № 03-07-11/20290. В них разъяснено, что вычет «агентского» НДС можно заявить только в том квартале, в котором выполнены условия для этого вычета. Переносить вычет на более поздние периоды нельзя.

Налоговый агент может заявить вычет после уплаты налога в бюджет при условии соблюдения остальных условий для вычета (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.) В общем случае уплата налоговым агентом удержанного НДС производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Следовательно, удержанный и уплаченный НДС может быть поставлен к вычету только по итогам того периода, в котором налоговый агент перечислил налог в бюджет (то есть не раньше квартала, следующего за кварталом, за который подана декларация, где определена налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате налоговым агентом).

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если организация не выполняет обязанности налогового агента по НДС, то она может быть привлечена к ответственности в виде наложения штрафа. Данная норма распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей предусмотрена ст. 119, 119.1, 123, 126 НК РФ. При возникновении недоимки на сумму задолженности налоговому агенту начисляются пени (пп. 1, 2, 7 ст. 75 НК РФ).

Итоги

При совершении некоторых операций организации и ИП становятся налоговыми агентами по НДС, обязанными удержать налог у налогоплательщика, перечислить его в бюджет и подать декларацию в налоговые органы. В большинстве случаев, налоговые агенты могут заявить удержанный НДС после уплаты к вычету из бюджета, но из этого правила есть исключения, рассмотренные в данной статье. Вычет НДС, удержанного налоговым агентом, можно заявить только в том периоде, когда возникло право на него, перенести его на будущее нельзя.

Федеральная налоговая служба о порядке заполнения справок о доходах физических лиц по форме № 2-НДФЛ налоговыми агентами, состоящими на учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, и сообщает следующее.

Пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) установлена обязанность налоговых агентов представлять сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов в налоговый орган по месту своего учета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

При этом правом определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, как следует из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 83 Кодекса, наделено Министерство финансов Российской Федерации.

Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (далее - Особенности) утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 85н.

В соответствии с пунктом 1 Особенностей постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Пунктом 5 Особенностей определено, что при постановке на учет крупнейшего налогоплательщика межрегиональной (межрайонной) инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам крупнейшему налогоплательщику присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), что удостоверяется выдачей крупнейшему налогоплательщику Уведомления о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика.

В соответствии с абзацем 8 раздела II Рекомендаций по заполнению формы 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20__ год", утвержденных Приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@, в п. 1.1 для налоговых агентов - организаций отражается идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) и код причины постановки на учет (далее - КПП) (указываются через разделитель "/"), а для налоговых агентов - физических лиц указывается ИНН.

Таким образом, налоговым агентам, состоящим на учете в межрегиональных (межрайонных) инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в пункте 1.1 справок о доходах физических лиц по форме № 2-НДФЛ следует указывать КПП, присвоенный при постановке на учет в межрегиональной (межрайонной) инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

При этом следует иметь в виду, что, в случае если сведения о доходах заполняются организацией, состоящей на учете в межрегиональных (межрайонных) инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, на физических лиц, получающих доходы от обособленного подразделения этой организации, в пункте 1.1 Справки о доходах физического лица по форме № 2-НДФЛ указывается КПП по месту учета организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

О порядке постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика

В опубликованном письме ФНС России разъяснила, как следует заполнить пункт 1.1 «ИНН/КПП для организации или ИНН для физического лица» справки 2-НДФЛ налоговому агенту, являющемуся крупнейшим налогоплательщиком. Разъяснения ФНС России построены на основании двух документах:

  • Особенностях постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, которые утверждены приказом Минфина России от 11.07.2005 № 85н (далее – Особенности);
  • Рекомендациях по заполнению формы 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год», утвержденных приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@ (далее – Рекомендации).

Требования Рекомендаций

В пункте 1.1 для налоговых агентов – организаций, в соответствии с абзацем 8 раздела II Рекомендаций, отражается ИНН и код причины постановки на учет. При этом ИНН и КПП указываются через разделитель «/».

Согласно Особенностям, постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в специальном учреждении. А именно, в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением плательщиками налогов законодательства о налогах и сборах. При постановке на учет крупнейшему налогоплательщику упомянутое учреждение присваивает новый КПП. Это удостоверяется выдачей указанному лицу Уведомления о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Справка: Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика (форма № 9-КНУ), утверждена приказом ФНС России от 26.04.2005 № САЭ-3-09/178@.

Таким образом, налоговым агентам – крупнейшим налогоплательщикам в пункте 1.1 справок № 2-НДФЛ следует указывать тот КПП, который им присвоен при постановке на учет в межрегиональной (межрайонной) инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

При этом ФНС России в опубликованном письме обращает внимание на следующий момент. Допустим, сведения о доходах заполняются крупнейшим налогоплательщиком, являющимся организацией с обособленным подразделениям, и на физических лиц, получающих доходы от обособленного подразделения этой организации. Тогда в пункте 1.1 Справки № 2-НДФЛ необходимо указать КПП по месту учета организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Отметим, что в письме от 20.08.2012 № ЕД-4-3/13702 ФНС России разъяснила, что при заполнении справки о доходах, полученных работником от выполнения трудовых обязанностей в обособленном подразделении организации, указываются:

  • в пункте 1.1 раздела 1 справки - ИНН организации, КПП по месту нахождения ее обособленного подразделения;
  • в пункте 1.3 раздела 1 справки - код ОКАТО по месту нахождения обособленного подразделения.

Кроме того, справки о доходах, источником выплаты которых является головной офис, следует представлять в налоговый орган по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика. В пункте 1.1 справки следует отражать КПП, который присвоен организации при постановке на учёт в указанном качестве.

Напомним, что справки 2-НДФЛ налоговые агенты подают в ИФНС ежегодно не позднее 1 апреля (ст. 216, п. 2 ст. 230 НК РФ).

Критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам

Критерии, по которым организацию можно отнести к категории крупнейших налогоплательщиков, установлены в приказе ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@. Согласно им, в целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются:

  • показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
  • взаимозависимость между организациями.

В частности, к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, относятся организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности за отчетный год имеет следующее значение:

  • суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 млрд. рублей;
  • суммарный объем полученных доходов (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 млрд. рублей;
  • активы превышают 20 млрд. рублей.

К организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых:

  • суммарный объем полученных доходов (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 1 млрд. рублей до 20 млрд. рублей включительно;
  • активы находятся в пределах от 100 млн. рублей до 20 млрд рублей включительно, либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 млн. рублей до 1 млрд. рублей.

Постановка на учет иностранной организации

Согласно пункту 3 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции, действующей с 1 января 2019 года, иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 данной статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, самостоятельно производят исчисление и уплату налога на добавленную стоимость, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена в соответствии со статьей 174.2 Кодекса на налогового агента.
В соответствии со статьей 174.2 Кодекса налоговыми агентами признаются иностранные организации-посредники, указанные в пункте 3 статьи 174.2 Кодекса, а также российские организации, индивидуальные предприниматели-посредники, указанные в пункте 10 статьи 174.2 Кодекса.
При этом пункт 9 статьи 174.2 Кодекса, предусматривавший, что при приобретении у иностранной организации услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, российская организация, индивидуальный предприниматель - покупатель услуг выступает налоговым агентом по уплате налога на добавленную стоимость, утратил силу с 1 января 2019 года.
Согласно пункту 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, и осуществляющая расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, а также иностранная организация - посредник, признаваемая налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 174.2 Кодекса, подлежат постановке на учет в налоговом органе на основании заявления о постановке на учет и иных документов. Заявление о постановке на учет данная организация должна подать в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания "электронных" услуг. ФНС России в Письме от 22.09.2017 N ЕД-4-15/19095 отметила, что для установления даты начала оказания услуг в электронной форме налоговая инспекция в соответствии с п. 8.5 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки вправе истребовать у иностранной организации:

  • документы, подтверждающие, что местом и датой оказания услуг, перечисленных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, признается территория РФ;
  • иную информацию (сведения) относительно таких услуг.

На сайте ФНС действует электронный сервис "НДС-офис интернет-компаний", с помощью которого зарубежные интернет-компании могут подать заявление о постановке на учет в российских налоговых органах. Для постановки на учет иностранной компании необходимо заполнить заявление с помощью данного сервиса и приложить выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа.
После постановки на учет иностранной компании будет также доступен личный кабинет, с помощью которого иностранные компании смогут представлять декларации по НДС, обмениваться документами, письмами с налоговым органом и т.д.
"НДС-офис интернет-компаний" и личный кабинет доступны на русском и английском языках.
Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом, влечет привлечение к налоговой ответственности, установленной ст. 116 НК РФ (Письмо ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937).
Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом, влечет привлечение к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
Нарушение налогоплательщиком установленного Налоговым кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
Иностранные организации рассчитывают НДС (п. п. 2, 3, 5 ст. 174.2 НК РФ) по формуле: НДС = стоимость электронных услуг с НДС*16,67%.
НДС нужно рассчитывать на последний день квартала, в котором поступила оплата (предоплата) за услуги (ст. 163, п. 4 ст. 174.2 НК РФ).
Стоимость услуг в иностранной валюте нужно пересчитывать в рубли по курсу Банка России также на последний день квартала, в котором поступила оплата (предоплата) (п. 4 ст. 174.2 НК РФ).
Иностранные компании платят НДС не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 163, п. 7 ст. 174.2 НК РФ).

Нужна консультация? Оставьте заявку

Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов

В соответствии со ст. 83 НК организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. При этом организации и индивидуальные предприниматели (ИП) должны встать на учет независимо от возникновения у них обязанности по уплате налогов.

Следует также иметь в виду, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана встать на учет по месту нахождения каждого такого подразделения, только в том случае, если организация уже не состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения по другим основаниям, предусмотренным НК РФ.

Постановка на учет организации и ИП по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Следует отметить, что именно ФНС является тем органом, который уполномочен Правительством РФ осуществлять одновременно государственную регистрацию и юридических лиц, и ИП.

В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110, свидетельство о постановке на учет в качестве налогоплательщика организациям и ИП выдается налоговым органом одновременно со свидетельством о регистрации юридического лица либо ИП.

Торгово-промышленные палаты, общественные объединения (в том числе политические партии и профсоюзы), а также религиозные организации имеют особый порядок регистрации. В данном случае решение о регистрации принимается Министерством юстиции РФ либо его территориальными органами, а не органами ФНС. После принятия решения о регистрации юридического лица органы юстиции направляют один экземпляр документов (заявление о государственной регистрации, протокол, договор и иной документ о создании юридического лица, учредительные документы, квитанция об уплате государственной пошлины) в Управление ФНС по субъекту РФ для выписки свидетельства о регистрации и включения записи в ЕГРЮЛ. Поскольку внесение записей в ЕГРЮЛ осуществляют управления ФНС России, а внесение записей в ЕГРН — инспекции ФНС России по месту нахождения регистрируемого лица, выдача свидетельства о постановке на налоговый учет производится не одновременно с выдачей свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, а в течение пяти дней.

Ведение реестра налогоплательщиков имеет свою особенность, заключающуюся в том, что налогоплательщик самостоятельно в налоговый орган данные представляет только частично, все основные данные о нем вносятся на основании данных из ЕГРЮЛ или ЕГРИП либо на основании данных, полученных от других органов государственной власти или организаций.

Виды сведений, сроки их предоставления и ответственные за их предоставление государственные органы, учреждения, организации и физические лица приведены в таблице.

Сведения о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность и об изменении персональных данных

Сведения о фактах подачи гражданином заявления об утрате документа, удостоверяющего личность

В течение 5 дней со дня выдачи нового документа (кроме случаев, когда документ был утрачен)

В течение 3 дней со дня подачи заявления об утрате документа

На основании данных из ЕГРЮЛ организация ставится на учет по месту ее нахождения. Однако как у организаций, так и у других налогоплательщиков (ИП, физических лиц) существует обязанность постановки на учет и по другим основаниям, в частности по месту нахождения обособленных подразделений организации, по месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и по иным основаниям, предусмотренным НК. Также имеются особенности при постановке на учет крупнейших налогоплательщиков, которые определяются Минфином.

Всем налогоплательщикам, как юридическим, так и физическим лицам, присваивается специальный номер — идентификационный номер налогоплательщика. Кроме того, для организаций вводится дополнительный номер — код причины постановки на учет. Введение дополнительного номера связано с тем, что одна и та же организация может состоять на учете в нескольких налоговых органах по различным основаниям.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) имеет следующую структуру:

  • первые четыре цифры обозначают код налогового органа, который присвоил ИНН;
  • следующие цифры (для организаций — пять знаков, для физических лиц — шесть знаков) представляют собой порядковый номер записи в ЕГРН;
  • последние цифры (для организаций — один знак, для физических лиц — два знака) являются контрольным числом, которое рассчитывается по специальному алгоритму.

Код причины постановки на учет (КПП) представляет собой девятизначный цифровой код, который состоит из следующей последовательности цифр:

  • первые четыре цифры — код налогового органа, который осуществил постановку на учет по соответствующей причине;
  • последующие две цифры обозначают причину постановки на учет;
  • последние три цифры являются порядковым номером постановки на учет в налоговом органе по соответствующей причине.

Две цифры, которыми обозначена причина постановки на учет, могут принимать значения от 01 до 50 для российских организаций и от 51 до 99 для иностранных организаций.

Постановка на учет в налоговом органе физических лиц по месту жительства осуществляется в тех случаях, когда на физическое лицо возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы, а также независимо от возникновения такой обязанности при условии, что такое лицо зарегистрировано в качестве ИП.

Постановка на учет в налоговом органе по месту жительства физических лиц, не являющихся ИП, и присвоение им ИНН может производиться на основании:

  1. сведений советов адвокатских палат об адвокатах, органов юстиции о частных нотариусах, соответствующих органов о наличии в собственности физических лиц недвижимого имущества и транспортных средств, сведений о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения;
  2. сведений соответствующих органов о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах их рождения, а также об установлении опеки над физическими лицами и управлении их имуществом, при наличии документированной информации о возложении на это лицо обязанности уплачивать налоги (сборы);
  3. заявления физического лица о выдаче документа, подтверждающего присвоение ИНН.

В первых двух случаях после постановки на учет налоговый орган выдает (направляет по почте с уведомлением о вручении) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства по форме № 09-2-3, а в третьем случае — свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме № 09-2-2 или иной документ, подтверждающий присвоение ИНН. При этом физические лица, получившие уведомления о постановке на учет по месту жительства, вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о получении свидетельства о постановке на учет или иного документа, подтверждающего присвоение ИНН, в том числе в отношении ребенка в возрасте до 14 лет.

Постановка на учет, внесение сведений в ЕГРН производятся в течение пяти дней с момента получения указанных выше сведений или заявления физического лица.

Налоговые органы, осуществившие постановку на учет физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также по иным основаниям, обязаны сообщить об этом факте по каналам связи налоговому органу по месту жительству физического лица в течение одного рабочего дня со дня постановки на учет в данном налоговом органе. Если до этого момента физическое лицо не было поставлено на учет по месту жительства, то налоговый орган осуществляет постановку его на учет в течение двух дней со дня поступления сведений от налогового органа по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств.

Если физическое лицо, которому принадлежит недвижимое имущество и (или) транспортные средства, не имеет места жительства на территории РФ, ИНН присваивается налоговым органом по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства.

Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту их пребывания, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет. Для физических лиц — иностранных граждан или лиц без гражданства, зарегистрированных в качестве ИП и имеющих разрешение на временное проживание в РФ, адрес временного проживания приравнивается к адресу места жительства.

Постановка на учет физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП в налоговом органе по месту их жительства, осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП. Налоговый орган обязан осуществить его постановку на учет с присвоением ИНН или использованием ранее присвоенного ИНН, внести сведения в ЕГРН. Одновременно выдаются (направляются по почте) свидетельство о постановке на учет физического лица по месту жительства на территории РФ по форме № 09-2-2, уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме № 09-2-3 и свидетельство о государственной регистрации физического лица как индивидуального предпринимателя.

Если физическому лицу, зарегистрированному в качестве ИП, ранее было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве ИП ему выдается (направляется по почте) только уведомление о постановке на учет физического лица по месту жительства.

Аналогично осуществляется постановка на учет частного нотариуса и адвоката, учредившего адвокатский кабинет, которые согласно п. 2 ст. 11 НК отнесены к индивидуальным предпринимателям.

Сведения об ИНН и КПП организации или ИНН физического лица, зарегистрированного в качестве ИП, а также дате постановки на учет организации и ИП (за исключением частного нотариуса и адвоката, учредившего адвокатский кабинет) в качестве налогоплательщика включаются соответственно в ЕГРЮЛ или ЕГРИП на основании сведений, содержащихся в ЕГРН, не позднее рабочего дня, следующего за днем постановки на учет организации или физического лица, зарегистрированного в качестве ИП.

Присвоенный организации или физическому лицу ИНН не может быть повторно присвоен другой организации или другому физическому лицу.

ИНН может быть признан недействительным:

  • в случае внесения изменений в нормативные правовые акты РФ;
  • в случае обнаружения у организации или физического лица более одного ИНН;
  • при снятии с учета организации в случае ее ликвидации;
  • при снятии с учета организации в случае прекращения деятельности в результате реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования;
  • при снятии с учета физического лица в случае его смерти.

ИНН, которые признаны недействительными, размещаются на WEB-сайтах управлений ФНС России по субъектам РФ.

ИНН при изменении места нахождения организации или при изменении места жительства физического лица не изменяются.

Снятие с учета организации и физического лица, зарегистрированного в качестве ИП, соответственно по месту нахождения и месту жительства осуществляется на основании выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП в порядке, представленном на рисунке.

Сведения о снятии налогоплательщика с учета направляются по каналам связи в налоговый орган по новому месту нахождения организации (месту жительства физического лица) не позднее рабочего дня, следующего за днем снятия налогоплательщика с учета, а учетное дело направляется в трехдневный срок. Кроме того, налоговый орган по прежнему месту нахождения организации (месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве ИП) направляет сведения о снятии налогоплательщика с учета и выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в налоговые органы, в которых организация или ИП состоит на налоговом учете по иным основаниям.

Постановка на учет организации (ИП) по новому месту нахождения (месту жительства) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Снятие с учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае прекращения деятельности через это подразделение производится по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

Снятие с учета налогоплательщиков по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляется на основании сведений соответствующих органов в течение пяти дней с момента их поступления.

Физическое лицо, не относящееся к ИП, а также частный нотариус, адвокат снимаются с учета на основании сведений о факте регистрации по новому месту жительства, полученных от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке, представленном на рисунке.

Внесение изменений о физическом лице, не относящемся к ИП, а также о частном нотариусе или адвокате учитывается на основании сведений соответствующих органов, указанных в ст. 85 НК.

Сведения, содержащиеся в государственных реестрах налогоплательщиков (ЕГРН), юридических лиц (ЕГРЮЛ), индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), могут предоставляться пользователям

в порядке, предусмотренном соответствующими постановлениями Правительства РФ.

Читайте также: