Анализ динамики таможенных пошлин на примере мясной продукции

Опубликовано: 13.05.2024

Каждому импортеру известно, что импорт мяса на территорию России невозможен без прохождения процедуры таможенного оформления. Мясо – особый продукт, требующий специальных условий перевозки и имеющий ограниченный срок хранения. Кроме того, при перемещении через границу мясо подвергают ветеринарной экспертизе, оценивая его характеристики и соответствие государственным стандартам.

Особенности таможенного оформления

На пункте таможенного контроля груз и транспортное средство, на котором оно перевозится, досматривают. На предварительном этапе выполняется подготовка к досмотру, которая включает следующие этапы:

Регистрацию. Декларант должен подать заявку на декларирование, сообщив в документальном виде информацию о перевозимом грузе.

Определение кода ТН ВЭД. Груз классифицируют согласно товарной номенклатуре. По классификационному коду в дальнейшем определяют ставки пошлины и НДС.

Определение таможенной стоимости. Декларанту необходимо указать таможенную стоимость груза. Именно от таможенной стоимости рассчитываются пошлина и НДС.



Затем уже начинается непосредственно процесс таможенного оформления:

Проверяются документы. Таможенный инспектор изучает документацию, сверяя данные между собой. Особое внимание уделяется таможенной стоимости. Если она окажется подозрительно низкой, ее придется доказывать, например, предъявив чеки. Чтобы этого не произошло, необходимо знать проходную стоимость, т.е. нижний порог таможенной стоимости для каждого типа продукции.

Проводится досмотр груза и транспортного средства. Проверяется соответствие груза документам по характеристикам и количеству.

Выпуск. На основании проведенного контроля документации и досмотра груза принимается решение о выпуске продукции с территории таможни.

Избежать процедуры таможенного оформления нельзя. Если продукция будет ввезена без растаможки, ее реализация признается незаконной и, в случае обнаружения, она будет конфискована в пользу государства.

Обратите внимание! Мясо подлежит ветеринарному контролю, поэтому для его растаможки нужно выбрать таможенный пункт, оборудованный лабораторией.

Если с документами нет проблем, срок растаможки составит не более 1 дня. А если обратиться к таможенному брокеру, то дело можно уладить за 3-4 часа. Как раз для мясной продукции срок таможенного оформления играет важную роль.

Важно! В накладной необходимо указать температуру хранения мяса. В противном случае с сотрудников склада снимается какая-либо ответственность.

Не следует забывать о продукции из стран санкционного списка. Она пока запрещена к ввозу в РФ. Сюда относится сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, в том числе мясо.

Важно также знать, что мясо подлежит обязательной сертификации. Необходимо будет оформить сертификат соответствия ТР РФ, получить ветеринарный сертификат и декларацию соответствия.

Документы для растаможки

На таможне при растаможке мясной продукции необходимо предъявить:

свидетельство о госрегистрации;

разрешение на импорт, а также ряд дополнительных документов.

Ветеринарный контроль



Для мясной продукции это обязательный этап. Он выполняется до начала непосредственного процесса таможенного оформления, сразу после ввоза товара на территорию Таможенного Союза и включает в себя несколько видов контролирующих мероприятий:

Документальный контроль. Проверяется наличие и правильность заполнения документов: импортного ветеринарного сертификата, разрешения Россельхознадзора на ввоз.

Досмотр. Проверяется наличие маркировки и информация, представленная на ней: наименование, контактные данные получателя, производителя, отправителя, CMR или авианакладная. При обнаружении несоответствий или отсутствия маркировки применяются административные санкции, а продукция задерживается на таможне до оплаты штрафа. Если штрафы не будут оплачены и нарушения не устранятся, ввоз запретят.

Лабораторный контроль. Проверяются в лабораторных условиях образцы продукции, чтобы подтвердить качество мяса и исключить ввоз инфекции на территорию РФ.

Необходимо представить следующие документы:

ветеринарное свидетельство страны происхождения.

Результатом ветеринарного контроля является решение о дальнейшей судьбе груза. Он может быть возвращен, запрещен к ввозу, пропущен или задержан. Продолжительность ветеринарного контроля составляет до 1,5 часов. Выдается ветеринарный сертификат, оформленный на двух языках: русском и языке импортера.

Обратите внимание! Даже если имеется действующий сертификат, может быть проведена дополнительная проверка.

Определение кода ТН ВЭД



Мясо относится к товарной группе 02. В соответствии с классификационным кодом определяется ставка таможенной пошлины и НДС. Величина НДС составляет от 10 до 20% от таможенной стоимости, варьируясь в зависимости от преференций, предоставляемых стране импорта. Ставка пошлины изменяется от 0 до 80%.

Таблица ТН ВЭД по мясу

Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное

Мясо крупного рогатого скота, замороженное

Свинина свежая, охлажденная или замороженная

Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы свежие, охлажденные или замороженные

Мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое

Перевозка



Перевозка и хранение мясной продукции осложняется необходимостью поддержания определенного температурного режима. Важно проконтролировать, указаны ли требования к температурному режиму в накладной, поскольку сотрудники склада при помещении товара на СВХ ориентируются именно на них. К примеру, оптимальная температура хранения для охлажденного мяса говядины – 0-2 градуса.

Транспортировка мяса в охлажденном и парном виде возможна на короткие расстояния. На расстояния средней дальности можно транспортировать мясо в охлажденном или подмороженном виде. В этом случае поддерживается температура от -5 до +5 градусов. Если мясо перевозится на дальние расстояния, его замораживают при температуре -18 градусов и соблюдают указанный температурный режим при перевозке.

Ввиду этих требований транспортировка мяса производится с помощью рефрижераторных установок и изотермических фургонов, тщательно продезинфицированных и подготовленных, в которых обеспечивается вентиляция внутреннего пространства.

Услуги СБ Карго

Специалисты СБ Карго знают, как перевезти и растаможить мясо, чтобы оно не испортилась в пути. Мы работаем со всеми типами мясной продукции. Нам известны все тонкости ее хранения и таможенного оформления, включая обеспечение необходимых условий при транспортировке и заканчивая размещением на складе СВХ.

Таможенное оформление мяса

Таможенное оформления мяса – это специфическая процедура, проходящая в несколько этапов. В ходе очистки продукции груз помещается под определенный таможенный режим. Проходит таможенное оформление мяса в четком соответствии с установленными правилами ТК ТС РФ. Основная задача процедуры – легализация товара и получение разрешения на его дальнейшее использование.

Стандартный процесс по очистке мясной продукции включает следующие процедуры:

  • предъявление обязательных таможенных документов
  • прохождение проверки
  • составление заявки на декларирование
  • проверку таможенных документов
  • очистку с учетом количественных и качественных характеристик груза
  • классифицирование
  • определение пошлины и ее уплату

Компания DMlogist успешно решает вопросы по оформлению грузов, любой категории. Мы работаем со скоропортящимися товарами, учитывая их специфику. Услуги по таможенному оформлению мяса предоставляются на общих основаниях. За процесс быстрого и ответственного прохождения подконтрольного пункта отвечают таможенные брокеры. Многолетний опыт с персональными наработанными схемами, позволяет решать вопросы любой сложности.

В услуги по таможенному оформлению мяса входит правовая поддержка декларанта. Мы отстаиваем права клиентов, но только в случае, если они не перечат установленному законодательству. Работа с декларантом осуществляется в направлении:

  • импорт мяса в РФ выпуск для внутреннего потребления
  • экспорт мяса из РФ таможенная процедура – экспорт

Квалификация сотрудников наряду с отработанными практическими навыками, исключает непредвиденные ситуации и ускоряет процесс доставки груза. Мы работаем со всеми типами продукции, включая скоропортящиеся товары. По отношению к мясной продукции применимы только два основных таможенных режима:

  • растаможка мяса, ввозимых из-за рубежа
  • затаможка мяса, вывозимых на экспорт

Таможенные брокеры осуществляют предварительную оценку груза, с учетом качественных и количественных характеристик. На основании полученных данных, разрабатывается персональный алгоритм действий. В своей работе мы учитываем уровень аккредитации участника ВЭД и специфику товаров. Лицензия установленного образца позволяет нам работать с:

Документы для таможенного оформления мяса:

Таможенное оформление мяса
Мя́со — скелетная поперечно-полосатая мускулатура животного с прилегающими к ней жировой и соединительной тканями, а также прилегающей костной тканью (мясо на костях) или без неё (бескостное мясо). Также, мясом иногда называют некоторые субпродукты: языки, печень, почки, мозги, сердце, диафрагмы, мясо голов и пищевода и т. д. Мясо используется преимущественно как пищевой продукт.

Растаможка мяса

Растаможка мяса состоит из стандартизированных операций, установленных ТК ТС РФ. Этапы таможенного оформления должны быть пройдены в обязательном порядке. Ответственность за беспрепятственное пересечение подконтрольного пункта ложится на декларанта или таможенного брокера. Подключение услуг по растаможке мяса позволяет сократить расходы и минимизировать непредвиденные ситуации.

Компания DMlogist специализируется на растаможке мяса и мясной продукции. Мы работаем на современном рынке таможенно-брокерских услуг на протяжении нескольких лет. Наличие лицензии и внесение в базу ФТС, позволяет специалистам предоставлять услуги по растаможке мяса всем категориям субъектов ВЭД.

В обязанности специалистов входит:

  • регистрация груза на подконтрольном пункте. Декларант или представитель, обязан составить заявку на декларирование. В документе содержится полная информация о перевозимой категории груза, с учетом общих характеристик
  • кодировка товаров. Принадлежность груза к определенной классификационной группе облегчает процесс определения пошлины и НДС. Кодировка товаров осуществляется на основании ТН ВЭД
  • прохождение валютного контроля. Декларант или представитель, обязан самостоятельно определить таможенную стоимость груза. Это необходимо для дальнейшего расчета обязательных импортных и экспортных пошлин.

Расчет осуществляется на основании классификации, количественных и качественных характеристик;

  • контроль корректности. Основная задача этого этапа – определение достоверности указанной информации. Слукавить не удастся, любые попытки самостоятельно снижения таможенной стоимости и указание некорректной информации карается на законодательном уровне
  • составление договора и выпуск продукции. Это завершающий этап на пути таможенного оформления. Его основная задача – выдача разрешения для дальнейшей реализации груза.

Особенности таможенного оформления мяса

Таможенное оформление мясной продукции сопровождается некоторыми нюансами. Так, для пересечения подконтрольного пункта, декларант или уполномоченный представитель обязан предоставить следующие данные:

  • ветеринарный сертификат
  • декларацию соответствия
  • свидетельство о государственной регистрации
  • разрешение на импорт.

Оформление мясной продукции проходит только в специально отведенных пунктах пропуска. Таможенный орган должен иметь разрешение на проведение очистки грузов указанной категории.

Без ветеринарного сертификата импорт и экспорт мясной продукции, запрещен. Документ подтверждает безопасность и пригодность товара для дальнейшей реализации.

Базовая таможенная ставка на основании классификационной принадлежности груза способна варьироваться от 0 до 80%. Указанный параметр зависит от типа продукции и ее вида. НДС насчитывается с учетом установленных критериев, и составляет 10 или 18%.

Международная перевозка и доставка мяса

Международная перевозка мяса сопровождается соблюдением установленных температурных режимов. Показатель способен варьироваться в зависимости от вида продукции. Перемещение мяса в парном или остывшем виде возможно только в пределах города, не исключена транспортировка на короткие расстояния.

Международная перевозка мяса в охлажденном или подмороженном виде осуществляется с соблюдением установленного температурного режима от -5 до 5°C. Транспортировка возможна на средние расстояния. Для длительных международных перевозок создаются особые условия, с соблюдением температурного показателя не выше -18°C.

Компания DMlogist предлагает услуги по международной перевозке мяса, с использованием специального транспорта. В своей работе мы применяем рефрижераторные установки, позволяющие контролировать заданный температурный режим. Дополнительно используются изотермические фургоны, которые проходят предварительный этап дезинфицирования и подготовки.

В услуги по международной перевозки мяса входит обеспечение вентиляции фур, создание комфортных условий, разработка персонального алгоритма следования и применением адаптированных средств передвижения.

Компания DMlogist работает со всеми типами мясной продукции. Мы гарантируем создание комфортных условий для транспортировки, с использованием следующих типов средств передвижения:

Сертификация мяса

Сертификация мяса – это обязательная процедура, с которой сталкиваются все декларанты. Специфика груза требует оформления целого ряда сопроводительной и разрешительной документации. Сертификация мяса и мясной продукции осуществляется с соблюдением ряда установленных правил. Для пересечения подконтрольного пункта, декларанту необходимо оформить сертификат соответствия ТР РФ. Дополнительно требуется получение ветеринарного сертификата и декларации соответствия.

Услуги по сертификации мяса предоставляются опытными специалистами DMlogist. Мы оказываем содействие в оформлении документов любого типа. В услуги по сертификации мяса входит:

  • оформление разрешений
  • сбор документов
  • определение типа документа
  • выбор аккредитованной организации
  • получение разрешения.

По вопросам сертификации и декларирования грузов, обращайтесь по указанным номерам телефонов.

Сроки и стоимость таможенного оформления мяса

Мясо относится к категории скоропортящейся продукции, это означает, что оформление на пограничном пункте контроля должно проходить в сжатые сроки. Специалисты DMlogist помогут растаможить груз в течение 3-х часов. Стоимость таможенного оформления мяса рассчитывается на основании веса и объема продукции, общих характеристик и дополнительных обязанностей (доставка, хранение и т.д.).

Получите персональный расчет прямо сейчас! Звоните по указанному номеру телефона. Все консультации предоставляются на бесплатной основе.

Сотрудничество с компанией DMlogist, это:

  1. Круглосуточная поддержка
  2. Юридические консультации по вопросам ВЭД
  3. Персональный подход
  4. Профессиональные таможенно-брокерские услуги
  5. Индивидуальные схемы оформления
  6. Услуги по таможенному хранению
  7. Комплексные логистические операции
  8. Демократичная ценовая политика

Таможенное оформление и таможенный контроль

В результате реформы сегодня в России функционирует единая сеть из 8 электронных таможен и 16 центров электронного декларирования (ЦЭДов). В ЦЭДах сконцентрировано около 98% всех электронных деклараций на товары (в 2019 году – 67,9%).

В 2020 году оформлено более 4,9 млн деклараций на товары. Автоматически зарегистрировано более 3,8 млн деклараций, автоматически выпущено – более 1 млн деклараций.

В электронном виде зарегистрировано около 922 тыс. транзитных деклараций (ЭТД), что составляет 99,69% общего количества транзитных деклараций. Автоматически зарегистрировано более 270 тыс. ЭТД, автоматически выпущено – более 57,9 тыс. ЭТД.

Среднее время осуществления таможенных операций в отношении поставок, не идентифицированных как рисковые, составило 1 час 16 минут при импорте и 40 минут при экспорте.

Таможенные платежи

По итогам 2020 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 751,8 млрд руб., в т.ч. 3 444 млрд руб. при импорте и 1 148,1 млрд руб. при экспорте товаров.

В 2020 году во всех таможенных органах применялась технология централизованного учета таможенных и иных платежей, уплачиваемых участниками ВЭД с применением единого ресурса

лицевых счетов (ЕЛС). По состоянию на 31 декабря 2020 года в ресурсе ЕЛС открыто 881,6 тыс. счетов.

Таможенными органами взыскано задолженности по уплате таможенных платежей и пеней на 23,9 млрд руб., что на 7,6% выше показателя 2019 года (22,2 млрд руб.). В 2020 году 95% уведомлений о не уплаченных в установленный срок таможенных платежах направлено плательщикам через Личный кабинет.

В 2020 году общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей составила 729,97 млрд руб., что в 1,6 раза выше показателя 2019 года (в 2019 году – 453 млрд руб.).

В 2020 году таможенными органами выдано организациям-импортерам алкогольной и табачной продукции более 1 млрд акцизных марок, что на 32,8 % больше, чем в 2019 году (836 млн акцизных марок).

Реализация системы управления рисками (СУР)

В результате применения мер по минимизации рисков таможенными органами в 2020 году возбуждено 27 081 дело об АП и 420 уголовных дел. Дополнительно взыскано более 21,3 млрд руб., принято 22 561 решение об отказе в выпуске товаров и 10 657 решений о запрете ввоза/вывоза товаров.

Доля результативных таможенных досмотров увеличилась с 28,2% в 2019 году до 33,8% в 2020 году. Результативность применения всех мер по минимизации рисков возросла до 50,1% (в 2019 году – 48,1%). Обеспечена автоматизация процесса выявления рисков на уровне 90% (в 2019 году – 85%).

По состоянию на 1 января 2021 года к категории низкого уровня риска, отнесено 11 140 организаций (по состоянию на 1 января 2020 года – 10 664 организации). На их долю приходилось

75% от общего количества оформленных в 2020 году деклараций на товары и 83% перечисленных в федеральный бюджет таможенных платежей (в 2019 году – 67% декларационного массива и 83% уплаченных таможенных платежей).

К категории высокого уровня риска отнесено 8 042 организации (в 2019 году – 9 659 организаций), среднего уровня риска – 99 141 организация (в 2019 году – 96 345 организаций).

Защита прав на объекты интеллектуальной собственности

В 2020 году таможенными органами выявлено 13,3 млн единиц контрафактной продукции. Предотвращен ущерб правообладателям на сумму свыше 4,7 млрд руб.

Правоохранительная деятельность

В 2020 году таможенные органы Российской Федерации возбудили более 2 тыс. уголовных дел и свыше 114,5 тыс. дел об административных правонарушениях.

Российские таможенные органы в ходе таможенного контроля лиц, транспортных средств и грузов, следующих через границу России, а также в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых самостоятельно или во взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами, изъяли из незаконного оборота в 1594 случаях 9,2 тонны наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и сильнодействующих веществ. Оценочная стоимость изъятых наркотических средств превышает 680 млн рублей.

Таможенный контроль после выпуска товаров и работа мобильных групп ФТС России

В 2020 году в целях снижения административной нагрузки на бизнес количество таможенных проверок по сравнению с 2019 годом сократилось на 30% (с 2286 до 1603). При этом повысилась их эффективность: общая сумма доначисленных денежных средств составила 24 млрд рублей (на 39% выше аналогичного периода 2019 года – 17,2 млрд рублей). Средняя сумма доначислений по результатам одной таможенной проверки составила 15 млн рублей (в 2 раза выше показателя 2019 года – 7,5 млн рублей).

В результате проверочной деятельности мобильных групп, осуществляемой вблизи определенных участков государственной границы РФ с использованием беспилотной авиации Росгвардии и вертолетной техники ФТС России, в 2020 году проверено более 70 тыс. транспортных средств.

В результате выявлено 5,6 тыс. транспортных средств, перевозивших 77 тыс. тонн товаров с нарушениями законодательства Российской Федерации (в том числе 829 тонн санкционной продукции). Возвращено в сопредельные государства 59 тыс. тонн товаров; уничтожено около 2 тыс. тонн товаров; изъято и задержано для проведения дополнительных проверочных мероприятий более 16 тыс. тонн товаров.


Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 16.05.2016

Статья просмотрена: 757 раз

Библиографическое описание:

Шабалина, Е. И. Таможенное регулирование ОЭЗ в Калининградской области как инструмент обеспечения экономического развития на примере мясоперерабатывающего производства / Е. И. Шабалина, О. И. Ерофеева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3.1 (5.1). — С. 24-28. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/976/ (дата обращения: 18.05.2021).

В статье рассмотрены основные проблемы таможенного регулирования в Калининградской области в условиях особой экономической зоны на примере мясоперерабатывающего производства и даны рекомендации решения этих проблем. Представлены результаты статистических характеристик. Статья содержит показатели общего анализа.

Ключевые слова: таможенная политика, таможенное регулирование, особая экономическая зона, мясная промышленность, проблемный анализ, динамика показателей.

Продукты питания занимают одно из важнейших мест в системе удовлетворения базовых потребностей общества. При этом, мясные продукты всегда пользовались высоким спросом на мировом рынке. Мясо и мясопродукты — основные источники белков и витаминов. Кроме того, следует подчеркнуть, что белки в мясе усваиваются почти на 100 %. В России развитию мясопроизводства и мясопереработке уделяется достаточно большое внимание. Данная группа товаров включена в состав обеспечения продовольственной безопасности страны. Однако, в современной ситуации нестабильности, как внешней, так и внутренней среды, функционирование данной отрасли зависит от влияния множества факторов, что определяет необходимость поиска надёжных механизмов регулирования и дальнейших путей развития.

Целью представленной работы является исследование проблем развития мясоперерабатывающей отрасли в Калининградской области и выявление возможных путей обеспечения экономического роста на основе применения таможенно-тарифного регулирования в условиях ОЭЗ.

Объектом исследования в данной работе является мясная промышленность — отрасль перерабатывающая скот и превращающая мясное сырье в готовое изделие или продукт.

За 2014 год производство мяса в мире достигло показателя 310 млн тонн: свинина-38 %, мясо птицы — 35 %, баранина — 5 %, говядина — 22 %. Из них 5.81 млн тонн приходится на Российское производство мяса: 66 % мяса птицы, 15 % — свинины, 13 % — говядины, 0.5 % — баранина, 11,5 % — остальные виды мяса. Лидеры данного вида промышленности — США и Китай (28 % и 15 % мирового производства). На третьем месте наблюдается конкуренция России и Бразилии. В 1990 году Россия выпускала около 6 % мирового производства мяса, но в настоящий момент этот показатель составляет всего лишь 2 %, в то время как Бразилия выпускает 7,5 % мирового производства мяса [1].

В начале 1990 года в России наблюдался минимальный импорт мяса и большое собственное поголовье: 58 млн голов крупного рогатого скота и 38,3 млн свиней, а показатель потребления мяса на душу населения в России в 1995 году составил 55 кг. Когда началась галопирующая инфляция и дефолт 1998 года производители ощутили острую нехватку наличности и к 2000 году отрасль полностью деградировала [1].

С 2000 года производство мяса устойчиво растет. При этом, рост производства обусловлен большим ввозом импортного мяса, а также укрепление рубля в 2008 году. В 2013 году производство мяса составило 8,5 млн тонн (почти в два раза больше чем в 1999 году). Особенно сильный был рост производства мяса птицы (в пять раз) и свинины (на 90 %). Также к 2013 году уровень потребления мяса в России составил 75 кг в год на душу населения, и к 2014 году остается неизменным [1].

Рассматривая Калининградскую область, которая представляет собой обособленную территорию, граничащую с Литвой и Польшей, следует отметить, что таможенная политика и внешнеэкономическая деятельность здесь осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об особой экономической зоне» [4]. Данный закон даёт ряд преимуществ в отношении осуществления внешнеэкономической деятельности. При этом, область имеет выгодное географическое положение по отношению к европейским государствам. Однако, несмотря на данные факторы и, соответственно, свободный доступ к иностранному сырью, Калининградская область имеет и свои недостатки. Эксклавное положение области по отношению к основной части России влечет за собой проблему недостаточной обеспеченности коммуникативными связями и доступа на российский рынок.

Следует подчеркнуть, что все вышеперечисленные факторы тормозят развитие, как отрасли мясопроизводства, так и мясопереработки. При этом понятно, что развитие данных отраслей следует рассматривать в комплексе как единый технологический процесс. Поэтому, для более наглядного анализа проблем и противоречий отрасли мясной промышленности в Калининградской области были выбраны предприятия мясопроизводства и мясопереработки ООО «Союз-Продукт» и ООО «Фортекс», зарегистрированные на территории Калининградской области. Так в 2003 году на территории Калининградской области было сознано предприятия ООО «Союз-Продукт». Основной вид деятельности: производство продуктов из мяса и мяса птицы, предоставление услуг по тепловой обработке и прочим способам переработки мясных продуктов. На рынок мясных производителей компания вышла в 2009 году. Предприятие имеет собственные производственные мощности на территории Зеленоградского района: здания, цеха, оборудование, склады. Недвижимое имущество ООО «Союз-Продукт» находится на арендуемых земельных участках. ООО «Союз-Продукт» не являлся участником внешней экономической деятельности и не осуществлял такую деятельность до 2006 года. В связи с изданием федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Особой экономической зоне в Калининградской области», директор компании вместе сотрудниками принимают решение о вынужденном приобретении компании ООО «Фортекс», которая является компанией, осуществляющей внешнеэкономическую деятельность и способную получать преференции в соответствии с законом, для развития промышленности и увеличения прибыли предприятия. ООО «Фортекс» имеет собственные ТУ, рецептуры, сертификации и т. д. Основной вид деятельности: переработка мясного сырья и вывоз готовой продукции в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ. Основными рынками сбыта на протяжении существования предприятий являются Москва и Санкт-Петербург. Сырье, используемое для производства мясных деликатесов, ввозится из Германии и Голландии. Вид заказываемого и реализуемого сырья: свинина, говядина, филе курицы. Преимущества сделки с такими поставщиками состояли в том, что географический фактор повлиял на быструю доставку сырья (около трёх дней), а также европейские поставщики предлагали сырье по устраивающей цене для ООО «Союз-Продукт». В 2013 году сложились наиболее благоприятные условия для реализации большего объёма мясной продукции.

В январе 2014 года Россельхознадзор, в связи с эпидемией чумы, которая распространилась на европейские страны, ввел запрет на ввоз сырья из Европы. Организация была вынуждена искать новых поставщиков, которыми стали представители компаний из Америки и Канады, расположенных географически дальше, что увеличило тариф и сроки поставки. Позже, возникли проблемы, связанные с политическими факторами, такими как установление санкций со стороны США и Евросоюза и ответные меры Правительства РФ в форме установления ЭМБАРГО в августе 2014 года на сырье из Америки и Канады. При этом вновь предприятие «Фортекс» вынуждено искать новых поставщиков, и находит их в Бразилии и Парагвае. Сроки поставки сырья увеличились до двух недель. Кроме того, цены на продукцию от указанных поставщиков выше прежней цены на сырье на 30 %, что обусловило увеличение цены для покупателей конечного продукта. Однако у предприятия не было выбора. Таким образом, с августа 2014 года и по сегодняшний день основными коммуникациями в сфере закупки мясного сырья остаются Бразилия и Парагвай. Анализируя данную ситуацию можно констатировать, что происходит нарушение закономерностей системного развития, таких как целостности, коммуникативности и закона необходимого разнообразия [5] (Рис. 1).


Рис. 1. Динамика объёма производства мясопродукции

Указанное нарушение подтверждается отрицательной динамикой объёмных показателей предприятия. С 2009 по 2012 год объем производства сохраняется на одинаковом уровне и достигает 840 тыс. кг в год. В 2013 году происходит «пик» реализации, и компания выпускает 1 млн 860 тыс. кг готовой продукции из мяса. В 2014 году объём выпуска составил 1 млн470 тыс. кг. Однако, уже к 2015 году в связи с перечисленными факторами и девальвацией рубля, происходит резкое снижение объёма, и компания выпускает всего лишь около 180 тыс. кг готовой продукции из мяса. На основании расчётного уровня показателей рентабельности, выполненных с использованием отчётных данных предприятия за рассматриваемый период, был сделан вывод о снижении эффективность деятельности компании на 89,4 %.

Следует подчеркнуть, что предпринимателям Калининградской области оказывалась определённая поддержка на уровне реализации законодательных и правовых документов. Была предусмотрена система компенсаций и переходный период для предприятий, работающих по схеме импортозамещения [2]. В соответствии с Федеральным законом об ОЭЗ в Калининградской области № 16-ФЗ для предприятий, работающих на импортном сырье и поставляющих свою продукцию на российский рынок, был предоставлен 10-летний переходный период, позволяющий им работать по прежней схеме [4]. После чего предусматривалась отмена льгот на ввоз готовой продукции на остальную территорию РФ. И, поскольку в указанный период действия закона, то есть с 01.04.2006 года по 01.04.2016 года произошло вступление России в Таможенный союз, то регулирование порядка предоставления льгот в ОЭЗ Калининградской области производится с законодательством, как России, так и Таможенного союза, в части не противоречащей друг другу. В данной связи было принято Соглашение, заключённое между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 года «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (далее — Соглашение) [3]. В соответствии с действием двух законодательных актов (Закона № 16-ФЗ и указанного Соглашения) в Калининградской области для так называемых предприятий — «переходников», к которым относится ООО «Фортекс», была предложена возможность выбора одного из четырёх вариантов таможенно-тарифного регулирования ВЭД Табл.1).

Варианты таможенно-тарифного регулирования ВЭД

Процедура 1

Процедура 2

Процедура 3

Процедура 4

Ввоз иностранного сырья для изготовления товара с уплатой таможенных пошлин по процедуре 40 и вывоз готовой продукции на остальную часть таможенной территории ЕАЭС в соответствии с ТП ТТ.

Ввоз готовой продукции с уплатой таможенных платежей в отношении готовой продукции без проведения идентификации

Вывоз готовой продукции с уплатой таможенных платежей в отношении иностранного сырья при осуществлении идентификации в упрощенном порядке с применением ДТ в качестве заявления на идентификацию.

Вывоз готовой продукции с уплатой таможенных платежей в отношении иностранного сырья с использованием заявления на идентификацию.

ООО «Фортекс» выбирает второй вариант в привязке к стратегии развития своего предприятия.

Так для того, чтобы правильно реализовывать задачи и достичь поставленные целей предприятием были разработаны два основных направления развития:

  1. создание кластерного производства в мясной и мясоперерабатывающей отрасли;
  2. внедрение новой линейки продукции.

В отношении реализации первого направления лежит разработка и внедрения кластерного производства. Кластерное производство не только способно вывести исследуемое предприятие из кризисной ситуации, но и в состоянии помочь реализоваться другим, таким же предприятиям данной отрасли. Суть состоит в том, чтобы создать кластер мясопереработки, включающий несколько предприятий по Калининградской области, заключить между ними официальные соглашения и зарегистрироваться в реестре как кластер. Для внедрения такой стратегии нужно создать инвестиционный проект, то есть оценить общий объем инвестиций в проект, определить за счет чего будет осуществляться финансирование (собственные средства, кредиты, привлечение инвестиций) и определить сроки окупаемость продукции. Следующим этапом является создание продукции и распределение ее в торговую сеть. Значение мероприятия складывается из идеи сохранения импортозамещения, которое должно быть оправданно.

Второе направление стратегии, носит характер внедрения новой линейки продукции: а именно включает полуфабрикаты мясной кулинарии. Данное направление подразумевает необходимость детального изучения российского рынка с тем, чтобы понять какая конкурентная среда сложилась по данному виду продукции. При этом необходимо учесть влияние сложившихся условий регулирования ВЭД в ОЭЗ Калининградской области.

Таким образом, представленная работа содержит анализ проблем развития предприятий отрасли мясопроизводства и мясопереработки в Калининградской области как особой территориальной системы, имеющей специфику географического расположения и условий ведения предпринимательской деятельности. Особая экономическая зона, включающая рычаги таможенно-тарифной политики в отношении регулирования ВЭД претерпевает изменения в связи с наложением факторов внешней и внутренней среды. На федеральном уровне управления принимаются соглашения, направленные на урегулирование законодательства и нормативных документов. Участникам ВЭД также приходится искать пути дальнейшего развития своего бизнеса. Данная работа является первым этапом исследования, включающим проблемный анализ, и предполагается её продолжение в части разработки регулирующих мер в отношении ВЭД в условиях ОЭЗ Калининградской области.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Статья в журнале

Цитировать:
Немирова Г.И. Администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 245-253. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100643.

Аннотация:
В статье рассматривается администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России. В результате комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности позволило выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства.

Ключевые слова: механизм администрирования, таможенные платежи, индикатор развития, финансовый потенциал, экономика России

В условиях активного влияния глобальной экономики на экономическое развитие государств одной из стратегических целей в России выдвинуто обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Достижение данной цели может быть достигнуто посредством эффективного управления экономикой, составной частью которого является внешнеэкономическая деятельность.

Важным институтом управления внешнеэкономической деятельностью и одновременно индикатором развития экономики являются таможенные платежи. Результативность применения данного института зависит от бюджетно-налогового и таможенного законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национального законодательства непосредственно каждого из государств, включённых в состав ЕАЭС, а также от заявленных стратегических целей государств.

Следует отметить, что ЕАЭС создал благодатную основу для интеграции экономик: сформирована единая таможенная территория с единым правовым таможенным законодательством для совершения таможенных операций и таможенного контроля, применения таможенных платежей. Единое правовое поле и снятие таможенных барьеров позволило эффективнее организовывать внешнеэкономические связи между государствами-членами ЕАЭС.

Однако развитие государств в условиях открытой экономики и включения в торгово-экономические отношения в ЕАЭС обнажило и внутренние проблемы, выявило угрозы экономической безопасности некоторых государств, например, в России, вытекающие из налогового законодательства. В частности, ставки налога на добавленную стоимость (НДС), задекларированные в Налоговом кодексе РФ в размере 20 % (ранее 18 %) обусловливают менее конкурентоспособные для ведения бизнеса условия, например, с Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, где основная ставка НДС равна 12 %. Справочно: при условии применения единого таможенного законодательства в части применения ввозных таможенных пошлин, единого таможенного тарифа, ставки вывозных таможенных, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых при ввозе товаров в Российскую Федерацию, регулируются национальным законодательством.

Данный аспект налогового законодательства имеет двоякое влияние на развитие экономики и формирование доходов бюджета, служит индикатором конкурентоспособности товаров, создания благоприятных условий для ведения бизнеса и повышения уровня жизни населения, поскольку конечными потребителями товаров и услуг становится население, именно оно при покупке товаров оплачивает НДС в виде косвенного налога. С одной стороны, предполагается, что увеличение налоговой ставки позволит повысить объем налоговых доходов бюджета. Однако исторический опыт развития государств, в том числе и России, свидетельствует об обратном явлении. С другой стороны, нестабильное налоговое законодательство, к тому же направленное на увеличение налоговой нагрузки, вызывает недоверие у бизнеса и населения, и как следствие отток капитала из страны. Центробанк России отмечает, что чистый отток капитала, например, частного сектора в 2018 году вырос в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 67,5 млрд долларов.

«Одной из основополагающих проблем теории экономической безопасности является отсутствие единства в вопросе о роли и месте таможенных органов в системе обеспечения экономической безопасности» [5, с. 66]. При этом анализ доходов федерального бюджета (по данным Федерального казначейства) позволяет констатировать динамичное увеличение доходов бюджета с 2006 по 2018 годы. Динамика изменения доходов федерального бюджета тесно коррелириует с нефтегазовыми доходами бюджета. Однако в период введения запретов и ограничений по отношению к российским товарам, доходы федерального бюджета изменили структуру: нефтегазовые доходы бюджета с 2014 по 2016 годы имеют тенденцию снижения, в то время как за тот же период, общие доходы, обусловленные увеличением, нефтегазовых доходов бюджета продолжили расти (рис.1). В этой связи возникает вопрос, всё же, что послужило причиной роста доходов в столь неблагоприятных условиях? Ответ прост: основная причина – это рост цен на энергоносители.


Рисунок 1. Динамика изменения доходов федерального бюджета

(за 2016 -2018 годы, в млрд руб.)

Высокая доля во внешнеторговом обороте России товаров топливно-энергетического сектора и зависимость бюджета от нефтегазовых доходов нацеливает на необходимость систематического контроля порядка перемещения таких товаров через таможенную границу ЕАЭС и механизма администрирования данных источников бюджета.

Однако «внедрение методологии реализации бюджета на основе выделения нефтегазовых и нефтегазовых доходов, введение в теорию и практику таких понятий, как нефтегазовый баланс бюджета, нефтегазовый дефицит бюджета, нефтегазовый трансферт в бюджет, которые становятся основными показателями в процессе бюджетного планирования, в корне не меняют ситуацию зависимости бюджета от сырьевых ресурсов» [2, с. 155]. Соответственно, ориентировать налоговую и таможенную политику следует на стимулирование выпуска инновационной продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке.

Влияние глобальной экономики оказывает хоть и опосредованное, но всё же значимое влияние на развитие экономики России. Как показывает исторический опыт развития государств, в условиях кризисной и посткризисной экономики, как правило, возрастает роль таможенных платежей. В Российской Федерации таможенные платежи в доходах федерального бюджета варьируют от 35 до 50 процентов. «Соотношение динамики изменения объема таможенных платежей, объема внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта товаров отражают, что в диаграмме изменения объема администрированных таможенных платежей идентичны изменениям показателей внешней торговли» [4, с. 98].

Ретроспективный анализ таможенных платежей с позиции индикатора развития экономики страны на основе исследования внутренней структуры формируемых доходов бюджета в разрезе нефтегазовых и нефтегазовых доходов бюджета позволяет проследить механизм развития отраслей экономики.

В соответствии со статьей 96.6 Бюджетного кодекса РФ к нефтегазовым доходам относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти. На основе статистического анализа данных за последние 13 лет отмечаем, что основными отраслями, формирующими доходы российского государства, выступают нефтяная и газовая отрасль.

Констатируем при этом, что согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2017 года «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», «основными задачами по повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики выступают расширение номенклатуры и объема экспорта не сырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам России» [1].

Структурный анализ доходов бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций, позволяет выявить также определенные тенденции, вызванные национальным таможенным и налоговым законодательством, которые требуют пристального внимания на перспективу развития с позиции возможных угроз экономической безопасности (рис.2).


Рисунок 2. Динамика изменения доходов федерального бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций

(за 2016 – 2018 годы, в млрд руб.)

Суть кроется в следующем: в условиях введения запретов и ограничений федеральный бюджет теряет доходы в виде ввозных таможенных пошлин. При этом отмечаем, что в данном случае снижаются также доходы и бюджетов государств-членов ЕАЭС, поскольку ввозные таможенные пошлины распределяются согласно определенным нормативам отчислений и в бюджеты других государств-членов ЕАЭС.

Обращая внимание, что таможенные платежи занимают в доходах федерального бюджета выше четверти совокупного объёма, Федеральная таможенная служба во главе с Министерством финансов РФ предпринимает усиление деятельности по администрированию таможенных платежей, активно внедряя информационные технологии, которые позволяют, с одной стороны, увеличить сроки совершения таможенных операций. К числу таких технологий следует отнести автоматическую регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров, удалённый выпуск товаров. С другой стороны, информационные технологии обеспечивают более эффективный таможенный контроль, как наиболее результативный следует отметить, механизм прослеживаемости товаров, позволяющий раскрывать теневой бизнес, тем самым привлекать дополнительные источники в доход бюджета. Также изменяются ставки акцизов по отдельным видам товаров, согласно изменениям налогового законодательства Российской Федерации.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности в системе формирования экономического и финансового потенциала страны позволяет выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства и позволяют проанализировать механизм формирования бюджетной политики государства.

Целесообразно объём и структуру таможенных платежей включить в качестве одного из индикаторов обеспечения экономической безопасности в финансовой сфере, а уровень развития внешнеэкономической деятельности отразить в качестве индикатора развития экономики. «О важности учета данных индикаторов, хотя и в иной интерпретации обращают внимание и другие учёные» [3, с. 15].

Подробнее об авторе:

Интенция внедрения профессиональных стандартов (Слободской А.Л., Гриднева М.А. и др.) // Экономика труда. № 3 / 2018

Читайте также: