Постановка на учет имущества в налоговой

Опубликовано: 02.05.2024

Возможно проведение учета налогоплательщиков в инициативном или заявительном порядке.

Основания у физических лиц – не ИП

Действующим российским законодательством предусмотрена постановка на учет в налоговом органе всех плательщиков. Это могут быть как организации, так и частные физические лица, так и ИП.

Присваиваемый налоговый номер у плательщика не меняется, он является постоянным и индивидуальным – второго такого не существует. Сокращенная форма такого номера – ИНН.

Регулируется вопрос о постановке на налоговый учет, а также снятие с такого учета исключительно налоговым законодательством.

Идентификационный номер налогоплательщика присваивается по двум основаниям: на основании заявления самого лица и на основании сведений, которые предоставляют в налоговый орган соответствующие органы. При этом в обоих случаях постановка происходит абсолютно бесплатно, физическому лицу платить никакие госпошлины и прочие платы не нужно.

Налоговому органу на обработку сведений и постановки на учет дается ровно пять рабочих дней.

Нарушение сроков со стороны налоговых органов является нарушением законодательства.

Подача заявления может происходить как непосредственно в налоговом органе по месту жительства или месту нахождения имущества, так и в многофункциональном центре, который обязан передать заявление не позднее одного рабочего дня в УФНС.

Первичный идентификационный номер налогоплательщика выдается бесплатно, сроки сохраняются – 5 дней на обработку данных и выдачу свидетельства. При утере или порче восстановление (повторная выдача) возможна только после того, как физическое лицо заплатит установленную государством пошлину, размер которой необходимо уточнять в конкретном налоговом органе.

Содержащиеся сведения

Физическому лицу при заполнении заявления необходимо указать свои данные, которые будут зафиксированы в индивидуальном налоговом номере. К ним относятся:

  • ФИО;
  • место рождения и фактического жительства (следует понимать, как прописку);
  • дата рождения;
  • паспортные данные или данные другого документа, который удостоверяет личность (например, свидетельство о рождении, если получатель еще не получил паспорт);
  • пол и гражданство.

Примечательно, что при смене фамилии обращаться необходимо в тот же территориальный налоговый орган, который выдал идентификационный номер налогоплательщика, для замены свидетельства. При этом сам номер не изменится, поменяются только данные в нем.

Процедура замены бесплатная, государственную пошлину платить не придется. Если меняется место жительства, то обращаться для смены свидетельства нужно уже в новый налоговый орган, по новому месту жительства.

Обязанности, предписываемые налоговым органам

Согласно действующим нормам РФ, налоговый орган обязан принять заявление о постановке на налоговый учет. И в течение пяти рабочих дней плательщику – физическому лицу выдается первичное свидетельство о постановке на учет, в котором содержатся персональные данные.

Свидетельство выдается лично под роспись о получении. Составляется оно на гербовой бумаге с голографической печатью, подтверждающей подлинность документа.

Если плательщик обратился в налоговый орган посредством интернета или почты (заказным письмом), то налоговый орган обязан принять заявление и в течение тех же пяти дней обработать его: поставить плательщика на учет, и выдать свидетельство тем же путем, каким получил документы.

Примечательно, что плательщик может обратиться за получением документа лично - это его право.

Если обращается с заявлением представитель организации, то постановку на учет налоговый орган обязан осуществить в такой же срок – пять рабочих дней. В этот же период выдается идентификационный налоговый номер – ИНН, без которого деятельность организации не может осуществляться в полной мере.

При этом при наличии обособленных подразделений, постановке на учет подлежит каждое из них от организации, по месту их фактического/юридического нахождения. Как и вновь созданные компании или ИП, которые обязаны получить свидетельство по месту фактического/юридического нахождения.

В свидетельстве о налоговом номере организации проставляются следующие данные:

  • название организации по ЕГРЮЛ;
  • присвоенный налоговый номер и КПП (код учета);
  • номер ОГРН;
  • наименование налогового органа;
  • дату выдачи ИНН;
  • номер налогового органа.

Сотрудники налогового органа обязаны проверить предоставленные сведения, и только потом уже поставить на налоговый учет заявителя-организацию. Установленный законом срок на все действия – пять дней. Независимо от того, кто заявитель, и какие основания для учета.

Если в качестве инициатора по постановке на учет является не заявитель (следует понимать, как организацию, ИП или физическое лицо), а соответствующие органы, то налоговый орган обязан принять документы на рассмотрение и в течение пяти дней выполнить постановку на учет. И в этот же период выдать свидетельство плательщику, а не соответствующим органам.

Вариантов выдачи может быть несколько: обычной почтой (имеется в виду заказное письмо) или в сети интернет, а также лично заявителю под роспись. Налоговый орган не обязан уведомлять плательщика о том, что по сообщению соответствующих органов плательщик был поставлен на налоговый учет, но вручить ему свидетельство должен обязательно.

Если меняются сведения

Налоговый орган, во время обработки заявления, проверяет плательщика на достоверность предоставленных сведений. Так, если имеет место изменение сведений, то эти изменения при постановке на учет вносит именно налоговый орган по месту жительства или местонахождения организации. Все изменения берутся исключительно на основе тех данных, которые имеются в ЕГРЮЛ или ЕГРП, если речь идет об организации или ИП.

У налогового органа могут быть одни сведения, а в едином реестре они уже изменились. На основе этих новых данных налоговый орган (следует понимать, как территориальный: по месту нахождения, по месту ее обособленного подразделения, ИП или филиала) вносит изменения в свидетельство о номере. Это же касается иностранной компании, у которой есть представительство на территории РФ – изменения будут вноситься по месту нахождения представительства соответствующим налоговым органом.

Если изменения вносятся у обособленных подразделений, то инициатором о внесении изменений выступает сама организация (следует понимать, как организация РФ, а не иностранная организация), но изменения вносятся налоговым органом, к которому территориально относится обособленное подразделение. Исключение в данном случае составляют – филиалы и представительства каких-либо российских компаний.

Если изменения вносятся у частного лица, то выполняет эту функцию территориальный налоговый орган плательщика (имеется ввиду – по месту жительства по паспорту/прописке). При этом ему не обязательно подавать заявление, данные предоставляются соответствующими органами, которые осуществляют контроль за плательщиками.

Снятие с учета и сроки по снятию

Существует несколько видов оснований, по которым происходит снятие с налогового учета. Процедура проводится тем же территориальным налоговым органом, который и выдал первичное свидетельство.
К таким основаниям относят изменение места жительства или нахождения плательщика.

Например, организация сменила место своего нахождения и уведомляет об этом все заинтересованные инстанции. В этом случае налоговый орган снимает с учета организацию. Обязанностью организации является по новому месту нахождения встать на учет заново с присвоением номера.

Срок на снятие организации или любого другого плательщика с учета составляется пять рабочих дней. В этот период налоговый орган снимает с учета:

  • физических лиц;
  • российские организации;
  • иностранные организации с представительством на территории России;
  • нотариуса, который осуществляет частную практику;
  • иностранные организации, которые работают через аккредитованные филиалы на территории России.

По новому месту жительства или нахождения уже новый территориальный налоговый орган осуществляет постановку на учет на основании тех данных, которые получены от первичного или предыдущего налогового органа.

В результате налоговый номер у плательщика не меняется, однако само свидетельство заменяется новым.

В нем прописываются новые данные, но сам номер остается неизменным – он присваивается и закрепляется на всю жизнь.

Если организация прекращает свою деятельность, реорганизовывается или ликвидируется, то снятие с учета происходит только на основании сведений ЕГРЮЛ, которые берутся за основу. Такое же правило применяется к ИП, которые прекращают свою деятельность. Основанием для снятия с учета здесь выступают сведения из ЕГРП.

Если в ходе прекращения деятельности в отношении иностранной компании или российской компании проводится какая-либо налоговая проверка, то снятие с учета происходит не раньше, чем эта проверка закончится.

При этом проверка может носить как камеральный, так и выездной характер. На время проверки за плательщиком сохраняется его налоговый номер, поскольку без него провести полноценную проверку не получится, а данные будут недостоверными и неверными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений или по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества:

Статья 83. Учет налогоплательщиков

1. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

Особенности учета иностранных организаций устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Организация, в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему местонахождению, так и по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации в органах, осуществляющих государственный учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним. Следовательно, как только риелторская организация зарегистрировалась в этих органах (получила свидетельство о праве собственности на объект недвижимости), она обязана не позднее 30 дней начиная с даты регистрации встать на учет в налоговом органе по месту нахождения данного недвижимого имущества.

Статья 83. Учет налогоплательщиков

5. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации. Постановка на учет в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, осуществляется на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.

Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества;

2) для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества.

3) для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества;

7. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется

Согласно пункту 10 статьи 83 НК РФ налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственный учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, обязаны самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принять меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.

10. Налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, учет и регистрацию, недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года № «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъясняется, что статья 83 НК РФ регламентирует порядок постановки на налоговый учет, как самих налогоплательщиков, так и принадлежащего им имущества.

от 5 ноября 2009 года N 114н

Упрощенная системы налогообложения на основе патента отменена с 1 января 2013 года на основании пункта 19 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии со статьями 83, 84 и 85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2003, N 23, ст.2174; N 52, ст.5037; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3231; 2006, N 31, ст.3436; 2007, N 1, ст.31; 2008, N 30, ст.3616) и статьей 34 * части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2001, N 53, ст.5023; 2002, N 30, ст.3021; 2005, N 30, ст.3112; 2006, N 31, ст.3436; 2007, N 23, ст.2691; 2008, N 30, ст.3611)

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "346_25.1". - Примечание изготовителя базы данных.

1. Утвердить Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Установить, что с вступлением в силу настоящего приказа не применяются:

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования.

Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации - Министр финансов
Российской Федерации
А.Кудрин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 января 2010 года,
регистрационный N 16121

Приложение
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 5 ноября 2009 года N 114н

Порядок
постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента

Настоящий Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций (далее - организации) по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации (далее - физические лица), а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, разработан в соответствии со статьями 83, 84 и 85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2003, N 23, ст.2174; N 52, ст.5037; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3231; 2006, N 31, ст.3436; 2007, N 1, ст.31; 2008, N 30, ст.3616), статьей 34 * части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2001, N 53, ст.5023; 2002, N 30, ст.3021; 2005, N 30, ст.3112; 2006, N 31, ст.3436; 2007, N 23, ст.2691; 2008, N 30, ст.3611).

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "346_25.1". - Примечание изготовителя базы данных.

I. Учет в налоговых органах организаций

Постановка на учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения

1. При осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации (далее в настоящей главе - Заявление о постановке на учет) подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным Кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение, и если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящего Порядка.

Заявление о постановке на учет подается в налоговый орган по установленной Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России) форме*.

Одновременно с подачей Заявления о постановке на учет представляются в одном экземпляре заверенные в установленном порядке копии следующих документов, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящего Порядка:

1) свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения на территории Российской Федерации;

2) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), содержащей сведения о филиале (представительстве), - для филиала (представительства);

3) организационно-распорядительных документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации (положения об обособленном подразделении либо распоряжения (приказа) о его создании - при наличии таких документов) - для иных обособленных подразделений.

2. Организация, не состоящая на учете в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства) ни по одному из оснований, предусмотренных Кодексом, вправе представить в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее - регистрирующий (налоговый) орган), Заявление о постановке на учет одновременно с заявлением по форме N Р11001 (N Р12001, N Р13001) либо уведомлением по форме N Р13002, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст.2586), содержащим сведения об указанном филиале (представительстве).

3. В случаях, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящего Порядка, постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (в том числе расположенных на территории одного муниципального образования) осуществляется на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 Кодекса в налоговый орган по месту ее нахождения (далее - Сообщение).

При этом к Сообщению о создании обособленного подразделения организации могут прилагаться копии документов, подтверждающих создание этого обособленного подразделения (при наличии таких документов).

4. В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определенному организацией самостоятельно. О выборе указанного налогового органа сообщается организацией письменно в тот налоговый орган, в котором может быть осуществлена постановка на учет таких обособленных подразделений на территории одного муниципального образования.

6. Датой постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения является:

для филиала (представительства) - дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале (представительстве);

для иного обособленного подразделения - дата создания иного обособленного подразделения, указанная в Заявлении о постановке на учет (Сообщении).

Датой постановки на учет организации в выбранном налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата следующего календарного дня после даты внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Постановка на учет в налоговом органе организации по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства

При получении в последующем налоговым органом сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в отношении организации, которая состоит на учете в этом налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, налоговый орган осуществляет учет таких сведений.

Датой постановки на учет организации (датой учета сведений в отношении организации) в налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество и (или) регистрации транспортного средства, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса.

Снятие с учета в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения, принадлежащих организации недвижимого имущества и (или) транспортного средства

9. В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения) снятие с учета в налоговом органе организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению организации о снятии с учета в течение десяти рабочих дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

Датой снятия с учета в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения в ЕГРН сведений о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения).

10. В случае, если организацией, состоящей на учете в разных налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений, созданных до вступления в силу приказа, утверждающего настоящий Порядок, на территории одного муниципального образования, выбран для постановки на учет налоговый орган по месту нахождения одного из этих обособленных подразделений, снятие с учета организации осуществляется налоговыми органами по месту нахождения каждого обособленного подразделения, за исключением налогового органа, который выбран организацией для постановки на учет по месту нахождения одного из этих обособленных подразделений, в течение пяти рабочих дней со дня получения копии сообщения организации, указанного в пункте 7 настоящего Порядка и переданного выбранным налоговым органом не позднее следующего рабочего дня после дня получения такого сообщения от организации.

Датой снятия с учета в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета.

11. В случае получения налоговым органом по месту нахождения принадлежащих организации недвижимого имущества и (или) транспортного средства сведений о регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество, о снятии с регистрационного учета транспортного средства, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, налоговый орган осуществляет учет таких сведений.

Снятие с учета организации осуществляется налоговым органом по месту нахождения принадлежащих организации недвижимого имущества и (или) транспортного средства на основании сведений о регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество, о снятии с регистрационного учета транспортного средства, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений в случае, если в этом налоговом органе отсутствуют в отношении данной организации сведения о регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на иной объект недвижимого имущества и (или) регистрации иного транспортного средства.

И коммерческая, и бюджетная структура время от времени оперирует с недвижимыми объектами. Поступление, выбытие, строительство объектов подлежат учету.

Бухучет объектов недвижимости

Бухучет недвижимости осуществляется в соответствии с этими актами:

  • Положение по бухучету, установленное Приказом Минфина №26 н от 30.03.2001.
  • Методические указания по учету ОС №91.

Учет не должен противоречить общим правилам. Существуют условия вхождения недвижимости в перечень основных средств (далее — ОС):

  • Недвижимость необходима для ведения основной деятельности фирмы (продажа продукции, оказание услуг).
  • Объект будет эксплуатироваться дольше года.
  • Фирма не планирует перепродажу.
  • Предполагается, что объект будет приносить финансовую выгоду. В этом случае его приобретение будет считаться обоснованным.

Перечень этих условий приведен в пункте 4 ПБУ 6/01. Эти правила касаются всех объектов ОС, к которым относится недвижимость. Учет проводится по стоимости объекта. Стоимость эта формируется исходя их фактических расходов фирмы на покупку, сборку, изготовление. Из этой суммы вычитаются все налоги, а также государственные пошлины. Однако в состав расходов можно включать регистрационные сборы, так как они связаны с покупкой. То есть траты на государственную регистрацию недвижимости будут списываться на текущие расходы. Списание выполняется в соответствии с общими правилами бухучета.

Вопрос: Организация в 2019 г. приобрела и приняла к учету объект недвижимости, который используется в операциях, облагаемых и не облагаемых НДС. НДС был принят к вычету в 2020 г. В каком порядке следует восстановить НДС за периоды использования объекта недвижимости в не облагаемых НДС операциях в 2019 г.?
Посмотреть ответ

Покупка объектов с учетом новых правил не считается капитальным вложением.

Объектами ОС они признаются на дату появления документов, подтверждающих готовность их к эксплуатации.

Это могут быть такие документы, как акт приема-передачи, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Амортизация будет начисляться по общим основаниям с первого дня месяца, который следует за месяцем принятия недвижимости к бухучету. В 2011 году порядок учета объектов был изменен. В частности, новые нормативные акты упразднили эти условия:

  • Необязательны документы о регистрации объекта.
  • Необязательна фактическая эксплуатация.
  • Амортизация не начисляется в том случае, если имущество остается на счету 08.

С 2011 года имущество принимается к бухучету как ОС в том случае, если он отвечает этим требованиям:

  • Соответствие положениям пункта 4,5 ПБУ 6/01.
  • Капитальные вложения окончены.
  • Есть документы, подтверждающие готовность к эксплуатации.

Принятие недвижимости к учету

Первоначальная стоимость объекта будет включать в себя эти составляющие:

  • Если объект куплен: стоимость имущества, выставленная поставщиком, а также издержки на приведение объектов в вид, пригодный для эксплуатации.
  • Если компания строит недвижимость: средства, заплаченные подрядчику.

Прочие издержки допустимо включать в расходы, сопутствующие деятельности фирмы. Учитывать эти траты нужно в том периоде, в котором они возникли. Рассмотрим проводки, актуальные при принятии объекта недвижимости:

  • ДТ08 КТ60. Учет трат на приобретение или возведение объектов. Предполагается, что эти расходы входят в первоначальную стоимость.
  • ДТ01 КТ08. Принятие объектов к учету.

Проводки выполняются на основании документов. К примеру, это акт приема-передачи недвижимости.

Бухучет реконструкции имущества при УСН

Реконструкция недвижимости – это улучшение объекта. Траты на реконструкцию учитываются в составе расходов. Признаются они тратами с даты эксплуатации объекта. Расходы должны равномерно списываться до окончания отчетного периода. К учету принимаются только те траты, которые были фактически оплачены.

Формирование первоначальной стоимости при ОСНО

Если фирма использует ОСНО, первоначальная стоимость включает в себя эти расходы:

  • Стоимость возведенного или приобретенного имущества.
  • Процент по кредиту, взятому для приобретения или строительства.
  • Траты на улучшение объекта для того, чтобы он стал пригоден к эксплуатации.
  • Прочие траты, сопутствующие приобретению (к примеру, комиссионные).

Если фирма использует ОСНО, для учета и амортизации также необязательно посылать документы на государственную регистрацию.

Особенности учета объектов у продавца

Если недвижимость была продана, ее стоимость списывается с учета. Выручка от реализации признается в этих случаях:

  • У фирмы есть право собственности на объект, подтвержденное документами.
  • Сумма выручки от продажи известна.
  • Есть признаки того, что фирма получит экономическую выгоду от реализации.
  • Покупатель получил право собственности на объект.
  • Траты на операцию можно установить однозначно.

Доходы и траты от списания будут зачислены на прибыль и убыток.

Бухгалтерские проводки

Фирма-продавец выполняет следующие проводки:

  • ДТ02 КТ01. Списание амортизации, начисленной по объекту.
  • ДТ45 КТ01. Списание остаточной стоимости.
  • ДТ62 КТ91.1. Выручка от продажи.
  • ДТ91.2 КТ68. Начисление НДС.
  • ДТ91.2 КТ45. Списание остаточной стоимости.
  • ДТ91.9. КТ99. Фиксация прибыли.

В налоговой документации необходимо отразить доход от реализации, расходы, прибыль от продажи.

Учет покупки объектов

Фирма, которая приобрела объект недвижимости, учитывает ее вне зависимости от наличия регистрации этого объекта. Недвижимость входит в ОС, а потому она включается в специальную группу амортизации. С первого дня месяца, который следует после месяца приобретения, начинает начисляться амортизация. Для налогового учета объектов должны соблюдаться эти условия:

  • Направлены бумаги на регистрацию.
  • Недвижимость введена в эксплуатацию.

Как правило, предприятия используют линейный способ начисления амортизации. Норма основывается на периоде полезной эксплуатации. Из этого периода вычитается время, на протяжении которого недвижимость использовалась прошлым владельцем. Период полезной эксплуатации может определяться этими методами:

  • На основании общего срока полезной эксплуатации.
  • Остаток срока.

Если используется второй способ, у компании должен быть документ, подтверждающий период эксплуатации объекта прошлым собственником. В первом варианте фирма устанавливает срок самостоятельно. При приобретении недвижимости покупатель должен внести эти проводки:

  • ДТ08 КТ60. Поступление объекта.
  • ДТ01 КТ08. Принятие недвижимости к учету в качестве ОС.
  • ДТ19 КТ60. Выделение суммы НДС.
  • ДТ68 КТ19. Принятие к вычету НДС.

Напротив каждой проводки должна стоять дата, в которую исполнен учет.

Налоговый учет

С 1 июля 2014 года при продаже объектов НДС начисляется в день передачи недвижимости покупателю. Подтверждением факта передачи является передаточный акт. Налоговая база устанавливается в порядке, утвержденном пунктом 1 статьи 154 НК РФ. НДС рассчитывается по ставке 18%. Исчисление производится на основании полной стоимости при продаже без учета НДС. На протяжении 5 дней должна быть выставлена счет-фактура.

Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Налоговый учет — это сбор информации, а также ее обобщение с целью определения налоговой базы. Попросту говоря, налоговый учет нужен, чтобы правильно платить налоги.

Главная цель налогового учета — формирование исчерпывающей и правдивой информации о том, как учтена для целей налогообложения каждая совершенная хозяйственная операция.

Принципы налогового учета

Налоговый кодекс РФ дает свободу выбора и предполагает, что вы сами решите, как вести налоговый учет в своей организации, и выберете подходящую систему налогообложения.

Как вести налоговый учет ИП


Налогообложение и отчетность зависят от того, какую систему обложения вы выбрали при регистрации ИП. Чаще всего выбирают УСН (упрощенная система налогообложения). Но помните, что некоторые виды деятельности не дают возможность применять УСН (банковская деятельность; страховая деятельность; ломбарды; фирмы, занимающиеся игорным бизнесом). Также популярны у ИП Патентная система и ЕНВД.

Важно! Если при регистрации вы не указали систему налогообложения, то ИП будет поставлен на учет по ОСНО, и перейти на упрощенную систему, вы сможете только в начале следующего года.

Как вести налоговый учет ООО

Чаще всего ведение учета поручается специалисту, так как в ООО по сравнению с ИП много различной документации и налогов.

Так же как и ИП, директору ООО нужно выбрать систему налогообложения из основных популярных систем: ОСНО, УСН, ЕНВД. Налоговый учет заключается в правильном оформлении и подаче отчетности в ФНС и своевременной уплате налогов.

Компании на основной системе платят налоги и сдают отчеты по следующим направлениям:

  • НДС — 18% и ежеквартальный отчет по НДС;
  • налог на прибыль организаций — 20% и отчеты по налогу на прибыль, периодичность уплаты авансов по налогу и сдачи отчетов может быть ежемесячной и ежеквартальной;
  • налог на имущество организаций — тариф устанавливается местными властями, но не больше 2,2%, ежеквартальный расчет по авансовому платежу и декларацию по налогу на имущество раз в год;
  • налог с зарплаты сотрудников — 13% или 30% (удерживается из зарплаты) и справку 2-НДФЛ ежегодно, 6-НДФЛ ежеквартально;
  • страховые взносы по сотрудникам — 30% (платится поверх зарплаты) и Расчет по страховым взносам в налоговую ежеквартально и форму 4-ФСС в Соцстрах тоже ежеквартально;
  • транспортный налог, земельный налог — при наличии у организации транспорта и земельных участков.

ООО на УСН освобождается от уплаты НДС и налога на прибыль. Такая организация уплачивает:

  • единый налог по УСН 6% или 15% (авансовые платежи ежеквартально) и декларацию по УСН раз в год;
  • налог на имущество организаций — тариф устанавливается местными властями, но не больше 2,2%, ежеквартальный расчет по авансовому платежу и декларацию по налогу на имущество раз в год;
  • налог с зарплаты сотрудников — 13% или 30% (удерживается из зарплаты) и справку 2-НДФЛ ежегодно, 6-НДФЛ ежеквартально;
  • страховые взносы по сотрудникам — 30% (платится поверх зарплаты) и Расчет по страховым взносам в налоговую ежеквартально и форму 4-ФСС в Соцстрах тоже ежеквартально;
  • транспортный налог, земельный налог — при наличии у организации транспорта и земельных участков;
  • в редких случаях придется уплатить НДС и отчитаться.

Еще один спецрежим, при котором предприятие платит единый налог и освобождается от группы обязательных налогов.

  • единый налог по ЕНВД (ставка зависит от вида деятельности и региона) и декларацию по ЕНВД ежеквартально;
  • налог на имущество организаций — тариф устанавливается местными властями, но не больше 2,2% и декларацию по налогу на имущество раз в год;
  • налог с зарплаты сотрудников — 13% или 30% (удерживается из зарплаты) и справку 2-НДФЛ ежегодно, 6-НДФЛ ежеквартально;
  • страховые взносы по сотрудникам — 30% (платится поверх зарплаты) и Расчет по страховым взносам в налоговую ежеквартально и форму 4-ФСС в Соцстрах тоже ежеквартально;
  • транспортный налог, земельный налог — при наличии у организации транспорта и земельных участков;
  • в редких случаях придется уплатить НДС и отчитаться.

Постановка на налоговый учет

Вставать на учет нужно в налоговой инспекции по месту жительства или по месту нахождения организации. Постановка на учет занимает 5 дней, независимо от того, кто является налогоплательщиком — физическое или юридическое лицо. Мы подробно рассказывали, что нужно сделать для регистрации ИП и ООО. Сразу после того, как в ЕГРЮЛ или ЕГРИП произошла запись о создании компании или ИП, налоговая в течение 5 дней ставит ее на учет.

Если у компании есть филиалы, нужно подать заявление в налоговую по месту нахождения филиала. Также вам понадобятся: свидетельство о постановке на учет компании; выписка из ЕГРЮЛ; документы подтверждающие создание филиала.

Автор статьи: Александра Аверьянова

Недавно открыли ООО или только планируете это сделать? Бухгалтерский сервис для малого бизнеса дарит подарок новым ООО — 3 месяца бесплатной работы в нашем сервисе. Ведите налоговый и бухгалтерский учет, начисляйте зарплату, платите налоги и сдавайте налоговые декларации и отчеты через интернет. Для ИП и организаций старше 3 месяцев — первые 14 дней работы бесплатно!

Читайте также: