Пошлины за регистрацию еаэс

Опубликовано: 29.09.2022

Простой онлайн-калькулятор находится по этой ссылке .

Самостоятельный расчет таможенных платежей:

Под таможенными платежами подразумеваются обязательные платежи, которые взимаются таможенными органами при пересечении таможенной границы Таможенного Союза. Платежи перечисляются безналичным путем по отдельным реквизитам для каждого вида платежа с указанием кода таможни в специальных графах платежного поручения. Если в платежке не будут указаны КБК и код таможни, или они будут указаны с ошибкой, то выпустить декларацию не получится, т.к. инспектор таможенного органа не увидит в электронном виде наличие денежных средств. Причем средства должны быть перечислены заранее (один-два дня) до подачи декларации. Если таможенный орган не видит в системе денег, то не поможет ни наличка, ни скан платежки, ни гарантийное письмо.

При оформлении ввоза существуют следующие виды таможенных платежей: таможенные сборы, ввозная таможенная пошлина, НДС, акциз, также могут применяться различные виды прочих пошлин (специальные, антидемпинговые, компенсационные, сезонные).

При оформлении вывоза: таможенные сборы, вывозная таможенная пошлина.

Прежде чем начать расчет таможенных платежей, нужно знать исходные данные: код ТН ВЭД товара, таможенную стоимость, для некоторых кодов ТН ВЭД дополнительно страну происхождения и количество товара в натуральных единицах (кг, шт и т.д.).

Определение размера ставок таможенных сборов за таможенное оформление.

Для подачи декларации на товары нас интересуют таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товара (таможенные сборы за таможенные операции). Именно о них и поговорим.

Итак, при ввозе для определения размера таможенных сборов нам понадобиться знать только размер общей таможенной стоимости по всей декларации (суммы таможенных стоимостей всех товаров), а именно значение гр.12.

Далее можно воспользоваться калькулятором или найти нужное значение в таблице:

таможенные сборы 2020

При вывозе (экспорте) товаров, по которым вывозные таможенные пошлины не начисляются, таможенные сборы не уплачиваются.

Подробнее о таможенных сборах можно ознакомиться, прочитав гл. 14 в законе №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», о ставках таможенных сборов за таможенные операции – в Постановлении Правительства РФ №342 от 26 марта 2020 года.

Расчет ввозной таможенной пошлины.

Начальные данные для расчета: таможенная стоимость товара (графа 45 декларации), ставка пошлины. Ставку пошлины ищем по коду ТН ВЭД в Едином Таможенном Тарифе ЕврАзЭС (ЕТТ ЕАЭС).

В ЕТТ ставка пошлины может быть указана:

— в % от таможенной стоимости (так называемая адвалорная ставка);

— в евро за единицу количественного показателя (специфическая ставка), например, в евро за кг;

— комбинированная ставка – когда указаны и %, и ставка за единицу товара- сравниваем два значения и выбираем большее из них.

Итак, считаем ввозную таможенную пошлину.

При адвалорной ставке (т.е. если указаны только проценты) высчитываем соответствующий процент от таможенной стоимости товара.

П- размер пошлины в рублях,

ТС- таможенная стоимость в рублях,

«а» -ставка пошлины в процентах.

Например, полиэтиленовая пленка с кодом 3920108900 имеет ставку в 6,5%. Таможенная стоимость ввозимой нами пленки равна 500 000 руб. Тогда пошлина будет равна 500 000*6,5/100= 32 500 руб.

При специфической ставке (указан размер пошлины за единицу товара) расчет выглядит следующим образом:

П- размер пошлины в рублях;

а- ставка пошлины в евро;

с- курс ЦБ евро на дату подачи декларации;

k- количество товара в единицах, указанных в ставке пошлины.

Например, резиновые сапоги с кодом 6401990000 имеют ставку 0,75 евро за пару. Ввозится 200 пар. Курс ЦБ на дату подачи, например, 90 руб/евро. Тогда пошлина будет равна 200*0,75*70=10 500 руб.

При комбинированной ставке (если в ЕТТ указаны и проценты, и количество евро за единицу товара) используем оба предыдущих расчета и выбираем большее.

Например, офисные кресла с кодом 9401300001 имеют ставку 15%, но не менее 0,527 евро за кг. Таможенная стоимость их равна 300 000 руб. Вес нетто кресел (графа 38 в декларации) равен 1000 кг. Курс ЦБ – 90 руб/евро.

Делаем два расчета:

а) по таможенной стоимости – П=300000*15/100=45000 руб.

б) по количеству – П=1000*0,527*70=36890 руб.

Большее в варианте а), следовательно пошлина к оплате будет в размере 45000 руб.

Расчет НДС при ввозе.

При импорте НДС уплачивается в процессе таможенного оформления. Для начала надо определить ставку НДС для вашего товара. В этом поможет Налоговый Кодекс. Возможные варианты – 0%, 10%, 20%. При стандартных ситуациях импорта НДС подлежит оплате в полном размере. В некоторых ситуациях возможно освобождение от уплаты. О них поговорим позже.

Формула для расчета НДС выглядит следующим образом:

ТС – таможенная стоимость товара, руб.;

П – ввозная пошлина, руб.;

А- сумма акциза, руб.;

Резюмируя, можно сказать, что в декларации на товары результаты расчета таможенных платежей, ставки и база для расчета каждого платежа указывается в графе 47 . Под кодом 1010 – указаны таможенные сборы, под кодом 2010 – ввозная таможенная пошлина, под кодом 5010 – НДС. Если товаров в декларации несколько, то таможенные сборы указываются только в гр.47 первого товара. В графе B можно увидеть размер всех платежей по декларации и платежные документы, с которых эти платежи будут (были) списаны.

Если в данном материале Вы не нашли ответ на интересующий вопрос, то пишите по адресу manager@rastamozhitvspb.ru и в скором времени я обновлю статью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

http://www.dandreapartners.com/один-товарный-пять-стран-будущие-това/?lang=ru3 февраля 2020 года в Москве было подписан Договор «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза» (далее по тексту – «Договор»). Договор предусматривает создание новой системы регистрации по принципу «одного окна» товарных знаков ЕАЭС (далее по тексту – «ТЗ ЕАЭС») и наименований мест происхождения товаров (далее по тексту – «МПТ ЕАЭС») на территории всех государств-членов Евразийского экономического союза (далее по тексту – «ЕАЭС»): Армении, Белоруси, Казахстана, Кыргызстана и России.


В настоящей статье основное внимание уделяется ключевым положениям Договора, касающимся ТЗ ЕАЭС. Если Вы хотели бы узнать больше о новых МПТ ЕАЭС, пишите нам на адрес электронной почты, указанный ниже.

Для регистрации ТЗ ЕАЭС необходимо будет подать только одну заявку в национальное патентное ведомство одного из государств-членов ЕАЭС. В случаях, когда владелец ТЗ является резидентом одного из государств-членов ЕАЭС, заявка о регистрации подается в национальное патентное ведомство его государства.

Минимальный срок регистрации составляет 8 месяцев, однако он может быть продлен в случае, если национальному патентному ведомству потребуются дополнительные документы и информация для проведения проверки.

В случае одобрения заявки, ТЗ автоматически зарегистрируется во всех государствах ЕАЭС.

Примечание: одновременная регистрация ТЗ во всех государствах ЕАЭС вызывает определенные опасения относительно возможных практических проблем применения механизма. Так, наличие в одном из государств-членов ЕАЭС недобросовестно зарегистрированного ТЗ обусловит задержку всего процесса регистрации ТЗ ЕАЭС. В подобном случае регистрация ТЗ ЕАЭС будет опосредована необходимостью признания недействительным недобросовестно зарегистрированного национального ТЗ и повышает риск утраты приоритета ТЗ в других странах.

Для тех, кто уже зарегистрировал ТЗ во всех государствах ЕАЭС, Договор также предусматривает механизм преобразования уже существующих национальных ТЗ в ТЗ ЕАЭС. При этом ТЗ ЕАЭС будет регистрироваться для классов, одновременно зарегистрированных во всех государствах. Однако, в случае, если владелец ТЗ теряет определенные классы при получении ТЗ ЕАЭС, он может воспользоваться правом сохранения национальных ТЗ.

Примечание: если национальные ТЗ были зарегистрированы разными дочерними компании, материнская компания должна будет своевременно определить, владельца регионального ТЗ ЕАЭС, так как согласно Договору дочерняя компания являющаяся владельцем национальных ТЗ обладает правом обращения для регистрации ТЗ ЕАЭС.

После официального утверждения ТЗ ЕАЭС национальными патентными ведомствами любое заинтересованное лицо имеет право оспорить регистрацию в течение 3 месяцев со дня публикации посредством подачи заявления через национальные патентные ведомства. В случае отсутствия заявлений ТЗ ЕАЭС считается успешно зарегистрированным.

Период защиты ТЗ ЕАЭС

Исключительное право на ТЗ ЕАЭС действует в течение 10 лет, отсчитывая с даты подачи заявки на регистрацию. Владелец ТЗ ЕАЭС может продлевать срок действия исключительных прав на ТЗ на 10 лет неограниченное количество раз.

Пошлины

Пошлины будут одинаковыми для всех государств-членов ЕАЭС. Точные размеры пошлин будут установлены решением Совета Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК).

Передача прав на ТЗ ЕАЭС

Владелец ТМ ЕАЭС вправе распоряжаться исключительными правами в соответствии с законодательством государств-членов, включая отчуждение, временную передачу прав на использование ТЗ на основе лицензионного договора, заключение договора франчайзинга или залога исключительных прав на ТМ ЕАЭС. Такое распоряжение правами подлежит обязательной регистрации в патентном ведомстве, где был зарегистрирован ТЗ ЕАЭС.

Отмена и досрочное прекращение действия ТЗ ЕАЭС

Договор предусматривает возможность оспаривания недобросовестно зарегистрированного ТЗ ЕАЭС. Он также включает механизм досрочного прекращения действия ТЗ ЕАЭС, если владелец не использует его в течение 3 лет. Однако, отсутствие использования должно существовать во всех государствах ЕАЭС одновременно.

Подача заявления об отмене недобросовестно зарегистрированного ТЗ ЕАЭС и досрочного прекращения регистрации ТЗ ЕАЭС в случае его неиспользования должна будет осуществляться в национальные патентные ведомства в соответствии с национальным законодательством заявителя или патентное ведомство одного из государств ЕАЭС, если заявитель проживает за пределами ЕАЭС.

Комментарии

Договор все еще находится в процессе ратификации, и, по оценкам некоторых экспертов, новая система регистрации будет введена в силу к концу 2020 года.

ТЗ ЕАЭС может быть интересна компаниям, рассматривающим возможность развития или уже присутствующим на рынках всех или большинства государств-членов ЕАЭС. Новая система должна ускорить процесс регистрации ТЗ на таможне и помочь в борьбе с контрафактной продукцией и параллельным импортом.

Следует отметить, что региональная система ТЗ ЕАЭС в определенной степени аналогична действующей Мадридской международной системе регистрации товарных знаков. По крайней мере, в настоящей редакции Договора представляется, что система ЕАЭС в первую очередь ориентирована на компании, которые работают в пределах или наиболее ориентированы на рынок ЕАЭС. Однако значительное влияние будет иметь размер пошлин и оперативность работы системы, которые станут ясны после внедрения дополнительных инструкций и определенного периода действия новой системы.

Евразийский экономический союз (цели создания, органы управления, система нормативно-правовых актов); общий рынок обращения лекарственных средств и медицинских изделий

Эта статья в формате видеолекции здесь.


I. ЕАЭС как организация. Органы управления. Система нормативно-правовых актов.
Датой официального основания Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) является 1 января 2015 года. Договор о создании ЕАЭС был подписан 25 мая 2014 года между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь.

Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Целями создания ЕАЭС являются:
1) создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
2) стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
3) всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Органами управления ЕАЭС являются Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия и Суд Евразийского экономического союза.

Высший Евразийский совет (далее - Высший совет) представляет собой высший орган Союза, в его состав входят главы государств стран-участниц ЕАЭС, заседания проходят не реже 1 раза в год под руководством Председателя (выбирается на ротационной основе из глав государств в порядке русского алфавита). К полномочиям данного органа относится рассмотрение принципиальных вопросов деятельности Союза, определение стратегии, направлений и перспектив развития интеграции и принятие решений, направленных на реализацию целей Союза. На уровне Высшего совета подписываются договоры и соглашения, издаются решения, подлежащие исполнению всеми государствами-членами ЕАЭС в порядке, предусмотренном их национальным законодательством.

Высший межправительственный совет (далее - Межправительственный Совет) создается на уровне глав правительств, заседания проводятся не реже 2 раз в год. Межправительственный Совет обеспечивает реализацию и контроль над исполнением Договора о Союзе, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего Совета. Межправительственный Совет издает решения и распоряжения.

Постоянно действующим регулирующим органом ЕАЭС является Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК, Комиссия). В состав ЕЭК входят Совет, осуществляющий общее регулирование интеграционных процессов в Союзе, и Коллегия – исполнительный орган ЕЭК. Формирование совета происходит из представителей государств-членов ЕАЭС из принципа равного представительства. Комиссия издаёт решения, распоряжения и рекомендации. Нормативно-правовой характер имеют решения.

Также постоянно действующим органом управления ЕАЭС является Суд ЕАЭС (далее Суд Союза), реализующий свои полномочия по обеспечению единообразного применения государствами-членами и органами Союза Договора, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Союза. Статус, состав, компетенция, порядок функционирования и формирования Суда Союза определяются Статутом Суда Евразийского экономического союза, согласно Приложению № 2 к Договору о ЕАЭС. В его состав входят по 2 судьи от каждого государства-члена Союза, избираемые сроком на 9 лет. Возглавляет Суд Союза Председатель Суда. Дела рассматриваются по заявлению государства-члена или по заявлению хозяйствующего субъекта.

Систему нормативно-правовых актов (далее – НПА) ЕАЭС можно разделить на три уровня.

Система нормативно-правовых актов ЕАЭС

Первый, высший уровень составляют договора, соглашения и протоколы, принимающиеся главами государств или председателями правительств. Вступают в силу после ратификации, вводятся национальным актом (Законом). Второй и третий уровни издаются на уровне Совета или Коллегии ЕЭК – решения, рекомендации. Они уже являются документами прямого действия, не требующие введения национальным актом, вступают в силу после определенного срока с момента их опубликования.

Информацию о всех НПА, принимаемых в рамках Союза, можно найти на его официальном сайте в разделе «Ресурсы», «Правовой портал».

II. Единый (общий) рынок обращения лекарственных средств.
Основу нормативно-правовой базы, регулирующей обращение лекарственных средств в рамках ЕАЭС, составляют Договор о ЕАЭС (далее – Договор) и Соглашение о единых принципах и правилах обращения ЛС в рамках ЕАЭС от 23.12.2014г. (далее – Соглашение).

Согласно статье 30 Договора о ЕАЭС государства-члены ЕАЭС создают в рамках Союза общий рынок лекарственных средств (далее – ЛС), соответствующий стандартам надлежащих фармацевтических практик, на основании следующих принципов:
1) гармонизация и унификация требований законодательства государств-членов;
2) обеспечение единства обязательных требований к качеству и безопасности ЛС, находящихся в обращении на территории ЕАЭС;
3) принятие единых правил в сфере обращения ЛС;
4) разработка и применение одинаковых и сопоставимых методов исследования и контроля;
5) гармонизация законодательства государств-членов в области контроля (надзора) за обращением ЛС;
6) реализация разрешительных и контрольно-надзорных функций в сфере обращения ЛС уполномоченными органами государств-членов.

Дата официального начала работы единого рынка ЛС ЕАЭС – 01.01.2016г. (статья 100 Договора).

Соглашение также устанавливает единые принципы и правила обращения ЛС в рамках Союза, основные направления формирования общего рынка ЛС в соответствии с требованиями надлежащих фармацевтических практик, определяет взаимодействие уполномоченных органов ЕАЭС в сфере обращения ЛС государств-членов, а также предусматривает переходные периоды, обеспечивающие последовательный переход от национального регулирования к единым национальным требованиям.

Соглашение предполагает разделение нормативно-правового регулирования единого рынка обращения ЛС на наднациональный и национальный уровни. В сферу наднационального нормативно-правового регулирования отнесены вопросы разработки, доклинических и клинических исследований, регистрации, производства, контроля качества, оптовой дистрибьюции и фармаконадзора. Розничная дистрибьюция, выпуск ЛС в гражданский оборот, реклама, ценообразование, установление разрешительных и ограничительных перечней, сфера государственных закупок оставлены национальному нормативно-правовому регулированию.

В настоящее время, кроме Договора и Соглашения, издано 37 НПА, регулирующих вопросы обращения ЛС в рамках единого рынка ЛС, 22 из которых –это решения Совета ЕЭК, 7 решений и 8 рекомендаций Коллегии ЕЭК.

Так, вопросы эффективности и безопасности ЛС регулируются следующими НПА.

Эффективность и безопасность лекарственных средств

Сфера контроля и обеспечения качества ЛС также обеспечивается нормами целого ряда НПА:
1) Правила надлежащей производственной практики (Решение Совета ЕЭК №77 от 03.11.2016г.);
2) Правила надлежащей дистрибьюторской практики (Решение Совета ЕЭК №80 от 03.11.2016г.);
3) Правила надлежащей практики выращивания, сбора, обработки и хранения ЛРС (Решение Совета ЕЭК №15 от 26.01.2018г.);
4) Аттестация и реестр уполномоченных лиц (Решение Совета ЕЭК №73 от 03.11.2016г.; (Решение Совета ЕЭК №74 от 03.11.2016г.);
5) Правила проведения фармацевтических инспекций (Решение Совета ЕЭК №83 от 03.11.2016г.);
6) Реестр фармацевтических инспекторов (Решение Совета ЕЭК №90от 03.11.2016г.)
7) Порядок обеспечения проведения совместных фармацевтических инспекций (Решение Совета ЕЭК №91от 03.11.2016г.);
8) Признание результатов инспектирования производства ЛС (Решение Совета ЕЭК №93от 03.11.2016г.);
9) Взаимодействие по выявлению фальсифицированных, контрафактных и (или) недоброкачественных ЛС (Решение Совета ЕЭК №86 от 03.11.2016г.).

В рамках Союза допускается реализация ЛС при условии, что они прошли регистрацию в соответствии с процедурой, устанавливаемой ЕЭК. ЛС, зарегистрированные должны иметь маркировку, соответствующую единым требованиям к маркировке ЛС, утвержденным ЕЭК, а также к ним должна прилагаться инструкция по применению, соответствующая единым требованиям к инструкции по медицинскому применению ЛС, утверждаемым ЕЭК (статья 8 Соглашения).

Регистрации подлежат лекарственные препараты (далее ЛП), то есть ЛС в виде лекарственной формы, фармацевтические субстанции и ряд иных ЛС регистрации в рамках ЕАЭС не подлежат (п.19 Решения Совета ЕЭК от 03.11.2016г. №78 «О правилах регистрации и экспертизы ЛС для медицинского применения»).

Для целей свободного обращения лекарственных средств на территории ЕАЭС были разработаны и с 6 мая 2017 г. вступили в силу правила регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. № 78). Единые правила предусматривают 2 процедуры регистрации лекарственных средств:
- процедура взаимного признания;
- децентрализованная процедура.

В рамках процедуры взаимного признания ЛС сначала регистрируется в одном из государств — членов ЕАЭС (так называемом референтном государстве), и в этом государстве получает регистрационное удостоверение. После этого ЛС регистрируется в других государствах — членах ЕАЭС (так называемых государствах признания), но уже по сокращенной процедуре, также с получением регистрационного удостоверения в государстве признания.

Отличие децентрализованной процедуры заключается в том, что регистрационное досье оценивается одновременно в референтном государстве и государстве признания. Это позволяет сократить общий срок регистрации в нескольких государствах. Данная процедура регистрации предполагает взаимодействие государственных органов различных государств — членов ЕАЭС через специальную информационную систему. Создание такой системы планируется завершить в ближайшее время, после чего децентрализованная процедура регистрации начнет действовать в полной мере.

Что же касается процедуры взаимного признания, она в настоящий момент уже реализована. Так, государства — члены ЕАЭС обязались взаимно признавать результаты доклинических, клинических и иных исследований лекарственных средств, результаты инспектирования производства, доклинических, клинических исследований лекарственных средств, систем фармаконадзора на соответствие правилам надлежащих фармацевтических практик, а также требованиям, утверждаемым Евразийской экономической комиссией.

Соглашением предусмотрены также переходные положения в процессе регистрации ЛС. До 31.12.2020г. должна быть закончена регистрация ЛС по национальным правилам. До 31.12.2025 года заканчивается действие регистрационных удостоверений (далее – РУ) и регистрационные досье на ЛП, зарегистрированные по национальным правилам, должны быть приведены в соответствие с требованиями ЕАЭС. При этом, ЛП, зарегистрированные в государствах-членах и не приведенные в соответствие с требованиями ЕАЭС до 31.12.2025г., если они произведены в период действия РУ, реализуются до окончания срока их годности.

Согласно приложению 17 Решения Совета ЕЭК от 03.11.2016г. №78 «О правилах регистрации и экспертизы ЛС для медицинского применения», установлена единая форма РУ (номер РУ будет иметь вид - ЛП-№(ХХХХХХ)-(YY-ZZ). На впервые регистрируемые ЛП и ЛП, зарегистрированный менее чем в 3 странах ЕАЭС и (или) обращающийся на рынке менее 5 лет, РУ выдается на 5 лет (отсчет от даты выдачи РУ референтным государством). При перерегистрации нового ЛП и на ЛП, зарегистрированный в 3 странах ЕАЭС и обращающийся на рынке 5 лет и более, выдается РУ бессрочного действия.

П.1, статьи 8 Соглашения также определяет возможность реализации ЛП только при условии, что они прошли регистрацию в соответствии с процедурой, устанавливаемой Комиссией, и сведения о них внесены в Единый реестр зарегистрированных ЛС. Порядок ведения Реестра зарегистрированных ЛП в рамках ЕАЭС закреплен нормами Решения Совета ЕЭК от 03.11.2016г. №84 «О порядках формирования и ведения единого реестра зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза и информационных баз данных в сфере обращения лекарственных средств».

Правила и порядок нанесения маркировки на ЛС, находящихся в обращении в Союзе, регулируются Решением Совета ЕЭК от 03.11.2016г. №76 «Об утверждении требований к маркировке ЛС для медицинского применения», согласно которому маркировка должна наносится на упаковку на русском языке (и на государственных языках государств-членов ЕАЭС, если это предусмотрено их национальным законодательством). Маркировка не должна противоречить регистрационному досье и носить рекламный характер, она должна быть легкочитаемой, понятной, достоверной и не вводить в заблуждение потребителя. Перечень наносимой на первичную и вторичную упаковки информации по правилам ЕАЭС несколько отличается от отечественного, утвержденного Федеральным законом РФ от 12.04.2010г. №61-ФЗ «Об обращении ЛС».

31.12.2019 16:30 , обновлено 25.03.2021 15:49

Пожалуй, главной (и самой неприятной) темой начала 2020 года в сфере онлайн-шопинга для жителей России является снижение беспошлинного порога ввоза товаров для личного пользования. Подавляющее большинство российских шопоголиков, годами закупавшихся на торговых площадках AliExpress и eBay, а также в крупных и мелких зарубежных интернет-магазинах, ни разу не уплачивали таможенную пошлину. Львиная доля покупок входила в действовавший беспошлинный лимит, сниженный в 2019 году с 1000 до 500 евро в месяц, но всё ещё достаточный для того, чтоб о нём не задумываться. Отследить превышение этого лимита сотрудникам таможни было сложно, кроме очевидных случаев заказа единичных дорогих товаров.

Что случилось?

С 1 января 2020 года на территории Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация) начали действовать новые стоимостные, весовые и количественные нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Союза. Максимально допустимым беспошлинным порогом стала стоимость международного почтового отправления 200 евро при весе брутто 31 кг; превышение любого из этих двух параметров приведёт к обложению почтового отправления таможенной пошлиной. Фраза «максимально допустимым» означает, что страны ЕАЭС вправе устанавливать собственные лимиты, которые могут быть ниже, но не выше установленных для территории Союза. Таким правом уже воспользовались, в частности, в Республике Беларусь, где без уплаты пошлины можно ввозить товары стоимостью не выше 22 евро и весом не более 10 кг.

Как рассчитать и оплатить таможенную пошлину с 1 января 2020 года

Нормы ввоза товаров установлены решением Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», а затем скорректированы решением от 1 ноября 2018 года № 91.

Несмотря на то, что в конце 2019 года в информационное пространство неоднократно вбрасывались суждения о необходимости дальнейшего снижения беспошлинного порога, с 1 января 2020 года на территории Российской Федерации действуют нормы ввоза товаров для личного пользования, определённые решением ЕАЭС — 200 евро и 31 кг; эти нормы продолжают действовать и в 2021 году.

Что изменилось?

В течение 2019 года житель России был вправе без уплаты таможенной пошлины ввезти из-за рубежа в виде почтовых отправлений за один календарный месяц товары на общую сумму не более 500 евро общим весом не более 31 кг. С начала 2020 года месячный лимит больше не действует, а новый лимит — 200 евро и 31 кг — применяется к каждой посылке.

С одной стороны, российским шопоголикам (а также пресловутым «барыгам» на онлайн-барахолках) несказанно повезло: теперь можно, в частности, десятками закупать бюджетные смартфоны, не беспокоясь о пошлине. С другой стороны, пострадали покупатели с более высокими запросами: заказ на AliExpress флагманского устройства чреват прохождением квеста по уплате пошлины и расставанием с парой тысяч рублей.

Как рассчитать таможенную пошлину?

Как уже сказано выше, нормы беспошлинного ввоза включают два критерия: стоимостной и весовой. При превышении хотя бы одного из этих двух лимитов начисляется пошлина. Месячных норм больше нет: можно заказывать товар за товаром, лишь бы продавец или торговая площадка (из благих, разумеется, побуждений) не решили объединить посылки.

Весовой критерий применительно к почтовым отправлениям — сущая экзотика. Почти вся посылочная масса, рассылаемая онлайн-магазинами, представляет собой мелкие пакеты (это не уничижительная характеристика, а один из видов почтовых отправлений), вес брутто которых по действующим почтовым нормам не должен превышать 2 кг. По этой причине мелкий пакет может превысить только стоимостную таможенную норму.

Начисление пошлины производится от величины превышения нормы. Например, для товара стоимостью 250 евро пошлина начисляется от суммы 50 евро. Для посылки весом 33 кг пошлина начисляется за 2 кг превышения веса. Важно понимать, что даже в случае превышения сразу двух лимитов, пошлина начисляется только по одному — наибольшему — значению суммы, а не суммируется.

Ставка таможенной пошлины согласно решению ЕЭК от 20 декабря 2017 года № 107 составляет «15 процентов от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса брутто международного почтового отправления в части превышения стоимостной и (или) весовой норм». Если в дело вступает ФТС (например, таможенник усомнился в декларированной стоимости товара и… угадал), за оформление таможенной пошлины взымается дополнительный фиксированный таможенный сбор — 250 рублей.

Таможенная пошлина за превышение стоимостного лимита
Таможенная пошлина за превышение весового лимита
Таможенная пошлина за превышение стоимостного или весового лимита и таможенный сбор
, где P — совокупная стоимость всех товаров в почтовом отправлении, евро; W — вес брутто почтового отправления, кг; R — курс евро по отношению к рублю, установленный ЦБ РФ; C — сумма таможенного платежа, рубли.

Рассчитаем размер таможенной пошлины для товара из примера, приведённого выше.

  • пошлина за превышение стоимостной нормы: (250 - 200) * 0,15 = 7,5 евро.
  • пошлина за превышение весовой нормы: (33 - 31) * 2 = 4 евро.

Наибольшая сумма — за превышение стоимостной нормы, следовательно, именно её следует уплатить в качестве таможенной пошлины для данного товара.

Таким образом, получателю посылки из нашего примера придётся уплатить таможенную пошлину в размере 7,5 евро в рублях по текущему курсу ЦБ РФ и, возможно, таможенный сбор в размере 250 рублей.

Таможенная пошлина начисляется сотрудниками таможенной службы на основе внутренних инструкций. Стоимость товара может быть получена ФТС как из таможенной декларации (форма CN22), так и непосредственно от магазина (да-да, популярные магазины и торговые площадки «сливают» информацию о заказах почтовым, налоговым и таможенным службам). В спорных случаях от получателя почтового отправления может потребоваться представление в таможенную службу инвойса или скриншота страницы интернет-заказа, а также информации об его оплате (чек или выписка из онлайн-банка). Как правило, это происходит, если у таможенника возникает подозрение, что продавец занизил в декларации стоимость товара.

Калькулятор таможенной пошлины

, который мы подготовили для простого и быстрого расчёта суммы таможенной пошлины, позволяет получить результат на основе исторических данных о курсах валют и введённых пользователем данных.

Калькулятор (пока) не учитывает весовой лимит, который не актуален для подавляющего большинства посылок, поскольку их вес не превышает 31 кг и укладывается в беспошлинную норму. Результат расчёта может незначительно отличаться от реально начисленной пошлины из-за разницы в алгоритмах расчёта нашей версии калькулятора и информационных систем ФТС и Почты России (например, они могут получить данные на следующий день после покупки и выполнить расчёт по другому курсу евро).

Для расчёта величины таможенной пошлины, начисляемой для посылки, следует указать все относящиеся к ней товары, даже если они приобретались отдельными заказами, но продавец отправил их одной посылкой. Цену товара следует указывать в валюте заказа, а не в валюте источника оплаты (банковская карта, электронный кошелёк и т.п.).

При покупке смартфона на AliExpress самый дешёвый вариант ищите на сервисе сравнения цен на смартфоны, содержащем не только актуальные цены, но также скидки, купоны и промокоды магазинов (в том числе, «секретные»).

Как оплатить таможенную пошлину?

В зависимости от того, какой службой доставляется почтовое отправление, и оказывает ли эта служба услуги таможенного оформления, получателю отправления по указанным контактным данным может быть направлено таможенное уведомление с уже рассчитанной суммой таможенной пошлины и инструкцией по её оплате. Оплату необходимо произвести согласно инструкции.

Многие курьерские службы берут на себя процесс оплаты таможенной пошлины, позволяя внести необходимую сумму в личном кабинете пользователя на своём сайте. Это сильно упрощает жизнь не только пользователям, но и самим курьерским службам — если пользователю дать шанс «накосячить», он непременно им воспользуется, но винить будет, конечно же, не себя.

Почта России при использовании официального мобильного приложения не только сообщает получателю информацию о начисленной таможенной пошлине, но и позволяет её оплатить: онлайн в приложении (без комиссии) или непосредственно при получении почтового отправления (комиссия 10% от суммы таможенного платежа). Онлайн-оплата может быть выполнена с использованием банковской карты. Если вы хотя бы время от времени покупаете дорогие товары за границей, доставляемые обычной почтой, установка приложения Почты России способна избавить вас от многих проблем.

Оплата таможенной пошлины в мобильном приложении Почты России
Стоимость товара на AliExpress, для которого начислена таможенная пошлина

Кстати, на первом скриншоте выше величина таможенной пошлины рассчитана, исходя из реальной стоимости товара по курсу евро на момент покупки, хотя посылка ещё не поступила ни на российскую таможню, ни в сортировочный центр Почты России (это к вопросу о «сливе» данных AliExpress и надежде обойтись заниженной стоимостью в таможенной декларации).

При оплате с помощью банковского платежа важно корректно указать не только банковские реквизиты получателя платежа, но и его назначение. Известны случаи, когда при неверном указании назначения платежа сотрудники таможенной службы требовали провести платёж повторно (при этом предыдущий платёж возвращался, но спустя какое-то время).

Вопросы и ответы

— Учитывается ли стоимость доставки при расчёте таможенной пошлины?

Нет, стоимость доставки при расчёте таможенной пошлины не учитывается. Например, если покупатель заплатил за посылку с товаром 205 евро, из которых стоимость доставки составила 15 евро, посылка пройдёт таможню без начисления пошлины.

— От какой суммы исчисляется размер пошлины при покупке со скидкой?

Если товар приобретён со скидкой (например, по купону или промокоду), размер таможенной пошлины будет рассчитан от реально уплаченной суммы (т.е. после применения скидки). В редких случаях может потребоваться её документарное подтверждение.

— Обязательно ли указание ИНН при оформлении пошлины?

Граждане России, помимо Ф.И.О., адреса и паспортных данных, должны предоставить таможенному представителю свой ИНН — такое требование содержатся в Приказе ФТС от 5 июля 2018 года № 1060. На граждан других стран, проживающих или пребывающих на территории РФ, это требование не распространяется.

— Как обойти таможенные лимиты при заказе дорогого товара из-зa pyбeжa?

— Может ли консолидация посылок AliExpress привести к превышению новых таможенных норм?

Формально — да, поскольку лимиты применяются к почтовым отправлениям, а консолидированная (т.е. объединённая) посылка представляет собой не что иное, как обычное почтовое отправление. Хочется надеяться, что AliExpress и впредь будет подходить к вопросу консолидации посылок с максимальной аккуратностью, учитывая совокупную стоимость товаров и таможенные нормы страны назначения. По крайней мере, случаев превышения ранее действовавших лимитов из-за консолидации посылок не зафиксировано.

— Можно ли отказаться от посылки с начисленной таможенной пошлиной?

Да, можно не оплачивать пошлину и не забирать посылку. По истечении времени хранения (30 суток) посылки в почтовом отделении она будет возвращена отправителю. После получения посылки отправителем (отслеживается по трек-номеру) можно вернуть оплату за товар через открытие спора. Впрочем, злоупотреблять этим не стоит: продавец и площадка несут почтовые расходы, которые ничем не компенсируются — при многократном повторении такого «подвига» аккаунт покупателя, скорее всего, будет заблокирован.

— Какие интернет-магазины передают сведения о заказах российских пользователей Почте России?

Известно, как минимум, о двух торговых площадках, подключившихся к информационной системе Почты России: AliExpress и Joom. Почта России, как уполномоченный оператор почтовой связи, в свою очередь, передаёт эти сведения дальше — в ФТС.

— Какова таможенная пошлина на посылки в 2021 году?

Нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, а также размер и правила начисления таможенной пошлины с начала 2021 года не изменились, что, впрочем, не означает, что они не могут быть пересмотрены позднее в течение года. Для расчёта таможенной пошлины используйте наш таможенный калькулятор.

— Как правильно: «налог на посылку» или «пошлина на посылку»?

Ключевым отличием налога от пошлины является то, что первый взымается периодически, а вторая — единовременно. Из этого отличия со всей очевидностью следует отнесение платежа за «растаможку» посылок к пошлине. Да, плата за превышения нормы беспошлинного ввоза — это никакой не налог, как многие полагают.

Теги: 2021, таможня, налог, пошлина, калькулятор, расчет, оплата.

Договор от 03.02.2020

В ЕАЭС создана новая система регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров. Правообладатели получили возможность регистрировать их не в пяти странах, а один раз в любом из ведомств по интеллектуальной собственности государств - членов ЕАЭС. Заявитель будет получать единый охранный документ, а вся информация о зарегистрированных товарных знаках и НМПТ будет содержаться в единых реестрах.

Государства - члены ЕАЭС согласовали и подписали в Москве 03.02.2020 «Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза» (далее – Договор). Документ предусматривает совместную работу компетентных ведомств всех государств – членов ЕАЭС по рассмотрению заявки на регистрацию товарного знака, действующую одновременно во всех странах ЕАЭС, и ведение Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) Единого реестра товарных знаков ЕАЭС. НМПТ, уже зарегистрированные в странах – членах ЕАЭС признается в качестве НМПТ, охраняемого на всей территории ЕАЭС.

Что считается товарным знаком

Товарный знак – это объект интеллектуальной собственности, который представляет собой обозначение на товаре, этикетке или упаковке.

Его назначение – отличать товары (услуги) одних производителей от однородных товаров (услуг) других производителей.

В обиходе товарные знаки также именуют торговой маркой, брэндом, логотипом.

Товарный знак может быть:

словесным (сочетание отдельных букв, цифр; слова, фразы);

изобразительным (рисунки, графические символы, сочетания цветов);

объемным (форма упаковки или внешнего вида товаров);

комбинированным и т. д.

Товарный знак можно зарегистрировать на фирму или индивидуального предпринимателя.

Кроме того, товарные знаки могут быть индивидуальными или коллективными (принадлежат объединению компаний, ассоциации производителей и т. п.).

Коллективный знак должен иметь свой устав, в котором указывают:

наименование объединения, на которое будет зарегистрирован коллективный товарный знак;

перечень лиц, которые имеют право пользования этим знаком;

единые качественные или другие общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком, и т. д.

Независимо от того, кто будет владельцем товарного знака, ему как правообладателю принадлежат исключительные права на использование этого знака для маркировки своих товаров и услуг, в рекламе и т. д.

Обладатель исключительного права на товарный знак может передать право его использования любому лицу на основании лицензионного договора.

Никто не вправе использовать тождественный или сходный с ним товарный знак в отношении однородных товаров (услуг) владельца товарного знака. За нарушение этого условия гражданским, административным и уголовным законодательством РФ предусмотрена ответственность.

Вкратце об НМПТ

Наименование места происхождения товара (НМПТ) – это современное или историческое название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, где произведен товар, особые свойства которого исключительно или главным образом вызваны характерными для конкретного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

НМПТ возникает после определенного периода использования географического наименования, после чего становится известным. Так возникает устойчивое представление о связи товара и географической среды, где его производят.

Наличие особых свойств товара делает его уникальным и отличает от аналогичных товаров. При этом имеют в виду не просто высокое качество товара, а стабильное сохранение в товаре характерных свойств, связанных с географической местностью.

Например, в России известны наименования мест происхождения товара:

Нарзан, Ессентуки, Горячий ключ – минеральные воды;

Абрау-Дюрсо, Цимлянское игристое – вина;

Вологодское масло, Можайское молоко, Адыгейский сыр – продукты питания;

Гжель, Жостово, Хохлома, Палех, Ростовская финифть – изделия народных промыслов.

Наиболее известные в мире наименования мест происхождения товара - Бургундские вина, Пармская ветчина, Шампанское, Мадера.

Товары, маркируемые НМПТ, зачастую уникальны и могут быть отнесены к объектам материальной и духовной культуры.

Предпосылки к Договору

В РФ права на товарные знаки охраняет IV часть ГК РФ, а также международные акты, в частности Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков.

В РФ товарный знак может получить правовую охрану только после официальной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) и внесения в реестр.

На зарегистрированный товарный знак Роспатент выдает свидетельство. Оно удостоверяет приоритет (первенство) товарного знака и исключительное право его владельца в отношении товаров (услуг), указанных в свидетельстве.

Правовая охрана товарного знака имеет территориальный принцип – действует только на территории РФ (ст. 1479 ГК РФ). Чтобы использовать товарный знак за рубежом, его нужно зарегистрировать в патентных ведомствах зарубежных стран (в выбранной стране) или пройти международную регистрацию для стран – участников Мадридского соглашения.

Национальные законодательства по товарным знакам государств-членов ЕАЭС имеют очень много общего с российским.

До 01.01.2018 нормы о защите интеллектуальных прав, в том числе и товарных знаков в ЕАЭС содержались в Таможенном кодексе ЕАЭС и Соглашении о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза. Таможенные органы государств-членов, обнаружив признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, приостанавливали выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в национальный или единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Срок выпуска приостанавливали, о чем уведомлялись декларант и правообладатель. После документального урегулирования срок возобновлялся.

Эти нормы были перенесены в Таможенный кодекс ЕАЭС практически в неизменном виде (ст. 124 ТК ЕАЭС).

Но кроме этого, в ЕАЭС был создан дополнительный механизм защиты прав на товарные знаки. В соответствии с пунктами 14-15 Приложения № 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе (Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности) на территории ЕАЭС осуществляется регистрация товарного знака и знака обслуживания ЕАЭС, которым предоставляется правовая охрана одновременно на территориях всех государств-членов.

В этих целях заключен международный договор, регулирующий вопросы регистрации, правовой охраной и использования товарного знака на территории ЕАЭС.

Новая система будет существовать параллельно с национальными системами регистрации и правовой охраны товарных знаков и НМПТ государств-членов ЕАЭС.

Договор начнет действовать после утверждения инструкций и правил реализации. Можно предположить, что это произойдет в 2020 году.

Прием заявок на товарный знак ЕАЭС и заявок на НМПТ осуществляется с даты получения ЕЭК последнего письменного уведомления государства – члена ЕАЭС об установлении в своем законодательстве необходимых видов юридически значимых действий и размеров пошлин.

Какие вопросы решает Договор

В качестве товарного знака ЕАЭС можно зарегистрировать только графические обозначения.

Главное, что регулирует Договор, это порядок подачи, проведения экспертизы, принятия решения, регистрации и оспаривания регистрации права на товарный знак.

Для получения охраны товарного знака необходимо подать одну заявку в национальное патентное ведомство любого государства – члена ЕАЭС, без предварительной заявки. Заявка подается на русском языке независимо от того, ведомство какого государства выбрано заявителем в качестве ведомства подачи. Она может быть составлена и на языке государства ведомства подачи, с приложением такой заявки на русском языке (в случае споров русскоязычный вариант имеет приоритет).

Ведомство подачи проводит предварительную (формальную) экспертизу и взимает пошлину по законодательству своего государства. При положительном результате предварительной экспертизы ведомство подачи принимает решение о публикации заявки на официальном сайте ЕЭК.

После этого в течение 3 месяцев любое заинтересованное лицо может представить в ведомство подачи возражения против регистрации знака.

В этом случае проводится экспертиза – уже каждым национальным ведомством государств - членов ЕАЭС, включая ведомство подачи. Сходные обозначения будут идентифицироваться по национальным базам товарных знаков и поданных заявок стран ЕАЭС, по базе международных регистраций и по Единому реестру товарных знаков.

Экспертиза должна быть завершена в течение шести месяцев с даты оплаты заявителем пошлин за экспертизу.

Товарный знак может быть зарегистрирован только при положительном заключении от национальных ведомств всех государств ЕАЭС.

Если какое-либо государство отказало заявителю в предоставлении охраны, он может обжаловать этот отказ в соответствии с действующей в данном государстве процедурой обжалования. По завершении процедуры обжалования решение национального компетентного органа направляется в ведомство подачи, и оно принимает итоговое решение, которое уже не может быть обжаловано.

При условии уплаты заявителем регистрационной пошлины ведомство подачи регистрирует знак в Едином реестре товарных знаков ЕАЭС.

Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет с даты подачи заявки с возможностью многократного продления каждый раз на 10 лет при условии подачи заявления и уплаты пошлин.

Охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в связи с неиспользованием. Договор также предусматривает, что, если товарный знак зарегистрирован по национальной процедуре во всех государствах ЕАЭС на имя одного и того же лица, все эти национальные регистрации по ходатайству их правообладателя могут быть замены на регистрацию товарного знака ЕАЭС с выдачей его владельцу единого свидетельства.

Охрана НМПТ

Фактически Договор признает в качестве охраняемых на территории всего ЕАЭС, НМПТ, уже зарегистрированные в странах – членах ЕАЭС. Это означает включение зарегистрированного в национальном реестре НМПТ в Единый реестр НМПТ ЕАЭС и выдачу владельцу единого охранного документа.

При досрочном прекращении правовой охраны НМПТ или признания недействительным предоставления правовой охраны ведомство подачи будет вносить в Единый реестр НМПТ запись о прекращении правовой охраны.

Заявители из стран – членов ЕАЭС подают заявки на регистрацию НМПТ в свое национальное патентное ведомство. Для заявителей из других стран ведомством подачи может быть любое национальное ведомство государство – член ЕАЭС.

Процедуру регистрации НМПТ и пошлину за подачу заявки определяет государство ведомства подачи.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Читайте также: