Доклад на тему налоговая реформа в россии
Опубликовано: 15.04.2024
- Информационно-аналитические бюллетени (ИАБ)
- Аналитические материалы (АВ, АЗ, АО, МИ)
- Государственное строительство и конституционные права граждан
- Экономическая политика
- Социальная политика
- Бюджетное, налоговое и финансовое законодательство
- Оборона и безопасность
- Внешняя политика
- Совершенствование законодательного процесса
- Региональная политика
- Научно-исследовательские работы для Государственной Думы
- Материалы к мероприятиям
АВ 2003г. Выпуск 2 НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РУБЕЖИ
- Титульный лист
- Содержание
Этапы налоговой реформы в Российской Федерации.
В Российской Федерации налоговая реформа в своем развитии прошла три этапа. Долгие годы регулирование налоговой сферы не признавалось важнейшей государственной задачей и осуществлялось подзаконными актами, в том числе множеством ведомственных инструкций. Чисто фискальная функция налогов выражалась в прямом их изъятии и накоплении на союзном уровне с последующим распределением средств сверху - вниз . Проведение реформ в России потребовало коренного изменения налоговых отношений.
_________________________
См.: Концепция развития Российского законодательства. Под редакцией Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М.: 1994. С. 120.
В 1991 году начинается первый этап налоговой реформы. Принимается целый комплекс законов. Базовым стал Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации , принятый 27 декабря 1991 года 2118-1. Этот закон определил общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, виды налогов, сборов, пошлин и других платежей (федеральные, субъектов Федерации и местные налоги), а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 11.
Вслед за ним были приняты и другие законы. Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. О налоге на добавленную стоимость . Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. О подоходном налоге с физических лиц . Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. О налоге на прибыль предприятий и организаций . Закон Российской Федерации от 20 декабря 1991 г. Об инвестиционном налоговом кредите . Закон Российской Федерации О налогах на имущество физических лиц . Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. О налоге на имущество предприятий . Закон Российской федерации О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения .
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, 51, ст. 1871. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 591. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 11, ст. 526. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 603. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 597. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 593.
В соответствие с Законом об основах налоговой системы установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти.
По смыслу закона под другими органами государственной власти не понимались ни Президент Российской Федерации, ни Президиум Верховного Совета, а только Верховные Советы республик в составе Российской Федерации и местные советы народных депутатов.
На уровне Российской Федерации полномочия по всем ключевым налоговым вопросам принадлежали Верховному Совету Российской Федерации, который принимал по ним законы и постановления, имеющие определенное значение для всей системы налогового законодательства. Только Верховный Совет Российской Федерации был вправе вводить и отменять налоги, а также вводить льготный режим налогообложения на территории Российской Федерации. Верховный Совет Российской Федерации мог делегировать право установления определенных налогов, а также льготного налогообложения на территории Российской Федерации другим законодательным или представительным органам власти.
_________________________
См.: Основы налогового права. Под ред. С.Г. Пепеляева - М: 1995. С. 111.
После распада СССР начались центробежные процессы, которые коснулись взаимоотношений центра и регионов по поводу взимания налогов. Поэтому потребовалось более жесткое закрепление принципа единства налоговой политики. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 г. О мерах по обеспечению сбора и поступлений налоговых платежей в республиканский бюджет Российской Федерации было определено, что законодательные и нормативные акты органов власти и управления по вопросам налогообложения применяются постольку, поскольку они не противоречат закону РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации . Фактически же вопреки Конституции и закону об основах налоговой системы правовые акты по налоговым вопросам, входящим в компетенцию высшего представительного органа Российской Федерации принимали другие органы: Президент Российской Федерации, Президиум Верховного Совета, Правительство Российской Федерации. Президенту Российской Федерации V Съездом народных депутатов Российской Федерации было предоставлено право принимать указы, носящие нормативный характер и изменяющие действующие законы.
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1993, 32, ст. 1875. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1991, 44, ст. 1456.
22 декабря 1993 г. Президентом Российской Федерации был принят Указ 2268 О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году . Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. Указ установил, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут вводиться решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных органов государственной власти. При этом уплата этих налогов должна производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль . Таким образом, в дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могли устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера.
_________________________
См.: Основы налогового права. Под ред. С.Г. Пепеляева - М: 1995, С. 113
Результат первого этапа налоговой реформы был не велик.
Сравнительный анализ с налоговом законодательством СССР показал, что принятый в декабре 1991 г. пакет налоговых законов России в значительной мере основывался на той же нормативной базе. Это прежде всего касалось вопросов терминологии, понятийного аппарата, определений (важнейших для налогового права нормативных элементов), конструкций норм, построения отдельных институтов (особенно показателен Закон о налогообложении доходов физических лиц, в котором основным классифицирующим признаком режимов налогообложения является наличие места основной работы). Неразработанными остались основные общие и общерегулирующие институты (прежде всего касающиеся прав налогоплательщиков, обязанностей и ответственности налоговых органов); процедурно-процессуальные (порядок проведения проверок, производство по делам о налоговых правонарушениях), остались вне законодательного регулирования такие важнейшие институты, как представительство в налоговых правоотношениях, защита и другое.
_________________________
См.: Концепция развития Российского законодательства. Под редакцией Окунькова Л.А., Тихомирова Ю.А., Орловского Ю.П. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М.: 1994. С. 124.
В 1992 - 1993 гг. налоговая реформа пошла не по пути решения этих проблем, а по пути усиления фискального характера налогообложения, административной и уголовной репрессии. Высокие ставки налога, незначительный объем льгот, отсутствие или расплывчатость основных терминов, сложных экономических понятий и категорий, нечеткость процедур расчета делали налоговый климат в стране неблагоприятным.
Второй этап налоговой реформы начинается с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. К этому времени все острее назревали потребности обновления и дальнейшего развития налогового законодательства, которое впервые приобретает значение подотрасли финансового законодательства.
Нормы Конституции РФ, касающиеся защиты прав и свобод человека и гражданина, установлены, чтобы на практике реализовать конституционную защиту частной собственности при осуществлении налоговых отношений, подтвердить приоритетность защиты прав налогоплательщика при толковании и коллизии правовых норм, обеспечить законность в налоговых правоотношениях.
Конституционные нормы и принципы, по которым построены налоговая система можно разделить на две группы: Первая - принципы определяющие основы налоговой политики и налоговых отношений между Федерацией и субъектами. Вторая - принципы определяющие основы поведения и правовой статус участников налоговых отношений.
_________________________
См.: Российская юридическая энциклопедия. - М.: 1999, ст. 1686.
На этом этапе с 1 января 1994 года Указом Президента РФ N 2270 от 22 декабря 1993 года вводятся новые федеральные налоги:
- специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей;
- транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).
С 1 января 1996 года специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей отменен.
_________________________
См.: Федеральный закон N 25-ФЗ от 23 февраля 1995 года.
С 15 ноября 1997 года транспортный налог отменен, так как Указ Президента РФ от 22.12.93г. N 2270, в соответствии с которым был введен транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) утратил силу с 15.11.97г. на основании Указа Президента РФ "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации" от 15.11.97г. N 1233.
Важная особенность второго этапа налоговой реформы заключалась в том, что впервые в истории России на конституционном уровне была закреплена норма, устанавливающая право вводить налоги только законодателю.
В связи с этим с принятием Конституции 1993 г. возникла острая потребность обновления и дальнейшего развития налогового законодательства, которое на этом этапе впервые приобретает значение подотрасли финансового законодательства. Неурегулированность налоговых правоотношений являлось одним из факторов экономической и социальной напряженности. Важнейшей задачей в этих условиях являлось принятие Налогового кодекса Российской Федерации. Только в рамках кодекса можно было закрепить основные цели и задачи налоговой политики, создать отвечающую требованиям экономической и социальной эффективности налоговую систему.
Третий этап налоговой реформы начался в 1998 году и продолжается до сих пор. Его начало было ознаменовано принятием 31 июня 1998 года части первой Налогового кодекса. Это дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.
В третье тысячелетие Россия вступила с Налоговым кодексом, и это впервые за всю историю российской государственности. Создана совершенно новая основа правового регулирования налоговой системы в период перехода к рыночной экономике.
Часть первая НК РФ, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. 147-ФЗ в редакции Федеральных законов от 9 июля 1999 г. 154-ФЗ и 155-ФЗ, действует с 1999 г. формулирует основные принципы современной системы налогообложения в Российской Федерации, дает определения, касающиеся таких понятий, как налоги и сборы по уровням бюджетов , налоговая база , налоговый агент , налогоплательщик , налоговые ставки , налоговые правонарушения , меры ответственности за налоговые правонарушения , налоговый контроль и др.
Первые главы части второй НК РФ приняты Федеральным законом от 5 августа 2000 г. 118-ФЗ. К концу 2002 года вторая часть НК РФ состоит уже из 11 глав, половина которых была принята в 2002 году и которыми определен порядок исчисления и уплаты основных налогов.
Большинство положений второй части Кодекса отличается несомненной новизной.
Во-первых, часть вторая Кодекса является особенной и включает нормы, регулирующие конкретные виды налогов. Как уже говорилось, их одиннадцать: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог; налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, налог с продаж, единый налог на сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, транспортный налог.
Во-вторых, положения части второй Кодекса вносят принципиальные изменения в систему законодательства о налогах и сборах. Появились совершенно новые налоги, например, единый социальный налог. Правовое регулирование ранее существующих налогов идет по пути их объединения и упрощения, что значительно видоизменяет его характер.
В-третьих, часть вторая Кодекса очень часто дополняет, а также изменяет, уточняет) нормы первой части. Например, все элементы налога, которые перечислены в статье 17 части первой НК РФ, а также специфические понятия ("объект налогообложения", "налоговая база", "особенности определения налоговой базы", "освобождение от налогообложения по конкретным видам налогов") конкретизируются и раскрываются применительно к каждому налогу во второй части Налогового кодекса.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации происходит быстрое развитие налогового права. Появляются новые виды налогов и существенно меняются уже существующие. Многие нормы налогового права долгое время носили подзаконный характер, т. е. регулировались в основном указами президента и постановлениями правительства. Но сейчас наконец-то появился единый кодифицированный законодательный акт - Налоговый кодекс, - который является значительным шагом вперед в налоговой реформе в России. Только в рамках кодекса можно было закрепить основные цели и задачи налоговой политики, создать отвечающую требованиям экономической и социальной эффективности налоговую систему. Общие нормы и принципы Налогового кодекса Российской Федерации распространяют свое действие на все нормы налоговых институтов, что способствовало развитию правовых возможностей разрешения споров в налоговом праве. Форма целостного, комплексного акта дала возможность увязать и сбалансировать права и обязанности, как налогоплательщика, так и налоговых органов. Это также дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.
Активно начали работать основные качества кодифицированных актов:
- всеобщность применения, что особенно важно в условиях поиска баланса интересов, прав и обязанностей Российской Федерации и ее субъектов;
- системность - целостный и комплексный охват экономического и правового материала;
- особая правовая значимость;
- высокая технико-юридическая отработанность;
- длительность действия, стабильность юридических режимов.
Осуществление налоговой реформы по перечисленным направлениям привело к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенно ослабило стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволило стабилизировать и снизить номинальные ставки налогов.
Важнейшим результатом проведения налоговой реформы стал рост доходов бюджета, что существенно облегчило решение задачи сокращения бюджетного дефицита.
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:04, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является исследование этапов, направлений налоговых реформ в Российской Федерации, перспектив конституционно – правового развития.
Для достижения этой цели в курсовой работе определены следующие задачи:
- рассмотреть возникновение системы налогов и сборов в Российской Федерации;
- исследовать этапы, основные направления налоговой реформы в Российской Федерации;
- выделить проблемные аспекты российской налоговой системы;
- отобразить основные направления дальнейшего совершенствования налоговой системы Российской Федерации.
Прикрепленные файлы: 1 файл
Курсовая.doc
Успешность перехода экономики и общества к устойчивому развитию - доминирующей концепции мирового развития в XXI в. - в значительной степени определяется качеством построения налоговой системы и эффективностью функционирования налогового механизма страны. Достижение этих характеристик обеспечивается в результате налоговой реформы.
Налоговая реформа — это ограниченный во времени комплексный процесс кардинальных преобразований налоговой системы с целью приведения ее в соответствие с новым содержанием государственной налоговой политики. Проводимая в Российской Федерации налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.
Необходимость проведения налоговых реформ объясняется следующими фактами. Во-первых, налоговое законодательство по-прежнему претерпевает серьезные изменения (НК РФ является одним из самых часто меняющихся кодексов). Несовершенство, нестабильность, неясность налогового законодательства отнюдь не сопутствуют эффективному проведению налоговой реформы. Проведение налоговой реформы должно быть основано на научных концепциях, должна быть четко установлена цель реформы.
Во-вторых, отсутствует «системность» проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких как административная, судебная и др.
В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены тем, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.
Таким образом, рассмотренная актуальность послужила основанием для выбора темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является исследование этапов, направлений налоговых реформ в Российской Федерации, перспектив конституционно – правового развития.
Для достижения этой цели в курсовой работе определены следующие задачи:
- рассмотреть возникновение системы налогов и сборов в Российской Федерации;
- исследовать этапы, основные направления налоговой реформы в Российской Федерации;
- выделить проблемные аспекты российской налоговой системы;
- отобразить основные направления дальнейшего совершенствования налоговой системы Российской Федерации.
Объект исследования - развитие системы налогов и сборов в Российской Федерации.
Предмет исследования - этапы, основные направления, перспективы налоговой реформы в Российской Федерации.
При написании курсовой работы использовались труды российских ученых юристов, нормативные правовые акты, а также материалы периодической печати по теме исследования за период 2008 – 2011 годов.
В процессе исследования использованы общенаучные и специальные методы научного познания и изложения полученных выводов: системный, структурный, функциональный, формально-логический метод. Применены специальные методы юриспруденции - толкование норм права, сравнительно-правовой метод.
Научная новизна исследования: рассмотрены недостатки существующей налоговой системы и обоснована необходимость их совершенствования.
Глава 1.Возникновение системы налогов и сборов в
1.1Начало становления российской налоговой системы
До начала перестройки в условиях жестко централизованной системы управления и преобладания в экономике государственного сектора в Союзе Советских Социалистических Республик (далее – СССР) фактически отсутствовала налоговая система, хотя и существовали ее отдельные элементы 1 .
Начиная с 1990 года, в России началось полномасштабное строительство новой налоговой системы. Так, в апреле 1990 года был принят Закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства».
С 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР от 14.06.1990 «О налогах с предприятий, объединений и организаций», в соответствии с которым были установлены следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы и некоторые другие.
К концу 1991 г. потребность в полноценном механизме налогообложения стала очевидной. После распада СССР входившие в него ранее республики образовали национальные налоговые системы 2 . В этот период в России принят целый ряд соответствующих законодательных актов. К их числу можно отнести: Федеральный закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) от 27.12.1991 № 943-1«О Государственной налоговой службе РСФСР»; Федеральный закон Российской Федерации (далее – РФ) от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее - Закон об основах налоговой системы) и соответствующие законы по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г 3 . Основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены Законом об основах налоговой системы и соответствующими законами по конкретным видам налогов. С принятием этих законов в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система.
Сформированная и вступившая в действие с 1 января 1992 г. российская налоговая система была построена на отдельных, не увязанных в единое целое, принципах, важнейшими из которых являлись следующие: равные права всех налогоплательщиков, включая предоставление налоговых льгот и защиту экономических интересов; разграничение прав по введению и взиманию налогов между различными уровнями власти; однократность налогообложения (один и тот же объект может быть обложен налогом одного вида только один раз за установленный период); приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательными и нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения; установление конкретных прав и обязанностей налогоплательщиков и государства, но с чрезмерным преобладанием прав государства в лице налоговых органов; предоставление широких полномочий органам исполнительной власти в трактовке норм налоговых законов, в установлении целого ряда элементов налога, в том числе налоговых ставок 4 .
Эта налоговая система была создана буквально в течение нескольких месяцев фактически путем копирования западных налоговых систем, и в первую очередь германской. Одновременно при ее формировании закладываемые принципы налогообложения приспосабливали к реалиям экономики переходного периода.
Сформированная Законом об основах налоговой системы и принятыми в соответствии с ним законами по соответствующим налогам российская налоговая система включала в себя 39 видов налогов, в том числе 15 федеральных, 3 региональных и 21 местный налог. Состав налогов и сборов периодически менялся по решению соответствующих органов 5 .
Сформированная в таких экстремальных условиях налоговая система не могла не обладать врожденными недостатками. И по мере углубления рыночных преобразований они становились все заметнее, превратив налоговую систему в очевидный тормоз экономического развития государства. При этом ключевой проблемой экономики посткоммунистической России оказался бюджетный дефицит, воспроизводство которого было обусловлено низкими объемами налоговых поступлений на фоне высоких расходных обязательств государства 6 .
Выделяются три группы причин, которые обусловливали кризис доходной базы бюджета:
- политическая нестабильность, ограничивавшая готовность и способность власти собирать налоги;
- угнетающее воздействие несбалансированности бюджета на состояние налоговой базы — долги государства бюджетным организациям, и, как следствие, их неплатежеспособность усиливали кризис расчетов, что в итоге стимулировало неденежные формы платежей в бюджет;
- объективная ограниченность возможности государства собирать налоги сверх определенного уровня.
Непонимание природы бюджетного кризиса предопределило ошибочные действия по его преодолению. В эти годы неоднократно предпринимались попытки повысить собираемость налогов, но все они давали краткосрочный результат 7 . Более того, бессистемность внесения поправок, их количество и частота привели к тому, что налоговая система в это время характеризовалась, как нестабильная и непредсказуемая.
1.2Период неустойчивого развития
В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике, в первые годы реформ российская налоговая система в определенной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным. Поэтому следующий этап развития налоговой системы можно характеризовать как этап неустойчивого налогообложения. Не случайно на протяжении последующих лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а часто и по несколько раз в год вносились многочисленные поправки. Данные изменения решали отдельные вопросы исчисления и взимания соответствующих налогов, не затрагивая основных положений построения налоговой системы 8 .
Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщ иков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции, а также способствовали развитию теневой экономики. Все более четко проявлялась фискальная функция налогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений и росте бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. В результате, сложившаяся к середине девяностых годов двадцатого века в Российской Федерации налоговая система, из-за несовершенства ее отдельных элементов во все большей степени препятствовала экономическому развитию страны 9 .
Итак, проводимая налоговая политика привела к резко негативным экономическим последствиям, суть которых состояла в следующем:
1)налоговая система включала в себя значительное число налогов, при этом по большинству основных из них были установлены высокие налоговые ставки. Наряду с высокими ставками по основным налогам, обилием всевозможных льгот и других налогов, серьезным недостатком новой налоговой системы явилось двойное налогообложение одних и тех же факторов производства и необоснованное, вопреки мировой практике, налогообложение амортизационных отчислений 10 ; 2)широкие масштабы приобрело массовое укрывательство от налогообложения, приведшее к тому, что государство собирало по большинству налогов чуть более половины причитающихся средств; 3)огромный размах приобрела так называемая теневая экономика; 4)в значительной мере снижались налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Налоговая система стала громоздкой, сложной и запутанной. Абсолютно неэффективной проявила себя действовавшая в то время система налогового администрирования, которая была ориентирована, прежде всего, на краткосрочное обеспечение любой ценой требуемого объема налоговых поступлений с целью преодоления текущих проблем бюджетного балансирования. Постепенно налоговая система стала тормозом развития экономики 11 .
Это стало одной из причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса в стране, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе налогов 12 .
Сформированная ко второй половине девяностых годов двадцатого века российская налоговая система не отвечала интересам ни налогоплательщиков, ни государства. Назрела необходимость существенного изменения государственной налоговой политики.
Глава 2.Налоговая реформа в Российской Федерации
2.1Подготовка налоговой реформы
Дальнейшее развитие российской налоговой системы представляло собой этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996 г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и подготовка к его принятию 13 .
Как любой процесс преобразования, налоговые реформы должны проводиться последовательно, в несколько этапов, первым и важнейшим из которых должен являться этап подготовительный. По-мнению Майбурова И.А. подготовительный период - это планирование реформы, обоснование и подготовка общественного мнения 14 . На данном этапе в первую очередь должны разрабатываться системные принципы и методология реформы налоговых отношений. Кроме того, на подготовительном этапе определяются главные положения и порядок осуществления реформы. Необходимым элементом данного этапа являются всесторонний анализ обоснованности налоговой реформы и актуальности ее проведения с учетом экономических и политических целей, а также реальность реализации и своевременность ее осуществления. Заключительной фазой этого этапа должно стать принятие нового налогового законодательства. Иначе говоря, прежде чем проводить налоговые преобразования в форме реформы, необходимо в первую очередь определить, с какой целью реформа проводится, каковы должны быть ее конечные результаты, а также какими путями и средствами эти цели должны быть достигнуты. И только после этого есть смысл проводить необходимые налоговые преобразования. Реформа, тем более налоговая, не может и не должна осуществляться ради самой себя. Ее целью должно быть в первую очередь создание экономических условий для увеличения производства, расширения налоговой базы и получения на этой основе бюджетом дополнительных финансовых ресурсов. Налогоплательщики должны знать, и знать наперед, что их ожидает после завершения реформы 15 .
- Информационно-аналитические бюллетени (ИАБ)
- Аналитические материалы (АВ, АЗ, АО, МИ)
- Государственное строительство и конституционные права граждан
- Экономическая политика
- Социальная политика
- Бюджетное, налоговое и финансовое законодательство
- Оборона и безопасность
- Внешняя политика
- Совершенствование законодательного процесса
- Региональная политика
- Научно-исследовательские работы для Государственной Думы
- Материалы к мероприятиям
АВ 2003г. Выпуск 2 НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РУБЕЖИ
- Титульный лист
- Содержание
Этапы налоговой реформы в Российской Федерации.
В Российской Федерации налоговая реформа в своем развитии прошла три этапа. Долгие годы регулирование налоговой сферы не признавалось важнейшей государственной задачей и осуществлялось подзаконными актами, в том числе множеством ведомственных инструкций. Чисто фискальная функция налогов выражалась в прямом их изъятии и накоплении на союзном уровне с последующим распределением средств сверху - вниз . Проведение реформ в России потребовало коренного изменения налоговых отношений.
_________________________
См.: Концепция развития Российского законодательства. Под редакцией Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М.: 1994. С. 120.
В 1991 году начинается первый этап налоговой реформы. Принимается целый комплекс законов. Базовым стал Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации , принятый 27 декабря 1991 года 2118-1. Этот закон определил общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, виды налогов, сборов, пошлин и других платежей (федеральные, субъектов Федерации и местные налоги), а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 11.
Вслед за ним были приняты и другие законы. Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. О налоге на добавленную стоимость . Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. О подоходном налоге с физических лиц . Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. О налоге на прибыль предприятий и организаций . Закон Российской Федерации от 20 декабря 1991 г. Об инвестиционном налоговом кредите . Закон Российской Федерации О налогах на имущество физических лиц . Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. О налоге на имущество предприятий . Закон Российской федерации О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения .
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, 51, ст. 1871. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 591. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 11, ст. 526. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 603. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 597. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 593.
В соответствие с Законом об основах налоговой системы установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти.
По смыслу закона под другими органами государственной власти не понимались ни Президент Российской Федерации, ни Президиум Верховного Совета, а только Верховные Советы республик в составе Российской Федерации и местные советы народных депутатов.
На уровне Российской Федерации полномочия по всем ключевым налоговым вопросам принадлежали Верховному Совету Российской Федерации, который принимал по ним законы и постановления, имеющие определенное значение для всей системы налогового законодательства. Только Верховный Совет Российской Федерации был вправе вводить и отменять налоги, а также вводить льготный режим налогообложения на территории Российской Федерации. Верховный Совет Российской Федерации мог делегировать право установления определенных налогов, а также льготного налогообложения на территории Российской Федерации другим законодательным или представительным органам власти.
_________________________
См.: Основы налогового права. Под ред. С.Г. Пепеляева - М: 1995. С. 111.
После распада СССР начались центробежные процессы, которые коснулись взаимоотношений центра и регионов по поводу взимания налогов. Поэтому потребовалось более жесткое закрепление принципа единства налоговой политики. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 г. О мерах по обеспечению сбора и поступлений налоговых платежей в республиканский бюджет Российской Федерации было определено, что законодательные и нормативные акты органов власти и управления по вопросам налогообложения применяются постольку, поскольку они не противоречат закону РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации . Фактически же вопреки Конституции и закону об основах налоговой системы правовые акты по налоговым вопросам, входящим в компетенцию высшего представительного органа Российской Федерации принимали другие органы: Президент Российской Федерации, Президиум Верховного Совета, Правительство Российской Федерации. Президенту Российской Федерации V Съездом народных депутатов Российской Федерации было предоставлено право принимать указы, носящие нормативный характер и изменяющие действующие законы.
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1993, 32, ст. 1875. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1991, 44, ст. 1456.
22 декабря 1993 г. Президентом Российской Федерации был принят Указ 2268 О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году . Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. Указ установил, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут вводиться решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных органов государственной власти. При этом уплата этих налогов должна производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль . Таким образом, в дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могли устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера.
_________________________
См.: Основы налогового права. Под ред. С.Г. Пепеляева - М: 1995, С. 113
Результат первого этапа налоговой реформы был не велик.
Сравнительный анализ с налоговом законодательством СССР показал, что принятый в декабре 1991 г. пакет налоговых законов России в значительной мере основывался на той же нормативной базе. Это прежде всего касалось вопросов терминологии, понятийного аппарата, определений (важнейших для налогового права нормативных элементов), конструкций норм, построения отдельных институтов (особенно показателен Закон о налогообложении доходов физических лиц, в котором основным классифицирующим признаком режимов налогообложения является наличие места основной работы). Неразработанными остались основные общие и общерегулирующие институты (прежде всего касающиеся прав налогоплательщиков, обязанностей и ответственности налоговых органов); процедурно-процессуальные (порядок проведения проверок, производство по делам о налоговых правонарушениях), остались вне законодательного регулирования такие важнейшие институты, как представительство в налоговых правоотношениях, защита и другое.
_________________________
См.: Концепция развития Российского законодательства. Под редакцией Окунькова Л.А., Тихомирова Ю.А., Орловского Ю.П. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М.: 1994. С. 124.
В 1992 - 1993 гг. налоговая реформа пошла не по пути решения этих проблем, а по пути усиления фискального характера налогообложения, административной и уголовной репрессии. Высокие ставки налога, незначительный объем льгот, отсутствие или расплывчатость основных терминов, сложных экономических понятий и категорий, нечеткость процедур расчета делали налоговый климат в стране неблагоприятным.
Второй этап налоговой реформы начинается с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. К этому времени все острее назревали потребности обновления и дальнейшего развития налогового законодательства, которое впервые приобретает значение подотрасли финансового законодательства.
Нормы Конституции РФ, касающиеся защиты прав и свобод человека и гражданина, установлены, чтобы на практике реализовать конституционную защиту частной собственности при осуществлении налоговых отношений, подтвердить приоритетность защиты прав налогоплательщика при толковании и коллизии правовых норм, обеспечить законность в налоговых правоотношениях.
Конституционные нормы и принципы, по которым построены налоговая система можно разделить на две группы: Первая - принципы определяющие основы налоговой политики и налоговых отношений между Федерацией и субъектами. Вторая - принципы определяющие основы поведения и правовой статус участников налоговых отношений.
_________________________
См.: Российская юридическая энциклопедия. - М.: 1999, ст. 1686.
На этом этапе с 1 января 1994 года Указом Президента РФ N 2270 от 22 декабря 1993 года вводятся новые федеральные налоги:
- специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей;
- транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).
С 1 января 1996 года специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей отменен.
_________________________
См.: Федеральный закон N 25-ФЗ от 23 февраля 1995 года.
С 15 ноября 1997 года транспортный налог отменен, так как Указ Президента РФ от 22.12.93г. N 2270, в соответствии с которым был введен транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) утратил силу с 15.11.97г. на основании Указа Президента РФ "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации" от 15.11.97г. N 1233.
Важная особенность второго этапа налоговой реформы заключалась в том, что впервые в истории России на конституционном уровне была закреплена норма, устанавливающая право вводить налоги только законодателю.
В связи с этим с принятием Конституции 1993 г. возникла острая потребность обновления и дальнейшего развития налогового законодательства, которое на этом этапе впервые приобретает значение подотрасли финансового законодательства. Неурегулированность налоговых правоотношений являлось одним из факторов экономической и социальной напряженности. Важнейшей задачей в этих условиях являлось принятие Налогового кодекса Российской Федерации. Только в рамках кодекса можно было закрепить основные цели и задачи налоговой политики, создать отвечающую требованиям экономической и социальной эффективности налоговую систему.
Третий этап налоговой реформы начался в 1998 году и продолжается до сих пор. Его начало было ознаменовано принятием 31 июня 1998 года части первой Налогового кодекса. Это дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.
В третье тысячелетие Россия вступила с Налоговым кодексом, и это впервые за всю историю российской государственности. Создана совершенно новая основа правового регулирования налоговой системы в период перехода к рыночной экономике.
Часть первая НК РФ, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. 147-ФЗ в редакции Федеральных законов от 9 июля 1999 г. 154-ФЗ и 155-ФЗ, действует с 1999 г. формулирует основные принципы современной системы налогообложения в Российской Федерации, дает определения, касающиеся таких понятий, как налоги и сборы по уровням бюджетов , налоговая база , налоговый агент , налогоплательщик , налоговые ставки , налоговые правонарушения , меры ответственности за налоговые правонарушения , налоговый контроль и др.
Первые главы части второй НК РФ приняты Федеральным законом от 5 августа 2000 г. 118-ФЗ. К концу 2002 года вторая часть НК РФ состоит уже из 11 глав, половина которых была принята в 2002 году и которыми определен порядок исчисления и уплаты основных налогов.
Большинство положений второй части Кодекса отличается несомненной новизной.
Во-первых, часть вторая Кодекса является особенной и включает нормы, регулирующие конкретные виды налогов. Как уже говорилось, их одиннадцать: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог; налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, налог с продаж, единый налог на сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, транспортный налог.
Во-вторых, положения части второй Кодекса вносят принципиальные изменения в систему законодательства о налогах и сборах. Появились совершенно новые налоги, например, единый социальный налог. Правовое регулирование ранее существующих налогов идет по пути их объединения и упрощения, что значительно видоизменяет его характер.
В-третьих, часть вторая Кодекса очень часто дополняет, а также изменяет, уточняет) нормы первой части. Например, все элементы налога, которые перечислены в статье 17 части первой НК РФ, а также специфические понятия ("объект налогообложения", "налоговая база", "особенности определения налоговой базы", "освобождение от налогообложения по конкретным видам налогов") конкретизируются и раскрываются применительно к каждому налогу во второй части Налогового кодекса.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации происходит быстрое развитие налогового права. Появляются новые виды налогов и существенно меняются уже существующие. Многие нормы налогового права долгое время носили подзаконный характер, т. е. регулировались в основном указами президента и постановлениями правительства. Но сейчас наконец-то появился единый кодифицированный законодательный акт - Налоговый кодекс, - который является значительным шагом вперед в налоговой реформе в России. Только в рамках кодекса можно было закрепить основные цели и задачи налоговой политики, создать отвечающую требованиям экономической и социальной эффективности налоговую систему. Общие нормы и принципы Налогового кодекса Российской Федерации распространяют свое действие на все нормы налоговых институтов, что способствовало развитию правовых возможностей разрешения споров в налоговом праве. Форма целостного, комплексного акта дала возможность увязать и сбалансировать права и обязанности, как налогоплательщика, так и налоговых органов. Это также дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.
Активно начали работать основные качества кодифицированных актов:
- всеобщность применения, что особенно важно в условиях поиска баланса интересов, прав и обязанностей Российской Федерации и ее субъектов;
- системность - целостный и комплексный охват экономического и правового материала;
- особая правовая значимость;
- высокая технико-юридическая отработанность;
- длительность действия, стабильность юридических режимов.
Осуществление налоговой реформы по перечисленным направлениям привело к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенно ослабило стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволило стабилизировать и снизить номинальные ставки налогов.
Важнейшим результатом проведения налоговой реформы стал рост доходов бюджета, что существенно облегчило решение задачи сокращения бюджетного дефицита.
О роли и значении налогов знает, наверное, каждый человек. Именно эти средства используются для выполнения государством своих важнейших функций: охраны прав и свобод граждан, обеспечения безопасности, развития экономики и социальной сферы. Без налогов – важнейшего источника доходной части госбюджета – стало бы невозможным само его существование. Платить налоги на Руси начали довольно рано. Однако сама система претерпела существенные перемены. Многие монархи пытались провести налоговые реформы, с сутью и значением которых мы предлагаем ознакомиться.
Налоги Древней Руси
Налоговая система на Руси появилась намного позднее, чем в Греции или Риме. Как полагают исследователи, произошло это к концу IX века. Сначала сбор дани носил нерегулярный характер (князья со своей дружиной посещали побежденные народы и взыскивали с них средства в свою пользу по мере необходимости, например, перед запланированным очередным походом). Постепенно такая форма налога становится прямой и получает характер одного из основных источников княжеского дохода. Так, князь Олег обложил данью несколько племен:
- Кривичей.
- Мерю.
- Ильменских славян.
- Позднее – древлян.
Способов взимания дани было два:
- Полюдье – князь с дружиной объезжал покоренные племена и собирал дань.
- Повоз – плательщики дани сами привозили ее в Киев.
Суть налога на данном раннем этапе состояла в том, что племена, покорившиеся Киевской Руси, находились под защитой князя и были обязаны платить ему своеобразное вознаграждение.
Первые преобразования
Во времена первых князей размер дани был не регламентирован, чем они нередко злоупотребляли. Так, князь Игорь со своей дружиной собрал налоги с племени древлян дважды, за что был ими убит.
Его вдова жестоко отомстила убийцам мужа, велев убить представителей знати своенравного племени, а позднее – даже сожгла столицу, Искоростень. Рассмотрим налоговую реформу княгини Ольги:
- Она ввела определенную сумму дани – урок.
- Были установлены конкретные места сбора – погосты.
Согласно древнейшим источникам, такое преобразование произошло в 946 году. После уплаты налога каждое племя получало княжескую печать из глины, что защищало его от повторной уплаты дани. Такова была первая налоговая реформа в Древней Руси, которая, несомненно, была важна: она стала шагом на пути упорядочения системы налогов. Теперь каждое племя понимало, что определенный объем дани выплатить ему придется, но было уверено в своей защищенности от своеволия князей. Вместе с тем это преобразование способствовало укреплению централизованной княжеской власти.
Дальнейшее развитие
Рассмотрим, по какому пути пошли последующие налоговые реформы в Древней Руси:
- В отдельных случаях взимание дани проводилось в натуральном выражении. Так, новгородцы были вынуждены платить по 300 гривен раз в год, эти средства использовались для содержания дружины. Известно, что гривна – это небольшой серебряный свиток.
- Присутствовало и поземельное налогообложение.
- Активно использовались судебные пошлины, представляющие собой систему штрафов в современном понимании. Например, за убийство чужого холопа убийца был обязан компенсировать хозяину раба его стоимость, а также заплатить пошлину, именуемую вирой, в княжескую казну.
Были и косвенные налоги, которые оплачивались купцами. Таких пошлин было несколько:
Все эти виды налогов способствовали пополнению княжеской казны.
Эпоха монголо-татарского ига
Нашествие монголо-татар существенно изменило саму систему налогов. В период ига основным видом подати стал так называемый выход, особенности которого следующие:
- Изначально взимался баскаками, доверенными лицами хана, позднее – русскими князьями.
- Облагались таким налогом все мужчины и каждая голова скота.
- Удельные князья собирали дань в своих уделах, потом передавали ее великому князю, который, в свою очередь, направлял собранные подати в Орду.
- Сумма данного налога зависела от договоренности великого князя и хана.
Кроме выхода, жители Руси были обязаны выполнять другие действия принудительного характера:
- Для чиновников Орды доставлять поводья.
- Содержать ордынских послов.
Из-за тяжелой ситуации сбор налогов с населения в пользу княжеской казны стал практически невозможным. Однако большую роль продолжали играть пошлины, торговые сборы:
- Платились они с каждого воза (деньга) или ладьи (алтын).
- При этом если торговец приезжал без воза, но для торговой деятельности, он также платил деньгу.
- Торговцы уплачивали в казну определенный процент с выручки (алтын с одного рубля).
Древние источники говорят нам о том, что в этот период пошлинами облагались и некоторые виды деятельности:
- Клеймение лошадей.
- Рыболовный промысел.
- Выплавка серебра.
Уплачивалась также и пошлина с браков.
В XII столетии появляется профессия сборщика податей, осьменника. С XIII века в ходу уже знакомое нам слово «таможник», именно так именовали главного сборщика пошлин за занятие торговой деятельностью. Его помощник носил название мытника.
Правление Ивана III: прямые налоги
Налоговая реформа Ивана III в 1480 году прекратила уплату выхода татарам и положила начало новому этапу развития системы податей и сборов внутри Руси. Власть ордынских ханов осталась в прошлом, все земли сконцентрировались вокруг нового центра, коим стала Москва. И теперь государству необходимы были средства для восстановления, развития и укрепления. Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы Ивана III.
Посадские люди и черносошные крестьяне обязались уплачивать прямой налог, получивший название «данные деньги». Черносошные крестьяне, в отличие от крепостных, сами зависимыми не были, тягло они оплачивали в пользу государства, а не помещика. Посадские люди также относились к тягловым.
Появились и иные виды целевых налогов:
- Пищальные (за их счет финансировалось производство пушек).
- Засечные (целевые сборы на укрепление границ, возведение так называемых засек).
- Стрелецкая подать (для поддержания регулярной армии).
- Полоняничные (для выкупа пленных солдат).
Чтобы собирать налоги со всего населения, Иван III приказал провести первую на Руси перепись населения. Были подробно описаны все населенные пункты: их наименование, число жителей, род деятельности, угодья, количество хлебных посевов и скота. Все это помогало определить порядок уплаты налогов.
Развитие косвенных налогов
Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы в России времен Ивана III в части уплаты податей и пошлин. Развитие получили винные и таможенные откупы:
- Винные выплачивали питейные заведения и торговцы спиртным, эта подать постепенно стала одним из основных источников государственного дохода.
- Таможенные сборы взимались при ввозе и вывозе товара.
Оба вида налогов в дальнейшем получили развитие.
Первая российская налоговая декларация
Рассматривая налоговые реформы, следует обязательно уделить внимание Сошному письму, именно так называется самая первая на Руси налоговая декларация. Оно представляло собой описание земель в городах и селах, используемое для поземельного налогообложения. Именно это письмо помогло появиться посошной подати, взимаемой с каждой сохи – единицы измерения земельного участка, так и появился земельный налог. Интересно, что для его определения использовалось не только количество земли, но и ее плодородие. Земли делились на категории:
- Добрая.
- Средняя.
- Худая.
При этом земли двух последних категорий могли быть приравнены к «доброй», если участки были велики по размеру. Составлением документа занимался писец, а также подьячий.
Времена Ивана Грозного
К периоду его правления остро ощущалась необходимость преобразований в финансовой системе страны, поэтому изменения в сфере налогов стали особенно своевременны и актуальны. В чем заключалась суть налоговой реформы Ивана Грозного:
- Сфера налогообложения была подчинена насущным потребностям государства, укреплению его централизации.
- Была отменена система «кормления». Теперь местные должностные лица лишались возможности жить за счет населения.
- Не побоялся Иван IV лишить всемогущую церковь большого числа привычных привилегий. Были отменены выплаты в пользу монастырей налогов и торговых пошлин, которые составляли основную долю церковных доходов.
- Появились новые налоги и сборы, в частности, пошлина на убой скота.
- Этот монарх стал первым, кто ввел государственную монополию на реализацию крепкого спиртного. Появились так называемые царские кабаки, ставшие одним из ключевых доходов казны.
- Многие имеющиеся налоги были существенно увеличены. Так, существенно возросла ставка так называемых ямских денег.
Отметим, что налоговая реформа Ивана Грозного совпадает по срокам с ведением Казанской войны, поэтому становится очевидным, что преобразованиями царь изыскивал всевозможные способы пополнения казны, ведь на содержание нормальной армии требовалось немало средств.
Значение преобразований
Реформы Ивана Грозного в области налогов позволили добиться единообразия в данном вопросе, поскольку до преобразований в связи с царившей ранее феодальной раздробленностью существовали различные налоги и повинности. Новое централизованное государство нуждалось в обновлении, что и было сделано при данном царе.
Также Ивану Грозному удалось создать сильную армию, лишить церковь части основных доходов. Продолжило развиваться таможенное законодательство, косвенные налоги стали боле значимы. При этом, несмотря на то, что налоговое бремя крестьян было увеличено, военные люди стали платить гораздо меньше, в отношении к ним применялись льготы. Итогом реформаторской деятельности Ивана IV в области налогов стал рост государственных доходов.
Петр I: преобразование косвенных налогов
Рассмотрим еще одну важнейшую веху в становлении налоговой системы, суть налоговой реформы Петра 1. Она носила комплексный характер. Необходимость совершенствования аппарата налогов была обусловлена тем, что уже первые годы правления молодого амбициозного императора ознаменовались серьезными финансовыми проблемами. Именно поэтому было принято решение о преобразовании системы косвенных налогов:
- Увеличены ставки по ним.
- Возросло число самих сборов.
- Появились даже специальные лица, в обязанности которых входило изыскание источников государственной прибыли, они носили название «прибыльщики».
Новые налоги
Какие же налоги появились в этот период? Их довольно много:
- Поземельный.
- Водопойный.
- Ледокольный.
- Посаженный.
- С печей.
- Погребной и многие другие.
Налоги платили с кузниц, с сусляных и квасных напитков, с мыльного и кожевенного промыслов, с лавок, воскобоен, с продажи свечей. Всего в начале петровских преобразований появилось 40 новых налогов. Была усовершенствована и система таможенных сборов.
Необычные налоги
Говоря о сути налоговой реформы императора, который «прорубил окно в Европу», отметим самые странные и нелепые налоги и сборы:
- Налог на бороды, от уплаты которого освобождалось только духовенств. Суть проста: если дворянин не жалел расставаться с бородой, он платил весьма приличную сумму.
- Налог на бани: каждый владелец собственной бани был обязан платить за нее в казну, при этом размер ставки зависел от сословия.
- Налог на глаза. Просуществовал недолго, был ограничен территорией Башкирии, но заслуживает упоминания как один из самых нелепых в истории: обладатели темных глаз (черных и карих) платили наименьшие суммы, затем следовали сероглазые, наконец, самыми крупными сборами облагались зеленоглазые и голубоглазые башкиры.
Налогообложению подергались также различные религиозные убеждения. Сборами облагались похороны, свадьбы, рождение детей.
Прямые налоги: преобразования Петра
Рассмотрим, какова суть налоговой реформы Петра 1. Целью таких преобразований было увеличение доходной части бюджета, именно поэтому новый налог получил название «поголовщины», он взимался с каждого человека. Сначала была проведена перепись населения, данные которой позволили определить число налогоплательщиков. Далее была рассчитана сумма налога: Петр 1 поделил необходимую для содержания армии сумму на число плательщиков. При этом размер выплат зависел от сословия: государственные крестьяне платили больше, чем владельческие. Таковы реформы в налоговой системе эпохи петровских преобразований. При всей своей жесткости (многим семьям попросту нечем было платить огромное число податей), они выполнили свое прямое назначение – позволили казне пополниться, а Петру – воплотить в жизнь идеи грандиозных преобразований.
Налоговая система прошла длительный путь, ее развитие продолжается и в наше время. Мы рассмотрели ключевые вехи проведения налоговой реформы. В завершение отметим, что с глубокой древности именно на плечи населения ложится необходимость содержания армии, оплата проведения военных кампаний и прочих преобразований.
Для чего проводят налоговые реформы и что они собой представляют? Какие бывают виды налоговых реформ? Из каких этапов состоит процедура проведения налоговой реформы? Каковы основные направления и ожидаемые результаты современной налоговой реформы? На эти вопросы дан ответ в настоящей статье.
Что представляет собой налоговая реформа, какие цели она преследует?
Налоговая реформа проводится с целью совершенствования существующей налоговой системы. Решение о проведении налоговой реформы возникает на основании анализа эффективности действующей налоговой системы.
Налоговая реформа представляет собой совокупность средств и методов, направленных на оптимизацию налоговой политики и налоговой системы. Налоговую реформу следует отличать от совершенствования налоговой реформы и налоговой политики. Совершенствование налогообложения происходит постоянно, а процесс реформирования радикально изменяет существующие принципы налоговых отношений.
Можно выделить следующие особенности налоговой реформы:
- Она происходит в ограниченный период времени.
- Влечет за собой кардинальные изменения в налоговой системе и налоговой политике государства.
- Проводится в целях принципиального преобразования социально – экономической политики государства.
Исходя из вышеизложенного можно дать иное определение налоговой реформы:
Налоговая реформа — это ограниченный во времени процесс, вызванный необходимостью преобразования социально – экономической политики страны и влекущий за собой кардинальные перемены в налоговой системе и налоговой политике государства.
Виды налоговых реформ
Налоговые реформы можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим классификацию, предложенную в учебнике В.В.Панскова.
По содержанию налоговые реформы могут быть системные и структурные. Системная реформа – это реформа, вследствие которой изменяются концепция и механизм действия налоговой системы. Результат системной реформы проявляется в том, что преобразуются принципы налогообложения в целом, спектр существующих налогов, налоговая нагрузка и т.д. Структурная реформа ориентирована на оптимизацию структуры налогообложения и налогового администрирования. В результате структурной реформы изменяются налоговые ставки, налогооблагаемая база, налоговые льготы.
По целям различаются многоцелевые реформы и ограниченные по целям реформы. Многоцелевая реформа – это реформа, направленная на достижение совокупности целей, связанных между собой. Результаты многоцелевой реформы выражаются в изменении трактовки ключевых функций, исполняемых налогами в экономике страны. Ограниченная по целям реформа ставит перед собой одну базовую цель по изменению отдельных элементов налоговой системы. Результатом ее выступает преобразование оптимизирующих налоговых функций.
По срокам проведения выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные реформы. Краткосрочные реформы длятся до 3 лет и, как правило, направлены на достижение ограниченных целей. Среднесрочные реформы длятся от 3 до 8 лет. Они позволяют провести более принципиальные изменения в системе налогообложения. Долгосрочные реформы длятся более 8 лет. Обычно они проводятся для серьезных преобразований в налоговой системе и налоговой политике государства.
Этапы проведения налоговой реформы
Проведение любой налоговой реформы подчиняется стандартной процедуре, включающей три этапа: подготовительный, этап внедрения и этап оценки результатов. Рассмотрим эти этапы подробнее.
На подготовительном этапе формулируются цели и задачи реформы, разрабатывается экономическое обоснование, подготавливаются налоговые законопроекты, а также исследуется реакция общественности на предполагаемые новшества.
На этапе внедрения осуществляется применение инструментов и методов реформирования на практике. Успех реализации зависит от качества проработки подготовительного этапа. Также выявляются проблемы и барьеры, которые мешают достичь желаемого результата, а также оптимизировать существующие программы в соответствии с обнаруженными недостатками.
На этапе оценки результатов сопоставляются полученные результаты с запланированными. По итогам сопоставления принимается решение о проведении новой реформы или внедрении дополнительных методов совершенствования системы налогообложения.
Налоговая реформа 2013 г.
Можно выделить следующие направления налоговой реформы 2013 г.:
- Оптимизация закона о бухгалтерском учете.
- Внедрение закона о трансфертном ценообразовании, в соответствии с которым усиливается ответственность за нарушения в формировании цен по контролируемым сделкам.
- Обязательное ведение бухгалтерского учета в полном объеме при применении упрощенной системы налогообложения.
- Борьба с перераспределением налоговой нагрузки между взаимозависимыми юридическими лицами.
- Утверждение концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров.
- Пересмотр тарифов страховых взносов для индивидуальных предпринимателей.
- Внесение поправок в налоговое законодательство.
Налоговая реформа ориентирована на достижение следующих результатов:
- Привлечение дополнительных инвестиций в производство.
2.Создание благоприятных условий для функционирования индивидуальных предпринимателей.
- Увеличение доходов государственного бюджета.
- Снижение налоговой нагрузки.
- Сбалансированность налогообложения.
- Оптимизация налогового администрирования и налогового контроля.
- Упрощение налоговых механизмов и налоговых отношений.
Выводы
Налоговая реформа – это ограниченный во времени процесс и совокупность средств и методов, направленные на кардинальные улучшения действующей налоговой системы и налоговой политики.
Налоговые реформы могут быть системными и структурными, многоцелевыми и одноцелевыми, краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.
Налоговая реформа проводится в три этапа: 1.подготовительный; 2.внедрения;3.оценки результатов.
Современная налоговая реформа имеет 7 основных направлений, охватывающих как область собственно налогообложения, так и бухгалтерский учет, ценообразование, страхование. Она ориентирована на достижение 7 результатов, проявляющихся в области инвестиций, индивидуального предпринимательства, государственных финансов и налоговых отношений.
Читайте также: