Договоры о благоприятном режиме торговли регулировании таможенных пошлин это пример сотрудничества

Опубликовано: 23.04.2024

Первая группа включает в себя международные договоры, действующие исключительно в сфере таможенного дела и не затрагивающие иные вопросы. В качестве примера таких договоров можно привести Международную конвенцию о регулировании таможенных процедур (Киотскую конвенцию) 1973 г. или Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенцию МДП) 1973 г.

Вторая группа – международные договоры, которые частично касаются международных таможенных отношений (например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года).

Двусторонние договоры Российской Федерации с иностранными государствами в области таможенного права.Двусторонние таможенные договоры схожи как по содержанию, так и по структуре. Обычно они состоят из преамбулы и 10-13 статей и практически по содержанию повторяют друг друга. Основной целью таких соглашений является координация борьбы с таможенными правонарушениями, упрощение и унификация таможенных процедур и таможенных операций.

Двусторонние соглашения по таможенным вопросам призваны:

 облегчать и ускорять пассажирское и грузовое сообщение;

 унифицировать таможенные процедуры и таможенные операции;

 обеспечивать эффективное взаимодействие в рамках борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями.

 способствовать совместному обучению сотрудников и проведению совместных исследований в области таможенного дела.

Международные конвенции по таможенным вопросам.Таможенная конвенция - это двустороннее или многостороннее международное соглашение, которое регулирует вопросы таможенного обложения, таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц.

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г.Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г. вступила в силу 25 сентября 1974 г.

Целью данной конвенции является обеспечение благоприятных условий для развития международной торговли посредством унификации таможенных процедур и практики.

Структурно Конвенция состоит из Основного текста, Генерального приложения и Специальных приложений. Положения Конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде принципов, на основе которых государства, подписавшие Конвенцию, должны выработать конкретные правила регулирования тех или иных процедур, что позволит найти баланс между ускорением и упрощением таможенных формальностей как мерой содействия внешнеторговой деятельности и обеспечением надежности таможенного контроля, т.е. достичь компромисса между интересами бизнес - сообщества и государства.

Генеральным приложением к Киотской конвенцией зафиксированы следующие обязательные принципы, которым должны следовать подписавшие Конвенцию государства:

 принципы определения таможенного контроля, основанные на применении системы анализа и управления рисками и позволяющие обеспечить надежность таможенного контроля с минимальными затратами государственных ресурсов, не создавая при этом излишних препятствий для перемещения товаров через таможенную границу.

 механизмы использования таможенного аудита в системе мер таможенного контроля, то есть разрешение использования товаров на территории страны ввоза с переносом осуществления основных контрольных мероприятий на последующий этап, что позволяет упрощать и ускорять проведение таможенных формальностей.

 осуществление таможенной службой активного взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности с целью учета потребностей торговых и транспортных организаций, поиска и внедрения наиболее эффективных методов работы.

 применение упрощенных таможенных процедур в отношении определенного круга лиц, отвечающих установленным таможенной службой критериям;

 принципы начисления, взимания и уплаты таможенных пошлин, налогов;

 применение соответствующих международным стандартам информационных технологий в целях обеспечения таможенных операций;

 процедура обжалования решений и бездействия таможенной службы.

Главный принцип, проходящий через все положения Киотской конвенции, связан с необходимостью упрощения таможенных процедурв целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров. При этом Конвенция содержит и ряд вполне конкретных предписаний, указывающих на то, в каких формах государство в лице таможенной службы должно строить свои отношения с бизнес - сообществом.

В соответствии с философией Киотской конвенции таможенный контроль как способ обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства и соблюдения предписаний других подзаконных и нормативных актов должен осуществляться при максимальном облегчении условий для международной торговли и ограничиваться минимумом, необходимым для достижения основных целей, осуществляться на основе выборочности и при максимально возможном применении методов управления рисками.

Россия присоединилась к Киотской конвенциив соответствии с Федеральным законом от 03.11.2010 № 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года)». Данный шаг является абсолютно необходимым этапом на пути вступления России во Всемирную торговую организацию.

Вместе с тем, присоединившись к Киотской конвенции Российская Федерация (в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Конвенции) ограничила свои обязательства рамками Генерального приложения, которое содержит базовые принципы и правила таможенного регулирования, относящиеся ко всем институтам таможенного дела (контроль, оформление, процедуры, платежи).

Другие государств – члены Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС также присоединились к Киотской конвенции: Белоруссия с 10 января 2011 г., Республика Казахстан - 20 июня 2009 года.

Таможенное регулирование

Таможенное регулирование — это управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), осуществляемое с целью пополнения бюджета и для защиты отечественного производителя. Его целью является экономическая безопасность и достижение стабильного экономического роста. У России, как члена Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), общее с ним таможенное пространство. Поэтому юридической основой таможенного регулирования в России является Таможенный Кодекс ЕАЭС и Федеральный закон о таможенном регулировании 289. Эти законодательства гармонизированы между собой и позволяют полностью регламентировать все нюансы таможенного регулирования. Более того именно вопросы таможенного регулирования подтолкнули страны объединиться в таможенный союз. Таможенное регулирование ВЭД в России осуществляют таможенные органы.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2018 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России. Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289-ФЗ от 3 августа 2018 года
О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Виды таможенного регулирования

Предметом таможенного регулирования являются отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров. При этом применяются меры таможенного тарифного регулирования, а также меры нетарифного регулирования: запреты и ограничения, связанные с защитой рынка от: недобросовестной конкуренции, некачественных товаров не соответствующих требованиям безопасности. Виды таможенного регулирования делят на две группы: тарифное таможенного регулирования и нетарифного таможенное регулирование.

Таможенно тарифное регулирование

Таможенно тарифное регулирование ВЭД применяется для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции и для пополнения бюджета с помощью ставок таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары.

Основным инструментом тарифного регулирования является тариф. Методы его применения устанавливаются законодательством. Таможенный тариф – это ставки таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Размер ставок устанавливается законодательно, в соответствии с принятой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются таможенные преференции. Кроме того, преференции предусмотрены при торговле со странами, входящими в ЗСТ.

Кроме определения ставок таможенных пошлин на товары, устанавливается порядок их применения: определение таможенной стоимости товара, страны происхождения товара.

Нетарифное регулирование

Нетарифное регулирование служит для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции, при резко возросшем импорте товаров, а также при ввозе импортных товаров по заниженным, демпинговым ценам. Меры нетарифного регулирования используются для контроля вывоза продукции, например, для ограничения вывоза товаров для стимулирования обрабатывающей промышленности. Эти меры применяют для поддержания баланса между спросом и предложением, а также для стабилизации цен на товары ограничительными и запретительными методами. Меры нетарифного регулирования используются, чтобы оградить рынок от некачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.

Нетарифное регулирование – это совокупность мер по управлению ввозом товаров (импорт) и вывозом товаров (экспортом), включающее в себя разрешительные и запретительные, ограничительные меры.

Меры прямого ограничения

1) Квотирование - это ограничение по количеству или стоимости на определённое время ввозимых (импортная квота) или вывозимых (экспортная квота) товаров.

  • Глобальные – устанавливают количество конкретного товара, которое можно ввезти;
  • Сезонные – устанавливают период времени для ввоза товара;
  • Тарифные – устанавливают количество товара, которое можно ввезти по установленным тарифам или совсем без уплаты пошлины.

Размер квот устанавливается на Правительственном уровне.

2) Лицензирование – это контроль за ввозом и вывозом конкретных товаров с помощью выдачи компетентными органами лицензий.

  • для временного ограничения ввоза или вывоза товаров;
  • для контроля над ввозом или вывозом опасных товаров, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и человека;
  • для предоставления исключительного права;
  • для выполнения международных обязательств.

Специальные защитные меры

Это меры, служат для предотвращения нанесения ущерба экономике из-за резко возросшего импорта товаров или из-за ввоза товаров по заниженным, демпинговым ценам. В качестве таких мер используется:

  • Специальные пошлины – применяются при резко возросшем импорте;
  • Антидемпинговая пошлина – применяются при ввозе товаров по демпинговым ценам;
  • Компенсационные пошлины - применяются при ввозе товаров, получивших субсидию со стороны иностранного государства.

Меры технического регулирования

Это меры по ограничению ввоза в страну некачественных товаров, не соответствующих регламентам: национальному и союзному. Разрешается ввоз только тех товаров, на которые оформлен подтверждающий документ: Декларация или Сертификат соответствия.

Другие меры регулирования

Это меры, связанные с соблюдением действующего законодательства и обеспечением безопасности использования перемещаемых, ввозимых или вывозимых товаров. Предотвращения угрозы для жизни и здоровья граждан, а также их имущества. Они регулируются выдачей разрешительных документов:

Заградительные пошлины взимаются помимо ввозных таможенных пошлин. Их можно ввести только на определённый срок и по специальному Решению Правительства России. Все запреты и ограничения опираются на законодательную базу.

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности позволяет успешно решить все поставленные цели: фискальные – пополнение бюджета, так и протекционистские – защита отечественных производителей. Главная цель – это экономическая безопасность и стабильный рост, поддержание баланса между спросом и предложением.

Таможенное регулирование:
находится в исключительном ведении РФ
находится в исключительном ведении субъектов РФ
осуществляется на муниципальном уровне
находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ

Таможенное регулирование осуществляется посредством:
административного ограничения свободы внешней торговли
установления ввозных и вывозных таможенных пошлин
таможенно-тарифного регулирования и применения мер нетарифного регулирования
применения преференций во внешней торговле

Основными видами таможенной политики являются:
материализм и эмпириокритицизм
марксизм и фрейдизм
позитивизм и махизм
протекционизм и фритредерство

Установление таможенных режимов имеет своей целью:
облегчить проведение внешнеторговых операций, обеспечить мотивацию экспорта и способствовать увеличению рабочих мест в РФ
способствовать повышению роли и значения таможенных органов
предотвратить отток капиталов за рубеж
повысить собираемость таможенных платежей

К одному из видов таможенных платежей относится:
налог с продаж
дорожный сбор
акциз
налог с прибыли

Агентами таможенно-банковского валютного контроля являются:
Центральный банк РФ
таможни
уполномоченные банки
ФТС России

Оперативно-розыскную деятельность в таможенных органах осуществляют:
нет правильного ответа
отделы таможенных расследований
отделы валютного контроля
отделы таможенных платежей

В Киевской Руси сбор торговых налогов осуществляли:
толмачи
мытники
дружинники
священнослужители

Таможенная система и сами термины «таможенник», «таможня» были:
заимствованы Великим Новгородом у Ганзейского Союза
разработаны Боярской Думой
переняты у Золотой Орды
стали результатом взаимодействия с Византийской империей

К отдельным мерам нетарифного регулирования по классификации ЮНКТАД относится:
нет правильного ответа
количественное ограничение (квотирование)
импортное лицензирование
установление обычных импортных пошлин

К таможенным преступлениям относятся:
все преступления, которые совершаются при осуществлении внешнеэкономической деятельности
преступления, относимые УПК РФ к компетенции таможенных органов
преступления, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей
преступления, связанные с контрабандой

Таможенные органы имеют право проводить неотложные следственные действия в отношении преступлений, закрепленных в … УК РФ.
ст. 194, 193
ч. 1, ч. 2—4 ст. 188, ст. 194
ч. 2—4 ст. 188, ст. 189, 190, 193
ч. 2 ст. 188 и ст. 194

Право проведения оперативно-розыскных мероприятий таможенными органами в отношении конкретных преступлений предусмотрено:
Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»
Таможенным кодексом Российской Федерации
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации
Уголовным кодексом Российской Федерации

Контролируемая поставка — это:
контрольная закупка товара, проводимая таможенными органами с целью подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости
экспорт товара, проводимый с обеспечением физической охраны таможенными органами
одна из форм ревизии, проводимой таможенными органами
оперативно-розыскное мероприятие, направленное на выявление и вскрытие международной организованной преступной группы

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, включает в себя:
все виды валютных расчетов, проводимых при осуществлении внешнеторговых операций и контроль за перемещением физическими лицами валюты и валютных ценностей
контроль за перемещением иностранной наличной валюты и валютных ценностей физическими лицами
контроль за возвращением валютной выручки и зачисление ее на счета уполномоченных банков
контроль за ввозом-вывозом драгоценных металлов и драгоценных камней

В Российской Федерации статистику внешнеторговой деятельности осуществляет:
Федеральная служба государственной статистики
Министерство по чрезвычайным ситуациям
Федеральная служба по финансовому мониторингу
Федеральная таможенная служба

Совет таможенного сотрудничества (СТС) является предшественником:
Всемирной торговой организации
Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана
Всемирной таможенной организации
Совета экономической взаимопомощи

Генеральное Соглашение по тарифам и торговле стало основой создания:
Содружества независимых государств (СНГ)
Европейского Союза
Всемирной торговой организации (ВТО)
Всемирной таможенной организации

Какой из перечисленных таможенных союзов, в котором участвует Россия, может быть отнесен к категории полноценно действующих и имеющих окончательное правовое закрепление
СНГ
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана
ЕврАзЕС
Союзное государство России и Белоруссии

При каком таможенном режиме товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории России, вывозятся с ее территории без обязательства об обратном ввозе?
Экспорт
Переработка на таможенной территории
Выпуск для внутреннего потребления
Международный таможенный транзит

162. Хотя из приведенного обзора уже видно широкое применение многосторонних договоров для урегулирования международных, как межгосударственных, так и частных торгово-экономических отношений, форма двустороннего договорного урегулирования, во всяком случае в чисто количественном исчислении, не теряет своего значения.

И после заключения и превращения ГАТТ в почти универсальное многостороннее торговое соглашение двусторонними торговыми договорами до сих пор продолжается регулирование отношений между странами, не участвующими в ГАТТ/ВТО.

Приведем некоторые наиболее распространенные виды двусторонних международных договоров торгово-экономического значения и характера.

163. Среди международных договоров, регулирующих двусторонние экономические отношения широкого плана, прежде всего надо упомянуть рамочные договоры общеполитического значения, такие как договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве и т.п.).

Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются и обязательства, связанные с расширением экономического сотрудничества, с содействием заключению коммерческих сделок и т.п. Такие договоры обычно не содержат каких-либо конкретных обязательств, кроме, разве, весьма общего – создание в целом благоприятного климата для сотрудничества.

164. Двусторонние торговые договоры, которые именовались также торговыми соглашениями, договорами о торговле и мореплавании и т.п., исторически были уже с XVIII в. первой договорно-правовой формой закрепления на двусторонней основе базовых условий торгового сотрудничества.

Тысячи договоров такого типа заключены за долгие годы. Главное в них – закрепление правовых принципов и определенного торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц.

Это – режим наибольшего благоприятствования, национальный, преференциальный режим, принципы недискриминации, взаимной выгоды.

Материально-правовое содержание этих режимов и принципов охватывает обычно широкий круг разнообразных видов торгово-экономических отношений (торговля, производственное и научно-техническое сотрудничество, валютно-финансовые и налоговые вопросы, статус свободных экономических зон и т.п.), а иногда выходит за рамки чисто экономических отношений (консульские, юрисдикционные, социальные и т.п. вопросы). Но главный предмет – торговля в ее широком понимании, включая и так называемые невидимые статьи (транспорт, туризм, страхование и т.п.).


165. Примером комплексных, общеэкономических, рамочных двусторонних договоров служат так называемые долгосрочные соглашения о торгово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве, которые определяют конкретные его области и формы:

строительство и реконструкция промышленных объектов, производство и поставка оборудования и иных товаров, покупка и продажа патентов и лицензий, обмен научно-технической информацией, проведение совместных исследований, командирование специалистов для оказания технических услуг и обучения, промышленная кооперация, совместное предпринимательство и т.п.

Для содействия и наблюдения за реализацией соглашений обычно создаются смешанные комиссии из представителей сторон со статусом параорганизаций.


Они носят рекомендательный характер для организаций и лиц договаривающихся сторон. Правительства обязуются поощрять участие организаций и лиц в осуществлении конкретных проектов.

166. Кроме долгосрочных, комплексных соглашений об экономическом сотрудничестве практикуется заключение особых, более узкого содержания соглашений о производственном сотрудничестве, включая специализацию и кооперирование производства и кооперационные поставки.

Особую категорию представляют собой соглашения об оказании технического содействия в строительстве промышленных объектов, включающие условия о взаимных поставках товаров, о содействии в проектировании, монтаже, наладке и пуске в эксплуатацию соответствующих объектов. Такие соглашения могут носить генеральный, рамочный характер или же быть привязаны лишь к конкретным, часто крупномасштабным проектам. Обычными являются условия об оплате предоставляемого технического содействия поставками будущей продукции.

К соглашениям о техническом сотрудничестве примыкают и соглашения о научно-техническом содействии, основывающемся на коммерческих условиях и включающих, в частности, передачу производственного опыта (“ноу-хау”), прав использования (на основе лицензий) изобретений, обучение кадров и т.п.

167. Тесно связано не только с торговлей, но и с другими видами экономического сотрудничества его валютно-платежное и финансовое обеспечение, особенно когда соответствующие страны ограничивают валютные трансферы, для чего заключаются соглашения о международных валютных расчетах и кредитах.

Обычной является практика объединения торговых и валютно-финансовых условий в единых соглашениях, именуемых либо соглашениями о товарообороте, либо о товарообороте и платежах. Но могут быть и специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в определенных национальных, свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых или неконвертируемых валютах.

Клиринговые соглашения предусматривают взаимный зачет поступлений и расходов во встречных торговых, экономических операциях, причем либо без погашения сальдо в валюте (погашение поставками товаров и услуг), либо с погашением на определенных условиях сальдо в свободно конвертируемой валюте. Клиринговые соглашения используются обычно государствами, применяющими неконвертируемую валюту.

Кредитные соглашения могут быть в чистом виде – выдача одним государством другому займа в денежной, товарной или смешанной форме со встречными обязательствами погашения займа. Но в современном мире подавляющее применение получили целевые или условные кредиты, предоставляемые для закупок в государстве-кредиторе конкретных товаров – сырьевых, продовольственных или индустриальных, вооружений или для финансирования строительства промышленных объектов силами государства-кредитора и т.п.

При этом кредиты могут увязываться с предоставлением государством-должником государству-кредитору определенных льгот (таможенных, контингентных и др.), прав контроля (допуск инспекторов, предоставление статистической и иной информации и т.п.). Это относится и к финансированию государств со стороны МВФ, МБРР и иных подобных структур. Финансирование государств иностранными частными банками осуществляется на базе частноправовых сделок.

168. Когда государства испытывают трудности в сведении торгового и платежного балансов, в обеспечении товарами собственных потребностей, в защите собственной промышленности от иностранной конкуренции, при общем расстройстве экономики во время войн, кризисов и т.п., они прибегают к количественным экспортным и импортным ограничениям.

Для того чтобы в этих условиях обеспечить контролируемые государством импорт и экспорт в нужных географических и торгово-политических направлениях, в XX в. стали использоваться так называемые соглашения о товарообороте, иначе – о взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об определенных взаимных контингентах (квотах) экспортных и импортных поставок товаров в физических или стоимостных показателях.

При этом в таких соглашениях принимаются обязательства либо твердо обеспечить соответствующие поставки и закупки в рамках контингентов (это касается стран с государственно контролируемой плановой экономикой), либо (для стран рыночной экономики) выдавать экспортные и импортные лицензии, если таковые применяются, а также содействовать и не препятствовать поставкам и закупкам контингентируемых товаров.

Обычно такие соглашения по логике вещей включают в себя клиринговые условия расчетов или же сопрягаются с соответствующими платежно-клиринговыми соглашениями. Советский Союз, начиная с 30-х гг., на практике широко использовал контингентно-клиринговые соглашения.

169. В 90-е гг. в договорную практику России и других стран СНГ вошли двусторонние соглашения нового типа о свободной торговле.

В них могут предусматриваться взаимная отмена таможенных пошлин, налогов и сборов, а также взимание внутренних налогов и сборов в размерах не выше, чем применяемые для третьих стран; обязательства о воздержании от реэкспорта, от установления, кроме особых случаев, количественных ограничений; о свободе транзита, об исключении из взаимных торговых отношений недобросовестной деловой практики и т.п., но практикуется также и включение перечней товаров, поставки которых по существу ограничиваются согласуемыми контингентами, а также фиксируемыми ценами.

170. Во второй половине XX в. широкое применение получили двусторонние (редко – многосторонние) Соглашения о поощрении и защите инвестиций (иначе – капиталовложений).

Их заключено в мире несколько сотен, вызваны к жизни они были сочетанием интересов как стран-экспортеров капитала, нуждавшихся в договорном обеспечении безопасности экспортированных капиталов от всевозможных “некоммерческих” рисков, так и стран-импортеров, испытывающих нужду в привлечении иностранного капитала для интенсификации развития своей экономики.

Основой этих соглашений является защита иностранного капитала от всевозможных “некоммерческих” рисков (экспроприаций, национализаций, народных волнений и т.п.), свободный возврат инвестиционного капитала, а также вывоз выручки от его эксплуатации, причем государство-импортер принимает на себя суброгационные обязательства возмещения убытков по компенсации выплаченных страховщиками убытков инвесторов от “некоммерческих” рисков.

171. Другим видом двусторонних (хотя есть редкие примеры и многосторонних) соглашений экономического характера являются соглашения об избежании двойного налогообложения.

Появление их совпадает по времени с широкой практикой трансграничной деловой активности, когда юридическое или физическое лицо зарегистрировано или проживает в одной стране, а доходы от своей деловой активности получает в другой стране или имеет в другой стране недвижимость. Смысл соответствующих соглашений заключается в определении страны (обычно – постоянное местопребывание или регистрация лица, местонахождение имущества), где должен уплачиваться налог.

172. Специфической договорной формой являются и заключаемые как на двустороннем, так и на многостороннем уровне межгосударственные Общие условия поставок, например:

Общие условия поставок товаров между организациями стран-членов СЭВ 1968/1988 гг. (ОУП СЭВ 1968/1988 гг.);

Соглашение 1992 г. об Общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников Содружества Независимых Государств;

Протокол 1990 г. об Общих условиях поставок товаров из Союза ССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в Союз ССР и приложенные к Протоколу “Общие условия” и т.д.

date image
2015-08-12 views image
10873

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Регулирование международной торговли подразделяется на государственное регулирование и регулирование с помощью международных соглашений и создания международных организаций.

Методы государственного регулирования международной торговли можно разделить на две группы: тарифные и нетарифные.

1. Тарифные методы сводятся к использованию таможенных пошлин – особых налогов, которыми облагаются продукты международной торговли. Таможенные тарифы – это плата, взимаемая государством за оформление провоза за границу товаров и иных ценностей. Такая плата, называемая пошлиной, учитывается в цене товара и оплачивается, в конечном счете, потребителем. Таможенное обложение предполагает использование импортных пошлин для затруднения ввоза в страну иностранных товаров, реже используются экспортные пошлины.

По форме исчисления различают пошлины:

а) адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара;

б) специфические, взимаются в виде определенной денежной суммы с объема, массы или единицы товара.

Важнейшими целями использования импортных пошлин являются как непосредственное ограничение импорта, так и ограничение конкуренции, в том числе недобросовестной. Ее крайней формой является демпинг – продажа на внешнем рынке товара по ценам, ниже существующих на идентичный продукт на внутреннем рынке.

2. Нетарифные методы многообразны и представляют собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мероприятий. К ним относятся:

· квотирование (контингентирование) – установление количественных параметров, в пределах которых возможно осуществление определенных внешнеторговых операций. На практике контингенты обычно устанавливаются в форме списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства. При исчерпании количества или суммы контингента экспорт (импорт) соответствующего товара прекращается;

· лицензирование – выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений (лицензий) на проведение внешнеторговых операций. Оно часто применяется вместе с квотированием для контроля квот на основе лицензий. В некоторых случаях лицензионная система выступает разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов;

· эмбарго – запрет на проведение экспортно-импортных операций. Оно может распространяться на определенную группу товаров или вводиться в отношении отдельных стран;

· валютный контроль – ограничение в кредитно-денежной сфере. Например, финансовая квота может ограничивать количество валюты, которое может получить экспортер. Ограничения количественного порядка могут распространяться на объем иностранных инвестиций, количество иностранной валюты, вывозимой гражданами за границу, и т.п.;

· налоги на экспортно-импортные операции – налоги в качестве нетарифных мер, которые не регулируются международными соглашениями, как таможенные пошлины, и поэтому взимаются как с отечественных, так и с зарубежных товаров. Возможны и субсидии со стороны государства для экспортеров;

· административные меры, которые связаны в основном с ограничениями по качеству продаваемых товаров на отечественном рынке. Важное место занимают национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может послужить поводом к запрету ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами. Кроме того, могут использоваться также другие формы косвенных ограничений: закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет на приобретение государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и т.д.




Высокая значимость МТ для развития мирового хозяйства обусловила создание мировым сообществом специальных международных регулирующих организаций, усилия которых направлены на выработку правил, принципов, процедур осуществления международных торговых сделок и контроля за их исполнением государствами — членами этих организаций.

Особую роль в регулировании международной торговли выполняют многосторонние соглашения, действующие в рамках:

· ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле);

· ВТО (Всемирная торговая организация);

· ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами);

· ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности);

ГАТТ. В соответствии с основополагающими положениями ГАТТ торговля между странами должна осуществляться на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ), т. е. в торговле стран — членов ГАТТ устанавливается режим наибольшего благоприятствования (РНБ), гарантирующий равенство и недискриминацию. Однако одновременно были установлены исключения из ПНБ для стран, входящих в экономические интеграционные группировки; для стран, бывших колоний, находящихся с бывшими метрополиями в традиционных связях; для приграничной и каботажной торговли. По самым приблизительным подсчетам на долю «исключений» приходится не менее 60% мировой торговли готовой продукцией, что лишает ПНБ универсальности.

ГАТТ признает в качестве единственно приемлемого средства регулирования МТ таможенные тарифы, которые итеративно (от раунда к раунду) снижаются. В настоящее время их средний уровень составляет 3-5%. Но и здесь есть исключения, позволяющие использовать нетарифные средства защиты (квоты, экспортные и импортные лицензии, налоговые льготы). К ним отнесены случаи применения программ регулирования сельскохозяйственного производства, нарушения платежного баланса, осуществления программ регионального развития и помощи.

ГАТТ содержит принцип отказа от односторонних действий и принятия решений в пользу переговоров и консультаций, если такие действия (решения) могут привести к ограничению свободы торговли.

ГАТТ — предшественница ВТО — принимала свои решения на переговорах-раундах всех членов этого Соглашения. Всего их прошло восемь. Наиболее значимые решения, которыми ВТО руководствуется в регулировании МТ до настоящего времени, были приняты на последнем (восьмом) Уругвайском раунде (1986-1994 гг.). Этот раунд еще более расширил круг вопросов, регулируемых ВТО. В него была включена торговля услугами, а также программа сокращения величины таможенных пошлин, активизации усилий по регулированию МТ продукцией отдельных отраслей (в том числе сельского хозяйства) и усиления контроля за теми направлениями национальной экономической политики, которые оказывают влияние на внешнюю торговлю страны.

Было принято решение об эскалации таможенных пошлин по мере повышения степени обработки товаров при снижении пошлин на сырье и ликвидации их на некоторые виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное оборудование, офисную мебель, игрушки, фармацевтические товары — всего на 40% мирового импорта. Была продолжена либерализация торговли одеждой, текстилем и сельскохозяйственными товарами. Но последним единственным средством регулирования признаны таможенные пошлины.

В области антидемпинговых мер были приняты понятия «законные субсидии» и «приемлемые субсидии», к разряду которых отнесены субсидии, направленные на охрану окружающей среды и региональное развитие при условии, что их размер составляет не менее 3% общей величины импорта товара или 1% его общей стоимости. Все остальные отнесены к незаконным и их применение во внешней торговле запрещено.

К числу вопросов экономического регулирования, воздействующих на внешнюю торговлю косвенно, Уругвайский раунд отнес требования о минимальном экспорте товаров, произведенных на СП, обязательном использовании местных компонентов и ряд других.

ВТО. Уругвайский раунд принял решение о создании ВТО, ставшей правопреемницей ГАТТ и сохранившей его основные положения. Но решения раунда дополнили их задачами обеспечения свободы торговли не только за счет либерализации, но и путем использования так называемых увязок. Смысл увязок состоит в том, что любые решения государства о повышении тарифа принимаются одновременно (в увязке) с решением о либерализации импорта других товаров. ВТО не входит в сферу деятельности ООН. Это позволяет ей проводить собственную независимую политику и контроль за деятельностью стран-участниц по соблюдению принятых соглашений.

ГАТС. Определенной спецификой отличается регулирование международной торговли услугами. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, не образуют единого рынка, который имел бы общие черты. Но ему присущи общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.

Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившем в действие с 1 января 1995 г. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них, совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства.

ГАТС включает в себя три части: рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, и список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только один, региональный уровень.

Соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств (страны Европы) потерять самобытность своей национальной культуры.

Отраслевое регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным их производством и потреблением. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм — Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки — Международная морская организация (ИМО).

Региональный уровень международной торговли услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.

Национальный уровень регулирования касается внешней торговли услугами отдельных государств. Он реализуется через двусторонние торговые договоры, составной частью которых может быть торговля услугами. Значительное место в таких договорах отводится регулированию инвестиций в сферу услуг.

Читайте также: