Приостановление исполнения требования налогового органа

Опубликовано: 11.05.2024

После замораживания счета организация или ИП не могут проводить какие-либо операции по уменьшению суммы на счете.

Ситуации, в которых приостанавливают операции

Под приостановлением каких-либо расчетных операций, в том числе и электронных, понимается замораживание счета организации или индивидуального предпринимателя, в результате чего пользование этим счетом становится невозможным.

Примечательно, что пополнить счет можно, на это приостановление никак не влияет в некоторых случаях. Электронные средства, которые есть у организации или ИП, а точнее расчетные операции по ним тоже могут быть приостановлены, при этом останавливаются только расходные операции, пополнять электронными средства счет все так же можно.

Согласно действующему налоговому законодательству существует три ситуации, при которых операции по счетам (следует понимать, и как электронных) могут быть приостановлены:

  • при не предоставлении заполненной налоговой декларации;
  • организация не предоставила в налоговый орган квитанцию в рамках действующего законодательства;
  • во исполнение вынесенного налоговым органом решения.

Примечательно, что в первом случае операции приостанавливаются временно: ровно до тех пор, пока плательщик не предоставит налоговому органу правильно заполненную и действительную налоговую декларацию.

Согласно нормам статьи 76 Налогового Кодекса, приостановление по операциям никак не влияет на расходные операции, связанные с очередными уплатами взносов по страхованию, социальных взносов, выплат, а также налогов и сборов, чья очередь по уплате в счет государственного бюджета наступила раньше, чем поступившее на исполнение в банк решение налогового органа.

Кроме того, нельзя заморозить те операции по счетам, которые относятся к избирательным или специальным (следует понимать, как фонд референдума). Все остальные электронные расходные операции приостанавливаются при наличии соответствующего решения.

Если такая квитанция направлена не была, то налоговую декларацию правильно организация заполнить не может, а, значит, попадает под действие статьи 76 Налогового кодекса. В качестве меры пресечения используется как раз приостановление расходных операций по счетам, в том числе и электронным.

Основания для приостановления всех расходных операций

Одним из оснований для приостановления расходных операций у организации или индивидуального предпринимателя является незаполненная в срок налоговая декларация.

Так, по истечении срока на заполнение юридическому лицу или ИП дается еще 10 календарных дней на то, чтобы предоставить декларацию в налоговый орган. Если этого сделано не было, то налоговый орган вправе просить банк о приостановлении всех расходных операций, кроме тех, которые являются внеочередными.

Данная обеспечительная мера указана в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса. Кроме того, если организация или ИП не получили или не подтвердили факт получения от налогового органа всех необходимых для заполнения декларации документов, то эти документы считаются непринятыми, а декларация незаполненной или заполненной неверно.

Это, в свою очередь, тоже ведет к применению норм статьи 76 Налогового кодекса. А именно – приостановлению каких-либо расходных операций.

Налоговые органы присылают документацию для того, чтобы все пункты декларации были заполнены корректно и достоверно.

Именно поэтому плательщики-организации и ИП обязаны уведомлять налоговые органы о получении документов. Более того они могут запрашивать разъяснения и пояснения, которые представляются налоговыми органами.

Самыми часто встречающимся основаниями для приостановления всех расходных операций по счетам организаций или ИП являются решения налоговых органов, нацеленных на уплату недоимок, внесения налогов и сборов, а так же штрафов и пени в счет государственного бюджета.

При этом перед вынесением решения плательщику-должнику направляется требование, в котором указываются сроки и условия погашения задолженности. Если этого не происходит, то руководитель (или лицо, которое выполняет его функции и полномочия) налогового органа выносит решение о взыскании недостающих средств путем приостановления операций по счету.

Мера носит обеспечительный характер, позволяя пополнять государственный бюджет ровно на ту сумму, которая причитается с конкретного плательщика, но не более того.

Условия для приостановления

Приостановление операций по счетам налогоплательщика может производиться, как по одному счету, так и по нескольким. При этом если средств для погашения задолженности на одном счете достаточно, то плательщик имеет право на подачу заявления в налоговый орган о приостановлении действия его решения о заморозке более одного счета.

Налоговый орган обязан рассмотреть данное заявление в течение двух рабочих дней и вынести по нему решение. Так, к примеру, если у плательщика-организации имеется два счета, суммы средств на которых в совокупности хватает для уплаты задолженности, то банк обязан перечислить долг в пользу государственного бюджета.

Остаток остается на счетах плательщика. И организация имеет право на подачу заявления об отмене приостановления операций по счетам. При этом предъявлять претензии банку организация не может, поскольку банк исполняет свои обязанности в рамках действующего законодательства.

Если средств на счету или счетах плательщика-должника недостаточно для погашения задолженности перед государственным бюджетом, то налоговый орган вправе продолжить приостановление расходных операций на определенный срок.

В случае если в течение одного календарного месяца сумма на счету или счетах не достигла необходимой для уплаты задолженности, к плательщику уже применяются меры пресечения в виде штрафа, ареста имущества или уголовного преследования на усмотрение суда, в который налоговый орган направляет заявление.

Обязанности банка

Согласно действующему законодательству, банк не вправе игнорировать поступившее из налоговых органов решение. Более того нормами налогового законодательства предусмотрено немедленное исполнение полученного решения. То есть решение считается вступившим в силу в день получения его банком (не позднее следующего после вынесения дня).

Банк новые расчетные счета открывать должникам (следует понимать, как ИП и юридические лица) не вправе. Более того банк обязан приостановить расчетные операции в тот же день, как получил решение от налогового органа, вынесшего решение, а перечисление средств в государственный бюджет со счетов должников – не позднее следующего операционного дня. Кроме того банк обязан уведомлять налоговый орган о том, сколько средств осталось на счету у должника на конкретную дату.

Налоговым законодательством предусмотрено отсутствие ответственности у банка за те убытки, которые в ходе списания средств в счет погашения задолженности по налогам, сборам, штрафам, пени несет организации или ИП, у которых были приостановлены операции по счетам. Предъявлять претензии к банку по этим вопросам нецелесообразно и незаконно.

Решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика банком не могут быть проигнорированы – это нарушение норм законодательства, поэтому и подлежат исполнению, даже в убыток клиентам.

Если налоговый орган принял решение об отмене своего первого решения (следует понимать, как отмену заморозки счетов), то копию этой отмены направляют в банк, а тот в свою очередь не позднее следующего рабочего дня исполняет – восстанавливает расходные операции по счетам организаций или ИП.

Решения об отмене решений

Такие решения принимаются тем же налоговым органом, что приняло решение о приостановлении операций по счетам. При этом для отмены существует свой установленный порядок:

  • при непредставлении декларации плательщиком – в течение рабочего дня после получения заполненной декларации;
  • при неисполнении обязательств по уведомлению налогового органа – в течение рабочего дня после уведомления о получении документации;
  • при отсутствии электронной связи с налоговым органом – в течение рабочего дня после налаживания связи.

Решение об отмене передается в банк не позднее одного рабочего дня на исполнение. При этом банк игнорировать решение не может и выполняет его своевременно – не позднее следующего дня.

Плательщика-должника уведомляют о том, что его обязанность по уплате задолженности была исполнена, если имело место задолженность, или не исполнена, и дело передается на рассмотрение в суд.

Форма решения об отмене, как и форма решения о приостановлении операций по счетам, имеет утвержденный вид, заполняется в электронном формате и передается в банк, а так же плательщику для ознакомления и исполнения. В бумажном формате заполнение не предусмотрено.

Форма находится на контроле исполнительного федерального органа власти, который уполномочен на контроль в сфере исполнения налогового законодательства.

Все мы прекрасно знаем, что для обеспечения деятельности государства Конституцией РФ установлена обязанность своевременно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ). В свою очередь, в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, законодатель установил меры государственного принуждения, которые призваны обеспечивать исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности.

В Налоговом кодексе конституционная обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы детализирована: в соответствии с пп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а в соответствии с пп.4 п.1 ст.23 НК РФ - представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты).

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных на налогоплательщика обязанностей налоговый орган может привлечь его к ответственности, а также использовать механизмы принуждения к исполнению установленных Налоговым кодексом обязанностей.

Обеспечению исполнения обязанностей налогоплательщиков посвящена Глава 11 НК РФ. Так, в соответствии с п.1 ст.72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами:

Среди всех вышеперечисленных способов, на практике налоговыми органами широко используется - приостановление операций по счетам в банке, поскольку для налогоплательщиков это самая неудобная с точки зрения ведения бизнеса мера, а значит самая действенная для налоговых органов.

Процедура приостановления операций по счетам

Порядок и сроки приостановления операций по счетам налогоплательщика в банках регламентированы ст.76 НК РФ.

Для приостановления операций по счетам налогоплательщика налоговый орган, в лице руководителя или его заместителя, выносит решение о приостановлении операций и направляет его в банки, где у налогоплательщика открыты расчетные счета, причем копия этого решения должна быть в обязательном порядке передана налогоплательщику под роспись или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Передача решения в банк осуществляется на бумажном носителе или в электронном виде (п.4 ст.76 НК РФ).

Приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@ утверждены формы документов о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам.

Получив решение налогового органа о приостановлении операций по счетам, банк обязан исполнить его в безусловном порядке и приостановить операции по счетам налогоплательщика с момента получения решения (п.7 ст.76 НК РФ).

Кроме того, после получения решения о приостановлении операций по счетам банк обязан сообщить в налоговую инспекцию информацию об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика (п.5 ст.76 НК РФ).

Разблокировать счета банк сможет только после отмены налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам, ведь НК РФ устанавливает четкий срок действия решения (с момента его получения банком от налогового органа и до его отмены) и не предусматривает вариантов приостановления его действия (п.7 ст.76 НК РФ).

В случае, если после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке изменились его наименование и (или) реквизиты счета в банке, операции по которому приостановлены, указанное решение все равно должно исполняться в отношении организации, изменившей свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты (абз.2 п.7 ст.76 НК РФ). Аналогичный порядок действует и в случае приостановления переводов электронных денежных средств (абз.3 п.7 ст.76 НК РФ).

Обратите внимание! Если у налогоплательщика на нескольких расчетных счетах имеются денежные средства, в совокупности достаточные для погашения недоимки, штрафов, пени, указанных в решении о приостановлении операций по счету, то налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога (абз.1 п.9 ст.76 НК РФ).

К заявлению следует приложить банковские выписки, подтверждающие наличие денежных средств на счетах. Получив соответствующий пакет документов, налоговый орган в течение двух дней со дня получения заявления обязан принять решение об отмене приостановления операций по отдельным счетам налогоплательщика.

Если пакет документов недостаточен для подтверждения информации о предлагаемом налогоплательщиком банковском счете, то у инспекции может потребоваться некоторое время на проверку этой информации. После получения от банка информации о том, что денежных средств на указанных налогоплательщиком счетах достаточно, на решение о разблокировке счета отводится два дня (абз.2 п.9 ст.76 НК РФ).

Причины приостановления операций по счетам

Счета компании могут быть заблокированы по нескольким причинам:

Причина 1. Требование инспекции осталось без ответа

Блокировка возможна только по трем видам документов:

1. Требование о передаче документов.

2. Требование о представлении пояснений.

3. Уведомление о вызове в инспекцию представителя компании (подп.2 п.3 ст.76 НК РФ).

Только если по этим электронным документам компания не отправит в ИФНС квитанцию о приеме в течение шести рабочих дней со дня отправки, инспекторы вправе заблокировать все расчетные счета компании. По другим документам, которые налоговики высылают электронно, например, по решению инспекции о продлении сроков сдачи документов, задержка с квитанцией не критична.

Обратите внимание! Если налоговики заблокируют счет компании, то банк откажется открывать не только другой расчетный счет, но и депозит. Такие правила действуют с 5 декабря 2014 года.

Пример 1. Когда заблокируют счет из-за неполученной квитанции

Инспекторы отправили требование о представлении документов 10 февраля. Значит, компания должна выслать квитанцию не позднее 18 февраля (п.2 ст.6_1 НК РФ). Если этого не сделать в срок, то с 19 февраля по 5 марта инспекторы смогут арестовать счета компании.

Чтобы счет разблокировали, необходимо выполнить требование. То есть компания представит запрошенные документы, пояснения или ее представитель явится в инспекцию (подп.2 п.3 ст.76 НК РФ). Либо если организация направит налоговикам квитанцию о приеме документов. В этом случае инспекторы также должны отменить блокировку счета, даже если компания не выполнит их требование. Ведь за то, что организация не сдала инспекторам документы или пояснения, блокировка счета не предусмотрена.

Обратите внимание! 1 тыс. рублей как минимум налоговики могут взыскать с компании за бумажную декларацию по НДС. Наряду с блокировкой счета.

Причина 2. Компания отчиталась по НДС на бумаге

С 1 января 2015 года бумажная декларация по НДС считается несданной (п.5 ст.174 НК РФ), и инспекторы вправе заблокировать счет через 10 рабочих дней после окончания срока отчетности.

С 1 января 2017 года на основании Федерального закона N 130-ФЗ от 01.05.2016 года не только электронные декларации по НДС, но и пояснения на камеральных проверках по НДС, и уточненные декларации по НДС нужно подавать только в электронном виде. Если не представить документы, компанию могут оштрафовать на 5 тыс. рублей за первое нарушение, за повторное в течение года – на 20 тыс. рублей (ст. 129_1 НКРФ).

Пример 2. Когда заблокируют счет из-за неполученной декларации по НДС

Причина 3. Не сдана декларация

Есть еще одно важное изменение, которое ограничивает инспекторов в сроках блокировки. Раньше они могли приостановить операции даже из-за той декларации, срок сдачи которой давно превысил глубину проверки в три года. Например, по транспортному налогу за 2007 год. Ведь срок для блокировки счета не был четко ограничен (письмо Минфина России от 5 мая 2009 года N 03-02-07/1-227). Теперь налоговики могут блокировать расчетный счет компании не позднее трех лет после того, как пройдет 10 рабочих дней после срока сдачи декларации (подп.1 п.3 ст.76 НК РФ).

Чтобы разблокировать счет, компании нужно представить декларацию или подать документы, которые подтвердят ее представление ранее (подп.1 п.3 ст.76 НК РФ).

Решение об отмене приостановления операций по счетам компании налоговики принимают не позднее чем на следующий день после представления налогоплательщиком соответствующей декларации (подп.1 п.3.1 ст.76 НК РФ).

Нарушение сроков налоговой проверки не должно нарушать прав участников налоговых правоотношений. Для установления равновесия интересов между контролирующим органом и проверяемым предусмотрен механизм приостановления проверки.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат разъяснит порядок приостановления налоговой проверки, а также поможет в ее процедуре: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Запишитесь на консультацию уже сегодня!

Основания приостановления налоговой проверки

Согласно п. 9 ст. 89 Налогового кодекса РФ, проверка приостанавливается по следующим основаниям:

Указанный перечень оснований приостановления проверки является исчерпывающим, его расширение приведет к нарушению прав проверяемого лица.

Стоит отметить, что налоговый орган, в интересах контрольных мероприятий, вправе без ограничений приостанавливать ход проверки по тому или иному основанию. Исключением выступает только истребование документов у налогоплательщиков. Запросить документы или иную информацию у каждого проверяемого лица инспекция вправе только один раз в течение осуществления контрольных функций.

ПОЛЕЗНО: читайте также про отложение налоговой проверки по ссылке

Порядок приостановления налоговой проверки

Приостановление налоговой проверки осуществляется в следующем порядком:

  1. принятие руководителем налогового органа решения о приостановлении. Проверка будет считаться приостановленной с даты указанной в данном решении;
  2. ознакомление лица, в отношении которого производятся контрольные мероприятия, с решением о приостановлении;
  3. прекращение действий по истребованию документов и освобождение помещения, предоставленного представителям государственного органа. В случае если запрос на предоставление определенных сведений был произведен до даты, указанной в решении о приостановлении проверки, то этот запрос подлежит исполнению в установленный им срок;
  4. возвращение лицу, в отношении которого производятся контрольные мероприятия, документов, которые ранее он ранее предоставил по требованию налоговой. Документы, изъятые инспекторами во время выемки, возвращению не подлежат;

Возобновление контрольных мероприятий также оформляется решением налогового органа, которое должно быть доведено до проверяемого лица.

Срок приостановления налоговой проверки

Несмотря на то, что налоговый орган вправе, при наличии оснований, приостанавливать проверку неограниченное число раз, законодатель установил общий срок приостановления, который не должен быть превышен. Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, данный срок равен шести месяцам.

Иными словами, совокупное время прерывания контрольных мероприятий, проводимых налоговой инспекции, не может составлять более полугода. Но есть и исключение. В частности, в случае если инспектор запрашивал документы из иностранных государственных органов, а шестимесячный срок истекает, то налоговый орган вправе увеличить срок приостановления выездной проверки еще на три месяца.

Таким образом, максимальный срок приостановления налоговой проверки равен девяти месяцам.

ПОЛЕЗНО: про выездную налоговую проверку на нашем сайте

Помощь в приостановлении налоговой проверки в Екатеринбурге

Действия должностных лиц по приостановлению проверки не всегда соответствует нормам НК РФ. При нарушении прав проверяемого лица мы рекомендуем обращаться к нашему налоговому адвокату. Его опыт ведения подобных дел поможет выработать стратегию защиты нарушенного права.


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Дополнительная информация по теме:

Как инициировать налоговую проверку? Помощь адвоката

Узнайте, как инициировать налоговую проверку и закажите составление жалобы со стороны нашего налогового адвоката: профессионально и в срок.

Выездная налоговая проверка: основание, порядок, помощь юриста

Наш адвокат по выездным налоговым проверкам в Екатеринбурге поможет Вам: профессионально, на выгодной основе, а также в кротчайший срок. Запишитесь на прием к налоговому юристу АБ "Кацайлиди и партнеры" уже сегодня.

Отложение налоговой проверки: порядок, помощь адвоката

Наш адвокат по налоговым спорам в Екатеринбурге поможет отложить налоговую проверку, а также будет сопровождать Вас на всех ее этапах: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сейчас и записывайтесь на консультацию!

Сопровождение налоговых споров в Екатеринбурге: помощь адвоката

Наш адвокат по налоговым спорам в Екатеринбурге поможет Вам решить вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Читайте подробнее предложение на сайте АБ "Кацайлиди и партнеры" прямо сейчас

Повторная налоговая проверка: основания, порядок, помощь адвоката

Наш налоговый адвокат поможет в Вам в процедуре повторной налоговой проверки в Екатеринбурге: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните и получите консультацию уже сегодня!

Необоснованная налоговая выгода: последствия, суд, помощь юриста

Наш адвокат по налоговым делам в Екатеринбурге поможет в споре с ИФНС по необоснованной налоговой выгоде: профессионально, на выгодной основе и в срок. Звоните и записывайтесь на консультацию уже сегодня!

Как оспорить налог на имущество физических лиц?

Как оспорить налог на имущество физических лиц? Помощь адвоката

Налоговый адвокат нашего бюро поможет оспорить налог на имущество физических лиц: профессионально, на выгодных условиях сотрудничества с Вами и в срок.

Как сэкономить на государственных услугах?

Как сэкономить на государственных услугах? Советы адвоката

Наш адвокат поможет разобраться, как сэкономить на государственных услугах и не платить лишнего: профессионально и в срок.

Уклонение от уплаты налогов юридическим лицом: помощь адвоката

Наш адвокат по налоговым преступлениям разъяснит Вам все про вопросу уклонение от уплаты налогов юридическим лицом, выстроит линию защиты: профессионально, на выгодно согласованных условиях сотрудничества и в срок.

Отказ в выплате налогового вычета: помощь адвоката

Наш адвокат поможет оспорить отказ в выплате налогового вычета: профессионально, выгодно и в кротчайший срок.


Отзывы о нас

Отзыв по уголовным делам

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

Как до нас добраться?

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

- либо для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа (п.1 ст. 76 НК РФ)

- либо в связи в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации (п.3 ст. 76 НК РФ);

- либо в качестве обеспечительной меры направленной на обеспечение возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении (подп.2 п.10 ст. 101 НК РФ).
Иных случаев и оснований принятия налоговым органом Решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Согласно п.1 ст. 76 НК РФ Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п.2 ст. 76 НК РФ. По смыслу п.2 ст. 76 НК РФ, если решение о приостановлении принято в связи с неисполнением налогоплательщиком-организацией требования об уплате налога (сбора, пени, штрафа), то приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке
Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.
Оно направляется налоговым органом в банк не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. В этот же срок копия решения о приостановлении операций по его счетам в банке должна быть передана самому налогоплательщику.

Решение о приостановлении операций по счетам может нарушать интересы налогоплательщика, поскольку лишает последнего возможности распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами, используя их в хозяйственной деятельности, фактически эту деятельность парализуя, поскольку денежные средства, представляют собой наиболее ликвидные активы хозяйствующего субъекта, в том числе необходимые для его текущей деятельности по расчетам с контрагентами и кредиторами по ранее возникшим обязательствам.
Налогоплательщик вправе обжаловать решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств, принятое в порядке ст. 76 НК РФ.
Обязательный досудебный порядок для обжалования данной категории решений не установлен. Поэтому налогоплательщик вправе обжаловать такое решение, как во внесудебном порядке – в вышестоящий налоговый орган, так и непосредственно в арбитражный суд, подав заявление о признании недействительным ненормативного акта в порядке ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебной практике встречаются, например, следующие основания, по которым решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств может быть признано недействительным: общая сумма по решениям о приостановлении операций существенно превысила общую сумму разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ. На этом основании суд делает вывод, что налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения налогового органа о взыскании налоговых платежей. (Определение ВАС РФ от 27.08.2010 N ВАС-11208/10 по делу N А76-16890/2009-35-448, Постановление ФАС Уральского округа от 20.05.2010 N Ф09-3642/10-С3 по делу N А76-16890/2009-35-448).

Несоблюдение порядка, установленного пунктом 10 статьи 101 НК РФ. Суд сделал вывод, что приостановление операций по счетам в банке как обеспечительная мера может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (Определение ВАС РФ от 14.01.2010 N ВАС-15019/09 по делу N А65-26985/2008-СА1-19, Постановление ФАС Поволжского округа от 21.07.2009 по делу N А65-26985/2008).
В то же время, если Решение о приостановлении операций по счетам принято не в связи с принятием решения о привлечении к ответственности, а для обеспечения решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банке, то вышеуказанные обстоятельства не могут служить основанием для признания его недействительным, что влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщика Судом (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.12.2011 по делу N А56-14350/2011)

В нарушение положений статей 69, 70 НК РФ налоговый орган не выставил в адрес налогоплательщика требования об уплате доначисленных налогов, начисленных пеней и штрафных санкций по решению о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, в обеспечение которого принято решение о приостановлении операций по счетам. На этом основании суд делает вывод, что налоговым органом нарушена процедура принятия обеспечительной меры, установленная пунктом 10 статьи 101 и статьей 76 НК РФ и признал решение о приостановлении операций про счетам недействительным (Определение ВАС РФ от 31.07.2009 N ВАС-7277/09 по делу N А55-11389/2008, Постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2009 по делу N А55-11389/2008).
Встречаются и иные основания признания недействительными Решений о приостановлении операций по счетам. В то же время и отказы судов в удовлетворении таковых требований налогоплательщика нередки в судебной практике.

При оспаривании подобных решений налогоплательщику целесообразно проанализировать основания принятия решения о приостановлении операций по счетам в данном конкретном случае, с учетом фактических обстоятельств (в том числе взыскиваемая сумма, стоимость имущества и др.), проанализировать соблюдение налоговым органом процедуры принятия решения, установленной нормами НК РФ с учетом толкования, которое дается им в судебной практике. Ошибки в этой области, неправильное истолкование норм законодательства, необоснованные ссылки на правила относящихся к другим случаям принятия решений о приостановлении операций по счетам (как в деле А56-14350/2011) могут привести к отказу в удовлетворении требований налогоплательщика.

Ни для кого не секрет, что практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислением налогов. Как следствие несвоевременной уплаты этих сумм является начисление пени, а в большинстве случаев налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в виде штрафа. Порой эти суммы достигают довольно внушительных размеров

Не является секретом и тот факт, что порой претензии налоговых органов не имеют под собой законодательной основы. И если налогоплательщик считает, что акт налогового органа нарушает его права, он вправе его обжаловать (ст. 137 НК РФ). В связи с этим решения налоговых органов оспариваются налогоплательщиками, в том числе и в судебном порядке.

Неравные условия

Естественно, если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа и оспаривает его в судебном порядке, то он не спешит исполнить и требование об уплате налога, пени, штрафа. В такой ситуации налоговый орган прибегает к процедуре принудительного взыскания путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (п. 2 ст. 46 НК РФ). Решение о таком взыскании должно быть принято по истечении срока, установленного в требовании, но не позднее двух месяцев по истечении указанного срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Таким образом, уже по истечении всего восемнадцати рабочих дней со дня вступления в силу решения налогового органа, со счетов налогоплательщика может быть списана оспариваемая им взыскиваемая сумма. Очевидно, что за это время еще не будет рассмотрен спор между налогоплательщиком и налоговым органом в судебном порядке. И даже если впоследствии налогоплательщик его выиграет, то денежные средства уже будут с него взысканы. В такой ситуации уже сам налогоплательщик будет вынужден пройти процедуру возврата сумм излишне взысканных налогов, пени, штрафа (ст. 79 НК РФ), которая также не является скоротечной и может повлечь за собой ряд негативных последствий для налогоплательщика.

Вот для подобных ситуаций, когда налогоплательщик абсолютно уверен в своей правоте и победе в судебном споре (впрочем это не обязательное обстоятельство), а налоговый орган любыми средствами спешит взыскать с налогоплательщика доначисленные ему суммы, и предусмотрен механизм приостановления исполнения обжалуемых актов или действий налоговых органов (п. 3 ст. 138 НК РФ).

Варианты решения проблемы

Согласно пп. 2 и 5 п. 1 ст. 91 АПК РФ, обеспечительной мерой для сложившейся ситуации может являться запрещение налоговому органу совершать определенные действия, касающиеся предмета спора или приостановить действие оспариваемого акта. Как указано в п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83, под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. То есть, если обжалуется требование, решение о взыскании налога, пени, штрафа, то в результате принятия обеспечительных мер налоговый орган будет лишен права осуществлять процедуры принудительного взыскания указанных сумм.

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 96 АПК РФ обеспечительные меры сохраняют свое действие соответственно до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу, и до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

Таким образом, если налогоплательщик выиграет судебный спор, то в результате принятия обеспечительных мер по иску с него так и не будут взысканы оспариваемые суммы, чего он навряд ли бы избежал, если такие меры не были им своевременно приняты.

Пример из практики

Именно в такой ситуации оказался один из банков‑налогоплательщиков, когда по результатам выездной проверки налоговый орган пытался с него взыскать почти 328 млн руб. (Постановление ФАС Московского округа от 3 марта 2011 года № КА‑А40/1010‑11). На основании решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган выставил банку соответствующее требование об уплате недоимки по налогу и соответствующих сумм пени. Банк в свою очередь подал иск о признании указанного требования недействительным. Но учитывая, что сам факт оспаривания ненормативного акта налогового органа не является основанием для его неисполнения, банк одновременно, как это и предусмотрено п. 3 ст. 199 АПК РФ, обратился с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия требования налогового органа до вынесения судебного акта по существу спора.

Заметим, что наличие заявления является обязательным условием для принятия обеспечительных мер. Суд не вправе принимать такие меры самостоятельно, даже если по своему убеждению он признает, что непринятие данных мер причинит значительный ущерб стороне дела. Следовательно, все бремя ответственности по своевременной подаче заявления полностью несет заявитель.

Предметом заявленных банком требований является признание недействительным акта налогового органа. Мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда по настоящему делу, для налогоплательщика является предотвращение неблагоприятных последствий, связанных с возможностью совершения налоговым органом действий по бесспорному взысканию средств на основании оспариваемого акта.

Таким образом, банк попытался обезопасить себя от негативных последствий, связанных с взысканием значительной суммы денежных средств, в то время как само требование, на основании которого такое взыскание и осуществлялось, оспаривалось банком в судебном порядке.

Во избежание ущерба.

При принятии таких обеспечительных мер, как приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта, суду необходимо оценивать, насколько непринятие таких мер может привести к причинению значительного ущерба заявителю. Так, согласно п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами. Доказательством данных фактов могут быть бухгалтерский баланс, бухгалтерские справки о финансовом состоянии, кредитные договоры, договоры с контрагентами. Именно такие доказательства предоставил банк, которые были приняты судом во внимание. Банк обладает достаточным количеством активов для погашения недоимки и пени по решению налогового органа, что подтверждается данными его бухгалтерского баланса, согласно которому заявитель располагает достаточными средствами для незамедлительного исполнения оспариваемого решения. Валюта баланса составляет 2,5 млрд рублей.

Еще одним доводом в пользу принятия обеспечительных мер стали существенные временные затраты, связанные с возвратом из бюджета необоснованно взысканных с банка денежных средств, которые придется преодолевать банку в случае принятия решения по оспариваемому требованию в его пользу. Необоснованное отвлечение средств может не лучшим образом отразиться на всей деятельности банка вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности.

С оглядкой на бюджет

Однако при принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого требования необходимо учитывать интересы не только заявителя, но и второй стороны спора, в данном случае публичных интересов государства. Что будет, если спор по существу будет рассмотрен не в пользу заявителя? Ведь в таком случае можно предположить, что бюджет пострадал, так как средства поступят в него значительно позже, чем могли бы поступить в случае непринятия обеспечительных мер. Но такое предположение не совсем верно. Так, в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах, налогоплательщик обязан уплатить пени за каждый день просрочки. Принятие обеспечительных мер не приостанавливает начисление пеней (п. п. 1 и 3 ст. 75 НК РФ). Таким образом, публичные интересы государства будут полностью соблюдены. В бюджет поступят пени в большей сумме, чем она была бы при взыскании недоимки в бесспорном порядке.

Кроме того, сумма излишне взысканного налога и пени подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Проценты на сумму излишне взысканного налога, пени начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (п. 5 ст. 79 НК РФ). Как видно, не принимая обеспечительных мер и давая налоговому органу возможность взыскать суммы недоимки и пени в случае принятия решения по существу в пользу налогоплательщика, из бюджета придется возвратить средства в большем размере, чем они туда поступили.

Принципиальный подход

Но у налогового органа остается еще одна возможность: если и не взыскать денежные средства с налогоплательщика, так не дать ему ими воспользоваться в полной мере. Связано это с тем, что и сам налоговый орган может применить обеспечительные меры, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Так, в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одной из таких мер является приостановление операций по счетам в банке. Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на совершение таких действий в случае принятия судом обеспечительных мер.

Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 17.06.2009 № Ф09‑3960/09‑С3 судом был отклонен довод налогоплательщика о том, что решение о приостановлении операций по счетам вынесено инспекцией в нарушение определения суда, которым инспекции было запрещено принудительно взыскивать с общества налоги, пени и штрафы. Суд указал, что приостановление операций по счетам является мерой, обеспечивающей исполнение решения о взыскании налога, а не мерой по принудительному взысканию.

Правды ради стоить отметить, что налоговый орган несколько ограничен в своих действиях по приостановлению операций по счетам в банке. Такое приостановление операций в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании вынесенного решения. Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог). Если налоговый орган проигнорирует данное требование, то такое решение можно будет легко оспорить в судебном порядке (см., например, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.10.2010 № А43‑4569/2009‑34‑67).

Читайте также: