Налог на гугл 2021

Опубликовано: 18.09.2024

Введение нового налога для глобальных компаний обсуждалось на прошлой неделе на совещании представителей IT-индустрии с вице-премьером Дмитрием Чернышенко, рассказали «Ведомостям» его участники. На нем присутствовали, в частности, представители компаний «Центр компетенции по импортозамещению в сфере ИКТ», «1С», венчурного фонд Almaz Capital Partners, Альфа-банка, РЖД, Mail.ru Group, «Яндекса», отраслевых ассоциаций. Встреча состоялась в рамках обсуждения новых мер поддержки и развития российской IT-отрасли, говорят ее участники.

«Новый налог – это мероприятие, которое входит во второй пакет мер поддержки отрасли, его кодовое название – «Цифровой налог», рассказал «Ведомостям» один из участников совещания. – Предполагается взимать дополнительную плату с компании, которая пользуется данными россиян и формирует рекламную политику на территории РФ. Например, при анализе поведения пользователя в сети для запуска контекстной рекламы».

Собранные средства будут направляться на поддержку российской IT-отрасли, говорит собеседник «Ведомостей». Примерный срок принятия решения по данному вопросу – до середины текущего года.

Информацию о возможном введении «Цифрового налога» подтвердил «Ведомостям» еще один участник совещания у Чернышенко. Он добавил, что также участники совещания обсуждали возможность перераспределения средств уже взимаемого НДС на оказание иностранными организациями услуг в электронной форме, известного как «налог на Google». Он был введен в 2017 г. и касается тех digital-компаний, которые продают в РФ игры, базы данных и иной софт дистанционным способом. После его введения цены на ПО и услуги иностранных разработчиков повысились – об этом клиентов, а частности, уведомили Google, Microsoft и Facebook.

Разговор о перераспределении налоговых поступлений и введении нового налога зашел потому, что льготы и меры поддержки для российских IT-компаний больше невозможно расширять за счет бюджетных средств – по словам участников совещания, такую вводную часть произнес Чернышенко. Отрасль высоких технологий и так пользуется значительными налоговыми льготами, чреватыми выпадающими доходами бюджета.

Представители Федеральной налоговой службы не ответили на запрос «Ведомостей». В пресс-службе Минцифры сообщили, что такой формат мер поддержки IT-отрасли, как, в частности, перенаправление НДС, сейчас не обсуждается.

НДС на электронные услуги приносит в бюджет порядка 50 млрд руб. в год, что меньше, чем потенциальные потери компаний, не имеющих в настоящий момент права на льготную налоговую ставку, говорит главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. По его мнению, более эффективным было бы не перекрестное субсидирование одних игроков рынка за счет других, а возврат к облегченной форме получения нулевого НДС для разработчиков и исключение двойного налогообложения для российских IT-компаний, предлагающих свои услуги через иностранные платформы.

«Прямая увязка налоговых платежей с определенными направлениями расходов противоречит принципу общего покрытия расходов бюджетов, – объясняет старший преподаватель кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова Павел Козлов. – Следовательно, потребуется внести изменения в соответствующие статьи Бюджетного кодекса. В том же Бюджетном кодексе определено, что порядок и случаи предоставления соответствующих субсидий должны быть установлены законом о федеральном бюджете, а механизм предоставления субсидии определен нормативным правовым актом правительства». Такой механизм может пойти вразрез с режимом наибольшего благоприятствования, являющегося одним из базовых принципов Всемирной торговой организации, предупреждает эксперт.

«Идея «Цифрового налога» отдаленно напоминает перекрестное субсидирование в электроэнергетике, но очевидно, что задействованные там механизмы неприменимы в IT-сфере. Если будет принято решение о выборе именно такого механизма, то он может быть реализован через создание целевого фонда в рамках одного из институтов развития, который бы в последующем предоставлял межбюджетные трансферты отечественным IT-организациям на выполнение работ и оказание услуг», – добавляет Козлов.

«Целевая поддержка может быть благом в некоторых случаях. Но основное, что ожидается от государства, – сохранение прозрачного регулирования, обеспечение устойчивого спроса, в том числе со стороны госструктур как крупнейшего заказчика, и оптимальное налогообложение», – считает генеральный директор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов.

В первую очередь важно сохранение последовательной политики в этой части. Финансовые подпорки для работающих по рыночным правилам компаний вторичны, считает он.

«Многое зависит от наличия или отсутствия политической воли и наличия консенсуса между ветвями власти относительно необходимости внесения изменений в законодательство, – прокомментировал возможные нововведения партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин.

Как показывает практика, в целом введение нового налога путем внесения изменений в Налоговый кодекс, федеральные законы и подзаконные акты возможно даже за месяц – при определенных обстоятельствах, требующих оперативных действий, это может случиться и быстрее». Пройти все чтения и получить положительные отзывы на законопроект не так сложно, но другой вопрос – насколько грамотно будут эти изменения интегрированы, насколько тщательно будут продуманы и проработаны нюансы, связанные с последующим применением норм, отмечает юрист. По его оценке, проработка нюансов, необходимых для того, чтобы новые нормы заработали, займет как минимум год.

В пресс-службе Дмитрия Чернышенко «Ведомостям» заявили, что предложения по мерам поддержки готовит Минцифры совместно с IT-отраслью: «В процессе участвует около 200 представителей компаний. Пока Минцифры не внесло предложения в правительство, комментировать их по сути преждевременно».


Содержание Содержание
  • Что такое «Налог на Google»
  • Причина появления
  • Список налогооблагаемых услуг
  • Кто должен платить налог
  • Последствия введенного налога
  • Налог на Google в 2021 году
  • Требования к зарубежным компаниям
  • Штрафы за несоблюдение законодательства

Налог на добавленную стоимость на электронные виды услуг в России был назван как «Налог на Google». Другими словами, это налог, который обязаны платить иностранные компании на территории Российской Федерации при оказании услуг в сфере ИТ. Данная тема является относительно новой на территории РФ, поэтому для ее освещения необходимо углубиться в понятия ИТ бизнеса. В данной статье разберем налог на Google в 2021 году: кто платит этот налог, сумма налога, а также что будет с теми, кто его не заплатит и какие изменения с 2021 году.

Что такое «Налог на Google»

Налог на Google в 2021 году

Не так давно в России появился налог, который огромными темпами пополняет бюджет государства. Это налог на добавленную стоимость, который облагает сферу информационных технологий. Налог облагает ту деятельность, которую ведут в интернете, услуги, которые оказываются потребителю в электронном виде. То есть, другими словами, любая услуга, оказанная пользователю в интернете, теперь подлежит обложению налогами.

Причина появления

Такой термин как «Налог на Google» был введен в обиход в 2017 году с принятием соответствующего закона. До этого момента НДС в бюджет обязан был уплачивать только отечественный интернет разработчик, а компании, которые имели иностранную регистрацию и льготы на ведение своей деятельности на территории Российской Федерации. Но с развитием отрасли и появлением лазеек в законодательстве Российский предприниматель начал практиковать регистрацию своей деятельности в других государствах, таким образом увиливая от уплаты налогов. Таким образом появилась необходимость бороться с недобросовестными компаниями так как бюджет РФ стал недополучать круглую сумму. Такое игнорирование законов и привело к вводу уравнения отечественных и зарубежных компаний. И не зря ведь такое нововведение привело к регулярным пополнениям бюджета за счет развития деятельности ИТ компаний и предоставления информационных услуг на территории государства.

Интересно, что данный путь пополнения казны уже давно используется европейскими странами, ведь на современный информационный рынок приходится огромная доля средств, которая вкладывается в развитие инфо сферы, что и ведет к заработку государств в сфере деятельности интернет бизнеса.

Список налогооблагаемых услуг

Кто должен платить налог

Последствия введенного налога

Естественно введение данного налога имело больше положительных сторон, так как имеет под собой идею аналогичного ведение деятельности в информационной сфере, что и подтверждается наличием такого налога в других развитых странах. Итак, перейдем непосредственно к преимуществам:

  • Первым из них естественно, как уже говорилось выше, является пополнение бюджета государства. В 2017 году более 10 миллиардов рублей, в 2021 году более 12 миллиардов;
  • Следующим, не менее важным преимуществом является продвижение отечественного производителя информационных услуг;

Налог на Google в 2021 году

Данный закон вступил в силу и должен быть исполнен всеми иностранными компаниями, не зависимо от их размера, длительности работы на территории России и характера предоставления услуг, во избежание начисления штрафов и в дальнейшем пени.
На данный момент в ФНС зарегистрированы 280 иностранных компаний, которые предоставляют информационные услуги разного характера, осуществляя свою деятельность на территории Российской Федерации. По предоставленной статистике, выявлено определенное количество компаний, которые приостановили свою интернет деятельность на территории РФ из-за налоговых нововведений.

Требования к зарубежным компаниям

С января 2021 года возросли и непосредственные требования к самой компании и ее деятельности, а именно:

  • Ведение личного кабинета при электронной регистрации в ФНС;
  • Сдача регулярной ежеквартальной отчетности по уплате налога. Данный пункт является одним из самых сложных для иностранных компаний, так как ведение налоговой документации должно быть на русском языке, что само по себе является проблематичным;
  • Необходимость открыть расчетный счет в банке России, для корректного перечисления денежных средств в бюджет, так как возможен ряд нюансов, по правильности проведения платежа со счетов международных банков. Этого можно не делать, но стоит ли рисковать;
  • Повышение лояльности к Российскому клиенту, так как увеличение стоимости услуг зарубежной фирмы, может привести к потере большого количества потребителя;
  • Взаимовыгодное сотрудничество. То есть в случае, если Российский потребитель идет навстречу зарубежной компании, оказывает помощь в регистрации, ведении кабинета, заполнении декларации, другими словами забирает часть нагрузки по налоговому производству. То иностранный продавец услуг может, но не обязан, пойти навстречу российскому предпринимателю, в ряде других острых вопросов.

Штрафы за несоблюдение законодательства

В этом пункте разберем за какие провинности зарубежных компаний предусмотрены штрафы. Стоит заметить, что при невыполнении условий осуществления налоговой деятельности предусмотрены не только штрафы, но и возможны заморозки счетов компании. Итак, последствия влекут за собой такие действия компаний:

  • Неуплата либо не корректная уплата «Налога на Google»;
  • Не правильно высчитанная налоговая база для НДС;
  • Оказание услуг на территории РФ без постановки на учет;
  • Некорректное или неточное заполнение декларации.


Причем тут Google?

Почему налог его имени? На самом деле с уважаемым Googleм все в порядке. Это всего лишь неофициальное название, прицепившееся из СМИ. Это не новый налог, а обновленный специальный порядок уплаты НДС с электронных услуг через Интернет, которые оказывают иностранные компании (и не только Google) российским покупателям.

Новую норму регулирует статья 174.2 Налогового кодекса. Эта статья для налогоплательщиков — иностранных компаний, которые не имеют обособленных подразделений на территории России, но тем не менее продают российским потребителям электронные услуги – услуги через Интернет.

До 1 января 2019 год российские компании и предприниматели в случае покупки услуг в электронной форме у нерезидентов выступали налоговыми агентами по уплате НДС – сами удерживали НДС со стоимости услуг, перечисляли его в бюджет и направляли иностранным поставщикам очищенную от НДС сумму. Это привычный порядок работы с иностранцами, не имеющими в России постоянных представительств. О нем статья 161 Налогового кодекса.

С этого года алгоритм иной. По электронным услугам российские покупатели больше не являются налоговыми агентами своих зарубежных партнеров. Иностранный поставщик должен самостоятельно встать на налоговый учет в России и самостоятельно уплачивать в российский бюджет НДС с электронных услуг – налог «на Google».

Зарубежные партнеры по электронным услугам физлицам (не ИП) знакомы с новым порядком – они уже применяли его и до 2019 года. С 2019 года упоминание физлиц из положений Налогового кодекса, касающихся оказания услуг в электронной форме, исключено. И с 1 января 2019 года обязанность по уплате НДС с из стоимости возложена на иностранные компании независимо от статуса покупателя.

А знает ли о налоге «на Google» ваш иностранный поставщик?

Если зарубежный партнер не платит по незнанию или уклоняется от уплаты налога в России умышленно – риски ложатся на вас. До иностранца налоговой еще нужно дотянуться. А ваша компания , оплачивая ему за услуги, — в случае, если контрагент окажется недобросовестным — подставляется под удар.

Возможно, не все иностранные контрагенты в курсе изменений российских налоговых норм. Проясните им их. Проведите беседу. Как было, и как стало. Это в ваших интересах.

Для уплаты налога «на Google» для иностранного поставщика, не имеющего постоянного представительства в РФ, технически все готово.

Иностранная компания – для выполнения законодательных норм по уплате налога «на Google» должна:

1.Встать на учет в российских налоговых органах.

Это можно сделать через сервис «НДС-офис интернет-компаний» на сайте ФНС России: после заполнения заявления иностранцу будут дистанционно присвоены ИНН и КПП и выдан пароль для личного кабинета. Через свой личный кабинет он сможет представлять декларации по НДС и вести переписку с налоговым органом. В личном кабинете есть англоязычная версия.

Какие сроки: работающие иностранные компании должны были подать заявление о постановке на учет до 15 февраля 2019 года. Начинающие работу с российскими покупателями должны это сделать не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания указанных услуг.

В случае прекращения услуг – срок направления заявления о снятии с учета тот же — 30 дней с даты прекращения.

За нарушение срока подачи заявления — штраф 10 000 рублей.

Кстати, нерезиденты, оказывающих электронные услуги физлицам, — если это законопослушные нерезиденты – уже стоят на учете в России.

2.Заполнять спецдекларацию по НДС и перечислять налог «на Google» в российский бюджет. В срок — до 25 числа месяца, следующего за окончанием отчетного квартала.

Налог можно перечислить со счета в банке за рубежом. Открывать счет в российском банке не требуется.

Спецдекларации по НДС налоговики будут камералить. По обычной процедуре – с истребованием документов и сведений. Камеральная проверка может продолжаться до 6 месяцев с даты представления декларации.

За просрочку представления декларации на срок более 6 месяцев — налоговый орган вправе иностранную компанию снять с учета.

Совет: В целях собственной безопасности проверьте сами своего партнера с помощью сервиса на сайте ФНС. Его ИНН и КПП.

Попросите выставлять для оплаты инвойс с указанием ИНН, КПП, ставки налога и суммы НДС в иностранной валюте.

Какие услуги попадают под налог «на Google»?

Налогом «на Google» облагаются электронные услуги иностранных компаний, которые оказаны автоматизировано с использованием информационных технологий. Через Интернет или другую сеть.

Важно, что местом реализации этих услуг должна быть территория России. Это подтверждает одно из условий статуса получателя услуг в электронной форме:

  • для компаний и предпринимателей: компания (или ИП) зарегистрирована в России или Россия указана в учредительных документах в качестве места нахождения организации (или ее филиала) или в России находится место управления организацией (место ее постоянно действующего исполнительного органа) илиИП живет в России.
  • для физических лиц:проживание в России или использование для оплаты услуг счет, который открыт в банке или на счет оператора электронных данных, находящихся на территории России илииспользует при покупке услуг зарегистрированный в России сетевой адрес или использует при покупке услуг номер телефона с международным кодом РФ.

Какие электронные услуги не относятся к налогу «на Google»

Не относятся к электронным услугам для налога «на Google»:

  • реализация товаров (работ, услуг) – если заказ оформлен через Интернет, а доставлен (выполнен) – обычным способом — без использования Интернета,(например, продажи интернет-магазинов);
  • реализация, передача прав на использование, программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных на материальныхносителях (например, иностранными лицензиарами)
  • консультационные услуги по электронной почте;
  • предоставление доступа к Интернету.

По таким сделкам применяется общий порядок расчета и уплаты НДС. То есть в случае оказания подобных услуг иностранцами – российские компании и ИП – как и прежде, выступают налоговыми агентами. Согласно требований статьи 161 Налогового кодекса.

Кто платит налог «на Google» с электронных услуг

1.Иностранные компании, оказывающие электронные услуги.

2.Иностранные компании – посредники при продаже электронных услуг. Только в случае, если они непосредственно участвуют в расчетах. В этом случае они признаются налоговыми агентами — со всеми вытекающими последствиями.

Если иностранная компания оказывает российским компаниям не только электронные, но и иные услуги, например, консультационные, то у покупателя — российской компании не возникает обязанностей налогового агента по удержанию НДС. Иностранная компания обязана со всех услуг рассчитать и перечислить НДС в бюджет. При условии, что метом реализации и консультационных услуг признана Россия. Об этом свежее письмо Минфина от 5 апреля 2019 г. № 03-07-08/24055.

Если у иностранной компании на территории России есть постоянное представительство (обособленное подразделение) налог «на Google» с электронных услуг она платить не должна. Уплата НДС производится в обычном порядке.

3.Российские компании и ИП – посредники при продаже электронных услуг иностранных компаний. Если они непосредственно ведут расчеты. В этом случае они признаются налоговыми агентами — со всеми вытекающими обязательствами.

Если российский предприниматель или компания приобретают услуги в электронной форме для себя, с 1 января 2019 года они не признаются налоговыми агентами и не платят НДС за нерезидента. Именно в этом и суть нового порядка — налога «на Google». Иностранные поставщики электронных услуг по своим налоговым обязательствам перед российской налоговой системой отвечают сами.

Если в цепочке несколько посредников, то налог платит крайний посредник, то есть тот, кто ведет расчеты непосредственно с российским конечным покупателем услуг. При этом не важно, есть у крайнего посредника договор с иностранной компанией — поставщиком услуг или нет.

Если электронные услуги оказывает иностранное физическое лицо (не ИП) — налог «на Google» не возникает.

Как рассчитать налог «на Google»

Налог определяется на последний день квартала, в котором поступила оплата за услуги или предоплата.

Иностранные организации применяют расчетную ставку 16,67% к стоимости электронных услуг с учетом НДС.Стоимость услуг в иностранной валюте должна быть пересчитана в рубли по курсу ЦБ на последний день квартала, в котором поступила оплата или предоплата.

Российские посредники (компании и ИП) определяют НДС на последнее число квартала, применяя ставку 20% к цене электронных услуг без учета НДС.

Сроки уплаты налога «на Google»

Иностранные компании – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Российские компании-посредники при продаже электронных услуг иностранных компаний перечисляют НДС равными долями (1/3) не позднее 25 числа каждого из трех месяцев, следующих за отчетным кварталом.

Если иностранный поставщик не встал на налоговый учет

Наивно думать, что за действия своего зарубежного партнера российский заказчик электронных услуг не несет никакой ответственности. Напрямую, да, не несет.

Но если вы видите в документах – что ваш поставщик не имеет ИНН, КПП, выставляет счет без указания НДС – вы четко понимаете, что иностранец в России — по разным причинам — на налоговом учете не стоит и налоги не платит. И если вы перечисляете ему денежные средства — значит вы платите правонарушителю. Заведомо зная, что ваш контрагент — недобросовестный.

В этом случае, рассчитывать на налоговые вычеты по НДС и на признание расходов для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль — очень самонадеянно. И напрасно. Перспективы приобретения услуг у недобросовестного поставщика печальные – заранее оцените свои риски и негативные налоговые последствия.

А при существенной сумме неуплаты налогов иностранцем и привлечении к уголовной ответственности – появляются дополнительные риски: признание пособником или соучастником.

Как влиять на иностранного партнера?

Можно ли как-то воздейстовать? Практически нет. Только договариваться. Припугнуть нерезидента даже налоговикам особенно и нечем. Если у нерезидента в России нет ни счета в банке, ни имущества. Даже штраф взыскать будет проблематично. Может быть поможет присоединение к конвенции и правилам по международному обмену финансовыми данными в налоговых целях?

Но действенных страшилок практически нет. Если иностранная компания будет уклоняться от уплаты российских налогов в крупном или особо крупном размере – ее руководство может быть привлечено к уголовной ответственности. Но это опасно и для вашей компании, перечислявшей ей за услуги денежные средства.

Не стоит беспечно надеяться на добросовестность партнеров. Им российская налоговая система может быть вообще до фонаря. И ваши риски, кстати, тоже. Сами будете разруливать проблемы, если что не так.

Поэтому, если понимаете, что иностранный поставщик уклоняется и не готов быть надежным и законопослушным – лучше поискать другого.

Налог «на Google» и налоговый вычет

До 1 января 2019 год у российских компаний и предпринимателей, получающих услуги в электронной форме у компаний-нерезидентов, сложностей с получением налогового вычета вообще не возникало. Российский покупатель (налоговый агент) — сам НДС удержал — сам уплатил в бюджет – расходы принял к учету – и заявил в декларации налоговый вычет. Право на вычет в своих руках.

А с этого года – вычет зависит от исполнительности зарубежного партнера – плательщика налога «на Google». От документов, которые он представит.

Независимо от суммы договора – существенной или не очень большой — терять сумму законного налогового вычета и переплачивать налоги – вообще не разумно.

Значит за вычет надо побороться. И собрать подтверждающие документы. Что потребуется для вычета:

1.Договор или расчетный документ, инвойс, в котором будут указаны ИНН, КПП иностранного поставщика, ставка налога и сумма налога в иностранной валюте.

Обратите внимание: должна быть указана расчетная ставка налога 16,67% Если контрагент укажет ставку налога 20% — права на вычет нет. Инвойс или другой расчетный документ — аналог российского счета-фактуры. И Неправильная ставка – критическое нарушение правил заполнения документов для вычетов по НДС. Значит при указании ставки 20% вычет не будет признан документально обоснованным.

2.Документы на перечисление оплаты контрагенту с указанием НДС (платежный документ).

Не стоит требовать лишнего. Иностранные компании, оказывающие электронные услуги, и иностранцы — посредники, участвующие в расчетах при оказании электронных услуги не должны оформлять счета-фактуры, заполнять книги покупок и книги продаж, не должны вести журналы полученных и выставленных счетов -фактур.

Если иностранный поставщик очень нужен и важен, но уверенности в его благонадежности нет, можно провести переговоры с контрагентом — и достигнув договоренностей с ним — взять ситуацию по уплате налогов в свои руки. Как это сделать:

Вариант № 1. Зарегистрировать поставщика на сайте ФНС – получить ИНН и КПП. Оформить на российского представителя нотариальную доверенность -представлять интересы иностранной компании как налогоплательщика в России. Из средств по договору за счет иностранца платить в бюджет налог «на Google», а очищенную от налога сумму – перечислять иностранному поставщику электронных услуг. По сути прежний порядок. И с вычетом по НДС проблем не будет.

Такой вариант проходит, например, поставщиками из Украины. Которые готовы быть исполнительными, но по разным соображениям не могут перечислять со своих банковских счетов налоги в бюджет России.

Вариант № 2. Взять российской компании на себя обязанность налогового агента по-старому – увильнуть от понятия «электронные услуги», сделать их не основными, расширить договор другими услугами, нагрузить условиями, при которых налог «на Google» не работает. Например, передавать данные без использования Интернета или на материальных носителях.

При этом важно в документах указывать единую цену, не разбивая стоимость услуг по видам и элементам. В этом случае, российская компания будет действовать, как и ранее — как обычный налоговый агент — в соответствии с требованиями статьи 161 Налогового кодекса.

В случае , если иностранец действует через посредника — российскую компанию — ничего не поменялось. Покупатель электронных услуг сможет признать налоговый вычет по НДС на основании счетов-фактур от российской компании — посредника, которая является налоговым агентом. Об этом напомнил Минфин в письме от 24 апреля 2019г. N 03-07-08/29927.

Пока налог «на Google» можно платить по-старому

Контрольные ведомства, похоже, сами не ожидали, что вопрос постановки на учет иностранцами и уплата ими налогов в российский бюджет начнет пробуксовывать. ФНС обеспокоена, что ряд крупных холдингов приостановили платежи за услуги зарубежных поставщиков. А что хотели? Это можно было предположить — схему оплаты усложнили, а с бизнесом не посоветовались.

Понятно желание компаний не зависеть от исполнительности иностранного контрагента, взять в свои руки возможность получения налогового вычета по НДС – не ждать одолжений и не рисковать: взять на себя роль налогового агента по привычной схеме — очистить сумму за услуги от НДС, самостоятельно заплатить в бюджет и принять законный вычет.

Изначально Минфин был против вычетов при оплате налога за продавца. И даже выпустил запрещающее письмо от 24 октября 2018 г. № 03-07-08/76139. В нем Минфин сделал вывод, что в случае добровольно взятой на себя обязанности налогового агента по уплате НДС за необязательного нерезидента – права на вычет у российского покупателя не возникает. Новым порядком налога «на Google» и Налоговым кодексом вычет по НДС при оказании «помощи» нерезиденту не предусмотрен. Так решил суровый Минфин. И, есстессссственно, с традиционной припиской, что это письмо…..не содержит правовых норм, но является нормативным актом… лалала…может быть растрактовано иначе…) Как обычно. Но письмо было выпущено и отказ в вычете прозвучал.

Но свежим письмом от 24 апреля 2019 г. N СД-4-3/7937@ ФНС отклонила этот запрет и разрешила российским компаниям применять прежний порядок уплаты налога «на Google» — действовать так же, как и в прошлом году. Если НДС по электронным услугам оплатила не иностранная компания — поставщик, а российский покупатель, он может принять налог к вычету. Негативных последствий не будет ни у покупателей, ни у продавцов электронных услуг.

ФНС запретила требовать:

— от покупателей — перерасчета НДС, принятого к вычету или включенного в расходы;

— от продавцов — повторно платить НДС и включать такие операции в декларацию по НДС.

ФНС указала, что если покупатель действует по старым правилам, то иностранная компания должна представить нулевую декларацию по НДС. (если, конечно, не проводилось других операций, которые следует отразить в отчетности).

Решая свою основную задачу — не потерять налоги и пополнить бюджет, — ФНС также разрешило российским получателям электронных услуг — заплатив НДС за иностранного поставщика — признать налоговый вычет. Спасибо.

При этом обязанность постановки на учет зарубежных партнеров не отменена и законодательные нормы по налогу «на Google» продолжают действовать.

А ФНС пока проработает детали и решит вопросы совершенствования порядка применения иностранными компаниями налога «на Google».

И еще умалчивается немаловажный вопрос. Нигде не указано – зависит ли право на вычет у российской компании от факта уплаты НДС зарубежным партнером? Если он встал на российский налоговый учет, сдал декларацию, а налог в российский бюджет – по разным причинам – не заплатил? Нормы налогового права не связывают напрямую эти условия. Но мы то уж знаем проверки ФНС на симметричность и поиск разрывов? Какая будет метода по сделкам с иностранцами? И по налогу «на Google»? Покажет практика.

Резюмируем

Не исключено, что не все зарубежные компании готовы понять и принять новые условия работы с российскими партнерами. И заставить их российским покупателям практически невозможно. Возможно, некоторые иностранцы даже захотят компенсировать свои дополнительные издержки и переживания повышением стоимости своих услуг.

А российским компаниям для получения налогового вычета по НДС придется брать на себя дополнительные обязанности по договорам с иностранцами. Или искать добросовестных, готовых к сотрудничеству с российской налоговой системой.

Как видим, новая норма по введению налога «на Google» ни убавила работы, не снизила нагрузку российских компаний, ни добавила оптимизма бизнесу. К сожалению.

Ну что ж, продолжаем работать в беспокойных российских реалиях.) Держать руку на пульсе и адаптироваться к обновленным условиям. Включать и выключать критическое мышление. И беречь гибкий ум.))

Фото: DPA / ТАСС

Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР), в руководство которого входит помощник президента России Максим Орешкин, проанализировали возможные сценарии реформирования налогообложения ИТ-гигантов в России и оценили преимущества и недостатки каждого из подходов. По их мнению, России следует перестраховаться на случай провала поисков единого для всех стран подхода к распределению налогов цифровых корпораций и внедрить собственный цифровой налог. В то же время односторонние меры могут спровоцировать ужесточение санкций США. Текст исследования есть у РБК.

Налоговое неравенство

Правила налогообложения не успевают за развитием современных цифровых бизнес-моделей. Иностранные ИT-гиганты, зарабатывая на пользователях по всему миру, платят налог на прибыль только по месту регистрации штаб-квартиры. В результате страны не только теряют налоговые доходы, но и нарушаются принципы справедливой конкуренции — национальные цифровые компании платят больше налогов и, соответственно, работают в менее выгодных условиях, чем зарубежные.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 2015 года пытается найти единый международный подход и решить проблему несправедливого распределения налогов ИТ-гигантов. Разработать механизм, который устроил бы все страны, пока не удалось.

Главная сложность в том, как рассчитать, какая доля прибыли мультинациональной корпорации приходится на ту или иную страну. Сколько прибыли генерируют пользователи в той или иной стране, знают только сами корпорации, но они не раскрывают детальную информацию, отмечали ранее опрошенные РБК эксперты. Поэтому сохраняется большая неопределенность, и, вероятно, единый механизм так и не будет разработан. «До готового результата еще далеко, и есть риск, что в целом консенсуса в ОЭСР не будет», — заявил на презентации доклада руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян.

Ряд государств, включая Великобританию, Францию, Италию, не дожидаясь глобального консенсуса, в одностороннем порядке ввели собственные цифровые налоги.

В конце 2019 года ОЭСР опубликовала предложения по двум блокам Pillar 1 и Pillar 2, которые должны стать основой для достижения мирового консенсуса. Основные параметры единого механизма планируется подготовить к июлю 2020 года, а окончательное решение предполагается достичь к концу 2020 года.

Российский Минфин в поисках новых источников пополнения казны также начал прорабатывать варианты ужесточения налоговой нагрузки на международные ИТ-корпорации. Положение об этом появилось в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Однако конкретных законодательных инициатив пока нет.

«В целом мы полагаем, что сегодня было бы целесообразно приступить к подготовке и разработке цифрового налога, — говорит Айрапетян. — Нам надо подстраховаться на случай неблагоприятного исхода переговоров и защитить свои фискальные интересы в случае, если ОЭСР не придет к единому механизму».

C 2017 года в России уже действует «налог на Google» — обязанность иностранных продавцов цифровых услуг платить НДС в России, и тысячи иностранных компаний встали на учет в российских налоговых органах.

Под «налог на Google» не подпадают, например, доходы от онлайн-рекламы, таргетированной на российских пользователей, и продажа данных россиян. «Они как раз могли бы стать объектом обложения цифровым налогом», — отмечает Айрапетян.

Упущенная выгода

  • Введение цифрового налога увеличит доходы государства.

Если ОЭСР так и не придет к единому решению, страны, которые уже разработали цифровой налог, окажутся в более выгодном положении, в то время как у стран, которые подобный налог не разрабатывали, уйдет время на подготовку законодательства, отмечается в докладе ЦСР. «Они могут начать взимать налог, который причитается нам», — предупредил Айрапетян.

  • Цифровой налог уравняет условия для бизнеса, поддержав отечественные цифровые компании.

Россия одновременно является рынком — потребителем цифровых услуг и поставщиком таких услуг, располагая конкурентоспособными на международном уровне ИТ-компаниями: «Яндекс», «ВКонтакте», Wildberries и др. Однако сейчас прямые конкуренты отечественных компаний находятся на российском рынке в более выгодных условиях, платя меньше налогов.

  • Цифровой налог подстрахует на случай, если механизм ОЭСР будет распространяться не на все ИТ-корпорации.

Дело в том, что в декабре 2019 года США, как основной поставщик электронных услуг, предложили сделать единый подход опциональным, и ОЭСР приняла идею к рассмотрению. Предложенный США режим safe harbor (правило безопасной гавани) оставляет за ИТ-гигантами право отказаться от разработанного ОЭСР решения. «В таком случае перед странами встанет вопрос, как быть с компаниями, которые откажутся от модели ОЭСР, — рассуждает Айрапетян. — Напрашивается только один вывод: взимать с них тот самый односторонний цифровой налог». Если при таком решении у России не будет готового механизма, придется с нуля разрабатывать цифровой налог, тогда как другие страны уже будут взимать платежи и получать дополнительные доходы, предупреждает ЦСР.

По предварительной оценке ОЭСР, дополнительные доходы от введения механизма в группе стран, в которую входит и Россия, составят в среднем около €390 млн в год. Односторонний цифровой налог принесет больше поступлений, отмечают в ЦСР, потому что по модели ОЭСР страны делятся друг с другом правом взимать налоги.

Разработка цифрового налога, по оценке экспертов, может занять около года.

При другом сценарии, если ОЭСР все же выработает единый подход, у России будет только одна проблема — как интегрировать в локальное законодательство механизм ОЭСР. Если консенсуса не будет, Россия просто сделает временный налог постоянным, резюмировали эксперты.

Какие страны ввели цифровой налог

Первой страной стала Франция, сделавшая это в 2019 году. Платежи по ставке 3% платят цифровые компании с суммарным доходом по всему миру от €750 млн, более €25 млн из которых принесли французские пользователи. Причем срок исковой давности по цифровому налогу увеличен с трех до шести лет. Однако Франция приостановила взимание налога до конца 2020-го с условием, что, если до конца года ОЭСР не выработает единый механизм, взимание налога возобновится. В 2020 году Франция планирует собрать благодаря новому налогу свыше €450 млн.

Турция с 1 марта начала взимать цифровой налог по ставке 7,5%. Великобритания планирует начать взимать цифровой налог по ставке 2% с апреля 2020 года и оценивает дополнительные доходы от £275 млн в 2021–2021 годах. Италия планирует ввести 3-процентный налог с января 2021 года и получать свыше €600 млн ежегодно. На случай, если ОЭСР не примет единый подход, свой механизм также разработала Испания.

Как правило, в этих странах налогом облагается прибыль компаний от трех основных видов услуг:

  • услуги цифровых платформ и маркетплейсов;
  • онлайн-реклама, таргетированная на пользователей в этой конкретной стране;
  • продажа данных, полученных на основе предоставленной пользователем информации.

Свой механизм с 2016 года действует в Индии, он принес государству $39 млн дополнительных доходов. Сбором по ставке 6% облагаются доходы иностранных компаний от b2b-сделок в области цифровой рекламы.

Венгрия взимала налоги с онлайн-рекламы на венгерском языке по прогрессивной ставке от 5,3 до 7,5% и 5% при вторичном налоговом обязательстве. Однако за 2018 год венгерский налоговый орган отчитался о низком уровне собираемости с зарубежных компаний и обнулил налог.

Минусы цифрового налога

Вместе с преимуществами введения цифрового налога эксперты ЦСР оценили возможные негативные последствия такой односторонней меры.

  • Главный минус односторонних мер — двойное налогообложение.

На налоги от одной и той же онлайн-сделки, например между пользователями во Франции и Италии, могут претендовать обе страны. Из всех стран, которые внедрили цифровой налог, лишь Великобритания предусмотрела меры для частичного устранения двойного налогообложения. В частности, компаниям разрешено вычитать расходы на уплату цифрового налога из базы по налогу на прибыль, а также относить 50% налогооблагаемых доходов на юрисдикцию, где действует аналогичный цифровой налог.

  • Цифровой налог может спровоцировать дополнительные санкции США — основного поставщика электронных услуг.

Так, Франция заморозила цифровой налог в том числе из-за угрозы повышения таможенных пошлин со стороны США. Американская администрация назвала цифровой налог Франции дискриминационным и пригрозила ввести 100-процентные пошлины на ввоз французских товаров на сумму $2,4 млрд.

  • Дополнительный налог нарушит стабильность условий для международного бизнеса — неопределенность возрастет, и инвестиции снизятся.
  • Вслед за Россией страны бывшего СССР могут ввести аналогичные цифровые налоги, и тогда уже пострадают российские цифровые компании, работающие в этих странах.
  • Если ОЭСР все же выработает единый подход, России придется перестраиваться и нести дополнительные издержки.

Резюмируя, эксперты ЦСР подчеркивают, что «у варианта с односторонним введением в России цифрового налога несколько более выгодная позиция». «Однако концептуально оба варианта равны в балансе связанных преимуществ и недостатков. Итоговое решение должно зависеть от приоритетов государственной экономической политики», — заключается в докладе.

Менеджер по развитию бизнеса «Банка 131»

В начале ноября Минцифры подготовило ряд мер поддержки IT-отрасли, в числе которых – вычет НДС у российских компаний при лицензировании ПО иностранными пользователями. Эти меры ошибочно позиционировались как «обнуление налога на Google».

Есть несколько моментов, зная о которых, можно легко разобраться в теме налогообложения цифровых услуг и понять, когда и как нужно платить налог на Google. Об этом рассказывает Александр Леушко, менеджер по развитию бизнеса «Банка 131».

Цифровой налог и вычет НДС: отличия

В первую очередь важно понимать, что «налог на Google» касается именно иностранных компаний – НДС в размере 16,67% обязаны платить компании-нерезиденты, оказывающие цифровые услуги гражданам России на ее территории.

Меры по поддержке IT-бизнеса, то есть возможность получить вычет по НДС в размере 20%, касаются российских компаний, которые передают права на использование программного обеспечения нерезиденту (если ПО включено в реестр отечественного).

Таким образом:

  • Вычет по НДС (20 %) касается компаний, которые являются резидентами;
  • Сегмент: ПО;
  • Продажа ПО осуществляется нерезидентам .
  • Налог на Google (16,67%) оплачивается компанией-нерезидентом;
  • Сегмент: цифровые услуги;
  • Цифровые услуги продаются гражданам России/местным компаниям.

Услуги, которые попадают под налог на Google

«Самая большая категория цифровых услуг, оказываемых россиянам иностранными компаниями – онлайн-реклама»

В половине случаев рекламные кабинеты зарегистрированы на компанию за пределами России, и туда может зайти любой пользователь, зарегистрироваться и начать покупать рекламные кампании, клики и.т.д. Это одна из самых больших категорий услуг, оказываемых россиянам. И вот с такого рода услуг компании должны платить «налог на Google».

Биржи фрилансеров и другие похожие онлайн-платформы тоже являются плательщиками. Налогом облагается, например, прослушивание музыки, просмотр кино, использование игровых сервисов, предоставление доменных имен, хостинг, поддержка сайтов и веб-страниц и прочее.

«Товары и услуги, заказанные через Интернет, но по факту полученные офлайн, не облагаются налогом на Google»

Если товары или услуги были получены заказчиком без использования интернета (хотя сам заказ оформлялся онлайн), то цифровым налогом они не облагаются. Например, продажи онлайн-ритейлеров.

Конкурс ВТБ – придумай имя голосовому помощнику и выиграй Iphone 12

Помимо этого, под закон о налоге на Google не попадают консультационные услуги по электронной почте, реализация и лицензирование ПО, компьютерных игр и баз данных на материальных носителях, а также предоставление доступа к Интернету. В случае оказания подобных услуг иностранцами, расчет и оплата НДС проходит в общем порядке и лежит на российской стороне. А после вступления в силу новых мер Минцифры, местные компании смогут получить вычет по НДС при лицензировании отечественного ПО иностранцами.

Реакция иностранных компаний

«Главная мотивация иностранных продавцов цифровых услуг оплачивать налог на Google – это возможность вести легальный и прозрачный бизнес на территории РФ»

Иностранные компании заинтересованы в постановке на налоговый учет, так как это дает возможность спокойно работать на территории РФ. Кроме того, у компаний b2c-сегмента и рекламных кабинетов нет возможности сделать налоговыми агентами самих пользователей.

В случае b2b-сегмента, в уплате цифрового налога заинтересованы и российские компании, так как это дает им право получить налоговый вычет.

В качестве примеров компаний, которые платят цифровой налог в России, можно назвать Apple, Google, Airbnb, Amazon.

Последние, кстати, после введения налога повысили цены на свои услуги. Другие компании, например Apple, цены оставили прежними, но включили в стоимость услуг НДС в размере 18%. Подобная механика характерна для многих стран, где введен цифровой налог.

Оплата налога – челлендж для зарубежных компаний

«Иностранным компаниям непросто оплатить налог на Google из-за технических нюансов»

Уплата российского НДС довольно нелегко дается зарубежным компаниям. Например, часто у компании-нерезидента нет юридически оформленного лица в России и банковского счета, тогда приходится делать SWIFT-перевод на реквизиты налоговой службы. Это вызывает трудности, так как российские банки отклоняют платежи с зарубежных счетов из-за их несовместимости с форматом SWIFT – в иностранных платежных поручениях отсутствуют полные реквизиты.

Поэтому продавцы услуг заинтересованы в понятных инструментах и платежных решениях, которые позволили бы им легко оплачивать этот налог. Налоговой также интересны подобные инструменты, так как это упростило бы взаимодействие с налогоплательщиками.

На начальных этапах введение цифрового налога осложняло работу, в том числе российским компаниям – ранее они сами могли платить НДС за услуги нерезидентов, и все было урегулировано, а затем правила поменялись, и иностранным компаниям самим нужно было становиться на учет в ФНС и платить налог. Это означало, что если после заключения договора российской компании и иностранного подрядчика последний не платил налог, то компания-резидент могла не получить налоговый вычет. С этим были сложности при запуске, и позже были предложены меры, позволяющие российским компаниями становиться налоговыми агентами для зарубежных продавцов электронных услуг.

Как помочь иностранному партнеру

«Оплатить налог Google за иностранную организацию могут российские консалтинговые компании или же банки-посредники»

Чтобы избежать рисков, связанных с неуплатой налога иностранным поставщиком, российская компания может обратиться к помощи банков-посредников или консалтинговых компаний, которые оформляют платежи нерезидентов. Банк-партнер возьмет на себя исчисление налога и его перечисление в ФНС, после чего предоставит компании фискальный чек.

Сейчас больше половины зарубежных корпораций, продающих ПО в России, получают консалтинговые услуги по налогообложению у компаний «большой четверки» (KPMG, Deloitte, Ernst & Young и PwC). Для российских банков и консалтинговых агентств, налоговое консультирование нерезидентов и оформление их платежей – это одна из возможных точек роста. ФНС все равно, кто вносит налог в бюджет – агент, бухгалтер юрлица или консультант.

Практические рекомендации по оплате налога на Google

В интересах российской компании убедиться, что иностранный партнер в курсе всех законодательных норм, и проверить перед заключением договора об оплате услуг его ИНН и КПП. Далее оплатой налога занимается либо иностранная компания, либо российская компания-посредник (банк, консалтинговое агентство):

  1. чтобы проверить налоговый статус, компания-нерезидент может пройти онлайн-тест на официальном сайте ФНС;
  2. перед уплатой налога, иностранная компания должна встать на учет в налоговой (не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания услуг);
  3. подать заявление о постановке на учет можно дистанционно, далее компании будет присвоен ИНН и КПП, и предоставлен доступ в личный кабинет;
  4. вести переписку с ФНС можно через личный кабинет (есть англоязычная версия);
  5. налог высчитывается в последний день квартала, в котором поступила оплата за услуги – стоимость услуг в иностранной валюте должна быть сконвертирована по курсу ЦБ РФ;
  6. налог можно перечислить со счета в иностранном банке, открывать счет в российском банке не нужно;
  7. реквизиты для уплаты НДС иностранной компанией можно узнать в личном кабинете, в разделе «Мой налог»==> «Реквизиты оплаты».
  8. уплата налога осуществляется в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
  9. отчитываться в налоговый орган нужно ежеквартально.

На примере сделки с Airbnb цифровой налог работает так: если гражданин России сдал квартиру через Airbnb иностранцу, около 16% от суммы сделки уходит площадке. За съем квартиры цифровой налог платить не надо, а вот с 16 процентов Airbnb заплатит 16,67% налога.

Выводы: Тренд на протекционизм

Несмотря на то, что организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) работает над единым международным подходом к цифровому налогу, проблема налогообложения международных IT-корпораций пока не урегулирована – крупные компании, такие как Facebook и Google, оказывают цифровые услуги по всему миру и платят налог на прибыль только по месту регистрации головного офиса.

Таким образом, многие страны теряют налоговые доходы, а некоторые – включая Россию, Францию, Турцию и Италию, – уже ввели собственные цифровые налоги, и этот тренд на протекционизм набирает всё большие обороты.

Локальным регуляторам необходимо адаптироваться к новым реалиям цифровой экономики, и пока ОЭСР не придёт к мировому консенсусу, государствам выгодно разработать свои односторонние меры по введению цифрового налога. Это позволит не только пополнить бюджет страны, но и поддержать отечественные цифровые компании, которые априори платили больше налогов, чем зарубежные IT-гиганты.

В любом случае, знание нюансов уплаты цифрового налога пригодится предпринимателям уже сейчас, так как в скором будущем он станет таким же привычным, как стандартный НДС.

Читайте также: