Пошлина на металл из китая

Опубликовано: 03.05.2024

31.12.2019 16:30 , обновлено 25.03.2021 15:49

Пожалуй, главной (и самой неприятной) темой начала 2020 года в сфере онлайн-шопинга для жителей России является снижение беспошлинного порога ввоза товаров для личного пользования. Подавляющее большинство российских шопоголиков, годами закупавшихся на торговых площадках AliExpress и eBay, а также в крупных и мелких зарубежных интернет-магазинах, ни разу не уплачивали таможенную пошлину. Львиная доля покупок входила в действовавший беспошлинный лимит, сниженный в 2019 году с 1000 до 500 евро в месяц, но всё ещё достаточный для того, чтоб о нём не задумываться. Отследить превышение этого лимита сотрудникам таможни было сложно, кроме очевидных случаев заказа единичных дорогих товаров.

Что случилось?

С 1 января 2020 года на территории Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация) начали действовать новые стоимостные, весовые и количественные нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Союза. Максимально допустимым беспошлинным порогом стала стоимость международного почтового отправления 200 евро при весе брутто 31 кг; превышение любого из этих двух параметров приведёт к обложению почтового отправления таможенной пошлиной. Фраза «максимально допустимым» означает, что страны ЕАЭС вправе устанавливать собственные лимиты, которые могут быть ниже, но не выше установленных для территории Союза. Таким правом уже воспользовались, в частности, в Республике Беларусь, где без уплаты пошлины можно ввозить товары стоимостью не выше 22 евро и весом не более 10 кг.

Как рассчитать и оплатить таможенную пошлину с 1 января 2020 года

Нормы ввоза товаров установлены решением Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», а затем скорректированы решением от 1 ноября 2018 года № 91.

Несмотря на то, что в конце 2019 года в информационное пространство неоднократно вбрасывались суждения о необходимости дальнейшего снижения беспошлинного порога, с 1 января 2020 года на территории Российской Федерации действуют нормы ввоза товаров для личного пользования, определённые решением ЕАЭС — 200 евро и 31 кг; эти нормы продолжают действовать и в 2021 году.

Что изменилось?

В течение 2019 года житель России был вправе без уплаты таможенной пошлины ввезти из-за рубежа в виде почтовых отправлений за один календарный месяц товары на общую сумму не более 500 евро общим весом не более 31 кг. С начала 2020 года месячный лимит больше не действует, а новый лимит — 200 евро и 31 кг — применяется к каждой посылке.

С одной стороны, российским шопоголикам (а также пресловутым «барыгам» на онлайн-барахолках) несказанно повезло: теперь можно, в частности, десятками закупать бюджетные смартфоны, не беспокоясь о пошлине. С другой стороны, пострадали покупатели с более высокими запросами: заказ на AliExpress флагманского устройства чреват прохождением квеста по уплате пошлины и расставанием с парой тысяч рублей.

Как рассчитать таможенную пошлину?

Как уже сказано выше, нормы беспошлинного ввоза включают два критерия: стоимостной и весовой. При превышении хотя бы одного из этих двух лимитов начисляется пошлина. Месячных норм больше нет: можно заказывать товар за товаром, лишь бы продавец или торговая площадка (из благих, разумеется, побуждений) не решили объединить посылки.

Весовой критерий применительно к почтовым отправлениям — сущая экзотика. Почти вся посылочная масса, рассылаемая онлайн-магазинами, представляет собой мелкие пакеты (это не уничижительная характеристика, а один из видов почтовых отправлений), вес брутто которых по действующим почтовым нормам не должен превышать 2 кг. По этой причине мелкий пакет может превысить только стоимостную таможенную норму.

Начисление пошлины производится от величины превышения нормы. Например, для товара стоимостью 250 евро пошлина начисляется от суммы 50 евро. Для посылки весом 33 кг пошлина начисляется за 2 кг превышения веса. Важно понимать, что даже в случае превышения сразу двух лимитов, пошлина начисляется только по одному — наибольшему — значению суммы, а не суммируется.

Ставка таможенной пошлины согласно решению ЕЭК от 20 декабря 2017 года № 107 составляет «15 процентов от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса брутто международного почтового отправления в части превышения стоимостной и (или) весовой норм». Если в дело вступает ФТС (например, таможенник усомнился в декларированной стоимости товара и… угадал), за оформление таможенной пошлины взымается дополнительный фиксированный таможенный сбор — 250 рублей.

Таможенная пошлина за превышение стоимостного лимита
Таможенная пошлина за превышение весового лимита
Таможенная пошлина за превышение стоимостного или весового лимита и таможенный сбор
, где P — совокупная стоимость всех товаров в почтовом отправлении, евро; W — вес брутто почтового отправления, кг; R — курс евро по отношению к рублю, установленный ЦБ РФ; C — сумма таможенного платежа, рубли.

Рассчитаем размер таможенной пошлины для товара из примера, приведённого выше.

  • пошлина за превышение стоимостной нормы: (250 - 200) * 0,15 = 7,5 евро.
  • пошлина за превышение весовой нормы: (33 - 31) * 2 = 4 евро.

Наибольшая сумма — за превышение стоимостной нормы, следовательно, именно её следует уплатить в качестве таможенной пошлины для данного товара.

Таким образом, получателю посылки из нашего примера придётся уплатить таможенную пошлину в размере 7,5 евро в рублях по текущему курсу ЦБ РФ и, возможно, таможенный сбор в размере 250 рублей.

Таможенная пошлина начисляется сотрудниками таможенной службы на основе внутренних инструкций. Стоимость товара может быть получена ФТС как из таможенной декларации (форма CN22), так и непосредственно от магазина (да-да, популярные магазины и торговые площадки «сливают» информацию о заказах почтовым, налоговым и таможенным службам). В спорных случаях от получателя почтового отправления может потребоваться представление в таможенную службу инвойса или скриншота страницы интернет-заказа, а также информации об его оплате (чек или выписка из онлайн-банка). Как правило, это происходит, если у таможенника возникает подозрение, что продавец занизил в декларации стоимость товара.

Калькулятор таможенной пошлины

, который мы подготовили для простого и быстрого расчёта суммы таможенной пошлины, позволяет получить результат на основе исторических данных о курсах валют и введённых пользователем данных.

Калькулятор (пока) не учитывает весовой лимит, который не актуален для подавляющего большинства посылок, поскольку их вес не превышает 31 кг и укладывается в беспошлинную норму. Результат расчёта может незначительно отличаться от реально начисленной пошлины из-за разницы в алгоритмах расчёта нашей версии калькулятора и информационных систем ФТС и Почты России (например, они могут получить данные на следующий день после покупки и выполнить расчёт по другому курсу евро).

Для расчёта величины таможенной пошлины, начисляемой для посылки, следует указать все относящиеся к ней товары, даже если они приобретались отдельными заказами, но продавец отправил их одной посылкой. Цену товара следует указывать в валюте заказа, а не в валюте источника оплаты (банковская карта, электронный кошелёк и т.п.).

При покупке смартфона на AliExpress самый дешёвый вариант ищите на сервисе сравнения цен на смартфоны, содержащем не только актуальные цены, но также скидки, купоны и промокоды магазинов (в том числе, «секретные»).

Как оплатить таможенную пошлину?

В зависимости от того, какой службой доставляется почтовое отправление, и оказывает ли эта служба услуги таможенного оформления, получателю отправления по указанным контактным данным может быть направлено таможенное уведомление с уже рассчитанной суммой таможенной пошлины и инструкцией по её оплате. Оплату необходимо произвести согласно инструкции.

Многие курьерские службы берут на себя процесс оплаты таможенной пошлины, позволяя внести необходимую сумму в личном кабинете пользователя на своём сайте. Это сильно упрощает жизнь не только пользователям, но и самим курьерским службам — если пользователю дать шанс «накосячить», он непременно им воспользуется, но винить будет, конечно же, не себя.

Почта России при использовании официального мобильного приложения не только сообщает получателю информацию о начисленной таможенной пошлине, но и позволяет её оплатить: онлайн в приложении (без комиссии) или непосредственно при получении почтового отправления (комиссия 10% от суммы таможенного платежа). Онлайн-оплата может быть выполнена с использованием банковской карты. Если вы хотя бы время от времени покупаете дорогие товары за границей, доставляемые обычной почтой, установка приложения Почты России способна избавить вас от многих проблем.

Оплата таможенной пошлины в мобильном приложении Почты России
Стоимость товара на AliExpress, для которого начислена таможенная пошлина

Кстати, на первом скриншоте выше величина таможенной пошлины рассчитана, исходя из реальной стоимости товара по курсу евро на момент покупки, хотя посылка ещё не поступила ни на российскую таможню, ни в сортировочный центр Почты России (это к вопросу о «сливе» данных AliExpress и надежде обойтись заниженной стоимостью в таможенной декларации).

При оплате с помощью банковского платежа важно корректно указать не только банковские реквизиты получателя платежа, но и его назначение. Известны случаи, когда при неверном указании назначения платежа сотрудники таможенной службы требовали провести платёж повторно (при этом предыдущий платёж возвращался, но спустя какое-то время).

Вопросы и ответы

— Учитывается ли стоимость доставки при расчёте таможенной пошлины?

Нет, стоимость доставки при расчёте таможенной пошлины не учитывается. Например, если покупатель заплатил за посылку с товаром 205 евро, из которых стоимость доставки составила 15 евро, посылка пройдёт таможню без начисления пошлины.

— От какой суммы исчисляется размер пошлины при покупке со скидкой?

Если товар приобретён со скидкой (например, по купону или промокоду), размер таможенной пошлины будет рассчитан от реально уплаченной суммы (т.е. после применения скидки). В редких случаях может потребоваться её документарное подтверждение.

— Обязательно ли указание ИНН при оформлении пошлины?

Граждане России, помимо Ф.И.О., адреса и паспортных данных, должны предоставить таможенному представителю свой ИНН — такое требование содержатся в Приказе ФТС от 5 июля 2018 года № 1060. На граждан других стран, проживающих или пребывающих на территории РФ, это требование не распространяется.

— Как обойти таможенные лимиты при заказе дорогого товара из-зa pyбeжa?

— Может ли консолидация посылок AliExpress привести к превышению новых таможенных норм?

Формально — да, поскольку лимиты применяются к почтовым отправлениям, а консолидированная (т.е. объединённая) посылка представляет собой не что иное, как обычное почтовое отправление. Хочется надеяться, что AliExpress и впредь будет подходить к вопросу консолидации посылок с максимальной аккуратностью, учитывая совокупную стоимость товаров и таможенные нормы страны назначения. По крайней мере, случаев превышения ранее действовавших лимитов из-за консолидации посылок не зафиксировано.

— Можно ли отказаться от посылки с начисленной таможенной пошлиной?

Да, можно не оплачивать пошлину и не забирать посылку. По истечении времени хранения (30 суток) посылки в почтовом отделении она будет возвращена отправителю. После получения посылки отправителем (отслеживается по трек-номеру) можно вернуть оплату за товар через открытие спора. Впрочем, злоупотреблять этим не стоит: продавец и площадка несут почтовые расходы, которые ничем не компенсируются — при многократном повторении такого «подвига» аккаунт покупателя, скорее всего, будет заблокирован.

— Какие интернет-магазины передают сведения о заказах российских пользователей Почте России?

Известно, как минимум, о двух торговых площадках, подключившихся к информационной системе Почты России: AliExpress и Joom. Почта России, как уполномоченный оператор почтовой связи, в свою очередь, передаёт эти сведения дальше — в ФТС.

— Какова таможенная пошлина на посылки в 2021 году?

Нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, а также размер и правила начисления таможенной пошлины с начала 2021 года не изменились, что, впрочем, не означает, что они не могут быть пересмотрены позднее в течение года. Для расчёта таможенной пошлины используйте наш таможенный калькулятор.

— Как правильно: «налог на посылку» или «пошлина на посылку»?

Ключевым отличием налога от пошлины является то, что первый взымается периодически, а вторая — единовременно. Из этого отличия со всей очевидностью следует отнесение платежа за «растаможку» посылок к пошлине. Да, плата за превышения нормы беспошлинного ввоза — это никакой не налог, как многие полагают.

Теги: 2021, таможня, налог, пошлина, калькулятор, расчет, оплата.

таможенные пошлины в Китае

В последние десятилетия все большее количество отечественных коммерческих структур и частных предпринимателей начинают свой бизнес в Китае. Те предприниматели, которые занимаются этим недавно, часто сталкиваются с различными проблемными ситуациями при таможенном оформлении продукции по причине незнания особенностей законодательства Страны восходящего солнца. Таможенные пошлины в Китае, как и в любом другом государстве, являются одной из основных составляющих правительственной программы, а именно она отвечает за стимуляцию или ограничение импорта или экспорта различных групп изделий. Их конкретное количество и наименования определяются в зависимости от экономической ситуации. Также существует продукция, запрещенная к вывозу или ввозу, а что касается остальных, то они подлежат лицензированию в обязательном порядке.

таможенные пошлины в Китае

Для таких товаров создан специальный список, в который входит 49 наименования. При таможенном оформлении данной продукции декларацию принимают только после того, как будет предоставлена вся требуемая документация разрешительного характера. Также стоит учитывать то, что существует несколько групп товаров (включая продовольственную продукцию), на вывоз периодически вводятся ограничительные квоты. Таким методом правительство спасает внутренний рынок от опустошения.

Поэтому, начиная предпринимательскую деятельность на территории Китая, необходимо еще на этапе планирования узнать, не стоит ли интересующая продукция в таких списках. Если нет, то еще потребуется получить разрешение на ее вывоз или ввоз, а также реализацию.

Как рассчитывается стоимость таможенного оформления

С размером таможенной пошлины можно ознакомиться в импортно-экспортных тарифах, которые зависят, в основном, от себестоимости товара. Сюда входят совокупные расходы на покупку, страхование и транспортирование продукции до границы.

Также существуют особые районы и предприятия, товары из которых облагаются пошлиной по льготной либо абсолютно нулевой ставке. Есть и другие ситуации, в которых действует такой тариф.

  1. При таможенном оформлении торговых, выставочных и рекламных образцов и стендов, которые не обладают конкретной коммерческой стоимостью.
  2. Продукция, которая была повреждена или утеряна до пересечения таможенного контроля.
  3. Изделия, которые по суммарной стоимости или количественно укладываются в рамки установленных лимитов.

Также существует перечень товаров на основании международных соглашений, которые являются беспошлинными, либо облагаются сниженными размерами ставки. При планировании экспортно-импортных отношений необходимо ознакомиться с нормативным документом, который обновляется каждый год. В нем указаны действующие ставки.

Другие платежи, которые могут возникнуть при прохождении таможенной границы

Помимо таможенной пошлины, при ввозе продукции на территорию КНР могут возникнуть и другие платежи. В эту группу входят такие товары, как:

  • автотранспорт;
  • табачные изделия;
  • парфюмерия;
  • брендовые кожаные изделия;
  • спиртные напитки и пр.

Данные товарные группы облагаются дополнительным потребительским налогом, а также налогом, который взимают с так называемых предметов роскоши. Данные расчеты необходимо осуществлять одновременно с оплатой основной таможенной пошлины.

В Китае, как и во многих других государствах, при ввозе различных изделий и сырья налог начисляется на стоимость, которая должна быть документально подтвержденной. При вывозе действует обратная норма, то есть часть НДС с оборудования и другой продукции может быть возвращена экспортеру.

Как проходит оплата всех таможенных сборов

Все необходимые расчеты по начислению таможенных и других обязательных сборов необходимо проводить до того, как груз покинет таможенный пункт. Некоторые сборы разрешается оплачивать в срок 7 дней, причем это контролируют максимально строго, и за любую просрочку начисляют пеню. Если просрочка окажется длительной, то таможня может потребовать компенсацию, которую получит за счет реализации части товаров, или же взыскать при помощи банка виновного.

Если при таможенном оформлении возникают какие-либо спорные вопросы, то по действующему законодательству их можно решить в течение одного года. За этот срок таможенные органы должны взыскать с предпринимателя или организации все требуемые платежи. Если импортер или экспортер не согласен с размером начисленных сумм, то по существующему порядку он должен вначале их оплатить, и после этого в течение 30 дней оспорить. Если таможня отказывается пересмотреть размер таможенных пошлин, то дело необходимо продвигать далее – сначала в Главное управление таможенной службы, а если и это не помогло, тогда обращайтесь напрямую в суд.

Товары, получившие разрешение на импорт или экспорт облагаются в Китае таможенной пошлиной, которая уплачивается отправителем или получателем импортируемых/экспортируемых товаров. Таможенные пошлины должны взиматься в соответствии с импортно-экспортными тарифами на товары.

china-duty

Сумма таможенной пошлины в Китае на импортируемый/экспортируемый товар рассчитывается на основании себестоимости товара, расходов на транспортировку товара до пункта разгрузки/погрузки в приграничном районе КНР и страховки.

Импортируемые и экспортируемые товары, произведенные в специальных районах, уполномоченными организациями, а также товары специального назначения провозятся беспошлинно или со сниженной таможенной пошлиной.

Перечисленные ниже товары имеют право на скидку в оплате таможенных пошлин или освобождаются от ее уплаты:

  1. Не имеющие коммерческой стоимости предметы рекламы и торговые образцы;
  2. Товары, которые были повреждены или утеряны до их выхода с таможни;
  3. Предметы, в количестве или стоимости в пределах установленного лимита;
  4. Другие товары и предметы, которые согласно международным соглашениям, определяются как беспошлинные или товары со сниженной пошлиной.

Льготные таможенные пошлины в Китае применяются к импортируемым товарам, произведенным в странах и территориях, заключивших с Китаем соглашение о взаимном льготном налогообложении. Ставки импортных пошлин публикуются ежегодно в «Положении об импортных и экспортных таможенных пошлинах».

Помимо таможенной пошлины с товаров, декларируемых к импорту в Китай, также взимается налог на добавленную стоимость. НДС взимается с суммы уплаченной стоимости товара и таможенной пошлины. Размер НДС варьируется в зависимости от типа товара, но наиболее часто применяемая ставка – 17%.

Кроме того, некоторые категории товаров (автомобили, табачная продукция, алкоголь, косметика и др.) облагаются также потребительским налогом и налогом на предметы роскоши. Эти налоги уплачиваются в таможню Китая одновременно с таможенной пошлиной.

В Китае существуют система возврата НДС при экспорте товаров, созданная в целях стимулирования экспорта. Данному вопросу посвящена отдельная статья (см. «Возврат НДС в Китае»).

Оплата пошлин за импортируемые и экспортируемые товары должна производиться плательщиком до выхода этих предметов с таможни.

Плательщик таможенных пошлин за импортируемые или экспортируемые товары должен уплатить положенную сумму в течение 7 дней после выхода меморандума об уплате пошлин. В случае просрочки платежа таможня имеет право наложить пени.

Если в течение 3 месяцев пошлина не была уплачена, таможня может применить следующие методы решения вопроса:

— отдать гаранту приказ оплатить пошлины или продать товары для того, чтобы выплатить пошлины;

— проинформировать банк вычесть необходимую для оплаты пошлин сумму с депозита гаранта или стороны, которой необходимо оплатить пошлину.

При обнаружении китайской таможней факта неуплаты или недоплаты таможенных пошлин за экспортируемые/импортируемые товары после их выхода с таможни, таможня должна в течение 1 года собрать требуемые средства со стороны, обязанной уплатить пошлину. Если обнаружена переплата таможенных пошлин, таможня обязана незамедлительно возвратить излишек. Плательщик имеет право требовать с таможни возмещения переплаченной суммы в течение 1 года со дня уплаты.

В случае, если плательщик пошлины вступает с таможней в спор относительно размера пошлины, то вначале следует выплатить пошлину и затем, в течение 30 дней со дня выхода меморандума, письменно обратиться в таможню с заявлением на пересмотр размера пошлины. В течение 15 дней после получения заявления таможня должна принять решение. После получения решения таможни в течение 15 дней плательщик может обратиться в Главное таможенное управление с заявлением на пересмотр размера пошлины. Если решение Главного Таможенного управления Китая не удовлетворит сторону, обязанную заплатить таможенный сбор, то она в течение 15 дней после получения решения Главного таможенного управления может обратиться в суд.

Китай считает металлический лом твердыми отходами

Китай является крупнейшим в мире потребителем металлического лома, однако, доля стали, получаемой в Китае из вторичного металла, значительно ниже, чем в США и Европе. По данным Международного бюро по переработке материалов (BIR), в Китае в прошлом году всего лишь 20% выплавляемой стали было произведено из металлолома. В то время как в США — 69,4%, в ЕС-28 – 55,9%, в Турции – 80,7% и в России – 42,5%.

С конца декабря 2018 года Китай медленно изолируется от мирового рынка металлолома. Страна рассматривает данный вид вторичного сырья как твердые отходы и ввела ряд ограничений на его импорт. Данные меры проводятся в рамках политики противодействия захоронению иностранных отходов на своей территории, которую правительство проводит с 2017 года:

ОГРАНИЧЕНИЯ ИМПОРТА ЛОМА ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ В КИТАЕ

31 декабря 2018

Региональные участники отрасли считают, что лом черных металлов был несправедливо включен в список отходов. Ограничения импорта привели к росту цен на металлолом в Китае. В то же время, цены на металлопродукцию на внутреннем и экспортных рынках падают, что влечет за собой драматическое падение рентабельности у китайских металлургических заводов.

Участники рынка уже не раз обращались к правительству с просьбой об изменении регулирования импорта лома и переклассифицировать высококачественный металлический лом из «твердых отходов» в «сырье». Ослабление ограничений на импортный лом, по их мнению, смогло бы снизить давление на маржу металлургических заводов.

Растущий спрос на металлолом в Китае

Потребление лома черных металлов в Китае в 1-м полугодии 2019 года было непревзойденным и достигло 101 млн. тонн, что на 13,4 млн. тонн или 15,3% больше, чем за тот же период в 2018 году. В прошлом году потребление достигло ошеломительных 188 млн. тонн, это было почти в 6 раз больше, чем в Турции, которая переработала 30 миллионов тонн стального лома в 2018 году и занимает 1-е место среди импортеров лома.

Сбор лома в Китае идет в ногу со таким большим аппетитом

В 1-м полугодии 2019 года было собрано 116 млн. тонн лома, что на 13 млн. тонн или 13% больше, чем за тот же период в 2018 году. Несмотря на то, что сейчас Китай изолирован от мирового рынка лома из-за действующего ограничения его импорта и экспорта, он является «спящим драконом», который может сильно изменить мировой баланс, если вдруг изменится его экспортно-импортная политика.

Цены на стальной лом в мире и в Китае

Спад на мировом рынке стального лома в этом году привел к тому, что в сентябре цены достигли своих двухлетних минимумов, а его потребление было ослаблено снижением спроса на сталь практически на всех рынках. Цены на лом в Турции упали на 38% с максимума в марте 2018 года. В Восточной Азии оптовые цены на лом в регионе за тот же период снизились на 36%, при этом аналогичное сокращение 34% составило на рынке контейнеров.

Растущий спрос на металлолом в Китае

В то время как мировые цены на лом падают, внутренние цены в Китае на этой сырье остаются высокими и даже постепенно растут. Среднемесячные цены на тяжеловесный стальной лом, толщиной> 6 мм, поставляемый в 2019 году на сталелитейные заводы в Цзянсу, составили 385 долл. США/т, включая 13% налог на добавленную стоимость. В то время как в Турции среднемесячная цена за этот год на аналогичный лом составила всего лишь 294 долл. США/т.

Так что же стоит за растущим спросом на металлолом в Китае?

Из-за политики защиты окружающей среды, проводимой правительством, китайские сталелитейные компании должны привести процессы производства стали из железной руды (коксование, агломерацию и доменное производство чугуна) к соответствию требованиям экологических стандартов. Одно из решений данной проблемы – сокращение производства чугуна и частичное использование вместо него металлического лома в шихте, загружаемой в кислородные конвертеры. Еще одним фактором, оказавшим влияние на рост спроса на металлолом в Китае, явился рост цен на железную руду в этом году, в результате которого рентабельность производства чугуна в Китае снизилась почти в 3 раза. А использование вторичного сырья – металлического лома не требует дорогостоящей переработки и подготовки его к использованию в сталелитейном процессе.

Эти факторы вызвали ненасытный голод на металлолом у китайских операторов кислородных конвертеров (BOF).

маржа китайских металлургических заводов

Таким образом, в Китае в этом году сформировался устойчивый спрос на металлолом и, если бы не было ограничений на его импорт, то этот спрос стал бы стремительно увеличиваться. Однако, стальной лом в этой стране оказался недоступным для всей металлургической отрасли. С одной стороны, его мало, так как нет импорта. С другой стороны, из-за дефицита лома, цены на него оказались высоки. Например, на китайских заводах, где сталь производится в электродуговых печах (EAF), рентабельность упала до скудных цифр, и они изо всех сил пытаются выжить, поскольку цены на сырье (металлический лом) остаются высокими, а цены на готовую металлопродукцию падают.

Объемы импорта лома в Китай

импорт лома черных металлов в китай

Битва Китая с импортом «отходов» в страну оказалась успешной. Так, в августе импорт лома черных металлов упал до нуля, что не наблюдалось в стране за последние 20 лет.

И это произошло в условиях, которые бы обычно стимулировали увеличение импорта: высокие цены на железную руду и ограниченный сбор лома на внутреннем рынке.

Хотя, теоретически китайские заводы должны иметь возможность получать экологические лицензии на ввоз металлолома, получить их достаточно сложно, что препятствует выходу китайских потребителей на международный спотовый рынок. После введения ограничений 1 июля 2019 г Министерством экологии и окружающей среды было выдано только три партии разрешений на импорт лома черных металлов. Это всего лишь 20 918 тонн металлолома, разрешенного для ввоза.

Ограничение правительством импорта качественного сырья, такого как лом, не совсем правильно. Это сырье, получение которого является более экологически чистым по сравнению со схемой производства стали железной руды.

Снятие импортных ограничений на лом в Китае могло бы оказать поддержку падающим мировым ценам на лом, и естественным образом сбалансировать высокие цены на металлолом в Китае. Это, в свою очередь, улучшило бы низкую рентабельность производства электростали в стране и дало бы больше возможностей для производства стали из вторичного сырья.

Ожидает ли нас экспорта лома из Китая?

Правительство Китая стимулирует использование металлолома и электродуговых печей в стране с целью уменьшения выбросов от традиционных доменных печей, работающих на железной руде, и не спешит отменять ограничения на импорт лома. Сложившаяся высокая цена на данное вторичное сырье на внутреннем рынке будет привлекать инвесторов в сектор сбора и заготовки лома. Уже сейчас появляются альтернативные центры по сбору и переработке лома, куда планируют инвестировать крупные китайские металлургические заводы.

То есть очень скоро импорт лома в Китае столкнется с гораздо более значительным барьером: растущие поставки лома на внутреннем рынке. И от того, насколько сбалансированным будет спрос и предложение, будет зависеть, станет ли Китай нетто-экспортером металлолома или нет.

Однако, уже сегодня несложно заметить, что в краткосрочной перспективе Китай будет вынужден экспортировать лом черных металлов.

При дорогостоящем сырье и низких ценах на готовую продукцию, а также скудной марже, китайские производители становятся неконкурентоспособными на своих экспортных рынках. То есть объемы выплавки стали в ближайшее время, скорее всего не будут соответствовать предложению металлолома на внутреннем рынке.

Например, на рынке арматуры в ЮВА китайские цены уже не могут конкурировать с турецкими и ближневосточными. Затраты на сырье для производства стали в Турции упали почти до паритета с затратами в Китае. Стоимость шихты для турецкой электродуговой печи (EAF) в октябре стала дешевле и достигла 265,4 долл. США за тонну, а стоимость шихты для китайского конвертера (BOF) – 269,31 долл. США за тонну. Еще в сентябре Турция имела немного более дорогую шихту (268,6 долл. США за тонну) по сравнению с китайской (263,79 долл. США за тонну). Исторически, Турция проигрывала Китаю по данному показателю на 50 долл. США за тонну.

Теперь же расстановка сил кардинально меняется. Более низкие цены на лом позволили Турции уже в сентябре предложить в Сингапур арматуру дешевле, чем у конкурентов, по цене 445 долл. США за тонну, CFR Сингапур. В то время как китайские производители арматуры предлагали ее по цене 465 долл. США за тонну, CFR Сингапур.

Многие эксперты считают, что после 2020 года объем внутреннего лома в Китае значительно возрастет, поскольку волна металла, содержащаяся во всем — от брошенных автомобилей до разрушенных зданий — возвратится в цепочку поставок. Но если общий объем производства стали в Китае снизится, это может привести к большему количеству лома, чем необходимо. В этот момент действующие сейчас экспортные пошлины на лом черных металлов (40%) могут быть снижены. В долгосрочной же перспективе Китай, вероятно, превратится в нетто-экспортера металлолома.

Произойдет ли полный запрет импорта лома в Китай в 2020 г?

Институт переработки металлолома (ISRI) недавно предупредил своих членов о том, что Китай выпустил новую версию своего плана обращения с твердыми отходами, который, содержит более мягкие формулировки в отношении запрета на импорт отходов. В то время как в прошлогодней версии было четко указано, что в 2020 году импорт будет запрещен, в новой версии говорится, что «государство будет постепенно идти к сокращению импорта твердых отходов до нуля».

ISRI заявил о своем несогласии с ограничениями на импорт лома и потребовал, чтобы Китай изменил свой нормативный язык и провел различие между «отходами» и «ломом». Откладывание китайским правительством полного запрета на металлолом может указывать на то, что китайские министры понимают, что в настоящее время в стране отсутствует своя модель рециклинга вторичных материалов, и что иностранные поставки лома по-прежнему необходимы. Преждевременное прекращение импорта этого сырья может привести к широкомасштабному краху производственного сектора Китая. На фоне всех этих изменений Китай все еще принимает лом, который соответствует установленному стандарту загрязнения 0,5%. Правительство также все еще разрешает импортировать некоторые «готовые к употреблению» металлы, которые не нужно сортировать и обрабатывать вручную, а также разрабатывает набор стандартов для классифицирования этих материалов.

Китай вряд ли выпустит официальное заявление об изменении своей политики в области импорта твердых отходов. Скорее всего, будут делаться официальные объявления об ослаблении мер в отношении определенных материалов. То есть неопределенность в отрасли сбора и переработки металлолома в Китае будет продолжать оставаться.

Китай является не только стратегическим союзником России, но крупным торговым партнёром, а многие предприниматели на импорте товаров из Китая заработали себе немалые деньги. Но как растаможить товар из Китая? Должен ли бизнесмен самостоятельно заниматься растаможкой — или этим может заняться его представитель? Сколько стоит растаможка из Китая? И какие документы нужно подать таможенным органам, чтобы товар благополучно пересек границу? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.

Варианты растаможки груза из Китая в России

Порядок растаможки товаров из Китая

При пересечении товаром границы понадобиться выполнить процедуру растаможки. Для этого нужно предоставить таможенным органам груз и документацию к нему, а также пройти все необходимые процедуры. Растаможка бывает двух типов:

  • По упрощённой схеме. Данный метод применяется, если физическое лицо ввозит товары лишь для личного пользования, а для импорта товаров на продажу этот метод не используется. Конечно, импортёр может перевозить груз небольшими порциями, указывая в документации, что ввозимые товары являются вещами для личного пользования, однако такой подход чреват проблемами с законом и потерей груза.
  • По общей схеме. Данный метод применяется, если физическое или юридическое лицо ввозит множество товаров на продажу. Растаможка по общей схеме может производиться как на границе, так и на месте доставки груза.
    Также можно выполнить растаможку по общей схеме удалённо — в данном случае документы для импорта в Россию подаются в одном месте, а сама растаможка происходит в другом месте.

Также существует 2 основных способа подачи таможенной декларации — самостоятельно или через брокера. Ниже мы рассмотрим эти две схемы более подробно, а также узнаем преимущества и недостатки каждого метода.

Логотип кнопка

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

как растаможить самостоятельно?

В данном случае человек или компания самостоятельно подаёт декларацию таможенным органам. Самостоятельная доставка и растаможка товаров из Китая обычно применяется крупными компаниями, которые специализируются на импорте товаров и могут позволить себе содержать таможенного юриста, логиста и других специалистов. Мелкие компании обычно не применяют этот метод, поскольку у них нет денег на содержания таких специалистов.

Конечно, любой гражданин может подать таможенную декларацию, однако таможенное оформление имеет множество тонкостей и нюансов, о которых может не знать простой человек без профильного образования.

Главным плюсом данного подхода является возможность контролировать груз на всех этапах растаможивания, а также отсутствие дополнительных расходов. Главный минус — большое количество рисков, связанных со множеством нюансов таможенного оформления.

Растаможка через брокера

Подать декларацию можно и через брокера. В зависимости от юридического статуса брокера различают два способа растаможки:

  • Когда брокер выступает в роли посредника. В данном случае в роли покупателя выступает сам заказчик, а брокер выполняет следующие функции — оформление и подача документов, сопровождение груза, логистика и так далее. Данный метод применяется обычно мелкими компаниями, у которых нет лишних денег на содержание полноценного штата специалистов, однако они могут позволить себе нанять компетентного человека, который выступит посредником между ними и таможней.
    Главный плюс данного метода очевиден — оформлением документов и разрешением споров занимается компетентный специалист, траты на которого не слишком высоки; ещё один плюс — возможность контролировать груз на каждом этапе оформления.
    Главный минус — найти хорошего брокера не слишком просто; при выборе брокера следует обратить внимание на его образование, опыт работы, отзывы и так далее. Сколько стоит таможенный брокер — подробнее тут.
  • Когда заказчик заключает с брокером ВЭД-контракт. Тогда владельцем груза в момент растаможки фактически является не заказчик, а брокер. Брокер занимается не только сопровождением груза и оформлением документации, но и покупкой товара за границей и доставкой товара заказчику. Заказчик в данном случае фактически не занимается внешнеэкономической деятельностью — эту функцию полностью выполнят брокер.
    Плюсы этого метода следующие — оформлением всех документов занимается компетентный специалист, заказчику нет необходимости выступать в роли субъекта внешнеэкономической деятельности.
    Главный минус данного подхода — высокая стоимость подобных услуг. Также заказчик не может контролировать груз вплоть до момента прибытия, поскольку фактическим владельцем груза является не он, а брокер.

Этапы таможенного оформления товара из Китая

Поэтапное оформление груза из Китая в России

Таможенное оформление состоит из следующих этапов:

  • Оценка пакета документов. На данном этапе таможенники проверяют наличие сопроводительной документации (декларация на товары, упаковочный лист, сертификаты и так далее).
  • Проверка документов. Таможенники проверяют соответствие товаров предоставленным документам для подтверждения законности импорта. В конце таможенники самостоятельно рассчитывают стоимость груза исходя из документов, предоставленных импортёром.
  • Валютный контроль и проверка ВЭД-контракта. Проверяется соблюдение правил валютного контроля (поскольку все торговые операции, осуществляемые в иностранной валюте, подлежат валютному регулированию), внешнеторговый контракт купли-продажи, а также проверяется факт, что у импортёра вообще есть право заниматься внешнеэкономической деятельностью (нужно представить уставные документы юридического лица).
  • Проверка таможенных платежей. На данном этапе проверяется не только сам факт уплаты необходимых таможенных платежей, но и их корректность. Например, импортёр может нарушить сроки подачи декларации или просрочить оплату — в таком случае таможенным органам придётся выписать ему штраф. Расчёт пени по таможенным платежам здесь.
  • Фактический осмотр товара. На данном этапе проверяется фактическое соответствие товаров грузу. Если все документы составлены правильно, груз пропускают.
  • В конце процедуры таможенник подписывает и ставить печати на всех предоставленных документах.

Декларация

На любой товар, который пересекает границу России, необходимо оформить грузовую таможенную декларацию (ГТД). Этот документ оформляется на бланке специального типа, который имеет несколько степеней защиты от подделок.

Грузовая таможенная декларация содержит информацию о ввозимом товаре:

  • наименование сторон сделки,
  • название компании, которая произвела товар,
  • краткие сведения о структуре груза и так далее.

Конечно, всю эту информацию можно найти и в других документах, однако весь пакет документов достаточно объёмен, поэтому таможенники перед глазами всегда должны иметь официальную бумагу, в которой содержится все основная информация о грузе. Также у ГТД есть и другое назначение — с помощью этой бумаги подтверждается законность перемещения товара через границу.

Таможенное оформление грузов

Таможенное оформление грузов включает в себя подачу не только декларации, но и других документов на груз, а также осмотр груза таможенниками. Чтобы оформление прошло успешно, нужно подготовить следующий пакет документов:

  • ВЭД-договор или любой другой документ, подтверждающий сделку.
  • Документы на транспорт.
  • Различные разрешительные документы для грузов специального типа — лицензии, сертификаты и так далее.
  • Документы, которые подтверждают происхождение товаров.
  • Платёжная документация и документы, подтверждающие уплату пошлин. Если расчёт производился в валюте, то нужно также предоставить паспорт груза.
  • Документ, который подтверждает личность декларанта (например, паспорт).

Если документы составлены корректно, а груз соответствует документам, то декларант получает разрешение на провоз груза, а сам груз пропускают.

Оплата пошлин

Также для пропуска груза необходимо оплатить все пошлины и налоги. Оплатить пошлины можно в кассу либо на счёт таможенного органа. Оплата производится только в рублях. После предъявления товаров у декларанта есть 15 дней, чтобы оплатить все таможенные платежи. Если он превысит этот срок, ему будет начислен штраф. При уплате пошлин таможенный служащий по требованию заявителя может выдать ему документ, подтверждающий оплату.

Также при растаможке груза широко используются авансовые таможенные платежи. В таком случае плательщик вносит на счёт таможенного органа определённую сумму денег, а при подаче декларации он фиксирует этот факт и деньги идут на оплату пошлин (до подачи декларации деньги считаются собственностью плательщика).

Сколько стоит растаможка товара из Китая?

Растаможка товаров стоит недёшево:

  • Всем владельцам груза придётся заплатить ввозную таможенную пошлину. Её размер напрямую зависит от типа товара, однако для большинства товаров из Китая действует единая таможенная ставка, которая составляет 20 % от стоимости товара.
    Также определённое значение имеет структура груза, его габариты, вес и другие параметры.
  • Владельцу груза нужно заплатить НДС в размере 10 или 20% от стоимости товара (в зависимости от налогового режима). Также следует помнить, что НДС начисляется не от стоимости товара, а от стоимости товара + стоимость растаможки.
  • В ряде случаев придётся дополнительно заплатить таможенный сбор (правда, он достаточно мал и составляет порядка 0,5 %).
  • На некоторые товары (например, авто) может быть установлен дополнительный акцизный сбор, который повышает стоимость растаможки ещё больше.
  • Если товар слишком мал, то он может быть освобождён от уплаты всех пошлин и налогов, однако в полноценной ВЭД-деятельности такой сценарий встречается очень редко.
  • Полную стоимость растаможки может подсчитать ваш брокер. Также можно использовать калькулятор для растаможки товаров из Китая.

Дополнительная информация о таможенном оформлении грузов из Поднебесной в этом видео:


Теперь вы знаете, как растаможить товар из Китая. Подведём итоги. Во-первых, растаможка может осуществляться как самим заказчиком, так и его официальным представителем (брокером). Во-вторых, для растаможки потребуется собрать все необходимые документы и предоставить их таможенникам, а одним из самых важных документов является грузовая таможенная декларация (ГТД). В-третьих, всем владельцам груза придётся оплатить ввозную таможенную пошлину, НДС, акциз и таможенный сбор.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Работа с Китаем.

Читайте также: