Пошлина мыт на руси

Опубликовано: 16.05.2024

1) Перевоз (перевозное) — пошлина за право перемещения людей, товаров, скота с одного берега реки на другой. Лодочные и паромные переправы («перевозы») содержались как казною, так и частными лицами с разрешения правительства. 1

2) Мостовщина — пошлина с транспортных средств и физических лиц за право проезда (прохода) по мосту. Взималась мостовщиками в пользу правительства и частных лиц, содержавших мыты с разрешения правительства.

3) Мыто — общее название пошлин с транспортных средств — возов, саней или судов, осуществлявших транзитное перемещение товара или его доставку к месту торговли. В XIII в. мыто сухое повсюду называлось «мытом», с конца XV в., как правило, — пошлиной «с возов» или «с саней», «подужным» и «Полозовым». В XVI—XVII вв. мыто сухое нередко называлось просто проезжей пошлиной; мыто водяное называлось по-разному: «посаженным», «носовым», «шестовым», «побережным», «судовой пошлиной», «привязной пошлиной», «проплавными пошлинами» и т. д. 2

Проезжие пошлины взимались в денежной или натуральной форме, в зависимости от места, времени, величины, особенностей и количества транспортных средств. Так, в XIV в. за провоз ржи в Двинской земле с каждой ладьи мытники (заставщики, лодейщики, побережники) брали по пузу (полтора пуда) ржи. «При этом, — отмечает В.Б. Перхавко, — проезжие и таможенные сборы взимались не один раз». 3 Если в договорных грамотах князей московских с тверскими 1451, 1462 и 1484 гг. ставка мыта водяного определялась словами «с доски два алтына, со струга алтын», то в грамотах с князьями рязанскими 1402, 1433, 1447 и 1483 гг. содержалась другая формулировка: «. с лодьи с доски по алтыну, а с струга с набои два алтына, а без набои денга». 4 По таможенной грамоте Дмитрова (1521) с приезжих торговых людей пошлина также взималась в зависимости от того, «колко будет в паузке во дне досок». Наместнику полагалось взимать «с доски с донные по алтыну». При этом «две доски откосные» считались за одну. 5 Таким образом, при начислении пошлины в расчет принималось число досок в днище ладьи и различие стругов «с набоем» и «без набоя».

В Новгородской уставной таможенной грамоте 1586 г., в которой подробно перечислялись различные типы речных судов, ставка «судовой пошлины» варьировалась в зависимости от типа судна и характера привозного товара: «. с хлебных и с рыбных с болших лодей и с соляных барок по десяти московок; а с карбасов с корельских и с лодей, которые с угольем, и с поромов и с учанов, по четыре московки; и с байдаков и с носадов с хлебных и с лодей с дровяных по три московки; а с лодок смотря по товару, по две московки, и по московке, и по полуденги, и менши». Одновременно предусматривалась «привязная пошлина», которая взималась в размере ранее уплаченной судовой пошлины, когда «гости из судов товар свой продадут да в Нове же городе покупят иной товар, да учнут класти в те же суды». 6 Грамотой 1588 г. двинским таможенным целовальникам устанавливалось, что двинянам, которые отправлялись к Устюгу или Вологде с солью и рыбой, надлежало заплатить на месте «с насаду по двадцати алтын, а с середнего судна по полтине, а с меньшого по четыре гривны». 7 Согласно же царской таможенной грамоте 1592 г. о сборе торговых пошлин в селах Чаранде и Коротком, размер «водяной пошлины» ставился в зависимость от длины судна: с 10 сажен 8 полагалось взимать один рубль, «а боле будет десяти сажен и им имати по росчету». 9

В Устюге Великом с прибытия каждого судна из Архангельска и Холмогор положено было заплатить пошлину «с лотки» («с каюка», «с судна», «с обласа» и т. д.) в размере 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90 и 100 коп.; если же длина судна составляла 10 сажен и больше, то ставка проезжей пошлины составляла одну гривну (10 коп.) с сажени. Дополнительно взимались «побережное» — 2 гривны (20 коп.), «записное» — 2 алт., да «гостиное» — 2 алт. с человека. За право отчалить взималось «с лотки» по 15, 20 и 40 коп. 10

С транзитных судов в Устюге Великом взималась прохожая пошлина в размере одной гривны с сажени (дополнительно взимались побережное — 2 гривны; да записное — 2 алт.). В летний период с транзитного суда, направлявшегося от Устюга к Двинскому устью, требовалось заплатить 5 коп. с сажени. 11

До конца XV в. ставка мыта сухого обычно составляла деньгу с воза, но затем увеличилась, варьируясь в зависимости от того, откуда приезжал купец. Так, по Новгородской таможенной грамоте 1571 г., с торговых людей из Ивангорода, Яма, Корелы, Русы, Торжка, с Двины и «изо всех городов и из волостей Новгородские земли» предусматривалось взимать «с саней» по 4 московки, с иногородних людей из Москвы, Твери, Рязани, Смоленска, Пскова по 2 новгородские деньги, а с иностранцев по алтыну, т. е. в полтора раза больше, чем с русских. 12 Размер же мыта водяного до конца XV в., как правило, был одинаков для судов одного размера. Но затем и с одинаковых судов в разных местах, даже в одно и то же время, брали различные судовые пошлины. При этом обычно не проводилось различий между русскими торговыми людьми и иностранцами. 13

С порожних транспортных средств мыта не платили. Хотя сухое мыто всегда взималось с возов товарных, но для предупреждения уклонений от пошлины уже с XIV в. иногда стали подвергать мыту и верховых, едущих с товаром. При обратном проезде мыт взимался только с излишне проехавших возов против первоначального их числа. 14

4) Проезд (проезд и узелцовые пошлины, отъезд, отвоз, государева таможенная проезжая пошлина или проезжая пошлина) — пошлина с сухопутного транспортного средства (телеги, воза или саней), груженного товаром, явленным в «отвоз» или «в проезд». Речь идет о товарах транзитных, покупных или оставшихся нераспроданными, которые должны были следовать в другие города. По Новгородской таможенной грамоте 1571 г., всякий торговый человек, доставивший в Новгород товар на судне, а затем после перегрузки его на телеги отправлявшийся дальше в Псков, Ивангород «или в иные городы куды нибуди», обязан был заплатить таможенникам 4 московки с телеги. В начале XVII в. размер «проезда» в Новгороде составлял с каждого воза 5 д., независимо от потребительных свойств и стоимости вывозимого товара. В Вологде в 30-е гг. XVII в. взималась проезжая пошлина с явленной «в проезд» русской и иностранной валюты или товаров в размере 3 алт. 2 д. (10 коп.) с каждого воза или саней. При этом от проезжей пошлины были избавлены те местные купцы, которые вывозили из города собственные товары (в этом случае с них взималось «свалу и отвозу, записки и на бумагу» или «отвозу» 4—7 д. с лошади или транспортного средства). Курская таможенная книга 1619 г. свидетельствует, что отвоз платили из расчета 2 д. за один воз или подводу. В Вязьме отвоз брали с русских купцов размере 3 коп. с воза, с иностранцев — 12 коп. 15 Таможенная документация города Романова 1634/35 г. свидетельствует, что местные жители платили отвоз в размере 1.5 д. с телеги. 16 Нетрудно заметить, что расхождение в размерах этой пошлины было значительным.

Иногда «проезд» принимал название других пошлин. Так, согласно выписке из Приказа Большого прихода 1629 г., если привозные товары в Москве не продавались, а объявлялись «в проезд», то за право вывоза таких товаров из столичного города положено было взимать «узолки» из расчета по 5 д. с товарного воза. 17

5) Головщина (с головы) — личная проезжая пошлина, встречающаяся в источниках с конца XV в. Взималась с людей, сопровождавших товар в случае привоза его в город или на Торжок, а также при транзитном проезде. 18 Иногда брали головщину и с людей, находившихся на порожнем судне.

Оклад головщины (обычно от полденьги до 2 алт. с человека) устанавливался в зависимости не от величины транспортного средства или количества привозного/транзитного груза, а от статуса приезжего/про-езжего человека, а также от того, являлся ли он местным жителем, иногородним или иностранцем. Так, согласно Новгородской таможенной грамоте 1571 г., каждый приезжавший в город с товаром коренной житель или «окологородец» платил «по полуденге по новгородской» или «по денге по московской»; с иногороднего русского торгового человека взималось «с головы по денге по новгородской»; каждому прибывшему на торговом судне иностранцу полагалось заплатить 2 д. новгородские. 19 С местных жителей иногда и вовсе не брали головщины.

В Устюге Великом с прибывшего на чужом судне купца взималась пошлина с себя приезду в размере 2 алт. с человека. При отплытии взимался отъезд в том же размере. Торговые люди, проплывавшие мимо города, наряду с прохожей пошлиной с судна должны были платить проплавные пошлины с себя в размере 2 алт. с человека.

Разновидностью головщины была шестовина, взимаемая с «деловых людей», которые сопровождали товар на судне. В XVII в. ставка шестовины в Вологде составляла 4 д. с человека. 20 В Устюге Великом с «ярыжных людей» также взималось по 4 д. с человека («с ярышки и с повара»), а дополнительно с двинского носника и с кормщика — по гривне с человека, «с сухонского носника» — 5 алт. 2 д., т. е. 16 коп. В Тотьме с ярыжных взималось по 5 д. с человека, а с носника и с кормщика — 4 алт., т. е. по 6 коп. с человека. 21

6) Задние колачи — та же годовщина, но в уменьшенном размере (полденьги с человека). Взималась на обратном пути следования торговых людей. 22

7) Костки — дополнение к мытной пошлине с проводников, идущих при товарном обозе (по деньге с человека). 23 И.Д. Беляев полагал, что и головщина, и костки представляли ту же самую личную пошлину, взимавшуюся с торговых людей при проезде, в то время как мыт сбирался с возов и с судов; название косток было древнее, а головщина появилась позднее; следовательно, костки являлись все той же годовщиной, но лишь со старым названием. 24 Возражая ему, Е.Г. Осокин различал эти две пошлины. Он полагал, что с конца XV в. «головщина заменила для городов костки», которые после этого взимались лишь в селениях, где не было торжков. 25 Более того, «там, где брали головщину с проезжих торговых людей, не брали с них косток». 26

8) Пошлина за приезд, проезд и отъезд — личная проезжая пошлина с торгового человека, явившего таможенникам свой товар. Заменяла проезжую пошлину с транспортных средств. Согласно таможенной книге Устюга и Устюжского уезда 1633/34 г., с явки товара, привезенного на продажу, положено было заплатить «с лошадей приезду» или «с лошади и с проводника» 2 алт.; за право отъезда с товаром и деньгами — «с себя отъезду» или «с лошадей» («с лошади и с проводника») в том же размере или «с себя и с лошади» — 4 алт. С товара, явленного «в проезд», взимался «проезд с лошади и с проводника» в размере 2 алт., или «проезд с лошади и с себя» — 4 алт. Поскольку продавец привозного товара обычно что-нибудь покупал на товарные деньги, то с него взимали отъезд «с лошадей» по 2 алт. с лошади и дополнительно взыскивали личную пошлину «с себя». Если же купец вывозил из Устюга какую-то часть своего привозного товара, он платил еще и «с себя за приезд и отъезд». Если в городе происходила перемена лошадей, то таможня взимала за транзит товаров двойную проезжую пошлину: сначала «с приезду» или «с проезду» по 2 алт. с лошади, затем «с новонаемных лошадей отъезду» в том же размере. С проезжавших без товара взимали «проезд с себя и с лошади» тоже в размере 2 алт. с человека.

С человека из Сибири, явившего сибирский товар (меха) «в проезд», взималось «приезду сибирского» — 8 алт. 2 д. (25 коп.) с человека. В том же размере взимался личный сбор с купца за проезд в Сибирь. Если человек из Сибири после распродажи своего товара возвращался в Сибирь, с него также взимался «сибирский отъезд» в размере 25 коп. 27

Примечания

1. Пословицы: «Товар перевозить — перевоз платить», «За морем телушка полушка, да Дорог перевоз».

2. Осокин Е. Несколько спорных вопросов. С. 546; Шумаков С.А. Древнерусские косвенные налоги. С. 251—252.

3. Перхавко В.Б. Хлеботорговля в Древней Руси // ОН. 1996. № 4. С. 25. Согласно Двинской уставной грамоте 1398 г., с проходящих купеческих судов в Устюге и Вологде взималось по два пуза соли (ААЭ. СПб., 1836. Т. 1. № 13. С. 8—9).

4. См.: СГГиД. М., 1813. Ч. 1. № 36, 48, 65, 76, 77, 88, 89, 115, 116, 119, 120. Набояминазывались доски, набивавшиеся к бортам мелких судов для их возвышения.

5. ААЭ. Т. 1. № 170. С. 138.

6. Уставная таможенная грамота Новгорода Великого 1586 г. // ААЭ. Т. 1. № 332. С. 401—402.

7. ААЭ. Т. 1. № 338. С. 408.

8. Сажень — русская мера длины = 3 аршинам = 7 футам = 2.1336 м.

9. ААЭ. Т. 1. № 356. С. 432. В XVII в. размер этой пошлины увеличился. По свидетельству нидерландских посланников Бурха и Фелтдриля (1631), в Устюге и Тотьме с сажени в то время взималось по 5—6 алт. (с 10 сажен — 1.5—1.8 р.). К тому же таможенные люди стали измерять длину судна не от носа до кормы («от одной иглы до другой»), а по внешнему объему судна. По новому расчету с баржи брали уже по 8 р., в то время как прежде лишь 3 р. (Кордт В.А. Очерк сношений Московского государства с Республикой Соединенных Нидерландов по 1631 г. // Сб. РИО. СПб., 1902. Т. 116. С. 271; Отчет нидерландских послов Альберта Бурха и Иогана ван Фелтдриля о посольстве их в Москву в 1630—1631 гг. // Там же. С. 99).

10. Таможенные книги Московского государства XVII в. Северный речной путь: Устюг Великий, Сольвычегодск, Тотьма в 1633—1636 гг. / Под ред. А.И. Яковлева. М.; Л., 1950. Т. 1. С. 11—296.

11. Таможенные книги Московского государства XVII в. . Т. 1. С. 14, 15, 25 и т. д.

12. ААЭ. Т. 1. № 282. С. 321—322.

13. Там же. № 170. С. 138—139; № 338. С. 408—411; Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины. С. 23—24; Шумаков С.А. Древнерусские косвенные налоги. С. 251. Справедливости ради следует отметить, что в 30-е гг. XVII в. вологодские таможенники взимали с каждого приходившего судна «привязного» по 10 и по 40 коп. Первую ставку обычно приходилось платить местным купцам, являвшим дощаники с привозным товаром, а вторую — иностранцам (Таможенная книга города Вологды 1634—1635 гг. /Сост, и авт. введения Е.Б. Французова; Отв. ред. М.Я. Волков. М., 1983. С. 60, 65—66, 71, 77—78, 83—85, 88, 91, 94 и т. д.).

14. См.: Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины. С. 22—23; Шумаков С.А. Древнерусские косвенные налоги. С. 251.

15. ААЭ. Т. 1. № 282. С. 321; Таможенная книга города Вологды 1634—1635 гг. С. 22—457; Шумилов М.М. Русские таможенные пошлины в начале XVII века // Учен. зап. Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 1996. № 1. С. 57; Раздорский А.И. 1) Торговля Курска. С. 278; 2) Таможенная система в Вязьме. С. 262.

16. Шемякин А.И. История таможенного дела в России и Ярославский край. Ярославль, 2000. Приложение № 11. С. 177.

17. СГГиД. М., 1822. Ч. 3. № 80.

18. Шумаков С.А. Древнерусские косвенные налоги. С. 253; Кулишер И.М. История русской торговли до девятнадцатого века включительно. Пг., 1923. С. 179.

19. ААЭ. Т. 1. № 282. С. 321—322; Кулишер И.М. История. С. 179.

20. Таможенная книга города Вологды 1634—1635 гг. С. 22—457.

21. Таможенные книги Московского государства XVII в. . Т. 1. С. 11—296, 409—599.

22. Шумаков С.А. Древнерусские косвенные налоги. С. 253.

23. Относительно происхождения и содержания самого термина единого мнения не существует. У одних авторов костки ассоциируются с «гостинцем» — большой проезжей дорогой, у других — с латинским «costa» — берегом, у третьих — с «гостем». Таким образом, в первом случае под костками понимается проезжая, во втором — береговая, в третьем — гостиная пошлина.

24. Беляев И.Д. Рецензия на кн. Е.Г. Осокина. С. 60—61.

25. Осокин Е. Несколько спорных вопросов. С. 559.

26. Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины. С. 34. Уточняя это различие, Е.Г. Осокин полагал, что если головщина взималась лишь при проезде людей с товаром мимо городов и торжков, то «костки были собираемы на каждом мыте, след., и в селениях, где не было торгов» (Осокин Е. Несколько спорных вопросов. С. 559).

Взимавшиеся пошлины можно условно разделить на четыре группы: торговые; проезжие; пошлины за обслуживание; штрафные.
Проезжие пошлины:
1) мыто сухое, мыто водяное – основные пошлины за провоз товара; взимались, как правило, с судна, воза или саней, в которых перевозился товар, реже – с цены товара. До 1654 г. «мыты» содержались не только правительством, но и частными лицами, хотя и с разрешения правительства;
2) посаженное – разновидность мыта; взималось с воза или судна, груженных товаром, в зависимости от их размеров в саженях;
3) поддужное – сбор с количества телег в купеческом обозе;
4) полозовое – сбор с количества саней в обозе;
5) побережное – сбор с судна, причалившего к берегу; уплачивался деньгами или товарами, находившимися на судне в зависимости от количества судов с их размеров;
6) головщина – подать с души, головы; плата за человека на возу, ладье или ином транспортном средстве; поголовный сбор с лиц, сопровождавших товар;
7) костки – налог с людей, сопровождавших товар;
8) задние калачи – разновидность головщины; взимались при возвращении купца со своими людьми после распродажи товара;
9) мостовщина и перевоз – налог за проезд (проход) по мосту или пользование перевозом; взимался мостовщиками и перевозчиками;
10) проезжее – плата за пользование устроенными дорогами;
11) явка – пошлина с представления таможеннику или другому должностному лицу товара при его провозе на место торга; взималась также с людей (поголовно) при доставке товаров к месту торга;
12) перевоз – пошлина с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега реки на другой; взималась деньгами. От перевозной пошлины избавлялись служилые люди, их запасы и государевы гонцы. Перевозы содержались как казною, так и частными лицами с разрешения правительства. В стремлении прекратить лихоимство и другие нарушения на частных перевозах, правительство Федора Ивановича – Бориса Годунова издало указ 1596 г., «который вместе с мытами присоединил все частные перевозы к казенному управлению, постановив на них целовальников, которые обязаны были половину собранных ими денег отдавать вотчинникам и помещикам, в чьих вотчинах и поместьях перевоз находился, а другую вносить в государеву казну. Малороссия, согласно с принятыми ее правами, была вовсе избавлена от перевозной пошлины».
Торговые пошлины:
1) явка – пошлина за предъявленный в таможне товар. По прибытии в город торговый человек должен был явиться в таможню. Здесь в специальной книге записывалось его имя, название и происхождение привезенного товара, размер взысканной пошлины – явки или явленного. Пройти через таможню были обязаны все приезжие, однако явка взималась только с тех из них, кто имел при себе товар; взималась как при провозе товаров на место торга, так и с их продажи;
2) замыт – сбор, акциз; взыскивался с цены товара;
3) осьмничее (осьмичее) – фискальная пошлина, равная 1/8 стоимости товара; взималась, как и «померное» с «предметов меримых». От померного отличалась тем, что взималась с рубля, в то время как померное – с меры. Поэтому и встречаем в актах, что с одного и того же предмета берутся восмничее и померное;
4) гостиное – пошлина с привозных товаров; взималась «с оценки товаров, помещаемых в гостином дворе, на рубль, или по штукам товара»;
5) порядное – фискальная пошлина, с продажи и покупки некоторых товаров (меди, икры, рыбы, соли); взималась, как правило, с цены товара, реже с меры. Размер порядного колебался от 1/2 деньги до двух денег с рубля;
6) искунное – фискальная пошлина с продажи товаров;
7) пятно – сбор за клеймение лошадей при купле-продаже; взималась с наложения таможенным чиновником пятна на купленную или променянную лошадь как с покупателя, так и с продавца;
8) узольцовое (узловое, поузольщина) – сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей или за наложение таможенных знаков;
9) головщина – пошлина, взимавшаяся при продаже людей в рабство; взыскивалась с покупателя;
10) весчее – пошлина, которая взималась с продажи весчих товаров. Ее размер колебался от 1/6 деньги до 10 денег с рубля (обычно он составлял 2 деньги, из которых одна взыскивалась с покупателя, а другая – с продавца). После 1653 г. взыскивалась только с покупателя;
11) померное – «пошлина с продажи товаров меримых. Такими меримыми товарами считались: пшеница, рожь, овес, солод, ячмень, конопля, греча, горох… и с известной меры, а не с рубля». Размер померной пошлины колебался от подденьги до двух денег. Ее взыскивали только с продавца; «с купца никогда номера не брали».

Пошлины за обслуживание:
1) амбарное (анбарное) – плата за наем амбара;
2) гостиное – плата за остановку в гостином дворе (сверх платы за помещение). Величина этой пошлины зависела от числа купцов «долженствовавших располагать свои товары в гостином дворе: чем торговцев было более, тем амбар были дороже, и наоборот». Ее взимание производилось «гостиными дворниками», находившимися под заведыванием местного начальства, только с иногородних и иностранцев, обязанных останавливаться на гостиных дворах и из них торговать;
3) полавочное – пошлина за право торговли или за наем лавок;
4) свальное – плата за разгрузку подводы при взвешивании товара на заставе или за складку товара;
5) подъемная и рукознобная пошлины – за поднятие товара и его установку на весах; взимались на рынках весовщиками (пудовщиками) как с продавцов, так и с покупателей;
6) померное – сбор за измерение сыпучих товаров бочками или их долями;
7) весовое (весчее) – плата за взвешивание товара на торговых весах откупщика, взималась откупщиком;
8) контарное – пошлина с массы товара (1 контар = 2,5 пуда);
9) припуск – пошлина с наведения весов в равновесие при взвешивании товаров.

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация



СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 50

История таможенного дела и таможенной политики России

Вступительное слово Его Превосходительства, Полковника Амара Бангура, Чрезвычайного и Полномочного Посла Гвинейской Республики в Российской Федерации

AMBASSADE DE LAREPUBLIQUE

DE GUINEE AMOSCOU

119034 – Pomerantsev per 6

Tel: 201 36 01 – Fax (0795) 230 29 31

Fax (7502) 220 21 38

15 августа 2005 года

№ . /AGM/05

В современных условиях прогресс и экономическое развитие зависят от торговых отношений всех стран. Россия по своему географическому положению представляет большой интерес для стран африканского континента, стремящихся к независимости и к подъему жизни своего населения.

Торговые отношения во многом зависят от таможенных законодательных актов и тех экономических льгот, которые дают определенные экономические отношения. Мы имеем большой интерес к торговле с Российской Федерацией, и поэтому очень внимательно следим за благоприятными условиями таможенных торговых отношений.

Новая книга автора Валентины Пиляевой, которая меня очень заинтересовала, сейчас перед вами. Эта книга представляет интерес не только для студентов, преподавателей высших учебных заведений, работников таможенных служб, но и для всех лиц, которые хотели бы понять, как развивается Россия в области таможенного законодательства, ознакомиться с историей таможни и таможенной политики России. Весь материал написан в легкой и доступной форме. В книге имеется хронологическая таблица, которая в краткой форме дает все представление о таможенной политике России. Можно прочитать исторические материалы, которые имеются в приложении. Современные рыночные отношения имеют свою историю.

После 1917 г. история таможенной политики между СССР и Гвинейской Республикой началась в 1959 г. Я назову только несколько исторических примеров, начиная с 1959 по 1965 гг., которые показывают, что взаимоотношения между нашими странами в области таможенной политики носят теплый и доброжелательный характер.

13 февраля 1959 г. в Конакри было подписано соглашение о товарообороте и платежах между СССР и Гвинейской Республикой. Соглашением предусматривалось взаимное предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации в вопросах торговли.

24 августа 1959 г. было подписано соглашение между правительством СССР и правительством Гвинейской Республики об экономическом сотрудничестве.

1 марта 1960 г. в Конакри состоялось подписание протокола, согласно которому Советский Союз обеспечит в 1960 – 1963 гг. оказание технического содействия Гвинее в строительстве промышленных предприятий в проведении геологических работ.

8 сентября 1960 г. было подписано долгосрочное соглашение о товарообороте и платежах между СССР и Гвинейской Республикой.

16 февраля 1961 г. было подписано советско-гвинейское коммюнике в связи с пребыванием в Гвинее Л. И. Брежнева. В нем отмечается, что заключение долгосрочного соглашения о товарообороте и платежах на 1961 – 1965 гг. создает хорошую основу для дальнейшего роста товарооборота. При этом советская сторона заявила, что она готова расширить поставки в Гвинею необходимых ей товаров, машин и оборудования, нефтепродуктов, потребительских и продовольственных товаров, а также увеличить закупку традиционных товаров гвинейского экспорта.

19 февраля 1963 г. в Конакри между СССР и Гвинеей подписан протокол о товарообороте на 1963 г.

17 января 1964 г. в Москве подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинеей на 1964 г.

24 апреля 1965 г. в Конакри подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинеей на 1965 г.

31 июля 1965 г. подписано коммюнике о переговорах правительственных делегаций СССР и Гвинеи. Касаясь торгово-экономических отношений, стороны выразили удовлетворение тем, что экономическое и техническое сотрудничество между обеими странами успешно развивается. Построен и введен в эксплуатацию ряд объектов в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, которые содействуют развитию национальной экономики Гвинеи. Стороны выразили желание и дальше развивать и укреплять сотрудничество в области экономики, техники и др.

18 ноября 1965 г. в Москве подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинейской Республикой на 1966 г. Гвинея будет экспортировать в СССР ананасы, кофе, масличные семена, бокситы и др. Советский Союз будет экспортировать в Гвинею машины и оборудование, нефтепродукты, медикаменты, часы, радиоприемники и другие товары.

Россия очень богатая и интересная страна, которая имеет свою историю. Я впервые увидел Россию, когда она называлась Союзом Советских Социалистических Республик, это был 1961 г. Уже тогда я стал интересоваться не только современными достижениями вашей страны, но и ее историей. Я получил прекрасное образование в вашей стране, благодаря которому я в Гвинейской Республике стал Генеральным секретарем военно-морского флота, а впоследствии был командиром военного корабля, командиром военной базы, командиром морского флота, бригадным командиром военных кораблей, одиннадцать лет был начальником военно-морского флота Гвинейской Республики, пять лет был военным атташе в Китайской Народной Республике. Прошло много лет и Правительство моей страны – Гвинейской Республики назначило меня Послом в Российскую Федерацию. Я был очень рад, что снова увижу своих знакомых, своих близких, которых я помнил все эти долгие годы.

Интересуясь правовой литературой современной России, я попросил автора Валентину Пиляеву сделать персональную выставку ее книг под моим личным патронажем на территории посольства Гвинеи в Москве. В настоящее время в России издано около 70 книг Валентины Пиляевой, творчеством которой я был очень заинтересован. Доступное пониманию изложение правового материала произвело огромное впечатление на всех посетителей выставки, как российских, так и иностранных, что значительно помогает развитию деловых отношений с Россией.

Давая консультации по международным экономическим и правовым отношениям, Валентина Пиляева во многом содействовала налаживанию деловых и дружеских отношений стран Африки с Российской Федерацией.

Мне очень приятно осознавать, что я нахожусь в дружеской стране, языком которой я владею, и что у нас большие перспективы деловых и культурных отношений, развитию которых я содействую как посол Гвинейской Республики.

Его Превосходительство господин Амара Бангура

Чрезвычайный и Полномочный Посол

Гвинейской Республики в Российской Федерации,

Edition prefacee par Son Excellence le colonel Amara Bangoura, Ambassadeur Extraordinaire et Plenipotentiaire de la Republique de Guinee en Federation de Russie

AMBASSADE DE LAREPUBLIQUE

DE GUINEE AMOSCOU

119034 – Pomerantsev per 6

Tel: 201 36 01 – Fax (0795) 230 29 31

Fax (7502) 220 21 38

15 августа 2005 года

№ . /AGM/05

Le progrès et le développement économique dans les conditions contemporaines dépendent des relations commerciales de tous les pays. Grâce à sa situation géographique la Russie représente un grand intérêt pour les pays africains aspirants à l’indépendance et à l’amélioration de la vie de leurs peuples.

Les relations commerciales dépendent en grande partie des actes législatives douaniers et des avantages économiques. Nous éprouvons un grand intérêt au commerce avec la Fédération de Russie et suivons attentivement les conditions favorables des relations commerciales de douane.

Le nouveau bouquin de Valentina Piliaeva qui m’intéresse beaucoup, est devant vous. Il représente un intérêt non seulement pour les étudiants, professeurs, collaborateurs de la douane, mais aussi pour chacun qui voudrait comprendre les voies de développement de la Russie dans le domaine de la législation douanière. Prendre connaissance de l’histoire de la douane et de la politique douanière de la Russie. Le matériel est écrit sous une forme accessible. Il comporte le tableau chronologique qui représente en bref la politique douanière de la Russie. On peut lire des matériaux historiques ci-joint. Les relations modernes de marché ont leur histoire.

Après 1917, l’histoire de la politique douanière entre l’URSS et la République de Guinée a commencé en 1959. Je citerai quelques exemples historiques dès 1959 à 1965 qui confirment le caractère bienveillant des rapports entre nos pays dans le domaine de la politique douanière.

Le 13 février 1959 à Conakry a été signé l’accord d’échanges commerciaux et de règlements entre l’URSS et la République de Guinée. Cet accord prévoyait le régime de la nation la plus favorisée dans le commerce.

Le 24 août 1959 a été signe l’accord de coopération économique entre les gouvernements de l’URSS et de la République de Guinée.

Слово «мыт» (или «мыто») означало место, где останавливались возы и суда, впоследствии оно получило значение пошлины, собираемой с груженного товарами сухопутного и водного транспорта. Так же определяется как «пошлина за проезд в заставу, через мост, или за провоз товара, припасов; акциз, сбор; вообще пошлина за товар»

Тамга - внутренняя таможенная пошлина, введенная в России татарами и взимавшаяся со всех продаваемых товаров, преимущественно деньгами, сначала иногда и произведениями. С местных жителей взималась Т. меньшая, чем с жителей отдаленных округов или иностранцев. Максимум T. до Петра Великого было семь денег, a минимум - треть деньги с рубля; обыкновенно же Т. была от 1 ½ ден. (с местных жителей) до 4 ден. (с остальных). Брали Т. до 1653 г. и с товаров непроданных, только за их провоз, и эта Т. называлась въезжей. Возникла Т. исключительно из фискальных целей; она была столько же непривычна и противна русскому народу, как и "число" (подушная подать), впоследствии она смешалась с мытом (см.). Постановления о Т. охранялись от нарушения назначением пени с нарушителей.

С XIII века на Руси существовала сложная система пошлин т.к. каждое княжество устанавливало свои там порядки, свой перечень пошлин. В связи с введением тамги она стала торговой пошлиной, а за мытом закрепилась функция проезжей. Однако этот порядок наступил не сразу. В 14 веке мыт и тамга были проезжими и торговыми пошлинами. Таможенные сборы отличались ставкой пошлин, их количеством, разнообразием. Пошлины, бывшие в обращении, можно условно разделить на 4 группы.

1. Явка – пошлина за предъявленный в таможне товар (По прибытии в город торговый человек должен был явиться в таможню. Здесь в специальной книге записывалось его имя, название и происхождение привезенного товара, размер взысканной пошлины – «явки» или «явленного». Пройти через таможню были обязаны все приезжие, однако явка взималась только с тех из них, кто имел при себе товар.); взималась как при провозе товаров на место торга, так и с их продажи.

2. Замыт – сбор, акциз; взыскивался с цены товара.

3. Осьмничее (осьмичее, восьмничее, восьменичее) – фискальная пошлина, равная 1/8 стоимости товара. Взималась, как и «померное», с «предметов меримых». От померного отличалось тем, что взималось с рубля, в то время как померное – с меры. Поэтому и встречается в актах, что с одного и того же предмета берутся восьмничее и помер.

4. Гостиное – пошлина с привозных товаров; взималась «с оценки товаров, помещаемых в гостином дворе, на рубль или по штукам товара».

5. Порядное – фискальная пошлина с продажи и покупки некоторых товаров, например, меди, икры, рыбы, соли; взималась, как правило, с цены товара, реже с меры. Размер порядного колебался от ½ деньги до 2 денег с рубля.

6. Искунное – фискальная пошлина с продажи товаров.

7. Пятно – сбор за клеймение лошадей при купле-продаже; взималась с наложения таможенным чиновником пятна на купленную или промененную лошадь как с покупателя, так и с продавца.

8. Узольцовое (узловое, поузольщина) – сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей или за наложение таможенных знаков.

9. Головщина – пошлина, взимавшаяся при продаже людей в рабство; взыскивалась с покупателя.

10. Весчее – пошлина, которая взималась с продажи весчих товаров. Ее размер колебался от 1/6 деньги до 10 денег с рубля (обычно он составлял 2 деньги, из которых одна взыскивалась с покупателя, а другая – с продавца. После 1653 г. взыскивалась только с покупателя).

11. Померное – пошлина с продажи товаров меримых. Такими меримыми товарами считались: пшеница, рожь, овес, солод, ячмень, конопля, греча, горох… и с известной меры, а не с рубля. Размер померной пошлины брался от полденьги до двух денег. Ее взыскивали только с продавца.

1. Мыто сухое, мыто водяное – основные пошлины за провоз товара; взимались, как правило, с судна, воза, саней, в которых перевозился товар, реже – с цены товара. До 1654 года «мыты» содержались не только правительством, но и частными лицами, хотя и с разрешения правительства.

2. Посаженное – разновидность мыта; взималось с воза или судна, груженых товаром, в зависимости от их размеров в саженях.

3. Подужное – сбор за количество телег в купеческом обозе.

4. Полозовое – сбор с количества саней в обозе.

5. Побережное – сбор с судна, причалившего к берегу; уплачивался деньгами или товарами, находившимися на судне, в зависимости от количества судов и их размеров.

6. Головщина – подать с души, головы; плата за человека на возу, ладье или ином транспортном средстве; поголовный сбор с лиц, сопровождающих товар.

7. Костки – налог с людей, сопровождающих товар.

8. Задние калачи – разновидность годовщины; взимались «при возвращении купца со своими людьми после распродажи товара».

9. Мостовщика и перевоз – налог за проезд (проход) по мосту или пользование перевозом; взимался мостовщиками и перевозчиками.

10. Проезжее – плата за пользование устроенными дорогами.

11. Явка – пошлина с предоставленного таможеннику или другому должностному лицу товара при его провозе на место торга; взималась также с людей (поголовно) при доставке товаров к месту торга.

12. Перевоз – пошлина с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега реки на другой; взималась деньгами.

Пошлины за обслуживание.

1. Амбарное (анбарное) – плата за наем амбара.

2. Гостиное – плата за остановку в гостином дворе (сверх платы за помещение). Величина этой пошлины зависела от числа купцов, чем торговцев было больше, тем амбары были дороже, и наоборот. Ее взимание производилось «гостиными дворниками», находившимися под заведыванием местного начальства, только с иногородних и иностранцев, обязанных останавливаться на гостиных дворах и из них торговать.

3. Полавочное – пошлина за право торговли или за наем лавок.

4. Свальное – плата за разгрузку подводы при взвешивании товара на заставе или за складку товара.

5. Подъемная и рукознобная пошлины – за поднятие товара и его установку на весах; взимались на рынках весовщиками (пудовщиками) как с продавцов, так и с покупателей.

6. Померное – сбор за измерение сыпучих товаров бочками или их долями.

7. Весовое, весчее – плата за взвешивание товара на торговых весах откупщика; взималась откупщиком.

8. Контарное – пошлина с массы товара (1 контар = 2,5 пуда).

9. Припуск – пошлина с наведения весов в равновесие при взвешивании товаров.

1. Промыта – уклонение от уплаты мыта (промытиться – уклониться от уплаты мыта).

2. Промыт – пеня за объезд мыта и неплатеж мытной пошлины. «А кто пошлин не явит, и ему кормленщику нашему взять на том промыт»; взимался обыкновенно с воза или судна.

3. Заповедь – пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке) лошади;

 штраф с купцов, складировавших свои товары в домах частных лиц вне гостиного двора. Взимался как с хозяина товара, так и с человека, поместившего его на своем дворе;

 штраф за продажу померного товара, например, зерна без меры;

 штраф за попытку избежать весчей пошлины, взимавшейся как с купца, так и с продавца;

 пеня за неявку товара на таможню (то же, что и протаможье). Величина заповеди была обыкновенно в два рубля: один рубль шел государю, а другой – лицам, заведывавшим таможенным сбором. Иногда вся заповедь принадлежала государю.

4. Протаможье – пеня за тайный провоз товара без уплаты пошлины, за неявку его в таможне.

5. Протамга – пеня за неявку товара в таможне.

План лекции

Классификация таможенных платежей и пошлин.

2. Эволюция таможенных платежей в XVI – первой половине XVII вв. (СРС)

Практика взимания таможенных пошлин.

Классификация таможенных платежей и пошлин.

С XIII века на Руси, как было уже отмечена, существовала сложная система пошлин. Это было связано с тем, что каждое княжество устанавливало в своей вотчине свои порядки, свой перечень пошлин.

Определенное влияние на развитие таможенного дела Руси оказали монгольские завоеватели, они оказали насильственное и решительное воздействие на таможенную систему, ускорив распространение таможенных пошлин. Во второй половине XIII в. появилась новая торговая пошлина — тамга, от которой произошел глагол «тамжить», т. е. взыскивать пошлину — тамгу.

В связи с введением тамги она стала торговой пошлиной, а за мытом закрепилась функция проезжей.

В XIII — первой половине XVII вв. произошло значительное усложнение (разветвление, дифференциация) системы таможенных платежей. Всего существовало свыше 50 различного рода и наименования пошлин и сборов. Всякая услуга, оказанная торговцу, оплачивалась какой-нибудь особой пошлиной.

Система таможенных пошлин и сборов отличалась сложностью и запутанностью. Каждый товар, поступавший в продажу, подвергался оплате несколькими сборами, которые нередко взимались независимо один от другого и находились под различными названиями на одно и то же действие, на одну и ту же операцию перехода товара от продавца к покупателю. Не было единства и в понятийном аппарате таможенного дела: одному и тому же названию пошлины могло придаваться и широкое, и узкое значение; нередко одним и тем же термином обозначались пошлины, которые различались по существу, и т. д

Все пошлины и сборы, имевшие место в рассматриваемом периоде, можно условно разделить на следующие группы.

I.Проезжие пошлины.

1.Мыто (сухое и водяное) – основные пошлины за провоз товара.

2.Перевоз (перевозное) – пошлина за право перемещения людей, товаров, скота с одного берега реки на другой. Лодочные и паромные переправы («перевозы») содержались как казною, так и частными лицами с разрешения правительства.

3.Мостовщина – пошлина с транспортных средств и физических лиц за право проезда (прохода) по мосту. Взималась мостовщиками в пользу правительства и частных лиц, содержавших мосты с разрешения правительства.

4.Проезд (проезд, отъезд, отвоз, государева таможенная проезжая пошлина или проезжая пошлина) – пошлина с сухопутного транспортного средства (телеги, воза или саней), груженного товаром, явленным в «отвоз» или «в проезд». Речь идет о товарах транзитных, покупных или оставшихся нераспроданными, которые должны были следовать в другие города.

5.Головщина (с головы) — личная проезжая пошлина, встречающаяся в источниках с конца XV в. Взималась с людей, сопровождавших товар в случае привоза его в город или на Торжок, а также при транзитном проезде. Иногда брали головщину и с людей, находившихся на порожнем судне. Ставка пошлины устанавливалась от статуса приезжего/проезжего человека, а также от того, являлся ли он местным жителем, иногородним или иностранцем. Торговые люди, проплывавшие мимо города, наряду с прохожей пошлиной с судна должны были платить проплавные пошлины с себя.

6.Задние колачи — та же головщина, но в уменьшенном размере (полденьги с человека). Взималась на обратном пути следования торговых людей.

7.Костки — дополнение к мытной пошлине с проводников, идущих при товарном обозе (по деньге с человека). Головщина и костки представляли ту же самую личную пошлину, взимавшуюся с торговых людей при проезде, в то время как мыт сбирался с возов и с судов; название косток было древнее, а головщина появилась позднее; следовательно, костки являлись все той же головщиной, но лишь со старым названием.

8.Пошлина за приезд, проезд и отъезд — личная проезжая пошлина с торгового человека, явившего таможенникам свой товар. Заменяла проезжую пошлину с транспортных средств.

Проезжие пошлины взимались в денежной или натуральной форме, в зависимости от места, времени, величины, особенностей и количества транспортных средств.

II. Пошлины переходного типа.

1.Явка (явленое, явчая пошлина) — платеж, взимаемый с конца XV в. за явленные таможенникам товары и деньги на товарную закупку. Пройти через таможню, декларируя свой товар, «не складывая с воза и из судна», обязаны были все приезжие купцы, но явка взималась только с тех из них, кто привозил товар (деньги) с намерением торговать. Заявление товара (декларирование) было обязательным условием совершения других предторговых действий, самой сделки купли-продажи, а значит и уплаты всех торговых пошлин. Явка взималась один раз, иногда подменяя собой все торговые и проезжие пошлины в какой-либо местности, что сближало ее с торговыми пошлинами. На ее переходный характер от проезжей пошлины к торговой указывает и то, что она взималась одновременно как с транспортных средств, так и с лиц, объявлявших о своем приезде с товаром. Как правило, явочную пошлину взимали с иногородних торговых людей и иноземцев, но не с местных жителей. Термин «явка» приобретал смысловое значение явки-декларирования.

2.Судовая подъемная грузовая пошлина (подъемные пошлины, судовая проезжая пошлина, проезжая грузовая и т. д.) — формально проезжая, но фактически торговая пошлина, ставка которой определялась в зависимости от количества перевозимого на судне товара.

3.Замыт (дословно — вместо мыта) — торговая пошлина, введенная в XVI в. для замены мыта и проезжих пошлин вообще. Если мыто взималось за проезд с товаром, то замыт — за приезд с правом торговать (участвовать в совершении сделок купли-продажи). Таким образом, он как бы представлял собой пошлину и за право проезда, и за право торговли. Замытная пошлина взыскивалась со всякого продажного товара, а также с денег, предназначенных на его покупку.Замыт является пошлиной, взыскиваемой с цены товара.




4.Поворотное (поворот, подворное, дворовая пошлина) — пошлина за право вывоза покупного товара с гостиного двора. Взималось дворниками или воротниками с покупателя. Как правило, поворотному подлежали большие товарные партии.

5.Узольцовое (узелки, узолки, узловое, поузольщина) — сбор с местных жителей за право вывоза купленного товара в другой город. Взималось по представлении товара в таможню для обвязки и наложения таможенных знаков — «узолков», чтобы нельзя было продать во время пути. Товары, вывозившиеся в небольших количествах, этой пошлине не подлежали. Очевидно, что наложение таможенных знаков должно было предостеречь купца от совершения незаконных операций по купле-продаже в пути, а также служило гарантией беспрепятственного перемещения товара.

III. Торговые пошлины.

1.Тамга — торговая, вещная, фискальная пошлина за право торговли привозным товаром.

2.Весчее (вес, с весу, весовое, весчая пошлина, весчие деньги, пудовое и т. д.) – 1) пошлина за взвешивание на казенных весах «весовых» товаров; 2) разновидность рублевой пошлины, взимавшейся таможенными весовщиками (пудовщиками) одновременно и за взвешивание, и за право продажи (с конца XVI в. операцию по взвешиванию могли производить сами торговые люди, хотя и под контролем пудовщика). Как правило, сбор «с весу» представлял собой фискальное дополнение к тамге, а размер его взыскивалась и с покупателя и с продавца (в половинном размере с каждого). Размер весчего мог варьироваться в зависимости от свойств товара и от того, из каких мест приезжал торговый человек (с иногородних и торговых иноземцев весчее взималось в большем размере.

3.Осмничее (осминичее, осьмничее, осьмичее, восмичее, восменичее т.д.) – одна из древнейших торговых пошлин. Осмничее взималось со всех товаров, кроме хлеба, а также с денег, на которые совершались товарные закупки. До XVI в. его размер был совершенно одинаков с размером тамги, и лишь затем последний сделался сравнительно большим. В XVI—XVII вв. осмничее представляло фискальное дополнение к тамге, равная 1/8 стоимости товара. Взималась, как и «померное», с «предметов меримых». От «померного» отличалось тем, что взималось с рубля, в то время как померное – с меры. Поэтому и встречается в актах, что с одного и того же товара берутся и осмничее и помер.

4.Порядное – адвалорная ставка, которую платили местные жители, избавленные от тамги с денег, если они покупали товар из гостиного Двора для перепродажи в розницу (через лавку). Обложению порядной пошлиной подлежал ограниченный перечень товаров «весчих» (мед, соль, икра, рыба) и «меримых» (хмель).

5.Поместное — пошлина, приближавшаяся по своему значению к порядному. Взималась с товаров в том случае, если кто-либо, купив на гостином дворе, не свозя с места, там же и продавал.

6.Померное (помер, померные деньги) — пошлина с продажи товаров меримых: с зерновых, с огородных и садовых культур, с грибов, ягод, орехов и др. Взималось с известной меры, а не с рубля. Мерами служили бочки, кади, четверти, кипы и т. д. Ее взыскивали только с продавца, а с покупателя не брали. От осмничего номерное отличалось тем, что пошлина взималась с меры, в то время как осмничее — с рубля. Поэтому и встречаем в актах, что с одного и того же товара взималось и осмничее, и померное.

7.Головщина — личная пошлина с продажи человека в рабство. Ее размер взыскивалась с покупателя.

8.Пятно – регистрационный сбор за клеймение лошадей при купле-продаже; взимался с наложения таможенным чиновником пятна на купленную или обмененную лошадь, как с покупателя, так и с продавца.

9.Роговое (привязное) — пошлина за привязывание на рынке скотины. Пошлина взыскивалась и с продавца, и с покупателя.

Читайте также: