Налоговая система франции 19 века

Опубликовано: 16.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:33, доклад

Описание работы

Франция - страна, в которой в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики. Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.
Налоговая система Франции представляет собой в рамках реализации экономической (регулирующей) функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.

Содержание работы

Введение
1. История развития налогообложения во Франции
2. Общая характеристика налоговой системы Франции
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

налоги во франции.docx

1. История развития налогообложения во Франции

2. Общая характеристика налоговой системы Франции

Список используемой литературы

Франция - страна, в которой в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики. Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.

Налоговая система Франции представляет собой в рамках реализации экономической (регулирующей) функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.

Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений.

  1. История развития налогообложения во Франции

Согласно решению Генеральных штатов в 1314 г. впервые был задекларирован принцип, согласно которому новые налоги вводятся не королевским приказом, а парламентским законом. С 1341 г. вводится налог на соль в форме соляной регалии (позже откупа), а с 1439 г. — налог на земли и здания (талья). Кардинал Ришелье чётко сформулировал главную стратегию фискальной политики: «Не следует перегружать подданных налогами, но не следует и брать с них меньше, чем нужно для нужд государства».

В 1648—1652 гг во Франции разгорелась гражданская война, вошедшая в историю под названием Фронда. Непосредственной причиной Фронды стали непопулярны фискальные меры правительства, в частности введения обременительного налога на дома, что вызвало недовольство всех слоев населения. Подавление Фронды знаменовало победу королевского абсолютизма над оппозиционным ему парламентом, открыв путь к неограниченному произволу в сфере налогообложения.

Во Франции эпохи абсолютизма получила широкое распространение откупная система налогов — передача на договорной основе сбора налогов частным лицам, которые в порядке предоплаты вносили государству оговорённую сумму дохода в обмен на право собирать платежи с налогоплательщиков. Поскольку условия налоговых откупов не подлежали законодательной регламентации, открылись большие возможности для казнокрадства и коррупции. По оценкам современников, в XVIII веке в казну государства поступала лишь половина фактически собранных налогов, остальные оставалась откупщикам [1] .

Жан-Батист Кольбер (1619—1683) находясь на посту министра финансов несколько облегчил бремя налогов для бедных и жестоко расправился с казнокрадами. Через сто лет Анн Робер Жак Тюрго (1727—1781) обратил внимание на проблему социальной несправедливости в налогообложении. Он предупреждал, что сословные привилегии в форме налогового иммунитета для дворян и духовенства разрушительны для государственных финансов и, кроме того, оказывают деморализующее влияние на общество. Он отказался от практики подношений генеральному контролёру (министру) финансов взятки в 100 тыс. ливров при ежегодном заключении откупного контракта.

Великая французская революция оказала значительное влияние на развитие налоговой системы Франции. В статье 14 «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.) провозглашалось: «Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания». Великая французская революция также принесла с собой отмену налоговых иммунитетов и церковной десятины.

В течение 1807—1850 гг во Франции состоялся налоговый кадастр всех земель, охвативший все наделы в пределах государства. В XIX в. во Франции, впервые в Европе, введены акцизы на отдельные виды товаров, а также введён налог на ценные бумаги. Следующее столетие было также отмечено новациями в налоговой системе: были введены налоги на прибыль, на оборот, а в 1954 г. впервые в истории был принят принцип налога на добавленную стоимость.

  1. Общая характеристика налоговой системы Франции

Налоговая система Франции представляет собой своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.

Законодательную базу налоговой системы Франции составляет Налоговый Кодекс Франции. Во Франции он ежегодно уточняется при утверждении Закона о бюджете. К кодексу прилагаются два тома разъяснений (ежегодных комментариев).

Налогообложение во Франции является для государства главным источником формирования доходов центрального бюджета, они обеспечивают более 90 % его доходной части.

Основополагающими принципами налоговой системы Франции являются:

- гибкость. Принцип гибкости налогообложения означает способность налоговой системы реагировать на изменения экономического положения, по возможности не прибегая к мерам налогового законодательства, и не создавая препятствий для экономического роста;

- социальная направленность - этот принцип тесно связан с принципом социальной налоговой справедливости. Социальная налоговая справедливость основывается как на перераспределении, так и обеспечении налоговой свободы прожиточного минимума. Это означает, что прожиточный минимум, необходимый для поддержания достойного человеческого существования в обществе, не должен подвергаться налогообложению.

В налоговой системе Франции можно выделить ряд характерных черт, это:

- преобладание косвенных налогов;

- особая роль подоходного налога;

- учет территориальных аспектов;

- гибкость системы в сочетании со строгостью;

- широкая система льгот и скидок;

- открытость для международных налоговых соглашений.

Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость.

Отличительная черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляе6т 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны. Так, в Германии - 37,4 %, Великобритании - 18,5 %, США - 29,7 %.

Налоговые поступления в доход бюджета центрального правительства Франции составляет более 93 %.

Основной налог, дающий большую часть поступлений - это НДС - 45 %. Стандартная ставка НДС в стране - 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная - 22 %. Льготные налоги составляют чуть более одной трети от суммы налогов, поступающих в центральный бюджет. Местные налоги составляют около 40 % доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью.

Налоговая система Франции довольно эластична. Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет.

Все меры по налогообложению во Франции находятся в компетенции Парламента (Национальной Ассамблеи). Там ежегодно уточняются ставки.

Для французской налоговой системы характерны жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет.

К отличительным особенностям французского налогообложения можно отнести:

- стимулирование роста вложений в науку науку предусматривает налоговые кредиты в размере 50 % от ежегодного прироста вложений на НИОКР. При снижении вложений налог возрастает на 50 % от суммы уменьшения. ;

- налоговый авуар представляет собой компенсацию двойного налогообложения держателей акций, которые облагаются подоходным налогом как физические лица с доходов от дивидендов и также облагается налогом доход АО. Размер налогового авуара равен половине стоимости распределяемых дивидендов;

- налогообложение доходов от перепродажи имущества. Разница между продажной и покупной ценой представляет собой базу обложения. К ней применяются две разные ставки: 42 %, если акт продажи произошел в течение двух лет владения; 15 %, если акт продажи произошел после двух лет владения.

Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий.

Налогообложение опирается на государственную систему бухучета, которая является обязательной.

Список используемой литературы:

1. Ушак Н.В. Теория и история налогообложения. Учебное пособие.- М. КноРус,2009. - 327с.

2. Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп.- М. «Книжный мир», 2010. - 415с.

3. Черник Д.Г., Майбуров И.А., Литвиненко А.Н. Налоги. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.-М. «Книжный мир», 2008.- 511с.

4.Маслов Б.Г., Попова Л.В., Дрожина И.А. Налоговые системы зарубежных стран.Учебник – М.: София, 2008 – 211 с.

nalogi-vo-frantsii.jpg


Кому нравится платить налоги? Сборщиков налогов всегда недолюбливали, о борцах с ними было рассказано множество легенд. Но, несмотря на нелюбовь населения к налогам, они нужны для поддержания порядка в городах, ремонта дорог, строительства больниц и так далее.

Особенности французских налогов

  1. Несмотря на схожесть законов во многих странах ЕС, налоговая система Франции существенно отличается от иных западноевропейских государств. Французский бюджет по большей части состоит именно из налогов.
  2. Во Французской Республике социальный налог составляет почти половину от поступающих в бюджет налогов. К примеру: в государствах ЕС социальный налог составляет 1/3 от всех.
  3. За последние 30 лет во Франции наблюдается сильная децентрализация налоговых поступлений. У муниципальной администрации с каждым годом появляется все больше возможностей для распределения средств, полученных с налогов на их территории.
  4. Косвенные, или потребительские пошлины по сумме доходов в бюджет намного больше прямых налогов. Именно во Французской Республике был создан распространившийся по всему миру НДС.
  5. Приоритет ресурсов является основой французского бюджета. Сначала правительство утверждает доходную часть бюджета, а потом на нее собирают налоги и, проанализировав уже числящиеся в бюджете средства, распределяют доходы.
  6. Унификация во Франции проходит по требованиям Европейского союза. Сборы должны оплачивать все. Вместо отказа от налоговых льгот государство уменьшает ставки.

Все законы, связанные с регулировкой, отменой и созданием новых налогов рассматривает французский парламент. Во Французской Республике доход от налогов – это более 90% от всех доходов в бюджет.

Виды налогов во Французской Республике

Граждане Франции платят следующие налоги и сборы:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС);
  • Имущественные налоги делятся на два вида, которые отличаются размером налоговой ставки: жилищный и земельный;
  • Налог на ТВ;
  • Гербовый сбор;
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • Налог на богатство (действует при стоимости имущества более 0,8 миллионов долларов).

НДС во Французской Республике

Именно французы в первый раз использовали НДС. Данный вид пошлин ввели во Французской республике в 1954. Всего есть три типа налогов на добавленную стоимость: стандартный, сниженный и повышенный.

Виды налоговых ставок по НДС:

  • Повышенная ставка – Сюда входят машины, алкогольные напитки, табак и предметы роскоши. Размер налога – 22%.
  • Стандартная ставка – в нее входит большинство потребительских товаров. Размер налога – 19,6%
  • Сниженная ставка. Размеры налога – 2,2%, 5,5% и 7%

Пониженная ставка разделена на 3 категории:

  • Лечебные препараты, частично оплачиваемые соц. страховкой. На них действует минимальный размер налога – 2,2%
  • Питьевая вода, снаряжение для столовых в учебных заведениях, безалкогольные напитки, оборудование для людей с ограниченными возможностями, продукты питания. Размер налога – 5,5%
  • Общепит, транспортные услуги, литература, услуги реставраторов и ремонтников, Средства массовой информации, и медицинские препараты, которые не попадают под первый пункт.

Также во Франции есть исключения для НДС, а именно:

  • Экспорт и все, что к нему относится;
  • Финансовые организации;
  • Педагоги и врачи, занимающиеся частной практикой;
  • Государственные организации, выполняющие административную работу, занимающиеся культурой или спортом;
  • Рыбная ловля;
  • Малый бизнес с годовым оборотом меньше семидесяти тысяч евро.

Кроме компаний, выплачивающих налог на добавочную стоимость, косвенный налог с жителей Франции взимается со следующих товаров:

  • Алкогольные напитки, табачные изделия, спички, питьевая вода, кондитерские изделия, некоторые крупы, сахар и изделия из муки;
  • Энергоносители;
  • Драгоценные металлы и ювелирные изделия;
  • Игровые автоматы, телевизионная реклама, антиквариат, скульптуры, живопись, а также различные произведения искусства;
  • Процедуры, относящиеся к страховому бизнесу или биржам.

Налоги на имущество во Французской республике

Налоги на имущество во Франции разделяются на два типа: земельный и жилищный. Они действуют на всех владельцев недвижимости, вне зависимости от того, является ли гражданин резидентом Франции или нет. У этого налога есть исключения, а именно:

  • Постройки сельскохозяйственного назначения;
  • Жилые помещения, владельцы которых – люди старше 75 лет, люди, малоимущие, получающие помощь от государства и инвалиды;
  • Государственное имущество.

Категории, не входящие в этот список, оплачивают налог в размере 50% от стоимости имущества или арендной платы. С территории, на которой отсутствует застройка, взимают налог в размере 80%. На государственные участки сбор не действует. Территории с лесопосадкой освобождены от пошлин до того времени, когда они начнут приносить хозяевам денежную прибыль.

Налоговую ставку определяет местная муниципальная администрация, но закон запрещает повышать ее больше чем в 2,5 раза, чем в прошлом году.

Подоходный налог во Франции

Из НДФЛ состоит примерно 20% бюджета государства. Система сборов НДФЛ во Франции отличается от других своей многошаговостью. Начисление НДФЛ проходит на одну фискальную единицу. Этой единицей может являться как один человек, так и семья. Ставка подоходного налога – от 10,5% до 47%. Начисление подоходного налога во Франции проходит следующим образом

  • 1 фиск. – 1 чел.= 1 Коэф;
  • 1 фиск. – 2 чел. без детей = 2 Коэф;
  • 1 фиск. – 2 чел.+ 1 ребенок = 2,5 Коэф;
  • 1 фиск – 2 чел.+ 2 ребенка = 3 Коэф.

Далее все идет по такой же схеме.

Фиск. означает фискальную единицу, чел – человека, коэф – коэффициент.

Налог на наследство во Франции

Пошлина на наследование имущества входит в число самых старых налогов Французской республики, он был принят конце XVIII века. Эта пошлина действует на субъектов, получающих в наследство имущество, которое сейчас находится на территории Франции. Лицо может выступать как резидентом, так и нет. У данного налога есть исключение: имущество, которое передается во владение благотворительных фондов, муниципальных организаций или государства. Также у этой пошлины присутствует необлагаемый минимум, а именно:

Для родителей и детей он составляет €275 000, для братьев и сестер – €100 000. Для оставшихся родственников необлагаемый минимум составляет десять тысяч евро. При выдаче наследства супругам имущество передается без каких-либо налоговых обложений. Размер пошлины на наследование находится в диапазоне от 5% в том случае, если наследники – прямые потомки и до 60% при полном отсутствии какого-либо родства с умершим.

Количество налогов во Французской республике – более двух сотен. Из самых необычных можно отметить налог на богатство, который получил скандальную известность. Он распространялся на тех людей, стоимость имущества которых больше, чем 1,3 миллиарда евро. Налог, взимаемый при покупке земли отменили еще в 2006-м, но в налоговом законодательстве Франции остались достаточно странные пошлины, такие как налог на продление вида на жительство или победу в лотерее. Также в стране есть пошлина на профессиональное образование, которая взимается в размере 0,5% от текущей заработной платы. Налогом не облагаются госорганы и учебные учреждения.

Также во французском законодательстве присутствует сбор за телевидение. Он не действует в том случае, если в доме отсутствует телевизор.

Из истории налогов во Франции
Талья (франц. taille) – постоянный прямой налог во Франции 15-18 вв.
Королевская Талья как временный налог была введена в правление Людовика IX (1226-1270). С учреждением постоянной армии ордонанс в 1439 году Талья была утверждена как постоянный прямой налог. Талья была двух видов:
– в северной части Франции так называемая личная Талья (taille personnelle) – ею облагались лица из третьего сословия;
– на юге страны “реальная” или “имущественная” Талья (taille réelle) – ею облагалась земля недворянского статуса (terre roturière), независимо от сословной принадлежности землевладельца (таким образом дворянин тоже платил Талью, если имел недворянскую землю, которая, возможно, принадлежала ранее лицу третьего сословия).
В 17-18 вв. Талья уплачивалась преимущественно крестьянством. Большие размеры Тальи, произвол при её распределении делали этот налог одним из наиболее ненавистных для народа. Талья была отменена Великой французской революцией .

Особенности налоговой системы во Франции
Главная особенность налоговой системы во Франции: обязательные отчисления в государственные и общественные кассы складываются из двух крупных, примерно равных по объему, категорий: налоги (прямые, косвенные и местные), составляющие около 51 процента обязательных выплат, а также взносы в социальную кассу, объем которых составляет почти 49 процентов обязательных отчислений.
Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направления экономико-социальной политики государства.
Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как:
– социальная направленность,
– преобладание косвенных налогов,
– особая роль подоходного налога,
– учет территориальных аспектов,
– гибкость системы в сочетании со строгостью,
– широкая система льгот и скидок,
– открытость для международных налоговых соглашений.
Отличительная черта налоговой системы Франции – высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН) .

Налоги во Франции: история и современность
НДС на новую недвижимость, Value Added Tax (TVA), в размере 19,6% ее стоимости взимается в течение 20 лет. Для иностранцев существует ряд схем возвращения суммы этого налога, в том числе пребывание в стране по туристическому виду на жительство. Другой путь – соглашение об ограниченном по времени использовании новой собственности. И, наконец, сумма налога возвращается владельцу, продавшему новую недвижимость раньше истечения 20-летнего срока действия TVA в пропорциональном размере.
Налог на прирост капитала от перепродажи недвижимости для граждан из стран ЕС, не подпадающих под действие французской налоговой системы, составляет 16%, если она продается в первые пять лет после покупки. Для остальных, в том числе россиян, этот налог составляет 33,3%. В последующие десять лет возможна скидка на десять процентов. После 15 полных лет владения недвижимостью при ее перепродаже никакого налога на прирост капитала не взимается вообще.
Если вы хотите избежать налога на собственность в новостройке в размере 19,6%, Вам следует рассмотреть вариант по схеме Leasback. Единственным недостатком этой схемы является то, что она ограничивает количество недель, в течение которых вы можете пользоваться своей недвижимостью непосредственно для проживания. Такую собственность можно использовать в качестве места проведения отпусков. В остальное же время года она сдается внаем, и вы гарантированно имеете долю прибыли от аренды через управляющую компанию.

Прямые налоги с доходов
1. Подоходный налог /ПН/, которым облагаются физические лица. Ежегодно он обеспечивает около 20 % налоговых поступлений, принося почти 300 млрд. франков. Он был введен в действие в 1914 году министром финансов правительства Гастона Думерга Жозефом Кайо, а позднее неоднократно преобразовывался. Поначалу налоговые ставки варьировались от 0 до 10 процентов, а ныне – от 0 до 52,75 процентов. Выплачивается на основе декларации о доходах, подаваемой в начале каждого года, как правило, в первой декаде февраля, фактически подоходным на¬логом облагается лишь каждая вторая французская семья /15 млн семей/, остальные либо пользуются многочисленными льготами /например, в связи с семейным положением и т.д./, или их доходы не достигают нижней планки, начиная с которой выплачивается подоходный налог.
2. Налог на прибыль юридических лиц. Он был введен сразу по окончании второй мировой войны. Им облагаются предприятия и фирмы с ограниченной ответственностью. Ставка налога – 33,33 процентов. В 1994 году этим налогом облагались почти миллион фирм (около 40 процентов от действующих во Франции предприятий). В том числе 10 процентов из них выплачивают до 75 процентов общей суммы налоговых поступлений. Общий объем поступлений в казну – при¬мерно 150 млрд. франков. Для некоторых категорий предприятий, в частности для мелких и средних фирм, ставка налога на при¬быль снижена до 19 проц. в целях стимулирования.
3. Всеобщий социальный взнос /ВСВ/. Введен в 1991 году правительством Мишеля Рокара в целях погашения долга социальной кассы. Выплачивался по фиксированной ставке в 2,4 процента от всех доходов. Ежегодно он дает бюджету до 100 млрд. франков, хотя дефицит социальной кассы эта мера не преодолела. С 1997 года ВСВ поднят до 3,4 процентов за счет перевода в него 1-процентного сбора на медицинские нужды из сумм, отчисляемых в социальную кассу. В 1996 году правительством Алена Жюппе, по¬мимо ВСВ, был введен дополнительный 0,5-процентный взнос на погашение социального долга /ВПСД/, который имеет более широкий “радиус действия”, поскольку исчисляется также с пенсий и пособий по безработице. По замыслу правительства, эта мера должна погасить дефицит социальной кассы к 2009 году.
4. Солидарный налог на состояние /СНС/. Он учрежден правительством социалистов в 1982 году в виде налога на крупные состояния, но отменен правоцентристским правительством Жака Ширака в 1986 году. Возродился в нынешнем виде в 1989 году и предназначен для финансирования части субсидий неимущим слоям, отсюда его название. Им облагаются физические лица, обладающие состоянием свыше 4,6 млн. франков. Таковых во Франции ныне насчитывается около 170 тысяч, а общая сумма поступлений в бюджет не превышает 8,3 млрд. франков. Начиная с состояния в 43 млн. франков налоговые отчисления составляют 1,5 процента (максимальная ставка). Минимальная ставка – 0,5 процентов.

Прямые местные налоги
В 1959 году обрели свою нынешнюю форму /с некоторыми последующими поправками/. Включают в себя налоги на землю с постройками, на землю без построек, профессиональный налог /собирается с лиц, занимающихся частной экономической деятельностью, и юридических лиц/ и налог на жилье. Ими облагаются все собственники, арендаторы и предприятия как физические, так и юридические лица. Налог поступает в пользу местных органов власти – коммун, департаментов, регионов. Общий объем прямых местных налогов во Франции достигает около 290 млрд. франков. Из них на долю профессионального налога приходится 126 млрд. франков налога на жилье – 57 млрд. и налогов на землю – 72 млрд. Ожидается, что местные налоги будут и впредь проявлять в целом тенденцию к повышению. Это связано с общей политикой децентрализации и повышения роли местных органов власти в управлении.
Ставки местных налогов сильно варьируются по местностям и рассчитываются, как правило, из оценочной стоимости находящихся в собственности или арендуемых земли и жилых по¬строек. Так, житель Ниццы платит ежегодно около 2100 франков в качестве налога на жилище, а парижанин – менее 1300. Профессиональный налог, выплачиваемый предприятием в южном Карпантра, достигает 38 процентов от расчетной ставки, а в па¬рижском пригороде Нейисюр-Сен – 9 процентов. Ожидается, что в будущем разница в уровне местных налогов будет сокращаться, хотя и не должна полностью исчезнуть.

Налоги на нужды Европейского союза
Их объем не превышает 2,3 процентов обязательных отчислений.
Косвенные налоги (налоги на расходы).
1. Налог на добавленную стоимость. Учрежден для промышленности в 1954 году, а в 1968 году принял всеобщий характер. С тех пор неоднократно изменялся. Правительство Алена Жюппе повысило его до 18,6. Остается самым крупным источником государственных доходов – около 750 млрд. франков в год, или половина всех налоговых поступлений в государственный бюджет. Распространяется практически на все товары и услуги и включается в их продажную цену. На целый ряд товаров и услуг, относящихся к категории предметов “первой необходимости” /продовольствие, лекарства и т.д./, ставка налога снижена до 5,5 процентов, а на некоторые виды медикаментов – до 2,2 процентов. Решение о признании того или иного товара “предметом первой необходимости” за¬висит от того, насколько активно и организованно действует отстаивающее его лобби. Например, несмотря на сопротивление левых сил, к предметам первой необходимости отнесены цветы, а также услуги, предоставляемые кабельным телевидением. Их ставки НДС – 5,5 процентов. А вот мыло такой привилегии лишено, и его производителям приходится мириться со ставкой 18,6 процентов. Чистый шоколад облагается по сниженной ставке, а шоколадные изделия – по обычной. С рождественских елок отчисляются 5,5 процентов но, если они украшены искусственным снегом, налог моментально возрастает до 18,6 проц.
Среди членов ЕС лишь в Швеции, Финляндии, Дании, а также в Ирландии уровень НДС выше, чем во Франции.
2. Налоговые надбавки на бензин. Дают ежегодно до 9,6 процентов налоговых поступлений, или около 150 млрд. франков. С каждого литра бензина в пользу государства отчисляется до 70 процентов цены.
3. Налоговые надбавки на алкогольные напитки. В 1985 го¬ду отменена государственная монополия на продажу и торговлю отдельными спиртными напитками, но налог сохранился.
4. Налоговые надбавки на табак и спички. Один из самых древних налогов, связанный с государственной монополией на коммерцию этими товарами. С 1995 года табачная компания Сеита приватизирована и котируется на бирже. Однако налог на потребление табака сохранился. С каждой пачки сигарет покупатель выплачивает 75 процентов цены в пользу государства – в общей сложности более 40 млрд. франков в год.
5. Другие налоги (регистрационные сборы на услуги, на марки, на биржевые операции и т.д.). Поступления от них превышают 80 млрд. франков в год. Весьма высоким остается, на-пример, во Франции налог на право наследования. Так, с состояния в 13 млн. франков два прямых наследника должны выплатить государству 3 млн. С состояния в 1 млн. франков – около 60 тыс. Более высокие ставки лишь в Испании и Нидерландах. В Великобритании и США налог на наследство возрастает по более крутой шкале, чем во Франции и, например, с состояния в 1 млн. франков в пользу государства не отчисляется ничего, а с состояния в 13 млн – уже почти 5 млн. В целом налоги на наследство достигают 0,35 процентов ВНП (в Германии – 1 процент).
6. Кроме того, некоторые косвенные налоги взимаются местными органами власти (налог на пользование автотранспортным средством, тариф на электричество, на перемену собственника и т.д.). Их объем в общей сложности составляет около 285 млрд. франков .

Еще лекции по налоговой системе зарубежных стран:

Прямые налоги Франции

Во Франции три вида основных прямых налогов:

  • подоходный налог (impôt sur le revenu)
  • социальные отчисления (charges sociales/cotisations sociales)
  • НДС (taxe sur la valeur ajoutée TVA)

Так же необходимо оплатить налог на жилье и недвижимость. При продаже недвижимости или земли на сумму более 1,3 млн евро — налог на прирост капитала (impôt sur les plus values).

Социальные отчисления

Взносы на социальное обеспечение (sociales или cotisations sociales) собираются государством для финансирования системы социального обеспечения Франции: здравоохранение и выплата больничных пособий,выплата семейных пособий, пенсий, пособий по безработице и страховых выплат, при несчастных случаях на рабочем месте.

Сборы делятся между работодателем и работником: работодатели платят около 40–45%, а большинство сотрудников платят около 20–25% от валового дохода. Работодатель ежемесячно удерживает деньги из зарплаты. Самозанятые платят около 40% своего заработка на социальные нужды с момента начала деятельности.

Подоходный налог

Ставки подоходного налога во Франции зависят от того, состоите ли вы в браке или нет, есть ли у вас дети и, если да, сколько их, а также от вашего дохода и от того, работаете ли вы на себя.
Налог охватывает все доходы, полученные как во Франции, так и за ее приделами. При расчете налогооблагаемой суммы учитывают заработную плату, пенсию, ренты, награды, проценты по депозитным вкладам и прочие виды доходов.

Ставки подоходного налога для резидентов
  • до 10 064 €: 0%
  • 10 064 — 25 659 €: 11%
  • 25 659 — 73 369 €: 30%
  • 73 369 — 157 806 €: 41%
  • более 157 806 €: 45%
Ставки подоходного налога для нерезидентов Франции

Нерезиденты Франции платят подоходный налог по минимальной ставке. Если доход не превышает 275 19 € — 20%, если превышает, то 30% от общей суммы дохода.

Налог на налогооблагаемую прибыль от продажи французской собственности для нерезидентов, но граждан ЕС составляет 19% и 36,2% для всех остальных.

Система оплаты подоходного налога PAYE

Благодаря новой системе PAYE с каждой получаемой ежемесячной заработной платы вы будете платить подоходный налог сразу же в режиме реального времени. Так будет с разными источниками дохода, например, если вы официально трудоустроены, работодатель вычитает ваш подоходный налог из вашей заработной платы и уплачивает его непосредственно в налоговые органы. Через систему PAYE не оплачивается налог на инвестиционный доход (включая прибыль от полисов страхования жизни), прирост капитала от финансовых вложений и недвижимости, а также налог за доход, полученный вне Франции.

Система PAYE введен в начале 2019 года. Позволяет выплачивать подоходный налог с источника дохода ежемесячно.

  • заработная плата, в том числе полученная за рубежом,
  • пенсия,
  • больничный, в том числе декретный отпуск,
  • доходы от аренды недвижимости.

Тарифы

НДС во Франции (VAT или Taxe sur la valeur ajoutée) — налог на определенные товары и услуги, который включен в продажную стоимость.

  • 20 % — стандартная ставка
  • 10 % — сниженная ставка на некоторые лекарства, общественный транспорт, отели, рестораны, билеты на спортивные и культурные мероприятия
  • 5,5% — еда и книги
  • 2,1% — газеты

Возврат НДС

Если вы не резидент ЕС, то можете подать заявление на возврат НДС.

Обязательно перед выходом из магазина попросите форму Detax и поинтересуйтесь есть ли в магазине стойка для возврата налогов. Если такой стойки нет, то заполненную форму и чеки отнесите на стойку Tax Refund в главном фойе аэропорта.

На недвижимость

Если вы покупаете или уже владеете недвижимостью во Франции, вам придется заплатить налог на недвижимость (taxe fonciere) , даже если вы сдаете ее в аренду. Сумма налога основана на расчетной годовой арендной стоимости, умноженной на процент, установленный коммуной ( детали узнать можно в местной мэрии). Счет выставляется в последнем квартале текущего года. Вы можете оплатить налог в рассрочку или предварительно авторизованным платежом

Налоговая ставка на первичную недвижимость составляет 1 %, на вторничную и последующие — 3%. Так же вам придётся оплачивать дополнительные налоговые сборы prélèvements pour base élevée et sur les maison secondaire и страховые взносы.

На вывоз мусора

Налог на вывоз мусора (TEOM) оплачивается вместе с налогом на недвижимостью. Некоторые населенные пункты решают финансировать эту услугу из общего бюджета, но многие предпочитают облагать налогом жителей.

На жилье

Выплачивается при аренде жилья. С 2020 года, если облагаемый налогом ежегодный доход не выше 27 706 €, аренда не облагается налогом. Рассчитать налог (taxe d’habitation) на жилье можно тут

На ТВ

Одноразовый налог (redevance audiovisuelle) в размере 139 € выплачивается за наличие одно или нескольких телевизоров в квартире или доме. Если у вас нет телевизора, необходимо указать эту информацию в годовой налоговой декларации.

На прирост капитала

Налог (impôt sur les plus values) уплачивается при продаже зданий, земли и акций. Начиная с 2018 года, единая фиксированная ставка налога в размере 30% применяется к сберегательным и инвестиционным доходам и прибыли, включая подоходный налог в размере 12,8% и социальные отчисления в размере 17,2%.

Федеральные налоги

Если вы живете и/или работаете во Франции, вы можете оплачивать следующие налоги за:

  • личный годовой доход
  • доход от бизнеса или корпорации
  • инвестиции
  • наследство
  • имущество
  • богатство
  • купленные товары и услуги

На богатство

В 2018 году была введена многоуровневая система налога на имущество со следующими сборами:

  • 800 000 — 1 300 000 €: 0.50%
  • 1 300 000 — 2 570 000 €: 0.70%
  • 2 570 000 — 5 000 000 € : 1%
  • 5 000 000 — 10 000 000 €: 1.25%
  • свыше 10 000 000 €: 1.5%

На наследство

Налог на наследство во Франции известен своей сложностью. Для умерших резидентов Франции все активы по всему миру облагаются французским налогом на наследство, в то время как все французские владения подлежат налогообложению, даже если бенефициар не является резидентом Франции.

Для нерезидентов многие двусторонние налоговые соглашения с Францией предоставляют освобождение от уплаты французского налога на активы по всему миру.

После любых применимых отчислений и льгот, а также после добавления любых подарков, полученных от умершего в течение предыдущих 15 лет, ставки наследования составляют:

  • свыше 8 072 €: 5%
  • 8 072 — 12 109 €: 10%
  • 12 109 — 15 932 €: 15%
  • 15 932 — 552 324 €: 20%
  • 552 324 — 902 838 €: 30%
  • 902 838 — 1 805 667 €: 40%
  • свыше 1 805 667 €: 45%

Братья и сестры умершего облагаются налогом в размере 35% для сумм до 24 430 € и 45% для больших сумм, с последующим возвратом налога в размере 15 932 €. Остальные члены семьи будут облагаться налогом в размере 55% или 60% в зависимости степени родства.

На прибыль юридических лиц

Когда вы управляете собственной компанией во Франции, вы можете облагаться налогом в соответствии с системой подоходного налога с физических лиц (Impôts sur le Revenu, IR) или французской системой корпоративного налогообложения (Impôts sur les Societiés, IS).

Если вы работаете в качестве индивидуального предпринимателя или внештатного работника в рамках малого бизнеса, вы будете платить налоги и социальные сборы в зависимости от оборота (дохода от бизнеса).

Кто платит налоги во Франции

Вы обязаны платить налоги, если:

  • постоянно проживаете во Франции или имеете недвижимость. В случаях когда ваш супруг/супруга и дети проживают во Франции, а вы работаете заграницей, вы все еще можете считаться налоговым резидентом Франции.
  • проживаете во Франции более 183 дней в календарном году — не обязательно подряд.
  • ведется финансовая деятельность во Франции.
  • есть активы во Франции.

Возврат налогов, льготы и пособия во Франции

Вы можете уменьшить налоговый счет , за счет возмещения налогов, выплат пособий и предоставления льгот.

Возврат налогов, льготы и пособия предоставляются в этих случаях:

  • если вы работаете по профессии и зарабатываете ниже определенного уровня — la prime pour l’emploi (PPE)
  • выплачиваете отчисления на социальное страхование наемных рабочих
  • имеете любые расходы, связанные с профессиональной деятельностью (до 12 305 €)
  • ухаживаете за пенсионером старше 75 лет
  • потеряли прибыль от аренды недвижимости (до 10 700 €)
  • есть убытки от деловой или профессиональной деятельности
  • выплачиваете алименты на несовершеннолетних детей, не являющихся членами вашей финансовой семьи
  • используете энергосберегающие приборы в доме
  • инвестируете средства в французскую страховую компанию Assurance Vie.

Налоги во Франции для иностранцев

Иностранные граждане облагаются налогом на доход, заработанный во Франции. Таким образом, даже если вы не проживаете во Франции постоянно, но работаете во французской компании, вы будете облагаться налогом с этого дохода. Тем не менее, у Франции есть налоговые соглашения с рядом стран, которые позволяют резидентам некоторых стран избегать двойного налогообложения.

Франция присоединилась к системе автоматического обмена информацией (AEOI), которая направлена ​​на борьбу с уклонением от уплаты налогов, требуя от финансовых посредников прозрачности в отношении налоговых сборов среди стран-участников, подключенных к системе.

Подача налоговой декларации

Заполнение деклараций

Получить форму для заполнения декларации можно в налоговой инспекции (centre des impôts), в мэрии или на сайте министерства финансов.

Вы обязаны заполнить и подать французскую налоговую декларацию, даже если вы считаете, что упадете ниже порогового уровня дохода для уплаты любого французского налога.

Срок подачи налоговой декларации

Сроки подачи заявок меняются ежегодно, а сроки объявляются в марте или апреле того же года.

Если вы не уложитесь в срок, вы понесете штраф в размере 10% от суммы вашего налогового счета.

Оплата подоходного налога для самозанятых

Если вы работаете не по найму и являетесь единственным сотрудником (например, фрилансер), вы считаются микропредпринимателем и получаете налоговый статус, который значительно упрощает ваши налоговые и бухгалтерские требования. Налог будет высчитываться по системе прогрессивного налогообложения.

Если вы владеете более крупным бизнесом, который не может соответствовать статусу микропредпринимателя, вы подаете налоги в обычном режиме, когда ваш подоходный налог и отчисления на социальное страхование основываются на прибыли и вычитаются соответствующие коммерческие расходы.

Налоговая консультация

Если вы впервые столкнулись с выплатой налогов во Франции или получили наследство, лучше всего обратиться за помощью к бухгалтеру, который проанализирует финансовую ситуацию, поможет избежать ошибок и последующих штрафов.

Общие особенности налоговой системы Франции. Легитимность налогов во Франции определяется статьей 13 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Именно 1789 г. - год Великой французской революции - стал годом введения четырех главных налогов Французской Республики: налога на землю, налога на собственность (недвижимость), патентного налога, налога на двери и окна (внешние признаки богатства).

В 1914-1917 гг. во Франции был введен подоходный налог, собираемый на основе шедулярной системы. Доходы при этом подразделялись на следующие типы: от недвижимости, сельскохозяйственные доходы, прибыль промышленных и торговых предприятий, некоммерческие доходы, заработная плата, доходы от движимого имущества, процентные доходы.

Основной вклад, который Франция внесла в мировой опыт налогообложения, связан с появлением налога на добавленную стоимость - НДС - принципы взимания которого были разработаны французскими финансистами, в частности, М. Лоре. Сначала действие этого налога было проверено в тогдашней французской колонии - Кот д’Ивуар - и лишь затем, после полученных положительных результатов, с 1954 г. НДС был введен в структуру французской налоговой системы, а в последующий период НДС появился в странах - членах Европейского Экономического Сообщества. В 1980-90-е гг. НДС был скопирован многими развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Удобство взимания НДС привело к тому, что основу налоговой системы Франции составляют в настоящее время косвенные налоги, несомненное лидерство среди которых принадлежит НДС.

Нужно также отметить преобладание во Франции, как и в Германии, социальной роли налогов: налоговые поступления финансируют деятельность социально ориентированного правительства, а уровень налогов для наиболее обеспеченных французов и частных компаний должен удовлетворять требованиям социальной справедливости, перераспределяя доходы в пользу малообеспеченных граждан.

Характеристика современной налоговой системы Франции. Особенностью современного налогообложения во Франции является то, что уровень подоходных налогов в стране является средним среди стран Европейского Союза, а доля прямых налогов при этом самая низкая в ЕС. При этом велика роль косвенных налогов. Так, доля НДС в доходах центрального правительства достигает 46%. При этом во Франции, точно так же как и в Германии, достаточно высоки социальные налоги и сборы, которые существенно повышают общий уровень налогового бремени в стране.

Доля налогов в ВВП превышает 45%, причем на социальные налоги и взносы приходится почти 34% всех налоговых поступлений правительства. Налоги на товары и услуги составляют около 26% всех налоговых поступлений, индивидуальный подоходный налог - 18%, а налог на прибыль - 7%. После уплаты всех налогов у холостого налогоплательщика в среднем остается 73,5% заработанного дохода-брутто, у состоящего в браке налогоплательщика, имеющего двух детей - 85,8% дохода.[62] />Налогообложение компаний. Главной отличительной чертой французского налогообложения является то, что в основе налогообложения1 компаний лежит не глобальный принцип (принцип резидентства), а принцип налогообложения доходов у источника их образования. Соответственно, факт резидентства компании во Франции не имеет значения, поскольку доходы зарубежных постоянных предста-

вительств французских компаний, а также доходы из зарубежных пассивных источников, получаемые французскими компаниями, не облагаются французским налогом на прибыль.

Таким образом, налог на прибыль (l’impot sur Ies societes, I.S. либо ISoc) платят те компании (как отечественные, так и зарубежные), доходы которых образуются на территории Французской Республики. Согласно официальным статистическим данным, субъектами ISoc являются примерно треть французских компаний.54 Его основная ставка составляет 331/3%, которая сокращается до 15% при условии, что полученный прирост капитала долгое время сохраняется в качестве капитальных резервов компании. В дополнении к данному налогу действует дополнительная ставка в 1,5%, базой расчета которой служат налоговые обязательства, рассчитанные по ставке ЗЗ’Д либо 15%. В результате эффективная ставка ISoc соответствует 33,83% либо 15,225%. Малые и средние предприятия, размер прибыли которых не превышает 38 120 евро, уплачивают налог по основной ставке 15%. В 2005 г. Чистые поступления от налога на прибыль компаний составили 42,6 млрд. евро.55

Налог на распределение прибыли в форме процентов и дивидендов составляет 25%. Для устранения двойного экономического налогообложения получатели дивидендов применяют налоговый кредит на налог, ранее удержанный у источника выплаты дивидендов.

Налогообложение физических лиц. Налоговое резидентство физических лиц определяется во Франции на основе осуществления на территории Франции профессиональной деятельности либо на основании наличия во Франции центра экономических интересов.

Особенность налогообложения заработной платы заключается в том, что отсутствует удержание налога у источника выплаты дохода. Налог рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно по итогам фискального периода (налоговый год во Франции совпадает с календарным) и уплачивается к положенному сроку.

Стоит отметить относительную слабость индивидуального подоходного налогообложения: множество льгот для различных видов профессиональной деятельности изначально сокращают налоговую базу примерно на треть.

Подобная практика французского индивидуального подоходного налогообложения открывает широкий простор для различных махинаций и злоупотреблений.

К примеру, главные акционеры компаний могут сами себе назначать заработную плату (заранее учитывая налоговые последствия), и даже многомиллионное вы-

ходное пособие господина Месье, приведшего к финансовому краху компанию Vivendi, было освобождено от уплаты налогов.

Вместе с тем стоит отметить, что французские налоговые органы не оставляют без внимания вопросы социальной справедливости. В случае, если есть признаки расхождения более чем на 30% между задекларированным доходом и фактическими расходами, фискальные службы могут оценить реальные доходы такого налогоплательщика по определенной методике. Элементами богатства при этом могут служить объекты недвижимости, находящиеся в собственности налогоплательщика, использование прислуги, новые и мощные транспортные средства (включая яхты и авиалайнеры), скаковые лошади (свыше одной), лицензии на охоту.

При расчете налога на доходы физических лиц (l’impot sur Ie revenue, IR) используется прогрессивная шкала налогообложения. Интервалы дохода и соответствующие данным интервалам налоговые ставки представлены в табл. 10.5. Отличный от указанного в таблице порядок налогообложения применяется на заморских территориях Франции - в Гваделупе, Мартинике и Реюньоне, где максимальная ставка IR ограничена величиной 30%, и во Французской Гвиане, где предельная ставка IR составляет 40%. В 2005 г. Поступления от налога на доходы физических лиц превысили 55 млрд. евро.[63]

Читайте также: