Порядок уплаты налога предполагает определение

Опубликовано: 14.05.2024

2.1 Элементы налога и способы взимания налогов

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

  • субъект налогообложения;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • льготы по налогу;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».

Субъект налога , или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

  • прибыль;
  • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
  • совокупный доход физических лиц;
  • транспортные средства;
  • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы.

За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

  • необлагаемый минимум;
  • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
  • снижение налоговых ставок;
  • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

Существует несколько способов уплаты налогов.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Для каждого налога существует свой порядок уплаты .

Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.

Порядок уплаты налога – это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет.

Порядок уплаты налога или сбора предполагает:

1. установление механизм платежа, а именно в безналичной или наличной форме, через налоговых агентов и т.д.;

2. направление налогового платежа (бюджет, внебюджетный фонд);

3. валюта уплаты налога.

Сроки уплаты налогов – это дата или период времени, в течение которого налогоплательщик обязан перечислить налог по установленным реквизитам.

В зависимости от сроков уплаты налогов принято различать:

1. срочные налоги, то есть налоги, уплачиваемые в течение определенного времени с момента возникновения обязанности по уплате налога;

2. периодически-календарные налоги, то есть налоги, уплачиваемые в соответствии с установленными для них налоговыми периодами (месячные, квартальные, полугодовые, годовые, 1 раз в квартал).

Наравне с обязательной группой элементов, определяющих налог, существует и вторая группа элементов, которая содержит в себе так называемые факультативные элементы налогообложения.

Факультативные элементы системы налогообложения − это элементы, которые необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогу. Например, это может быть порядок удержания и возврата неправильно изъятых налогов, ответственность за неправильное налогообложение, налоговые льготы. Наличие факультативных элементов системы налогообложения предусмотрено п.2 ст. 17 НК.

К факультативным относятся следующие элементы налога:

Ø налоговая льгота;

Ø налоговые каникулы;

Ø целевой налоговый кредит

Налоговая льгота – представленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.

Наиболее распространенные виды налоговых льгот следующие:

1. изъятия – налоговые льготы, выводящие из под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;

2. скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу;

3. налоговый кредит.

Налоговые каникулы – полное освобождение от уплаты налога на определенный период.

Отсрочка– это перенесение срока уплаты налога на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка предоставляется при наличии следующих оснований:

1. нанесение налогоплательщику значительного материального ущерба в результате стихийных бедствий, катастроф;

2. задержка финансирования из бюджета;

3. задержка оплаты выполненного государственного заказа;

4. угроза банкротства в случае единовременной выплаты налогов;

5. сезонный характер предпринимательской деятельности.

Целевой налоговый кредит – изменение срока уплаты налога, на срок от 1 до 5 лет. Целевой налоговый кредит предоставляется при наличии следующих оснований:

1. выделяется организации, проводящей НИОКР, либо техническое перевооружение собственного производства;

2. осуществление внедренческой или инновационной деятельности;

3. выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

Действующая в Российской Федерации система налогообложения допускает наличие так называемых специальных налоговых режимов (ст. 18 НК РФ), которые могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2. упрощенная система налогообложения;

3. упрощенная система налогообложения на основе патента;

4. единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

5. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Функции налогов.

Существуют разные позиции по вопросу о функциях, которые выполняют налоги.Содержание этих позиций в целом близки между собой, но и имеют определенные различия.

Одна точка зрения предполагает, что налоги выполняют четыре функции:

Согласно другому подходу у налогов выделяют фискальную, регулирующую и социальную функции.

Третья точка зрения заключается в том, что налогам свойственны только фискальная и регулирующая функции. Прочие функции, которые относят к налогам, являются производными от двух названных.

Как было выяснено в предыдущих вопросах, налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и его муниципальных образований. Из этого следует, что функциональное назначение налогов, вытекающее из их сущности, заключается в создании финансовых источников реализации государством его внутренней и внешней политики. Говоря иными словами, налоги имеют своей целью обеспечить расходы публичной власти. С этой точки зрения налоги безусловно выполняют фискальную функцию.

Однако, если рассматривать функции налогов как проявление их сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента распределения и перераспределения доходов государства. В то же время необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов.

Рассматривая современную систему налогообложения современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции:

2. распределительную или социальную;

Функции налогов, разделяясь между собой, имеют между собой прочную связь. Если фискальная функция предусматривает изъятие части стоимости, то распределительная функция, напротив, предусматривает направление изъятой части стоимости на нужды общества. Говоря иными словами, через распределительную функцию собранные налоги возвращаются в той или иной форме налогоплательщикам.

Анализ и изучение динамики налоговых потоков позволяет государству судить о процессах, происходящих в обществе, влиять на эти процессы и принимать в случае необходимости регулирующие решения. Таким образом, взаимодействие данных функции образуют целостную налоговую систему.

Рассмотрим содержание каждой из функций.

Фискальная функция

Фискальная функция налогов исторически сформировалась первой и ее принято считать основной функцией. С ее помощью реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства для выполнения общегосударственных целевых программ. Благодаря этой функции формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимые для осуществления собственных функций государства (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

Уплата налогов и сборов - это порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет.

Правовые аспекты определения порядка уплаты налогов и сборов

Своевременная оплата налогов и сборов – одна из основных обязанностей плательщика налога, неисполнение которой влечет за собой привлечение нарушителя к юридической ответственности, поэтому вопросы порядка и условий произведения соответствующих платежей, исчисления их размеров и сроков выполнения данной операции довольно актуальны.

Порядок уплаты налогов и сборов, наряду с субъектом и объектом обложения, налоговой базой и налоговой ставкой, - один из основополагающих элементов системы налогообложения, на основании которого осуществляется реализация налоговой политики РФ.

Основополагающие принципы, используемые при уплате налогов и сборов

Порядок и форма уплаты налогов и сборов, обязательства и права плательщиков регламентированы ст. 58 НК РФ.

Согласно с предписаниями данной нормы права:

  • оплата налога, произведенная в надлежащей форме, осуществляется разово и в полном объеме. Законом допускается перечисление предварительных платежей, однако они не обладают основными свойствами налога, поэтому нарушение сроков их проведения и порядка исчисления не является достаточным основанием для привлечения нарушителя к юридической ответственности, в частности к административной;
  • плательщик налога (налоговый агент) или его уполномоченный представитель должен перечислять всю сумму налога или сбора в срок, установленный соответствующими нормами права;
  • соблюдение порядка исчисления и уплаты предварительных платежей, установленных НК РФ, является обязательным для плательщиков налогов;
  • допускается проведение платежа наличными и в безналичной форме;
  • порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога устанавливается НК РФ, а также налоговыми законами отдельных субъектов РФ и подзаконными актами муниципальных органов.

Правоотношения, возникающие после корректного исчисления и уплаты налогоплательщиком обязательных налогов и сборов, что предусматривает надлежащее исполнение ним налоговой обязанности, регулируются бюджетными актами правотворчества.

Способы уплаты налогов и сборов и особенности их реализации

НК РФ установлено несколько способов взимания налога, к числу которых относят:

  • уплата налога на основании декларации;
  • взимание налогового платежа с источника дохода;
  • кадастровый способ взимания налогового платежа;
  • взимание налога во время реализации дохода;
  • исполнение обязанности по уплате налога в процессе использования имущества: как движимого, так и недвижимого.

Рассмотрим некоторые способы более детально.

1. Уплата налогового сбора по декларации.

Взимание налогового платежа производится на основании декларации.

Использование данного метода предполагает обязанность налогоплательщика предоставить в соответствующий налоговый орган информацию о полученных за определенный период доходах.

Сведения, на основании которых производится исчисление налога, необходимо подать в надлежащем виде и в установленный срок. После исполнения налогоплательщиком своего обязательства по уплате налогов, орган, принявший платеж, должен вручить плательщику уведомление об оплате.

Следует отметить, что способ исполнения обязанности по уплате налогов и сборов через декларацию является недостаточно эффективным, в силу безответственности некоторых граждан и стремления неблагонадежных налогоплательщиков уклониться от выполнения обязанности. К тому же, анализ и обработка данных, представленных в декларации, требует немалых усилий и времени.

2. Уплата налога с источника дохода.

Для данного способа характерен следующий порядок взимания налога: налоговый платеж удерживается с дохода лиц до того момента, как он переходит в их собственность.

То есть уплата налогового сбора производится автоматически, что делает его более эффективным, в отличие от предыдущего способа.

3. Кадастровый способ.

Кадастровый способ взимания налога реализуется с помощью использования кадастровых реестров (домового, земельного, имущественного, промыслового и прочих), содержащих перечни типичных объектов налогообложения, которые классифицируются по внешним признакам. Кадастровый способ позволяет определить среднюю доходность конкретного объекта налогообложения.

Для данного способа характерно установление фиксированных сроков, до истечения которых налогоплательщик обязан произвести оплату. Скажем, налог на имущество физических лиц требуется уплачивать равными частями в сентябре и октябре, до 15 числа каждого месяца.

Обязанность налогоплательщиков по уплате авансовых платежей

В некоторых случаях нормами налогового права устанавливается обязанность налогоплательщика произвести оплату предварительного платежа по налогу, так называемого авансового платежа.

Необходимость внесения авансового платежа обоснована необходимостью обеспечить равномерное наполнение бюджета, что требуется во избежание кассового разрыва.

Особенности, связанные с уплатой авансовых платежей:

  • порядок уплаты авансового платежа аналогичен тому, который предусмотрен для уплаты самого налога;
  • обязанность по уплате предварительного платежа считается выполненной надлежащим образом в случае исполнения ее в порядке, предусмотренном законодательством;
  • некорректное исчисление размера авансового платежа и нарушение порядка его уплаты не является основанием для привлечения плательщика к юридической ответственности по причине ненадлежащего исполнения налогового законодательства.

Обязанности представителей местной администрации и организаций почтовой связи РФ

В соответствии с 4 пунктом 58 статьи НК РФ организации почтовой связи и органы местной администрации должны:

1. Принимать и своевременно производить перечисление денежных сумм, основным предназначением которых является уплата налогов и сборов, в бюджет РФ. Следует отметить, что взимание вышеперечисленными органами платы за прием денежных средств на оплату налога законодательством не предусмотрено;

2. Вести учет денежных средств, перечисленных в бюджет РФ в счет уплаты налога;

3. Обеспечивать выдачу налогоплательщику (налоговому агенту), оплатившему налог, документа, подтверждающего исполнение обязательства надлежащим образом. Как правило, после оплаты налога плательщик получает соответствующую квитанцию;

4. По требованию должностных лиц налоговых органов предоставлять информацию, имеющую отношение к перечислению (исчислению) налогоплательщиком или налоговым агентом средств в счет оплаты налога в бюджет государства.

Юридическая ответственность местной администрации и почтовых организаций РФ за невыполнение обязанности и нарушение порядка уплаты налогов и сборов

На перечисление наличных средств, принятых органами местной администрации от плательщиков налогов, в банк либо организацию почтовой связи РФ отводится пять дней. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, данный срок может быть продлен до момента их устранения.

Неисполнение органами местной администрации или организациями почтовой связи возложенных на них обязательств является основанием для их привлечения к юридической ответственности, предусмотренной законодательными актами РФ. При этом от надлежащего исполнения обязательства по перечислению средств, принятых от налогоплательщика (налогового агента), нарушитель не освобождается.

Ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства по перечислению средств банком или другим финансовым учреждением предусмотрена КоАП РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту по отношению к нарушителям применяются такие штрафные санкции:

  • от 10 до 30 тысяч рублей для должностных лиц;
  • в процентном соотношении к сумме перечисления (от 1 до 5%) для юридических лиц.

Определение порядка и сроков уплаты разных видов налогов и сборов

Исчисление и уплата конкретных налогов осуществляются в порядке, предусмотренном такими нормативно-правовыми актами:

  • в отношении региональных налогов применяются предписания актов правотворчества, принятых уполномоченными органами субъектов федерации;
  • исчисление и оплата местных налоговых сборов осуществляются на основании правовых актов муниципальных органов;
  • федеральные налоговые сборы – в соответствии с нормами Налогового кодекса.

На выполнение налогового обязательства законом отводится срок в один месяц, истечение которого начинается с момента получения налогоплательщиком соответствующего извещения из органа налоговой службы.

Исключение составляют случаи, когда в извещении установлен более длительный период для проведения платежа.

date image
2015-10-22 views image
13467

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


Порядок уплаты налога – это способы внесения налогоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Порядок уплаты налога, как элемент закона о налоге, предполагает решение следующих вопросов:

· направление платежа, т. е. в бюджет или во внебюджетный фонд, в который уплачивается налог;

· средства уплаты налога, т. е. в рублевых средствах, валюте; как правило, налог уплачивается в национальной валюте (возможны исключения, которые определяются законодательными актами);

· механизм платежа(в безналичном или наличном порядке, в кассусборщика налога или на бюджетный счет через банк плательщика и т. п.);

· особенности контроля за уплатой налога.

Хотя вопросы налогового контроля – предмет специальных законов о налоговой службе, в ряде случаев специфические вопросы контроля могут рассматриваться и в законах о конкретных налогах.

Общий порядок уплаты налогов и сборов приведен в ст. 58 НК РФ (ч. 1, гл. 8):

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

Существуют четыре основных способа уплаты налога:

· уплата налога по декларации;

· уплата налога у источника дохода;

· кадастровый способ уплаты налога;

· уплата налога по уведомлению.

Уплата налога по декларации состоит в следующем. На налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате.

При уплате налога у источника дохода, в отличие от способа уплаты налога по декларации, момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией организации или предпринимателем, производящим выплату.

Налоги, удержанные таким способом, называют также авансовыми налогами, так как налогоплательщик авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

Кадастровый способ уплаты налога означает, что налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества.

Особенность уплаты налога кадастровым способом состоит в том, что, поскольку имущество облагается на основе внешних признаков предполагаемой доходности, момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса.

Уплата налога по уведомлению–применяется в том случае, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти не являющиеся налоговыми агентами. Эти органы направляют налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны:

· основание к уплате и размер налога, подлежащего уплате

· расчет налоговой базы

· срок уплаты налога

Обязанность по уплате возникает не ранее даты получения уведомления.

Информация о сроках уплаты налогов и сборов отражена в ст. 57 НК РФ(ч. 1, гл. 8).

В зависимости от сроков уплаты выделяют налоги срочные и периодично-календарные.

К срочным платежам относится, например, уплата государственной пошлины.

Периодично-календарные налоги делятся на декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые. К ним, в частности, относятся: акцизы, НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на доходы физических лиц.

Со срочностью налоговых платежей связано понятие «недоимка» – сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков.




При применении российского законодательства следует иметь в виду:

· Срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах. Никакими другими нормативными правовыми актами сроки уплаты налогов устанавливаться не могут.

· Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, иначе на налогоплательщика накладываются штрафные санкции (п. 2 ст. 57 НК РФ).

· В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме:

· инвестиционного налогового кредита.

Налоговые льготы

Согласно ст. 56 НК РФ(ч. 1, гл. 8), льготами по налогам и сборам признаются предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, включая возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

По механизму своего действия налоговые льготы имеют существенные различия.

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:

Изъятия – это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок; как всем плательщикам налога, так и отдельной категории налогоплательщиков.

Скидки – это льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы. Они подразделяются:

· на лимитированные, когда размер скидок ограничен;

· нелимитированные, когда налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика.

· общими (ими пользуются все плательщики);

· специальными(для отдельных категорий субъектов).

В России при налогообложении граждан льготы (скидки) подразделяются на четыре группы: стандартные налоговые вычеты, социальные налоговые вычеты, имущественные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты.

Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов налогового кредита являются безвозвратными и бесплатными.

Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

· снижение ставки налога;

· вычет из налогового оклада (валового налога);

· отсрочка или рассрочка налога;

· возврат ранее уплаченного налога (части налога);

· зачет ранее уплаченного налога;

· целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть частичным и полным, на определенное время и бессрочно.

Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Отсрочка уплаты налога – перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок.

Рассрочка уплаты налога – деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей.

Основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога отражены в ст. 64 НК РФ (ч. 1, гл. 9).

Предоставление отсрочек или рассрочек в определенных случаях имеет платный характер. За предоставляемые отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Возврат ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование – налоговая амнистия.

Зачет ранее уплаченного налога как разновидность налогового кредита широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов).

Целевой налоговый кредит есть замена налога (части налога) натуральным исполнением. Данная льгота предоставляется налогоплательщику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, в случае выполнения налогоплательщиком особо важного заказа по социально-экономическому развитию территории или предоставления особо важных услуг населению данной территории.

Данная льгота может также предоставляться налогоплательщику в связи с его социальным или имущественным положением (например, кредит для инвалидов).

Разновидностью целевых налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит – такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита оговорены в ст. 67 НК РФ (ч. 1, гл. 9).

1. Уплата налога (сбора) производится добровольно или принуди­тельно.
При добровольной уплате налога (сбора) она производится:
• разовой уплатой всей суммы налога;
• по частям (уплатой авансовых платежей в течение налогового периода, по окончании которого производится перерасчет).
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается примени­
тельно к каждому налогу. Например, гл. 22 "Акцизы" части
второй НК РФ предусмотрен авансовый порядок взимания ак­
цизов в форме продажи акцизных марок либо специальных ре­
гиональных марок по подакцизным товарам, подлежащим обя­
зательной маркировке.
Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ, региональных налогов - законами субъектов РФ, местных налогов - нормативными правовыми актами представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
2. Налога (сборы) уплачиваются в наличной или безналичной форме. Уплата налога в безналичной форме производится путем пода­чи платежного поручения перечислить сумму налога с банков­ского счета налогоплательщика в кредитную организацию, в которой открыт данный банковский счет. Порядок оформления налогоплательщиками платежных поручений на перечисление налоговых платежей регламентирован совместным приказом Минфина РФ и МНС РФ от 29.02.2000 №№ 21н, АП-3-25/82 (вред, от 01.10.2001). Уплата налога в наличной форме может производиться посред­
ством почтового перевода, через кассу сельского или поселко­вого органа местного самоуправления или через сборщика на­логов и сборов. Исполнение обязанности по уплате налога в неденежной форме (например, передачей государству товаров или выполнением для государственных нужд каких-либо ра­бот)запрещено.
3.Выделяют три основных методологических способа уплаты налога:
по декларации;
у источника выплаты дохода;
кадастровый способ уплаты налога. При уплате налога по декларации налогоплательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган заполнен­ную в установленном порядке налоговую декларацию. В декла­рации указываются сведения о полученных доходах и про­изведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и

исчисленной сумме налога, а также другие юридически значи­мые для налогообложения сведения. При уплате налога у источника выплаты дохода налогопла­
тельщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитан­ного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпри­нимателем, производящим выплату дохода (заработной платы, сумм материального поощрения и т. д.).
Кадастр- это реестр, который устанавливает перечень типичных объектов (земель, доходов и т. п.), классифицируемых по внешним признакам, и определяет среднюю доходность объекта обложения.
4. Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте
России - российских рублях. В иностранной валюте налоговые платежи вправе совершать иностранные организации и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
5. Сроки уплаты налога (сбора) устанавливаются, изменяются нормативными правовыми актами о налогах и сборах приме­нительно к каждому налогу (сбору).
Срок уплаты налога определяется календарной датой или исте­чением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, ко­торое должно совершиться.
Налогоплательщик должен уплатить налог в установленный
надлежащий срок или (при наличии такого желания) досрочно. При нарушении этого правила налогоплательщиком уплачива­ются пени за просрочку налогового платежа. Неуплаченная
или не полностью уплаченная сумма налога в установленный срок является недоимкой, наличие которой является основани­ем для принудительного взыскания с налогоплательщика соот­ветствующих денежных сумм налоговым органом.
6. Налог (сбор) не признается уплаченным в случаях:
отзыва налогоплательщиком платежного поручения4 на пере­числение суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд);
возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд);
когда на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога имеются иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первооче­редном порядке, а налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Читайте также: