Порядок применения учетной политики последовательно от одного налогового периода к другому

Опубликовано: 15.05.2024

Автор: Белецкая Ю. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Согласно ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается организацией в учетной политике, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Каковы основные принципы формирования учетной политики? Можно ли ее изменять в течение года? Обязаны ли налогоплательщики сдавать копию приказа об учетной политике в налоговые органы?

Понятие учетной политики для целей налогообложения

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. Такое определение дано в ст. 313 НК РФ.

Налоговый учет осуществляется в целях:

формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Систему налогового учета налогоплательщик организует самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

К сведению: учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Словосочетание «выбранная совокупность допускаемых способов» подчеркивает необходимость раскрытия в учетной политике позиции налогоплательщика по тем нормам, которые оставляют право выбора за ним.

Однако учетная политика не должна ограничиваться только этим. Налогоплательщик должен выработать свой подход (и закрепить его в указанном документе) по вопросам, в отношении которых в налоговом законодательстве:

установлены только общие нормы, а не конкретные способы исчисления налогов;

содержатся противоречия и неясности;

отсутствуют применяемые институты, понятия и термины и возникает необходимость их заимствования из тех отраслей права, в которых они определены.

К сведению: формируя налоговую учетную политику, организация не только выбирает тот или иной вариант учета из предложенных гл. 25 НК РФ, но и (в случае противоречий и неясностей в налоговом законодательстве) вырабатывает свой способ определения доходов и расходов, тщательно обосновывая свой выбор и применяя термины и понятия, заимствованные из других отраслей права.

Внесение изменений в учетную политику

Учетную политику утверждают один раз при создании организации (хотя конкретные сроки утверждения учетной политики по налогу на прибыль для вновь созданной организации в НК РФ отсутствуют, полагаем, что все же это лучше сделать не позднее окончания отчетного периода, в котором создана организация). В следующие налоговые периоды ее дополняют или изменяют.

Налогоплательщик изменяет порядок учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.

К сведению: решение о внесении изменений в учетную политику при изменении методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при обновлении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу изменений его норм.

Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и зафиксировать в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налого­обложения данных видов деятельности. Об этом говорится в ст. 313 НК РФ.

Следовательно, налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях:

при изменении законодательства о налогах и сборах;

при начале осуществления нового вида деятельности.

В остальных случаях изменения в учетную политику могут быть внесены только с начала нового налогового периода.

Представление организацией налоговой учетной политики в ИФНС

Должна ли организация представлять в ИФНС налоговую учетную политику (и ее изменения)? Для ответа на этот вопрос обратимся к нормам ч. I НК РФ:

пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ говорит о праве налоговых органов требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Полагаем, что учетная политика как раз является таким документом. Значит, налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы свою учетную политику, а налоговые органы вправе ее требовать только в рамках мероприятий налогового контроля, то есть если в отношении налогоплательщика проводится проверка. Другого механизма для истребования документов НК РФ не предусматривает.

Рекомендуемые правила при составлении учетной политики

Сформулируем общие правила, которые рекомендуем соблюдать организации при составлении учетной политики.

Во-первых, из нескольких вариантов, допускаемых гл. 25 НК РФ, надо выбрать один, наиболее подходящий способ учета имущества или хозяйственной операции. Если законодательство не предусматривает возможности выбора, то писать о таком способе необязательно.

Во-вторых, следует указывать варианты учета только тех операций, которые организация совершает или собирается совершить в ближайшее время. Отражать способы учета всех операций, по которым налоговое законодательство предоставляет право выбора, необязательно. Если какая-то операция появится впервые, налогоплательщик может внести в учетную политику дополнения, которые начнут действовать сразу же.

В-третьих, если методика применения какого-либо способа не прописана в налоговом законодательстве, ее можно:

позаимствовать из бухгалтерского учета. Например, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при продаже товаров налогоплательщику предоставлено право выбора одного из трех методов списания товаров: по стоимости каждой единицы, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), по средней стоимости. Порядок списания товаров первыми двумя методами вопросов не вызывает (он следует из названия). А вот методику списания по средней стоимости можно позаимствовать из бухучета и указать в налоговой политике следующее: оценка товаров по средней себестоимости производится в порядке, аналогичном тому, который применяется в бухучете;

разработать самостоятельно и отразить в учетной политике. Например, как в случае с учетом выручки от реализации продукции с длительным технологическим циклом изготовления (более года), когда договорами не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ, ст. 316 НК РФ для целей налогообложения выручка должна распределяться с учетом принципа равномерности признания дохода, однако в самой гл. 25 НК РФ порядок распределения не прописан, поэтому его нужно разработать самостоятельно.

В-четвертых, налогоплательщику стоит максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику. Это поможет избежать возникновения разниц по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Конечно, полностью сделать аналогичными два вида учета вряд ли удастся, однако отдельные статьи расходов можно учитывать по одинаковым правилам.

В-пятых, согласно ст. 313 НК РФ, в случае если в регистрах бухгалтерского учета недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета нужными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Итак, в учетной политике нужно раскрыть позиции организации по тем нормам, которые оставляют право выбора за ней, а в случае противоречий и неясностей в налоговом законодательстве – выработать свой способ определения доходов и расходов, тщательно обосновывая свой выбор и применяя термины и понятия, заимствованные из других отраслей права.Если налогоплательщик подробно и аргументированно изложит в учетной политике не урегулированные законодательством положения, это поможет минимизировать его налоговые риски.

К сведению: основные моменты, которые следует отразить налогоплательщикам при составлении такого нужного для ведения налогового учета документа, изложены в консультации «Об учетной политике по налогу на прибыль на 2018 год».

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учетная политика

Учетная политика предприятия: различия между бухгалтерским и налоговым учетом.

Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов

Формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода;

Последовательность применения учетной политики от одного отчетного года к другому;

Непрерывность деятельности организации обозримом будущем, отсутствие намерения и необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, погашение обязательств в установленном порядке;

Временная определенность факторов хозяйственной деятельности к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

Имущественная обособленность активов и обязательств организации от активов и обязательств собственников этой организации и других организаций

ПБУ 1/98 п.6

Последовательность применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому;

Полноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности

Своевременности отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности

Осмотрительности (большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов)

Приоритета содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования)

Непротиворечивости (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца)

Рациональности ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации

Методы оценки отдельных видов активов и обязательств организации;

Рабочий план счетов бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;

Формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые и унифицированные формы;

Регистры бухгалтерского учета;

Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Состав форм и раскрытие внешней бухгалтерской отчетности;

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;

Порядок хранения документов бухгалтерского учета;

Технология обработки учетной информации;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями;

Организация работы бухгалтерской службы;

Организация работы обособленных структурных подразделений (филиалов);

Раскрытие допущений, отличных от предусмотренных в ПБУ 1/98 п.6, и причины их применения;

Проведение внешней аудиторской проверки;

Организация внутреннего аудита;

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну;

Методы оценки отдельных видов активов и обязательств организации;

Формы аналитических регистров налогового учета;

Определение налоговой базы и периодичность предоставления отчетности

Последовательно из года в год

Последовательно от одного налогового периода к другому

Изменения законодательства РФ и нормативных актов по бухгалтерскому учету

Разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета в связи с отсутствием соответствующих нормативных актов, руководствуясь обще- методологическими подходами для более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшей трудоемкости учетного процесса без снижения степени достоверности информации

language: RU; font-family: Verdana">Существенного изменения условий деятельности предприятия в связи с:

Упущения каких-либо моментов при ее первоначальном утверждении

Изменения видов деятельности предприятия

(Распространяется на все организации, независимо от организационно - правовых форм, кроме кредитных учреждений и бюджетных организаций)

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается приказом (распоряжением и т.п.) руководителя организации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Раскрытие (придание гласности) учетной политики в бухгалтерской отчетности

1. Распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе.

2. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном обЪеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

3. Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

4. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

5. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

6. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

7. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, обЪявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Последствия изменения учетной политики

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении (п.19 ПБУ 1/98).

Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 21 ПБУ 1/98 (п.20 ПБУ 1/98).

Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в п. 20 ПБУ 1/98, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью (п.21 ПБУ 1/98).

При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.

Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.

(Условныесокращения:

ПБУ 1/98 - Положение по бухгалтерскому учету "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 1/98. Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н;

ФЗ РФ ? 129-ФЗ - Федеральный закон РФ "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ" от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ( в ред. Федерального закона от 23.07.98 N 123-ФЗ);

ПВБУБО - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом ? 34Н от;

С 2021 года в бухгалтерском и налоговом учёте произошли изменения. Некоторые из них нужно отразить в учётной политике. Разбираемся, в каких случаях нужно изменить или дополнить учётную политику и что меняется в учёте с 2021 года.

Что такое учётная политика и зачем она нужна

Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

  • утверждает рабочий план счетов;
  • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
  • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

Когда надо менять учётную политику

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Бухгалтерский учёт

Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Налоговый учёт

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года

  • Электронная сдача отчётности

Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

  • Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01

Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).

Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.

  • Разрешили к применению ФСБУ 6/2020

Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.

Учётная политика для налогового учёта: что изменилось с 2021 года

Налог на прибыль

  • Обособленные подразделения

С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

  • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

  • Инвестиционный вычет по НИОКР

С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

  • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

Страховые взносы

  • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

— 6% на обязательное пенсионное страхование;

— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— 0,1% на обязательное медицинское страхование.

  • Льгота по социальным взносам для МСБ

Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

Имущественные налоги

  • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

Как изменить положения в учётной политике

Чтобы внести изменения или дополнения в учётную политику, нужно:

  1. Разработать текст изменений или дополнений с обоснованиями. Если они касаются законодательства о налогах и сборах, желательно указать ссылку на статьи закона и дату вступления поправок в силу.
  2. Установить дату их вступления в силу. Например, 1 января следующего года.
  3. Утвердить изменения или дополнения отдельным приказом — заменить устаревшие положения и ввести новые.

Стандартной формы приказа нет, организации разрабатывают его в произвольной форме. Если изменений много, можно утвердить новую редакцию приказа.

Лайфхаки при составлении учётной политики

  • Не пишите лишнего. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется и исключите документы, если они лишние. Помните, что инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые формы учёта.
  • Не детализируйте излишне утверждённый план счетов. Не нужно утверждать всю аналитику. Она достаточно часто изменяется и может появиться несоответствие реального учёта и счетов по УП.
  • Не нужно составлять новую политику каждый год. Достаточно отредактировать пункты, которые изменились, исходя из актуальных требований и потребностей.

Санкции за отсутствие учётной политики

Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ. Штрафы не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.

Учетная политика является одним из инструментов законного снижения налоговых платежей. Какие основания установлены НК РФ для изменения налоговой учетной политики? Как часто можно менять учетную политику, есть ли ограничения на изменение учетной политики, последствия изменения учетной политики по налогам.

Требования НК РФ к учетной политике для целей налога на прибыль

Учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Требования к учетной политике по налогу на прибыль содержатся в ст. 313 НК РФ:

  • в учетной политике должен быть прописан порядок ведения налогового учета по налогу на прибыль;
  • учетная политика утверждается приказом (распоряжением) руководителя и применяется последовательно от одного периода к другому;
  • если учетная политика изменяется в связи с изменением законодательства о налогах и сборах, то это происходит не ранее, чем вступают в силу изменения в законе;
  • если учетная политика изменяется в связи с изменением организацией применяемых ею методов учета, то это происходит с начала налогового периода (налоговый период для налога на прибыль — год);
  • если организация начала осуществлять новые виды деятельности, она также обязана определить и отразить в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Как сама учетная политика, так и изменения в нее (или дополнения по новым видам деятельности) оформляются приказом руководителя организации-налогоплательщика.

Порядок налогового учета — способы и методы учета отдельных хозяйственных операций и(или) объектов в целях налогообложения. Положения учетной политики организации не должны противоречить нормам НК РФ.

В отличие от изменений учетной политики для целей бухучета, последствия которых могут иметь ретроспективное отражение в бухгалтерской отчетности организации, изменения учетной политики для целей налогообложения, как правило, носят перспективный характер. То есть пересчет показателей налогового учета прошлых периодов в связи с изменением положений учетной политики для целей налогообложения не производится (см. например, письма Минфина РФ от 30.04.2014 N 03-06-05-01/20718, ФНС от 27.06.2014 N ГД-4-3/12247).

Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики — это пересчет показателей бухгалтерской отчетности так, как если бы измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Тем не менее, в НК РФ есть положения, обязывающие налогоплательщиков пересчитать данные налогового учета. Например, пересчету подлежит остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (приобретенных до перехода на УСН и не полностью признанных в расходах) при возвращении с УСН на общий режим (см. например, п. 3 ст. 346.25 НК РФ, п. 1.1 письма ФНС России от 09.01.2018 N СД-4-3/6). Однако эти нормы — не элемент учетной политики по налогам (т.е. ситуации в которых у налогоплательщика имеются варианты для выбора), а прямые положения НК РФ, которые налогоплательщик не вправе выбирать по своему усмотрению.

Судебная практика об учетной политике для целей налогообложения

Судебная практика исходит из того, что налогоплательщики не вправе по своему усмотрению изменять учетную политику и распространять новый порядок учетной политики на отношения, возникшие в период, предшествовавший внесению в нее изменений (Определение ВАС РФ от 28.02.2013 N ВАС-1483/13 по делу N А62-7945/2011). При этом если изменение учетной политики на протяжении налогового периода не привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль, то это не является самостоятельным налоговым правонарушением (Постановление ФАС МО от 24.09.2013 по делу N А40-99174/12-99-375).

Судебная практика подтверждает, что исправление налогоплательщиком ошибки в целях приведения учетной политики в соответствие с требованиями законодательства РФ о налогах и сборах, не влекущее отрицательных последствий для налогообложения, допустимо не только с 1 января года, следующего за годом издания приказа об изменении учетной политики (Постановление ФАС СЗО от 28.06.2010 по делу N А66-13314/2009).

Другое дело, если учетная политика была ошибочной, т.е. нарушала нормы НК РФ. Положения учетной политики организации для целей налогообложения не могут противоречить нормам НК РФ (Определение ВАС РФ от 14.02.2013 N ВАС-649/13 по делу N А45-21996/2011). Учетная политика, нарушающая положения НК РФ и интересы бюджета, приведет налогоплательщика к необходимости доплатить налог в бюджет. Если это сделать самостоятельно, до того, как несоответствия выявит налоговый орган, можно избежать штрафных санкций.

Например, Минфин и ФНС неоднократно разъясняли, что НК РФ не предусмотрено произвольное исключение имущества из состава амортизируемого, в том числе по критерию временного неполучения дохода. Объясняется это тем, что перечень основных средств, исключаемых из состава амортизируемого имущества, установлен п. 3 ст. 256 НК РФ. В этом пункте не содержится требования о прекращении начисления амортизации в случае отсутствия дохода от использования амортизируемого имущества в какой-либо промежуток времени (см. письма Минфина РФ от 06.06.2019 N 03-03-06/2/41359, от 28.02.2013 N 03-03-10/5834, письмо ФНС от 22.05.2013 N ЕД-4-3/9165@). На практике это означает, что для целей налогового учета недопустимо переквалифицировать ОС в товар или прочее имущество. Если налогоплательщик самостоятельно исключил ОС из состава амортизируемого имущества (т.к. прекратил его использовать в деятельности, приносящей доход), то убыток от продажи такого ОС учитывается при налогообложении прибыли частями, в течение оставшегося СПИ, как это прописано в п. 3 ст. 268 НК РФ, а не полностью в момент реализации, как это допускает НК РФ в отношении прочего имущества и товаров (подпункты. 2 и 3 пункта 1 ст. 268 НК РФ).

Изменение нелинейного метода амортизации

Не все способы учета, допустимые для выбора 25 главой НК РФ, налогоплательщик может изменять ежегодно. НК РФ предусмотрено два метода амортизации — линейный и нелинейный. Нелинейный метод позволяет списать в начальный период начисления амортизации бОльшие суммы по сравнению со случаем, когда амортизация начисляется линейным методом (см. ст. 259.2 НК РФ). Применение нелинейного метода амортизации допускается НК РФ по всему амортизируемому имуществу, за исключением (п. 3 ст. 259 НК РФ):

  • зданий, сооружений, передаточных устройств и нематериальных активов, входящих в восьмую — десятую амортизационные группы,
  • амортизируемых ОС, используемых исключительно при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ.

Выбранный метод отражается в учетной политике, и изменить его можно только с начала очередного налогового периода (п. 1 ст. 259 НК РФ). Переходить с нелинейного метода на линейный можно не чаще чем 1 раз в 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

Изменение метода формирования стоимости приобретения товара по торговым операциям

Порядок определения расходов для целей расчета налога на прибыль по торговым операциям установлен статьей 320 НК РФ. Расходы по торговым операциям текущего месяца разделяются на прямые и косвенные.

К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров.

Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ), понесенные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Таким образом, по торговым операциям у налогоплательщика есть выбор:

  1. сформировать первоначальную стоимость товара с учетом транспортных расходов или
  2. определять остаток транспортных расходов на конец периода по среднему проценту.

Избранный порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Как поступить, если налогоплательщик изменяет учетную политику? После изменения метода транспортные расходы подлежат включению в стоимость товаров. При этом в налоговом учете налогоплательщика будут числиться остатки транспортных расходов, приходящихся на ранее приобретенный товар, в цену приобретения которого не включены транспортные расходы (по прежнему варианту УП транспортные расходы не включались в стоимость товара и рассчитывались отдельно по среднему проценту).

По мнению Минфина РФ, организация в целях налогообложения прибыли может предусмотреть в налоговом учете обособленный порядок учета товаров, в стоимость которых включены транспортные расходы, и товаров, в стоимость которых данные расходы не включены. Указанный порядок должен быть установлен в учетной политике общества для целей налогообложения прибыли организаций (см. письма Минфина РФ от 30.07.2010 N 03-03-06/1/497, от 13.12.2010 г. N 03-03-06/1/771).

Изменение состава прямых и косвенных расходов по производству товаров, работ, услуг, порядок формирования остатков незавершенного производства

Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ). При этом налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). Порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов (п. 1 ст. 319 НК РФ).

С одной стороны, налогоплательщик не ограничен обязательным перечнем прямых расходов. Статьи затрат, перечисленные в п. 1 ст. 318 НК РФ, содержат слово «в частности». С другой стороны, перед тем, как сокращать список прямых расходов, используя возможности законного уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, внимательно изучите судебную практику. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2019 г. N 876-О сделан вывод, что по смыслу положений ст. 252, 318 и 319 НК РФ, налогоплательщик должен обосновать выбор в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, при том, что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом.

Следовательно, налогоплательщик вправе отнести отдельные, связанные с производством товаров (работ, услуг), затраты к косвенным расходам, только если нет реальной возможности отнести их к прямым, применив экономически обоснованные показатели (см. письма Минфина РФ от 8 декабря 2017 года N 03-03-06/1/81943, от 5 сентября 2018 года N 03-03-06/1/63428 и др.).

Как видим, при принятии решения об изменении учетной политики нужно придерживаться принципа «семь раз отмерь — один раз отрежь».

Роль и основы формирования учетной политики в учете

Все организации как большие, так и малые обязаны иметь Учетную политику, составленную в соответствии с законодательством. В связи с различными изменениями, в 2021 году это является особенно важным для любого предприятия.



Определение учетной политики

Поэтому, можно сказать, что учетная политика — это одна из важнейших составляющих любого предприятия.

Порядок формирования учетной политики организации на 2021 год утвержден приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету», соответствующее положение «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)».

Общие положения по сравнению с 2021 годом были сильно изменены. По-прежнему все организации обязаны формировать учетную политику. Но если раньше, эта обязанность была главного бухгалтера, то сейчас это можно возложить на любое лицо на предприятии, которое ведёт бухгалтерский учёт.

ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ:

В 2021 году необходимо внести существенные изменения, в учетную политику в области учета запасов. В частности, пункт «Учет материально-производственных запасов», необходимо изложить в следующем виде:

1. В соответствии с п.3. ч.1 ФСБУ 5/2019 к запасам принимаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.

2. Учет материально-производственных запасов в организации ведется в соответствии с ФСБУ 5/2019.

3. Оценка при признании. Запасы организации признаются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости

Оценка после признания. Запасы организации, оцениваются на отчетную дату по наименьшей из следующих величин:

а) фактическая себестоимость запасов;

б) чистая стоимость продажи запасов.

4. При отпуске запасов в производство, отгрузке готовой продукции, товаров покупателю, списании запасов, себестоимость запасов в организации рассчитывается по себестоимости каждой единицы.

Такая регламентация пункта «Учет материально-производственных запасов», позволит организациям привести свою учетную политику в соответствие с действующим законодательством.

Основные положения налогового учета при ОСНО

Бухгалтерский и налоговый учет в России различаются, поэтому в политике нужно отразить и основные положения по налогам. Рассмотрим основные моменты для бизнеса на ОСНО.

  • Укажите в этом разделе момент определения налоговой базы при получении предоплаты — в день отгрузки или в день получения оплаты. Выбранный момент может распространяться как на все операции в целом, так и на отдельные. Это тоже закрепляйте в учетной политике.Отразите информацию о раздельном учете НДС, если налогом облагаются не все операции или вы совмещаете два налоговых режима.
  • Определитесь с применением “5%-го правила”. Отказаться от раздельного учета НДС можно, когда доля расходов по операциям, не облагаемым НДС, составляет не более 5% от общей суммы доходов. При применении этого правила откройте отдельный субсчет для учета НДС, отдельный регистр или самостоятельно разработайте свой вариант разделения.
  • Определите базу, пропорционально которой будут распределяться общехозяйственные расходы. Это может быть выручка, прямые расходы или ваш собственный вариант.
  • Определите период для расчета НДС к вычету — месяц или квартал. Если вы формируете информацию о деятельности ежемесячно, предпочтителен ежемесячный вариант, иначе — квартальный.

Налог на прибыль

Если вы работаете на ОСНО, вы платите налог на прибыль, порядок расчета которого также нужно отразить в политике.

  • Укажите в каких регистрах собирается информация по налогу — в налоговых или в бухгалтерских с дополнительными реквизитами.
  • Выберите отчетный период — месяц или квартал.
  • Выберите базу распределения доли прибыли подразделения, если у вас есть филиалы. На выбор предложено 2 базы: ½ доли филиала в общей среднесписочной численности работников + ½ доли обособленного подразделения в общей остаточной стоимости амортизируемого имущества;
  • ½ доли филиала в общем фонде оплаты труда + ½ доли обособленного подразделения в общей остаточной стоимости амортизируемого имущества.

Ставка налога на прибыль — 20%. 3% предназначено для федерального бюджета, а 17% для регионального. Выбранная база отвечает за то, какая сумма налога подлежит уплате в бюджет региона.

Налог на имущество

Владельцы имущества разных категорий определяют налоговую базу по каждой из них. Как правило, такая необходимость появляется, если имущество расположено в разных субъектах РФ. Для целей налогового учета нужно выбрать, как вести раздельный учет: на специальных налоговых регистрах, отдельных субсчетах или иным способом.

Учет доходов и расходов

Выберите метод признания. Большинство организаций используют метод начисления. Кассовый метод доступен не всем организациям — п. 1 ст. 273 НК РФ. Производственные компании с длинным технологическим циклом могут выбрать, как распределять доходы по отчетным периодам:

  • пропорционально затратам;
  • равными долями по количеству периодов;
  • любым иным обоснованным способом.

Также придется решить вопросы по НИОКР, уступке прав требований и доходов от аренды. Например, доходы от аренды можно признавать как доходы от реализации, так и внереализационными — зависит от деятельности компании. Расходы на НИОКР списывают в разряд прочих расходов или в стоимость нематериальных активов.

Прямые и косвенные расходы

Утвердите перечень расходов, который в идеале будет идентичен перечню для бухучета. Выберите метод распределения расходов на незавершенное производство. Расходы, которые не могут быть отнесены на конкретный вид продукции, должны быть распределены согласно выбранной базы. Обозначьте эту базу в учетной политике.

Учет ТМЦ

Определитесь, как будет формироваться их стоимость — с учетом дополнительных расходов на приобретение или без них. Обозначьте расходы, которые будут включаться в стоимость приобретения.

Выберите метод оценки при реализации: по себестоимости единицы, по методу ФИФО, по средней стоимости. Аналогичные методы предложены при списании товаров.

Амортизация

Для целей налогообложения амортизация начисляется только линейным и нелинейным методом. Также НК РФ предусмотрел “амортизационные премии” — единовременное списание части стоимости имущества. Допускается применение ускоряющих и замедляющих коэффициентов. Все это вы должны отразить в УП.

Важно! Если порядок амортизации в бухучете отличается от налогового — между ними возникают разницы. Они значительно усложняют жизнь не профессиональным бухгалтерам.

Учетная политика — важный документ. Она нужна не только для того, чтобы показывать ее налоговикам, когда они приходят с проверкой. В первую очередь, политика помогает вам стандартизировать ведение учета. Во-вторую, при профессиональном подходе — чтобы сэкономить на налогах. В облачном сервисе Контур.Бухгалтерия уже есть варианты учетной политики для разных режимов налогообложения и их совмещения. Вам не придется продумывать и утверждать учетную политику — наши специалисты уже сделали это за вас. Первые 14 дней пользования предоставляются бесплатно всем желающим.

Что должна содержать учетная политика в 2021 году?

Обязательно в учетной политике надо утверждать следующие пункты:

— рабочий план счетов предприятия;

— формы первичных документов и других регистров;

— порядок проведения инвентаризации;

— способы оценки обязательств и активов;

— контроль за хозяйственными операциями.

Также организация вправе вносить и другие пункты, которые для нее важны.



Элементы учетной политики

Все вновь появившиеся изменения необходимо вносить в Учетную политику не позднее 31 декабря 2021 года, самостоятельно или с помощью специальной программы «Консультант Плюс».

Учетная политика начинает действовать с 1 января 2021 года. Организация, только что созданная, должна разработать и утвердить свою политику в течение 90 дней после того, как была зарегистрирована.

Если головная организация имеет дочерние предприятия и другие подразделения, то она должны использовать свою учетную политику для всех. Для каждых обособленных подразделений учетная политика не составляется.

Предприятие вправе изменить свою учетную политику, если были найдены новые способы ведения учета, если законодательство претерпело изменение, а также реорганизация предприятия или же смена вида деятельности.

Новая учетная политика начинает действовать сначала года, следующего за отчетным, но по закону можно и в текущем 2021 году при определенных условиях.

Чем регламентируется упрощённый бухучёт

Особенности ведения бухучёта упрощёнными способами приведены в рекомендациях в области бухучёта.

  1. «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства», утверждённые приказом Минфина № 64н от 21.12.1998. Применяют в части, не противоречащей закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
  2. «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта», разработанные НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России».

При упрощённом бухучёте можно не применять некоторые ПБУ и ФСБУ или их отдельные положения, например:

  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»;
  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
  • ФСБУ 5/2019 «Запасы» — можно не применять микропредприятиям, то есть организациям с годовым доходом до 120 млн руб. и среднесписочной численностью работников не более 15 чел.;
  • ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (вступает в силу с 1 января 2022 года, но разрешено применять его с 2021 г.) — можно не принимать во внимание отдельные положения стандарта.

Учетная политика 2021 — образец

1. Учетная политика (общий шаблон для всех предприятий)

2. Учетная политика торговой организации

3. Учетная политика управляющей компании

4. Учетная политика сельскохозяйственного предприятия

5. Учетная политика для целей налогового учета

Пояснительная записка и Учетная политика организации

Организации, которые публикуют свою отчетность, в соответствии с ПБУ 1/2008 должны указывать способы ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке. В этой записке должны содержаться следующая информация:

— способы начисления амортизации

— методы оценки МПЗ, товаров, готовой продукции

— способы признания выручки от различных видов деятельности.

Если же предприятие внесло каких-либо поправки в учетную политику, то в пояснительной записке оно обязано указать причину этих изменений, их содержание и отражение последствий, а также применение новых нормативных актов.

Также в пояснительной записке должны указываться оценочные значения, к которым, согласно ПБУ 21/2008, относятся:

  • размер оценочных резервов, которые создало предприятие
  • сроки полезного использования.

Можно заметить, что изменения в ПБУ всё дальше отдаляют бухгалтерский и налоговый учёт друг от друга, так как НК РФ строго определяет формирование резерва по сомнительным долгам и запрещает изменять сроки полезного использования.

Роль приказа

Приказ об утверждении учетной политики предприятия, являясь своего рода связкой между законодательством РФ по бухгалтерскому и налоговому учету и нормативно-правовыми актами компании, нужен для внутреннего использования.

Приказ обязывает все подразделения компании, независимо от их местонахождения, исполнять правила учетной политики, а также назначает ответственных по контролю за этим лиц.

Приказ пишет обычно секретарь организации, он же отдает его на подпись директору.

Организационные аспекты учетной политики

Здесь должна отражаться информация в первую очередь об отчетном году. Для всех организаций это период с 1 января по 31 декабря.

Организационный порядок бухгалтерской службы. Этот порядок предприятие устанавливает самостоятельно.

Если на предприятии учет ведет главный бухгалтер или уполномоченное на то лицо, то именно этот человек и несет ответственность за организацию бухгалтерского учета и ведения учетной политики.

В основном организации не серьезно относятся к формированию плана счетов, что в последствии ведет к серьезным проблемам.

При необходимости предприятие может изменить план счетов, а также включить или же, наоборот, убрать субсчета.

По закону организации должны использовать первичные документы, формы которых предусмотрены в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации,при разработки которых предусматривается наличие следующих данных:

  • наименование документа
  • код формы
  • дата составления
  • наименование организации, составившей документ
  • содержание хозяйственных операций
  • измерители хозяйственных операций в денежных и натуральных измерителях
  • список должностных лиц
  • подписи сторон.

Обратите внимание. На сегодняшний день допускается создание собственных бланков первичных документов.

Также организация должна утвердить регистры бухгалтерского учета, которые необходимы для накопления информации, отражающейся в первичных документов для ведения бухгалтерского учета.

Обязанность следить за правильностью составления регистров лежит на лице, составившее и подписавшее их. Эти лица обязаны хранить государственную и коммерческую тайны.

График документооборота тоже предусматривается в учетной политике. Обязанность по его составлению лежит на главном бухгалтере.

В соответствии с п.33 Положения поведению бухгалтерского учета отчетность должна включать показатели деятельности филиалов и подразделений данной организации. Но законом не предусмотрены формы и сроки представления отчетности обособленных подразделений, так что это нужно обязательно указать в учетной политики головной организации.

Помимо всего прочего в учетной политике прописываются способы представления отчетности. Организации сама выбирает, как представлять ей отчетность: в электронном виде или на бумажных носителях.

Читайте также: