Налоговая реформа в украине 2016

Опубликовано: 24.04.2024

Основные изменения в Налоговый кодекс Украины 2016 и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)» Министерства Финансов Украины. В целом суть проста - налогов теперь придется платить больше, хотя действительно порядок уплаты и их количество будет уменьшено, это также стоит отметить.

Налоговая реформа 2016 коснулась налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, по единому налогу (упрощенная система налогообложения), налога на прибыль предприятий, акцизного налога, налога на недвижимое имущество, транспортного налога, экологического налога и рентной платы. Эти налоги будут платить украинцы с 1 января 2016 года по новым ставкам и на новых условиях. Соответствующий Закон (законопроект №3688) "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году" ВР приняла 24 декабря 2015г. За проголосовали 251 депутат.

Единая ставка единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование теперь составляет 22%, максимальная величина базы начисления ЕСВ увеличена до 25 минимальных месячных заработных плат, а единый социальный взнос (ЕСВ), который ранее удерживался из заработной платы (дохода) работников (физических лиц) - отменен.

Так, изменения вносятся в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и в Налоговый кодекс Украины, которыми предусматривается:

1. Налог на добавленную стоимость:

- Усовершенствование порядка возмещения НДС из бюджета, который будет обеспечивать одинаковые требования и права для всех налогоплательщиков, с учетом очередности подачи налогоплательщиками заявок на возмещение НДС;

- Введение официальной публикации информации о возмещении НДС из бюджета в виде реестра с отражением в нем данных о налогоплательщике, заявленных к возмещению из бюджета сумм налога и состояния их возмещения;

- Запрет контролирующим органам отменять суммы налогового кредита по формальным признакам: налоговый кредит может быть отменено только в случае обнаружения ошибки в ИНН или если его налоговый кредит сформирован по необлагаемых операциях;

- Совершенствование системы защиты добросовестного плательщика от несвоевременной регистрации налоговых накладных/корректировок и обеспечения исправления ошибок контрагентами путем установления сроков проверки контролирующим органом контрагента (в течение 15 дней со дня подачи жалобы налогоплательщика на контрагента) и наложения штрафов за несвоевременную регистрацию и не исправление ошибок в налоговых накладных;

- Установление механизма предотвращения использования предприятиями искусственно созданного налогового кредита: установление правила доначисления обязательств в случае выявления по результатам выборочной инвентаризации недостачи приобретенных товаров/необоротных активов;

- Урегулирование технических вопросов функционирования СЕА, в частности предоставление права плательщикам НДС, применяющие кассовый метод налогового учета, в расчет суммы по формуле включать суммы налога, указанные в налоговых накладных, составленных до 1 июля 2015 года, по которому право на включение суммы в налоговый кредит возникает после 1 июля 2015 года.

- Применение до 1 января 2017 специального режима налогообложения НДС сельскохозяйственным предприятием с пропорцией 75 процентов уплата в бюджет, 25 процентов - на спецсчет для собственного использования; отмены спецрежима с 1 января 2017;

- Отмена с 1 января 2016 особенностей налогообложения НДС при поставке зерновых и технических культур, в результате чего все плательщики, которые будут экспортировать зерно, будут иметь право на бюджетное возмещение НДС;

- Введение налогообложения НДС операций по услугам по транзитному транспортировке природного газа с одновременной отменой рентной платы за транспортировку природного газа по трубопроводам на территории Украины;

- Введение освобождения от налогообложения НДС товаров и услуг, поставляемых и импортируются как международная техническая помощь и финансируемых за счет международной технической помощи;

- Введение освобождения от налогообложения НДС операций банков и других финансовых учреждений по поставке имущества, приобретенного ими в собственность в результате обращения взыскания на такое имущество.

2. Налог на доходы физических лиц предполагает увеличение ставок налога:

- Установление единой базовой ставки подоходного налога в размере 18% (вместо двух действующих ставок подоходного налога 15% и 20%); для дивидендов остается ставка в размере 5%. В результате для большинства категорий граждан ставка налога была поднята на 3%;

- Освобождение от налогообложения сумм средств, предоставленных налогоплательщику международной финансовой организацией в связи с осуществлением мер по энергоэффективности и энергосбережения;

- Освобождение от налогообложения сумм, прощенных (аннулированных) кредитором по кредитам в иностранной валюте, полученные на приобретение единственного жилья (ипотечные кредиты).

3. Единый налог (упрощенная система налогообложения):

- Уменьшение размера максимального годовой выручки для плательщиков единого налога III группы годового объема дохода с 20 млн. гривен до 5 млн. гривен;

- Увеличение ставок для плательщиков III группы: с 2 до 3% (для плательщиков НДС) - и с 4 до 5% (для неплательщиков НДС);

- Повышение в 1,8 раза ставок единого налога для IV группы плательщиков (сельхозпредприятий)

- Отмена на 2016 год применения коэффициента индексации нормативной денежной оценки земли для определения базы налогообложения для плательщиков единого налога четвертой группы.

4. Налог на прибыль предприятий:

- Отмена уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль;

- Введение квартального отчетного периода по налогу на прибыль для предприятий, у которых годовой доход от любой деятельности превышает 20 млн. грн.

5. Акцизный налог:

- Внедрение системы электронного администрирования реализации полного:

- Введение акцизной накладной, как обязательного электронного документа, который будет состоять при осуществлении всех операций по реализации горючего на внутреннем рынке;

- Предотвращения случаев реализации на АЗС неучтенных объемов топлива, из которых не уплачен акцизный налог;

- Изменение единицы измерения топлива из килограммов в литры приведенных к температуре 150С, для которых установлены ставки акцизного налога (общеевропейская практика);

- Увеличение ставок акцизного налога на 2016 год на спирт, алкогольные напитки и пиво - на 100%, на табачные изделия - на 40% (специфическая ставка) и на 3 процентных пункта (адвалорная)

- Увеличение ставок акцизного налога на топливо на 13 процентов.

6. Налог на недвижимое имущество также в 2016 году будет насчитываться по более высоким ставкам:

- Увеличение предельной ставки налога для недвижимого имущества с 2% до 3% размера минимальной заработной платы за 1 кв. метр общей площади жилой и нежилой недвижимости;

- Установление дополнительной ставки налога в размере 25 тыс. грн. для таких объектов недвижимости: квартиры площадью более 300 кв.м, дома - более 500 кв.м.

7. Транспортный налог 2016 - ставки также возрастут:

- Изменение идеологии взимания налога: объект налогообложения - автомобили стоимостью более 750 МЗП (в 2016 году - 1030000. грн.) И до 5 лет (сегодня автомобили с объемом двигателя более 3000 см. Куб. В возрасте до 5 лет);

- Определение объекта налогообложения: среднерыночная стоимость, учитывая марку, модель, год выпуска, тип и объем двигателя, тип коробки передач, пробег автомобиля (сегодня не учитывается);

- Ставка налога без изменений - 25 тыс. грн. в год;

- Перечень автомобилей, стоимость которых превышает 750 МЗП, определяется по методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины и на веб-сайте Минэкономразвития;

- Определение механизма взимания транспортного налога на период угон автомобиля.

8. Экологический налог:

- Индексация ставок на прогнозный индекс потребительских цен - 26,7%.

9) Рентная плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых:

- Уменьшение с 1 января 2016 года ставки рентной платы за пользование недрами для добычи газа природного (для нужд промышленности) с 55 до 29% (добытый из залежей до 5000 м) и с 28 до 14% (добытый из залежей более 5000 м)

- Уменьшение с 1 апреля 2016 ставки рентной платы за природный газ (для нужд населения), добытый из залежей до 5000 метров с 70 до 29%; (ставка для газа из залежей свыше 5000 метров остается неизменной 14% (как и сегодня)

- Уточнение налогообложения добычи янтаря рентной платой и установление ставки в размере 30%.

10. Рентная плата за использование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; за специальное использование воды; за специальное использование лесных ресурсов:

- Индексация ставок на прогнозный индекс цен производителей - 26,5%.

11. Рентная плата за пользование радиочастотным ресурсом Украины:

- Индексация ставок на прогнозный индекс потребительских цен - 26,7%.

12. Рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами аммиака по территории Украины:

- Отмена рентной платы за транспортировку природного газа по трубопроводам на территории Украины с одновременным введением налогообложения НДС операций по услугам по транзитному транспортировке природного газа.

Изменения в Налоговый кодекс 2016 Украина цифрах и стравнении:

С 2016 года единую ставку единого социального взноса (ЕСВ) 22% и отменяет 3,6% ЕСВ, удерживаемого из зарплаты работников. Одновременно повышается максимальная величина базы начисления ЕСВ с 17 до 25 минимальных месячных заработных плат (около 34,45 тысяч грн).

Налог на доходы физических лиц устанавливается единая базовая ставка в размере 18% вместо двух действующих ставок 15% и 20%, для дивидендов из источника в Украине остается ставка в размере 5%, для доходов из-за рубежа – 18%, для налогообложения больших пенсий – 15%.

Упрощенная система налогообложения закон содержит норму об уменьшении для плательщиков III группы годового объема дохода с 20 млн грн до 5 млн грн с увеличением ставок с 2% до 3% – для плательщиков НДС и с 4% до 5% – для неплательщиков НДС. Помимо того, повышаются в 1,8 раза ставки единого налога для IV группы плательщиков (сельхозпредприятий), а коэффициент индексации нормативной денежной оценки земли для определения базы налогообложения для плательщиков единого налога IV группы установлен на уровне 120%.

Налог на прибыль предприятий, закон содержит отмену уплаты ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль, введение квартального отчетного периода по налогу на прибыль для предприятий, у которых годовой доход от любой деятельности превышает 20 млн грн. Несмотря на дискуссию в парламентском зале, в тексте сохранены отдельные льготы для участников будущей финансовой реструктуризации долгов, хотя соответствующие законы еще не приняты.

Ставки акцизного налога на 2016 год на спирт, алкогольные напитки (кроме натурального вина) повышаются на 50%, на пиво и игристое вино – на 100%, специфическая ставка акцизного сбора и минимальное акцизное налоговое обязательство для табачных изделий увеличивается на 40% без повышения адвалорной ставки, акциз на топливо – на 13%.

Налог на недвижимое имущество увеличивается предельная ставка налога с 2% до 3% размера минимальной заработной платы за 1 кв. метр общей площади жилой и нежилой недвижимости (41,34 грн), а также устанавливается дополнительная ставка налога в размере 25 тысяч грн для квартир площадью более 300 кв. м и домов площадью более 500 кв. м. Также в рамках индексации повышается рентная плата за пользование радиочастотным ресурсом Украины на половину прогнозного индекса инфляции – 13,35%, экологический налог – на весь прогнозный индекс – 26,7%, рентная плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также плата за специальное пользование водой и лесными ресурсами на прогнозный индекс цен производителей - 26,5%.

В целом вывод простой - налогов стало меньше, ставки основных налогов возросли в 2016, что приведет к дальнейшему увеличению налоговой нагрузки как для бизнеса, так и для физических лиц.

* Проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году» от 22.12.2015 г. № 3688. Ищите по ссылке: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=57512.

Налог на прибыль

1. Основная ставка налога сохранится на уровне 18 % (причем в долгосрочной перспективе).

2. Есть приятная новость: с 01.01.2016 г. отменяется необходимость уплаты ежемесячных авансовых взносов («дивидендные» взносы продолжаем уплачивать!).

3. Обратная сторона медали — расширение круга плательщиков, ежеквартально подающих декларацию по прибыли. Но если вы «малодоходник» (доход за предыдущий год не превышает 20 млн грн.), для вас отчетный период — год.

4. Кроме того, предусмотрен «разовый» декабрьский аванс-2016, который придется уплатить до 31 декабря. нет, не 2015-го ☺, а 2016 года. Тех, кто за 2016 год будет отчитываться лишь однажды — по итогам года, такое «счастье» должно миновать.

5. Теперь о том, что, возможно (но не факт; еще могут переиграть), придется учесть уже при декларировании за 2015 год. Из неприятных новостей выделим возврат к 2,5-тысячной границе для ОС/МНМА «задним числом», т. е. применительно ко всему 2015 году (а не только к периоду 01.01.2015 г. — 31.08.2015 г.).

Не корректируете налог на разницы по итогам 2015 года? Законодатели добавят работы. Касается она старых «ремонтных» расходов (понесенных до 01.01.2015 г.). Если в бухучете вы их капитализировали и продолжали амортизировать после 01.01.2015 г., а в налоговом учете до 01.01.2015 г. отнесли на расходы, тогда законодатель настаивает на «исправлении этой несправедливости» (ведь такие расходы через бухучет снова влияют на финрезультат / объект обложения налога на прибыль)!


Законодатель требует увеличения на сумму таких ремонтов/улучшений финрезультата до налогообложения-2015.

1. Ставки НДС остаются неизменными (20 %, 7 % и 0 %). Без изменений порог для обязательной НДС-регистрации в 1 млн грн. (ранее собирались увеличить до 2 млн грн. с 01.04.2016 г.).

2. Планируют отменить такое основание для аннулирования НДС-регистрации, как отсутствие по местонахождению ( п.п. «ж» п. 184.1 НКУ). Соответственно, решится проблема с «9-м станом».

3. Для сельхозников в 2016 году все-таки хотят установить уплату НДС в пропорции 75:25 (75 % идет в бюджет, 25 % остается в распоряжении аграриев). Также планируется отменить «зерновую» льготу. Плательщики, которые будут экспортировать зерно, будут иметь право на БВ НДС.


А вот IТ-льготу, установленную п. 26 1 подразд. 2 разд. XX НКУ, все-таки решили сохранить.

4. Минбаза по поставке самостоятельно изготовленных товаров/услуг — обычная цена (ранее себестоимость). «Розничного» акциза в НДС-базе точно нет (практика уже пошла по этому пути).

5. СЭА. В качестве «составляющей» формулы появится ∑Овердрафт. Принцип его начисления сохраняется, но уточняется, что пересчитывать его будут в течение первых 6 рабочих дней квартала, а не в течение первого числа квартала.


Для тех, кто применяет «кассовый» метод для лимита, будут учитываться НН, составленные до 1 июля, если право на НК по ним возникло после этой даты.

6. По НН. Права на НК не будет давать НН с «ошибочным» ИНН или если на необъектные или льготные поставки по ошибке составлена НН как на обычную поставку (с суммой НДС). По данным стенограммы, скорее всего, будет закреплена логичная норма о том, что даже ошибка в обязательных реквизитах НН, если она не мешает идентифицировать операцию и не влияет на данные СЭА, дает право на НК (за исключением ошибки в коде УКТ ВЭД). Изначально проектом планировалось оставить действующую норму о том, что ошибка в обязательных реквизитах не дает права на НК.

Также, скорее всего, в НКУ будут включены нормы о применении штрафов к поставщику за ошибки в обязательных реквизитах НН**.

** Эта норма обсуждалась в статье «Ошибка в НН — не преграда для НК?! (готовимся к 2016 году)» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 45.

7. По БВ. Планируется исключить п. 200.5 НКУ, согласно которому ранее не имели право на БВ НДС-новички, а также лица, у которых объем поставки меньше, чем сумма БВ. Планируется ввести реестр получателей БВ. Возмещение НДС будет происходить в порядке очередности внесения в Реестр заявлений на БВ.

Налог на доходы физических лиц и ВС

Ставки НДФЛ. Основная ставка 18 %. Кроме нее, есть еще три ставки НДФЛ — 15 % (планируется применять к облагаемой части пенсии), а также 5 % и 0 % (применяют в случаях, прямо определенных НКУ, например, как и сегодня, по ставке 5 % будут облагать дивиденды, начисленные плательщиком налога на прибыль, по ставке 18 % — неплательщиком).

НСЛ. Льготу в минимальном размере хотят установить на уровне 50 % прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 1 января 2015 года (далее — ПМТЛ). А значит, о планируемом ее повышении с 2016 года до 100 % ПМТЛ, скорей всего, придется забыть.


По военному сбору (ВС) все без изменений. База обложения та же, ставка прежняя — 1,5 %.

Единый социальный взнос

Плательщики ЕСВ. Исключены наемные работники. Что из этого следует? ЕСВ будут уплачивать только в части начислений на базу взимания взноса. Удержаний не будет!

База начисления ЕСВ. Максимальную величину базы начисления ЕСВ планируется поднять с сегодняшних 17 до 25 размеров ПМТЛ, установленного законом.


Уточнено, что ЕСВ не нужно начислять как на средний заработок мобилизованных работников, который будет компенсироваться из бюджета, так и на средний заработок тех «солдат предприятия», кто был призван на срочную военную службу либо решил служить по контракту.

Требование об уплате ЕСВ с минзарплаты, если по работнику база взимания ЕСВ меньше минзарплаты, сохраняется.

Ставки ЕСВ. Для «обычных» предприятий, бюджетников и всех предпринимателей единая ставка в части начислений на базу взимания ЕСВ — 22 %. Сохранены льготные ставки в части начислений на зарплату инвалидов, работающих у юрлиц, предприятий и организаций всеукраинских общественных организаций инвалидов, а также предприятий и организаций общественных организаций инвалидов.

Единый налог: ЧПЕНы и ЮРЕНы

Главное облегчение — юрлиц на ЕН оставляют! Но с нюансами, о которых ниже.

Группы остались теми же, виды деятельности — прежние. Но в группе 3 предельный объем дохода сокращают с 20 млн до 5 млн грн., а ставку ЕН повышают на 1 %: 3 % (с НДС) или 5 % (без НДС). Это касается и ЧПЕНов, и ЮРЕНов.

ЮРЕНам группы 4 (сельхозники) увеличили ставки ЕН в 1,8 раза.


В остальном по-прежнему: ЧПЕНы группы 3 могут быть НДСниками, РРО-иммунитет остается для тех, у кого годовой доход меньше 1 млн, ВЭД разрешен.

Предприниматели (ФЛП) на общей системе

Ставка НДФЛ — 18 %, независимо от суммы чистого дохода.

Изменяется подход к уплате квартальных авансов. Авансы по НДФЛ рассчитываются не по данным прошлого года, а по текущим данным: исходя из фактической величины чистого дохода, отраженного в Книге учета доходов и расходов за квартал. Уплачиваются авансы не в середине, а по окончании квартала, в срок до 20.04, 20.07, 20.10 — за І, ІІ и ІІІ кварталы соответственно. За IV квартал не уплачиваются, так как по итогам года происходит окончательный расчет по НДФЛ. За убыточные кварталы авансы = 0.

Декларация по-прежнему годовая. Учет доходов и расходов прежний.

Что касается акцизного налога, то субъектов, занимающихся реализацией топлива, во втором (!) полугодии ожидает настоящий кошмар (основные нововведения в этой части найдете в ст. 231 и 232 НКУ в редакции проекта № 3688).

Это СЭА реализации топлива, со «всеми прелестями»: акцизными накладными, РК к ним и регистрацией в Едином реестре акцизных накладных… Даже «суперформула-2» присутствует (будет служить для определения объема реализованного топлива по каждому коду товарной подкатегории УКТ ВЭД, на который плательщик сможет зарегистрировать акцизные накладные и/или РК*** в Едином реестре акцизных накладных). И куда же без штрафов ☹.

*** А также корректировки заявок на пополнение объема остатка топлива.

Учет объемов топлива (внимание: именно объемов, а не их стоимости) в СЭА реализации топлива будет вестись по каждому коду товарной подкатегории УКТ ВЭД.


Подчеркнем: п. 57 разд. I проекта № 3688 (в его сегодняшней редакции) относительно введения акцизных накладных при реализации топлива, Единого реестра акцизных накладных и «СЭА-2» (при реализации топлива) вступает в силу с 01.07.2016 г.

Налоговая реформа как последний вызов для Украины
Статьи

Налоги на заработную плату составляют порядка 60% выплат, что и вынуждает бизнес уходить в тень. Экономический эксперт Алексей Геращенко отмечает, что освобождение людей от налогового груза позволит создать стимулы для иностранных инвестиций. В интервью FaceNews эксперт объясняет, какой должна быть новая налоговая реформа в Украине и как правильно снизить затраты бюджета. Как известно, три концепции налоговой реформы будут конкурентно представлены на Национальном Совете Реформ сегодня, 27 августа.

Налоги на заработную плату составляют порядка 60% выплат, что и вынуждает бизнес уходить в тень. Экономический эксперт Алексей Геращенко отмечает, что освобождение людей от налогового груза позволит создать стимулы для иностранных инвестиций. В интервью FaceNews эксперт объясняет, какой должна быть новая налоговая реформа в Украине и как правильно снизить затраты бюджета. Как известно, три концепции налоговой реформы будут конкурентно представлены на Национальном Совете Реформ cегодня, 27 августа.

Алексей Геращенко
Алексей Геращенко, экономист, предприниматель, преподаватель финансов Киево-Могилянской бизнес-школы, эксперт общественной платформы «Нова країна», автор популярного экономического учебника «Экономика XXI», общедоступных онлайн-курсов «Фінансовий менеджмент» и «Економіка для всіх»

Какой Вы видите налоговую реформу?

Мы должны достигать определенных целей и задач, а они возникают, исходя из задач, которые решаются. Если говорить о проблематике Украины и сравнивать ее, например, с проблематикой развитых стран Западной Европы – она абсолютно разная. У нас грандиозное падение экономики – 16% за первое полугодие 2015. У нас нет инвестиций в страну, сложная демография, практически каждый третий житель – пенсионер. Это огромнейший вызов для страны, тянуть дальше некуда.

Мы не провели те реформы, которые в странах бывшего соцлагеря, в той же Словакии, Польше, Венгрии, прошли еще в 90-е. Поэтому наша основная задача – это догоняющий рост. А раз догоняющий, то должны появиться определенные стимулы. То есть налоговая реформа должна создать стимулы, чтобы крупные западные компании увидели, что есть страна, где им интересно вести бизнес. Почему инвестиции идут в Польшу, в Китай, в Чили, но не идут в Украину? Что мы можем предложить миру? Если говорить о созданных еще в советское время технологиях и предприятиях – они малоинтересны. Сейчас, в постиндустриальном ХХІ веке, основной фактор конкуренции – человеческие таланты, образование людей, их умение решать задачи.

Нужно освободить людей от налогового груза

У нас более чем 40-миллионная страна. Если сравнить Украину со странами с таким же экономическим развитием, у нас намного более образованное население. Когда речь идет о необходимости выбрать украинского инженера или из Монголии – украинский инженер более квалифицированный. Тот ресурс, который является нашим конкурентным преимуществом – это человеческий труд. С точки зрения налогов, именно эта составляющая должна быть максимально освобождена от налогового груза.

У нас очень высокие налоги на заработную плату. По сути, платится четыре платежа. Единый социальный взнос, который платит предприятие, единый социальный взнос, который платит работник, налог на доходы физических лиц и военный сбор. Суммарно сумма этих налогов от суммы выплаты составляет порядка 60%, а должна – не более 20%.

Тогда реально можно будет говорить о детенизации заработных плат, и это будет эффект не усиления контроля, а экономический. Одно дело, когда ты угрожаешь тем, кто платит зарплату в конвертах: «Мы будем применять к вам те или иные репрессии». А другое, когда говоришь: «Мы сделали самую низкую в Европе ставку налогообложения, пожалуйста, платите зарплаты официально». Официальные зарплаты – это другое отношение к банковской системе. Если человеку нужно взять кредит или он летит заграницу, но при этом получает зарплату в конверте, он не может подтвердить свои доходы. То есть выход зарплат из тени - в большом приоритете, это нужно самим людям, нужно инвесторам, нужно банковской системе.

Какая часть бизнеса в Украине работает в тени? На форуме по налоговой реформе говорили, что больше половины.

Есть разные оценки. Эту цифру никто точно не может посчитать. Есть расчёты, которые говорят, что 57% от размера официальной экономики находятся в тени. То есть если мы возьмем за 100% официальную экономику, то 157% – это реальная. Но на то она и теневая, что ее точно не посчитать, - мы не знаем точных цифр, но любые оценки говорят, что это огромный сектор.

Почему проблема теневого бизнеса достигла таких масштабов?

Потому что мы скопировали налоговую систему с развитых стран Западной Европы. Мы просто взяли и сказали, раз это работает у них, сделаем то же самое. Другое дело, что мы взяли не ту налоговую систему, которая у них работала, когда они были на нашем уровне, то есть между Первой и Второй мировой войной или сразу после Второй мировой войны. Мы взяли налоговую систему, которая начала появляться уже после 80-х годов ХХ века. Она действительно характеризуется высокими налогами на заработную плату, потому что в тот момент в Европе начался переход к концепции государства всеобщего благосостояния. То есть, когда ты достиг определенного уровня развития, то можешь пожертвовать определенными процентами экономического роста ради большей социальной справедливости. До тех пор, пока это не так, пока экономика не достигла статуса высокоразвитой, об этом бессмысленно и преждевременно думать.

Нужно создать инвестиционные стимулы, чтобы деньгам было интересно приходить в Украину. Как украинским бизнесменам, так и иностранным. Таким инструментом мы видим нулевую ставку налога на прибыль, которая полностью реинвестируется в бизнес. То есть, если вы заработали 1000 единиц прибыли и всю тысячу реинвестировали в свое дальнейшее развитие, то у вас ставка налога ноль. Если забрали всю тысячу – платите всю ставку налога. Если забрали 500 – платите из этих пятисот. Такая модель была опробована в Эстонии после масштабной реформы 2000 года. Европейский Союз со своим стремлением к гармонизации законодательства, критиковал этот подход. Тем не менее, в результате эстонцы получили показатели ВВП в четыре раза больше, чем у соседей – Литвы и Латвии.

Как же в этих условиях выполнять бюджет, если мы настолько либерально подойдем к доходам граждан и прибыли предприятий? Мы считаем, что не может быть так называемых налоговых компенсаторов на всю сумму. Что имеется ввиду? У нас есть доходы бюджета и затраты бюджета. Доходы бюджета сократятся за счет снижения налогов. Частично мы должны понять, какими налогами это можно компенсировать, но частично должны снизиться затраты бюджета. Потенциал такой есть. Пройдемся по сфере медицины, которая де-факто бесплатная. Мы отлично знаем, что параллельно существует платная система. Пройдемся по системе науки, где зачастую из 500 человек штата научного бюджетного института, в обычный день увидишь не больше 10% людей на рабочих местах. И так далее. Нужно снизить затраты бюджета.

Минфин предлагает сократить число групп плательщиков, работающих по упрощенной системе налогообложения. Могут ли бизнесмены сейчас еще больше уйти в тень?

Опять же, сетуют на то, что во многих других странах нет упрощенной системы налогообложения, есть только общая. Однако в этих странах есть высокий порог, с которого вообще начинается платиться налог. То есть существует некая минимальная сумма, не достигнув которой предприятие вообще не платит основные налоги. Что-то типа нашего необлагаемого минимума, но достаточно высокого уровня.

Экономика – это социальная наука. Мы должны исходить не из каких-то теоретических построений, а понимать, что люди, которые живут в нашей стране, отличаются от людей в Германии или США. Современный американец любого возраста понимает, что может быть предпринимателем. Это часть американской мечты. У нас же многие люди формировались в советское время, тогда вообще не было такой идеи, что ты можешь быть не врачом, а открыть свою больницу, или не работником кондитерской фабрики, а сам печь торты и продавать. У нас не хватает предпринимательской активности. Люди этого побаиваются, даже если у кого-то есть талант и идея.

Люди должны понимать, что можно работать на себя

Для таких людей упрощенная система как раз и нужна, чтобы показать: к вам не будет приходить налоговый инспектор, у вас не будет такого сложного НДС с НДС-счетами, длинного перечня налогов, у вас все очень просто, возьмите и попробуйте. С точки зрения менеджера крупной западной компании, может быть это лишнее, но у нас важен этот социальный психологический момент, когда человек находится в состоянии «а, может, и я попробую что-то сделать сам». Он не начнет работать в общей системе налогообложения, испугавшись её сложности и неоднозначности.

Какие аргументы звучат со стороны Минфина и некоторых депутатов? Через упрощенную систему некоторые компании занимаются оптимизацией налогообложения. То есть можно человека нанять и платить ему высокие налоги заработной платы, а можно официально не нанимать, тогда это будет дешевле. Этот вопрос решается, если снизить общую ставку налогообложения заработных плат до 20%. Тогда можно такие выплаты со стороны юридических лиц в пользу физических лиц - предпринимателей, приравнивать к распределению прибыли и облагать той же ставкой, что и распределенная прибыль.

Нужно понимать, что с точки зрения перспектив страны, от упрощенной системы можно будет отказаться только тогда, когда у нас сложиться класс предпринимателей. В противном случае не понятно, какие проблемы мы решаем, говоря о усложнении упрощённой системы или её отмене.

Как оживить бизнес в Украине? Как добиться того, чтобы появился класс предпринимателей?

Общего рецепта нет, потому что общество в целом патерналистское. Общество ждет субсидий, доплат, индексации заработных плат. А когда мы говорим о предпринимательстве – это когда достаточно большой массив людей перестает ждать и начинает делать что-то самостоятельно.

Нужно создавать условия в налоговой сфере, сокращать различные проверяющие инстанции – по типу пожарной инспекции, санэпидстанции, благоустройства, архитектуры и так далее. Их там десятки на самом деле. Помимо налоговой составляющей предприниматель привык, что есть еще десять элементов, куда он, возможно, вынужден будет заплатить взятки. Убираем ненужные органы. Создаем простую и понятную налоговую систему. Оставляем для малого бизнеса упрощенную систему. Меняем в целом риторику государства – люди должны понимать, что возможно работать на себя.

Может ли отмена таких регулирующих органов как санэпидстанции повлиять на качество работы заведений?

Для того чтобы понять, что она никак не повлияет, нужно понять эту систему изнутри. Если у вас есть кафе, ресторан, кто-то у вас что-то съест, и ему после этого станет нехорошо – он об этом сообщит. Сейчас человек в Facebook написал – и сто тысяч человек об этом узнало. И вот это ресторан закроется. Это рыночный метод. С точки зрения санэпидемстанции процедура просто выглядит более сложной: ты должен написать, утвердить меню, дать образцы, они их якобы проверили, дали «добро». На практике это все вопрос посредников, финансов, взяток и так далее. И, собственно говоря, система та же, просто добавляются сложности. Нужно исходить из того, что гостиница не заинтересована сгореть, рестораны не заинтересованы, чтобы у вас сложилось плохое впечатление.

Есть ли смысл реструктурировать фискальную службу?

Существуют базовые показатели для поиска зон развития. Нужно смотреть, сколько бюджетных работников приходится на тысячу населения. У нас на тысячу населения в 4 раза больше работников милиции и в два раза больше работников прокуратуры, чем в той же Европе. Такого огромного пенсионного фонда – 35 тысяч сотрудников – нет нигде. То же самое касается штата Государственной фискальной службы.

Недавно я прочитал выдержку с пресс-конференции самой ГФС о том, какая сумма средств была дополнительно ими получена в результате выявления неоформленных сотрудников на предприятиях. Собрали 7 миллионов гривень. Если же посчитать, во сколько обходится один налоговик и сколько стоила эта задача, то логика будет приблизительно следующая: для того, чтобы получить 7 миллионов гривень, было приблизительно потрачено около 100 миллионов гривень. Это против любой экономической логики – тратить на задачу больше, чем ты в итоге получаешь.

У нас 3,5 миллионов бюджетников – страна столько вынести не может

Мы же все знаем, что у нас за роддом или хирургическую операцию нужно платить. Но мы продолжаем делать вид, что все бедные врачи живут на 2000 гривень. Просто то, что знаем де-факто, нужно признать де-юре. Эти вещи приведут к кардинальному пересмотру отношений. После того, как эта система сложится, окажется, что многие заведения вообще не нуждаются в дополнительном финансировании или, по крайней мере, не нужно говорить, что они погибнут.

Если мы говорим, что у кого-то миллионы доходов, а он не платил с них никаких налогов – то, на что сетует Минфин и налоговая, – он за эти миллионы, наверное, себе что-то купил. Построил особняк, купил участок земли. Это те же самые теневые доходы, которые стали конкретными объектами, поэтому, сняв нагрузку с прибыли с фонда оплаты труда, нужно ее все-таки частично перенести на объекты собственности.

Нужно быть реалистом, одномоментно расходы бюджета не сократятся в разы, особенно, если над этим никто не работает. Поэтому наше основное видение – не искать компенсаторы на всю сумму. Найти компенсаторы частичные в налогах на недвижимость и землю,, а частично – в сокращении бюджета. Мы не можем на 100% компенсировать снижение одних налогов введением других, иначе это не реформа и не имеет смысла.

Все три концепции налоговой реформы (от Минфина, налогового комитета ВР и общественников) будут представлены перед Национальным советом реформ 27 августа. У кого больше шансов?

Одна концепция ногами растет в Министерство финансов, Кабинете министров. Другая – уходит в Налоговый комитет, в коалицию депутатов. Логично было бы выбрать нечто третье, но здесь сложная политическая дилемма. Потому что выбрать что-то третье – это поставить в своеобразное положение Минфин, который должен дальше готовить законопроект.

Эта большая управленческая ошибка была сделана год назад, потому что Минфин вообще не должен был разрабатывать концепцию. Министерство финансов сдержано выполнением бюджета. А писать концепцию налоговой реформы должен тот, у кого в голове и в функциях написано – добиться экономического роста. Это как газ и тормоз в машине. Минфин должен давить на тормоз, он не должен задавать тон игры. Поэтому получилось то, что получилось.

Худшее, что может быть в качестве промежуточного решения, это если скажут – попытайтесь скрестить. А они не скрещиваются, потому что там разная философия изначально. Будет очень сложно. А, к сожалению, в нашей стране, когда очень сложная противоречивая ситуация, вообще ничего не происходит. Не хватает политической воли.

Смерть государственности – реалистичный сценарий

Может ли быть третий, уже налоговый Майдан?

Может. Смотрите, у нас сейчас Кабинет министров инвестиционных банкиров и аудиторов. А это люди специфического склада мышления. Они всегда работали с крупным, белым прозрачным бизнесом. Для них бизнеса на 20, 50, 100 человек не существует. Поэтому они советуются всегда с Европейской бизнес-ассоциацией, другого они не понимают.

Инвестбанкиры не понимают малого и среднего бизнеса, а аудиторы не понимают бизнеса как процесса творчества. Они привыкли расписывать все в какие-то очень понятные схемы, хотя бизнес-идея сама по себе не структурирована. Для того, чтобы придумать губную помаду с блеском или кофточки для собак, нужно обладать неуёмной фантазией, это нельзя вычислить. Аудитор же привык работать с тем, что уже создано. Поэтому, когда это делают инвестбанкиры, они не понимают малого и среднего бизнеса, когда это делают аудиторы – не понимают предпринимательской фантазии.

Действительно не хватает людей, которые в свое время нашлись в той же Грузии. Тот же покойный Каха Бендукидзе, который мог неординарно смотреть на вещи. Мы не пытаемся так делать, мы ищем решения из уже существующих и становимся заложниками этого. На мой взгляд, в Кабмине не хватает людей, которые бы создали в Украине нечто креативное.

А ведь если не изменить отношения в обществе, не показать живыми примерами, что здесь интересно иностранным инвестициям, здесь рождаются свои «джобсы», «гейтсы», «цукерберги», «маски», то вопрос «а зачем вообще такая страна?» может родиться в слишком большом количестве голов.

Все понимают, что 2016 будет напряженным. Какой процент инфляции стоит ждать?

Высокая инфляция 2015 года связана с девальвацией и повышением тарифов на коммунальные платежи. Но я бы сказал, что инфляция – это не самый большой риск. Как это бывает у человека, когда болезнь не лечится, - необходимо хирургическое вмешательство. И мне кажется, что мы вот как раз в такой ситуации, что придется оперировать.

Самая большая опасность, что в какой-то момент перед мировым сообществом возникнет проблема – есть такое-то пятно на карте мира, там потенциальная гуманитарная катастрофа, что мы будем с этим делать? Есть риск смерти государственности – это потенциально реалистичный сценарий.

Два Майдана подряд – после них большая ошибка в том, что кардинальные изменения не делаются в первые несколько месяцев. Сейчас мы все детально распишем, рассмотрим, оценим. Потом реформаторский пыл угасает, появляются противоречия, и мы возвращаемся на круги своя. Есть риск, что 27 августа ничего не произойдет, а в 2016 году мы поймем – «окно возможностей» для реформ уже закрылось.

  • 20/05/2021
  • Новации 2020

Налоговая реформа происходит в Украине почти ежегодно и 2020 год не стал исключением. Верховной Радой приняты Законы, которыми внесены изменения в налоговое законодательство. Основные изменения касаются, среди прочего, администрирования налогов, имплементации Плана действий BEPS, местных налогов и сборов, а также НДФЛ, налога на прибыль, рентной платы и т.п.

Конец 2020 года оказался благоприятным для бизнеса с точки зрения внесения ряда важных изменений в предварительно принятые нормативно-правовые акты.

Закаленному украинскому бизнесу давно не привыкать к изменениям налогового законодательства “под елку”.

2020-й без преувеличения был непростым и насыщенным на события годом.

Операции по экспорту товаров облагаются НДС по нулевой ставке.

Представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности не является юридическим лицом и не осуществляет самостоятельно хозяйственную деятельность, во всех случаях оно действует от лица и по поручению нерезидента и только в его интересах.

Без преувеличения 2020 год можно назвать не только “карантинным” годом, но и годом РРО в Украине.

Рассмотрим основные “усовершенствования” в отношении компаний-нерезидентов, получающих доход с источником происхождения из Украины.

Внесены изменения в действующее законодательство на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19).

Давно уже бизнес-сообществу не приходилось переживать такие перемены, как грядут сейчас. Абсолютно правы те, кто говорит, что 2020 год будет переломным годом для бизнеса, годом привыкания к новым правилам, годом массовых реструктуризаций бизнеса, годом кардинальных переосознаний в планировании бизнес-структур с иностранным элементом.

В этом году законодатели обошлись без громких изменений в порядке взимания налогов и сборов.

Что такое субъект предпринимательства и кто такие э-предприниматели

Предлагаем кратко остановиться на некоторых аспектах возможной реформы и попытаться спрогнозировать, что может ожидать украинский бизнес в ближайшем будущем.

Разъяснены особенности выдачи разрешений на спецводопользование в 2018 году, а также взимания рентной платы при осуществлении некоторых видов деятельности.

Разъяснены нюансы взимания в 2018 году рентной платы за специальное использование лесных ресурсов.

Анализ наиболее важных новелл корпоративного налогообложения, вступивших в силу с 1 января этого года.

Среди изменений можно выделить наиболее влиятельные и резонансные, ведь они как облегчили, так и значительно усложнили деятельность большинства налогоплательщиков .

Акциз – 2017/ ПРАВОВАЯ КАРТИНА ДНЯ, 20.01.2017

Несмотря на масштабность изменений, которые вносятся практически во все разделы Кодекса, в целом они носят характер доработки и шлифования существующего законодательства

Новые налоговые правила вряд ли могут претендовать на высокое звание налоговой реформы и, скорее, являются “косметическим ремонтом” некоторых норм Налогового кодекса. Однако по таким обновленным правилам мы будем работать предположительно до 2017 года

Проект закона предусматривает не только новизну в начислении практически каждого из налогов, но и вводит новый подход в отношениях между налогоплательщиком и налоговыми органами, основой которого является перемещение акцента с контрольной функции на сервисную

Мероприятия, направленные на мобилизацию средств в государственный бюджет, называть можно как угодно – усилением фискального давления, затягиванием удавки и т. д., но не налоговой реформой

  • Tweet
  • Like
  • Plus one
  • Share

Публичные закупки

Трансфертное ценообразование

Новая власть – перезагрузка

Строительство. Недвижимость

Контроль и ответственность

Бюджет

Законодательные новации 2020



  • Реформа трудового законодательства →
  • ← Социальное обеспечение

© Інформаційне агентство "ЛІГА:ЗАКОН", 2010

© ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2007

© ТОВ "Інформаційно-аналітичний центр "ЛІГА", 1991


Минфину удалось невозможное.

А именно - объединить политически разъединенный парламент, бизнес, органы местного самоуправления и общественность в отторжении разработанной министерством налоговой реформы.

Почему так получилось?

Первый вариант - Минфин не смог вовремя остановиться и признать, что с налоговой реформой в 2015 году не сложится. Хотя это было понятно еще в конце августа - начале сентября.

Идеологи же двух налоговых реформ просто стали ее заложниками.

Как известно, всю эту неделю обсуждение реформы проходило в парламенте. По его итогам ни одна из политических сил не поддержала вступление в силу нового проекта Налогового кодекса с 1 января 2016 года.

На фоне этого в кулуарах уже язвительно вспоминают об обещании Натальи Яресько уйти в отставку в случае неготовности Кабмина проводить экономические реформы и пересмотреть свою деятельность при отсутствии поддержки со стороны президента, премьера и их партий в парламенте.

Основная проблема в том, что на базе налоговой реформы сверстан бюджет. Отказ от реформы предполагает появление пересчитанного проекта сметы.

Накануне на заседании глав фракций с участием премьер-министра стороны придумали, как выкрутиться.

"Сбалансировать бюджет на 2016 год за счет корректировки действующего Налогового кодекса", - заявил с трибуны спикер Владимир Гройсман.

Пойти планируется протоптанным путем: создать рабочую группу с участием премьера и депутатов.

"Мы предлагаем с 1 января ввести новые ставки налогов и для этого внести необходимые изменения в действующий Налоговый кодекс. Мы предлагаем принять в первом чтении редакцию Налогового кодекса, которая предложена правительством.

Мы предлагаем, чтобы парламент и правительство доработали проект изменений. И не вводить его в действие с 1 января или с 1 февраля, а после длительной дискуссии, широкого публичного обсуждения, после подготовки украинского бизнеса и принятия им этих налоговых изменений", - заявил Яценюк.

По его словам, кодекс нужно ввести в действие в течение 2016 года. Премьер предпочел не называть точных дат.

Еще в четверг утром в разговоре с ЭП член бюджетного комитета из БПП Сергей Мельник говорил: "Рассматривается вариант вступления нового кодекса в силу с 1 июля после доработки. В 2015 году нужно определиться с важными для МВФ нормами - льготным режимом НДС для аграриев и упрощенной системой налогообложения".

Позже глава фракции БПП Юрий Луценко заявил, что БПП готов отложить правительственную редакцию кодекса для ее доработки в первом квартале 2016 года, а вступит в силу закон уже с 2017 года.

Что в итоге? Реализуется сценарий, который как наиболее вероятный озвучивали еще в августе-сентябре: принятие бюджета на действующей базе, сбалансированного под рекомендации МВФ. Фонд уже пригрозил приостановкой кредитования, если Украина примет несогласованный бюджет.

Комитеты выразили неготовность

В среду налоговая реформа по версии Кабмина и проект бюджета рассматривались в налоговом и бюджетном комитетах соответственно. Заседания закончились одинаково: никакой поддержки депутатов.

На налоговом комитете присутствовала замминистра финансов Елена Макеева.

Комитет подготовил проект решения: рекомендавать парламенту включить документ Кабмина в повестку дня с учетом предложений и замечаний комитета.

Проблем возникло сразу две: первая - неготовность депутатов поддержать законопроект Кабмина даже с поправками, вторя - отсутствие кворума.

Депутаты заседали полтора часа, а после разошлись, так и не приняв решение. По информации источника ЭП, тогда Минфин был не готов поддержать большинство предложенных депутатами поправок.

В частности, комитет выдвинул идею уточнить список объектов налогообложения НДФЛ и прописать в кодексе правила функционирования электронного кабинета плательщика.

Комитет также против того, чтобы убирать пороги в рамках контроля над трансфертным ценообразованием. Депутаты говорят, что под такой контроль могут попасть и малые предприятия.

"Учитывая необходимость проведения всесторонней аналитической работы с привлечением контролирующих органов других стран, ее сложность и продолжительность - до 2,5 лет, проверкам будут подвергаться только те операции, от ревизий которых будет очевидна экономическая выгода для государства", - говорится в замечаниях Минфина к депутатским предложениям.

В министерстве также отклонили все замечания комитета относительно уточнения списка объектов налогообложения НДФЛ и снижения ставки налогообложения дивидендов физлиц. Аргумент Минфина - увеличение ставки для дивидендов с 5% до 18% позволит дополнительно получить около 1,3 млрд грн.

По информации источника ЭП, Минфин готов внести предложенные депутатами уточнения к порядку проведения проверок и определению базы налогообложения НДС.

Все замечания относительно более постепенного повышения акцизов и внедрения системы контроля над обротом подакцизных товаров пару дней тому не нашли поддержки в министерстве.

Представители бюджетного комитета работали дольше. Обсуждение проекта сметы длилось около пяти часов. На заседании присутствовали министр финансов Наталья Яресько, первый заместитель Игорь Уманский и замминистра финансов Роман Качур.

"У депутатов много замечаний к цифрам по доходам. Они завышены. За счет перераспределения единого налога мы урезаем источники пополнения местных бюджетов и при этом передаем им кучу полномочий по финансированию льгот", - отметил в разговоре с ЭП Ярослав Маркевич из "Самопомощи".

Много вопросов возникло у депутатов относительно создания дорожного фонда. Парламентарии требовали увеличить финансирование дорог. Минфин предложение отклонил.

"Мы против наличия специального дорожного фонда. Госбюджет должен иметь возможность для маневра и определения приоритетов на год. Спецфонд может работать в случае применения механизма инвестиционных средств, кредитов", - объяснил позицию министерства Уманский.

Идею наполнять фонд регионального развития за счет продажи незаконно нажитого имущества предшественников народные избранники также нещадно раскритиковали. Основные замечания сводились к тому, что реализовать данную идею нереально, и местные власти этих денег не увидят.

"На счетах в Укргазбанке и Ощадбанке арестовано 1,4 млрд долл или свыше 33 млрд грн. В том числе по Укргазбанку речь об индексированных ОВГЗ на 1,52 млрд грн, по Ощадбанку - об ОВГЗ на 1,25 млрд грн", - пыталась доказать Яресько.

В итоге, депутаты проект бюджета заслушали, но в разговорах с ЭП сошлись во мнении: поддерживать не готовы.

Реформу отматывают назад

Что дальше? Опять поиск баланса по сценарию "новые ставки с января, все остальное потом".

Правда, теперь до конца не понятно, можно ли рассчитывать на 5 млрд грн от игорного бизнеса и 3,5 млрд грн единого налога. В Минфине рассчивают, что закон о легализации игорного бизнеса будет принят, депутаты - не уверены.

Будущее поправок в Бюджетный кодекс тоже пока неясно. Если они не будут приняты, в ведении Минфина останутся ряд льгот, финансирование которых планировалось передать местным бюджетам, и дыра в размере 3,5 млрд грн от запланированного единого налога.

В четверг в Минфине состоялось закрытое совещание с депутатами с участием премьера. "Прошлись по доходам. Сегодня в 15.00 продолжение. Аграриев пока не обсуждали, поскольку предложенный Минфином вариант - максимально возможный компромисс с МВФ", - сообщил ЭП источник в правительстве.

Со стороны депутатов в последнее время звучали две идеи.

Первая - оставить льготы для животноводства и убрать для растениеводства.

Вторая, по словам депутата от БПП Леонида Козаченко - вернуться к формату 2013 года: нулевой ставке НДС при экспорте, которая гарантирует экспортерам право получать возмещение по НДС.

"Прозвучала идея убрать социальную норму 0,5% МЗП, которая не налогооблагается. Еще один болезненный вопрос - ЕСВ. Обсуждается вариант оставить действующую ставку ЕСВ на уровне 41%. Пока вопрос не решен", - сообщил ЭП один из участников рабочей группы.

Cначала, по его словам, был разговор в стиле "руки прочь от упрощенцев". Потом прозвучала идея снизить порог дохода для третьей группы с 20 млн грн до 5 млн грн, а ставку налога поднять до 5%. Никто из депутатов не готов поддержать предложенную Минфином систему трансформации "упрощенки".

"По налогу на прибыль предложение Минфина перейти на уплату по кварталу не вызвало отторжения. Рента - огромная дискуссия. БЮТ настаивает на ставках из своего проекта, который принят в первом чтении. По акцизам не договорились - МВФ согласовал расчеты Минфина", - говорит собеседник.

"Мы начали работать над законопроектом, который в срочном порядке должен быть внесен для принятия сбалансированного бюджета на 2016 год. Сейчас проговариваем каждую статью, рассматриваем все предложения и стараемся внести как можно меньше изменений", - сообщила ЭП глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина, БПП.

По ее словам, после подсчетов плюсов и минусов по доходам депутаты так же постатейно рассмотрят расходную часть.

До вторника планируется подготовить проект изменений, а в четверг - принять его за основу и в целом. Тогда можно было бы и рассматривать бюджет.

Читайте также: