Порядок предоставления конфиденциальной информации налоговыми органами

Опубликовано: 01.05.2024

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст.609; 2003, N 2, ст.167) приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие прилагаемый Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр Российской Федерации
по налогам и сборам

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 марта 2003 г.
Регистрационный N 4335

Порядок
доступа к конфиденциальной информации налоговых органов
(утв. приказом МНС РФ от 03 марта 2003 г. N БГ-3-28/96)

1. Настоящий документ определяет порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей.

2. Правовую основу Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов (далее именуется - Порядок) составляют Конституция Российской Федерации, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 2003, N 2, ст.167), часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2000, N 2, ст.134), Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст.609; 2003, N 2, ст.167), Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.127) и иные нормативные правовые акты.

3. Налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Запрос о предоставлении конфиденциальной информации (далее именуется - запрос) оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.

5. При направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.

Стандарты, форматы и процедуры информационного взаимодействия с пользователями по телекоммуникационным каналам связи определяет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

6. Основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации.

7. Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).

8. Выемка предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, отнесенную к конфиденциальной информации, производится в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

9. Конфиденциальная информация предоставляется налоговыми органами с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.

ГАРАНТ:

См. также письмо ФНС России от 7 июля 2006 г. N ВЕ-6-28/683@

10. Форма представления конфиденциальной информации согласуется пользователями с руководителями налоговых органов с учетом имеющихся технических возможностей налогового органа и пользователя.

11. Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям настоящего Порядка, исполнению не подлежат.

12. Не допускается предоставление налоговыми органами баз, банков данных, архивов, списков налогоплательщиков и работников налоговых органов, содержащих конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или соглашением об информационном обмене между пользователем и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, заключенным в соответствии с федеральным законом.

13. Лица, нарушившие порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, несут уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определяется порядок доступа государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей к конфиденциальной информации налоговых органов.

Запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Не допускается предоставление налоговыми органами баз, банков данных, архивов, списков налогоплательщиков и работников налоговых органов, содержащих конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Приказ МНС РФ от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 марта 2003 г.

Регистрационный N 4335

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 3 апреля 2003 г. N 63 (специальный выпуск), в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 9 июня 2003 г. N 23

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

от 3 октября 2000 г. N БГ-3-24/346

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

В целях совершенствования порядка предоставления налоговыми органами Российской Федерации конфиденциальной информации приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации (далее - Порядок).

2. Руководителям департаментов, начальникам управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МНС России, руководителям территориальных органов МНС России при предоставлении конфиденциальной информации руководствоваться требованиями Порядка.

3. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

к Приказу МНС России

от 03.10.2000 N БГ-3-24/346

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

1. Общие положения

1.1. Настоящий документ определяет порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации.

1.2. Правовую основу предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации составляют Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134), Федеральный закон от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 609), Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 266 "О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1307) и иные нормативные правовые акты.

1.3. В ходе выполнения возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, проведению разъяснительной работы с налогоплательщиками налоговые органы осуществляют сбор (прием), обработку, накопление, хранение, распространение, передачу (представление) информации как о налогоплательщиках, так и о деятельности налоговых органов.

1.4. В процессе осуществления указанной деятельности налоговые органы формируют информационные ресурсы, которые сосредотачиваются в них в виде отдельных документов и отдельных массивов документов, документов и массивов документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах и банках данных, других информационных системах).

1.5. В соответствии с законодательством Российской Федерации собственниками информационных ресурсов о налогоплательщиках являются они сами, а налоговые органы в данном случае выступают в качестве владельца информационных ресурсов о налогоплательщиках. Информация о деятельности налоговых органов является собственностью МНС России.

1.6. Ответственность за организацию защиты конфиденциальной информации и соблюдение порядка ее предоставления возлагается на руководителей структурных подразделений центрального аппарата и руководителей территориальных органов МНС России.

1.7. Предоставление конфиденциальной информации налоговыми органами осуществляется на основании письменных мотивированных запросов, оформленных на официальных бланках, за подписью уполномоченного должностного лица, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или соглашениями об обмене информацией.

Запросы не подлежат исполнению в следующих случаях:

если предоставление конфиденциальной информации не предусмотрено законодательством Российской Федерации, совместными соглашениями и приказами МНС России и сторонних организаций;

если налоговые органы не располагают в готовом виде запрашиваемыми статистическими или информационно - аналитическими сведениями.

1.8. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления сторонним организациям имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию.

2. Предоставление конфиденциальной информации

правоохранительным и судебным органам, судебным

приставам - исполнителям и взыскателям

2.1. Арбитражным судам и судам общей юрисдикции конфиденциальная информация предоставляется в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

По официальному мотивированному письменному запросу судьи материалы представляются непосредственно в суд.

2.2. Органам прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции и федеральной службы безопасности конфиденциальная информация предоставляется в пределах компетенции указанных органов с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам, при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.

Выемка документов в налоговых органах из дел налогоплательщиков в ходе следствия и дознания по уголовному делу должна производиться в строгом соответствии с требованиями статей 167, 169, 170, 171, 176 и 177 УПК РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40, ст. 592) на основании мотивированного постановления следователя и с составлением протокола. Копия протокола должна вручаться под расписку должностному лицу налогового органа, у которого была произведена выемка документов.

Истребование в налоговых органах копий документов, оригиналы которых хранятся в других организациях, а также получение копий указанных документов производится с согласия руководителей налоговых органов, когда по обстоятельствам дела установление местонахождения подлинника может повлечь затягивание расследования и принятия решения по делу или материалу.

2.3. Таможенным органам предоставление конфиденциальной информации осуществляется в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224) и соглашения об обмене информацией МНС России и ГТК России.

2.4. Судебному приставу - исполнителю при отсутствии необходимой для принудительного исполнения информации о должнике налоговые органы в трехдневный срок со дня получения мотивированного письменного запроса предоставляют сведения об ИНН, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово - хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности. В случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе адресу сообщается информация о его новом местонахождении.

Письменный запрос должен быть заверен печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника - юридического лица и его юридического адреса (фамилии, имени, отчества должника - физического лица и его места проживания).

2.5. Взыскателю по его заявлению и при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности предоставляются сведения о наличии или об отсутствии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях.

При наличии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях взыскателям предоставляется информация о наименовании указанных кредитных организаций и их местонахождении.

3. Предоставление конфиденциальной

информации государственным внебюджетным фондам,

другим государственным организациям

и официальным лицам

3.1. Государственным внебюджетным фондам информация предоставляется в порядке, определяемом соглашениями об обмене информацией между МНС России и государственными внебюджетными фондами.

3.2. Счетной палате Российской Федерации согласно Федеральному закону от 11.01.95 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 167) предоставляется информация о результатах проводимых ревизий и проверок, а также иная информация, необходимая для обеспечения ее деятельности.

3.3. По парламентскому запросу должностное лицо налогового органа, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ в устной форме (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой срок.

3.4. По запросу члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо налогового органа, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок.

4. Предоставление конфиденциальной информации,

содержащейся в едином государственном реестре

Конфиденциальная информация, содержащаяся в едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляется в порядке, предусмотренном Правилами ведения единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 266.

Судебная практика и законодательство — Приказ МНС РФ от 03.10.2000 N БГ-3-24/346 "Об утверждении Порядка предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации"

В связи с введением в действие Порядка предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации, утвержденного Приказом МНС России от 03.10.2000 N БГ-3-24/346, приказываю:

1. Отменить действие письма Первого заместителя Руководителя ГНС России от 17.06.98 N КВ-6-24/356 "О предоставлении информации по запросам сторонних организаций".

Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.

Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон.

Налоговая тайна и отечественный закон

Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:

  • налоговым;
  • таможенным;
  • следственным;
  • правоохранительным;
  • внебюджетным фондам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.

Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.

Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года.

Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:

  • административная – ст. 13.13 КоАП;
  • материальная – ст. 1069 ГК РФ;
  • уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.

Почему тайна?

Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.

Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.

Какие данные относят к налоговой тайне

Они не перечисляются в тексте Налогового кодекса, но можно сделать вывод о том, что налоговую тайну составляют:

  • сведения из «первички» – документации, на основании которой формируются отчеты для ИНФС (кассовые ордера, акты, накладные, платежки и др.);
  • налоговые декларации;
  • перечисление активов, фондов, других материальных ресурсов;
  • вся финансовая документация, к которой нет открытого доступа;
  • данные, касающиеся отчислений в соцфонды;
  • личная информация;
  • патенты, ноу-хау, разработки организации;
  • сведения уровня коммерческой тайны.

Это не налоговая тайна

Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.

Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:

  • ФИО;
  • число и место рождения;
  • номера телефонов;
  • сведения о профессиональной занятости.

Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:

  • название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
  • форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
  • адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
  • имена руководства.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

Что не является налоговой тайной

Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

Режим секретности нарушен

Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

  • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
  • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

  1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
  2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
  3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

Что грозит за нарушение налоговой тайны

Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.

Кто вправе получить доступ к налоговой тайне

Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:

  • запрос на фирменном бланке уполномоченной организации, зарегистрированный как официальная документация;
  • обязательная подпись руководителя запрашивающей организации (в электронной форме допускается ЭЦП);
  • в тексте запроса должен указываться нормативный акт, который позволяет требовать секретные сведения;
  • нужно обосновать цель получения данных налоговой тайны и написать реквизиты документации, на основании которой они требуются (такие как судебные решения, уголовные дела и т.д.).

Составить такой запрос имеют право:

  • государственные органы и уполномоченные ими сотрудники;
  • следственные органы;
  • суд;
  • контрагенты с целью проверки благонадежности потенциального партнера (они могут получить отнюдь не любую информацию).

Единовременный отказ трех операторов связи выполнить требования налоговой свидетельствует о согласованном противодействии налоговому контролю. Заявленные доводы абсурдны. К такому выводу пришёл АС города Москвы. Давайте разберемся, что же привело суд к такому выводу и какие уроки нам всем стоит усвоить из споров «большой тройки» сотовых операторов с налоговой?

В ходе выездной проверки ПАО «Ростелеком» Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 (далее – Инспекция) проверялась правомерность включения в состав расходов затрат по услугам передачи голосового трафика в рамках соглашения с контрагентом, резидентом оффшорной зоны – Британских Виргинских островов. Анализ данных автоматизированной системы расчётов (далее – АСР, биллинга) по указанному контрагенту и оператору TeliaSonera, работавшему с ПАО «Ростелеком» по прямому договору, выявил факты задвоения записей по исходящему трафику по вызовам в Республику Азербайджан (вызовы с идентичными сведениями по времени и продолжительности).

В целях проверки представленной ПАО «Ростелеком» информации Инспекция запросила данные биллинга ООО «Azerfon», которые были представлены Министерством налогов Азербайджанской Республики. Также Инспекцией истребованы у «большой тройки» операторов сведения о детализации звонков (по перечню номеров, представленных Инспекции проверяемым налогоплательщиков – ПАО «Ростелеком»), а именно данные за 2015 год о соединениях, дате, времени звонка, его продолжительности и стоимости, то есть сведения необходимые, по мнению проверяющих, для проверки биллинга, представленного ПАО «Ростелеком».

Сотовые операторы отказались предоставить истребуемые документы со ссылкой на тайну связи, за что были оштрафованы Инспекцией в соответствии с п. 2 ст 126 НК РФ. Не согласившись со штрафом, операторы обратились в суд.

Арбитражный суд г. Москвы, в частности по делу ПАО «МТС», пришёл к выводу о том, что в данном случае подлежали предоставлению обезличенные данные биллинга, имеющие значение для исчисления и уплаты налогов. Кроме того, судом сделаны весьма чувствительные для компаний выводы, а именно:

  1. «Единовременный отказ трех операторов связи выполнить требования Инспекции о предоставлении данных биллинга в ходе выездной налоговой проверки ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» не соответствует как практике их предшествующего налогового администрирования, так и судебной практике, оценивающей данные биллинга операторов связи как необходимое доказательство совершения хозяйственных операций в этой сфере деятельности, и свидетельствует о согласованном противодействии указанных лиц налоговому контролю.У суда имеются веские основания полагать, что заявитель использует существующие в современном обществе угрозы информационной безопасности, безопасности персональных данных, ссылаясь на необходимость их защиты в рассматриваемом случае, с целью сделать свою деятельность максимально непрозрачной для контролирующих органов, а также в целях уклонения от исполнения законно установленной обязанности по представлению в налоговый орган данных, являющихся основанием для исчисления и уплаты налогов.»
  2. «Приводившиеся в ходе рассмотрения дела доводы Общества о том, что налоговый орган может обратиться к реализуемым на нелегальном рынке базам данных телефонных номеров и получить сведения об абонентах телефонных номеров, не могут быть приняты во внимание судом, так как являются абсурдными и не имеют ничего общего с целями работы налоговых органов, а также режимом хранения и доступа к информации, полученной в связи с осуществлением налогового контроля.»

Представляется, что из указанных выводов суда нам всем необходимо вынести урок о том, что доводы и аргументы заявляемые в ходе рассмотрения споров необходимо тщательно обдумывать и критично оценивать, дабы не получить обратный эффект. Особенно это касается споров с госорганами.

Аргументируя решение в пользу Инспекции суд обратил внимание на следующие обстоятельства:

  1. Сведения биллинга являются информацией экономического характера и представляют собой по сути калькуляцию оказываемых оператором связи услуг.
  2. Инспекцией как специализированным налоговым органом, осуществляющим налоговое администрирование крупнейших операторов связи, по результатам сопоставления данных биллинга неоднократно выявлялись факты завышения расходов на пропуск трафика, что влекло отказ в подтверждении соответствующих расходов, доначисление налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость.
  3. Направлявшиеся Инспекцией операторам связи требования о представлении данных биллинга ранее исполнялись.
  4. Операторы не лишены возможности принять дополнительные меры по обезличиванию персональных данных при их предоставлении налоговому органу, без ущерба для экономической составляющей предоставляемой информации. Примеры соответствующей обработки данных биллинга при их представлении по требованиям налогового органа представлены Инспекцией суду.
  5. Налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение.
  6. Истребованная Инспекцией информация относится к «сведениям ограниченного доступа», ее предоставление налоговому органу не является нарушением положений ч. 2 ст. 23 Конституции.
  7. Ни Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», ни Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» не содержат положений, прямо или косвенно ограничивающих права налоговых органов на получение информации и документов.
  8. Инспекцией не запрашивались сведения об абонентах, составляющие тайну, охраняемую ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 63 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ, а также данные, позволяющие идентифицировать абонентов и данные о содержании их переписки, переговоров, сообщений. Фактически Инспекцией были запрошены данные только в отношении проверяемого налогоплательщика (о формировании цены оказанной услуги, имеющей значение для исчисления и уплаты налога).

Анализируя решения судов по данному спору, представляется верным вывод о том, что отказ налоговой в представлении документов по формальным основаниям является бесперспективным. Если запрашиваемые документы содержат тайну, охраняемую законом, необходимо осуществлять обработку данных с целью обезличить их, но без ущерба экономической составляющей истребуемых документов.

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Нормативные акты для бухгалтера", N 9, 2003

Опубликованный выше Приказ регламентирует порядок доступа к конфиденциальной информации о налогоплательщиках. Новый документ налоговики выпустили спустя восемь месяцев после отмены аналогичного Приказа.

Определение конфиденциальной информации дано в Федеральном законе от 20.02.1995 N 24-ФЗ. Это документированная информация, доступ к которой ограничен российским законодательством.

Конфиденциальная информация о любой фирме или предпринимателе, которой располагают инспекторы, - это данные из сдаваемых деклараций, из государственных реестров юридических лиц и налогоплательщиков.

Фактически у налоговиков есть огромный объем информации, который имеет ценность для заинтересованных лиц (прежде всего конкурентов):

- личные данные предпринимателей, учредителей фирм, их руководителей и главных бухгалтеров;

- сведения об официально заявленных доходах граждан и оборотах компаний;

- информация о партнерах фирмы, условиях и ценах сделок и т.д.

Все эти данные требуют осторожного обращения и строгого контроля за доступом.

Сведения о фирме или предпринимателе с момента постановки на учет становятся налоговой тайной, которая является одним из видов конфиденциальной информации. Она закрыта для свободного доступа.

Исключение - сведения, которые фирма сама сделала достоянием общественности: ее ИНН, факты нарушения налогового законодательства и ответственность за них.

ИНН гражданина - учредителя фирмы и его паспортные данные имеются в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Они не являются налоговой тайной, но тоже закрыты для свободного доступа.

Обратите внимание: новый Приказ регламентирует доступ не только к сведениям, составляющим налоговую тайну (ст.102 НК РФ). Он касается и других видов охраняемой законом информации: коммерческой, служебной, производственной тайны и т.д. Хотя налоговики напрямую не имеют доступа к таким сведениям, надо помнить, что они тоже входят в понятие конфиденциальной информации.

Конфиденциальную информацию от налоговиков могут получить государственные ведомства, местные власти и т.д. (далее - пользователи). Перечень пользователей не является закрытым.

Что это значит на практике?

Фактически любое ведомство может обратиться к налоговикам за нужной информацией. Главное, чтобы ему законом было дано такое право и у него была практическая необходимость в информации для выполнения своих обязанностей.

Например, законами о прокуратуре, о милиции, о федеральных органах безопасности, о судебных приставах предусмотрено, что при выполнении возложенных на них обязанностей они вправе получать интересующие их сведения от других структур. Информация может потребоваться и судьям для разрешения находящихся в производстве дел.

Запросить информацию может и Федеральное Собрание, Счетная палата. Хотя их интерес вряд ли коснется рядовых фирм и предпринимателей.

В перечне пользователей указаны и организации. Означает ли это, что фирма может запросить сведения о другой компании (например, о своем конкуренте)? Думаем, что нет.

Как предоставляется информация

Вся информация будет предоставляться только на основании правильно оформленного письменного запроса на специальном бланке. Форму такого бланка разработают налоговики.

Пока запрос пишется в произвольной форме. В нем обязательно должна быть ссылка на положение закона, обосновывающая право на получение информации.

Также у запроса должен быть мотив, напрямую связанный с выполнением возложенных законом обязанностей. Например, приставу для принудительного исполнения судебного решения может потребоваться информация о банковских счетах ответчика, об адресе банка, о финансово-хозяйственной деятельности.

Запрос должен быть заверен печатью и подписью должностного лица, которое направило его.

Не соответствующие приведенным требованиям запросы налоговики исполнять не будут.

Передача баз данных, включающих конфиденциальную информацию, допускается только в рамках специальных соглашений. Например, существует Соглашение по взаимному информационному обмену между МНС и ГТК России. Ведомства обмениваются сведениями по участникам внешнеэкономической деятельности. В рамках соглашения МНС России регулярно передает таможенникам информацию о фирмах, имеющих долги по налогам, справки по бухгалтерской отчетности и о финансовом состоянии, данные из ЕГРЮЛ, сведения об учредителях и т.д.

За разглашение информации с регламентированным доступом недобросовестным чиновникам грозит штраф от 4000 до 5000 руб. (ст.13.14 КоАП РФ), но они могут быть привлечены и к уголовной ответственности.

Читайте также: