Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов установлены фз 289

Опубликовано: 15.05.2024

ТочностьВыборочно проверено

← Глава 8 Федеральный закон Российской Федерации от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — Глава 9 Глава 10 →

Содержание

  • 1 Глава 9. ИЗМЕНЕНИЕ СРОКОВ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ
    • 1.1 Статья 48. Изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин
    • 1.2 Статья 49. Изменение срока уплаты налогов
    • 1.3 Статья 50. Основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов
    • 1.4 Статья 51. Обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов
    • 1.5 Статья 52. Порядок принятия и аннулирования решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов
    • 1.6 Статья 53. Проценты за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов

1. Изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин осуществляется в форме отсрочки или рассрочки.

2. Условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате ввозных таможенных пошлин и сроки их уплаты в случае предоставления отсрочки или рассрочки установлены статьёй 58 Кодекса Союза.

3. Сроки и основания предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин установлены статьёй 59 Кодекса Союза.

4. Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на подтверждение наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 59 Кодекса Союза, а также порядок выдачи такого подтверждения определяется Правительством Российской Федерации.

1. Изменение срока уплаты налогов производится в форме отсрочки или рассрочки при наличии оснований, установленных частью 1 статьи 50 настоящего Федерального закона.

2. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, за исключением товаров, выпуск которых осуществляется до подачи декларации на товары в соответствии со статьёй 120 Кодекса Союза.

3. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов представляет собой изменение срока уплаты налогов с единовременной или поэтапной уплатой плательщиком отсроченной или рассроченной суммы соответственно.

4. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется по одному или нескольким видам налогов в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо в отношении части этой суммы.

5. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется на срок от одного до шести месяцев со дня, следующего за днём выпуска товаров, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

6. При выпуске товаров с предоставлением отсрочки уплаты налогов сумма налогов, в отношении уплаты которой предоставлена отсрочка, подлежит уплате не позднее последнего дня срока, на который предоставлена такая отсрочка.

7. При выпуске товаров с предоставлением рассрочки уплаты налогов сумма налогов, в отношении уплаты которой предоставлена рассрочка, подлежит уплате в соответствии с утверждённым графиком поэтапной уплаты сумм налогов. При этом каждая из сумм, определённых для поэтапной уплаты, подлежит уплате не позднее последнего дня срока, установленного для такой уплаты в соответствующий период.

8. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.

9. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов предоставляется в порядке, предусмотренном главой 9 Кодекса Союза.

1. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется плательщику таможенных пошлин, налогов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) осуществление плательщику поставок по международному договору Российской Федерации;

4) товары, ввозимые в Российскую Федерацию, являются товарами, включёнными в утверждённый Правительством Российской Федерации перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налогов.

2. Наличие оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, подтверждается документом, выданным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на подтверждение наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов, указанных в части 1 настоящей статьи, а также порядок выдачи такого подтверждения определяется Правительством Российской Федерации.

Отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случае:

1) отсутствия основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленного пунктом 2 или 3 статьи 59 Кодекса Союза в отношении ввозных таможенных пошлин или частью 1 статьи 50 настоящего Федерального закона в отношении налогов;

2) непредставления на момент подачи заявления, предусмотренного частью 1 статьи 52 настоящего Федерального закона, документов, подтверждающих наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, выданных федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на выдачу таких подтверждений;

3) наличия на момент подачи заявления, предусмотренного частью 1 статьи 52 настоящего Федерального закона, у плательщика, претендующего на предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней;

4) наличия двух и более фактов привлечения плательщика, претендующего на предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела в течение одного года до обращения за предоставлением отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;

5) непредставления документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в размере не менее суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении которой запрашивается отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, за исключением непредставления документов уполномоченными экономическими операторами, имеющими свидетельство второго или третьего типа;

6) возбуждения в отношении учредителей, руководителей плательщика, претендующего на предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, уголовного дела, предварительное расследование по которому отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов;

7) возбуждения процедуры банкротства в отношении плательщика, претендующего на предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;

8) подачи заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары в соответствии со статьёй 120 Кодекса Союза в части той партии товаров, в отношении которой подано заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары.

1. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, или определяемыми им иными таможенными органами по заявлению плательщика, поданному в виде документа на бумажном носителе или электронного документа.

2. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов подаётся в таможенный орган, указанный в части 1 настоящей статьи или определяемый в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, направленного через личный кабинет.

3. Форма заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, формат и структура такого заявления в виде электронного документа, порядок его заполнения, а также перечень сведений, подлежащих указанию в заявлении, и порядок рассмотрения заявления определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

4. Подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов сопровождается представлением документов, подтверждающих наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, предусмотренных пунктом 2 или 3 статьи 59 Кодекса Союза или частью 1 статьи 50 настоящего Федерального закона.

5. Таможенный орган отказывает в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов:

1) в случаях, установленных статьёй 51 настоящего Федерального закона;

2) в случае отсутствия в заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов сведений, подлежащих обязательному указанию.

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов или об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов принимается таможенным органом в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

7. Таможенный орган уведомляет плательщика, претендующего на получение отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, о принятом решении в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица таможенного органа, направленного через личный кабинет, в срок, установленный частью 6 настоящей статьи.

8. В решении указывается срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а в случае принятия решения об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов — причины такого отказа.

9. При принятии таможенным органом решения о предоставлении рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов также утверждается график поэтапной уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.

10. Форма, формат и структура решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, графика поэтапной уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, а также форма, формат и структура решения об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

11. Принятое решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов может быть аннулировано при выявлении обстоятельств, указанных в статье 51 настоящего Федерального закона, либо при выявлении фактов предоставления недостоверных сведений при подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

12. Решение об аннулировании принятого решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов направляется плательщику, по заявлению которого такое решение было принято, в течение трёх рабочих дней со дня выявления обстоятельств, явившихся причинами такого аннулирования.

13. Форма, формат и структура решения об аннулировании принятого решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также порядок его принятия определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

14. В случае направления решения об аннулировании принятого решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов по почте заказным письмом с уведомлением о вручении оно считается полученным по истечении шести календарных дней со дня, следующего за днём направления заказного письма.

15. В случае передачи решения об аннулировании принятого решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в виде электронного документа оно считается полученным в срок, предусмотренный частью 3 статьи 282 настоящего Федерального закона.

За предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов уплачиваются проценты в размерах и порядке, которые установлены статьёй 34 настоящего Федерального закона. Проценты за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты налогов начисляются за периоды, установленные Кодексом Союза для начисления процентов за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозной таможенной пошлины.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


С 4 марта действует новый порядок получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и страховых взносов. Он утвержден Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@ (далее – Приказ № ММВ-7-8/683@). Одновременно признан утратившим силу предшественник названного документа – Приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@. Необходимость внесения поправок обусловлена новым порядком администрирования страховых взносов.

В связи с этим регламент изменения срока уплаты налоговых платежей распространен на страховые взносы, кроме того, Приказом № ММВ-7-8/683@ обновлены требования к составу и содержанию документов, которые налогоплательщики должны представить в инспекцию для получения отсрочки (рассрочки) и (или) инвестиционного налогового кредита.

Общие правила изменения срока уплаты налоговых платежей

Изменение срока уплаты налога (а также сбора, страховых взносов, пени и штрафа) налоговые органы осуществляют в порядке, определяемом ведомственным приказом (п. 8 ст. 61 НК РФ). В настоящее время это Приказ № ММВ-7-8/683@.

Что такое отсрочка и рассрочка?

Отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов в части,зачисляемой в федеральный бюджет, предоставляется на срок от одного года до трех лет. Она может быть предоставлена налогоплательщику по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ). По налогам, уплачиваемым налоговыми агентами, отсрочка (рассрочка) не предоставляется (п. 9 ст. 61 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.02.2016 № 03-02-07/1/8000).

Важный нюанс. Сумма, на которую предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате налоговых платежей, не может быть больше стоимости чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

Кто вправе претендовать на получение отсрочки (рассрочки)?

В этой же норме приведен перечень оснований, когда заинтересованное лицо может претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей:

  • причинение ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа;
  • угроза его банкротства в случае единовременной выплаты им налога;
  • производство или реализация товаров, работ или услуг, носящих сезонный характер.
Итак, в соответствии с Налоговым кодексом организация вправе претендовать на отсрочку (рассрочку) по внесению налоговых платежей лишь в четырех случаях.

Что касается таможенного НДС (подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), получить отсрочку (рассрочку) в отношении данного налога организация может в случаях и в порядке, предусмотренных таможенным законодательством (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Правила получения отсрочки (рассрочки)

Сразу скажем: каких-либо существенных изменений в процедуре получения отсрочки (рассрочки) не произошло. Процедура изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, установленная Порядком,мало чем отличается от предыдущих правил.

Как и прежде, решение об изменении срока или об отказе в изменении срока уплаты налоговых платежей уполномоченный орган должен принять в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления заинтересованного лица (п. 15 Порядка, п. 6 ст. 64 НК РФ). Копия такого решения должна быть направлена заинтересованному лицу не позднее 3 рабочих дней со дня принятия (п. 10 ст. 64 НК РФ).

Обратите внимание: решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога вступает в действие со дня, обозначенного в этом решении. Причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу. Если отсрочка (рассрочка) предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Пунктом 17 Порядка, п. 1 ст. 63 НК РФ определены уполномоченные органы и сроки для предоставления отсрочки (рассрочки) по видам налогов. Для удобства эта информация приведена в таблице.

Уполномоченный орган, который принимает решение об отсрочке (рассрочке)*

Срок отсрочки (рассрочки)

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в федеральный бюджет

Не более трех лет

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в региональные и местные бюджеты

ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований

Не более одного года

Не более одного года

Региональные и местные налоги

УФНС субъекта РФ, налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика

Не более одного года

Важный нюанс. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом (абз. 2 п. 2 Порядка). Копию такого решения заинтересованное лицо в пятидневный срок должно представить в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 6 ст. 64 НК РФ).

Для получения отсрочки (рассрочки) заинтересованное лицо, помимо заявления, должно представить в уполномоченный орган определенный пакет документов, перечень которых приведен в п. 5 ст. 64 НК РФ. Обязательными документами являются:

  • справки банков об оборотах денежных средств по счетам за каждый из шести месяцев, предшествующих подаче указанного заявления, а также справки о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку, либо об их отсутствии в этой картотеке;
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;
  • перечень контрагентов-должников. Надо указать по каждому должнику цены договоров и сроки их исполнения, приложить копии этих договоров и первичных документов по ним (накладных, актов оказанных услуг (выполненных работ) и пр.);
  • обязательство о соблюдении условий отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый график погашения задолженности.
Кроме перечисленных документов, заинтересованное лицо дополнительнодолжно представить (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):

  • заключение органа власти о факте стихийного бедствия (технологической катастрофы) и акт оценки причиненного ущерба – если поводом для обращения за отсрочкой (рассрочкой) стал ущерб, причиненный при чрезвычайных обстоятельствах;
  • информацию о неполученных суммах оплаты выполненного госзаказа (данный документ может быть составлен как распорядителем бюджетных средств, так и самим налогоплательщиком) – в случае неполучения средств из бюджета;
  • справку о том, что доля доходов от сезонных видов деятельности составляет не менее 50% всей выручки организации, – в случае осуществления организацией деятельности, носящей сезонный характер.
О залоге, поручительстве и банковской гарантии

Согласно п. 19 Порядка изменение срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов может быть обеспечено:

  • залогом имущества (ст. 73 НК РФ);
  • поручительством (ст. 74 НК РФ);
  • банковской гарантией (ст. 74.1 НК РФ).
При этом договор поручительства, договор залога, банковская гарантия подлежат регистрации в налоговом органе (п. 24 Порядка).

Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель (либо залогодатель) должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (п. 20 Порядка). Рекомендуемые образцы заявлений приведены в приложениях 8 и 9 к Порядку.

О результатах рассмотрения заявлений о возможности заключения обозначенных договоров, а также о результатах рассмотрения банковской гарантии налоговый орган должен известить заинтересованное лицо (поручителей, залогодателей) в течение семи рабочих дней после получения соответствующих документов (п. 23 Порядка).

Основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки)

Кроме того, в п. 1 ст. 62 НК РФ назван еще ряд ситуаций, когда налогоплательщику однозначно откажут в изменении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. К примеру, едва ли организация может рассчитывать на положительное решение, если в отношении нее ведется производство по делу о налоговом правонарушении либо административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ).

Другими основаниями для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) являются следующие обстоятельства:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;
  • есть достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо просит отсрочки (рассрочки) в целях уклонения от взыскания налога;
  • не истекли три года с момента вынесения отказного решения по предыдущему заявлению застрахованного лица о предоставлении отсрочки (рассрочки).
О принятии уполномоченным органом отказного решения налогоплательщик должен быть извещен в течение трех дней (п. 2 ст. 62, п. 10 ст. 64 НК РФ). Такое решение может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и затем в суде или сразу в суде (если принято ФНС России) (п. 2 ст. 62, п. 9 ст. 64, п. 2 ст. 138 НК РФ).

С 06.04.2020 действуют новые правила отсрочки и рассрочки задолженности по налогам, авансовым платежам и страховым взносам (включая взносы "на травматизм"). Они утверждены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 в связи с распространением коронавируса и снижением предпринимательской активности (далее – постановление № 409).

По сути, предлагается два вида отсрочки.

Первый из них – автоматическое продление срока уплаты налогов, взносов (на 3-6 месяцев в зависимости от вида) для отдельных налогоплательщиков.

Второй вид – долгосрочная отсрочка (рассрочка), которая предоставляется по заявлению налогоплательщика. Она предусмотрена Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (далее – Правила).

ФНС России пояснила, как и кто может получить отсрочку (рассрочку) по заявлению.

1. Кто сможет воспользоваться отсрочкой (рассрочкой) по налогам, которая представляется по заявлению?

Отсрочку (рассрочку) могут получить следующие организации и предприниматели (п. 1-3 Правил):

  • налогоплательщик работает в наиболее пострадавших отраслях (определяется по основному ОКВЭД на 01.03.2020). О правилах отсрочки см. подробнее;
  • арендодатели торговых площадей, предоставившие отсрочку по арендной плате;
  • работающие в сфере туризма и гостиничного бизнеса при условии, что они включены в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей, а основной код по ОКВЭД на 01.03.2020 назван приложении № 2 к Постановлению 409;
  • стратегические, системообразующие и градообразующие организации, по которым принято отдельное решение Правительства РФ. Правила отбора системообразующих организаций, которые могут получить отсрочку (рассрочку), утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.05.2020 № 651. О правилах отсрочки см. подробнее.

Перечисленные организации и ИП не обязательно должны быть субъектами малого или среднего предпринимательства. Однако на отсрочку они смогут претендовать, если снизился доход более чем на 10 процентов или получен убыток по декларации по налогу на прибыль за периоды 2020 года (если за 2019 год убытка не было). Подробнее о сроках отсрочки в зависимости от уровня снижения дохода читайте в статье.

2. Могут ли применять отсрочку (рассрочку) налогоплательщики, применяющие специальные режимы налогообложения?

Основной мерой поддержки таких налогоплательщиков является автоматический перенос срока уплаты налогов (если они СМП наиболее пострадавших отраслей). Например, для организаций срок уплаты налога при УСН за 2019 год перенесен с 31 марта на 30 сентября 2020 года, срок уплаты авансового платежа за 1-й квартал – с 27 апреля на 26 октября 2020 года (подробнее см. таблицу с переносом сроков).

Если автоматически сроки не перенесены, то предоставляется отсрочка (рассрочка) по заявлению налогоплательщика. Она возможна по тем платежам, срок уплаты которых уже наступил в 2020 году и по ним представлены необходимые декларации (расчеты). О том, как получить отсрочку (рассрочку), читайте в новости.

Однако для применяющих УСН сделано исключение. Им достаточно самостоятельно указать в заявлении о снижении доходов или получение убытка, без представления подтверждающих документов. Налоговая самостоятельно проверит эти данные после представления декларации по УСН за 2020 год (п. 7 Правил).

3. По каким налогам и взносам может предоставить отсрочку (рассрочку) налоговая по заявлению?

Отсрочка или рассрочка предоставляется по федеральным, региональным, местным налогам, страховым взносам, срок уплаты которых наступил в 2020 году (с 01.01.2020).

Для отдельных пострадавших налогоплательщиков (приведены в приложении № 1 к Постановлению № 409) отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена почти по всем налогам и авансовым платежам (включая НДС). К исключениям относятся (п. 2 и 5 Правил):

  • НДПИ, акцизы и налоги, уплачиваемые налоговыми агентами;
  • страховые взносы на накопительную часть пенсии;
  • страховые взносы "на травматизм", так как эту отсрочку предоставляет не налоговая, а ФСС России (см. подробнее).

Для остальных пострадавших налогоплательщиков, включая стратегические, системообразующие, градообразующие организации, реализующие социально значимые товары организации, а также гостиничный и туристический бизнес исключений больше. Они не смогут получить отсрочку (рассрочку) в отношении (пп. "б" п. 2 Правил):

  • НДС, акцизов, НДПИ, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налогов, уплачиваемых налоговыми агентами;
  • страховых взносов на накопительную часть пенсии;
  • страховых взносов "на травматизм", так как эту отсрочку предоставляет не налоговая, а ФСС России (см. подробнее).

Арендодатели торговых площадей могут отсрочить уплату налога на имущество, земельного налога и авансовых платежей по ним, а также налога на имущество физических лиц (пп. "в" п. 2 Правил).

Если в заявлении содержится просьба об отсрочке (рассрочке) платежей, срок уплаты которых не наступил, налоговая его не удовлетворит.

4. Предоставляется ли отсрочка (рассрочка) по налоговым пеням и штрафам?

Нет, такая отсрочка (рассрочка) не предоставляется.

Если налоговая отсрочила (рассрочила) сумму основного налогового долга, то пени и проценты на нее не начисляются. Дополнительные заявления для этого подавать не нужно (абз. 2 п. 4 ст. 64 НК РФ, п. 8 Правил).

5. Предоставляется ли отсрочка (рассрочка) по суммам налогов, доначисленным налоговой?

Да, предоставляется, но только в отношении тех налогов, срок уплаты которых приходится по НК РФ на 2020 год (п. 2 Правил).

Заявление можно подать в налоговую следующими способами:

  • на бумажном носителе нарочно или по почте;
  • через онлайн-сервис "Обратиться в ФНС России". К обращению нужно приложить скан-образы заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), обязательства соблюдать условия отсрочки (рассрочки) и графика погашения (при необходимости).

Документы об обеспечении исполнения обязательств (залог, поручительство, банковская гарантия) предоставляются только на бумажном носителе.

7. В какой срок рассматривается заявление об отсрочке (рассрочке)?

Максимальный срок рассмотрения – 30 рабочих дней с момента получения заявления налоговым органом (п. 15 Порядка, утв. приказом ФНС России от 16.12.2016 №ММВ-7-8/683@). Налоговым органам предписано по возможности сокращать сроки рассмотрения таких заявлений.

8. Можно ли дополнительно подать подтверждающие документы, если они не были поданы вместе с заявлением на отсрочку (рассрочку)?

Да, документы можно подать до вынесения налоговым органом решения (п. 6 рекомендаций, доведенных до территориальных органов письмом ФНС России от 06.04.2020 №ЕД-20-8/42@).

9. Налоговый орган отказал в отсрочке (рассрочке). Можно ли повторно подать заявление, предварительно устранив недочеты?

Да, можно подать повторное заявление, если отсрочка (рассрочка) не была предоставлена.

10. Можно ли подать заявление об отсрочке (рассрочке) уплаты налога до подачи декларации, срок которой перенесен?

Решение об отсрочке налоговая сможет принять только после поступления деклараций (расчетов), необходимых для расчета снижения доходов (убытков) и для определения суммы платежей, на которые предоставляется отсрочка (рассрочка). Срок рассмотрения заявления исчисляется со дня представления всех необходимых деклараций или расчетов. Исключение сделано только для применяющих УСН. Им достаточно указать о снижении доходов в заявлении, налоговая примет решение по отсрочке, не дожидаясь декларации по УСН за 2020 год. Обратите внимание, что заявление нужно подать до 1 декабря 2020 года. Однако если во втором квартале 2020 доходы снизились, заявление рекомендуется подать заранее. Это приостановит взыскание задолженности до рассмотрения заявления.

11. Предоставляется ли отсрочка (рассрочка) по транспортному и земельному налогам, по которым отменены декларации с 2020 года?

Правила отсрочки и рассрочки распространяются на земельный и транспортный налог (авансовые платежи по ним), несмотря на то, что по ним декларации с периода 2020 года не подаются.

В 2021 году налоговая по результатам сообщений об исчисленных суммах за 2020 год проверит суммы к уплате за этот период с отсроченными суммами. Если выяснится, что отсрочена большая сумма, чем должна быть уплачена, решение об отсрочке (рассрочке) изменят или отменят.

12. Можно ли продлить срок отсрочки (рассрочки)?

Если налогоплательщик заявил меньший срок отсрочки (рассрочки), чем тот, на который он имеет право, то можно его продлить, подав соответствующее заявление.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

image_pdf
image_print

Плательщик налогов и страховых взносов на основании положений главы 9 Налогового кодекса имеет право на отсрочку или рассрочку платежа. Разберемся, как можно воспользоваться этим правом.

Как предоставляется отсрочка

О предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов сказано в статьях 61-64 НК РФ. Эти нормы Кодекса содержат общие принципы переноса срока уплата налогов, а конкретный порядок утвержден приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.

Срок переноса зависит от того, уплату какого налога требуется отсрочить. Если речь о федеральных налогах или страховых взносах, то перенести их можно на срок до 3 лет. Уплату всех прочих налогов можно отсрочить не более, чем на 1 год. Что касается суммы платежа, то отсрочка может распространяться на нее всю либо на ее часть. Уплатить налог также единовременно в конце отсрочки либо в течение срока поэтапно.

Чтобы получить отсрочку или рассрочку налогового платежа, нужно заявить об этом праве. О форме заявления и прилагаемых документах мы расскажем ниже. Однако даже если заявление подано, это еще не значит, что уплату налога сразу отсрочат. Налогоплательщика могут обязать предоставить обеспечение. Таким обеспечением может быть банковская гарантия, поручительство или имущество, переданное в залог.

Также придется уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности, из расчета ½ ставки рефинансирования ЦБ РФ. Однако обязанность уплаты процентов возникает не всегда. Если необходимость отсрочки вызвана форс-мажором или неперечислением компании денежных средств государственным заказчиком, то проценты не начисляются.

Кто может рассчитывать

Для того чтобы воспользоваться правом на перенос срока уплаты налоговых обязательств, нужно основание. Таковым может считаться одно из следующих обстоятельств:

  • ущерб, причиненный в результате форс-мажора;
  • неуплата денежных средств за товары, работы или услуги, которые были поставлены/осуществлены государственным или муниципальным заказчикам;
  • риск несостоятельности в случае уплаты налога единовременно;
  • сезонный характер работы налогоплательщика;
  • невозможность уплаты налогов или санкций, которые были начислены по результату налоговой проверки.

Что касается последнего основания, то в этом случае можно рассчитывать только на рассрочку уплаты. При этом есть ряд условий:

  • сумма начислений по итогам проверки укладывается в диапазон 30-70% от выручки за предыдущий год;
  • субъект — компания или ИП — зарегистрирован более года назад;
  • субъект не находится в процедуре банкротства;
  • компания не ликвидируется и не реорганизуется.

Когда переноса срока не будет

В статье 62 НК РФ приведены случаи, когда отсрочку/рассрочку не дадут:

  • если в отношении плательщика возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению, ведется производство по налоговому или административному правонарушению;
  • если есть основания полагать, что плательщик скроется сам либо скроет денежные средства и имущество;
  • если в течение 3 лет до подачи заявления выносилось решение об отмене отсрочки.

Документы

В приложении №1 к упомянутому выше приказу ФНС приводится рекомендованная форма заявления:

Заявление о переносе срока улаты налога

Образец завления

Подавать заявление нужно в орган, уполномоченный принимать решение в отношении налога, по которому плательщик просит перенести срок уплаты. Так, по федеральным налогам (например, НДС, налог на прибыль) и страховым взносам нужно обращаться в ФНС, по региональным и местным налогам — в местные налоговые органы, а по налогам, связанным с перемещением товара через границу — в Таможенную службу.

К заявлению прилагается комплект документов, в который входит:

  • выписки из банков о счетах и оборотах по ним за полгода помесячно, а также справка о наличии либо отсутствии документов в картотеке неоплаченных документов;
  • банковские справки об остатках денежных средств на счетах;
  • список дебиторов с указанием стоимости договоров, заключенных с ними, и сроков оплаты, а также копии этих договоров;
  • обязательство плательщика выполнить условия рассрочки либо отсрочки, включая график платежей.

Указанные документы представляют все плательщики. Кроме того, необходимо документально подтвердить основание отсрочки. В каждом конкретном случае для этого предназначаются определенные документы, которые перечислены в пункте 5.1 статьи 64 НК РФ. Например, если в качестве причины необходимой отсрочки выступает ущерб, нанесенный обстоятельствами непреодолимой силы, то нужно представить:

  • заключение о факте их наступления;
  • акт оценки причиненного ущерба.

Что дальше?

В течение 30 дней после получения заявления налоговый орган должен принять решение о предоставлении отсрочки (рассрочки). Налогоплательщику его копия направляется в течение 3 дней. Действовать решение начинает с даты, которая в нем указана. Если требуется залог, то действие решения начинается после оформления договора о залоге.

Случаются и отказы, которые чаще всего связаны с неполным комплектом документов. Во избежание этого следует тщательно подготовить все бумаги. А вот безосновательный отказ в переносе срока уплаты налога недопустим — налоговый орган должен его мотивировать.

Алексей Смирнов

Чтобы поддержать бизнес в период пандемии, правительство утвердило специальный порядок предоставления отсрочек и рассрочек по налоговым платежам. Разберёмся, кто может претендовать на такую форму поддержки и как её получить.

Перенос сроков уплаты и отсрочка — в чём разница

Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 предусматривает два механизма поддержки бизнеса: перенос сроков уплаты налогов и отсрочки/рассрочки.

Перенос сроков — это «автоматическое» продление периода уплаты некоторых налогов для субъектов малого и среднего предпринимательства из пострадавших отраслей. Здесь никаких заявлений в налоговую подавать не надо: сроки сдвигаются без участия налогоплательщиков.

Отсрочки и рассрочки по уплате налогов — это индивидуальная мера поддержки. Чтобы её получить, придётся подать в ИФНС заявление. Расскажем подробнее об этом механизме.

Кто может претендовать на отсрочку или рассрочку

В отличие от переноса срока уплаты налогов, отсрочку или рассрочку может получить не только малый и средний бизнес.

На отсрочку или рассрочку могут рассчитывать компании из перечня пострадавших отраслей (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434). «Пострадавший» ОКВЭД должен быть указан в ЕГРЮЛ/ЕГРИП как основной по состоянию на 1 марта 2020 года.

Если ваша компания входит в перечень пострадавших и сохранила 90 % сотрудников по сравнению с мартом 2020 года, попробуйте получить кредит на выплату зарплаты.

Кроме того, право на поддержку имеют стратегические, системообразующие и градообразующие предприятия — при условии, что они пострадали от пандемии и правительство подтвердило это отдельным решением. Проверьте, относится ли ваша компания к одной из этих категорий.

Категория компаний, которые могут претендовать на отсрочку/рассрочку, если пострадали от пандемии Как проверить
Стратегические предприятия Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р (пп. «б» п. 13 Правил)
Системообразующие предприятия Перечень, утв. Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития РФ, от 20.03.2020 № 3 (пп. «в» п. 13 Правил).
Градообразующие предприятия Организация признаётся градообразующей, если среднее количество застрахованных лиц по данным РСВ за последние четыре отчётных периода больше 5000 человек (пп. «г» п. 13 Правил)

Наконец, отсрочку смогут получить собственники торговых помещений, если они сдают их в аренду и дали арендаторам отсрочку по арендной плате (поправки к Постановлению № 409, внесённые Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 699).

По каким правилам арендодатели могут дать отсрочку арендаторам, зафиксировано в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 439. И чтобы получить отсрочку по налогам, эти правила нужно выполнить. Вот часть требований:

  • Арендные каникулы нужно предоставить с даты, когда в субъекте РФ введён режим повышенной готовности или ЧС, до 01.10.2020.
  • Каникулы должны распространяться на всю сумму арендной платы за период повышенной готовности (ЧС) и на 50 % от суммы со дня отмены режима и до 1 октября.
  • Нельзя требовать от арендатора погасить задолженность ранее 1 января 2021 года.
  • Арендатор должен погашать задолженность поэтапно не чаще раза в месяц равными платежами не больше ½ от арендной платы.
  • По графику задолженность должна быть погашена полностью не позднее 1 января 2023 года.

И ещё два нюанса. На 1 марта у таких арендодателей в ЕГРЮЛ в качестве основного должен значиться код 68.2. А под торговыми помещениями понимаются объекты недвижимости и помещения в них, которые расположены на земельном участке, отвечающем двум критериям:

  1. На нём можно размещать торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания — об этом говорит вид разрешённого использования или наименование по данным ЕГРН.
  2. Он включён в утвержденный субъектом РФ перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости.

Региональные власти должны сформировать и передать в ФНС перечень организаций и физлиц, которые имеют право на такую отсрочку. Получить отсрочку смогут только те, кто попадёт в этот перечень.

При этом регионы могут ввести дополнительные критерии для включения компаний в этот перечень. Например, могут установить, что отсрочкка аренды должна подтверждаться, или ограничить площадь торговых объектов, которые попадут под льготу.

При каких условиях дадут отсрочку или рассрочку

Оказаться в одном из названных перечней — необходимо, но недостаточно, чтобы получить отсрочку или рассрочку. Дополнительно учитываются финансовые показатели.

Доходы снизились более чем на 10 %

Отсрочку или рассрочку не дадут, если доходы компании в прошлом квартале снизились на 10 % и менее по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Для организаций, которые только открылись в 2019 году, берутся данные за два квартала до подачи заявления. Тем же, кто начал деятельность в 2020 году, отсрочку или рассрочку не дадут.

Однако доходы можно определять по-разному (Постановление № 409):

  • можно считать доходы в целом;
  • можно считать только доходы от реализации товаров, работ или услуг;
  • можно сузить круг операций и учесть снижение доходов только от реализации товаров, работ и услуг, облагаемых НДС по ставке 0 %, — если доля такой реализации больше 50 % от общего объёма.

В любом случае считаются именно «налоговые», а не «бухгалтерские» доходы. Для компаний на ОСНО данные берутся из налоговой отчётности: общий доход — из декларации по прибыли, доходы от реализации товаров, работ и услуг — из декларации по НДС (п. 4 Правил). Те, кто применяет УСН, указывают доходы «под честное слово»: подавать вместе с заявлением подтверждающие документы не нужно (п. 7 Правил).


В 2020 году появились убытки

Вторая категория, которая может претендовать на отсрочку или рассрочку, — организации на ОСНО, которые в 2020 году по итогам отчётных периодов начнут получать убытки, если в декларации за 2019 год их не было.

Сравниваются данные об убытках из годовой декларации за 2019 год и квартальной за отчётный период до подачи заявления (п. 4 Правил).

Кому не дадут поддержку

Даже если все условия (код ОКВЭД и финансовые) выполняются, претендовать на отсрочку или рассрочку не могут компании, входящие в консолидированную группу налогоплательщиков, — в части налога на прибыль.

Не удастся получить поддержку, если руководитель компании или ИП «проходит» по уголовному делу за преступления в сфере налогообложения или собирается выехать за пределы РФ на ПМЖ.

Наконец, отказать в отсрочке или рассрочке могут, если у ИФНС есть основания полагать, что компания воспользуется этим для сокрытия имущества.

Какие налоги подпадают под отсрочку

Отсрочку и рассрочку можно получить по налогам и взносам, включая авансовые платежи, которые нужно заплатить в 2020 году. Правило распространяется и на региональные и местные налоги и взносы «на травматизм».

Но есть и исключения.

  • Не дадут отсрочку и рассрочку по акцизам и налогу на добычу полезных ископаемых.
  • Отсрочку по НДС и налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья могут получить только компании из «самых пострадавших» отраслей (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 570). В частности, это гостиничный бизнес, общепит, турагентства.
  • Собственники-арендодатели торговых помещений вправе претендовать на отсрочку только по имущественным налогам: налогу на землю и на имущество организаций или физических лиц.

Как работает отсрочка

Отсрочка позволяет уплатить налоги и страховые взносы позже, чем это установлено НК РФ. Продолжительность отсрочки зависит от нескольких факторов.

На какой период дадут отсрочку по налогам и взносам

Достаточно одного из названных условий.

Доходы от реализации с нулевым НДС учитываются, только если таких продаж больше 50 % от общего объема

Как работает рассрочка

Рассрочка — это возможность платить налоги и взносы постепенно, а не одной суммой. Для обычных организаций Постановление № 409 предусматривает рассрочку максимум на 3 года с уплатой по согласованному графику платежей. При этом в графике должно быть зафиксировано, что компания вносит деньги не реже раза в месяц равными долями. Отсчёт начинается с месяца, когда выдана рассрочка.

Период, на который вы хотите рассрочить уплату налога, указывается в заявлении, но он не должен превышать три года.

Претендовать на рассрочку можно в двух случаях:

  • если доходы сократились больше чем вполовину;
  • если доходы снизились больше чем на 30 % и появился убыток.

Для стратегических, системообразующих, градообразующих компаний и КНП установлены свои критерии и периоды рассрочки. Если доход снизился на 30–50 %, можно рассчитывать на 3-летнюю рассрочку. А если доходы упали более чем на половину, рассрочка даётся на пять лет.

Собственники-арендодатели торговых помещений могут претендовать на рассрочку, только если являются крупнейшими налогоплательщиками или относятся к категории стратегических, системообразующих, градообразующих организаций. Если нет, то они вправе получить только отсрочку по налоговым платежам.

Как получить отсрочку или рассрочку

Чтобы получить поддержку, нужно до 1 декабря 2020 года подать в свою инспекцию:

  • заявление;
  • обязательство соблюдать условия отсрочки или рассрочки;
  • график погашения задолженности, если вы претендуете на рассрочку более чем на 6 месяцев.

Декларации и расчёты, если они уже поданы в налоговую, прилагать не нужно. А вот если в заявлении есть данные из деклараций, которые еще не сданы (в том числе из-за переноса сроков), их стоит тоже приложить к заявлению. В противном случае инспекция не будет рассматривать заявление, пока компания не подаст декларацию. Исключение, как уже упоминалось, — плательщики УСН. Им налоговая верит на слово.

Если компания хочет получить отсрочку или рассрочку больше чем на полгода, понадобится поручительство или банковская гарантия. Ещё один вариант — передать в залог недвижимое имущество, если его кадастровая стоимость больше суммы задолженности.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: