Порядок действий налоговых органов в случае перерасчета ранее исчисленных налогов

Опубликовано: 02.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 1 декабря 2016 г. № БС-4-21/22888@ “О перерасчетах налогов на имущество физических лиц”

В связи с поступающими в ФНС России обращениями по вопросам взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками - физическими лицами в случае перерасчета им транспортного налога, налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога (далее - налоги) предлагаем учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Независимо от вида налога направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363, пункт 4 статьи 397, пункт 3 статьи 409 Кодекса).

Исходя из пункта 5 приказа ФНС России от 25.12.2014 № ММВ-7-11/673@ «Об утверждении формы налогового уведомления» при перерасчете суммы налога, указанной в ранее направленном налоговом уведомлении, формируется раздел «Перерасчет налога» по налогу, по которому произошли изменения. При этом перерасчет налога осуществляется в отношении объекта (объектов) налогообложения в целом по каждому: муниципальному образованию - по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц; субъекту Российской Федерации - по транспортному налогу.

Применение вышеперечисленных положений может осуществляться в случае перерасчета налогов обусловленного, в частности:

1) обращением налогоплательщика о неактуальных сведениях, указанных в налоговом уведомлении, требующем взаимодействия налогового органа с органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими предоставление сведений в соответствии со статьей 85 Кодекса, далее - регистрирующие органы (в т.ч. по основаниям, предусмотренным пунктом 101 Административного регламента, утверждённого приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н);

2) предоставлением налогоплательщиком документов, подтверждающих право на налоговую льготу, налоговый вычет, освобождение от уплаты налога, за налоговый период, указанный в налоговом уведомлении;

3) изданием нормативных правовых актов, изменяющих элементы налогообложения (размеры налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов и т.п.), распространяющихся с обратной датой на налоговый период, за который было направлено налоговое уведомление;

4) определением кадастровой стоимости объектов недвижимости (налоговой базы) по результатам исправления ошибок либо вследствие оспаривания её значения после направления налоговых уведомлений за налоговый период, на который распространяется действие вновь определенной кадастровой стоимости;

5) получением налоговыми органами ранее не предоставленных регистрирующими органами сведений о прекращении (возникновении, регистрации) прав на объект налогообложения, об изменении адреса места жительства физического лица и иных сведений, влияющих на формирование налогового уведомления;

6) иными ошибками (некорректная настройка справочников НСИ, ошибки в идентификации сведений и т.п.).

По общему правилу, в вышеперечисленных случаях налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия / отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При этом следует понимать, что Кодексом не установлен предельный срок, в течение которого налоговому органу необходимо завершить перерасчет налогов, влекущий (при наличии оснований) формирование налогового уведомления, за исключением общей нормы о том, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Кроме того, положениями приказов ФНС России от 25.12.2014 № ММВ-7-11/673@ и от 26.05.2016 № ММВ-7-12/338@ «Об утверждении Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных» не исключено направление налоговых уведомлений с перерасчетом налогов как в рамках ежегодного графика массовой печати и отправки налоговых документов, так и в режиме единичного формирования налогового уведомления.

С учетом изложенного налоговый орган в срок, установленный законодательством для рассмотрения соответствующего обращения налогоплательщика, принимает исчерпывающие меры, направленные на уточнение сведений, содержащихся в налоговом уведомлении либо на сторнирование налоговых обязательств (при наличии оснований), с запуском необходимых технических процессов в автоматизированной информационной системе, используемой для администрирования налогов.

В случае, если до истечения предельного срока рассмотрения обращения, информация, позволяющая определить наличие / отсутствие оснований для перерасчета налогов налоговым органом не получена, налогоплательщик в итоговом ответе на обращение информируется о мерах, принятых налоговым органом по актуализации сведений, с сообщением о том, что новое налоговое уведомление будет сформировано и направлено (вручено) в установленном порядке либо будет выполнено сторнирование налоговых обязательств при наличии оснований, предусмотренных Кодексом. Дальнейшее выполнение соответствующих действий мониториться структурным подразделением налоговой инспекции, ответственным за формирование налоговых обязательств по налогам.

В каждом случае при возникновении (документированном подтверждении) оснований для формирования нового налогового уведомления вследствие перерасчета налога (налогов), работник налогового органа, ответственный за расчет и формирование нового налогового уведомления, не позднее 30 дней*:

- проводит актуализацию налоговых обязательств со сторнированием ранее начисленной суммы налога и пеней (с информированием налогоплательщика в установленном порядке);

- определяет новый срок уплаты налога в налоговом уведомлении, при этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении;

- информирует налогоплательщика о том, что актуальная информация о налоговых обязательствах и налоговые уведомления размещаются в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» на официальном сайте ФНС России;

- после завершения процесса формирования налогового уведомления информирует налогоплательщика о возможности получения налогового уведомления при личном обращении (либо обращении уполномоченного представителя налогоплательщика) в налоговую инспекцию (за исключением пользователей Личного кабинета налогоплательщика), а в случае неполучения налогового уведомления при личном обращении - принимает меры по обеспечению направления налогового уведомления в установленном порядке.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести настоящие разъяснения до сотрудников, осуществляющих администрирование налогов, а также обеспечить наличие на информационных стендах по месту приёма налогоплательщиков прилагаемого типового листа информирования.

Приложение: типовой лист информирования (на 1 л. в 1 экз. в каждый адрес).

Заместитель
руководителя ФНС России
С.Л. Бондарчук

Заместитель
руководителя ФНС России
А.Л. Оверчук

* В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней при неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов.

Приложение
к письму Федеральной налоговой службы
от 1 декабря 2016 г. № БС-4-21/22888@
(1)(рекомендуемое)

Типовой лист информирования

налогоплательщиков-физических лиц по вопросу

перерасчета налогов на имущество(1)

Уважаемые налогоплательщики - физические лица!

Если в вашем налоговом уведомлении:

- содержатся неточные (неактуальные) сведения;

- не учтены налоговые льготы и (или) налоговые вычеты -

с использованием сервисов «Личный кабинет налогоплательщика» или

«Обратиться в ФНС России», размещенных на официальном интернет-сайте

ФНС России (www.nalog.ru).

При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и

формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не

позднее 30 дней*(2):

1) обнулит ранее начисленную сумму налога и пеней;

2) сформирует новое налоговое уведомление с указанием нового срока

уплаты налога и разместит его в Личном кабинете налогоплательщика;

3) в случае если вы не являетесь пользователем Личного кабинета

налогоплательщика, направит вам новое налоговое уведомление в

4) направит вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете

налогоплательщика), в т.ч. в случае отсутствия основания для перерасчета

Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой

(указать наименование инспекции)

номер телефона: _____________________________________ либо по бесплатному

телефону Единого контакт-центра ФНС России: 8 800-222-22-22.

(1) Для размещения на информационных стендах инспекций ФНС России по

месту приёма налогоплательщиков-физических лиц.

(2) В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не

более чем на 30 дней при неполучении по запросу налогового органа

необходимых документов и материалов.

Обзор документа

Разработан типовой лист информирования физлиц по вопросу перерасчета имущественных налогов. В нем указано следующее.

Если имеются основания для перерасчета налога и формирования нового налогового уведомления, то инспекция не позднее 30 дней совершает следующие действия. Она должна обнулить ранее начисленную сумму налога и пеней, сформировать новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и разместить его в Личном кабинете налогоплательщика. Если гражданин не является пользователем данного сервиса, уведомление направляется в установленном порядке. Ответ на обращение поступит в т. ч. в случае отсутствия основания для перерасчета налога. 30-дневный срок может быть продлен не более чем на аналогичный период при неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов.

Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой инспекции либо по бесплатному телефону Единого контакт-центра ФНС России: 8 800-222-22-22.

Скоро нам всем предстоит начать применять на практике новшества, которые введены с этого года по транспортному налогу. Декларацию по налогу не сдаем, но рассчитываем его сами и платим в новый срок. А уж потом могут начаться недоразумения, когда в бумаге, полученной от налоговой, мы увидим сумму налога, которую она рассчитала. Вариантов действий может бы несколько.

Как платить транспортный налог в 2021 году

С 2021 года для организаций – плательщиков транспортного налога введен новый единый срок его уплаты:

  • за год – не позднее 1 марта года, следующего за отчетным;
  • квартальный аванс - не позднее последнего числа следующего месяца.

Сообщения о суммах транспортного налога, которые должны заплатить владельцы ТС в бюджет, будет рассылать налоговая инспекция (одним из возможных способов: по ТКС, через личный кабинет налогоплательщика, по почте заказным письмом или вручать лично руководителю или представителю фирмы под роспись).

Сообщения составляются на основе имеющейся у инспекции информации о ТС. Это информация от регистрирующих органов и сведения от собственников об имеющихся льготах.

Сообщение от инспекции о сумме транспортного налога к уплате не отменяет обязанность владельца ТС самостоятельно рассчитать сумму к уплате. Сообщение носит информативный характер, и это подтверждается сроками, в которые инспекция будет их рассылать - в течение 10 дней, но не позднее 6 месяцев после срока уплаты налога за истекший налоговый период.

Так что получить бумагу можно и в сентябре, хотя срок уплаты налога за 2020 год - не позднее 1 марта 2021 года.

Сообщите о льготах

Если на дату формирования сообщения у налоговой не будет сведений о льготе, налог она рассчитает без ее учета.

Поэтому заявления о льготах за 2020 год ФНС рекомендует представить в течение 1 квартала 2021 года.

Заявление можно подать в любую инспекцию. Если документов, подтверждающих право на льготу, в инспекции нет, она самостоятельно запросит сведения у регистрирующих органов по информации, которую вы указали в заявлении.

Заявление нужно составить по форме, утвержденной приказом ФНС от 25 июля 2019 г. № ММВ-7-21/377@. По результатам рассмотрения заявления инспекция направит организации уведомление о предоставлении льготы либо сообщение об отказе (п. 3 ст. 361.1 и п. 10 ст. 396 НК РФ).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Что делать, если в сообщении окажется другая сумма

После получения сообщения нужно сравнить сумму налога, исчисленную налоговым органом, с суммой, которая была рассчитана и уплачена вами.

Они могут совпасть. Это самый хороший вариант, который не потребует от вас никаких действий, кроме, пожалуй, проверки того, как вы отразили начисление транспортного налога в бухучете.

Если вы начислили и заплатили налога больше, чем указала инспекция в своем сообщении, сумму переплаченного транспортного налога можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ).

Если инспекция прислала вам сообщение без учета имеющихся у вас льгот, в течение 10 дней с момента его получения подайте пояснения и документы. Сделать это нужно в течение 10 дней со дня получения сообщения (п. 6 ст. 363 НК РФ).

О результатах рассмотрения вам сообщат. Если льгота подтвердится, инспекция сделает перерасчет налога и направит вам уточненное сообщение в течение 10 дней после его составления.

Пояснения и документы инспекция должна рассмотреть в течение 1 месяца со дня получения. По решению руководства срок может быть продлен еще на 1 месяц (абз. 1 п. 7 ст. 363 НК РФ).

Если же ваше право на льготу не подтвердится, вам зафиксируют недоимку и начнут ее взыскивать. А вам нужно будет ожидать требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ (абз. 3 п. 7 ст. 363 НК РФ). Это самый неблагоприятный результат нового порядка расчета транспортного налога.

Транспортный налог в бухучете и в базе по прибыли

Нам осталось только вспомнить, как отражать начисление транспортного налога в бухучете что делать, если вы ошиблись с расчетом.

Согласно ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н) транспортный налог относится к расходам по обычному виду деятельности. Выбор проводок связан с тем, где используется ТС:

  • Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 68
    • начислен транспортный налог (аванс по транспортному налогу);
  • Дебет 68 Кредит 51
    • перечислена сумма транспортного налога в бюджет.

Если ТС используют в деятельности, не связанной с основной, налог нужно будет отразить в прочих расходах и сделать проводку:

  • Дебет 91-2 Кредит 68

Проводки формируются на основании справки бухгалтера. Расчет транспортного налога делают в последний день отчетного (налогового периода) – квартала или года. В этот же день делают проводку о начислении в бухучете.

Транспортный налог учитывается в налоговой базе по прибыли в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Проводку об уплате начисленной суммы налога делают по факту перечисления денег с расчетного счета. Предельные сроки теперь одинаковые по всем регионам.

А что же делать, если начисленная вами сумма не совпала с суммой налога, указанной в сообщении из налоговой, и вы в результате были вынуждены с этой новой суммой согласиться?

Во-первых, доплатить налог, если вы его недоплатили. Если переплатили – зачесть или вернуть.

Во-вторых, внести исправления в бухгалтерский учет. Порядок исправления зависит от периода обнаружения ошибки и ее существенности.

В третьих – пересчитать налог на прибыль за 2020 год. Это нужно сделать и в случае переплаты транспортного налога, и в случае недоплаты. В случае переплаты вы налог на прибыль занизили, в случае недоплаты – завысили. В общем случае ошибку в налоге на прибыль исправляют в том периоде, за который она была фактически допущена. Но иногда это можно в периоде обнаружения – при некоторых условиях.


Новые правила зачёта и возврата переплаты

С 1 октября 2020 года вступят в силу положения ФЗ № 325 от 29.09.2019 года, которые упрощают порядок зачёта или возврата переплаты по налогам. До 1 октября налоговики могут перераспределить излишне уплаченные налоги только внутри бюджета одного вида. Федеральный налог — в федеральный бюджет, региональный — в региональный, местный — в местный. Например, переплатой по НДС — федеральному налогу, нельзя закрыть долг по налогу на имущество — местному налогу.

С октября зачесть переплату в счёт будущих платежей по налогу или погасить задолженность по другому налогу можно будет без привязки к уровню бюджета. Например, за счёт излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на прибыль можно погасить недоимки или штраф в региональный бюджет по транспортному налогу или в местный бюджет по земельному налогу.

При наличии задолженности по налогам в любой бюджет — федеральный, региональный или местный вернуть деньгами переплату по налогу нельзя. Должник за счёт переплаты обязан сначала погасить свои обязательства по налогам, штрафам и пеням (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Правила зачёта и возврата излишне уплаченных страховых взносов остаются прежними. Например, переплату взносов на пенсионное страхование нельзя «перекинуть» на взносы по социальному или медицинскому страхованию (п. 1.1 ст. 78 НК).

Как возникает переплата по налогам

Переплата возникает из-за ошибок либо самой организации, либо налогового органа.

Сами налогоплательщики ошибаются:

  • при расчёте налога. Бухгалтерия может допустить ошибку, когда считает налоговую базу, применяет неправильную ставку налога или не применяет налоговые льготы и вычеты;
  • при заполнении платёжных поручений на уплату налога, пеней, штрафов. Любая ошибка в КБК или сумме налога приводит к переплате по одному налогу и недоимке по другому.

Переплата может возникнуть из-за авансовых платежей. Например, компания в течение года перечисляла авансы по налогу на прибыль, но по итогам года налог оказался меньше суммы перечисленных авансов. Так у компании появилась переплата по налогу на прибыль.

Налоговые инспекторы могут по ошибке дважды взыскать налог. Это происходит при одностороннем списании налога, штрафа или пеней с расчётного счёта. Например, налогоплательщик уже перечислил налоги, но деньги до налоговой инспекции ещё не дошли. И ФНС списывает суммы в безакцептном порядке. Тогда может возникнуть переплата.

Обратите внимание! Переплата по налогам должна быть зафиксирована на лицевой карточке организации в ФНС. Если, например, компания перечислила налоги через проблемный банк, но они не поступили в бюджет, зачесть или вернуть их не получится.

Суды считают, что признание обязанности уплатить налог исполненной не порождает автоматического права налогоплательщика вернуть или зачесть сумму такого налога.

Они подтвердили, что налогоплательщик не вправе компенсировать свои потери за счёт бюджета (Определение Верховного суда РФ № 307-КГ18-10845 от 8 августа 2018 г.).

Как узнать о переплате

Если переплату первыми обнаружили налоговики, они обязаны известить организацию — в течение 10 рабочих дней они должны выслать письменное сообщение и указать дату выявления переплаты (п. 3 ст. 78 НК РФ). Датой обнаружения переплаты считается день, когда инспектор обнаружил излишки по конкретному налогу. Независимо от того, сообщила налоговая инспекция о факте излишней уплаты налогоплательщику или нет, переплатой можно распорядиться в течение трёх лет с момента возникновения.

Налоги в бюджет за налогоплательщика может перечислить любое другое лицо — организация, предприниматель или гражданин без статуса ИП (абз. 4 п. 1 ст. 45 НК). Но вернуть лишнее или зачесть уплату вправе только сам налогоплательщик. Третьи лица не могут этого сделать (абз. 5 п. 1 ст. 45 НК).

Как можно распорядиться переплатой

Если организация или ИП выявили переплату по налогам, то излишки можно зачесть в счёт задолженности, оставить на лицевом счёте в ФНС для будущих платежей или вернуть деньги на расчётный счёт. Рассмотрим каждый пункт отдельно.

Зачёт в счет недоимки

При наличии задолженности по другим налогам, сборам, штрафам, пеням, инспекторы в первую очередь погасят за счет переплаты недоимку перед бюджетом. Инспекция самостоятельно решает, долг по какому налогу можно закрыть и сообщает организации. Но они могут распорядиться только переплатой, которой не больше трёх лет.

Организация может самостоятельно подать заявление о зачёте с указанием конкретного налога. Желательно перед этим провести сверку расчетов с бюджетом. Если сумма, указанная в заявлении не будет совпадать с данными налоговой инспекции, налоговики вернут заявление.

Налоговая инспекция принимает решение о зачёте или отказе от зачёта излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:

  • с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачёте в счёт конкретного налога;
  • со дня получения заявления организации о зачёте в счёт конкретного налога, если организация подала такое заявление;
  • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом, если инспекция и организация провели сверку;
  • с момента вступления в силу решения суда, если организация добилась зачёта через суд;
  • со дня, следующего за днём завершения камеральной налоговой проверки, которая прошла без доначислений;
  • если камеральная проверка выявила нарушения — со дня, следующего за днём вступления в силу решения.

Зачёт в счёт будущих платежей

Срок подачи заявления — в течение трёх лет с момента уплаты излишней суммы налога или взноса. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату — платёжное поручение или уточнённую декларацию. Налоговая инспекция должна принять решение о зачёте в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации.

Засчитывать переплату в счёт будущих платежей по налогам, сборам, пеням и штрафам других налогоплательщиков нельзя. Такой зачёт НК не предусмотрен (письмо Минфина от 06.03.2017 № 03-02-08/12572).

Возврат переплаты

Для возврата денег на расчётный счёт, организация подаёт заявление по форме КНД 1150058 в течение трёх лет с момента переплаты. Чтобы принять решение, у инспекторов есть 10 рабочих дней с момента, как получат заявление или подпишут акт сверки. Через 5 рабочих дней налоговики обязаны сообщить организации или ИП о принятом решении (п. 9 ст. 78 НК). Через месяц — вернуть переплату на банковский счет. Если налогоплательщик ошибся и указал неверные реквизиты, возврат проведут после уточнения.

Возврат сумм излишне уплаченного налога — это право, а не обязанность налогоплательщика. Организация или ИП могут отказаться от своего права, что не противоречит п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России № 03-07-11/63803 от 11 декабря 2014 г.).

Если переплате больше трёх лет

Зачесть или вернуть переплату организация может в течение трёх лет с даты уплаты излишней суммы налога. Дата уплаты считается по-разному. Например, у НДС, который уплачивается без авансовых платежей, трёхлетний срок будет отсчитываться с даты перечисления налога. А для налога на прибыль, в котором предусмотрены авансовые платежи, срок будет исчисляться с момента подачи декларации.

Если организация пропустила срок подачи заявления, можно обратиться в суд. При рассмотрении дела в суде срок исковой давности — 3 года будет рассчитываться по нормам гражданского, а не налогового законодательства. И отсчёт срока идёт не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала или должна была узнать об этом (п. 1 ст. 200 ГК). Но вам придется доказать, что вы узнали о переплате позже, чем она возникла. А это не так-то просто.

Порядок действий: что, когда и куда подать

ИФНС не проведет зачёт или возврат сумм автоматически. Для этого нужно пройти определенную процедуру.

Свериться с налоговой инспекцией. Подайте заявление по месту учёта организации или ИП. Заявление можно подать на бумажном носителе или послать электронно через ТКС. Заявление составляется в свободной форме, но в нём обязательно укажите:

  1. Наименование и адрес ФНС.
  2. Данные налогоплательщика: наименование, ИНН, юридический адрес.
  3. Данные о сверке: за какой период и по каким налогам.
  4. Дата составления заявления.
  5. Как вам удобнее получить готовый акт — в налоговой инспекции или электронно.

Через 5 рабочих дней налоговая инспекция пришлёт вам акт сверки. Если вы согласны с данными в акте, подпишите его и направьте обратно в ФНС. Если найдёте расхождения — при подписании укажите, что акт подписан с разногласиями.

Пользователи интернет-бухгалтерии «Моё дело» могут заказать акт сверки с налоговой в Личном кабинете, результат придет туда же. Электронную подпись всем пользователям мы оформляем бесплатно.

Заполнить заявление и подать в налоговую инспекцию вместе с результатами сверки. Если переплатили налог в региональные бюджеты, по местонахождению обособленных подразделений заявление подайте по выбору: по местонахождению обособленных подразделений или по местонахождению организации. Если переплатили из-за ошибки в декларации, придётся составить уточнённую декларацию и подать её вместе с заявлением.

Получить решение налоговой инспекции через 10 рабочих дней. При положительном исходе деньги в счёт будущих платежей зачислят в день вынесения решения о зачёте, а вернут — через месяц. Если месяц прошёл, а деньги не поступили, налоговики обязаны заплатить проценты за каждый день просрочки по ставке рефинансирования ЦБ РФ на день нарушения срока возврата.

Помните, что инспекция вправе самостоятельно зачесть переплату организации или ИП в счет недоимки по налогам и сообщить об этом. Но это применимо только в отношении переплаты, которой не больше трёх лет.

Если переплата «старше», зачесть её можно лишь после судебного разбирательства.

Основания доначисления налога могут быть выявление у предпринимателя применения налоговый выгоды путем дробления бизнеса, создания множество подконтрольных юридических лиц, иных моментов нарушения правил налогообложения.

ВНИМАНИЕ : наш налоговый консультант г. Екатеринбург подскажет пути оптимизации налогообложения, примет участие в досудебном урегулировании налоговых споров по доначислениям сумм, составит исковое заявление об оспаривании решения налогового органа, осуществит представительство в суде по вопросам доначисления налогов.


Основания доначисления налога

Налоговая доначисляет налоги по итогам выездных и камеральных проверок по ряду причин. Доначислением называют процедуру перерасчета налоговой инспекцией налоговой базы и суммы налога за период, в котором были обнаружены ошибки или искажения.

Таким образом, причина доначисления налогов – искажения при исчислении налоговой базы.

При этом, предприятия исчисляют налоговую базу для целей уплаты разных налогов, и причины их доначисления могут быть разными.

В практике имеются наиболее распространенные причины, которые могут быть расценены налоговым органом как искажение при исчислении налоговой базы.

Налоговая база искажена, когда налоговой установлены и доказаны факты:

  • получения доходов, которые не были учтены в декларации;
  • «раздувания» расходов;
  • необоснованного получения налоговой выгоды.

Все причины указаны в письме ФНС №БС-4-11/20019 «О налогообложении» от 16.11.2015.

Статья 54.1 Налогового кодекса искажением налоговой базы называет факты уменьшения налоговой базы путем искажения о фактах хозяйственной жизни путем:

  • Совершение сделки для целей неуплаты или не полной уплаты налога
  • Обязательство по сделке исполнено надлежащей стороной договора

Под налоговой выгодой понимается получение послаблений при уплате налогов по основаниям, которые были созданы организацией «искусственно» — дробление бизнеса, создание аффилированных организаций, сделки с аффилированными организациями. Не стоит забыть и о банальных ошибках бухгалтера при исчислении суммы налога.

Внимание : смотрите видео по теме налоговой проверки и спорах с налоговыми органами, задавайте свой вопрос в комментариях к ролику и получайте бесплатный совет адвоката на канале YouTube, главное не забудьте подписаться:

Срок доначисления налогов

Налоговая база исчисляется в организации по итогам налогового периода.

Инспекторы ФНС выявляются нарушения, являющиеся основаниями для доначисления налога, в прошлых отчетных периодах. При этом, перерасчет налоговой базы и доначисление налога происходит за период, в котором выявлены нарушения.

Однако, налоговые органы ограничены сроками как для выявления долга.

Налоговая проверка, если она выездная, может проверить периоды не старше трех лет.

Досудебный порядок оспаривания доначисления налога

Налоговым законодательством установлены способы оспаривания решений налоговых органов. По итогам налоговой проверки, налоговый орган принимает решение о перерасчете налоговой базы и суммы налога. В соответствии со ст. 138 НК РФ, обжаловать такое решение можно по подчиненности – в вышестоящую налоговую, и в суд.

Обжалование решения налогового органа, принятого по итогам проверки, в порядке подчиненности в обязательном порядке должно предшествовать судебному обжалованию.

Для обжалования по подчиненности постановления налогового органа, в вышестоящую налоговую подается апелляционная жалоба. Жалоба подается через инспекцию которая вынесла решение в срок 10 дней с момента вручения постановления представителю организации.

Если решение вступило в силу, не было обжаловано в порядке подчиненности до момента вступления в силу, то может быть обжаловано в течение года в налоговый орган субъекта.

Жалобы рассматриваются в течение месяца, при этом срок может быть в ряде случаев увеличен на 15 дней для запроса документов из налоговой инспекции, вынесшей обжалуемое организацией решение.

Решение по итогам рассмотрения жалобы сообщается в течение трех дней. При этом, данное решение может быть так же обжаловано в порядке подчиненности.

Полномочия вышестоящей налоговой при рассмотрении апелляционной или иной жалобы на постановление по итогам налоговой проверки заключаются в возможности отмены решения, а также его изменения или принятии нового.

Как обжаловать доначисление налога в суде?

Право обжалования доначисления налога по итогам проверки в суде возникает в случае, если иные досудебные способы урегулирования исчерпаны.

Постановление о доначислении налога является ненормативным актом и оспаривается в порядке главы 24 АПК РФ.

Для того, чтобы обжаловать постановление налоговой, имеющей ненормативный характер, нужно обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налоговой с исковым заявлением. Исковое должно содержать требования о признании недействительным ненормативного правового акта.

АПК предъявляет требования к иску на обжалование доначисления налога:

  • Наименование истца, ответчика
  • Реквизиты оспариваемого акта
  • Указание нарушенных прав с ссылкой на соответствующие нормы

Кроме того, необходимо приложить:

  • доказательства отправки искового ответчику
  • копия свидетельства о регистрации
  • обжалуемый акт
  • документы, которые являются основаниями доводов истца
  • документ об оплате госпошлины – 3000 рублей

Срок исковой давности – 3 месяца.

Дело рассматривается по правилам искового производства – в судебных заседаниях с вызовом сторон. Рассмотрение дела судом происходит в срок не более 3 месяцев, а если дело сложной – до 6 месяцев.

В случае отказа суда в удовлетворении исковых требований, возможно апелляционной и кассационное обжалование судебного акта.

ПОЛЕЗНО: закажите обжалование решения суда с помощью нашего адвоката Екатеринбурга

Как исправлять отчетность при доначислении налога?

Исправлять следует документацию за тот же период, в котором случилось недоразумение. Если ошибка найдена за нынешний год, то исправление происходит в тот день, когда было принято решение о доначислении налогов. При возникновении ситуации, когда погрешность обнаружена за прошлый год, но баланс по нему еще не был сформирован и утвержден, следует провести исправление за последний месяц года.

Когда отчетность уже отправлена, то доначисление налога на прибыль или другого проводится после оценки суммы: можно ли считать ее существенной? Если нет, то проводят исправление той же датой, что была выявлена оплошность. Это не считается серьезной проблемой, а рассматривается как убыток прошлых лет, выявленный в другом отчетном периоде.

Если сумма ошибочного подсчета признается достаточно большой, то для нее предусмотрена особая проводка. Помимо устранения ошибки, придется еще и заново рассчитать все показатели того года, когда случился просчет.

Помощь адвоката по доначислениям налога в Екатеринбурге

Доначисления налога

Все налоги имеют свои особенности. Так, ошибка в расчете налога на прибыль обычно получается, если доходы были преуменьшены, а расходы преувеличены. Поэтому придется продемонстрировать истинное положение вещей.

Если ошибки допущены в прошлом периоде, то вашему бухгалтеру не нужно ничего исправлять. Доначисление налогов по результатам проверки налоговой службой будет отражено в карточке учета расчетов с бюджетными организациями.

Может произойти также доначисление налогов выездной проверкой, особенно это возможно в результате ошибок к Вашей стороны при выстраивании вопроса оптимизация системы налогообложения. Проверка может быть выполнена не чаще, чем один раз в три года, за исключением случаев, если компания находится в процессе реорганизации или начала процесс ликвидации. Но зато в результате проверки может быть наведена ревизия налогового органа на три предшествующих года налогообложения.

Некоторые изменения нужно проводить в бухгалтерском учете, а некоторые – в налоговом. Бывает, что нужно проводить какие-то исправления во всех видах отчетности, но это случается нечасто. Человеческий фактор является наиболее существенной причиной возникновения большинства допускаемых ошибок, и это касается любой сферы деятельности. Если вопрос доначисления налогов связан с подозрением со стороны налогового органа в части применения схемы ухода от налогов, то тут без суда не обойтись. В любом случае, прежде чем паниковать обратитесь к нам за налоговой консультацией, наш налоговый консультант разъяснит что делать и примет активное участие в исправлении ситуации.

Читайте еще по вопросу консультаций по налогам:


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Прокурор разъясняет

  • 21 декабря 2016, 14:59

Налоговый орган при рассмотрении соответствующего обращения налогоплательщика принимает исчерпывающие меры, направленные на уточнение сведений, содержащихся в налоговом уведомлении либо на сторнирование налоговых обязательств, с запуском необходимых технических процессов в автоматизированной информационной системе, используемой для администрирования налогов (письмо ФНС России от 01.12.2016 № БС-4-21/22888@.

Если до истечения предельного срока рассмотрения обращения информация, позволяющая определить наличие или отсутствие оснований для перерасчета налогов налоговым органом не получена, налогоплательщик в ответе на обращение информируется о мерах, принятых налоговым органом по актуализации сведений, с сообщением о том, что новое налоговое уведомление будет сформировано и направлено (вручено) в установленном порядке либо будет выполнено сторнирование налоговых обязательств при наличии к тому оснований.

При наличии оснований для формирования нового налогового уведомления вследствие перерасчета налога (налогов), должностное лицо налогового органа, ответственное за расчет и формирование нового налогового уведомления, в течение 30 дней:

-проводит актуализацию налоговых обязательств со сторнированием ранее начисленной суммы налога и пеней;

-определяет новый срок уплаты налога в налоговом уведомлении (налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении);

-сообщает налогоплательщику о размещении в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» на официальном сайте ФНС России актуальной информации о налоговых обязательствах и налоговом уведомлении;

-информирует налогоплательщика о возможности получения налогового уведомления при личном обращении (либо обращении представителя налогоплательщика) в налоговую инспекцию, а в случае неполучения налогового уведомления при личном обращении - принимает меры по обеспечению направления налогового уведомления в установленном порядке.

Прокуратура Слободо-Туринского района

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

21 декабря 2016, 14:59

21.12.2016. Порядок действий налоговых органов при перерасчете ранее исчисленных налогов на имущество физических лиц

Налоговый орган при рассмотрении соответствующего обращения налогоплательщика принимает исчерпывающие меры, направленные на уточнение сведений, содержащихся в налоговом уведомлении либо на сторнирование налоговых обязательств, с запуском необходимых технических процессов в автоматизированной информационной системе, используемой для администрирования налогов (письмо ФНС России от 01.12.2016 № БС-4-21/22888@.

Если до истечения предельного срока рассмотрения обращения информация, позволяющая определить наличие или отсутствие оснований для перерасчета налогов налоговым органом не получена, налогоплательщик в ответе на обращение информируется о мерах, принятых налоговым органом по актуализации сведений, с сообщением о том, что новое налоговое уведомление будет сформировано и направлено (вручено) в установленном порядке либо будет выполнено сторнирование налоговых обязательств при наличии к тому оснований.

При наличии оснований для формирования нового налогового уведомления вследствие перерасчета налога (налогов), должностное лицо налогового органа, ответственное за расчет и формирование нового налогового уведомления, в течение 30 дней:

-проводит актуализацию налоговых обязательств со сторнированием ранее начисленной суммы налога и пеней;

-определяет новый срок уплаты налога в налоговом уведомлении (налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении);

-сообщает налогоплательщику о размещении в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» на официальном сайте ФНС России актуальной информации о налоговых обязательствах и налоговом уведомлении;

-информирует налогоплательщика о возможности получения налогового уведомления при личном обращении (либо обращении представителя налогоплательщика) в налоговую инспекцию, а в случае неполучения налогового уведомления при личном обращении - принимает меры по обеспечению направления налогового уведомления в установленном порядке.

Читайте также: