Понятие таможенных пошлин в средневековье

Опубликовано: 19.09.2024

В Париже в XII веке при ввозе в город облагались пошлинами не только все иностранные товары, но и шелковые, полотняные, бумажные изделия других французских городов, а также сукна и меха. В Парме по статуту 1211 года все ввозимые в город шерстяные изделия и сукна отбирались магистратом и сжигались. В статуте сапожного цеха в 1239 года указывалось, что никто из иногородних жителей не может продавать сапоги или выставлять их на продажу. В Констанце в 1414 году было постановлено, что ввезенные в город сукна, могут продаваться в розницу лишь во время ярмарки, а по её окончании они должны быть связаны в тюки, причем таможенная пошлина при ввозе сукна на ярмарку взималась за весь товар независимо от того, будет ли он продан полностью или частично.

В Гамбурге статут 1458 года предусматривал, что изготовленные вне города токарные изделия могут продаваться оптом во всякое время года, а в розницу – только в течение трех дней в году. Но такая изолированность не могла
сохраняться долго, «вместе с концентрированностью торговых отношений в руках особого класса и с тем расширением, которое благодаря купцам – получила торговля, вышедшая за пределы ближайших окрестностей города, тотчас возникает и взаимодействие между правительством и торговлей. Города вступают в связь друг с другом, из одного города в другой привозятся новые орудия труда, и разделение между производством и торговлей вскоре вызывает новое разделение производства между отдельными городами, в каждом из которых преобладает своя особая отрасль промышленности. Мало-помалу начинает исчезать первоначальная местная ограниченность.

4. Характер таможенных пошлин в эпоху меркантилизма в ХV-XVІІІ веках.

Тенденции к расширению экономических связей между государствами и княжествами начинают вызревать в Европе в XII-XIII веках. В таможенной политике укрепляется стремление выработать общую пошлинную систему на внешних границах государства.

В английской Великой Хартии вольностей 1215 года содержится упоминание об «уплате дьявольски несправедливых пошлин» на товары, ввозимые и вывозимые из Англии. В 1275 году английский парламент предоставил королю Эдуарду 1 право установить пошлины на импортируемое вино и экспортируемую английскую шерсть. Однако таможенная централизация в европейских государствах будет продолжаться ещё много веков; между Англией и Шотландией таможни будут уничтожены в 1707 году; а заставы между Англией и Шотландией – в 1823 году. Во Франции таможенное единство наступит в 1790 году, а Австрия сформирует свою таможенную политику в 1775-1851 годах. В Италии таможенные барьеры падут в 1859 году, а таможенное объединение Германии будет продолжаться с 1842-1888 годы.
Несмотря на внутригосударственные сложности, внешнеторговые связи купечества в XV-XVIII вв. стали основой экономической политики феодальных европейских государств, получившей название меркантилизма.

В период раннего меркантилизма в XV-XVI вв. в Испании, Португалии, Англии, Голландии, Франции власти считают, что основой общественного богатства являются деньги. Поэтому государства активно вмешивались во внешнюю торговлю, устанавливая правила, жестко стимулирующие накопление денег в казне. «Ничтожные размеры того количества золота и серебра, которое находилось в обращении, привели к запрету вывоза этих металлов». Отечественным купцам запрещалось вести торговлю за рубежом на иностранные судах, чтобы исключить необходимость уплаты денег за пользование этими судами; торговцы обязывались при продаже своих товаров за границей часть выручки привести домой в виде благородных металлов или денег. Иностранные купцы были обязаны платить таможенные пошлины и сборы за пользование складочными местами, гаванями, паромами деньгами, а в Англии были приняты законы, обязывающие иностранцев истратить вообще все привезенные с собой деньги. Провоз товаров предусматривался только через строго определенные пункты. Таможенные чиновники Англии в XV веке по статуту Генриха 4 обязаны были смотреть, чтобы деньги, монета не вывозилась иностранцами.

Таможенные пошлины раннего меркантилизма носили только финансовый характер и взимались как при ввозе, так и при вывозе товаров. В XVI веке привозные пошлины Англии давали 42 тыс. фунтов стерлингов дохода, а вывозные – 185 тыс. В Египте через территорию которого в XIII-XV веках шли транзитные купеческие караваны из Европы в Индию и обратно, таможенные пошлины составляли около 15% стоимости товаров, а в конце XV века возросла до 35 % и выше. Льготный тариф был установлен только на железо и лес, который купцы поставляли из Лизы. Позднее, с открытием в Индию морского пути вокруг Африки и с захватом португальцами морских портов Ормуза, Адена, транзитной торговле через Египет будет нанесен удар, который отразится на экономике страны в целом, но определенную роль в этом сыграют и непомерно высокие египетские пошлины.
Во Франции в таможенном тарифе (1664 г.) отмечалось, что фискальное значение таможенных сборов не ослабевало. Таможенный тариф содержал 700 статей по привозу товаров и 900 статей по вывозу, что свидетельствовало о большей детализации таможенного обложения.

Контрольные вопросы:

1. На примере средневековых городов Франции и Германии охарактеризовать особенности таможенной службы.

2. Организация таможенной службы и таможенного контроля в европейских княжествах Х-ХІV.

3. Система взимания таможенных платежей в ХII-ХV веках.

4. Понятие раннего меркантелизма в средневековой Европе. Источники таможенных пошлин в данный период.

Дата добавления: 2015-07-11 ; просмотров: 552 | Нарушение авторских прав

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при им­порте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
• фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
• протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от не­желательной иностранной конкуренции;
• балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Классификации таможенных пошлин.
По способу взимания:
• адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
• специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);
• комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможен­ной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т).
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. — сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошли­на повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.
Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупот­реблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12 000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.
По объекту обложения:
• импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
• экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
• транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
По характеру:
• сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
• антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
• компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со сто­роны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводи­мое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки ре­шить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.
По происхождению:
• автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
• конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;
• преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
По типам ставок:
• постоянные — таможенный та­риф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
• переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
По способу вычисления:
• номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;
• эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров

«Пошлины взяты, а товар утонул»
Владимир Даль. Пословицы русского народа

Пошлиной в современном смысле слова называется любой государственный сбор, уплачиваемый за исполнение определенных функций. Однако, так было не всегда. Этимологически первично значение, производное от глагола «пойти»: собственно, слово «пошлина», по-видимому некогда означало «то, что пошло с товара». А первыми пошлинами были именно таможенные сборы.

Происхождение института пошлин уходит далеко вглубь веков истории человечества. Доподлинно известно, что в Средние века пошлинами назывались сборы, взимавшиеся городами, государствами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов, охрану порядка и выполнение других функций. Но наиболее распространены были именно пошлины за въезд и передвижение по стране (городу, княжеству), а также сборы с торговцев (которые наиболее часто оказывались путешественниками в то время).

Изначально сбор денег за передвижение и торговлю не был делом государства. Эта практика сложилась задолго до появления первых централизованных государств современного типа. Инициаторами ее были местные сообщества (племена, роды), предоставлявшие путешественникам возможности мирно проехать по их земле (или проплыть по рекам), использовать переправы, мосты, защиту проезда по своей земле и постоялые дворы. Подобная традиция, согласно древнейшим текстам разных народов, существовала и в крупных поселениях, где взималась пошлина за въезд. Во многом зарождение пошлинных сборов было стихийным, чем-то сродни рыночному процессу: повсеместно сложились одинаковые «договорные» отношения между местными сообществами (имеющими свою «инфраструктуру») и странниками. Все знали, что за добрый прием в чужой стране надо платить.

Но каким образом появились государственные пошлины? Первые государства были мало отличимы от военной дружины, сплоченной вокруг лидера. Поэтому, начальный период развития любого государства наполнен войнами. Дело в том, что источником дохода военной дружины служили трофеи, а также дань и прямой грабеж, которым подвергались побеждённые народы. Формировать свою казну за счёт пошлинных сборов с торговцев в те далекие времена было невозможно в силу неразвитости экономики и технических средств. Объемы торговли были невелики, границы очень условны, а «запереть их на замок» ни у кого не хватило бы средств и сил.

Постепенно государства расширяли свои полномочия и подчиняли себе местные сообщества, возлагая на себя их функции. К XVII веку (после Вестфальского мира 1648 года) сложились национальные государства в современном смысле слова, неотъемлемой характеристикой которых является суверенитет в собственных границах. А там где граница, есть и таможня. С тех пор как пошлины стали собираться в пользу государственной казны, они перестали быть «квазирыночным» явлением и перестали подчиняться рыночной логике договора. Современные пошлины совершенно справедливо рассматриваются как явление регулирования, вмешательства в экономику.

Наглядной иллюстрацией этой закономерности служит такое явление как «мыт», от которого пошло название «мытарей», то есть сборщиков налогов (кстати, в христианстве считающихся обреченными на преисподнюю грешниками). Так вот, мыт - это древнерусский аналог таможенных пошлин, изначально являвшийся всего лишь местом, где останавливались возы и лодки. Но уже с XII века мыт описывается в летописях и других документах как государственный фискальный механизм, а с XVI века он был переименован в «замыт» («вместо мыта») и практиковался для взимания сборов при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. Позже он был упразднён Торговым уставом 1653 года, но ещё сто лет так называлась пятипроцентная пошлина, вжимавшаяся в Москве и Нижнем Новгороде с товаров (кроме хлеба) на так называемых мытных дворах. То есть, государство использовало в целях наполнения казны явление, сложившееся ранее как механизм предоставления услуг торговым людям. В этом контексте очень показательна также этимология слова «таможня», происходящего от тюркского слова «тамъга», означавшего «клеймо», «печать». Буквально таможня появилась как «место, где ставили печать» (при сборе пошлины для провоза товара) — бюрократическая инстанция, учрежденная в Золотой Орде и перенятая русскими князьями — ордынскими вассалами. И она, конечно, не имеет ничего общего с рыночными отношениями.

Практика взимания таможенных пошлин – это более завуалированный и аккуратный метод наполнения казны (и личного обогащения государя), нежели прямая дань. Правители всех времен и народов прекрасно это понимали. Еще недавно по историческим меркам практиковались внутренние таможенные сборы. Во множестве европейских и российских городов и крупных сёл, на основных трактах вплоть до XIX века заставы собирали деньги с купцов за возможность проезда и торговли. Некоторые из указанных сборов, называемые “большой тамгой” и уплачивались на границе. Однако, ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не отличались от прочих таможенных сборов. Никакой осмысленной таможенной политики веками не существовало. Просто целью таможни не была политика (например, идеи защиты «интересов отечественного производителя»). Таможня зародилась как инструмент получения дохода. Так, при Петре I в России была учреждена особая должность «прибыльщика», в обязанности которого входило, по живописному выражению современников, «сидеть и чинить прибыли государю», выдумывая всё новые сборы.

С другой стороны, столь же интересна история беспошлинной свободной торговли. Период раздробленности русского государства характеризовался успешным развитием торговых связей, особенно с западными странами. Бурный экономический рост наблюдался в так называемых «свободных городах» - Новгороде, Пскове, Смоленске и других. Иностранные товары туда ввозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей.

Например, сохранившееся письменное соглашение Пскова с Дерптом от 1474 года налагало на купцов обеих сторон гарантии «чистого пути», то есть свободной торговли в городах, заключивших договор, а также возможности провоза товаров. По данному договору были отменены таможенные пошлины: «колоды» (шлагбаумы), было решено ликвидировать, а «гостинец» (пошлины) не брать. Договор был необычайно выгоден для Пскова, потому что предоставлял псковским купцам право розничной и гостевой торговли в Дерпте и других городах, принадлежавших дерптскому епископу – подобная политика в период псковской независимости сделала город одним из крупнейших торговых и ремесленных центров Руси.

Господин Великий Новгород, будучи всего лишь молодым городом на севере Руси, благодаря своей торговой специализации и открытой таможенной политике возвысился до одного из экономических и культурных центров Руси, пережил фактическое падение своего основного конкурента в лице Киевского княжества, сохранил независимость при всепоглощающем татаро-монгольском нашествии и стал одним из последних русских городов, утратившим окончательно свой суверенитет лишь к концу 15 века, под давлением армий Ивана III.

Московские же цари пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы и пошлины на иностранные товары. Так, по таможенной грамоте 1571 г. с жителей Новгорода (к этому времени уже включенного в состав централизованного государства) брали пошлину в размере 0,75% от стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2%, с торговцев из других областей - 4%, а с иноземцев 7%.

В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары государство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от монопольной международной торговли.

Политика централизации, однако, не привела к исчезновению внутренних таможенных препонов на пути торговли. Лишь в 1654 году была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов. Тем не менее, в пользу государственной казны внутренние таможенные сборы продолжали взиматься в ряде регионов, вплоть до конца XIX века. Так, например, «уральский передел» защищал землевладельцев из европейской части России от конкуренции с сибирским крестьянством в производстве зерна.

Становление централизованного национального государства с собственной таможенной системой оказало очень противоречивое влияние на международные торговые связи России. Иван III в 1494 году положил конец взаимоотношением Руси и Ганзейского союза, закрыв их конторы и арестовав купцов. Все последующие цари и императоры так же активно ограничивали внешнюю торговлю, реализуя общепринятую для того периода политику меркантилизма и протекционизма. Екатерина II активно повышала импортные и экспортные пошлины, доведя таковые до 200% и 23% соответственно. Последствия этой политики не заставили себя долго ждать – масштабная крестьянская война, ряд финансовых кризисов, государственный внешний долг, превысивший 200 миллионов серебряных рублей к концу эпохи её правления, являются тёмной стороной эпохи «просвещенного абсолютизма».

Однако история таможенных пошлин в России вовсе не уникальна. Подобные процессы шли в Новое время практически во всех странах мира. Очень колоритна в этом отношении Австрийская империя (позже Австро-Венгрия), чья таможенная политика задерживала экономический прогресс, просто потому что барьер из высоких ввозных пошлин, введенных для пополнения казны, лишал фабрикантов необходимого заграничного сырья и способствовал чудовищному развитию контрабанды. Австрийская империя не вошла в созданный Пруссией таможенный союз из опасений конкуренции со стороны германской промышленности, но это обрубило деловые связи с соседними южногерманскими государствам и лишь усугубило экономическую отсталость. Австро-Венгрия, несмотря на свои масштабы и положение, оказалась подобна допотопному динозавру, не сумевшему проявить конкурентоспособность, и погибшему при первой возможности, предварительно втянув Европу в Первую мировую войну.

Противоположным примером может служить эпизод истории развития итальянских торговых республик – Венеции и Генуи. Являясь крошечными по территории и численности населения (в лучшие годы метрополия Венеции насчитывала всего лишь 110 тысяч человек), они, благодаря политике поощрения торговли, были гегемонами в Южной Европе, контролировали Средиземное и Чёрное моря на протяжении многих веков.

Не менее интересна судьба Ганзейского союза. Объединяя в себе от 80 до 200 городов Северной Европы, Ганза, благодаря единому беспошлинному пространству, несколько веков была локомотивом экономического и культурного развития Германии, Дании, Швеции, Польши и других стран. Гегемоном северной Европы, стягивая соседние регионы в единое экономическое и культурное пространство и отбивая протекционистские и просто захватнические нападки королей и царей по всему периметру своего расположения и усаживая на престолы угодных ганзейским купцам монархов, не покушавшихся на их свободу торговли.

Можно с уверенностью сказать, что развитие системы таможенных пошлин оказало (и оказывает до сих пор) сильное влияние на мировую экономическую и политическую историю. Вполне вероятно, что мы могли бы избежать многих бедствий, если бы этих пошлин не было. Но, с другой стороны, трудно найти более полезный материал для размышления о том, какие последствия имеет государственное регулирование.


Материал предоставлен специально для АВО Центром Философии Свободы

Таможенная пошлина — это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

В мировой практике таможенные пошлины в зависимости от направленности перемещения товаров подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные.

Основную часть таможенных пошлин практически во всем мире (и Россия здесь не исключение) составляют импортные пошлины. Основная их задача в нашей стране — защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, рационализация структуры ввозимых в Россию иностранных товаров и пополнение доходной части федерального бюджета.

Экспортные пошлины служат в основном для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом — также для пополнения доходной части бюджета.

Транзитные пошлины, которые в настоящее время практически нигде, в том числе и в России, не используются, взимаются с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в другие страны, и служат, как правило, неким регулятором сдерживания транзитных грузопотоков.

По способу исчисления таможенные пошлины подразделяются на адвалорные, специфические и комбинированные. Адвалорные исчисляются в процентах от таможенной стоимости товаров, специфические исчисляются в установленном размере за единицу товаров (например, 10 евро за 1 кг или 0,8 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя и пр.), а комбинированные сочетают в себе как первые, так и вторые (например, 0,8 евро за куб. см рабочего объема двигателя, но не менее 30% от таможенной стоимости).

Ставки таможенных пошлин могут быть дифференцированы также в зависимости от кода товара по ТН ВЭД и страны его происхождения. Так, например, при ввозе товаров из стран, которым Россия в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования, применяются так называемые базовые (или предельные) ставки таможенных пошлин. А вот в отношении товаров, происходящих из так называемых развивающихся стран, действуют преференциальные ставки таможенных пошлин, размер которых составляет 75% от базовых ставок.

В отдельную группу принято выделять так называемые особые виды таможенных пошлин, применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров. К ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины используются либо в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, способных нанести непоправимый ущерб российским производителям подобных товаров, либо в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отношении России со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины предназначены для защиты внутреннего рынка России от импорта в нее товаров по демпинговым ценам, т. е. когда экспорт таких товаров и их реализация в нашей стране осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.

Компенсационные пошлины применяются к ввозимым на таможенную территорию России товарам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались государственные субсидии. Необходимость таких пошлин обусловлена тем, что применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат на производство товаров и, следовательно, — к снижению цен на них при экспорте (в том числе и в нашу страну).

Таможенная пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному виду товаров и координации их с национальными и мировыми издержками цен, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т. п. Исходя из этого, функции таможенных пошлин носят фискальный и регулятивный характер.

Фискальная функция таможенных пошлин состоит в пополнении федерального бюджета, а регулятивная функция в свою очередь проявляется:

либо как стабилизирующая: когда посредством таможенных пошлин выравниваются условия конкуренции для товаров импортных и товаров отечественного производства и тем самым не создаются преимущества ни для тех, ни для других,

либо как протекционистская: когда посредством таможенных пошлин ограничивается доступ импортных товаров на отечественный рынок, а при высоком уровне пошлинного барьера — и фактический запрет на их ввоз; либо как стимулирующая, когда ставки таможенных пошлин устанавливаются ниже разницы между национальными и мировыми ценами и ,тем самым, создаются широкие возможности (стимул) для импорта товаров.

ГАРАНТ:

Согласно письму ФТС России от 29 июня 2010 г. N 01-11/31847 статья 11 настоящего Кодекса (за исключением подпункт 10 пункта 1) применяется только в случаях вывоза из РФ в государства - члены таможенного союза товаров, в отношении которых до 1 июля 2010 г. были установлены ставки вывозных таможенных пошлин

Статья 11. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 ноября 2004 г. N 139-ФЗ в пункт 1 статьи 11 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

1. В настоящем Кодексе основные понятия используются в следующих значениях:

1) товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные в подпункте 5 настоящего пункта, к товарам не относятся;

2) российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации;

3) иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

4) товары, находящиеся под таможенным контролем, - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы;

5) транспортные средства - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;

6) статус товаров и транспортных средств для таможенных целей - наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных настоящим Кодексом;

7) перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом;

8) ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами;

9) вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации - подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором настоящего подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест;

ГАРАНТ:

Согласно письму ФТС России от 29 июня 2010 г. N 01-11/31847 подпункт 10 пункта 1 статьи 11 настоящего Кодекса не применяется с 1 июля 2010 г., за исключением случаев вывоза из РФ в государства - члены таможенного союза товаров, в отношении которых до 1 июля 2010 г. были установлены ставки вывозных таможенных пошлин. Вместо него применяется подпункт 19 пункта 1 статьи 4 ТК ТС

10) незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом;

Читайте также: