Практика применения таможенных пошлин в рамках таможенной процедуры временного ввоза

Опубликовано: 14.05.2024


Статья 166. Содержание и применение таможенной процедуры временного ввоза (допуска), условия помещения товаров под таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой процедурой, срок действия таможенной процедуры, возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок их уплаты и исчисление

1. Содержание и применение таможенной процедуры временного ввоза (допуска), условия помещения товаров под таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой процедурой, срок действия таможенной процедуры, возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок их уплаты и исчисление регулируются главой 29 Кодекса Союза и настоящей главой.
2. Дополнительным условием помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) является обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с главой 10 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если такое обеспечение не предоставляется.


Статья 167. Срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска). Порядок продления установленного таможенным органом срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска)

1. Срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза в пределах срока, установленного статьей 221 Кодекса Союза.
2. Срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть продлен в пределах срока, установленного частью 1 настоящей статьи, по заявлению декларанта.
3. Заявление подается в таможенный орган, в котором производилось помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в виде электронного документа или документа на бумажном носителе до истечения установленного таможенным органом срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) либо не позднее одного месяца после его истечения.
4. Таможенный орган рассматривает заявление о продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в течение пяти рабочих дней. Решение таможенного органа направляется декларанту в виде электронного документа или документа на бумажном носителе.
5. Таможенный орган вправе отказать в продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в случае:
1) несоблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), установленных пунктом 2 статьи 220 Кодекса Союза;
2) подачи заявления о продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска):
а) в таможенный орган, в котором не производилось помещение товаров под таможенную процедуру;
б) после истечения сроков, установленных частью 3 настоящей статьи;
3) несоблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), установленных пунктом 1 статьи 220 Кодекса Союза и частью 2 статьи 166 настоящего Федерального закона.
6. Форма, формат и структура заявления о продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), решения таможенного органа по результатам рассмотрения указанного заявления определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

Статья 168. Передача декларантом товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), во владение и в пользование иным лицам с разрешения таможенного органа

1. Разрешение таможенного органа на передачу товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (далее в настоящей главе - временно ввезенные товары), во владение и в пользование иным лицам, предусмотренное пунктом 5 статьи 222 Кодекса Союза, выдается по заявлению декларанта.
2. Заявление подается в таможенный орган, в котором производилось помещение временно ввезенных товаров под таможенную процедуру, в виде документа на бумажном носителе или электронного документа.
3. К заявлению, указанному в части 2 настоящей статьи, прилагается обязательство лица, которому передаются товары, о соблюдении условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), требований и условий временного ввоза, установленных пунктом 2 статьи 220 Кодекса Союза, а также контракт или иной документ, на основании которого будет осуществляться передача товаров.
4. Таможенный орган рассматривает заявление о передаче временно ввезенных товаров во владение и в пользование иным лицам в течение пяти рабочих дней. Решение таможенного органа направляется декларанту в виде электронного документа или на бумажном носителе.
5. Форма, формат и структура заявления о передаче временно ввезенных товаров, обязательства лица, которому передаются товары, решения таможенного органа по результатам рассмотрения указанного заявления определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
6. Таможенный орган вправе отказать в выдаче разрешения на передачу временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам в случае:
1) несоблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), установленных пунктом 2 статьи 220 Кодекса Союза;
2) несоблюдения условий, установленных частями 7 и 8 настоящей статьи;
3) неисполнения требований таможенного органа, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.
7. Передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам допускается при условии, что эти лица берут на себя обязательства по дальнейшему соблюдению условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), требований и условий временного ввоза товаров, установленных пунктом 2 статьи 220 Кодекса Союза.
8. Декларант, передающий временно ввезенные товары, должен уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги за период применения частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
9. При принятии решения о возможности передачи временно ввезенных товаров иным лицам таможенный орган вправе потребовать от лиц, которым передаются временно ввезенные товары, обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с главой 10 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если такое обеспечение не предоставляется, а также оформления соответствующих документов на свое имя.
10. Лица, которым передаются временно ввезенные товары, пользуются правами и несут обязанности по использованию таможенной процедуры временного ввоза (допуска), которые установлены главой 29 Кодекса Союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, со дня принятия таможенным органом решения о передаче временно ввезенных товаров.

Статья 169. Завершение, приостановление и прекращение действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска)

1. Завершение, приостановление и прекращение действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) осуществляются в соответствии со статьей 224 Кодекса Союза.
2. Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть завершено до истечения срока ее действия:
1) в случае помещения под таможенную процедуру реэкспорта или иную процедуру в соответствии с Кодексом Союза частей или оборудования, снятых при выполнении ремонтных операций, технического обслуживания либо операций, необходимых для поддержания товаров в нормальном состоянии, с воздушных судов либо двигателей к ним в результате установки на такие воздушные суда либо двигатели к ним временно ввезенных запасных частей или оборудования, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза для целей выполнения ремонтных операций, технического обслуживания либо совершения операций, необходимых для поддержания товаров в нормальном состоянии;
2) в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.
3. В случае ликвидации или прекращения деятельности в результате реорганизации лица, являющегося декларантом временно ввезенных товаров, действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) должно быть завершено до даты внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
4. Обязанность по завершению действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в указанном случае возлагается на уполномоченного представителя ликвидационной комиссии.
5. Товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), действие которой прекращено, не задержанные таможенными органами в соответствии с главой 51 Кодекса Союза, подлежат помещению на временное хранение в соответствии с главой 16 Кодекса Союза не позднее дня, следующего за днем прекращения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска).


Ставки пошлин

Действующие ставки ввозных таможенных пошлин на гражданские пассажирские самолеты составляют:

• 0% - в отношении небольших самолетов (то есть, для тех, которые насчитывают менее 50 мест и весят меньше 20,000 кг), самолетов с количеством мест от 50 до 300 мест и весящих от 90 000 до 120 000 кг и больших самолетов (то есть, для тех, которые насчитывают более 300 мест или весят более 120 000 кг.;

• 20% - в отношении остальных самолетов.

Более детально сведения по действующим ставкам, а также по планируемому изменению ставок в соответствии с обязательствами, взятыми Россией перед ВТО, приведены в Таблице № 2. Из таблицы видно, что по тем товарным позициям, по которым в настоящее время применяется нулевая ставка ввозной таможенной пошлины, согласно принятым обязательствам на дату присоединения России к ВТО предусмотрена ставка, равная 20% с последующим ее снижением. Это не означает, что ставка должна быть автоматически повышена: Россия приняла обязательства только по максимальному пределу размера ставки, и, соответственно, могут применяться более низкие ставки. Вместе с тем, по информации Минэкономразвития России, с учетом того, что полномочия по изменению ставок переданы Евразийской Экономической Комиссии (далее - ЕЭК) вопрос о повышении ставок до уровня ставок, согласованных с ВТО будет обсуждаться Россией с другими государствами-членами Таможенного союза. В случае согласования этого вопроса ЕЭК должно быть принято соответствующее решение, которое, как мы понимаем, вступит в силу одновременно с вступлением в силу федерального закона о ратификации соглашения о присоединении России к ВТО.

Последствия вступления России в ВТО

В части обязательств России при присоединении к ВТО следует также отметить, что до даты присоединения должны быть внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2002 № 466, предусматривающие распространение его действия не только на самолеты российского производства, но и на самолеты, изготовленные за рубежом. Напомним, что согласно данному постановлению российские авиакомпании могут обращаться за государственным финансированием для частичной компенсации их арендных и кредитных платежей на покупку самолетов, включая гарантии и страховку. Предоставляемая правительственная поддержка может покрыть до половины таких расходов. Поскольку данная программа распространяется только на самолеты, изготовленные в Российской Федерации, она представляет собой субсидию, запрещенную в соответствии со статьей 3.1(b) Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам ВТО.

Льготы по уплате ввозной таможенной пошлины

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 от ввозной таможенной пошлины освобождаются гражданские пассажирские самолеты, классифицируемые по кодам ТН ВЭД ТС 8802 40 003 2 и 8802 40 004 2 (с массой от 20 до 120 тонн и с количеством пассажирских мест от 50 до 300) и ввозимые до 1 июля 2014 года в Республику Беларусь и Республику Казахстан, в целях их использования для международных перевозок и (или) внутренних перевозок по территории государства, где осуществляется ввоз данного товара, и (или) между территориями государств - членов таможенного союза. Такие суда в течение срока их эксплуатации могут вывозиться за пределы таможенной территории Таможенного союза для их ремонта или технического обслуживания и обратно ввозиться в Республику Беларусь или Республику Казахстан также с освобождением от уплаты ввозной таможенной пошлины.

Кроме того, освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляется в отношении авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним. Реализация (продажа) таких товаров допускается только лицам, одним из видов деятельности которых является эксплуатация и (или) ремонт и (или) техническое обслуживание гражданских пассажирских самолетов, либо деятельность, связанная с обеспечением указанных лиц такими авиационными двигателями, запасными частями и оборудованием. Для применения данного освобождения декларанту необходимо представить в таможенный орган заявление о целевом использовании товаров. Согласно пункту 2 статьи 349 ТК ТС в отношении таких запасных частей и оборудования также не применяются меры нетарифного и технического регулирования.

Таможенная стоимость

В соответствии с разъяснениями ФТС России при отсутствии продажи товаров на экспорт в Российскую Федерацию (например, аренда, лизинг товаров) метод 1 «по стоимости сделки» не может быть использован для целей определения таможенной стоимости товара. По мнению ФТС России, договоры аренды и лизинга по своей природе не образуют продажу товаров даже при наличии в этих договорах условия о выкупе арендованного товара (опциона покупки).

В этом случае таможенная стоимость должна быть определена на основании одного из других методов ее определения, подлежащих применению последовательно. Если методы 2-5 не могут быть применены (например, в отношении самолетов, бывших в употреблении), таможенная стоимость может быть определена по резервному методу. В этом случае согласно разъяснениям Минфина России основой для ее определения может быть (1) сумма арендных (лизинговых) платежей, пересчитанная на весь срок полезного использования самолета, если договором аренды (лизинга) не предусмотрен переход права собственности к арендатору (лизингополучателю), (2) стоимость самолета, определенная в договоре страхования (в случае его заключения) или в отчете об оценке объекта, который соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности (если такая оценка проводилась, (3) сумма, которую лизингополучатель обязуется выплатить лизингодателю в случае утери (порчи) полученного в аренду самолета, (4) стоимость самолета, отраженная лизингополучателем в бухгалтерском учете.

При этом в структуру таможенной стоимости объекта аренды (предмета лизинга) при применении метода 6 подлежат включению транспортные, погрузочно-разгрузочные, страховые и другие расходы, предусмотренные статьей 5 Соглашения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», если они ранее не были учтены в выбранной основе для расчета таможенной стоимости.

Временный ввоз

Поскольку нулевая ставка и льготы по уплате ввозной таможенной пошлины установлены в отношении не всех гражданских пассажирских самолетов, а также учитывая, что их ввоз облагается 18% НДС, во многих случаях, в т.ч. при ввозе самолетов в рамках лизинговых договоров, импортеры используют таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Данная процедура предусматривает возможность применения полного или частичного освобождения от уплаты не только ввозной таможенной пошлины, но и НДС.

• Случаи полного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов

В перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов включены гражданские пассажирские самолеты, классифицируемые под кодами ТН ВЭД ТС 8802 40 003 2 и 8802 40 004 2 с массой от 20 до 120 тонн и с количеством пассажирских мест от 111 до 170 и от 219 до 300, при условии, что договоры аренды (лизинга) в отношении таких самолетов заключены до 31.12.2013 и самолеты помещены под таможенную процедуру также до указанной выше даты. Полное освобождение в отношении таких самолетов может быть применено до 31.12.2018. После этой даты к таким товарам будет применяться частичное освобождение от таможенных пошлин и налогов (то есть декларантом подлежат уплате периодические платежи, эквивалентные 3 процентам от полной суммы таможенных пошлин и налогов, которые будут взиматься за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения самолета на таможенной территории Таможенного союза). В этом случае срок временного ввоза может быть продлен до 34 месяцев при условии, что в течение указанного срока самолет не будет являться собственностью лица, использующего его на таможенной территории Таможенного союза. За это время лицом будут выплачены все 100% от суммы таможенных пошлин и налогов, и в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010 № 328 такие самолеты могут быть помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без уплаты процентов за фактически использованную рассрочку платежа.

Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов применяется также в отношении гражданских пассажирских самолетов с количеством пассажирских мест не более чем на 19 человек (коды 8802 30 000 2 и 8802 40 001 1 ТН ВЭД ТС), находящиеся в собственности иностранных лиц и используемые на единой таможенной территории Таможенного союза в нерегулярных (вне коммерческого расписания) полетах, при условии, что такое использование не имеет целью извлечение доходов.

В отношении остальных самолетов применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

• Обеспечение уплаты таможенных платежей

Подпунктом 2 части 4 статьи 137 Федерального закона предусмотрено, что в отношении воздушных судов, ввозимых организациями в целях осуществления хозяйственной деятельности, оказания транспортных услуг в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) либо ввозимых в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, а также помещаемых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории в целях осуществления ремонта, не должно предоставляться обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов. Однако данное правило содержит исключение: таможенные органы вправе требовать предоставления такого обеспечения, в частности, в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, не будут выполнены. Такое исключение позволяет таможенным органам широкое усмотрение при реализации этого полномочия, что потенциально содержит высокий риск установления искусственных административных барьеров к осуществлению хозяйственной деятельности и, соответственно, коррупции.

• Предельные сроки временного ввоза

Предельный срок временного ввоза гражданских пассажирских самолетов с частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов составляет 34 месяца. Следует также обратить внимание, что при неоднократном помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в том числе когда декларантами этой таможенной процедуры выступают разные лица, общий срок временного ввоза не может превышать указанного выше срока. В случае превышения этого срока с намерением дальнейшего использования самолетов на территории России они подлежат помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В этом случае, а также при помещении самолетов под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления до истечения предельного срока временного ввоза, проценты за фактически использованную рассрочку платежа уплате не подлежат.

Ремонт

Действующим таможенным законодательством допускается осуществление ремонта (кроме капитального и (или) модернизации), технического обслуживания и других операций, необходимых для поддержания временно ввезенных товаров в нормальном состоянии в рамках таможенной процедуры временного ввоза. При этом передача временно ввезенных товаров другому лицу для проведения указанных выше операций может осуществляться без получения разрешения у таможенного органа. Вместе с тем, если стоимость товаров превышает 500 000 рублей, декларант обязан письменно уведомить таможенный орган о передаче товара другому лицу для проведения ремонта. Административная ответственность за неуведомление таможенного органа исключена. Однако в этом случае права и обязанности по соблюдению таможенной процедуры временного ввоза не передаются другому лицу, и импортер остается ответственным за соблюдение требований таможенной процедуры. Также в этом случае не приостанавливается и не продлевается срок временного ввоза.

Снятые с самолета, используемого в международных перевозках пассажиров или грузов, в результате замены запасные части и оборудование могут вывозиться из Российской Федерации одновременно с самолетом, с которого они были сняты. Сведения о таких запасных частях и об оборудовании, а также о произведенном ремонте указываются в таможенной декларации на самолет, в качестве которой могут использоваться стандартные документы перевозчика. Если снятые компоненты не могут быть вывезены одновременно с таким самолетом, то они вывозятся из Российской Федерации без уплаты вывозных таможенных пошлин применительно к таможенной процедуре реэкспорта.

При необходимости проведения капитального ремонта или модернизации самолета на территории России, необходимо его поместить под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. При этом процедура временного ввоза может быть приостановлена до завершения применения таможенной процедуры переработки.

В случае проведения ремонта (в т.ч. капитального и (или) модернизации) или технического обслуживания временно ввезенного самолета за границей, в целях упрощения таможенных формальностей и применения полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин декларантом может быть применена специальная таможенная процедура.

Временный ввоз товаров: условия, особенности, документы

Временный ввоз — специальный режим таможенного оформления. Он применяется для грузов, которые импортируются на территорию Российской Федерации только на некоторое время. При таком импорте уплата пошлин, налогов, других обязательных платежей выполняется частично. Размер платежей зависит от того, как долго груз пробудет на территории ТС и по п.3 ст. 223 ТК ЕАЭС составляет 3% от полной суммы обязательных платежей за каждый календарный месяц (полный либо неполный).

Есть несколько категорий товаров, вообще освобожденных от обязательных платежей при временном ввозе. Их список определяет Решение Комиссии ЕАЭС №331 от 18.06.2010 и Решение Совета ЕЭК №109 от 20.12.2017. Льготные условия предусмотрены для контейнеров и другой многооборотной тары, грузов, которые поставляются в рамках международной помощи, товаров, которые будут использоваться в культурных или научных целях, для содействия международному сотрудничеству или ведению ВЭД. Если при таком импорте груз освобождается от обязательных платежей, сроки его нахождения на таможенной территории ТС, а также условия его использования должны соответствовать Решению Комиссии ЕАЭС №331 от 18.06.2010.

Есть несколько товарных групп, для которых нельзя применять режим временного ввоза:

  • продовольственные товары, напитки;
  • табачная, алкогольная продукция;
  • сырье, заготовки, полуфабрикаты;
  • расходные материалы, образцы;
  • отходы.

Временный ввоз товаров

В этих группах есть отдельные виды товаров, для которых возможны исключения, при условии, что их импорт выполняется для использования в качестве выставочных или промышленных образцов. Запрещенные к ввозу на территорию ЕАЭС товары нельзя импортировать и по процедуре временного импорта.

Условия для временного ввоза

Ввезти продукцию на территорию ЕАЭС или РФ временно можно только при соблюдении следующих условий:

  • возможность идентификации как при импорте, так и при последующем реэкспорте. Это нужно, чтобы гарантировать, что ввозиться, а затем вывозиться будет один и тот же груз;
  • соблюдение ограничений, которые устанавливает ст. 7 ТК ЕАЭС. Это меры санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, нетарифного регулирования;
  • уплата обязательных платежей. Выполняется частично, рассчитывается по сроку пребывания груза на таможенной территории ЕАЭС. Если ввозится товар, освобожденный от платежей, соблюдают условия применения льгот;
  • в случаях, предусмотренных ФЗ-289 от 03.08.2018, уплачивают компенсационные, специальные и иные пошлины, налоги, другие дополнительные платежи.

Режим временного ввоза имеет следующие особенности.

Ограничение сроков. Товары можно ввозить только на определенный срок. Обычно он не превышает 2 лет (п1 ст. 221 ТК ЕАЭС). Его нужно определить в момент импорта. Рассчитывая срок, на который ввозится груз, учитывают цели, обстоятельства импорта. Для некоторых товарных групп предельный срок может быть больше или меньше, чем два года. Если срок пребывания товара на территории ЕАЭС нужно продлить, до его истечения декларант должен подать соответствующее заявление. Если установленный при импорте срок временного ввоза меньше предельного (двух лет), продление возможно и после того, как он завершится (в течение одного месяца, при условии, что предельный срок будет соблюден). Установленные ограничения сроков действуют в отношении груза, даже если он неоднократно импортировался и экспортировался.

Порядок использования. Для импортированной продукции не допускается модернизация или капитальный ремонт, а также внесение любых других изменений, влияющих на характеристики. Состояние товара должно быть неизменным. Допускается только выполнение действий, которые необходимы, чтобы обеспечить сохранность груза. При этом возможность идентификации должна сохраняться.

При использовании временно ввезенной продукции можно:

  • проводить ее обслуживание, текущий ремонт, чтобы сохранять ее исходное состояние;
  • проводить исследования, тесты, эксперименты с использованием или в отношении ввезенной продукции;
  • если импорт выполнялся для транспорта, его можно использовать при международных перевозках.

Владение. При временном ввозе ст. 279 ТК ЕАЭС требует, чтобы груз оставался во владении декларанта. Передавать его иным лицам можно только для хранения, технического обслуживания или текущего ремонта, проведения тестов и испытаний. Исключение — возвратная тара, которую передают вместе с основным отправлением. В остальных случаях передавать третьим лицам товар можно только после уведомления таможенной службы или с ее разрешения. Чтобы получить разрешение, подают заявление, оплачивают обязательные платежи за период, прошедший с момента импорта. Лицо, получающее груз, также принимает обязанности по выполнению требований режима временного ввоза.

Импорт-экспорт

Отчетность. Порядок ее предоставления определяет приказ ФТС РФ №592 от 04.04.2019. Сроки сдачи отчетности — до 15 января и до 15 июля (отчетные документы передают каждые полгода). Если для товара режим временного ввоза прекратил действовать в истекшем полугодии, отчетность по нему передают таможенной службе в установленные сроки.

Документы для таможенного оформления при временном ввозе по ст. 37 ТК ЕАЭС

Для использования этого режима юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям нужен расширенный набор документов:

  • заявление. В заявлении на временный ввоз в нем указывается предполагаемый срок пребывания продукции на территории ЕАЭС, а также обстоятельства и цели импорта;
  • гарантийное письмо об обратном вывозе. Устанавливает обязательства реэкспорта временно ввезенного товара;
  • инвойс;
  • технический паспорт или техническое описание товара;
  • упаковочный лист;
  • сведения и документы, необходимые для идентификации товара;
  • транспортная накладная;
  • документы об оплате сбора за таможенное оформление.

Таможенный орган может запрашивать сведения, документы, не входящие в основной список. Компания "СТТ Логистика" поможет подготовить документы и обеспечит таможенное оформление грузов при процедуре временного ввоза.

Статья 223. Особенности исчисления и уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при применении таможенной процедуры временного ввоза (допуска)

1. В отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате за период со дня их помещения под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по день завершения ее действия.

2. В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, по обращению декларанта производится частичная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов за период со дня, указанного в обращении декларанта, по день завершения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска). Указанное обращение декларанта подается таможенному органу, которым произведен выпуск товаров при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), до истечения предельного срока, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 219 настоящего Кодекса.

В качестве обращения декларанта используется таможенный документ - корректировка декларации на товары.

3. При частичной уплате ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый календарный месяц (полный или неполный) периода времени, определенного в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи (далее в настоящей главе - период применения частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов), подлежат уплате 3 процента исчисленной на день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, - на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

4. При приостановлении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктом 3 статьи 224 настоящего Кодекса частичная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов за период такого приостановления не производится. В целях применения настоящего пункта период приостановления действия таможенной процедуры определяется количеством полных календарных месяцев, в течение которых действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) приостановлено.

5. При частичной уплате ввозных таможенных пошлин, налогов сумма ввозных таможенных пошлин, налогов уплачивается по выбору декларанта за весь период применения частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (далее в настоящей главе - единовременная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов) или периодически (далее в настоящей главе - периодическая уплата ввозных таможенных пошлин, налогов). При периодической уплате ввозных таможенных пошлин, налогов такая уплата производится в размере, подлежащем уплате в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, не менее чем за 1 календарный месяц (полный или неполный). Периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов определяется декларантом в декларации на товары.

В случае неуплаты или неполной уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых периодически, в сроки, установленные в соответствии с пунктом 4 и подпунктами 2 и 3 пункта 7 статьи 225 настоящего Кодекса, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате единовременно за весь оставшийся период применения частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

6. Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченных и (или) взысканных за период применения частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, не должна превышать исчисленную на день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, - на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, сумму ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

7. При завершении либо прекращении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченные и (или) взысканные за период применения частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, возврату (зачету) не подлежат, если иное не установлено настоящим Кодексом.

От таможенной процедуры зависит не только порядок перемещения товара через границу, но и размер таможенных пошлин, налогов, а также применение мер нетарифного регулирования. Что нужно знать, чтобы выбрать оптимальную процедуру декларирования, рассказала Наталья Лайша, эксперт проекта Декларант компании СКБ Контур.

Что такое таможенная процедура?

Все товары, перемещаемые через границу Таможенного союза (ввозимые, вывозимые), подлежат обязательному декларированию. Иначе говоря, декларант должен заявить таможенному органу сведения о товарах, избранной таможенной процедуре и другие данные, необходимые для их выпуска.

Таможенная процедура — это один из рычагов таможенного регулирования в отношении товаров. По сути это совокупность норм, которые определяют требования к товарам и условия их использования на территории Таможенного союза или за ее пределами.

Выбор таможенной процедуры — прерогатива декларанта, при этом в любой момент он имеет право ее изменить. Вместе с тем на декларанте же лежит ответственность за соблюдение условий помещения товара под таможенную процедуру и требований к этому товару.

Почему важно правильно выбрать таможенную процедуру?

Таможенная процедура — не пустая формальность. Она определяет порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его назначения. Кроме того, именно таможенная процедура устанавливает так называемые «рамки», в которых может использоваться товар, права и обязанности лица, перемещающего товар, а также требования к товару, помещаемому под конкретную таможенную процедуру. Поэтому прежде чем остановить выбор на той или иной процедуре, декларант должен продумать все детали и тонкости, связанные с перемещением товара через таможенную границу.

Выбор таможенной процедуры имеет и экономическое значение. Например, предприятие в рамках контракта ввозит дорогостоящий прибор, не имеющий аналогов в Российской Федерации, для проведения испытаний в условиях собственного производства. Если декларант заявляет таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, ему необходимо уплатить таможенные пошлины и налоги, которые могут быть весьма значительными. Поэтому, учитывая цели и срок ввоза товара для испытания, более предпочтительной в данном случае будет процедура временного ввоза. Она предполагает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, а также неприменение мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Другой пример. Организации необходимо принять участие в международной выставке и вывести в качестве экспонатов модели снегоуборочной техники, проспекты и сувениры. Если заявить процедуру экспорта, все выставочные экспонаты будут вывезены за пределы таможенной территории с уплатой всех причитающихся таможенных платежей, с применением запретов и ограничений. А поскольку таможенная процедура экспорта предусматривает вывоз товаров для постоянного использования за пределами таможенной территории, то при перемещении через границу они утратят статус товаров таможенного союза. Соответственно, при обратном их ввозе будет заявлена таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления также с уплатой всех причитающихся таможенных платежей, с соблюдением запретов и ограничений. В данной ситуации оптимальной таможенной процедурой будет временный вывоз выставочных экспонатов. В соответствии с ней экспонаты на время проведения выставки будут вывезены за пределы таможенной территории с условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования. При обратном ввозе они будут помещены под таможенную процедуру реимпорта.

Как видим, правильный выбор таможенной процедуры позволяет существенно сэкономить финансовые и организационные ресурсы компании, так что пренебрегать этим моментом явно не стоит.

Виды таможенных процедур

Статья 202 Таможенного кодекса Таможенного союза устанавливает 17 видов таможенных процедур:

  • выпуск для внутреннего потребления;
  • экспорт;
  • таможенный транзит;
  • переработка на таможенной территории;
  • переработка вне таможенной территории;
  • переработка для внутреннего потребления;
  • временный ввоз (допуск);
  • временный вывоз;
  • таможенный склад;
  • свободная таможенная зона;
  • реимпорт;
  • реэкспорт;
  • уничтожение;
  • отказ в пользу государства;
  • беспошлинная торговля;
  • свободный склад;
  • иные специальные таможенные процедуры

Каждая таможенная процедура имеет свои отличительные условия, но на все без исключения распространяется несколько общих правил:

  • соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров под таможенной процедуры;
  • разрешительный порядок выпуска товаров в соответствии с заявленной процедурой;
  • обязательность соблюдения условий и требований избранной таможенной процедуры;
  • днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом;
  • право изменения выбранной таможенной процедуры на иную.

Что нужно учесть при выборе процедуры

Для определения и заявления таможенной процедуры необходимо знать следующие сведения о товаре:

  • особенность перемещения товара (ввоз-вывоз);
  • статус товара для таможенных целей (иностранный или товар Таможенного союза);
  • условия, на которых он закупается;
  • срок ввоза или вывоза;
  • предназначение и характер товара (цель перемещения);
  • перспектива дальнейшего использования товара.

Подробно содержание таможенных процедур, порядок и условия их применения описаны в главе 29 ТК ТС, а также главе 26 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

Читайте также: