Понятие и значение налогового контроля

Опубликовано: 27.04.2024

Налоговому контролю посвящена гл. 14 НК РФ.

Налоговый контроль является:

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, опре­деленное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах:

Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (т.е. рассматривает налоговый контроль в узком смысле).

    • обес­печение законности и эффективности налогообложения.
  • обес­печение законности и эффективности налогообложения.
    • валютные и кас­совые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, ис­пользование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.
  • валютные и кас­совые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, ис­пользование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.

Отдельными контрольными полномочия­ми относительно сферы налогообложения обладают Счетная па­лата РФ и Министерство финансов РФ.

Подконтрольными субъектами выступают организации и фи­зические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только за­прещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью ис­числения и полнотой уплаты налогов.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполне­ния финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, плани­рование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.).

Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выпол­нения денежных обязательств перед государством (уплату нало­гов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установ­ленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных орга­нов государства относительно предоставления какой-либо фи­нансовой документации.

Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выра­жения и организации контрольных действий. Под формой налого­вого контроля можно понимать и отдельные аспекты проявле­ния сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

    • проверки;
    • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых аген­тов и плательщиков сборов;
    • проверки данных учета и отчетности;
    • осмотр помещений и территорий, используемых для извле­чения дохода (прибыли);
    • другие формы, предусмотренные НК РФ.
  • проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых аген­тов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извле­чения дохода (прибыли);
  • другие формы, предусмотренные НК РФ.

1) В зависимости от времени проведения:

  • предварительный;
  • теку­щий (оперативный);
  • последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение пред­варительной проверки финансового состояния налогоплатель­щика со стороны уполномоченного государственного органа.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контро­ля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы нало­гоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, ин­вентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позво­ляет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после заверше­ния отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обя­занности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

    • налоговых органов;
    • таможенных органов;
    • органов внутренних дел;
    • следственных органов.
  • налоговых органов;
  • таможенных органов;
  • органов внутренних дел;
  • следственных органов.

3) В зависимости от места проведения:

    • выездной — в месте расположения налогоплательщика;
    • камеральный — по месту нахождения налогового органа.
  • выездной — в месте расположения налогоплательщика;
  • камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением фискально обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, платель­щиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, являющуюся одним из этапов нало­гообложения. В широком смысле налоговый контроль направлен на обес­печение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды).
В соответствии с законодательством налоговый контроль в РФ осуще­ствляют следующие органы: налоговые органы; таможенные органы;

органы государственных внебюджетных фондов. В соответствии со ст. 82 НК РФ должностные лица таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов наделены контрольны­ми полномочиями в сфере налогообложения в пределах своей компе­тенции:
таможенные органы - за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ;
• органы государственных внебюджетных фондов - за полнотой и своевре­менностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие государственные внебюджетные фонды.
Отдельно следует сказать о роли Федеральной службы налоговой полиции России (ФСНПРоссии), которая не относится к органам, непосредственно осу­ществляющим налоговый контроль, и исполняет вспомогательные фун­кции по обеспечению соответствующей деятельности должностных лиц налоговых органов. Органы ФСНП России по запросу налоговых орга­нов участвуют в проведении налоговых проверок, обеспечивая безопас­ность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанные про­верки, и оказывая оперативное содействие в добывании информации, необходимой для целей проверок.
3» В процессе осуществления налогового контроля налоговые органы ак­тивно взаимодействуют с органами ГТК РФ, ФСНП России, государ­ственных внебюджетных фондов и другими входящими в систему ис­полнительной власти органами специальной компетенции - министер­ствами, службами, ведомствами. Правовой основой такого сотрудниче­ства выступают нормы налогового законодательства, а практическая координация действий осуществляется на основании заключенных между ними публично-правовых договоров -соглашений. Указанные органы ин­формируют друг друга об имеющихся материалах о нарушениях зако­нодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о приня­тых мерах по их пресечению, о проводимых налоговых проверках, обмениваются другой несводимой информацией.
На сегодняшний день заключены, например, следующие соглашения:
между МНС РФ и ГТК РФ №№ БГ-15-11/1222, 01-11/15581 о взаимном информационном обмене (утв. МНС РФ и ГТК РФ 08.06.2000 , с измен, на 16.10.2000);
по информационному взаимодействию между Пенсионным фондом РФ

и МНС РФ от 12.07.2001 №№ 16-1-С, БГ-16-05/74 (утв. 12.07.2001) и др. Порядок обмена информацией между территориальными органами феде­рального казначейства Минфина РФ и налоговыми органами в ходе ис­полнения доходной части федерального бюджета утвержден совместным приказом Минфина РФ и МНС РФ от 21.02.2001 №№ 14н, БГ-3-09/51.
Порядок взаимодействия МНС РФ и ФПС РФ регламентируется соответствующей инструкцией, утвержденной совместным приказом ФПС РФ и МНС РФ от 25.12.2000 №№ 680, БГ-3-34/455.
4. Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового конт­роля, регулируются положениями гл. 14 НК РФ.
Налоговый контроль осуществляется вышеуказанными органами в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. При этом непосредственными целями налогового контроля являются:
выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;
предупреждение их совершения в будущем;
• обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности. Для достижений указанных целей налоговыми и иными контролирую­щими органами используются следующие основные формы (способы) налогового контроля:
налоговые проверки;
получение объяснений фискально обязанных лиц;
проверки данных учета и отчетности;
осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
контроль за расходами физических лиц и др.

В процессе осуществления указанных форм налогового контроля про­изводятся проверки и иные действия по:
исполнению налогоплательщиками требований законодательства о по­становке на налоговый учет и иных связанных с учетом обязанностей;
исполнению налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удер­жанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюд­жет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;

соблюдению налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством; */ соблюдению банками обязанностей, предусмотренных налоговым за­конодательством;
правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществ­лении денежных расчетов с населением;
предупреждению и пресечению нарушений законодательства о налогах и сборах;
выявлению нарушителей налогового законодательства и привлечению их к ответственности59.

5, Под методами налогового контроля понимают приемы, способы или средства, применяемые сотрудниками контролирующих органов при его осуществлении.
Выделяют документальный и фактический налоговый виды контроля, методы которых могут существенно различаться:
документальный контроль реализуется в первую очередь посредством и в процессе камеральных (то есть проводимых по предоставленным субъек­том контроля бухгалтерским и иным юридически и фискально значи­мым документам, без выезда на место) проверок; его основные мето­ды:
- формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
- юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в до­кументах;
- встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая опе­рация находит отражение в аналогичных документах организации-кон­трагента и в других документах и учетных записях;
- экономический анализ60;

фактический контроль связан с проведением выездных налоговых про­верок.
59 См. подр.: Научно-практический постатейный комментарий к Части первой Налогового кодекса. М: Городец, 2000. С. 187 - 188. 60 См.: Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. М., 1996. С. 14-15.
Основной формой (способом) налогового контроля являются налого­вые проверки, которые позволяют наиболее полно выявить своевре­менность, полноту и правильность исчисления фискально обязанным лицом своих обязанностей.
Остальные формы используются в качестве вспомогательных для выяв­ления налоговых правонарушений или применяются для сбора доказа­тельств по выводам, которые содержатся в акте проверки61 (истребова­ние документов, получение пояснений налогоплательщика и показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлече­ние специалиста, сопоставление данных о расходах физических лиц с их доходами, экспертиза, учет налогоплательщиков).

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы.

Понятие налогового контроля

С точки зрения действующих положений НК РФ, налоговый контроль является одной из форм управленческой деятельности, функции, эффективность, содержание, результат и порядок применения которой направлены на постоянный анализ и наблюдение за исполнением существующих норм налогового законодательства России.

Все формы и методы налогового контроля также направлены на постоянный контроль процедуры налогообложения, установленной НК РФ, на своевременное выявление и анализ правонарушения в области действующего законодательства России, а также на постоянное совершенствование и развитие функции существующей системы.

Формы налогового контроля, его предмет, порядок применения и государственные полномочия, функции, признаки, источники – все это касается общественных правоотношений, регулярно образующихся в данной области действующего законодательства России.

Основы налогового контроля и ответственность за нарушение действующих норм устанавливаются положениями НК РФ. Порядок применения данных норм является очень важным и требует к себе максимально внимательного подхода.

Любое нарушение, допущенное со стороны представителя налогового органа во время осуществления определенного мероприятия налогового контроля, может привести к полному аннулированию результатов этой процедуры, будь то камеральная проверка организации налогоплательщика, анализ совершенного правонарушения и т.д.

Принципы налогового контроля, его предмет, содержание, порядок применения, эффективность и функции относятся к общим принципам, урегулированным НК РФ. К основным можно отнести: защиту интересов налогоплательщиков, постоянный анализ деятельности, контроль поступления денежных средств в казну государства в установленный срок, постоянное повышение эффективности, совершенствовании и развитие системы и т.д.

Развитие и совершенствование, повышение уровня, а также значение налогового контроля никогда не потеряют актуальность.

Применение норм действующего налогового законодательства России и анализ их эффективности – процесс непрекращающийся и, безусловно, необходимый. Его результат является очень важным – он обеспечивает правомерность государственного процесса налогообложения, укрепляет это понятие и определение, обеспечивает постоянное повышение государственного уровня, открывает новые источники и цели, объекты, приемы, способы, этапы и полномочия.

Статус органов налогового контроля России, их назначение и определение всегда будут занимать огромное место в существующей правовой системе, так как является ее неотъемлемой частью.

Правила проведения налогового контроля

Нормы налогового законодательства России и общие положения НК РФ устанавливают определенный порядок и критерии, которые должны быть соблюдены во время проведения любого мероприятия налогового контроля, будь то камеральная проверка, либо иные формы налогового контроля.

В тех случаях, когда формы и методы налогового контроля, либо определенные действия налогового контроля, будут содержать в себе правонарушения, результат данного контроля будет аннулирован, а на виновное лицо будет наложена ответственность за данное нарушение, которое показал результат проверки, проведенной в установленный срок.

Общие положения и порядок НК РФ устанавливают, что все формы проведения налогового контроля представляют собой особые способы получения той или иной информации о налогообложении, а также ее анализ и другие приемы.

Обеспечение налогового контроля чаще всего выражается в организации и проведении такой процедуры как налоговая проверка – камеральная и иные. Во время ее непосредственного осуществления, проверяются документы организации, проводится анализ ее деятельности с точки зрения положения НК РФ, проверяются установленные сроки, порядок, выявляются определенные правонарушения, а также осуществляются иные мероприятия налогового контроля.

Камеральная и иные проверки налогообложения организации должны проводиться в установленный срок.

Предмет и результат данных проверок представляют собой письменное заключение, в котором содержатся все необходимые сведения – отсутствующие, либо неправильно оформленные документы, анализ которых был произведен, возможное нарушение и ответственность за него, критерии эффективности организации, субъекты проверки, данные о том, какие именно мероприятия налогового контроля были проведены, а также иные общие положения, сущность которых относится к составу данной процедуры.

Камеральная и иная проверка налогообложения имеют свой предмет, сущность, элементы, субъекты, цели, источники, порядок применения и критерии, установленные НК РФ, например, срок давности.

В соответствии с правилами налогового законодательства России, осуществление данной процедуры может произойти в течение 3-х календарных лет деятельности налогоплательщика.

Уполномоченным лицом в установленный срок могут быть истребованы дополнительные документы для осуществления проверки деятельности организации, наличия, либо отсутствия правонарушения. В том случае, если нарушение государственного налогового порядка было выявлено, уполномоченным лицом устанавливается срок, требующийся для его устранения, а также необходимые документы, которые нужно будет представить в указанные сроки.

Ответственность за то, что в установленные сроки не были представлены требующиеся документы и элементы, будет более серьезной, чем та, которую предусматривали первоначальные этапы.

Камеральная проверка является государственной юридической процедурой, это значит, что ответственность может быть применена и к сотрудникам налогового учреждения. Данная ответственность и ее обеспечение может применяться только в том случае, если нарушение действительно является доказанным фактом и если был проведен соответствующий анализ, результат которого показал данное нарушение.

Регулирование налогового контроля, ответственность и ее обеспечение является компетенцией судебных органов. Различные особенности налогового контроля, а также некоторые нюансы исполнения непосредственных функций налоговых инспекторов, их структура, предмет, понятие, этапы, элементы и ответственность также могут стать объектами судебных разбирательств, если такая актуальность и ее признаки имеются.

Особенности осуществления налогового контроля

Формы налогового контроля представляют собой определенные способы проверки организации и процедуры ее налогообложения, предусмотренные НК РФ. Предмет и задачи налогового контроля, а также его критерии, функции, порядок и общие положения всегда направлены на сбор информации о налогообложении той или иной организации и на ее последующий анализ.

Камеральная проверка, входящая в виды налогового контроля, осуществляется по месту нахождения налогоплательщика. В ходе исполнения ее функции, для выявления того или иного правонарушения в установленный срок, проверяются документы, представленные налогоплательщиком, а также те документы, которые имеются у налогового органа.

Если после того, как будет получен результат, в нем будут иметься какие-либо правонарушения, выявленные в ходе проверки, налогоплательщику устанавливается определенный срок для того, чтобы данное нарушение государственного законодательства было устранено.

В тех случаях, когда органы налогового контроля выявили, что ранее установленное нарушение действующего законодательства России не было устранено в срок, к налогоплательщику могут быть применены иные меры ответственности, порядок применения и критерии которых, а также функции, содержание, предмет и эффективность устанавливаются НК РФ.

Камеральная проверка, входящая в мероприятия налогового контроля, касается также и налоговых льгот, наличие которых подтверждают соответствующие государственные документы.

Для каждого мероприятия налогового контроля установлен допустимый срок проведения той или иной проверки, в течение которого могут быть проверены документы организации, проведен их анализ, изучены функции, общие положения, содержание, критерии, эффективность и т.д.

В тех случаях, когда камеральная проверка была проведена неправомерно, ее результат не является верным. Он может быть опровергнут заинтересованными лицами, которые являются участниками данных правоотношений.

Вместе с этим, как результат нарушения, может быть применена и определенная ответственность, которая является неотъемлемой частью проявленных нарушений и входит в особенности налогового контроля. Ответственность выбирается, опираясь на результат проведенной проверки, который является неоспоримым основанием.

Запреты при осуществлении налогового контроля

Камеральная проверка и иные мероприятия налогового контроля должны полностью соответствовать действующим положениям налогового законодательства России, иначе, в случае правонарушения, к уполномоченным лицам могут быть применены определенные меры ответственности за неправомерно проведенный налоговый контроль.

Например, снятие функции по проверке, как результат раннего правонарушения и иная ответственность, предмет, понятие, структура, субъекты и этапы которой будут зависеть от каждого конкретного случая.

Налоговый контроль и его структура, в ходе его осуществления и исполнения главной функции, должен строго отвечать действующим требованиям законодательства России. Нарушение будут представлять из себя следующие действия:

  • явное превышение полномочий в ходе осуществления какого-либо мероприятия налогового контроля. При этом само повышение государственного полномочия должно быть подтверждено соответствующими доказательствами, включая необходимые документы, а также иные элементы и источники, которые характеризуют налоговый контроль;
  • совершение определенных действий налоговыми органами, цель, определение, понятие и сущность которых заключаются в личных интересах, при этом не учитываются установленные правовые основы налогового контроля, а также существующие принципы налогового контроля;
  • применение определенного полномочия, как средство контроля налоговых органов, для его использования в личных интересах, с целью получения материальной выгоды, а не развития системы налогового контроля и т.д.;

Превышение того или иного полномочия является объектом правонарушения, за которым обязательно должно следовать применение определенных мер ответственности, предмет, содержание, источники и эффективность которой направлены на устранение правонарушения в установленный срок.

Налоговый контроль будет эффективным только в том случае, если его осуществление будет строго соответствовать всем существующим нормам. В противном случае, значение налогового контроля потеряет свою изначальную ценность.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

проверки целевого использования налоговых льгот;

пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

органов внутренних дел;

3) В зависимости от места проведения:

выездной — в месте расположения налогоплательщика;

камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налоговый контроль – вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Можно выделить четыре формы налогового контроля:

– государственный налоговый учет;

– мониторинг и оперативный налоговый контроль;

– камеральный и выездной налоговый контроль;

Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России приходится на налоговые органы.

Государственный налоговый учет как форма налогового контроля направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения).

Основной задачей мониторинга и оперативного налогового контроля является получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений.

Задачей камерального и выездного налогового контроля является контроль исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок.

Задачей административно-налогового контроля является контроль за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования. Например, контроль исполнения своих обязанностей сборщиками налогов.

Основными методами государственного налогового учета являются: постановка на учет; внесение изменений в учетные данные; снятие с учета.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК.

Таким образом, государственный налоговый учет в России осуществляется путем:

– учета лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства;

– учет объектов налогообложения.

Ведение учета возлагается на налоговые органы.

Законодатель предусмотрел учет только налогоплательщиков, но не плательщиков сборов.

Отличительными особенностями учета налогоплательщиков как формы налогового контроля являются постоянность, непрерывность, всеобщность, императивность процедурного обеспечения. Учет налогоплательщиков относят к числу пассивных форм налогового контроля.

Результатом учета налогоплательщиков является получение следующих категорий информации, которые в дальнейшем могут быть использованы при проведении иных форм налогового контроля:

1) количество и виды налогоплательщиков на определенной территории;

2) точное место их нахождения, в том числе фактический и юридический адреса;

3) иная финансово-учетная информация, например номер расчетного счета в банке;

4) виды осуществляемой ими деятельности и территориальные пределы ее осуществления;

5) размер имущественных активов, находящихся у налогоплательщика;

6) характер связей с другими налоговыми субъектами, например наличие филиалов и представительств;

7) иная значимая для решения задач налогового контроля информация.

Для налогоплательщика необходимость встать на учет в налоговом органе, как правило, возникает с момента возникновения у него обязанности впервые уплачивать налоговые платежи. Однако обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей по постановке на учет в налоговом органе возникает независимо от наличия обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей по уплате налогов или сборов.

НК предполагает возможность проведения учета налогоплательщиков в инициативном или заявительном порядке.

Инициативная процедура постановки на учет означает, что налоговый орган на основе данных и сведений о налогоплательщике самостоятельно принимает меры к постановке налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Инициативная постановка на учет может быть произведена до подачи заявления налогоплательщиком. Ранее данная процедура учета была предусмотрена НК только для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а для остальных категорий налогоплательщиков имела рекомендательный характер, в настоящее время производится в отношении большинства категорий налогоплательщиков.

Заявительная процедура постановки на учет предусматривает постановку налогоплательщика на учет только после направления им в адрес налогового органа письменного заявления с просьбой поставить его на учет. Ранее такая процедура была предусмотрена НК для всех категорий налогоплательщиков за исключением физических лиц, в настоящее время – только при постановке на учет организацией своего обособленного подразделения.

Мониторинг и оперативный налоговый контроль преследуют цель получения информации о текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика. Посредством мониторинга и оперативного контроля возможно и обеспечение контроля налоговых поступлений.

На сегодняшний день возможности мониторинга и оперативного налогового контроля текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков российскими налоговыми органами практически не используется. Деятельность в сфере мониторинга и оперативного налогового контроля в России практически ограничивается контролем налоговых поступлений, осуществляемым налоговыми органами во взаимодействии с органами казначейства.

Контроль текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков и их налоговых поступлений может производиться в пассивной или активной форме. Пассивный контроль имеет форму наблюдения (мониторинга) за действиями налогоплательщика. Соответственно в случае перехода к активной фазе такая деятельность получит название «оперативный налоговый контроль».

В своей пассивной фазе (фазе налогового мониторинга) методами реализации этой формы налогового контроля, например, могут быть:

– создание налоговых постов.

Хронометражные обследования проводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода.

На сегодняшней день методы и возможности налогового мониторинга применяются налоговыми органами России в весьма небольшом объеме. Методические приемы хронометражных обследований используются, как правило, только в рамках камерального и выездного налогового контроля. Налоговые посты использовались в целях обеспечения контроля за поступлением акцизов лишь на протяжении двух лет с 2005 по 2007 г.

Налоговый мониторинг налоговых поступлений, как правило, сводится к учету налоговых поступлений в бюджет.

При переходе к активной фазе контроля хозяйственной деятельности (оперативному налоговому контролю) состав методов изменяется, и в его состав могут войти:

Из перечисленных методов российские налоговые органы вправе использовать в рамках налогового контроля только метод проведения инвентаризации. При этом, как и в случае с хронометражным обследованием, инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества, как правило, проводится в рамках выездного налогового контроля. Проведение контрольных закупок и рейдовых проверок в рамках налогового контроля в России не допускается, однако налоговые органы вправе использовать эти методы в своей повседневной профессиональной деятельности. Выявленные при применении таких методов контроля факты нарушений (в том числе и налогового законодательства) признается поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Оперативный налоговый контроль налоговых поступлений предполагает контроль и анализ погашения налоговых обязательств. Одним из методов такого оперативного налогового контроля является проведение налоговых обследований.

Налоговые обследования могут проводиться в целях:

– сбора сведений о доходах и других объектах налогообложения;

– изучения причин образования задолженности по налоговым обязательствам;

– анализа выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, использующими налоговые льготы.

Одной из особенностей процедуры проведения камерального и выездного налогового контроля в Российской Федерации является объединение законодателем в рамках указанного процесса решения задач как контрольно-проверочного, так и аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования. Проведение камерального и выездного налогового контроля позволяет органам налоговой администрации не только проконтролировать соблюдение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами их обязанностей по исчислению и уплате налоговых платежей, но и в случае выявления фактов нарушения выяснить причины таких отклонений.

Заметим, что в рамках проведения камерального и выездного налогового контроля при решении задач контрольно-проверочного характера и задач, касающихся налогового расследования, налоговые органы пользуются одним и тем же набором процедур, поэтому разграничить указанные виды деятельности на практике зачастую достаточно сложно.

Эта граница проявляется в момент выявления факта отклонения действий проверяемого лица от норм законодательства. До момента выявления этого факта проведение налогового контроля имеет четко выраженный контрольно-проверочный характер. Заметим, что если факт отклонения так и не будет выявлен, то налоговый контроль не выйдет за пределы контрольно-проверочной сферы.

С момента выявления отклонения действий проверяемого от норм законодательства в ходе налогового контроля проверяющими предпринимается попытка выяснения причин и характера этих отклонений, а в случае установления противоправного содержания таких действий – попытка их квалификации. Все указанные действия необходимо расценивать как проведение налогового расследования в режиме налогового законодательства.

Следует обратить внимание, что налоговый контроль «переключается» в режим налогового расследования только в отношении конкретного перечня выявленных отклонений, проверка всех остальных фактов хозяйственной деятельности проверяемого, в которых нарушений не было выявлено, происходит по-прежнему в контрольно-проверочном режиме.

Камеральный налоговый контроль в России осуществляется посредством проведения камеральных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Проведение камеральной налоговой проверки позволяет представителям налоговой администрации:

– выявить арифметические ошибки в поступившей от проверяемого отчетности;

– осуществить сверку данных в документах, поступивших из различных источников.

Функции камеральной налоговой проверки. В современной системе налогового администрирования камеральная проверка выполняет две функции:

– контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций;

– отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Проведение проверки не требует какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

За исключением особых случаев, проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и необходимых документов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе не ограничиваться имеющимися у него данными о деятельности налогоплательщика и получить дополнительную информацию с использованием предусмотренных методов налогового контроля, в частности путем:

– получения объяснений налогоплательщика;

– истребования дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, правомерность применения налоговых вычетов и льгот;

– назначения экспертизы, проводимой на основании имеющихся у налогового органа документов.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки или противоречия в проверяемых документах и иных сведениях, имеющихся в распоряжении налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести необходимые исправления. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов (либо при их отсутствии) налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Выездной налоговый контроль в России осуществляется посредством проведения выездных налоговых проверок. Особой разновидностью выездных налоговых проверок являются повторные выездные налоговые проверки. Идентичные по своей сути выездным налоговым проверкам, повторные выездные налоговые проверки имеют некоторые отличия, связанные с процедурой их назначения и проведения.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

– осуществивший постановку подлежащей проверке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;

– по месту нахождения организации;

– по месту жительства физического лица.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика:

– более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за исключением особых случаев, предусмотренных НК);

– две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Указанные ограничения не распространяются на:

– выездные налоговые проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;

– повторные выездные налоговые проверки.

Повторные выездные налоговые проверки могут проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку– в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Срок проведения любой выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Общий перечень налогово-проверочных действий, возможных при проведении выездной налоговой проверки, включает:

– инвентаризацию имущества налогоплательщика;

– осмотр (обследование) помещений и территорий;

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации);

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

По итогам любой выездной налоговой проверки в срок не позднее двух месяцев с момента оформления справки о ее проведении должен быть составлен акт налоговой проверки. В содержании акта налоговой проверки в том числе должны быть указаны:

– даты начала и окончания налоговой проверки;

– период, за который проведена проверка;

– наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

– адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

– сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

– перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

– документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

– выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Указанная форма налогового контроля предполагает контроль за уполномоченными органами по вопросам правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет.

С точки зрения российского налогового законодательства, применение подобной формы налогового контроля теоретически допустимо и может применяться в первую очередь к лицам, имеющим статус сборщика налога. Однако по своему содержанию контроль указанных лиц мало чем отличается от камерального и выездного налогового контроля налоговообязанных лиц, о котором речь шла выше.

Читайте также: