Введен налог уплачиваемый продавцом

Опубликовано: 02.05.2024

ВС РФ пояснил, можно ли взыскать с покупателя помещений в здании уплаченный продавцом земельный налог в качестве неосновательного обогащения
sqback / Depositphotos.com

Верховный Суд Российской Федерации подтвердил возможность взыскания с покупателя помещений в здании земельного налога, уплаченного продавцом в связи с тем, что покупатель не переоформил на себя соответствующую часть участка под зданием, по правилам о неосновательном обогащении (определение ВС РФ от 10 сентября 2018 г. № 305-ЭС18-5945).

Обстоятельства дела заключались в следующем.

Между двумя организациями был заключен договор купли-продажи нежилых помещений в здании. На момент продажи помещений здание и земельный участок под ним принадлежали продавцу на праве собственности. Затем право собственности на указанные нежилые помещения было зарегистрировано за покупателем, однако соответствующую часть участка под зданием он на себя не переоформил. Поэтому продавец продолжал уплачивать земельный налог, а впоследствии обратился в суд с требованием о возмещении расходов на уплату налога в качестве неосновательного обогащения.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, указав, что переход права собственности на спорный земельный участок не зарегистрирован, и ответчик (покупатель) не являлся плательщиком земельного налога.

Что относится к основным признакам обязательств из неосновательного обогащения? Ответ – в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Апелляционный суд отменил это решение, удовлетворив требование истца в полном объеме. Он исходил из того, что поскольку у ответчика возникло право на земельный участок, однако право собственности на него оформлено не было, бремя расходов по содержанию участка в связи с продажей помещений было неправомерно возложено на истца. При этом суд пояснил, что отчуждение недвижимого имущества без возникновения того или иного права на земельный участок, занятый этой недвижимостью, в силу закона невозможно. Приобретение недвижимости в любом случае влечет возникновение у ее покупателя соответствующего права на земельный участок, независимо от того, оговорено это право в договоре купли-продажи недвижимости или нет, оформлены ли покупателем правоустанавливающие документы на землю или нет.

Однако суд округа, как и суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика неосновательного обогащения, указав, что обязанность по уплате земельного налога возникает с момента государственной регистрации в ЕГРП за покупателем права собственности на земельный участок.

Точку в этой дискуссии поставил ВС РФ.

Он указал, что суды первой и кассационной инстанций неправильно применили к спорным правоотношениям нормы Налогового кодекса, и не применили ряд норм Гражданского кодекса.

А вот выводы суда апелляционной инстанции о том, что к покупателю земельный участок переходит на том же праве, что и у продавца, и что ответчик, владея помещениями на праве собственности и имея право долевой собственности на земельный участок, не оформил своих прав, освобождая себя тем самым от платежей за пользование земельным участком и возложив бремя расходов по его содержанию на истца, ВС РФ, напротив, счел обоснованными.

ВС РФ, сославшись на принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, напомнил, что если при отчуждении помещений в здании выдел земельного участка, расположенного под данными помещениями, невозможен, земельный участок поступает в общую долевую собственность продавца и покупателя. Право собственности на долю в праве на земельный участок возникает у покупателя помещений в силу закона с момента государственной регистрации перехода к нему права собственности на помещения в здании.

В связи с приобретением ответчиком доли в праве на земельный участок он обязан уплачивать земельный налог. Если после возникновения долевой собственности земельный налог был полностью уплачен продавцом, он вправе требовать возмещения его расходов на уплату земельного налога по правилам о неосновательном обогащении.

Функция спроса населения на данный товар имеет вид:

Функция спроса

Функция предложения

Предположим, на данный товар введён налог, уплачиваемый продавцом, в размере 1 ден. ед.

Определить:

а) цену для покупателя и цену для продавца с учётом налога;

б) общую сумму вносимого в бюджет налога;

в) излишек покупателя и излишек продавца до и после введения налога;

г) чистые потери общества.

Решение:

а) Найдём равновесную цену и объём до введения налога.

Равновесие до введения налога

Расчёт параметров равновесия до введения налога

После введения налога кривая предложения сдвинется вверх на величину налога. Найдём равновесную цену и объём после введения налога:

Равновесие после введения налога

Расчёт параметров равновесия после введения налога

Цена равна 5
– это и есть цена покупателя.

Для того, чтобы определить цену продавца, в первоначальную функцию предложения подставим равновесный объём после введения налога.

Расчёт цены продавца
– цена продавца.

Точка А будет иметь координаты (3,4).

б) Определим общую сумму вносимого в бюджет налога. Она численно будет равна площади прямоугольника (5, E2, А, 4):

Общая сумма налогов

в) Для нахождения излишка покупателя и излишка продавца до и после введения налога воспользуемся графиком:

Излишки потребителей, излишки продавцов и возникновение чистых общественных потерь при введении налога

Найдём точку пересечения графика функции спроса с осью оу:

При Расчёт координат точки пересечения

Излишек покупателя до введения налога численно равен площади треугольника (4,33; E1; 8):

Расчёт излишка покупателя до введения налога

Излишек покупателя после введения налога численно равен площади треугольника (8; 5; E2):

Расчёт излишка покупателя после введения налога

Найдём точки пересечения графиков функций предложения с осью оу:

При Расчёт координат точки пересечения кривой предложения с осью оу

При Расчёт координат точки пересечения кривой предложения после введения налога с осью оу

Излишек продавца до введения налога численно равен площади треугольника (4,33; E1; 2,5):

Расчёт излишка продавца до введения налога

Излишек продавца после введения налога численно равен площади треугольника (5; E2; 3,5):

Расчёт излишка продавца после введения налога

г) Чистые потери общества численно равны площади треугольника (А, Е1, Е2):

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Оптимизация налогообложения

9. Схема: Как получить вычет по НДС в большем размере, чем будет уплачено в бюджет при реализации основных средств?

Суть схемы: Данная схема применима для лиц, которые приобретают основное средство у обычного налогоплательщика по цене 10 000 рублей плюс НДС 2 000 рублей в период получения освобождения от НДС по ст.145 НК РФ.

Затем Продавец переходит на общий порядок обложения НДС, переоценивает основное средство (до 24 000 рублей) и реализует его Покупателю за 24 000 рублей.

При таких обстоятельствах, Продавец не платит НДС, а Покупатель напротив возмещает НДС в размере 4 000 рублей.

Таким образом, налоговая экономия по НДС равна сумме дооценки основных средств, умноженную на расчетную ставку НДС ((24 000-12 000) Х 20/120 = 2 000 рублей).

Способы оптимизации возросшей прибыли у Продавца в данной схеме не рассматриваются (вопрос требует отдельной проработки).

Также данная схема применима для организаций, которые имеют объекты недвижимости, возведенные законченным капитальным строительством до 1 января 2001 года, и уплачивают НДС.

Эти объекты недвижимости могут продаваться по цене с учетом переоценки (более предпочтительный вариант) либо по остаточной стоимости.

Принципиально разработка данной схемы возможна из-за определения налоговой базы по НДС с разницы между продажной и остаточной стоимости с учетом переоценок (п.3 ст.154 НК РФ).

1. Приобретение основных средств

Будущий продавец приобретает основные средства таким образом, что НДС учитывался в их стоимости на основании ст.170 НК РФ.

Статья 170 НК РФ. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)

2. Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:

1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

Для этого в данной схеме наиболее оптимальным является получение Будущим продавцом освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ .

Для этого необходимо, чтобы его выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих месяца без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей .

Статья 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.

Для этого нужно подать :

- заявление на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого Продавец не платит НДС;

- выписку из бухгалтерского баланса;

- выписку из книги продаж;

- копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

После приобретения основных средств, Продавец может перейти на общий порядок уплаты НДС, не дожидаясь окончания срока освобождения от НДС (12 месяцев с момента направления уведомления), на основании п.5 ст.145 НК РФ (непринципиальный момент).

Статья 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца превысила один миллион рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

Дебет 08

Кредит 60 (76) – 12 000 рублей - отражена задолженность Будущего Продавца перед Продавцом (Бывшим собственником) с учетом НДС.

Дебет 01

Кредит 08 – 12 000 рублей – введено в эксплуатацию основное средство Продавцом.

2. Продажа основных средств

Налоговые и бухгалтерские аспекты Продавца

Согласно п.3 ст.154 НК РФ при реализации основных средств, если НДС учитывается в стоимости основных средств, то НДС определяется как разница между продажной ценой основных средств и их остаточной стоимостью с учетом переоценок.

Статья 154 НК РФ. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом НДС и стоимостью реализуемого имущества.

3. При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в нее налога с продаж, и стоимостью реализуемого имущества ( остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Приказ МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 22 мая 2001 г., 6 августа 2002 г.)

33.2. Согласно п. 3 ст. 154 при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 40 Кодекса с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в нее налога с продаж, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

К такому имуществу, в частности, относятся:

- основные средства, учитываемые на балансе налогоплательщика с учетом НДС, например, приобретенные в период освобождения от исполнения обязанностей по уплате НДС.

Вывод: Продавец платит НДС только в случае превышения цены реализации основных средств над остаточной стоимостью по расчетной ставке 20/120%.

Остаточная стоимость основных средств определяется с учетом переоценок.

Если Продавец проведет переоценку основных средств и увеличит их стоимость, то можно увеличить зачетный НДС у Покупателя , при этом Продавец не обязан уплачивать НДС, если продавать их по восстановительной стоимости (в проведении переоценки и заключается возможность оптимизации НДС).

Взаимоотношения Продавца основных средств и оценщика регулируется Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

При этом не должно смущать возникновение налогооблагаемой прибыли, поскольку возможность иметь такой законный вычет по НДС гораздо привлекательнее , чем прибыль.

Существует достаточно много затратных механизмов, при помощи которых всегда можно уменьшить налог на прибыль (вопрос требует отдельной проработки).

Дебет 76

Кредит 91-1 - 24 000 рублей - отражен доход от продажи основного средства и задолженность покупателя.

Дебет 51 (50, . )

Кредит 76 – 24 000 рублей - поступили денежные средства от покупателя.

Дебет 91-2

Кредит 01 – 12 000 рублей - списана остаточная стоимость основного средства.

Дебет 91-1

Кредит 91-9 – 12 000 рублей - отражена прибыль от реализации основного средства.

Налоговые и бухгалтерские аспекты Покупателя

Дебет 08

Кредит 60 (76) – 20 000 рублей - отражена задолженность Покупателя за приобретенное основное средство.

Дебет 19

Кредит 60 (76) – 4 000 рублей - отражена сумма НДС за приобретенное основное средство.

Дебет 60 (76)

Кредит 51(50 …) – 24 000 рублей - произведена оплата за приобретенное основное средство.

Дебет 68

Кредит 19 - 4 000 рублей - принят к вычету сумма НДС, уплаченного за приобретенное основное средство.

Дебет 01

Кредит 08 – 20 000 рублей - введено в эксплуатацию основное средство.

Порядок вычета НДС у Покупателя рассмотрим более подробно. Покупатель в случае покупки основных средств на основании ст.171 НК РФ вправе произвести вычет по сумме НДС, уплаченного Продавцу.

Статья 171 НК РФ. Налоговые вычеты

2. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.

При приобретении основных средств НДС подлежит вычету при условии :

- принятия основных средств на учет;

- их оплаты;

- наличия счета-фактуры;

- использования основных средств для осуществления операций, подлежащих обложению НДС.

Вместе с тем, Управление МНС по г. Москве, разъясняя п.3 ст. 154 НК РФ считает, что в счете-фактуре, оформляемой при реализации объектов (основных средств) с НДС указывается ставка НДС в размере 16,67 процента с пометкой с межценовой разницы.

Письмо Управления МНС по г. Москве от 26 декабря 2001 г. N 02-14/59579

"О налоге на добавленную стоимость"

В целях применения пункта 3 статьи 154 НК РФ:

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 10.09.2001 N 03-1-09/2739/15 разъяснило порядок оформления счетов фактур при реализации приобретенных объектов (основных средств), учитываемых на балансе по стоимости с учетом сумм налога на добавленную стоимость, по которым налоговая база определяется как разница между продажной ценой объектов (основных средств) с учетом налога и стоимостью их приобретения включая налог.

В счете-фактуре, оформляемом при реализации таких объектов (основных средств), в графе 7 указывается ставка налога на добавленную стоимость в размере 16,67 процента с пометкой "с межценовой разницы", в графе 8 - сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ, и в графе 9 - стоимость реализуемого объекта с учетом суммы исчисленного налога.

Заместитель руководителя

УМНС России по г. Москве А.А.Глинкин

Однако такой вывод не соответствует Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914).

По НДС ставка может быть только 20%, 10% и 0%.

Согласно п.3. ст.164 НК РФ налогообложение продажи основных средств производится по налоговой ставке 20 процентов, поскольку данная сделка, не указана в пунктах 1, 2 и 4 ст.164 НК РФ.

Таким образом, данное разъяснение налоговых органов о порядке оформления счетов-фактур с применением ставки 16,67% и указанием суммы НДС только с разницы между продажной и остаточной стоимостью, не соответствует правилам оформления счетов-фактур , поэтому не подлежит исполнению .

Продавец оформляет счет–фактуру с указанием НДС по ставке 20%, а сумма налога определяется в зависимости от продажной цены основных средств расчетным путем по ставке 20/120. В данном случае Продавец оформляет счет-фактуру, в которой стоимость основных средств – 20 000 рублей, НДС - 4 000 рублей.

Вывод: Продажа основных средств плательщиком НДС через промежуточную структуру, не платящей НДС, в случае проведения дооценки основных средств, позволяет получить вычет по НДС в большем размере, чем будет уплачено в бюджет.

Обратить внимание!

Возможность вычета по НДС в случае продажи объекта недвижимости, возведенного законченным капитальным строительством до 1 января 2001 года

До 1 января 2001 года возмещение сумм НДС, уплаченных подрядчикам, по законченным капитальным строительством объектам не производился и НДС относился на увеличение балансовой стоимости объектов.

Статья 7 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-I "О налоге на добавленную стоимость"

При этом не исключаются из общей налоговой суммы, подлежащей перечислению в бюджет, налоги, уплаченные:

в) по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым за счет бюджетных ассигнований, а также вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объекта м независимо от источника финансирования. Суммы налога, уплаченные по таким основным средствам и нематериальным активам поставщикам (подрядчикам), относятся на увеличение их балансовой стоимости.

Инструкция Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. N 39"О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"

48. Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.

Аналогичный порядок действует и в отношении субъектов малого предпринимательства, уплачивающих в бюджет налог на добавленную стоимость.

По основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым за счет бюджетных ассигнований, а также вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам независимо от источника финансирования возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при их приобретении, не производится. Суммы налога, уплаченные по таким основным средствам и нематериальным активам поставщикам (подрядчикам), относятся на увеличение их балансовой стоимости .

Письмо Госналогслужбы РФ от 10 февраля 1998 г. N 03-4-09/41

"О налоге на добавленную стоимость"

Управление косвенных налогов Государственной налоговой службы Российской Федерации, рассмотрев письмо от 10.12.97 N П-П/97-12-07, сообщает.

В соответствии с пунктом 48 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" не производится возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных подрядчикам строительным организациям, по законченным капитальным строительством объектам. Суммы налога, уплаченные по таким объектам подрядчикам, относятся на увеличение балансовой стоимости объектов.

В случае дальнейшей продажи основных средств, введенных в эксплуатацию после окончания строительства, числящихся на балансе организаций по стоимости, отражающей фактические затраты по строительству, включая уплаченные суммы НДС по товарам (работам, услугам), использованным при их строительстве, продавцом в бюджет уплачивается налог на добавленную стоимость. При этом согласно пункту 50 вышеназванной инструкции облагаемым налогом оборотом является разница между стоимостью реализации и фактическими затратами на строительство, включая НДС .

Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам (продавцам) при приобретении предприятиями строительных объектов (зданий, сооружений) производственного назначения по договорам купли-продажи должны приниматься к зачету (возмещению) из бюджета в общеустановленном для покупки основных средств порядке.

На основании изложенного ООО "Девиз Полиграфия", приобретающее здание для производственного назначения, имеет право на зачет (возмещение) уплаченных продавцу сумм налога на добавленную стоимость в момент принятия здания на учет .

Таким образом, с 1 января 2001 года Собственник объекта недвижимости, вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством, платит НДС при реализации объекта недвижимости только с разницы между ценой реализуемого объекта недвижимости с учетом НДС и остаточной стоимостью объекта недвижимости.

Если Собственник проведет переоценку объекта недвижимости и увеличит его стоимость, то можно еще больше увеличить зачетный НДС у Покупателя, при этом Продавец не должен уплачивать НДС , если продавать его по восстановительной стоимости.

Вывод: Продажа объекта недвижимости, вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством до 1 января 2001 года, тем более с учетом дооценки, является законным вариантом получения вычета по НДС у Покупателя без соответствующей уплаты НДС Продавцом.

Задачи для самостоятельного решения

(внимание: ответы под спойлером; не открывайте решение, пока не решите задачу).

Задача 1

Предложение на рынке товара выражается формулой Q=0,5P+2 а спрос — формулой Q=8-P.

Государство ввело налог на производителей в размере 3 денежных единицы на каждую единицу продукции. На сколько процентов возрастет равновесная цена?

[spoiler title=’Решение (графическое)’ style=’green’ collapse_link=’true’]


При введении налога в 3 денежных единицы на 1 единицу продукции кривая предложения переместится на 3 денежных единицы вверх, из S1 в S2, а поскольку спрос останется старым, точка равновесия переместится из Е1 в Е2. Равновесная цена вместо 4 станет 5, то есть увеличится на 25%.

[/spoiler][spoiler title=’Решение (алгебраическое — сложное, на любителя, я бы так не решал)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]

Нетрудно найти равновесную цену до введения налога. Нужно просто приравнять спрос и предложение:

0,5P+2=8-P

Отсюда получим P=4

Теперь найдем новую равновесную цену. Для этого нужно рассчитать новую кривую предложения. Это можно сделать двумя способами

Вначале переведем функцию предложения

Q=0,5P+2

в обратную функцию предложения (то есть выразим P через Q).

P=2Q-4

Цена будет больше исходной на 3 денежных единицы, следовательно, к ней нужно прибавить 3

P=2Q-4+3

P=2Q-1

Переводим обратную формулу назад в обычную формулу предложения (выражаем Q через P)

Новая цена P2 будет больше начальной Р2 на 3. То есть

Подставляем правую часть в начальную формулу предложения

Q=0,5(P2-3) +2

Это новая формула предложения. Формула спроса осталась прежней. Приравняем их

0,5P+0,5=8-P

P=5

Таким образом, равновесная цена P вместо 4 стала 5, то есть выросла на 5/4-1=0,25 или 25%.

Задача 2

Предложение на рынке товара выражается формулой Q=2P-4 а спрос — формулой Q=12-2P.

Государство решило ввести потоварный налог на производителя, чтобы сократить потребление этого товара (который государство считает вредным) вдвое.

Какого размера налог нужно ввести государству?

[spoiler title=’Решение (графическое)’ style=’green’ collapse_link=’true’]

Построив график, можно увидеть, что равновесное количество равно 4 (например, тысяч тонн)


Очевидно, что государство хочет, чтобы равновесное количество равнялось 2 (тысячам тонн).

Поскольку на спрос налог никак не воздействует (то есть кривая спроса останется той же), очевидно, что точка равновесия должна переместиться в Е2.

Необходимо провести новую кривую предложения S2, параллельную кривой предложения S1 и проходящую через Е2.


Можно увидеть, что она лежит на 2 деления выше линии S1.

На самом деле, можно даже не проводить кривую, а просто измерить расстояние между Е2 и Е3 на следующей диаграмме:


Точка Е3 обозначает предложение в размере 2 тысячи тонн при старой кривой предложения S1, а точка Е2 — предложение того же размера при новой кривой предложения S2. Разницу между ними легко посчитать, что и является основой алгебраического решения.

Разумеется, разница равна 2 денежных единицы, что и является размером налога.
[/spoiler][spoiler title=’Решение (алгебраическое — простое, если вы уже рассмотрели графическое)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]Это решение хорошо в том случае, когда кривые сложные, пересекаются не видно где. Нарисуйте набросок вроде того, что приведен в предыдущем решении, и считайте.

Первый шаг: определяем равновесную цену. Просто приравниваем спрос и предложение

Из чего получаем

P=4

Теперь определяем равновесный объем. Для этого подставляем только что полученное значение Р в формулу спроса или предложения — это безразлично, они через одну точку проходят. Получаем:

Теперь понятно, что государство хочет довести объем до

Этот новый объем Q2 подставляем в форму спроса:

2=12-2P

Это цена для точки Е2, то есть равновесная цена после введения налога.

Подставляем Q2 в формулу предложения:

2=2P-4

В результате получаем:

P2—P3=2

Теперь вы сможете решить следующую задачу, в которой графический метод вам нужен только для наброска.

Задача 3

Эту задачу решить непросто, не разобрав предыдущую.

Спрос на рынке молока равен Q=7-5/7*P , а предложение равно Q=3/7*P+2.

Государство хотело бы ввести такую потоварную дотацию для производителей молока, чтобы его цена для покупателей снизилась на 20%. Какого размера дотацию оно должно ввести? На сколько процентов возрастут покупки молока?

Графически (по клеточкам) эту задачу не решить — ответы будут в бесконечных десятичных дробях.

[spoiler title=’Решение (алгебраическое)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]

Будет понятнее, если вы сделаете набросок вроде этого.


Равновесие до введения дотации находится в точке Е1. Прежде всего, определим исходную равновесную цену P1, просто приравняв спрос и предложение.

7-5/7*P=3/7*P+2

Государство хотело бы довести цену до P2, которая, по условию, на 20% ниже.

При такой цене спрос будет равен (точка Е2)

Однако предложение для такого количества, если не ввести дотацию (по старой кривой предложения S1) для такого количества будет находиться в точке Е3. Посчитаем, по какой цене производитель готов предоставить данное количество товара. Для этого приравняем формулу предложения к рассчитанному Q2.

3/7P+2=9/2

P3=35/6

Значит, чтобы сдвинуть кривую предложения вниз, нужно ввести дотацию в размере

P3—P2=35/6-7/2=7/3

Это и есть первый ответ: 7/3

Теперь посчитаем, насколько увеличатся продажи молока. Очевидно, они из Q1 перейдут в Q2.

Q1 рассчитать просто, достаточно Р1 подставить в исходную формулу спроса или предложения — безразлично. Ну, например, спроса:

А Q2 мы уже рассчитывали выше, он равен 9/2

Таким образом, Q2 относится к Q1 как

Q2/Q1=9/2:31/8=36/8:31/8=36/31

36/31-1=5/31

Вот и второй ответ: молока будут покупать больше на 5/31, то есть примерно на 16%.[/spoiler]

Чем более эластичен спрос, тем меньшую часть налога при прочих равных условиях выплачивают потребители и большую часть – производители. Чем более эластично предложение, тем меньшую часть налога при прочих равных условиях выплачивают производители и большую часть потребители.

От введения потоварного налога проиграют и потребители, и производители. На рынке данного товара проиграет общество в целом, так как излишки потребителей и производителей уменьшатся не только на величину налоговых поступлений в бюджет, но и на величину безвозвратных потерь DWL. Из производства данного товара ресурсы перераспределяются в другие отрасли, что вызовет в них искажения цен и объемов.

Последствия применения НДС

Пусть ставка налога устанавливается в виде определенной надбавки (t %) к первоначальной цене товара. В этом случае, если ранее производители согласны были предложить данное количество товара по цене Ps, то теперь они согласятся предложить это же количество товара, только если новая цена - будет на t % больше старой цены: = Ps(1+t), следовательно, Рs= , где =Pd.

Примером такого налога служит НДС, который можно рассматривать как процентную надбавку к цене производителя. В таком случае равновесие после применения налога, независимо от того, на продавца или потребителя он был введен, будет соответствовать следующей системе уравнений:

Рассмотрим вариант, когда введен налог на производителя.

Новая функция предложения примет вид: . По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q. Определим новые параметры равновесия. Для этого решим уравнение . Пересечение «нового предложения» и спроса определит в данном случае значение Pd, а для нахождения значения Ps необходимо вычесть из Pd величину (t∙Ps)

Упражнение 3.

Предложение товара В задается функцией , а спрос на него – функцией (Q- количество, штук, P - цена, ден. ед.). Государство вводит налог, взимаемый с продавцов, в виде 10% надбавки к цене товара.

· объем продаж и цену товара до и после введения налога;

· чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами;

· как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога;

· чему равна величина безвозвратных потерь?

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P. . =5; Q1=3.

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1= .

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. Новая (после введения налога) функция предложения будет иметь вид: .

5. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: 8-Pd= . Pd= =Pd - это «цена потребителя». Производитель, после уплаты налога получит цену Равновесный объем Q2=8-5,23=2,77.

6. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т= .

7. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(5,23-5)∙2,77=0.23 2,77=0,637.

8. Налоговое бремя на производителей TР=1,32-0,637=0.683.

9. Излишки потребителя после введения налога: CS2= .

10. Излишки производителя после введения налога: PS2= .

11. Чистые потери общества от введения налога:

Рассмотрим вариант решения, соответствующий введению подобного налога на потребителя.

В результате введения налога спрос уменьшится. Как видно из графика, пересечение «новой» функции спроса и функции предложения определит значение Ps - «цены производителя», а для нахождения цены потребителя необходимо к Ps прибавить (t∙Ps).

В точке равновесия объем спроса равен объему предложения. Введем обозначение: Qd=Qs=Q. Тогда система (4) можно записать в виде

Первое уравнение системы соответствует новой кривой спроса. По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q.

Упражнение 4.

Функции спроса и предложения на рынке товара В описываются уравнениями и

. Государство ввело потоварный налог, взимаемый с покупателей в виде 10% надбавки к цене товара. На сколько единиц увеличилась равновесная цена в результате введения налога?

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P. . =10; Q1=30.

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1= .

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. Новая (после введения налога) функция спроса будет иметь вид: .

5. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: .

6. PS= =Ps - это «цена производителя». Потребитель, после уплаты налога получит цену ден. ед. Равновесный объем .

7. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т=0,5∙(Ps∙Q2)=0,5∙9,1∙26,35≈119,9 ден.ед.

7. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(13,65-10)∙26,35≈96,2.ден.ед.

8. Налоговое бремя на производителей TР=119,9-96,2≈23,7.

9. Излишки потребителя после введения налога: CS2= .

10. Излишки производителя после введения налога: PS2= .

11. Чистые потери общества от введения налога:

Последствия применения адвалорного акциза

Допустим, государство установило налоговую ставку в размере t % от цены товара. Фразу «налог составляет t % от цены товара» следует понимать в действительности как «налог составляет t % от новой (после введения налога) цены товара. Так, если ранее производители были готовы предложить определенное количество товара Q1 по цене Р1, то теперь они согласятся предложить это же количество товара только если старая цена будет на t % ниже новой цены (с учетом налога). Примером такого налога могут служить адвалорные акцизы. Адвалорный налог можно рассматривать как процентное изъятие из цены потребителя.




В таком случае равновесие после применения налога независимо от того, на продавца или потребителя он был введен, будет соответствовать следующей системе уравнений:

Рассмотрим сначала вариант решения, соответствующий введению налога, например, на производителя (Рис. 5 ). Так как налог на производителя повышает издержки фирм, то предложение снижается. Пересечение новой функции предложения S2 и функции спроса определит цену, по которой будут приобретать товар потребители (цену потребителя - Pd), а система уравнений (6) примет вид:

Второе уравнение системы (7) определяет новую функцию предложения, которая по отношению к первоначальной выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q. Чтобы определить цену, которую получит производитель за товар («цену производителя» - Ps) – необходимо вычесть из Pd величину t∙Pd.Предположим государство ввело адвалорный акциз на потребителя. В результате введения налога спрос уменьшится. Как видно из графика, пересечение «новой» функции спроса и функции предложения определит значение Ps - «цены производителя», а для нахождения цены потребителя необходимо к Ps прибавить (t∙Pd).

В точке равновесия объем спроса равен объему предложения. Введем обозначение: Qd=Qs=Q. Тогда система (4) можно записать в виде:

Первое уравнение системы соответствует новой кривой спроса. По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q.

Результат не зависит от способа вычислений, и налоговая ставка распределяется между потребителем и производителем независимо от того, на кого из них первоначально вводился налог.

Сравнивая последствия применения НДС и адвалорного акциза, можно заметить, что они достаточно похожи. Однако необходимо отметить некоторые различия:

· налоговая ставка для НДС может превышать (хотя бы теоретически) 100%, а для акциза это невозможно;

· при одинаковой процентной ставке налога адвалорный акциз оказывает более сильное воздействие на объем продаж и цены (Рd и Рs), чем НДС.

Упражнение 5.

Функции спроса и предложения на рынке товара Альфа имеют вид Qd=25- P и Qs= 5P-5 (P - цена, тыс. рублей; Q- количество, тыс. штук). Стремясь ограничить производство товара Альфа, правительство планирует ввести:

а) акцизный сбор, взимаемый с продавцов в виде 20% от цены товара.

б) акцизный сбор в размере 20% от цены, которую уплачивают за единицу товара потребители;

· объем продаж и цену товара до и после введения налога;

· чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами;

· как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога;

· чему равна величина безвозвратных потерь?

а) Предположим, введен акцизный сбор, взимаемый с продавцов в виде 20% от цены товара.

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P.

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1= .

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. После введения налога система уравнений примет вид:

5. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: 25-Pd= . Pd=

Новая равновесная цена =Pd - это «цена потребителя».

Производитель, после уплаты налога получит цену

Равновесный объем Q2=25-5,8=19,2..

6. Доходы государственного бюджета от введения акцизного сбора составят: Т= .

7. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(5,8-5)∙19,2=15,36.

8. Налоговое бремя на производителей TР=22,27-15,36=6,91.

9. Излишки потребителя после введения налога: CS2= .

10. Излишки производителя после введения налога: PS2= .

11. Чистые потери общества от введения налога:

б) Пусть введен акцизный сбор в размере 20% от цены, которую уплачивают за единицу товара потребители.

12. После введения налога система уравнений примет вид:

13. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: . Ps=4,8.

Новая равновесная цена =PS - это «цена производителя».

Потребитель, после уплаты налога получит цену

Равновесный объем Q2=25-5,8=19,2..

14. Доходы государственного бюджета от введения акцизного сбора составят: Т= .

15. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(5,8-5)∙19,2=15,36.

16. Налоговое бремя на производителей TР=22,27-15,36=6,91.

17. Излишки потребителя после введения налога: CS2= .

18. Чистые потери общества от введения налога:

ВЫВОД: Результат не зависит от способа вычислений, и налоговая ставка распределяется между потребителем и производителем независимо от того, на кого из них первоначально вводился налог.

Является ли предложение товара эластичным, если известно:

Цена, руб.
Объем предложения, шт.

Решение: В данном случае имеет место дуговая эластичность, которую можно найти по следующей формуле: . Получаем, что .

Ответ: единичная эластичность.

| следующая лекция ==>
Ювенальное право: Учебник для вузов / Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. –М.: ЗАО Юстицинформ, 2005 | Эластичность линейной функции предложения

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: