Понятие и виды налоговых льгот курсовая

Опубликовано: 26.04.2024

1. Понятие и функции налоговой льготы

2. Виды и классификация налоговых льгот

Список использованных источников

Введение

Актуальность исследования понятия льготы в налоговом праве и видов налоговых льгот обусловлена отсутствием сколько-нибудь законченного современного финансово-юридического учения о налоговых льготах, которое бы могло послужить правильному пониманию такого многосложного юридического явления как налоговая льгота. Неразработанность подобного учения, в свою очередь, является следствием неразработанности учения о льготах в праве вообще, так и несогласованность в подходах к классификации налоговых льгот в российской правовой литературе.

Цель работы – изучение понятия и видов льготы в налоговом праве.

— определить понятие льготы в системе налогового права;

— охарактеризовать подходы к классификации налоговых льгот в правовой литературе.

Сущность, функции и роль налоговых льгот относятся к числу недостаточно изученных и дискуссионных вопросов в налоговой теории. Исследованию теоретических аспектов налоговых льгот посвящены работы таких авторов, как B.C. Бард, СВ. Барулин, Н.Г. Вишневская, И.В. Горский, В.Г. Пансков, С. Никитин, И. Николаев, Л.П.Павлова, Н.И. Сидорова, СВ. Бадьина, И.П. Мерзляков и другие. Нет единого мнения относительно сущности налоговых льгот.

Структура работы: введение, два пункта, заключение, список используемых источников.

1. Понятие и функции налоговой льготы

Льгота, по определению А.В. Малько, выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения, стимулируя тем самым конкретное поведение лиц. Он характеризует присущие правовым льготам признаки [9, с.66]:

— во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов;

— во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации;

— в-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах.

Правовая льгота – это юридическое средство, с помощью которого создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов, имеющих для последних компенсационное либо стимулирующее значение.

Налоговая льгота, как и любое другое специфическое понятие, обозначающее юридическое явление, нуждается в определении. Налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.

Налоговая льгота – это полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.

Налоговая льгота – это разновидность правовой, под которой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы, и выражающая как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей [10, с.484].

Налоговые льготы – важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот – сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже — отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита).

В науке финансового и налогового права учеными по разному характеризуется понятие налоговых льгот и их классификация. Так, по мнению Ю.А. Крохиной, льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. Льготы по налогам могут быть в качестве:

а) возможности не уплачивать налог или сбор;

б) возможности уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы Налогового кодекса [6, с. 62].

Однако в Налоговом кодексе отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, не признаются таковыми и общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к пониманию налоговых льгот как инструмента налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки, так же как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность (стимулирующую, инвестиционную, социальную и т.д.). Кроме того, законодатель не связывает с налоговыми льготами ни отсрочку (рассрочку) налогов, ни налоговый кредит, включая инвестиционный, он рассматривает их как возможный способ изменения срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы регулирующей функции.

Налоговые льготы — неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Налоговые льготы — предмет острых дискуссий. С одной стороны, налоговые льготы являются рыночным методом регулирования экономики, помогающим решать отдельные социально-экономические вопросы. С другой стороны, налоговые льготы нарушают принцип справедливости, льготный режим для одних налогоплательщиков в условиях дефицита бюджета означает дополнительное бремя для других.

С одной стороны, они делают налоговую систему более гибкой по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков. С другой стороны, усложняют технологию взимания налога, превращают контроль за соблюдением налогового законодательства в неоправданно сложную задачу.

Недостатки существующих льгот сосредоточены не в самой категории «льготы», а в том, что отсутствует научный подход к их предоставлению.

Разрабатывая систему налоговых послаблений, необходимо соблюдать баланс: ни стимулирующая, ни фискальная функции налогов не должны преобладать. Совершенно справедливо по этому поводу отмечает В.В. Гриценко, что налоговая система России представляет собой своеобразный баланс, где послабление в одной сфере влечет за собой ухудшение в другой [5, с. 16].

Воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. И если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя фискальные цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова [12, с. 25]. Поэтому эффективность налоговых льгот (как составляющая часть регулирующей функции) должна опираться на потенциальную возможность пополнения бюджета как результата роста экономических показателей.

Кроме фискальной и стимулирующей функции, налоговые льготы иногда выполняют компенсационную функцию, что наиболее характерно для налоговых льгот, носящих характер социальной помощи. Компенсационный характер налоговых льгот состоит в создании примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических (инвалидность) и социальных причин. Государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.

Однако в большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять именно стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности.

2. Виды и классификация налоговых льгот

Исследуя налоговые льготы, невозможно обойти стороной их классификацию.

По мнению С.В. Барулина и А.В. Макрушина, все налоговые льготы можно разделить на три основные группы:

В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, субъект, ставка, налоговая база, окладная сумма налога). Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:

1) личные и для юридических лиц;

2) общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков;

3) безусловные и условные налоговые льготы;

4) общеэкономические и социальные налоговые льготы.

В первую группу льгот входят налоговая амнистия, налоговые льготы, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок [4, с. 39].

Налоговая амнистия — это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. В настоящее время действует ряд нормативно-правовых актов, в той или иной степени касающихся налоговой амнистии, в том числе и Налоговый кодекс Российской Федерации. В частности, ст.81 НК РФ содержит условия освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений при обнаружении им ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Статьей 59 НК РФ предусматривается возможность списания безнадежных долгов по налогам и сборам по причинам экономического, социального или юридического характера. Способы налоговой амнистии определяются целями ее проведения [2].

Налоговые льготы — это предусмотренные действующими правовыми актами возможности полного или частичного освобождения от того или иного налога.

Налоговые льготы могут косвенно воздействовать на социально-экономические процессы — поощрение определенных видов деятельности, регулирование внутрихозяйственного распределения прибыли (прежде всего в целях стимулирования ее производительного использования), оказание поддержки определенным социальным группам и т.д. Поэтому можно говорить о льготах как об одном из элементов налогового режима, определяющего возникновение и исполнение налоговой обязанности.

Налоговые изъятия представляют собой выведение из под налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Налоговые каникулы — это полное освобождение от налогообложения на определенный период времени.

Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки.

Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот — это налоговый кредит. Статьей 65 НК РФ определяются порядок и условия предоставления налогового кредита, а также сроки и наличие оснований. Основания предоставления налогового кредита предусмотрены нормами ст.64 (пп.1 — 3 п.2). Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РФ вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст.ст.66 и 67 НК РФ [2]. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Налоговым кодексом Российской Федерации введено новое понятие «специальные налоговые режимы» (ст.18 НК РФ). Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.

К специальным налоговым режимам относятся:

— упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства,

— система налогообложения в свободных экономических зонах,

— система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях,

— система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Данными режимами не могут вводиться более жесткие условия налогообложения по сравнению с общими условиями.

Необходимо отметить, что специальные налоговые режимы базируются на необходимости правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на определенных территориях Российской Федерации [11, с. 48].

Одним из механизмов стимулирования экономического развития, налоговой задолженности, расширения налоговой базы и роста доходов должна стать реструктуризация налоговой задолженности.

В широком смысле реструктуризация — это один из способов урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации.

В более узком, конкретном, понимании — это перенос сроков уплаты налоговых платежей и замораживание на определенный временной период финансовых санкций, то есть перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные [14, с. 3]. Начатый еще в 1999 г. процесс реструктуризации затянулся, и это связано, прежде всего, с недостаточной проработкой механизма реструктуризации кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом.

В целом же налоговые льготы индивидуального или группового характера должны быть ориентированы прежде всего на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающие выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, способной дать экономический и фискальный эффект.

Существует множество проблем в сфере установления и действия льгот, связанных с повышением эффективности данного инструмента государственной поддержки. С помощью налогов государство действительно способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для деловых сфер. Но при этом происходит подавление других сфер. Поэтому переоценка государством социально-экономического значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушается свобода конкуренции и принцип справедливости. Следовательно, политика предоставления преференций должна способствовать реализации приоритетов, установленных государством в объективном порядке (имеется ввиду наличие четких критериев предоставления налоговых льгот, минимизирующих влияние групп специальных интересов).

Одна из главных проблем, связанных с результативностью льгот, — отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле предоставления и реализации льгот. Существуют и объективные причины. Противоречивость и нестабильность экономической ситуации и правовой системы не могут не оказывать влияния на противоречивость и нестабильность льгот, которые во многом не упорядочены.

Льготы — это не только инструмент государственной поддержки, но и предмет особого внимания лоббистов, с помощью которых конкретные слои и группы добиваются выгодных для себя управленческих решений.

Наличие большого количества льгот и послаблений неизбежно усложняет налоговую систему и подрывает ее эффективность, лишает ее необходимой гибкости, поскольку налоговые льготы с трудом поддаются контролю.

Заключение

В результате проведенного исследования понятия и видов налоговых льгот можно сделать следующие выводы.

Определено, что налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.

Выявлено, что благодаря применению данного налогового инструмента государством достигаются две цели. Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, — это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

Таким образом, несмотря на общность целей, налоговые льготы обладают различиями в механизме своего действия, который зависит от того, на изменение какого элемента структуры налога (предмета налогообложения, налоговой базы, окладной суммы) направлена льгота. По данному признаку льготы разделяются на три группы:

Особо следует отметить, что формирование множественности налоговых режимов, высказанных в литературе, порождает многообразные возможности уклонения от уплаты налогов (путем трансферта прибыли из предприятий, не пользующихся преференциальным режимом, в предприятия, имеющие льготы).

В целях совершенствования института налоговых льгот необходимо:

1. Провести «инвентаризацию» закрепленных в нормативных актах налоговых льгот;

2. Выработать их системную концепцию;

3. Установить надлежащий контроль за установлением налоговых льгот и их реальным осуществлением.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации от 13.12.1993. // Российская газета. – 20.12.1993. – №43.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ(ред. от 19.07.2009) //Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.

3. Артемьева С., Калинина А., Николаев И., Шульга И. Экономика льгот. Статья 2. Налоговые льготы // Общество и экономика. – 2006. — №10. – с.122 – 136.

4. Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Финансы // 2008. N 2. С. 39 — 40.

5. Гриценко В.В. Налоговые льготы как институт налогового права РФ // Финансовое право. 2003. N 3. С. 16.

6. Крохина Ю.А. Правовой механизм налога и его элементы. Налоговое право России. Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Норма, 2008. С. 62.

7. Кучерявенко Н.П. Налоговые льготы. Основы налогового права. Учебное пособие. Харьков: Легас, 2003.

8. Кузнеченкова В.Е. Понятие и классификация налоговых льгот //Финансовое право, 2004, № 2. – С. 14-21.

9. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М.: Юрист, 2003. С. 66.

10. Малько А.В. Льготы, привилегии и иммунитеты в праве; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Юрист, 2006. С. 484.

11. Матинов А.С. Специальные налоговые режимы (правовые аспекты) // Финансовое право. 2002. N 4. С. 48.

12. Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2009. — 591с.

13. Печенкин Ю.А. Льготы по налоговому праву России. – М. 2008.- 123 с.

14. Шалюхина М.Н. Уроки реструктуризации // Налоговый вестник. 2002. N 2. С. 3.

Налоговые льготы считаются инструментом для оздоровления экономики государства. Скидки предлагаются и физическим, и юридическим лицам. Первым они даются для сохранения материального благополучия, вторым – для создания стимула для ведения бизнеса. Льготы способствуют развитию производственных отраслей.

Что собой представляют налоговые льготы

Налоговая льгота – это, по сути, скидка на сумму налогов, предполагающуюся к уплате. Предоставляется она со следующими целями:

  • Стимуляция предпринимательской деятельности.
  • Снижение налогового бремени.
  • Достижение высоких экономических итогов.

Весь перечень льгот перечислен в НК РФ. Некоторые из них оговорены местными нормативными актами.

Классификация

Предоставляемые уступки подразделяются по этим направлениям:

  • Территория распространения.
  • Власть, предоставившая уступку.
  • Льготы для определенных лиц: ФЛ или ЮЛ.
  • Льготы, определяющиеся окончательным получателем выгоды: это или плательщик прямых налогов, или покупатель товара плательщика, или поставщик ресурсов.
  • Льготы разного значения: социальные (нужные для населения), экономические.
  • Уступки с различными формами: специальные режимы, освобождение от уплаты налогов, вывод объекта из зоны обложения налогами, скидки, отсрочки и рассрочки.

Разновидностей льгот очень много. Только по России их существует в количестве более 200 видов.

Налоговые изъятия

Изъятия позволяют вывести какой-либо объект из зоны обложения налогом. Перечень ситуаций, в которых проводится изъятие, оговорен в главе 25 НК РФ. Не облагаются поощрения, помощь, оказанная вследствие ущерба после ЧП. Все доходы, которые не подлежат обложению, перечислены в статье 217 НК РФ. Рассмотрим их подробнее:

  • Социальные пособия.
  • Пенсии.
  • Компенсации при причинении ущерба лицу (к примеру, производственная травма).
  • Пособия по увольнению.
  • Пособия, выплачиваемые связи с гибелью военных.
  • Вознаграждения за донорство.
  • Алименты.
  • Гранты на стимулирование науки и прочих значимых сфер.
  • Премии, которые предоставляются за достижения в науке и прочих социально значимых областях.
  • Однократная материальная помощь.
  • Компенсация при увольнении по достижению пенсионного возраста.
  • Компенсация расходов на путевки.
  • Медобслуживание сотрудников.
  • Стипендии.
  • Доход от продажи продуктов животноводства, пчеловодства.
  • Фермерская прибыль, возникающая при работе с сельским хозяйством.
  • Доход общин.
  • Доход от реализации меха и мяса.
  • Наследство.
  • Прибыль акционеров, полученная вследствие реорганизации организации.
  • Призы, выдаваемые инвалидам или спортсменам.
  • Выплата на оплату учебы детей-сирот, не достигших 24 лет.
  • Суммы, направленные на реабилитацию лиц с ограниченными возможностями.
  • Прибыль по направлениям, облагаемым налогом на вмененный доход.
  • Материнский капитал.
  • Субсидии, предоставляемые на приобретение или строительство недвижимости.

Изъятие может быть постоянным. Подобная уступка также может выдаваться на какой-либо срок.

Налоговые скидки

Налоговые скидки предлагаются с целью снижения налогооблагаемой базы. Подразделяются они на эти типы:

  • Лимитированные. Предполагают заранее заданный размер уступки.
  • Нелимитированные. Изъятие предоставляется в отношении всей налоговой суммы.

Еще одна классификация:

  • Стандартные. Предоставляются всем плательщикам налогов вне зависимости от их реальных доходов. Они могут быть установлены или в заданном размере, или в процентах. Предоставляться могут многодетным семьям, учащимся.
  • Нестандартные. Предоставляются в зависимости от размера платежей, которые плательщик переводит в бюджет.

К СВЕДЕНИЮ! Минимум, не облагаемый подоходным налогом, также будет являться скидкой.

Прочие виды льгот

Существует такая льгота, как освобождение. Представляет она собой непосредственное снижение взносов. То есть уступка предоставляется напрямую, а не косвенно. Подразделяется на эти виды:

  • Уменьшение ставки налога. Ставка уменьшается на 50% в случае, если штат организации наполовину состоит из пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями.
  • Снижение валового налога. Уменьшение может выполняться или частично, или полностью.
  • Каникулы. Налоги полностью снимаются на заданный срок.
  • Отсрочка или рассрочка. Меняются сроки выплаты налогов. Максимальный срок – не больше 6 месяцев. Особенности получения этой льготы оговорены в статьях 61-64, 68 НК РФ.
  • Кредит. Считается формой изменения сроков платежей. Кредит, в отличие от рассрочки, может предоставляться сроком на год. Кредит выдается на основании статьи 68 НК РФ.
  • Инвестиционный кредит. Выдается инвесторам, которые вкладывают свои деньги в исследования и разработки.
  • Целевой кредит. Представляет собой выражение возможности оплатить долг средствами в натуральной форме. К примеру, это может быть продукция на сумму, соответствующую сумме налогового платежа.
  • Возврат налога, выплаченного ранее. Представляет собой налоговую амнистию.
  • Зачет платежа. Применяется для предупреждения двойного налогообложения.

Все рассмотренные льготы предоставляются в зависимости от конкретных обстоятельств.

Льготы в форме специальных режимов

Существуют специальные налоговые режимы, называемыми льготными. Полный их перечень оговорен статьей 18 НК РФ. В частности, это:

  • Обложение сельскохозяйственных производств.
  • Упрощенка.
  • Единый налог для некоторых направлений работы.
  • Оплата патента.

Рассмотрим особенности каждой из систем:

  • ЕСХН. Подлежат уплате эти виды налогов: Единый и НДФЛ, вычитающийся из зарплаты. Объектами обложения будут являться доходы, уменьшенные на объем расходов, зарплата. Ставка составит 6%.
  • УСН. В рамках данного режима также уплачивается Единый налог и НДФЛ. Объектом обложения являются просто доходы, доходы, уменьшенные на размер расходов, патенты, зарплаты. Ставка составит от 6% до 30%. Самая высокая налоговая ставка актуальна для нерезидентов (в той ситуации, когда объектом является зарплата).
  • ЕНВД. Выплачивать нужно Единый налог и НДФЛ. Объектом налогообложения является доход в определенном размере от установленного направления деятельности, зарплата персонала. Размер ставки составит 15% при обложении дохода, 13% — при обложении зарплат. Если лицо не является резидентом, ставка составит 30%.
  • Патентная система. Предпринимателю в рамках этой системы нужно оплатить патент. Объектом обложения считается потенциальный доход по деятельности, на которую нужно получать доход. Ставка составит 6%.

К СВЕДЕНИЮ! Льготы – это важнейший инструмент для стимулирования бизнеса. Уступки, как правило, предоставляются организациям, занимающимся социально полезной деятельностью. К примеру, льготы получают фирмы, предоставившие рабочие места инвалидам и пенсионерам. Уступки являются способом регулирования обстановки в предпринимательской среде. Так государство поощряет определенные формы деятельности. Предпринимателям становится выгодно, к примеру, осуществлять свою деятельность в сфере культуры.

Все бизнесмены хотят снизить затраты, в том числе – и по налогам. Закон дает им такую возможность, и даже – много возможностей. Рассмотрим, что такое налоговые льготы и какими они бывают.

Понятие и виды налоговых льгот

Налоговые льготы – это более благоприятный режим перечисления обязательных платежей в бюджет по сравнению со «стандартным». Предоставить преимущества можно по-разному:

  1. Вывод из-под налогообложения определенных объектов.
  2. Полное освобождение от отдельных налогов.
  3. Уменьшение облагаемой базы.
  4. Снижение налоговых ставок.
  5. Отсрочка или рассрочка по уплате.

Налоговые льготы не могут устанавливаться индивидуально для определенного физического или юридического лица (п. 1 ст. 56 НК РФ) Также льготы не должны зависеть от национальности, религии, гражданства или источника получения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Зачем нужны налоговые льготы

Устанавливая преференции по налогам, государство стремится достичь следующих целей:

  1. Развитие определенных отраслей экономики.
  2. Стимулирование инвестиций в инфраструктуру.
  3. Оптимальное распределение средств между бюджетами различных уровней.
  4. Развитие социально-значимых направлений бизнеса.
  5. Поддержка незащищенных категорий налогоплательщиков, например – инвалидов.

Кто устанавливает льготы по налогам

Налоговая система в РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них могут применяться те или иные преференции.

На федеральном уровне льготные режимы определяет только НК РФ. На региональном и местном уровнях льготы могут быть установлены НК РФ или нормативными актами субъектов РФ, либо муниципалитетов.

Также на «нижних» уровнях возможен и комбинированный вариант. В этом случае НК РФ определяет «рамочные» условия применения льгот, а региональные или местные власти – конкретизируют их.

Например, по налогу на имущество физических лиц для жилой недвижимости установлена базовая пониженная ставка – до 0,1%. А местные органы власти имеют право установить для этой категории объектов свои ставки в диапазоне от 0% до 0,3%. Налоговая нагрузка в данном случае может меняться в зависимости от стоимости объекта, его категории или местонахождения (ст. 406 НК РФ).

Вывод отдельных объектов из-под налогообложения

В первую очередь эта категория льгот применяется для обязательных платежей, которые взимаются с владельцев материальных объектов: налога на имущество, на землю или транспортного.

Например, налогом на имущество организаций не облагаются объекты культурного наследия, а транспортный налог не распространяется на автомобили небольшой мощности (до 100 л.с.), оборудованные для использования инвалидами.

Но выделение необлагаемых объектов возможно и для «оборотных» налогов. Компания в целом может являться плательщиком НДС, но при этом заниматься реализацией отдельных товаров или услуг, освобожденных от этого налога (ст. 149 НК РФ).

К таким освобождаемым категориям относятся, например, медицина, пассажирские перевозки или услуги в области культуры и искусства. Чтобы применить эту льготу бизнесмен должен вести раздельный учет по облагаемой и необлагаемой деятельности.

Полное освобождение от отдельных обязательных платежей

Один из распространенных вариантов, который позволяет бизнесмену избавиться сразу от нескольких обязательных платежей – это использование налоговых спецрежимов.

«Упрощенка», ЕНВД, единый сельхозналог и патентная система позволяют в общем случае не платить налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Для перехода на эти режимы бизнесмен должен соответствовать определенным критериям: состав учредителей, вид деятельности, выручка, численность персонала и т.п.

Впрочем, здесь правильнее говорить не об отмене этих платежей в бюджет, а об их замене на один «специальный» налог. Хотя он в большинстве случаев и выгоднее «общих», но фискальная нагрузка все равно остается.

Но для некоторых категорий налогоплательщиков возможна отмена отдельных налогов без каких-либо замещающих выплат, например:

  1. Резиденты проекта «Сколково» могут не платить налог на прибыль в течение 10 лет (ст. 246.1 НК РФ).
  2. Получить освобождение от НДС могут представители «микробизнеса» с выручкой до 2 млн. руб. в квартал, а также уже упомянутые «сколковцы» и участники других инновационных программ (ст. 145, 145.1 НК РФ).
  3. Резиденты свободных экономических зон не платят земельный налог пять лет после покупки участка на территории СЭЗ (пп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Уменьшение облагаемой базы (налоговые вычеты)

Применение этой льготы связано с исключением из налоговой базы определенных сумм.

Например, доход физического лица, который подлежит обложению НДФЛ, можно уменьшить на различные «социально-значимые» расходы налогоплательщика: приобретение жилья, обучение, лечение и т.п. (ст. 219 НК РФ). Кроме того, закон предусматривает и фиксированные вычеты по НДФЛ, которые работодатель должен применять для от отдельных категорий: сотрудников, имеющих детей, ветеранов, инвалидов и т.п. (ст. 218 НК РФ).

Своеобразным «вычетом» по налогу на прибыль можно считать использование ускоренной амортизации. В этом случае бизнесмен имеет возможность списать затраты на приобретение основных средств существенно быстрее, чем в стандартном режиме – коэффициент ускорения может достигать 3 (ст. 259.3 НК РФ). Условием для ускоренного списания является, например, повышенная интенсивность использования объектов ОС, либо их приобретение в лизинг.

Снижение налоговых ставок

Для большинства обязательных платежей предусмотрена возможность применения пониженных налоговых ставок. Льгота в данном случае может быть связана с категорией плательщика или видом объекта налогообложения, например:

  1. По налогу на прибыль льготные ставки (от 5% до 13,5%) применяются для участников свободных экономических зон (ст. 284 НК РФ).
  2. По НДС пониженная 10% ставка используется при реализации некоторых групп товаров и услуг: продуктов питания, детской одежды, лекарств, пассажирских перевозок и т.п. (п. 2 ст. 164 НК РФ).

Кроме пониженных тарифов по налогам, существует и льгота в виде применения нулевой ставки, например:

  1. По НДС при экспорте товаров или услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ).
  2. По налогу на прибыль для организаций социальной направленности: медицинских, образовательных, культурных (ст. 284.1, 284.5 НК РФ).
  3. По УСН и патентной системе – в течение двух лет для вновь зарегистрированных ИП (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ).

Если бизнесмен имеет право на нулевую ставку, то он фактически не платит соответствующий обязательный платеж. Однако эту льготу следует отличать от полного освобождения от налога, рассмотренного выше.

Бизнесмен, использующий ставку 0%, должен сдавать декларации, а также исполнять другие обязанности налогоплательщика. Например, для НДС это – оформление счетов-фактур и ведение книг продаж и покупок.

Перенос срока уплаты

Уплата обязательных платежей в более поздний срок может быть реализована в двух вариантах.

  1. Отсрочка или рассрочка (ст. 64 НК РФ).

Заплатить налог позднее или частями бизнесмен может, например, в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие) или при угрозе банкротства. Период отсрочки может составлять от года до трех лет.

  1. Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66, 67 НК РФ).

Эта форма поддержки предоставляется бизнесменам, деятельность которых особо важна для государства. Это, например, инновационные компании, исполнители по оборонному заказу или резиденты зон территориального развития.

Срок налогового кредита может составлять от года до десяти лет. В отличие от рассрочки, в данном случае за пользование бюджетными деньгами нужно будет заплатить. Правда, не очень дорого: процентная ставка не должна превышать 0,75 от действующей ставки рефинансирования ЦБ.

Всегда ли нужны льготы

В отличие от самой уплаты налогов, применение льгот – это право, а не обязанность. Налогоплательщик имеет право полностью отказаться от положенных ему преференций или приостановить их использование на время, с учетом особенностей исчисления конкретного платежа (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Казалось бы – зачем отказываться от преимуществ, предусмотренных законом? Однако – такие ситуации бывают.

Предположим, малое предприятие перешло на один из спецрежимов и перестало платить НДС. В этом случае компания может потерять часть своих клиентов – плательщиков НДС или будет вынуждена предоставлять существенные скидки. Убыток в этом случае иногда оказывается сопоставимым с полученной экономией на налогах.

Также и физические лица далеко не всегда пользуются социальными вычетами по НДФЛ (например – за лечение). Люди, которые не обладают соответствующими знаниями, часто обращаются к консультантам для оформления документов на вычет. А если сумма затрат небольшая, то экономия на налогах может оказаться сопоставимой с гонораром консультанта.

Вывод

Налоговые льготы позволяют бизнесменам и «обычным» гражданам получить более выгодные условия по расчетам с бюджетом.

Задача льгот – перераспределять ресурсы в те области, которые государство считает приоритетными.

Налоговые льготы могут предоставляться различными способами – от скидок и отсрочек по уплате до полной отмены отдельных обязательных платежей.

Предусмотрены определенные преимущества для налогоплательщиков и тех, кто уплачивает налоговые сборы, перед другими плательщиками.

Основные правила предоставления

Порядок применения, установления и использования налоговых льгот регулируется Налоговым кодексом и сопутствующими федеральными и региональными законами.

Более того одним из преимуществ (льгот) является возможность неуплаты налогов и сборов, что предусмотрено статьей 56 Налогового Кодекса. Налоговые льготы не являются обязанностью плательщика.

Налоговое законодатиельство дает право плательщику налогов или сборов использовать налоговые льготы или же отказаться от них, независимо от причин.

При этом иностранные граждане, которые подлежат процедуре налогообложения на территории РФ, не могут пользоваться правом на предоставление преимуществ. Налоговые льготы для них не предусмотрены.

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты страны. При этом законодательством установлены доходы, которые не облагаются налогом со стороны государства вообще. К ним относятся:

  • пенсионные перечисления;
  • пособия (за исключением больничного листа, который частично оплачивается организацией-работодателем, частично – фондом социального страхования, с него взимается налог);
  • получаемые физическим лицом компенсации;
  • перечисляемые или получаемые алиментные выплаты;
  • полученные по гранту средства;
  • единовременные платежи (исключение – средства, вырученные с продажи имущества, которое было в собственности менее трех лет);
  • донорские вознаграждения.

Все эти выплаты и доходы физического лица попадают под понятие «налоговые льготы», при этом преимуществом является полная неуплата налога с таких доходов.

Эффективность такой процедуры позволяет государству облегчить процесс выплаты плательщиками установленным к ним налогам, хотя это и идет в убыток самого государственного бюджета.

Согласно статье 56 Налогового кодекса, назначение налоговых льгот происходит по следующим правилам:

  • местные органы власти вправе устанавливать льготы исключительно по местным налогам или сборам;
  • законодательные органы власти устанавливают, регулируют и контролируют региональные налоги и сборы;
  • индивидуального характера применения и условия предоставления налоговых льгот не могут быть осуществлены в индивидуальном порядке.

Основные цели

Государство, применяя налоговые льготы, преследует сразу две цели:

  • сокращение налогового обязательства плательщика;
  • возможность отсрочки или рассрочки платежей.

Государству выгоднее предоставить плательщику налогов или сборов льготы, по которым он будет в состоянии уплатить назначенные к нему средства, пусть и в меньшем объеме, чем переводить его в статус злостного неплательщика и должника.

Более того принципы гуманизма и значимости гражданина по Конституции РФ позволяют государству с некоторых категорий доходов и плательщиков вообще не взимать никакие налоги и сборы, освобождая их от этой обязанности.

При этом плательщик сам вправе решать, использовать ему налоговые льготы или нет. К примеру, если с алиментных выплат физическое лицо решит уплатить налоги или сборы, то оказать ему в этом праве налоговые органы не могут. При этом такой платеж может быть засчитан в качестве уплаты НДФЛ, если у гражданина нет более никакого другого дохода, а выплаты по налогам должны быть произведены.

Формы предоставления

Поскольку использование льгот по налогам и сборам – это преимущественное право некоторые плательщиков, на законодательном уровне было введено несколько форм выражения преимуществ. Они уже являются обязательными. То есть если плательщик пользуется своим правом на льготы, то форма применяться уже будет в установленном законом порядке.

Различается несколько форм:

  • возможность неуплаты налогов и сборов определенными категориями плательщиков на бессрочной или срочной основе;
  • возможность неуплаты налогов и сборов с определенных объектов, подлежащих налогообложению;
  • пониженные ставки, которая применяется при налогообложении;
  • налоговые вычеты.

Все документы, которые плательщик представляет на рассмотрение в налоговый орган, передаются им лично или через представителя удобным способом.

Налоговый орган при обнаружении прохождения на основании представленных документов плательщика по налоговой льготе, уведомляет об этом в письменном виде или путем передачи информации в личном кабинете плательщика.

Правом плательщика является уплата по налоговой льготе налога или отказа от своего преимущества.

Виды и классификации

Виды налоговых льгот бывают следующие:

  • для физических лиц и для юридических лиц, ИП;
  • общеэкономические и социальные;
  • внешнеэкономические и общеэкономические.

Такая классификация налоговых льгот позволяет более обширно взглянуть на процесс налогообложения и уплаты налогов и сборов отдельными категориями плательщиков.

К примеру, правом ИП или юридического лица при соблюдении всех условий, установленных законодательством, является уплата сборов и налогов по УСН – упрощенной системе. При этом налоговая ставка снижается, но не отменяется полностью. Существуют льготы, которые не подлежат отмене даже по желанию плательщика.

Примечательно, что все налоговые льготы имеют общий характер - они не могут быть применены индивидуально.

Если пенсионные средства (пенсии) не облагаются налогом, то они не облагаются налогом на всей территории РФ, ни один субъект не может установить в индивидуальном порядке свою обязательную ставку к этим средствам.

Все налоговые льготы, установленные в общем порядке, подлежат исполнению и применению на всей территории РФ, региональные и местные налоги и сборы регулируются на местном уровне, но не могут противоречить установленным налоговым законодательством правилам.

Налог на добавленную стоимость (НДС), в части применения льгот, рассматривается в Налоговом кодексе, в главе 21.

Так, согласно этой главе, по НДС применяются следующие льготы: не попадание под налогообложение некоторых доходов юридических лиц и ИП, освобождение от уплаты некоторых видов налогов при уплате НДС плательщиком.

Более того плательщик, уплачивающий НДС, вправе отказаться от своего права на льготы. Установление налоговых льгот возложено на налоговый орган, однако при использовании льготы налоговый орган обязан уведомить плательщика о его праве уплаты по льготам, независимо от того, уплачивается ли плательщиком НДС или нет.

Все документы передаются в налоговый орган своевременно в установленный законом срок.

Однако существуют категории льгот, от которых отказаться нельзя при уплате по НДС. К ним относятся:

  • предоставление в аренду земель или помещений иностранным гражданам или компаниям, которые получили аккредитацию на территории РФ;
  • установленный перечень по реализации, передаче или выполнению, оказанию некоторых услуг.

Для того, чтобы плательщик, работающий по НДС, обязан представить документы и заявление не позднее 1го числа того периода, с которого он намерен отказаться от права на свои льготы. Так же возможна подача заявления на приостановление получения льгот.

Для физических лиц так же установлены определенные налоговые льготы, которые могут быть применены, в случаях, если плательщик с этим согласен. К выплатам, которые сами по себе являются льготами, относятся:

  • стандартные и социальные выплаты;
  • имущественные и профессиональные выплаты;
  • вычеты, которые переносятся на будущий период.

Все вопросы, связанные с процедурой применения и определения налоговых льгот по НДФЛ, регулируются 23 главой Налогового Кодекса.

Правом плательщика является согласием на применение этих льгот или отказа от них. При этом плательщик – физическое лицо, как и организации, обязаны уведомить налоговый орган путем направления документов и заявления об отказе применения в отношении него налоговой льготы.

Срок подачи – не позднее 1го числа нового налогового периода (нового года), с которого планируется отказ от льготы. При этом восстановить свое право можно тоже исключительно с нового налогового периода, а не в хаотичном порядке.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:43, реферат

Краткое описание

Говоря о справедливой налоговой политике сейчас, не учитывать значимости такой важной её составляющей как налоговые льготы не представляется возможным. В современном обществе условия ведения бизнеса достаточно жёсткие, не всем товаропроизводителям удаётся успешно выйти на рынок и закрепиться на нём, благополучно выдерживая быстрый темп экономического развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и принципы применения налоговых льгот………4
Глава 2. Классификация видов налоговых льгот…………………….7
Глава 3. Механизм установления налоговых льгот………………. 10
Глава 4. Основные проблемы применения налоговых льгот………16
Заключение………………………………………. 18
Библиографический список………………………………………….19

Содержимое работы - 1 файл

Налоговые льготы.doc

Всероссийская Государственная Налоговая Академия

Министерство Финансов Российской Федерации

«Финансовое право»

«Налоговые льготы:

понятие, виды, механизм установления»

Москва, 2011 г.

Глава 1. Понятие и принципы применения налоговых льгот………4

Глава 2. Классификация видов налоговых льгот…………………….7

Глава 3. Механизм установления налоговых льгот………………. 10

Глава 4. Основные проблемы применения налоговых льгот………16

История возникновения налоговых льгот тесно переплетается с историей возникновения самих налогов, и уходит своими корнями ещё во времена Древней Греции, Египта и других великих цивилизаций. В местах появления налогообложения в скором времени возникали и послабления в их уплате для определённых лиц или видов деятельности.

В последние столетия налоговые льготы являются неотъемлемой частью налоговой системы. При этом в разных странах отношение к данному виду налогового инструмента весьма неоднозначно. Одни государства держат курс на стимулирование налогового льготирования как достаточно сильного фактора стимулирования деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, другие же считают их своего рода балластом на пути пополнения государственного бюджета и нарушением принципа равенства между всеми налогоплательщиками.

Говоря о справедливой налоговой политике сейчас, не учитывать значимости такой важной её составляющей как налоговые льготы не представляется возможным. В современном обществе условия ведения бизнеса достаточно жёсткие, не всем товаропроизводителям удаётся успешно выйти на рынок и закрепиться на нём, благополучно выдерживая быстрый темп экономического развития. Налоговые льготы в подобных случаях являются достаточно мощным стимулом развития деятельности таких хозяйствующих субъектов. Однако при этом их стимулирующую функцию необходимо грамотно использовать.

Всё больше экономистов-аналитиков признают за налоговыми льготами их регулирующее воздействие на экономику, для достижения которого первоочередным является точное определение самого понятия льгот и проведение их полной классификации. Разумеется, данные проблемы не единственные в этом вопросе, тем не менее, они являются базовыми для понимания сущности налоговых льгот и, соответственно, справедливости налоговой политики в целом при их применении.

Глава 1. Понятие и принципы применения налоговых льгот.

Несмотря на широкое использование в налоговой теории понятия «налоговые льготы», до сих пор отсутствует чёткое и однозначное понимание их сущности.

Согласно статье 56 Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ), льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. 1 Данное определение является общим и неточным. Руководствуясь им трудно понять, какие преимущества в сфере налогообложения считать льготой, а какие нет. В определении чётко говорится о том, что льготой считается неуплата налога или уплата в неполном объёме, при этом становится непонятно, относится ли к льготам отсрочка (рассрочка) налоговых платежей. Судя по логике Кодекса, не относится, тем не менее, трудно спорить с тем фактом, что отсрочка (рассрочка), так же как и налоговый и инвестиционный налоговый кредит предусматривают уменьшение налогового обязательства, т. е. создают преимущества в уплате налогов по сравнению с другими налогоплательщиками.

Далее проблемы возникают уже на этапе определения перечня видов налоговых льгот: в НК РФ он отсутствует. Если следовать логике разработчиков НК, не признаются льготами общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, отсрочка (рассрочка) уплаты налогов, налоговый кредит (в том числе и инвестиционный). Данные категории рассматриваются лишь как возможные способы изменение срока исполнения налогового обязательства, тем самым эти льготы лишаются своей регулирующей функции и законодательно ограничиваются в плане своего стимулирующего воздействия. Так же существует вопрос о целесообразности отнесения к категории налоговых льгот специальных налоговых режимов, а с недавних пор в правительстве вообще ведутся разговоры об их полном упразднении.

Неопределенность и, зачастую, двусмысленность определения всех элементов налога и налогообложения могут привести, во-первых, к созданию условий для уклонения от уплаты налога его плательщиками на законных основаниях; во-вторых, к толкованию отдельных положений закона налоговыми органами в свою пользу и в ущерб для налогоплательщика.

Вопрос о целесообразности стимулирования или же наоборот сокращения (либо полного упразднения) льгот при уплате налогов и сборов крайне сложен и многогранен. Для начала, необходимо определиться с его теоретической составляющей, а именно ответить на вопрос: «что же из себя представляют налоговые льготы и каков их экономический смысл».

Налоговые льготы проявляются в двух основных сущностях. С одной стороны, они являются одним из элементов налогообложения, а, с другой стороны, важным инструментом налоговой политики с целью стимулирования отдельных видов деятельности и поддержки определённых социальных групп.

Российским законодательством предусмотрены общие принципы применения налоговых льгот.

1. Налоговые льготы не устанавливаются в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц, а также места происхождения капитала. Данная норма уравнивает в правах российских и иностранных инвесторов при получении налоговых льгот.

2. Налоговые льготы не могут носить индивидуального характера. Это положение создаёт равные условия для всех налогоплательщиков.

3. Налоговые льготы могут быть предоставлены только актами налогового законодательства. На федеральном уровне льготы устанавливаются НК РФ, на региональном и местном уровнях положения о льготах НК РФ могут быть дополнены законами субъектов Российской Федерации о налогах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах соответственно(безусловно, только в отношении льгот по региональным и местным налогам).

4. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

5. НК РФ не установлены сроки, в течение которых налогоплательщик может воспользоваться льготой. Это положение даёт налогоплательщику право при неиспользовании льгот в предыдущие налоговые периоды (в случае неоповещения налогового органа о приостановке применения льгот) на возврат переплаченной суммы налога.

Глава 2. Классификация видов налоговых льгот.

Существуют следующие виды налоговых льгот: налоговые скидки, налоговый иммунитет, отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит, налоговая амнистия, освобождение от уплаты налогов отдельный категорий налогоплательщиков, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок, инвестиционная премия, льгота на истощение недр, ускоренная амортизация, специальные налоговые режимы.

Вопрос о классификации налоговых льгот уже давно является дискуссионным, причём как в теории, так и на практике. Разные экономисты и авторы учебных пособий по экономике и налогообложению распределяют льготы по разным классификационным признакам. В российском законодательстве отсутствует полная классификация налоговых льгот. Она должна заключать в себе группировку по всем возможным признакам. Основа приведённой ниже классификации разработана Д. В. Латыповой, здесь лишь дополнен признак комплексности, признак разграничения льгот по органу, устанавливающему льготу, и добавлен признак по статусу налогоплательщика, применяющего льготу. 2

В зависимости от управляемого элемента налогообложения выделяют следующие льготы, ориентированные на:

1) налогоплательщиков (налоговый иммунитет, освобождение отдельных категорий налогоплательщиков, налоговая амнистия, специальные налоговые режимы);

2) налоговую базу (налоговые скидки, ускоренная амортизация);

3) срок уплаты налога (налоговый кредит, отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы);

4) ставку налога (понижение ставок, инвестиционная премия, льгота на истощение недр);

5) налоговый оклад (налоговая амнистия, налоговый кредит, инвестиционный вычет).

По механизму предоставления льготы делятся на:

1) безусловные – это прямо установленные законодательством льготы, не требующие выполнения каких-либо дополнительных условий (налоговые скидки, освобождение отдельных категорий налогоплательщиков);

2) условные – это льготы, по которым законодательством установлены лишь общие правила, для их применения необходимо выполнить ряд условий (налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, налоговая амнистия и др.).

По цели введения льготы подразделяются на:

1) экономические – это льготы, стимулирующие производственную, инвестиционную, инновационную деятельность хозяйствующих субъектов (ускоренная амортизация, налоговый кредит и др.);

2) социальные – это льготы, вводимые с целью решения социальных задач (некоторые формы налоговых скидок, вычетов);

3) общие – это льготы, решающие как экономические, так и социальные задачи(понижение ставок, налоговые скидки и др.).

По комплексности воздействия льготы делятся на:

1) льготы, воздействующие только на какой-то один налог или его один элемент;

2) льготы, ориентированные на воздействие на какой-т один налог, но при этом косвенно воздействующие и на другой налог (например, ускоренная амортизация);

3) льготы, оказывающие комплексное воздействие на определённую совокупность налогов ( например, налоговый иммунитет и специальные налоговые режимы).

По устанавливающему льготу органу налоговые льготы делятся на:

1) федеральные льготы, устанавливаемые и отменяемые федеральными властями;

2) региональные льготы, устанавливаемые региональным уровнем управления по региональным налогам;

3) местные льготы, устанавливаются органами местного самоуправления по местным налогам.

По статусу налогоплательщика льготы длятся на:

1) личные – это как правило льготы физическим лицом, например, имущественные вычеты по НДФЛ;

2) юридическим лицам (таких льгот большинство).

Глава 3. Механизм установления налоговых льгот.

Стоит отметить, что на практике не все предприятия знают, какие льготы они могут использовать. Льготы очень зависят от вида налога, по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области даны значительные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы, с которыми не все предприятия, особенно малые, успевают ознакомиться.

Читайте также: