Понятие и виды налоговой ответственности курсовая

Опубликовано: 04.05.2024

date image
2020-01-14 views image
267

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Налоговое право»

на тему:

«Налоговая ответственность и ее особенности»

Выполнила:

Студентка заочного отделения

Юридического факультета ВГНА

Группы ЮЗ-301 В.Д. Золотова

Научный руководитель:

________________________________

________________________________

________________________________

Москва 2008

Содержание

§ 1. Характеристика налоговых правонарушений…. ……..…………………. 5

§ 2. Понятие налоговой ответственности и её виды……………………………8

§ 3. Особенность налоговой ответственности…………………………………12

§ 4. Принципы привлечения к ответственности за налоговые

§ 5 Ответственность предусмотренная Налоговым кодексом РФ…………. 17

§ 6. Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, смягчающие и отягчающие ответственность………………………………………………………………….27

Введение

Для успешного развития экономики страны в первую очередь необходимо формирование эффективной системы налогового законодательства. Это, в свою очередь, требует надлежащего правового регулирование налоговых отношений в деятельности государства.

В настоящее время идет активный процесс формирования и развития финансового и налогового права как самостоятельных отраслей законодательства. Одновременно происходит выделение правового регулирования налоговых отношений из прикладной дисциплины в системе финансовых норм в отдельную область юридической науки. Этому способствуют, прежде всего, широкое практическое применение норм налогового законодательства, что, в свою очередь, обусловлено развитием российской предпринимательской деятельности на внутреннем рынке, выход российского предпринимательства на мировое пространство. Данные процессы неизбежно ведут к постоянному изменению законодательства о налогах и сборах.

Государство регулирует налоговые отношения посредством создания правовых норм, которые содержат права и обязанности налогоплательщиков. Неисполнение установленных предписаний приобретает публично-правовой характер, так как нарушает интересы общества в целом. Поэтому государство реагирует на совершенное правонарушение в сфере налогообложения с целью защиты своих имущественных интересов и прибегает к институту налоговой ответственности. Главным побудительным мотивом уплаты налогов является не сознательность налогоплательщиков, а меры принуждения, которые могут быть применены государством при выявлении нарушения законодательства о налогах и сборах. Одной из форм государственного принуждения является налоговая ответственность[1].

Согласно Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы[2]. При нарушении налогоплательщиком своих обязанностей нарушается установленный порядок общественных отношений, складывающийся в сфере экономической деятельности. Своевременная и в полном размере уплата налогов и сборов субъектами хозяйственной деятельности ведет к своевременному пополнению бюджета страны, а следовательно, и выполнению государством своих обязательств и основных задач.

Тема «Налоговая ответственность и ее особенность» выбрана не случайно. Применение мер ответственности в сфере налогообложения всегда вызывает повышенное внимание налогоплательщиков, так как оно затрагивает их права и интересы, так как каждый налогоплательщик хотя бы раз решал для себя вопросы, являются те или иные действия нарушением налогового законодательства, не приведут ли они к взысканию штрафов, а если да, то в каком размере.




В курсовой работе рассмотрена характеристика налоговых правонарушений, понятие налоговой ответственности, её особенность, виды и меры ответственности предусмотренные в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

1. Характеристика налоговых правонарушений

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправ­ное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность[3]. Из приведенного определения вытекают следующие юридические при­знаки налогового правонарушения:

· виновность (проявление умысла или неосторожности в деяниях обязанного лица);

· противоправность (нарушение законодательства о налогах и сбо­рах);

· наказуемость (применение санкций, установленных Налоговым кодексом, к налогоплательщикам в случае нарушения ими нало­гового законодательства).

Объект налогового правонарушения — охраняемые законодатель­ством налоговые отношения (например, отношения по исчислению и уплате налогов, по осуществлению налогового контроля);

субъекты — виновные лица (организации и физические лица, достигшие шестнад­цатилетнего возраста).

В качестве налоговых правонарушений могут выступать следующие:

1. Сокрытие доходов как налоговое правонарушение выражается в неотражении в бухгалтерском учете выручки от реализации, неопри­ходовании поступивших денежных средств, невключении в прибыль доходов от внереализационных операций и др.

2. Занижение дохода (прибыли) — это неправильный расчет налого­вой базы при правильном отражении выручки в учете. Наиболее распро­страненными способами занижения дохода являются: неправомерное отнесение расходов к обоснованным и документально подтвержденным затратам; неправильное списание убытков; счетные ошибки при расчете прибыли в сторону ее уменьшения.

3. Сокрытие или неучет объекта налогообложения касается всех объектов, кроме доходов и прибыли. Основной признак сокрытия объекта — отсутствие в учете организации первичных документальных данных о тех или иных объектах налогообложения.

4. Неучет объекта связан либо с неправильным расчетом объекта, либо с неправильным отражением его в учете. Отсутствие учета объектов налогообложения и ведение учета с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за про­веряемый период, предусматривают применение штрафных санкций.

5. Отсутствие учета объектов налогообложения как одно из налоговых правонарушений может применяться, например, в случае отсут­ствия сальдо прибыли за отчетный период на соответствующем бухгалтерском счете.

6. Ведение учета с нарушением установленного порядка обусловлено: отсутствием соответствующих учетных регистров, журналов, отчетных ведомостей; отнесением на себестоимость затрат, не имеющих отношения к производству и реализации продукции; отнесением затрат на себестоимость не в том периоде, в каком это должно быть, и др.

7. Непредоставление или несвоевременное предоставление документов в налоговый орган для налогового производства влечет за собой взыскание штрафа. Ответственность по данному правонарушению наступает независимо от возникшей недоплаты или переплаты по налогу.

8. Задержка уплаты налога. В этом случае производится взыскание пени - денежной суммы, которую налогоплательщик, плательщик сборов и налоговый агент должен выплатить за просрочку платежа помимо уплаты налога.

9. Неудержанне налога у источника выплаты. Налоговые агенты несут ответственность за нарушение порядка удержания и перечисле­ния в бюджет налога на доходы физических лиц.

В соответствии с Налоговым кодексом к прочим налоговым нарушениям, в частности, относятся ответственность свидетеля (ст. 128); отказ эксперта, переводчика, специалиста от участия в проведении налоговой проверки (ст. 129). Также установлены виды нарушений законодатель­ства о налогах и сборах в отношении банков.

Состав налогового правонарушения — совокупность предусмотренных законом признаков (элементов), квалифицирующих противоправное деяние (действие или бездействие) как налоговое правонарушение; это необходимое основание налоговой ответственности.

Для установления ряда составов налоговых правонарушений используются такие признаки, как систематичность нарушений, повторность, временной критерий, умысел. Например, грубое нарушение организаци­ей правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совер­шенное в течение более одного налогового периода, характеризуется как систематическое противоправное действие с временными рамками[4].

Понятие налоговой ответственности и ее виды

Правовая система не может функционировать без института ответственности. В теории права выделяют административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую и материальную ответственность. В последнее время ряд авторов поставили вопрос о существовании специального вида ответственности - налоговой. Одни авторы полагают, что недопустимо само применение термина "налоговая ответственность". Другие считают, что о "налоговой ответственности" можно говорить только с достаточной степенью условности, выделение же ее в качестве самостоятельного вида юридической ответственности ничем не обосновано. Третьи утверждают, что в российской правовой системе сформировалось достаточно четко выраженное правовое явление - ответственность за налоговые правонарушения. Поэтому обозначение ответственности за налоговые правонарушения как налоговой ответственности вполне обоснованно. Соблюдение норм налогового законодательства, продолжают они, обеспечивается мерами административной, финансовой, дисциплинарной и уголовной ответственности, которые включаются в частное понятие "налоговая ответственность". Юридическая ответственность характеризуется следующими основными признаками:

1) опирается на государственное принуждение;

2) это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права;

3) наступает за совершение правонарушения;

4) выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя;

5) воплощается в процессуальной форме.

Указанные признаки юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности.

В НК РФ определено: за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ[5].

Налоговая ответственность связана с государственным принуждением, которое выступает её содержани­ем. Такое принуждение от имени государства осуществляют органы налогового администрирования и органы внутренних дел.

Ответственность за нарушение законодательства о нало­гах и сборах характеризуется определёнными лишени­ями, которые обязан претерпеть виновный. Лишение право­нарушителя определённых благ является её объективным свойством. Лишения заключаются в при­менении к нарушителю законодательства о налогах и сборах соответствующих санкций, которые и являются мерой ответ­ственности.

В соответствии со способом, каким они служат охране пра­вопорядка, санкции подразделяются на правовосстановительные и штрафные (карательные). Санкции за нарушение за­конодательства о налогах и сборах, которые заключаются во взыскании пени за просрочку уплаты налогов, являются правовосстановителъными, а те санкции, которые предполагают взыскание штрафов — штрафными (карательными). За нару­шения законодательства о налогах и сборах, содержащие при­знаки налоговых преступлений, наряду со штрафами, преду­сматриваются и другие наказания вплоть до лишения свободы. Такая ответственность наступает только за со­вершенное нарушение законодательства о налогах и сборах, которое выступает в качестве её основания.

Основаниями привлечения к ответственности за наруше­ния законодательства о налогах и сборах могут являться:

· нарушения законодательства о налогах и сборах, содер­жащие признаки административных правонарушений (нало­говые проступки);

· преступления, связанные с нарушением законодатель­ства о налогах и сборах (налоговые преступления).

К существенным признакам ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах относится и процессуальная форма её реализации. Привлечение к ответственности осуществляется в строгом со­ответствии с процедурами, предусмотренными законодатель­ством. В зависимости от основания ответственности это могут быть процедуры, предусмотренные:

· законодательством о налогах и сборах (производство по делам о налоговых правонарушениях);

· законодательством об административных правонаруше­ниях (производство по делам об административных правонару­шениях);

· уголовно-процессуальным законодательством (произ­водство предварительного расследования).

Ответственность за совершение налогового правонарушения обладает всеми основными признаками юридической ответственности:

1) выражается в применении мер государственного принуждения;

2) выступает на основе норм права и за нарушение правовых норм;

3) является последствием виновного деяния;

4) состоит в применении санкций правовых норм и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые правонарушитель должен претерпеть;

Но для того чтобы говорить о ней как о самостоятельном виде ответственности, необходимо выделить и особые признаки ответственности за налоговые правонарушения, а именно:

1) основанием ответственности является налоговое правонарушение;

2) применение ответственности за нарушение налогового законодательства урегулировано нормами налогового права;

3) особый субъектный состав;

4) к данной ответственности обязанных лиц привлекают специальные органы: налоговые или таможенные.

Из этого можно заключить, что налоговая ответственность самостоятельными признаками ответственности не обладает и говорить о налоговой ответственности как о самостоятельном виде ответственности и не представляется возможным. В зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности, она может относиться на счёт финансовой, административной или уголовной ответственности.

Налоговая ответственность - применение органами налогового администрирования налоговых санкций в отношении лица, совершившего налоговое правонарушение, в соответствии с порядком предусмотренным законодательством о налогах и сборах. Налоговая ответственность в данном случае является разновидностью финансовой ответственности.

В свою очередь налоговая ответственность включает в себя:

- ответственность за совершение собственно налоговых правонарушений, т.е. совершенных лицами, являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговы­ми агентами;

- ответственность за нарушения законодательства о на­логах и сборах, совершенных лицами, не являющимися на­логоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;

- ответственность за нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Административная ответственность применяется в от­ношении лиц, виновных в совершении нарушений законода­тельства о налогах и сборах, содержащих признаки админи­стративных правонарушений.

Уголовная ответственность наступает в тех случаях, ко­гда совершенное физическим лицом нарушение законодатель­ства о налогах и сборах, характеризуется повышенной об­щественной опасностью и подпадает под признаки налого­вого преступления.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ


Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.
Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

Уральский экономический колледж


Курсовая работа
по дисциплине: Налоговое право
на тему: « Понятие и виды ответственности за налоговые правонарушения»


Исполнитель: студент
2 курса юридического
факультета
Тропынина К.А.
Научный руководитель:
Мазуркевич В.Ю.

Екатеринбург
2010
Содержание.

    Введение.
    Раздел 1. Понятие ответственности за налоговые нарушения.
      Понятие, функции и признаки налоговой ответственности.
      Принципы налоговой ответственности.
    Раздел 2. Виды ответственности за налоговые нарушения.
    2.1. Ответственность предусмотренная Налоговым кодексом.
    2.2. Административная ответственность.
    2.3.Уголовная ответственность.
    Заключение.
    Список использованной литературы.


Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Во всех тонкостях налогового дела способны разобраться только специалисты. В то же время каждый человек должен реально представлять, как складываются его отношения с государством по поводу налогообложения. Знание налоговых проблем является частью общеэкономической культуры бизнеса. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации. В условиях формирования в России рыночных отношений, многообразия форм собственности, становления защиты экономических прав человека правовая ответственность основывается на новых принципах. Дальнейшее развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения. Для понимания пределов полномочий налоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков важно анализировать их правовой статус в целом, а не ограничиваться только нормами санкций. Ответственность за налоговые нарушения формируется в рамках специального регулирования имущественных отношений при налогообложении.


Раздел 1.
Понятие ответственности за налоговые нарушения.

      Понятие, функции и признаки налоговой ответственности.

Налоговый кодекс не содержит понятия налоговой ответственности. Но исходя из общих положений глав 15 и 16 НК РФ налоговую ответственность можно определить, как способ воздействия на нарушителя налогового законодательства через применение санкций, установленных Налоговым кодексом.
Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными финансово- правовой ответственности:
    основана на государственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных финансово-правовыми нормами;
    наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;
    субъектами ответственности за нарушения законодательства в налогах и сборах могут быть организации и физические лица;
    для правонарушителя налоговая ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях имущественного характера;
    налоговая ответственность реализуется в процессуальной форме.
Вместе с тем налоговая ответственность имеет определенную специфику, обусловленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмов правового регулирования налоговых отношений. Выделение налоговой ответственности в самостоятельный вид финансово-правовой ответственности обусловлено выделением НК процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях.
Поскольку нормы налогового права, как и другие нормы права являются разновидностью социальных норм, налоговая ответственность имеет две формы реализации: позитивную (добровольную, активную) и негативную ( государственно-принудительную, ретроспективую).
Для позитивной налоговой ответственности достаточно формального ( нормативного) основания, так как она возникает не на основе налогового правонарушения, а в силу добровольного выполнения субъектом налогового права своих обязанностей.
В целом позитивная ответственность носит добровольный характер, но вместе с тем возможна и некоторая степень государственного принуждения. Некоторые субъекты налогового права выполняют возложенные на них обязанности в силу осознания своего общественного долга, другие – в силу возможности применения наказания за неправомерное поведение. Относительно позитивной налоговой ответственности принуждение в виде угрозы наступления негативных последствий является только средством предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах. По времени реализации позитивная ответственность предшествует негативной. Нарушение норм налогового права обуславливает существование негативной налоговой ответственности, которую можно рассматривать в двух аспектах:
    в качестве реакции государства на нарушение законодательства о налогах и сборах, выражающейся в обязанности виновного лица претерпевать карательные меры государственно-принудительного воздействия за совершенное деяние в форме имущественных лишений;
    как исполнение юридической обязанности на основе государственного принуждения.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П « По делу о проверке конституционности отдельных положений закона РСФСР '' О государственной налоговой службе РСФСР'' и законов РФ ''Об основах налоговой системы в РФ'' », в целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате налогов и сборов и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.
Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности ( наказания).
Налоговую ответственность следует отличать от иных мер государственного принуждения: мер безопасности, мер пресечения, мер защиты и т.д.
Таким образом, налоговая ответственность существует в двух формах: карательной ( штрафной) и правовосстановительной ( компенсационной).
Наступление негативной налоговой ответственности возможно только при наличии всех перечисленных оснований и в строго определенной последовательности: норма права- налоговое правонарушение- применение санкции.
Объектом правоотношения налоговой ответственности является правовой статус нарушителя законодательства о налогах и сборах. Изменения правового статуса нарушителя налогового законодательства происходят с помощью лишений и ограничений имущественного характера, определенных мерой налоговой ответственности.
Предостерегая организации и физических лиц от совершения противоправных деяний в налоговой сфере, налоговая ответственность преследует две цели:
    охранительную, посредством которой ограждает общество от нежелательных ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства;
    стимулирующую, посредством которой поощряет правомерное поведение субъектов налогового права.
В механизме правового регулирования налоговых отношений налоговая ответственность выполняет юридическую и социальную функцию:
1)Юридическая функция проявляется в двух аспектах: правовосстановительном ( компенсационном) и штрафном ( карательном).
Правовостановительный характер налоговой ответственности обусловлен имущественными отношениями между публичным и частным субъектами, объектом которых является налог. Ответственность налогоплательщика за нарушение своей обязанности по своевременной и полной уплате налогов преследует цель восстановить имущественные интересы государства, компенсировать казне причиненные убытки.
Сущность штрафного характера налоговой ответственности заключается в неблагоприятных имущественных лишениях, претерпеваемых нарушителем законодательства о налогах и сборах. Посредством реализации штрафной функции создается режим правового урона, заключающийся в применении санкции к субъекту налогового правонарушения.
2)Социальная функция налоговой ответственности выражается в осуществлении общего предупреждения налоговых правонарушений посредством побуждения субъектов налогового права к соблюдению норм налогового права. Реализуется социальная функция посредством общей и частной превенции совершения налоговых правонарушений.
Общая превенция преследует цель предотвращения совершения налоговых правонарушений всеми субъектами налогового права.
Частная превенция направлена к индивидуально-определенному субъекту налогового права и заключается в предотвращении совершения им нового нарушения законодательства о налогах и сборах. Способами реализации частной превенции служат претерпевание режима правового урона и угроза увеличения санкции на 100% в случае совершения лицом аналогичного налогового правонарушения ( п.4 ст.14 НК).
Главное предназначение функции налоговой ответственности заключается в обеспечении нормального действия механизма правового регулирования налоговых отношений.
Таким образом, налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями НК, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.
На основе данного определения выделяются следующие признаки налоговой ответственности:
1. Материальные признаки, характеризующие налоговую ответственность в качестве охранительного налогового правоотношения, которые включают в себя два аспекта:
Первый аспект означает установление составов налоговых правонарушений и санкций за их совершение НК. Согласно ст.2 НК правовой базой налоговой ответственности служит законодательство о налогах и сборах, регулирующие властные отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Второй аспект означает определение вида и меры государственно- властного принуждения через охранительное налоговое правоотношение. Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах дифференцированы, носят имущественный характер, выражается в денежной форме и взыскиваются только в судебном порядке.
2. Процессуальные признаки, характеризующие механизм реализации материального охранительного налогового правоотношения посредством производства по делу о налоговом правонарушении, осуществляемом компетентным органом согласно нормам НК. Налоговая ответственность реализуется в особой процессуальной форме, отличающейся от порядка применения иных видов финансово-правовой ответственности, и состоит из стадий производства по делам о налоговых правонарушениях.
3. Функциональные признаки, отражающие целенаправленность существования и применения налоговой ответственности. Цели налоговой ответственности выражаются в восстановлении нарушенных имущественных интересов государства, а также в наказании виновного, предотвращении совершения им новых правонарушений в налоговой сфере.


1.2. Принципы налоговой ответственности.

Принципы налоговой ответственности- это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.
Нормы-принципы налоговой ответственности закреплены ст.108 НК и названы общими условиями привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Законность. Данный принцип означает недопустимость привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК. Принцип законности в налоговом праве представляет собой преломление и детализацию его общеправового значения, основанного на международных нормах и положениях Конституции.
Однократность привлечения к налоговой ответственности. Данный принцип означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Исключение повторности привлечения к налоговой ответственности основывается на достаточности санкции за совершенное налоговое правонарушение, поскольку мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности.
Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолировано только в рамках налогового права: в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства. Учитывая названные обстоятельства, п.3 и п.4 ст.108 НК определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголовным и административным законодательством.
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание

В современном налоговом законодательстве, где основополагающим нормативным актом является Налоговый кодекс РФ, отсутствует нормативное определение налоговой ответственности. Термин "налоговая ответственность" был применен законодателем в п.2 ст.108 НК РФ как синоним понятия "ответственность за совершение налогового правонарушения".

Содержание

2.Понятие и состав налогового правонарушения………………………………. 7

2.1.Объект налогового правонарушения………………………………………9

2.2.Объективная сторона налогового правонарушения………………….

2.3.Субъект налогового правонарушения……………………………………10

2.4.Субъективная сторона правонарушения…………………………………12

3.Меры ответственности за совершения налогового правонарушения. Налоговые санкции и их применение……………………………………………..16

3.1.Обстоятельства, смягчающие ответственность…………………………17

3.2.Обстоятельства, отягчающие ответственность…………………………20

4.Привлечение к ответственности………………………………………………. 23

5.Отдельные виды правонарушений и ответственность за их совершения……27

Список использованной литературы……………………………………………. 32

Работа состоит из 1 файл

курс2.doc

Федеральное агентство по образованию НОУ СПО

«Русско-Азиатский Экономико-правовой колледж»

по дисциплине: «Налоговое право»

НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Выполнил: студентка 2 курса

Гриценко Маргарита Анатольевна

Проверил: Екатерина Викторовна

1.Налоговая ответственность……… ……………………………………………….5

2.Понятие и состав налогового правонарушения………………………………. .7

2.1.Объект налогового правонарушения………………………………………9

2.2.Объективная сторона налогового правонарушения………………….

2.3.Субъект налогового правонарушения……………………………………10

2.4.Субъективная сторона правонарушения…………………………………12

3.Меры ответственности за совершения налогового правонарушения. Налоговые санкции и их применение…………………………………………….. 16

3.1.Обстоятельства, смягчающие ответственность………… ………………17

3.2.Обстоятельства, отягчающие ответственность………… ………………20

4.Привлечение к ответственности………………………………… ……………. 23

5.Отдельные виды правонарушений и ответственность за их совершения……27

Список использованной литературы……………………………………………. 32

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В настоящее время налоги составляют существенную долю в доходах государства, поэтому санкции, призванные способствовать более высокому уровню собираемости налогов, имеют большое значение. В целом уклонение налогоплательщиков от уплаты установленных налогов и сборов обусловлена также и высокими ставками налогов, но нельзя обойтись и без ответственности за нарушение налогового законодательства.

Ответственность за налоговые правонарушения представляет собой комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке. Она является разновидностью юридической ответственности и подчиняется тем же требованиям, которые предъявляются в праве ко всем другим видам ответственности, в частности уголовной, гражданской, дисциплинарной. При этом ответственность в сфере налогообложения не исчерпывается только статьями Налогового кодекса РФ. Нарушения нормативных правовых актов о налогах и сборах при определенных условиях влекут применение мер ответственности, предусмотренных уголовным или административным законодательством.

1.НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В современном налоговом законодательстве, где основополагающим нормативным актом является Налоговый кодекс РФ, отсутствует нормативное определение налоговой ответственности. Термин "налоговая ответственность" был применен законодателем в п.2 ст.108 НК РФ как синоним понятия "ответственность за совершение налогового правонарушения". Терминологическая неточность устранена при внесении в НК РФ изменений и дополнений Федеральным законом от 9 июля 1999 г. Однако этот термин сохранился в ст.107 НК РФ, хотя определения налоговой ответственности все равно не дается. Это стало причиной того, что среди правоведов нет единого мнения по вопросу о том, можно ли выделить ответственность за совершение налоговых правонарушений в качестве самостоятельного вида юридической ответственности.

В то время как ответственность за налоговые правонарушения, носящие характер уголовных преступлений, имеет уголовно-правовой характер, то спорной остается ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом за налоговые правонарушения. Существуют две различные точки зрения. Согласно одной из них, эту ответственность следует считать разновидностью административной ответственности 1 . А согласно другой – налоговая (финансово-правовая) ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности. Следует заметить, что отдельно существует понятие административного правонарушения в области налогов и сборов, которому в КоАП РФ посвящены ст.ст.15.3 - 15.13 гл.15. То есть КоАП сам по себе устанавливает административную ответственность.

Ближайшим историческим предшественником "налоговой ответственности" являлась так называемая "финансовая ответственность", предусмотренная прежде всего ст.13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Сам термин "финансовая ответственность" в этом законе не фигурирует. Однако он встречается в ряде постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ по налоговым спорам, широко используется в письмах Государственной налоговой службы РФ. Причина в том, что налоговое законодательство долгое время рассматривалось только в качестве составной части финансового права. Поэтому ответственность за его нарушение являлась также финансовой ответственностью.

Налоговая ответственность, если ее рассматривать как разновидность финансово-правовой, имеет ряд отличительных признаков:

1) данная ответственность установлена непосредственно налоговым законодательством (Налоговым кодексом устанавливаются условия привлечения к ответственности, понятие налогового правонарушения, налоговые санкции, права участников налоговых правоотношений);

2) к ответственности привлекается субъект или участник налогового правоотношения, а также иные лица, на которых налоговым законодательством возложены определенные обязанности в сфере налогообложения;

3) в основе ответственности лежит налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом;

4) налоговая ответственность состоит в применении налоговых санкций, которые устанавливаются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом;

5) привлечение к налоговой ответственности производится налоговым органом в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, применение мер налоговой ответственности производит суд.

Следует заметить, что ответственность не за все налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, носит административный (карательный) характер, ведь целью карательной ответственности является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а ее объем и характер мер карательной ответственности полностью зависит от степени общественной опасности противоправного деяния, за совершение которого лицо привлекается к юридической ответственности. Совершение ряда налоговых правонарушений, объектом которых являются бюджетные доходы, влечет не взыскание штрафа, а уплату пени, что свидетельствует о правовосстановительном (финансовом) характере юридической ответственности, установленной за совершение таких правонарушений.

Еще одним доводом в пользу выделения налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности является то, что налоговая ответственность выполняет не только превентивную, но и восстановительную функцию, то есть ее нельзя отождествлять с административным штрафом. Так в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. указано, что взыскание налоговых платежей осуществляется в рамках налоговых имущественных отношений и не имеет характера гражданско-правовых, административно-правовых или уголовно-правовых санкций 2 .

Итак, налоговую ответственность можно определить как применение к лицу, виновному в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).

2.ПОНЯТИЕ И СОСТАВ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Основанием привлечения к налоговой ответственности является налоговое правонарушение. Впервые определение налогового правонарушения было дано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции". Впоследствии позиция Конституционного Суда РФ нашла свое отражение в части первой Налогового кодекса Российской Федерации, где в ст. 106 налоговое правонарушение определяется как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Можно выделить три квалифицирующих признака налогового правонарушения:

1) противоправность действий (бездействия) лица;

2) наличие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) ответственность за совершение противоправных действий (бездействия), установленная Налоговым кодексом РФ.

У каждого конкретного нарушения есть свой собственный фактический состав, который является основанием юридической ответственности 3 .

Состав нарушения налогового законодательства - это условия, закрепленные в законе, при выполнении которых в совокупности деяние участника налоговых отношений оценивается как нарушение, влекущее наложение взысканий.

Элементами состава нарушения налогового законодательства являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

2.1.Объект налогового правонарушения

Все налоговые правонарушения посягают на правоотношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, наносят вред правомерным финансовым интересам государства и общества. Общим для всей совокупности налоговых правонарушений объектом является группа общественных отношений, регулируемых и защищаемых законодательством о налогах и сборах.

При этом каждое из налоговых правонарушений имеет непосредственный объект, то есть посягает на конкретное общественное отношение, охраняемое нормой налогового права. Например, незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика нарушает установленный законодательством порядок проведения налоговых проверок. Объектом такого правонарушения, как неуплата сумм налога, являются охраняемые законом интересы государства в полноте и своевременности поступления налогов в бюджет.

В зависимости от объекта посягательства, налоговые правонарушения можно разделить на две группы:

    1. правонарушения в сфере осуществления налогового контроля (статьи 116-119,124-129.1 НК РФ);
    2. правонарушения против порядка исчисления и уплаты налогов (статьи 120-123 НК РФ).

2.2. Объективная сторона налогового правонарушения

Объективную сторону правонарушения образуют само противоправное деяние, его вредные последствия и причинная связь между ними. Само деяние — действия или бездействие, посредством которых нарушается законодательство о налогах и сборах, описано в нормах главы 16 Налогового кодекса «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение».

Главная > Курсовая работа >Финансы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Министерство общего и профессионального образования

Уральский экономический колледж

по дисциплине: Налоговое право

на тему: « Понятие и виды ответственности за налоговые правонарушения»

2 курса юридического

Раздел 1. Понятие ответственности за налоговые нарушения.

Понятие, функции и признаки налоговой ответственности.

Принципы налоговой ответственности.

Раздел 2. Виды ответственности за налоговые нарушения.

2.1. Ответственность предусмотренная Налоговым кодексом.

2.2. Административная ответственность.

Список использованной литературы.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Во всех тонкостях налогового дела способны разобраться только специалисты. В то же время каждый человек должен реально представлять, как складываются его отношения с государством по поводу налогообложения. Знание налоговых проблем является частью общеэкономической культуры бизнеса. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации. В условиях формирования в России рыночных отношений, многообразия форм собственности, становления защиты экономических прав человека правовая ответственность основывается на новых принципах. Дальнейшее развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения. Для понимания пределов полномочий налоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков важно анализировать их правовой статус в целом, а не ограничиваться только нормами санкций. Ответственность за налоговые нарушения формируется в рамках специального регулирования имущественных отношений при налогообложении.

Понятие ответственности за налоговые нарушения.

Понятие, функции и признаки налоговой ответственности.

Налоговый кодекс не содержит понятия налоговой ответственности. Но исходя из общих положений глав 15 и 16 НК РФ налоговую ответственность можно определить, как способ воздействия на нарушителя налогового законодательства через применение санкций, установленных Налоговым кодексом.

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными финансово-правовой ответственности:

основана на государственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных финансово-правовыми нормами;

наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;

субъектами ответственности за нарушения законодательства в налогах и сборах могут быть организации и физические лица;

для правонарушителя налоговая ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях имущественного характера;

налоговая ответственность реализуется в процессуальной форме.

Вместе с тем налоговая ответственность имеет определенную специфику, обусловленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмов правового регулирования налоговых отношений. Выделение налоговой ответственности в самостоятельный вид финансово-правовой ответственности обусловлено выделением НК процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях.

Поскольку нормы налогового права, как и другие нормы права являются разновидностью социальных норм, налоговая ответственность имеет две формы реализации: позитивную (добровольную, активную) и негативную ( государственно-принудительную, ретроспективую).

Для позитивной налоговой ответственности достаточно формального (нормативного) основания, так как она возникает не на основе налогового правонарушения, а в силу добровольного выполнения субъектом налогового права своих обязанностей.

В целом позитивная ответственность носит добровольный характер, но вместе с тем возможна и некоторая степень государственного принуждения. Некоторые субъекты налогового права выполняют возложенные на них обязанности в силу осознания своего общественного долга, другие – в силу возможности применения наказания за неправомерное поведение. Относительно позитивной налоговой ответственности принуждение в виде угрозы наступления негативных последствий является только средством предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах. По времени реализации позитивная ответственность предшествует негативной. Нарушение норм налогового права обуславливает существование негативной налоговой ответственности, которую можно рассматривать в двух аспектах:

в качестве реакции государства на нарушение законодательства о налогах и сборах, выражающейся в обязанности виновного лица претерпевать карательные меры государственно-принудительного воздействия за совершенное деяние в форме имущественных лишений;

как исполнение юридической обязанности на основе государственного принуждения.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П « По делу о проверке конституционности отдельных положений закона РСФСР '' О государственной налоговой службе РСФСР'' и законов РФ ''Об основах налоговой системы в РФ'' », в целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате налогов и сборов и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности ( наказания).

Налоговую ответственность следует отличать от иных мер государственного принуждения: мер безопасности, мер пресечения, мер защиты и т.д.

Таким образом, налоговая ответственность существует в двух формах: карательной ( штрафной) и правовосстановительной ( компенсационной).

Наступление негативной налоговой ответственности возможно только при наличии всех перечисленных оснований и в строго определенной последовательности: норма права- налоговое правонарушение- применение санкции.

Объектом правоотношения налоговой ответственности является правовой статус нарушителя законодательства о налогах и сборах. Изменения правового статуса нарушителя налогового законодательства происходят с помощью лишений и ограничений имущественного характера, определенных мерой налоговой ответственности.

Предостерегая организации и физических лиц от совершения противоправных деяний в налоговой сфере, налоговая ответственность преследует две цели:

охранительную, посредством которой ограждает общество от нежелательных ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства;

стимулирующую, посредством которой поощряет правомерное поведение субъектов налогового права.

В механизме правового регулирования налоговых отношений налоговая ответственность выполняет юридическую и социальную функцию:

1) Юридическая функция проявляется в двух аспектах: правовосстановительном ( компенсационном) и штрафном ( карательном).

Правовостановительный характер налоговой ответственности обусловлен имущественными отношениями между публичным и частным субъектами, объектом которых является налог. Ответственность налогоплательщика за нарушение своей обязанности по своевременной и полной уплате налогов преследует цель восстановить имущественные интересы государства, компенсировать казне причиненные убытки.

Сущность штрафного характера налоговой ответственности заключается в неблагоприятных имущественных лишениях, претерпеваемых нарушителем законодательства о налогах и сборах. Посредством реализации штрафной функции создается режим правового урона, заключающийся в применении санкции к субъекту налогового правонарушения.

2) Социальная функция налоговой ответственности выражается в осуществлении общего предупреждения налоговых правонарушений посредством побуждения субъектов налогового права к соблюдению норм налогового права. Реализуется социальная функция посредством общей и частной превенции совершения налоговых правонарушений.

Общая превенция преследует цель предотвращения совершения налоговых правонарушений всеми субъектами налогового права.

Частная превенция направлена к индивидуально-определенному субъекту налогового права и заключается в предотвращении совершения им нового нарушения законодательства о налогах и сборах. Способами реализации частной превенции служат претерпевание режима правового урона и угроза увеличения санкции на 100% в случае совершения лицом аналогичного налогового правонарушения ( п.4 ст.14 НК).

Главное предназначение функции налоговой ответственности заключается в обеспечении нормального действия механизма правового регулирования налоговых отношений.

Таким образом, налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями НК, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

На основе данного определения выделяются следующие признаки налоговой ответственности:

1. Материальные признаки , характеризующие налоговую ответственность в качестве охранительного налогового правоотношения, которые включают в себя два аспекта:

Читайте также: