Обстоятельства влияющие на размер налоговой ответственности обзор судебной практики

Опубликовано: 21.04.2024

everythingposs / Depositphotos.com

Верховного Суда Российской Федерации опубликовал второй обзор судебной практики за 2020 год (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июля 2020 г.). Помимо общих гражданских, уголовных, трудовых и процессуальных споров туда вошло два налоговых дела.

Первый касается особенностей определения кадастровой стоимости при расчете земельного налога. Налоговая инспекция направила предпринимателю уведомление о пересчете земельного налога за 2016 год, сумма которого исчислена исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Не согласившись с указанным налоговым уведомлением, предприниматель оспорил его в арбитражном суде, ссылаясь на то, что при исчислении земельного налога за 2016 год подлежала применению кадастровая стоимость земельных участков, установленная более поздним постановлением региона.

Суды не поддержали позицию налогоплательщика указав, что более поздний документ вступил в силу позже начала налогового периода – с 15 января 2016 года, а значит может применяться только при расчете налога, начиная с 1 января 2017 года. При этом доводы предпринимателя о том, что более поздним постановлением снижена кадастровая стоимость его земельных участков, в связи с чем, в силу норм налогового законодательства, как улучшающее положение налогоплательщика (ст. 5 Налогового кодекса) должно действовать с 1 января 2016 г. – даты вступления в силу, суды отклонили. Они указали, что в самом постановлении не содержится положений об обратной силе нормативного акта для целей налогообложения, а указание в нормативном правовом акте на его вступление в силу с 1 января 2016 г., не влияет на порядок определения момента вступления в силу для целей налогообложения.

Судебная коллегия ВС РФ отменила названные судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в связи со следующим.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в данном надлежит учитывать положения налогового законодательства (ст. 5 НК РФ), определяющие действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. При этом в зависимости от конкретного содержания нормативного акта общее правило - "по истечении одного месяца и не ранее 1 числа очередного налогового периода" - подлежит применению с учетом специального регулирования в отношении актов, улучшающих положение налогоплательщиков: такие акты могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.

Таким образом, вышеуказанная норма не препятствует применению уменьшенной кадастровой стоимости, вновь утвержденной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, если опубликованным (обнародованным) правовым актом субъекта РФ об утверждении кадастровой стоимости предусмотрено его применение с указанной даты. Т. е. налогоплательщик правомерно рассчитал земельный налог, применив уменьшенную кадастровую стоимость, установленную более поздним документом.

Второе рассмотренное в обзоре дело касалось порядка определения налоговым органом недоимки при расчете доначислений по результатам налоговой проверки.

Проведя выездную налоговую проверку, налоговая инспекция начислила предпринимателю недоимку по ЕСХН и соответствующие суммы пени и штрафа в связи с завышением расходов, включенных в налоговую базу.

Основанием для доначисления налога послужил вывод налогового органа о неправомерном уменьшении доходов на затраты по приобретению сельскохтехники, поскольку данные затраты должны были учитываться в предшествующих налоговых периодах, когда техника была приобретена и фактически оплачена.

Не согласившись с результатами налоговой проверки и решением по апелляционной жалобе на него, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил признать решение налогового органа недействительным по основанию неправильного определения размера недоимки и завышения в связи с этим сумм пени и штрафа. Но суды трех инстанций признали выводы налогового органа правомерными.

Судебная коллегия ВС РФ отменила состоявшиеся по делу судебные акты по следующим основаниям.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Установленный налоговым законодательством порядок должен обеспечивать надлежащую реализацию прав и законных интересов налогоплательщиков. Налоговый орган должен провести всестороннюю и объективную проверку обстоятельств, влияющих на вывод о наличии недоимки (суммы налога, не уплаченной в срок), не ограничиваясь содержанием налоговой декларации, установить действительный размер налоговой обязанности. Поэтому, при оценке законности доначисления налогов значение имеет правильность определения недоимки исходя из установленных обстоятельств.

Как указал суд, само по себе то обстоятельство, что приобретение объектов основных средств имело место в более раннем периоде, не исключало необходимости учета фактически понесенных налогоплательщиком расходов в той мере, в какой они имеют отношение к налоговым периодам, охваченным налоговой проверкой с учетом права плательщика на перенос убытков прошлых лет (п. 5 ст. 346.6 НК РФ).

Налогоплательщик представил документы, подтверждающие понесенные расходы, но поскольку оценка документов не являлись предметом оценки судов, и судами не дана оценка законности оспариваемого решения налогового органа с учетом вышеуказанных норм права, дело направлено на новое рассмотрение.

Величина налоговых штрафов установлена Налоговым кодексом. Казалось бы, ни больше, ни меньше предусмотренных норм инспекторы взыскать не смогут. Так оно и есть, если в деле не оказалось смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Налоговое правонарушение чревато санкциями. Они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий, иными словами – штрафов. Их размеры прописаны в Налоговом кодексе (ст. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» и ст. 18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение»).

На практике же суммы штрафов могут отличаться от тех, что предусмотрены Налоговым кодексом. На их величину влияют обстоятельства, смягчающие и отягчающие налоговую ответственность, наличие которых устанавливается судом или налоговым органом, рассматривающим дело.

Смягчающие обстоятельства

При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению. По сравнению с величиной, установленной Налоговым кодексом, сумма денежного взыскания может быть снижена не меньше чем в два раза.

Такими обстоятельствами являются:

  • совершение правонарушения из-за стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • тяжелое материальное положение человека, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Как видим, перечисленные обстоятельства могут возникнуть у физического, а не у юридического лица. Согласно пункту 4 статьи 110 Налогового кодекса, вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо представителей, действия или бездействие которых стали причиной совершения данного правонарушения. Следовательно, при привлечении организации к налоговой ответственности учитываются смягчающие обстоятельства, имеющиеся у тех людей, действия которых привели к правонарушению.

Важный момент

Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность, рассматриваются в совокупности, а также исходя из конкретных обстоятельств дела.

Обратите внимание: такой факт, как тяжелое материальное положение человека, учитывается, только если к ответственности привлекается именно этот человек. Например, индивидуальный предприниматель.

Смягчающими налоговую ответственность обстоятельствами могут быть признаны факты, которые существовали в момент совершения правонарушения, носили непреодолимый характер, не зависели от воли виновного лица или помешали ему предотвратить само нарушение либо его последствия.

Отметим, что перечень смягчающих обстоятельств является открытым. В качестве таковых могут быть: – несоразмерность размера санкции тяжести совершенного правонарушения; – раскаяние правонарушителя, выразившееся в уплате им части штрафа в досудебном порядке; – отсутствие в результате правонарушения негативных последствий для государства; – социально значимый характер деятельности налогоплательщика. В частности, когда организация является основным местом работы населения или играет важную роль в развитии инфраструктуры региона, города;

  • отсутствие у налогоплательщика коммерческой деятельности;
  • характеристика правонарушителя в качестве стабильно действующего и в целом добросовестного налогоплательщика;
  • нечеткость требований налоговой инспекции в запросе о представлении документов;
  • пенсионный возраст индивидуального предпринимателя и незначительный размер получаемой им пенсии, а также наличие на его иждивении малолетнего ребенка, болезнь ребенка;
  • отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения.

Отягчающие обстоятельства

Отягчать ответственность может только одно обстоятельство – это совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности.

Такое обстоятельство не учитывается, если ранее было вынесено решение суда или налогового органа о взыскании налоговой санкции за аналогичное правонарушение и если с момента вступления в силу этого решения не прошло 12 месяцев. Дело в том, что лицо, с которого взыскан штраф, считается подвергнутым этой санкции в течение 12-месячного периода с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

При наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

Исключение вины

При наличии обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, санкции не применяются. В статье 111 Налогового кодекса описаны три вида этих обстоятельств:

  • чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства;
  • невменяемое состояние;
  • письменные разъяснения госорганов.

Рассмотрим их более подробно. Чрезвычайными и непреодолимыми обстоятельства признаются, если имело место стихийное бедствие и т. п. Указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в СМИ и иными способами, которые не нуждаются в специальных средствах доказывания.

Если у налогоплательщика нет денег на уплату налога из-за того, что с ним своевременно не рассчитались партнеры, это обстоятельство не считается непреодолимым. Следовательно, столь неприятное положение не признается и обстоятельством, исключающим вину в налоговом правонарушении.

Например, финансовая документация предприятия была уничтожена сильным наводнением, из-за чего фирма не смогла своевременно представить отчетность в налоговый орган.

От ответственности освобождаются физлица, находившиеся в момент совершения правонарушения в невменяемом состоянии, при котором невозможно отдавать себе отчета в действиях или руководить. Плохое самочувствие налоговому органу придется еще доказать.

Медицинский аспект невменяемости заключается в обострении хронического психического заболевания. Поэтому обстоятельством, исключающим вину в совершении налогового правонарушения, не признается болезненное состояние человека, которое, возможно, и не повлекло утраты контроля за своими действиями, но объективно препятствовало выполнению налоговых обязательств. Например, индивидуальный предприниматель не мог уплатить налог из-за длительного пребывания в больнице.

Правило освобождения от налоговой ответственности ввиду невменяемости не применяется в отношении организаций. Ведь вина последних, как уже было сказано, устанавливается в зависимости от вины их должностных лиц. Невменяемость одного должностного лица не устраняет ответственности других должностных лиц за соблюдение финансовой дисциплины на фирме. Исключением являются организации, у которых по штатному расписанию – одно должностное лицо.

И наконец, вину могут исключить письменные разъяснения госорганов. В данном случае имеются в виду ситуации, когда налоговые обязанности не были выполнены вследствие исполнения налогоплательщиком письменных разъяснений. Эти разъяснения могут быть даны лично ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим органом госвласти.

Эти обстоятельства устанавливаются при наличии документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено правонарушение. Дата издания та кого документа значения не имеет.

Отметим, что, согласно пунктам 1 и 2 статьи 34.2 Налогового кодекса, письменные разъяснения дают:

  • Минфин России – налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
  • финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований – налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Особые правила

Наличие отягчающего обстоятельства не является препятствием для одновременного уменьшения налоговых санкций при наличии смягчающих обстоятельств.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогоплательщиков, в том числе письменно:

  • о действующих налогах и сборах;
  • о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
  • о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Налоговые органы также обязаны представлять формы налоговых деклараций и расчетов и разъяснять порядок их заполнения.

Перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, является закрытым.

Если же письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком, то их выполнение не является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Освобождение от ответственности

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств.

1. Отсутствие события налогового правонарушения;

2. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3. Совершение поступка, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16 лет. Человек может быть привлечен к налоговой ответственности только с 16-летнего возраста (п. 2 ст. 107 НК РФ);

4. Истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;

5. Отсутствие события налогового правонарушения. Данное обстоятельство означает отсутствие деяния, совершение которого является основанием для привлечения к ответственности. Например, не образует факта налогового правонарушения пропуск срока подачи декларации в инспекцию, если лицо не является плательщиком такого налога;

6. Отсутствие вины. Вина является необходимым условием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Ее отсутствие исключает возможность считать совершенное деяние правонарушением и не позволяет привлечь налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) к налоговой ответственности. Наличие рассматриваемого обстоятельства обусловлено тем, что в некоторых ситуациях способность лица действовать волевым образом ограничена или вообще невозможна. Это лишает его права выбирать между правомерным и противоправным поведением или осознавать противоправность своих действий (бездействия).

7. Истечение сроков давности (3 года).

Допустим, со дня совершения налогового правонарушения (либо со следующего дня после окончания налогового периода, когда оно было совершено) и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года. Тогда лицо не может быть привлечено к ответственности.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных следующими статьями Налогового кодекса:

  • 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»;
  • 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)».

В отношении остальных налоговых правонарушений срок давности исчисляется со дня их совершения.

Порядок учета обстоятельств

Как уже было сказано, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза. Бывает, что суд уменьшает величину налоговой санкции еще больше. Этому способствуют результаты оценки доказательств наличия соответствующих обстоятельств, в том числе количество смягчающих ответственность обстоятельств, личность налогоплательщика, его материальное положение, характер совершенного правонарушения.

Если одновременно присутствуют смягчающие и отягчающие обстоятельства, то суд или налоговый орган рассматривает их в совокупности. Наличие отягчающего обстоятельства не является препятствием для одновременного уменьшения налоговых санкций при наличии смягчающих обстоятельств.

Выявляет вину лица в совершении налогового правонарушения либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, руководитель налогового органа или его заместитель. Это может произойти в следующих случаях: – в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, после которого выносится соответствующее решение (подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ); – в ходе рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом налоговых правонарушениях, и других материалов (подп. 4 п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

М.В. Гребенаров, налоговый консультант


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


42. Обстоятельства, влияющие на размер налоговой ответственности.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
– совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
– совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
– иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушениялицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, при рассмотрении дела о привлечении налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента, иных лиц к налоговой ответственности, могут быть признаны судом и другие не предусмотренные ст.112 НК РФ обстоятельства, но приведенные в иных отраслях законодательства в качестве смягчающих ответственность, а также обстоятельства, которые исходя из внутренних убеждений суда могут быть признаны обстоятельствами, смягчающими ответственность.
На наличие обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента, могут ссылаться как физические, так и юридические лица при рассмотрении судом (арбитражным судом) иска налогового органа о взыскании с них налоговой санкции на основании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или иска физического или юридического лица о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, НК РФ не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность. Любые обстоятельства могут быть признаны судом или налоговым органом смягчающими ответственность. Однако НК РФ устанавливает два случая, когда ответственность обязательно должна быть смягчена.
Во-первых, совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств.
Во-вторых, смягчающим обстоятельством признается совершение нарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
В случае представления надлежащих доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, налогоплательщик (плательщик сбора), налоговый агент, иное лицо вправе рассчитывать на уменьшение судом взыскиваемого с них штрафа.

Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
– отсутствие события налогового правонарушения;
– отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста.
– истечениесроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
– выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
При наличии данных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 и122 НК РФ.
Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ.

Обзор судебной практики по применению смягчающих обстоятельств для привлечения к налоговой ответственности

Перед изучением Обзора рекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.

I. Общие положения об обстоятельствах, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения

Согласно статье 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Однако понятие "иных обстоятельств" в Налоговом кодексе не раскрывается.

В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Высший арбитражный суд разъясняет, что к подобным обстоятельствам может относиться самостоятельное выявление и исправление налогоплательщиком ошибок в налоговой декларации, подача в налоговый орган заявления о ее дополнении и изменении.

Согласно п.3 ст.114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

Если до совершения правонарушения, ставшего основанием для принятия инспекцией решения о привлечении к налоговой ответственности, налогоплательщик не был привлечен к ответственности за аналогичное противоправное деяние, как этого требует пункт 2 статьи 112 НК РФ, у инспекции не имеется правовых оснований для взыскания с него сумм налоговых санкций, увеличенных на 100 процентов в силу пункта 4 статьи 114 НК РФ ("Письмо ФНС РФ от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@ "О направлении обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам").

Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 N 11019/09 по делу N А33-18466/2006 размер налоговой санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации и статьи 3 НК РФ требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

С точки зрения НК РФ абсолютно любое обстоятельство может быть признано смягчающим ответственность обстоятельством, однако необходимо учитывать сложившуюся судебную практику.

II. Выводы судов по применению смягчающих обстоятельств для привлечения к налоговой ответственности

1. Совершение налогового правонарушения по неосторожности

1.1. Налоговый орган не доказал умышленный характер правонарушения, следовательно оно было совершено по неосторожности

Индивидуальный предприниматель Гребеннюков Сергей Николаевич обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России N 6 по Белгородской области от 29.11.2013 N 20.

Требования в кассационной жалобе:

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения заявления Предпринимателя, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.03.2015

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2015 года по делу N А08-3638/2014

Апелляционный суд частично удовлетворил исковые требования предпринимателя, а кассационная инстанция не нашла оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.

В соответствии со ст.110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Достоверные доказательства умышленных действий Предпринимателя, направленных на занижение налоговых обязательств за 2010 и 2011 годы, не представлены, а доказательства, подтверждающие умышленность действий Предпринимателя в 2012 году (заявление профессиональных налоговых вычетов на основании документов от имени ликвидированных организаций), не могу автоматически распространяться на весь проверяемый период. Поскольку налоговый орган не представил доказательств, суд посчитал действия предпринимателя действиями по неосторожности. Суд признал недействительным штраф в размере 508485 руб.

1.2. Нарушение было допущено по неосторожности и негативные последствия для бюджета устранены самостоятельно

ЗАО "Транснефть-Сервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 22.04.2013 N 08-23/1796 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение суда от 07.02.2014

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 N 15АП-4266/2014 по делу N А32-20969/2013

В Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 арбитражным судам разъяснено, что непринятие во внимание этих обстоятельств при решении вопроса о размере штрафа может способствовать уклонению налогоплательщиков от исполнения указанной выше обязанности в надежде, что ошибки налоговым органом не будут обнаружены и указано на необходимость учитывать самостоятельное выявление и исправление налогоплательщиком ошибок в налоговой декларации и подачу в налоговый орган заявления о ее дополнении и изменении смягчающим ответственность обстоятельством.

Суд апелляционной инстанции установил, что общество ранее к налоговой ответственности не привлекалось, налоговое правонарушение общество выявило самостоятельно и внесло соответствующие изменения в налоговую декларацию, допущенное правонарушение совершено по неосторожности и по нему общество устранило негативные последствия для бюджета.

1.3. Допущенные правонарушения совершены по неосторожности и при этом отсутствует задолженность по уплате налогов в бюджет

ООО "СТАЛТ ЛТД" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю от 09.11.2012 N 13-12/6823 о привлечении к налоговой ответственности.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 N 15АП-6818/2014 по делу N А32-5504/2013

В постановлении от 15.07.99 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что исходя из общих принципов права, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает дифференциацию наказания в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию наказания.

Суды установили: общество ранее к налоговой ответственности не привлекалось; допущенные правонарушения совершены по неосторожности и по ним отсутствуют значительные последствия для бюджета; у общества отсутствует задолженность по уплате налогов в бюджет; произведенные обществом работы являются значимыми для государства и общества, поскольку произведены в рамках строительства объектов для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи.

1.4. Отсутствует прямой умысел, а также суд учел характер самого нарушения

Постановление АС СКО от 27 октября 2015 года по делу N А32-1248/2015

Индивидуальный предприниматель Кузнецов Вячеслав Иванович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 15 о признании незаконным решения от 03.12.2014 N 5085Кн/с в части взыскания штрафа.

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2015

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 по делу N А32-1248/2015

Постановление АС СКО от 27 октября 2015 года по делу N А32-1248/2015

Суд удовлетворил требования индивидуального предпринимателя.

В силу пункта 1 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность уменьшения размера штрафа не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства.

В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность предпринимателя, судом правомерно учтено, что иных нарушений, кроме вмененного, в ходе проведенной проверки не выявлено; причинение вреда государственным и общественным интересам в результате допущенного правонарушения из материалов дела не усматривается; правонарушение совершено предпринимателем впервые; явную несоразмерность размера штрафа характеру нарушения, добросовестное заблуждение предпринимателя относительно сроков постановки на учет в фонде социального страхования.

Оценив имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, в частности отсутствие причинение вреда государственным и общественным интересам в результате допущенного правонарушения, совершение правонарушения впервые, тяжелое финансовое положение страхователя, отсутствие задолженности по налогам, нарушение срока по неосторожности, а не вследствие прямого умысла, принимая во внимание характер совершенного страхователем правонарушения, с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, а также учитывая положения Европейской конвенции от 20.03.52 о разумном балансе публичного и частного интереса, конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, суды правомерно и обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для уменьшения размера наложенного на предпринимателя штрафа до 600 рублей.

2. Совершение налогового правонарушения впервые

2.1. Совершение налогового правонарушения впервые и признание вины

ООО "НЗНП Трейд" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения инспекции от 17.10.2013 N 563 в части штрафных санкций. По мнению общества, в качестве смягчающих обстоятельств должны быть приняты совершение налогового правонарушения впервые, признание обществом вины и компенсацию нанесенного бюджету ущерба.

Определением Верховного Суда РФ от 21.01.2015 N 308-КГ14-6977 отказано в передаче дела N А53-902/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.

Инспекция, рассмотрев материалы дополнительной проверки и возражения общества, составила протокол от 17.10.2013 N 05-11/244доп и вынесла решение от 17.10.2013 N 563 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу начислено 9246437 рублей 73 копейки налога на добавленную стоимость, 2183936 рублей 12 копеек пеней. Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде 924643 рублей 60 копеек штрафа (с учетом снижения размера штрафа в два раза).

По мнению суда, инспекция учла все смягчающие ответственность обстоятельства, тем самым в полном объеме оценила тяжесть допущенного обществом правонарушения, поэтому основания для повторного снижения штрафа и признания недействительным решения налоговой инспекции в части привлечения к налоговой ответственности отсутствуют.

2.2. Снижение ответственности при совершении нарушения впервые является правом суда

индивидуальный предприниматель Величенков Александр Павлович обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (далее - Фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 14.05.2014 N 40н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".


42. Обстоятельства, влияющие на размер налоговой ответственности.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
– совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
– совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
– иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушениялицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, при рассмотрении дела о привлечении налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента, иных лиц к налоговой ответственности, могут быть признаны судом и другие не предусмотренные ст.112 НК РФ обстоятельства, но приведенные в иных отраслях законодательства в качестве смягчающих ответственность, а также обстоятельства, которые исходя из внутренних убеждений суда могут быть признаны обстоятельствами, смягчающими ответственность.
На наличие обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента, могут ссылаться как физические, так и юридические лица при рассмотрении судом (арбитражным судом) иска налогового органа о взыскании с них налоговой санкции на основании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или иска физического или юридического лица о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, НК РФ не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность. Любые обстоятельства могут быть признаны судом или налоговым органом смягчающими ответственность. Однако НК РФ устанавливает два случая, когда ответственность обязательно должна быть смягчена.
Во-первых, совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств.
Во-вторых, смягчающим обстоятельством признается совершение нарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
В случае представления надлежащих доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, налогоплательщик (плательщик сбора), налоговый агент, иное лицо вправе рассчитывать на уменьшение судом взыскиваемого с них штрафа.

Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
– отсутствие события налогового правонарушения;
– отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста.
– истечениесроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
– выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
При наличии данных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 и122 НК РФ.
Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ.

Читайте также: