Понятие и признаки налоговых правоотношений

Опубликовано: 15.05.2024

1. Налоговые правоотношения -это охраняемые государством об­щественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъек­тов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.
В литературе налоговые правоотношения, как правило, опреде­ляются как вид финансовых правоотношений, урегулирован­ных нормами налогового права, представляющих собой сово­купность следующих правовых отношений:
по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
возникающих в процессе исполнения соответствующими ли­цами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;
возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства РФ;
возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), то есть в процессе об­жалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;
возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

2.Налоговое правоотношение обладает следующими особенностями :
это общественное отношение, то есть отношение между юриди­ческими или физическими лицами, имеющее общественную значимость. Личные взаимоотношения, например, конкретно­го налогоплательщика - индивидуального предпринимателя и руководителя какого-либо налогового органа не имеют обще­ственной значимости и не нуждаются в специальном правовом регулировании нормами налогового права;
правовое отношение по поводу денежных средств, возникающее (развивающееся и прекращающееся) исключительно в сфере налогообложения;
социально значимое отношение - регулируется нормами налого­вого права. Налоговые правоотношения по существу являются нормативными правовыми отношениями; они неразрывно свя­заны с нормами налогового права - возникают и прекращаются на основе, в соответствии и в рамках норм налогового права;
представляет собой юридическую связь субъектов таких право­вых отношений посредством субъективных прав и юридиче­ских обязанностей. При этом субъективное право принадлежит управомоченному лицу (например, налоговому органу), кото­рое обладает определенными правомочиями. Носитель юриди­ческой обязанности является в правоотношении обязанным ли­цом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совершить в пользу государства определенные юридически значимые действия либо воздержаться от каких-либо действий;
основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений предусмотрены в налоговом законодательстве.

Под составом конкретного налогового правоотношения понима­ется совокупность его участников, то есть субъектов налоговых правоотношений. При этом в соответствии с системным под­ходом права и обязанности указанных субъектов (налогопла­тельщиков и др.) в составе налогового правоотношения вы­ступают в качестве их юридических свойств.
Под структурой налоговых правоотношений понимается внутреннее

строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения. Структуру налоговых правоотношений, как впрочем, и структуру любых правовых отношений образуют следующие три элемента:
субъекты правоотношения;
содержание правоотношения;
объект правоотношения.

Субъекты налоговых правоотношений - это его участники (стороны). Юридическое содержание налоговых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности указанных субъ­ектов - участников рассматриваемых общественных отноше­ний. При этом материальное содержание налоговых правоот­ношений представляет собой поведение сторон (действие либо
бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей. Объектом налоговых правоотношений выступает то, по поводу
чего или ради чего субъекты правовых отношений в сфере налого­
обложения вступают в правовую связь. В качестве объекта пра­воотношений выступают разнообразные материальные И нема­териальные блага.
В процессе налогообложения структура налогового правоот­ношения, с одной стороны, определяется содержанием прав и обязанностей субъектов (юридическая структура), с другой стороны, она проявляется в поведении субъектов в ходе реали­зации прав и обязанностей (фактическая структура). При пра­вомерном поведении участников налогового правоотношения имеет место совпадение юридической и фактической структур налогового, при несовпадении - нарушение налогового законо­дательства РФ, правонарушение либо налоговое преступление.
Согласно ст. 9 НК РФ участники отношений, регулируемые за­конодательством о налогах и сборах:
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в России;
Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения;

государственные органы исполнительной власти и исполнитель­ные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установ­ленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);
Министерство финансов РФ, министерства финансов респуб­лик, финансовые управления (департаменты, отделы) админи­страций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, (финансовые органы), иные уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;
органы государственных внебюджетных фондов.
Кроме того, к участникам налоговых правоотношений относятся:
• органы, осуществляющие регистрацию организаций и индиви­дуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию иму­щества и сделок с ним (регистраторы);
органы опеки и попечительства, социальные учреждения,
• процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогово­го контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели),
кредитные организации (банки).

В Налоговом кодексе РФ не дается толкование термина "налоговые правоотношения", а определяются отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, - это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Очевидно, что данное определение строится на основе перечисления тех групп отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, но не выделения признаков этих отношений.

В литературе дается множество дефиниций данного института налогового права. Налоговые правоотношения определяют как:

отношения, возникающие при уплате налогов предприятиями, организациями и гражданами, в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных законом [17, с. 28];

общественные отношения по поводу установления, введения и взимания налогов [8, с. 130];

разновидность финансово-правовых отношений, урегулированных нормами налогового права [5, с. 87];

общественные отношения, возникающее на основе реализации норм налогового права [10, с. 194];

обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог (сбор) при наличии обстоятельств, установленных актом налогового законодательства [12, с. 55];

урегулированные нормами права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций [14, с. 332];

урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственных налоговых изъятий принадлежащего организациям и физическим лицам имущества в целях финансового обеспечения публичной деятельности [4, с. 25];

отношения, которые возникают в соответствии с налоговыми нормами (регулируют установление, введение и отмену налоговых платежей) и юридическими фактами, при этом участники отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, связанными с уплатой налогов и сборов в бюджет [7, с. 31];

общественные отношения по распределению бремени публичных расходов среди членов общества, основанные на принципах равенства, всеобщности, экономической обоснованности (соразмерности), имеющие организационно-имущественный характер, способные существовать только в правовой форме, складывающиеся между субъектами, обладающими властными полномочиями (публичными субъектами) и не обладающими таковыми (частными субъектами) [1, с. 141];

существующие исключительно в правовой форме публично-правовые общественные отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения [11, с. 120];

юридическая взаимосвязь между участниками процесса по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также по осуществлению налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, основным содержанием которой являются субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности, закрепленные в налоговых правовых нормах и возникающие на основе фактов, содержащихся в данных нормах [3, с. 28];

охраняемые государством общественные отношения, урегулированные налоговым правом и характеризующиеся наличием субъективных прав и обязанностей у его участников [13];

урегулированные нормами законодательства о налогах и сборах имущественно-организационные публичные властные общественные отношения, складывающиеся в сфере налогообложения между субъектами, наделенными налоговой правосубъектностью, обязательным участником которых является публично-правовое образование [2, с. 4];

вид финансовых отношений, урегулированных нормами налогового права, возникающих в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения [9, с. 52];

публичные отношения, урегулированные нормами налогового права, имеющие властный характер и выражающие публичные интересы государства и муниципальных образований [16, с. 346];

общественные отношения, существующие исключительно в правовой форме, имеющие властно-имущественный характер и возникающие между субъектами, наделенными правами и обязанностями, связанными с установлением, введением и взиманием налогов и сборов, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечением к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах [18, с. 7-8].

Структура налогового правоотношения, как у любого правоотношения, представляет триаду элементов - субъекты налоговых правоотношений, объект налогового правоотношения и содержание налогового правоотношения, под которым понимаются как права и обязанности субъектов правоотношения, так и реализация прав и обязанностей в поведении субъектов.

Наиболее полно описал признаки данного вида правоотношений Н.П. Кучерявенко:

опосредованность их движением публичных денежных фондов;

их специфическое место в системе правоотношений, поскольку они обеспечивают финансовые основы целостности, сбалансированности развития общества;

исключительно денежный характер;

их возникновение, изменение и прекращение непосредственно на основании закона;

специфическая характеристика субъектного состава и особенности правосубъектности участников налоговых правоотношений;

необходимость наличия в основе правового регулирования уплаты и взимания налогов и сборов четкой иерархической структуры элементов, без которых невозможна реализация налоговой обязанности;

уровень проявления властного характера при регулировании налогообложения (практически всегда это безусловная императивность);

целевая системность отношений, предполагающая реализацию основной цели поступления денежных средств в доходные части бюджета [6, с.165-169].

Что касается видов налоговых правоотношений, то они классифицируются по следующим основаниям:

в зависимости от функций, выполняемых нормами права - регулятивные и охранительные отношения;

по характеру правовых норм - материальные и процессуальные налоговые отношения;

по структуре юридического содержания - простые и сложные правоотношения;

в зависимости от их юридического объекта - основные и производные налоговые отношения;

по субъектному составу - отношения, возникающие между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, а также между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по поводу установления и введения налогов и сборов; и отношения между государством в лице его органов (муниципальными образованиями) и налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений по поводу взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения;

по структуре межсубъектных связей - относительные и абсолютные;

по времени: временные и постоянные [все изложенное по: 18, с. 9-10];

в зависимости от функций, выполняемых нормами права, - общерегулятивные, конкретно-регулятивные, комплексные и охранительные [7, с. 31];

общие (носят денежный характер и возникают по поводу исполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности) и специальные (возникают в процессе реализации этой обязанности налогоплательщика перед государством между плательщиком, банком, налоговыми органами и т.п.) [8, с. 130];

имущественные и неимущественные [11, с. 122].

1. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003.

2. Евтушенко В.Ф. Понятие и признаки налогового правоотношения в аспекте современного налогового права // Финансовое право. 2005. N 9. С. 2-4.

3. Казаков В.В. Налоговая политика, налогообложение, налоговые правоотношения - основополагающие категории в системе налогового права // Финансовое право. 2011. N 7. С. 26-28.

4. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева (автор главы Ногина О.А.). М., 2001.

5. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001.

6. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 2 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Д.М. Щекина. М., 2009.

7. Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков, 2001.

8. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997.

9. Налоговое право: учебник. Под ред. Е.Ю. Грачевой, О.В. Болтиновой (автор главы Грачева Е.Ю.). М., 2012.

10. Налоговое право России: Учебник / Отв. ред. Крохина Ю.А. (автор главы Карасева М.В.). М., 2004.

11. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учебное пособие. М., 2009.

12. Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. М., 1997.

13. Тютин Д.В. Налоговое право. Курс лекций.

14. Финансовое право. Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева (автор главы Химичева Н.И.). М., 2003.

15. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой (автор главы Грачева Е.Ю.). М., 2000.

16. Финансовое право. Учебник. Под ред. И.И. Кучерова (автор главы Кобзарь-Фролова М.Н.). М., 2010.

17. Цыпкин С.Д. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. М., 1955.

18. Яговкина В.А. Налоговое правоотношение (теоретико-правовой аспект): Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2003.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Законодательное понятие и признаки налоговых правоотношений

В ст. 2 НК РФ закреплено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. Также Налоговый кодекс РФ регламентирует правоотношения по налоговому контролю, обжалованию актов налоговиков, действий (бездействий) чиновников соответствующих инстанций и привлечению к ответственности после совершения налогового правонарушения.

Налоговые правоотношения характеризуются следующими признаками:

  • обычно финансовый плюс властно-публичный формат, поскольку государство непосредственно (либо с помощью уполномоченных органов) обязательно участвует в налоговых правоотношениях (НПО);
  • так как участники рассматриваемых отношений не могут свободно устанавливать, прекращать или менять их определенно-категоричную форму, возникновение, корректировка и окончание обозначенных отношений происходит через нормативно-правовые акты (императивная природа);
  • порождение в результате фискальной деятельности, обращенной на создание, направление, перенаправление и применение различных денежных фондов (государственных и муниципальных), попадающих в бюджет вследствие того, что с плательщиков взимаются разные виды налогов и сборов.

Структура НПО

Наряду с любым другим, рассматриваемое правоотношение обладает собственным строением из следующих элементов:

  1. Субъекты.
  2. Объекты.
  3. Содержание.

Субъекты (их список полностью приведен в ст. 9 НК РФ ) — лица с юридической связью между собой. Среди них в роли одной стороны присутствуют налогоплательщики, плательщики сборов, прочие лица с обязанностями, а роль другой исполняют фискальные органы (их должностные лица) как государственные представители, муниципалитеты.

Объекты — то, по поводу чего соответствующие правоотношения образуются. В том числе это могут быть налоги, сборы, чья размерность определяется фискальным законодательством. Здесь же указаны особенности их взимания, уплаты, воплощение объединенного с этим контроля, наложение надлежащей ответственности, обжалование актов фискальщиков, действий (бездействий) чиновников соответствующих инстанций.

Содержание — права плюс обязанности субъектов, подробнее можно узнать в гл. 3 , 5 НК РФ .

Виды налоговых правоотношений

Для выделения тех или иных видов НПО существуют различные квалифицирующие признаки (сразу оговоримся, что, помимо приведенных нами, существуют и другие разграничивающие критерии):

  1. Нацеленность: дифференцирует правоотношения на основные и обеспечительные. Ключевые права и обязанности участников (установление уплаты обязательного платежа) вводятся первыми, а вторые способствуют использованию прав и исполнению обязанностей (постановка на налоговый учет, проведение соответствующих проверок).
  2. Сущность: группирует виды отношений следующим образом: обжалования актов налоговиков, а также действия (бездействия) служащих соответствующих инстанций, привлечение к налоговой ответственности за соответствующие правонарушения, фискальный контроль, введение, взимание налогов и сборов.
  3. Характер связей участников: разграничивает виды правоотношений на абсолютные и относительные. В первых четко установлен только один участник (введение обязательных платежей), здесь уполномоченный орган принимает подобающий, обязывающий неопределенное число лиц нормативный акт. Во второй группе у конкретных налогоплательщиков одновременно есть и определенные обязанности, и соответствующие права (фискальный контроль).
  4. Субъектный состав: подразделяет виды НПО на начинающиеся между:
    • государством (уполномоченными им органами) и налогоплательщиками, плюс иными участниками НПО (привлечение к налоговой ответственности, оспаривание действий (бездействий) служащих ФНС и актов фискальщиков, осуществление фискального контроля, взимание обязательных платежей;
    • РФ и ее субъектами; РФ и муниципалитетами; российскими субъектами и муниципалитетами (введение налогов и сборов).
  5. Материальные и процессуальные виды: рассматриваемые отношения разделяет природа фискальных норм. Через первые реализуются те или иные материальные права и обязанности (подсчет, уплата налога либо сбора и др.). Через вторые действуют различные порядки (привлечение к фискальной ответственности, обжалования актов налоговиков, предписание, осуществление ими проверок и т. д.).
  6. Функциональность правовых норм: выделяет регулятивные и охранительные виды НПО. Первые позволяют устанавливать, взимать налоги и сборы, вторые — налагать фискальную ответственность.

§ 4. Налоговые правоотношения. Субъекты и объекты налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.
Содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки и обязанность налоговых компетентных органов обеспечить уплату налога.
Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ “налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы”. Указанные в данной статье плательщики налогов зачастую именуются налогоплательщиками.
Наряду с организациями и физическими лицами плательщиками налогов являются и индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве (например, частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и т.д.).
Итак, к участникам налоговых правоотношений относятся (ст. 9 НК РФ):
- организации и физические лица;
- налоговые агенты — лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.) в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
- Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения;
- Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения;
- государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке прием и взятие налогов и сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов, именуемые сборщиками налогов и сборов (ст. 25 НК РФ);
- Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты и отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные финансовые органы при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов;
- органы государственных внебюджетных фондов;
- Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения.
Впервые об участниках налоговых правоотношений говорилось в Законе РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г., где также дан общий перечень их прав и обязанностей. Конкретизированы эти права и обязанности в законодательных и иных актах, относящихся к конкретному налоговому платежу*.
---------------------
* Финансовое право: Учебник /Под ред. проф. Н.И. Химичевой. — С. 284.

Налоговый кодекс РФ уточнил содержание прав и обязанностей участников налоговых правоотношений.
Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют следующие права (ст. 21 НК РФ):
- получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах;
- получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок;
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;
- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;
- обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- требовать соблюдения налоговой тайны;
- требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Данные права налогоплательщиков имеют отношение и к плательщикам сборов. Налогоплательщикам также гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
В перечне обязанностей налогоплательщиков Налоговый кодекс РФ выделил две группы:
1) общие обязанности для организаций и физических лиц;
2) дополнительные обязанности, относящиеся только к налогоплательщикам — организациям и индивидуальным предпринимателям.
В первую группу входят следующие обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов:
- уплатить законно установленные налоги;
- встать на учет в налоговых органах;
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
- представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
- предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные налоги;
- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Во вторую группу входят налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, которые помимо общих обязанностей должны сообщать в налоговый орган по месту учета следующую информацию:
- об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;
- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
- об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
- об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
Следовательно, для налогоплательщиков и плательщиков сборов на первом месте стоит обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы. Эта обязанность также закреплена Конституцией РФ, в ст. 57 которой сказано, что “каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. ”.
Понятие уплаты налога за счет собственных средств еще не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредственно (т.е. со своего счета или из своего кармана). Налог может быть уплачен его представителем. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 26, 27, 29 НК РФ).
Различают два вида представительства: по закону и по назначению.
Представительство по закону. Например, в соответствии с законодательством Российской Федерации доход несовершеннолетних не включается в доход декларантов, а составляется самостоятельная декларация. Это уплата налогов родителями, опекунами, попечителями.
Представительство по назначению. Данный вид представительства используется, в частности, в том случае, когда налогоплательщик поручает третьему лицу уплатить налог в бюджет за счет долга, который причитается налогоплательщику от этого лица. Причем сумма долга сокращается на сумму налога, уплаченную этим лицом от имени налогоплательщика.
Экономические отношения налогоплательщиков и государства строятся на основе принципа физического присутствия (резидентства). Этот принцип позволяет различать две группы налогоплательщиков: резиденты и нерезиденты. Такое различие связано с неодинаковым налогообложением данных категорий.
Резиденты несут полную налоговую обязанность, у нерезидентов — ограниченная налоговая обязанность. Различен и порядок декларирования доходов и уплаты налогов. В тех случаях, когда критерия постоянного местожительства недостаточно для определения места налогообложения лица (например, наличие двойного резидентства), используются дополнительные признаки:
- место расположения постоянного жилища;
- центр жизненных интересов (личные и экономические связи);
- место обычного проживания;
- гражданство.
Если в результате последовательного применения указанных критериев нельзя установить постоянное местожительство физического лица, то этот вопрос решается в процессе переговоров налоговых органов заинтересованных государств.
Правила определения резидентства для физических и юридических лиц имеют существенные различия.
С точки зрения налогового права статус юридического лица устанавливается резидентством на основе следующих признаков: инкорпорации, юридического адреса, места функционирования центрального органа управления и контроля, места проведения оперативно-календарного управления организацией, деловой цели организации.
Признак инкорпорации. Лицо признается резидентом в стране, если оно в ней основано (зарегистрировано). По законодательству Российской Федерации юридические лица (все предприятия, учреждения, организации) являются ее резидентами и уплачивают в России налог с прибыли, полученной как на ее территории, так и где бы то ни было, в том числе и в случае неведения этими лицами бизнеса в России.
Признак юридического адреса. Лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало здесь свой юридический адрес.
Признак места функционирования центрального органа управления и контроля. Лицо признается резидентом в стране, если с ее территории осуществляется центральное (общее) руководство компании и контроль за ее деятельностью.
Признак места проведения оперативно-календарного управления организации. Лицо признается резидентом в стране, в которой осуществляет текущее и оперативное управление деятельностью компании.
Признак, деловой цели организации. Лицо признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на ее территории.
Определенные по признакам резидентства юридические лица подразделяются на группы с учетом следующих признаков: форма собственности, организационно-правовая форма, численность работающих на предприятии, вид хозяйственной деятельности.
1. Форма собственности. Конституция РФ провозглашает равенство различных форм собственности (ч. 2 ст. 8). Однако существует неравенство в налогообложении различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и т.д.). Указанное неравенство является следствием объективных особенностей создания и функционирования организаций различных форм собственности. Так, особенность госбюджетных организаций проявляется в том, что они создаются и финансируются государством (т.е. оно является их собственником). Поэтому взимать с госбюджетных организаций налоги нецелесообразно, так как в результате подобной операции не получают доход ни государство как собственник, ни госбюджетные организации.
2. Организационно-правовая форма существенно влияет на порядок и размеры налогообложения. Предприятия различных организационно-правовых форм имеют неодинаковые льготы налогообложения. Освобождаются от налогов общественные организации, фонды, банки и другие организации, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. По численности работающих на предприятии. Законодательство Российской Федерации выделяет группу малых предприятий, имеющих существенные льготы в отношении налога на прибыль, НДС. К таким относятся предприятия любой организационно-правовой формы и форм собственности, насчитывающие следующее количество работающих:
- в строительстве — до 200;
- в промышленности — до 100;
- в других отраслях производственной сферы — до 50;
- в отраслях непроизводственной сферы — до 15 человек.
4. По видам хозяйственной деятельности. Целый ряд льгот по налогу на прибыль направлены на стимулирование отдельных отраслей производства, признанных приоритетными. Например, путем использования метода ускоренной амортизации активной части основных фондов. Сущность этого метода заключается в том, что государство как бы финансирует предприятие, разрешая ему значительно увеличить амортизационный фонд.
Объекты налоговых правоотношений. В соответствии с ГК РФ (ст. 128) к объектам гражданских прав относятся вещи (недвижимое и движимое имущество), включая и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и исключительные права на них, интеллектуальная собственность; нематериальные блага. Следовательно, под объектом права понимается то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений. Наличие объекта налогообложения является фактическим обстоятельством (основанием) взимания налога, так как он позволяет владельцу получить определенный доход, прибыль и т.п.
В соответствии с действующим законодательством объектами налогообложения могут быть (ст. 38 НК РФ):
- операции по реализации товаров (работ, услуг);
- имущество, прибыль, доход;
- стоимость реализованных товаров;
- стоимость выполненных услуг;
- иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с которым законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу.
Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации; работой — деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и физических лиц; услугой — деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления данной деятельности.
Следовательно, на основе действующего законодательства объекты налогообложения следует рассматривать с позиции материальных и нематериальных объектов.

Предметом налогового права выступает круг общественных отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Понятие и особенности налоговых отношений

Под налоговыми правоотношениями в законодательстве принято традиционно понимать все отношения, которые возникают между лицами в налоговой сфере или подчиняются нормам Налогового Кодекса, иных нормативно-правовых актов.

Согласно статье 2 Налогового Кодекса, налоговые отношения, возникающие между участниками, носят властный характер. Именно налоговое законодательство регулирует такие важные вопросы, как:

  • установление размера налоговой выплаты;
  • процесс взимания;
  • процесс перевода полученных со сборов средств в бюджет;
  • контроль в налоговой сфере;
  • спорные моменты в отношения налоговой сферы.

Как и у любых других правоотношений, у данных есть свои особенности и нюансы, которые учитываются при внесении поправок в законодательстве. К основным особенностям относятся:

  • отношение к имущественному праву. Налоговые правоотношения, так или иначе, относятся к вещному праву, поскольку налогом облагается не только имущество, но и процедуры по его передаче другому лицу на правах собственности;
  • отношение к государственному бюджету. Налоговые правоотношения возникают в результате взаимодействия государства и организаций (муниципальных образований), которые выступают посредником между налогоплательщиком (следует понимать и как физическое лицо, и как юридическое) и государственным бюджетом;
  • властный характер отношений. Одна из сторон налоговых правоотношений – это банк или другая организация, проводящая средства налогоплательщика в государственный бюджет, а вторая – плательщик. При этом обе стороны друг другу не подчиняются, хотя и взаимодействуют в рамках налогового законодательства.

Таможенные сборы, их размер, взимание и взыскание, отношения, которые возникают в таможенной сфере, не относятся к налоговым правоотношениям и не подведомственны налоговому праву, за исключением тех случаев, которые предусмотрены в Налоговом Кодексе.

Участники отношений и их взаимодействие

Одной стороной в налоговых правоотношениях всегда является государство, которое представляет или налоговый орган, или таможенная структура, или муниципалитет – любое лицо (следует понимать, как организация). Другой стороной выступает налогоплательщик, которым может быть как частное (физическое) лицо, так и организация (юридическое лицо), а так же индивидуальный предприниматель.

Согласно статье 9 Налогового Кодекса, предусмотрен и такой участник налоговых правоотношений, как налоговый агент.

Это может быть любое лицо/организация, которое наделено законодательством правом взимать, перечислять и изыскивать сборы и налоги в пользу государственного бюджета. У налогового агента есть свои обязанности, которые четко прописаны в статье 24 Налогового Кодекса. В частности:

  • оповещать налоговый орган, к которому относится, об отсутствии возможности взыскать с плательщика необходимой суммы сбора или налога, а также о размере задолженности. Законодательством предусмотрен срок в один календарный месяц. Исчисляется он с того момента, когда налоговому агенту стало известно о факте невозможности изыскания;
  • учитывать все налоговые движения средств подведомственных плательщиков. В том числе и того, сколько было начислено к уплате средств, и того, сколько фактически их было начислено в государственный бюджет;
  • хранить документы, в которых отображены налоговые движения плательщиков. Законодательством предусмотрен срок в четыре года. На протяжении всего этого срока налоговый агент обязан обеспечивать сохранность всей документации.

Существующие виды отношений в налоговой сфере

Согласно статье 12 Налогового Кодекса, существует несколько больших категорий в сфере налоговых правоотношений:

  • федерального уровня;
  • регионального уровня;
  • местного уровня.

Средства, которые подлежат сбору с налогоплательщиков, федерального уровня устанавливаются на всей территории государства, независимо от территориальной предрасположенности. В качестве примера можно привести налог на доход физического лица, размер которого установлен в 13%.

Региональный уровень подразумевает установление размера средств, взимаемых с налогоплательщиков, определенного региона.

В качестве примера можно привести транспортный налог, сумма которого в каждом регионе устанавливается самостоятельно, на основе определенных факторов.

Местный уровень подразумевает установление размера средств, которые будут взиматься с плательщиков налогов и сборов в конкретном населенном пункте или округе. В качестве примера можно привести земельный налог, который определяется не в целом регионе, а в отдельном его округе. Так, земельный налог в городе может оказаться выше, чем в городском округе (за чертой города).

Согласно статье 12 Налогового Кодекса, устанавливаемые налоги, а так же сборы с плательщиков, не могут устанавливаться в разрез законодательству, независимо от категории налога. Так, если законодательством не предусмотрено взимание средств в пользу государства за покупку домашнего животного, то ни на местном, ни на федеральном, ни на региональном уровне такой налог не может быть установлен.

Установление, взимание, введение налоговых сборов и налогов

Налог или сбор считается установленным и подлежащим взиманию только при определенных условиях. Согласно статье 17 Налогового Кодекса, к таким условиям относят:

  • наличие установленного периода для обложения налогом;
  • наличие установленного объекта для налога или сбора;
  • определенная ставка, которая действует весь период;
  • существует и определен период для уплаты сбора или налога;
  • определена налоговая база, относительно которой будут вестись расчеты.

Законодательством предусмотрено добровольное и своевременное внесение налоговых средств плательщиком. Однако получается так далеко не всегда. В этом случае взимание сборов и налогов осуществляется уполномоченными лицами, которые не только взыскивает необходимую для уплаты задолженности сумму, но и дополнительно взимают еще и штрафные средства, если это предусмотрено законодательством. Именуются такие средства – пенями.

Введение налоговых сборов зависит от того, к какой категории относится сбор или налог.

Если он установлен на федеральном уровне, то вводится сбор на уровне всей федерации путем внесения поправок в действующее законодательство (в частности – в Налоговый кодекс). Если сбор предусмотрен на региональном уровне, то его введение осуществляется путем составления соответствующего нормативно-правового акта, обязательного к исполнению. Аналогичная ситуация с местными налогами и сборами. При этом новый налог не может противоречить действующему Налоговому кодексу. Если вид налога в кодексе не предусмотрен, то на региональном и местном уровне он введен быть не может.

Налоговый контроль

Главная функция контроля в налоговой сфере – это проверка на исполнение законодательных норм всех участников налоговых правоотношений. В том числе и своевременная уплата налогов или сборов в пользу государства со стороны плательщиков, а так же исполнительность налоговых агентов.

Уполномоченные лица от организаций, которые установлены в качестве налоговых контролеров, вправе проводить проверки и осуществлять мониторинг за исполнением законодательства. Более того контроль может носить как публичный, так и тайный характер. Налоговый орган, осуществляющий контроль, может проводить как плановые проверки, так и внеплановые на свое усмотрение. В том числе с выездом к плательщику для проверки достоверности данных. Чаще всего это касается организаций, которые используют имущество для получения прибыли, что облагается отдельным налогом.

Отношения, возникающие в результате налогового контроля, так же являются налоговыми правоотношениями. Законодательством предусмотрено использование и хранение только той информации, и тех данных, которые были получены уполномоченными организациями законным путем, предусмотренным Налоговым кодексом и соответствующими нормативно-правовыми актами. Все, что не попадает под ведомство Кодекса и нормативных актов, считается недостоверной и незаконной информацией, использование которой запрещено, равно как и распространение.

Читайте также: